Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ДЕЙСТВИЯ ОЦЕНКИ КАК РЕГУЛЯТИВНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ДЕЙСТВИЯ ОЦЕНКИ КАК РЕГУЛЯТИВНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

421
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ДЕЙСТВИЕ ОЦЕНКИ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Вера Анатольевна, Шохирева Анна Евгеньевна

Умение оценивать свои действия - одно из важнейших универсальных учебных действий ученика начальной школы. Требование к формированию действия оценки представлено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования Российской Федерации. В статье анализируются редакции государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных организаций России, которые представляют различные требования к формированию умения оценивать у младших школьников. В статье также представлены результаты эмпирического исследования проблемы диагностики действия оценки как регулятивного универсального учебного действия в начальной школе, проведенного в форме анкетирования на выборке учителей начальных классов городских и сельских школ. Результаты эмпирического исследования позволили показать разнообразие используемых диагностических методик. Наиболее распространенными методиками названы методики ЭМУ-Эрудит», «Оценка уровня сформированности учебной деятельности», «Кластер качества ПГГПУ». Проведенный опрос учителей показал, что большинство педагогов признают актуальность методик диагностики действия оценки, которые они применяют в своей деятельности. Методом кластерного анализа выделены трудности педагогов и учащихся в процессе формирования действия оценки. В результате исследования установлено, что трудности педагогов и учащихся могут быть вызваны объективными причинами - изменением требований к формированию действия оценки в разных редакциях федерального государственного стандарта начального общего образования. Кроме того, необходим дальнейший поиск методов и приемов формирования умений оценки в начальной школе в рамках урочной и внеурочной деятельности детей. Отмечена необходимость дальнейшего исследования проблемы диагностики действия оценки младших школьников в педагогическом аспекте и в аспекте управления образовательной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Вера Анатольевна, Шохирева Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DIAGNOSTIC ASSESSMENT ACTION AS A REGULATORY LEARNING SKILL IN PRIMARY SCHOOL

The ability to evaluate one's own actions is one of the most important universal educational actions of an elementary school student. The requirement to form an assessment action is presented in the Federal State Educational Standard of Primary General Education of the Russian Federation. The article analyzes versions of the state educational standard of primary general education for general educational organizations in Russia, which present different requirements for the formation of the ability to assess in younger students. The article also presents the results of an empirical study of the problem of diagnosing the assessment action as a regulatory universal educational action in primary school, conducted in the form of a questionnaire survey on a sample of primary school teachers in urban and rural schools. The results of empirical research have shown a variety of diagnostic techniques used. The most common methods are called the EMU-Erudite methodology, "Assessment of the level of formation of educational activities", "Quality cluster of PSHPU". The survey of teachers showed that the majority of teachers recognize the relevance of the methods for diagnosing the assessment action, which they use in their activities. The method of cluster analysis highlighted the difficulties of teachers and students in the process of forming the assessment action. As a result of the study, it was found that the difficulties of teachers and students can be caused by objective reasons - changes in the requirements for the formation of the assessment action in different editions of the federal state standard of primary general education. In addition, it is necessary to further search for methods and techniques for the formation of assessment skills in primary school in the framework of the lesson and extracurricular activities of children. The need for further research of the problem of diagnosing the action of assessing younger schoolchildren in the pedagogical aspect and in the aspect of managing an educational organization is noted.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ДЕЙСТВИЯ ОЦЕНКИ КАК РЕГУЛЯТИВНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 7. С. 26-34. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 7. P. 26-34.

Научная статья УДК 373.3

doi: 10.24412/2712-827Х-2021 -7-26-34

1 2 Вера Анатольевна Захарова , Анна Евгеньевна Шохирева

1 2

' Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия 1zaharova_va@pspu.ru 2shohirevaanna@ya.ru

Проблема диагностики действия оценки как регулятивного учебного действия в начальной школе

Аннотация: Умение оценивать свои действия - одно из важнейших универсальных учебных действий ученика начальной школы. Требование к формированию действия оценки представлено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования Российской Федерации. В статье анализируются редакции государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных организаций России, которые представляют различные требования к формированию умения оценивать у младших школьников. В статье также представлены результаты эмпирического исследования проблемы диагностики действия оценки как регулятивного универсального учебного действия в начальной школе, проведенного в форме анкетирования на выборке учителей начальных классов городских и сельских школ. Результаты эмпирического исследования позволили показать разнообразие используемых диагностических методик. Наиболее распространенными методиками названы методики ЭМУ-Эрудит», «Оценка уровня сформированное™ учебной деятельности», «Кластер качества ПГГПУ». Проведенный опрос учителей показал, что большинство педагогов признают актуальность методик диагностики действия оценки, которые они применяют в своей деятельности. Методом кластерного анализа выделены трудности педагогов и учащихся в процессе формирования действия оценки. В результате исследования установлено, что трудности педагогов и учащихся могут быть вызваны объективными причинами - изменением требований к формированию действия оценки в разных редакциях федерального государственного стандарта начального общего образования. Кроме того, необходим дальнейший поиск методов и приемов формирования умений оценки в начальной школе в рамках урочной и внеурочной деятельности детей. Отмечена необходимость дальнейшего исследования проблемы диагностики действия оценки младших школьников в педагогическом аспекте и в аспекте управления образовательной организацией.

Ключевые слова: оценка, действие оценки, регулятивные универсальные учебные действия, младший школьник, функциональная грамотность

Для цитирования: Захарова В.А., Шохирева А.Е. Проблема диагностики действия оценки как регулятивного учебного действия в начальной школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 7. С. 26-34. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-7-26-34

Original article

The problem of diagnostic assessment action as a regulatory learning skill in primary school

12 Vera A. Zakharova , Anna E. Shohireva

1 2

, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 1zaharova_va@pspu.ru 2shohirevaanna@ya.ru

© Захарова В.А., Шохирева А.Е., 2021

Abstract. The ability to evaluate one's own actions is one of the most important universal educational actions of an elementary school student. The requirement to form an assessment action is presented in the Federal State Educational Standard of Primary General Education of the Russian Federation. The article analyzes versions of the state educational standard of primary general education for general educational organizations in Russia, which present different requirements for the formation of the ability to assess in younger students. The article also presents the results of an empirical study of the problem of diagnosing the assessment action as a regulatory universal educational action in primary school, conducted in the form of a questionnaire survey on a sample of primary school teachers in urban and rural schools. The results of empirical research have shown a variety of diagnostic techniques used. The most common methods are called the EMU-Erudite methodology, "Assessment of the level of formation of educational activities", "Quality cluster of PSHPU". The survey of teachers showed that the majority of teachers recognize the relevance of the methods for diagnosing the assessment action, which they use in their activities. The method of cluster analysis highlighted the difficulties of teachers and students in the process of forming the assessment action. As a result of the study, it was found that the difficulties of teachers and students can be caused by objective reasons - changes in the requirements for the formation of the assessment action in different editions of the federal state standard of primary general education. In addition, it is necessary to further search for methods and techniques for the formation of assessment skills in primary school in the framework of the lesson and extracurricular activities of children. The need for further research of the problem of diagnosing the action of assessing younger schoolchildren in the pedagogical aspect and in the aspect of managing an educational organization is noted.

Keywords: assessment, assessment action, regulatory universal learning action, primary school student, functional literacy

For citation: Zaharova V.A., Shohireva A.E. The problem of diagnostic assessment action as a regulatory learning skill in primary school. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;7:26-34. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-7-26-34

Введение

Одной из основных задач начального образования, которую выделяет федеральный государственный образовательный стандарт, является формирование универсальных учебных действий (УУД) младших школьников [Ковалева 2009]. УУД - это основа умения учиться, которые включают в себя личностные действия, регулятивные действия, познавательные действия, коммуникативные действия. Именно регулятивные универсальные учебные действия (РУУД) обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. В основе РУУД содержатся следующие действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция [Асмолов 2008].

Действие оценки - одно из важнейших умений в процессе формирования функциональной грамотности, где важно умение оценить полученные при изучении школьных дисциплин знания и умения и их применимость к конкретной практической ситуации [Басюк, Ковалева 2019; Крузе, Безукладников, Вертьянова 2021; Безукладников и др. 2012; Егоров, Захарова, 2021; Образовательная система «Школа 2100» 2003; Функциональная грамотность младшего школьника 2018].

Основная часть

В педагогике активно обсуждается оценочная деятельность учителя [Безукладников, Готлиб 2021; Мосина 2020; Скрипова 2019; Скрипова, Шабалина 2020]. В нашем исследовании мы обращаемся к оценочным умениям младших школьников. Понятие «оценки» рассматривается часто в сочетании или как синоним понятию «контроль» [Кузнецова 2017]. В педагогике термин «оценка» имеет отношение к выражению результата выполненной учебной работы. В настоящей статье при анализе редакций нормативных документов использованы термины, которые применяют авторы той или иной редакции документа. В эмпирической части исследования использован термин «оценка», отражающий педагогические аспекты, в то время как термин «контроль» отражает в большей степени аспекты управления.

Анализ редакций федерального государственного стандарта начального общего образования в аспекте требований к формированию действия оценки

младших школьников

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС НОО), начиная с 2009 года, содержит требования к формированию универсальных учебных действий (метапредметных результатов). Сравним требования, представленные в разных редакциях стандарта, в части исследуемых регулятивных учебных действий.

ФГОС, утвержденный в 2009 году и действующий до 1 сентября 2022 года [Приказ Министерства образования и науки 2015], содержит перечень регулятивных умений, касающихся действия оценки и контроля:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Проект новой редакции ФГОС НОО [Проект новой редакции федерального государственного образовательного стандарта], предложенный для обсуждения педагогическому сообществу в 2018-2019 учебном году, включал развернутые характеристики регулятивных умений, в части умения контроля и оценки, описывая характеристики выпускника начальной школы:

- оценивает способы достижения результата, определяет более эффективные;

- устанавливает причины успеха/неудач деятельности; корректирует свои учебные действия для преодоления ошибок;

- контролирует результаты и процесс деятельности.

Новая редакция Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Министерства Просвещения от 31 мая 2021 г. № 286 (далее - ФГОС НОО 2021) [Приказ Министерства просвещения 2021], содержит применительно к уровням начального и основного общего образования следующие универсальные регулятивные действия: контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания (далее - универсальные регулятивные действия). Для начальной школы учебные действия, исследуемые нами, конкретизируются как самоконтроль, включая умения устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Результаты эмпирического исследования проблемы диагностики действия оценки

учеников начальных классов

Реализация государственного образовательного стандарта всегда связана с возможностью измерения результатов. Для того чтобы рассмотреть текущее состояние исследуемой проблемы в педагогической практике, нами было проведено эмпирическое исследование в форме анкетирования по теме «Диагностика действия оценки как регулятивного УУД в начальной школе».

В исследовании приняли участие 34 респондента. Педагогический стаж участников исследования разнообразен: основную часть составили педагоги, работающие в школе более 25 лет (35 %), четвертую часть (26 %) - педагоги со стажем от 20 до 25 лет, пятую часть (18 %)

представляют учителя, работающие от 1 года до 5 лет, шестую часть (15 %) занимают педагоги, работающие от 6 до 14 лет, и учителя со стажем от 15 до 19 лет составляют (6 % респондентов).

Большинство из респондентов преподают в 4 классе (32 %), четверть учителей - во 2 классе (26 %), равное количество обучают 1 и 3 классы (23 %), также один из педагогов ведет разновозрастной коррекционный класс.

Расположение школ, в которых работают участники анкетирования, представляет как городскую, так и сельскую местность: основная часть (70,6%) работает в городе с населением больше 1 млн. человек; четверть респондентов (20,6 %) - в сельской местности; учителя, преподающие школе, расположенной в районном центре, составляют 8,8 %.

В ходе анкетирования учителям предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Как Вы диагностируете сформированность действия оценки?

2. Насколько актуальной Вы считаете используемую диагностику?

3. Какие затруднения возникают у учащихся при формировании действия оценки?

Раскроем результаты анализа ответов учителей на вопросы. Исходя из ответов, данных

на первый вопрос «Как Вы диагностируете сформированность действия оценки», можно сделать вывод о том, что третья часть учителей (38,2 %) используют диагностику «ЭМУ-Эрудит» [Конкурсы «Эму-эрудит»], примерно равное количество (35,3 %) пользуются диагностикой «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» [Репкина, Заика 1993], на третьем месте стоит диагностика «Кластер качества ПГГПУ» (11,8 %) [Официальный сайт проекта «Кластер качества ПГГПУ»].

Небольшое количество педагогов (2,9 % на каждый ответ) дали следующие ответы: использую диагностику «Выкладывание узора из кубиков», использую полиатлон-мониторинг, использую свою дефектологическую диагностику, провожу итоговое тестирование, не диагностирую.

Кэк Вы диагностируете сформированность действия

■ С тэмош>юдиагностики"Оц*н1<а уровня СфОрг* Ир Ойй ННОСТИ уЧ^биОЙ ДМТ&ЛЬНОСТИ'ЧПВ, Репиина. £6 Заика)

• С помощью диагностик и

" ВЫКЛаДЫВМНВ УК1М ИЗ иубниоб1-(П,Я. Гальперин)

• С помои: ЬЮ ДИЗГНОСТИИ и "ЭМУ-5 руди Г (Цеитрраовитм я молодели >

. Спомои*ыодиэгиости1<11"Класт£Р

на честна ПГГПУ" (ФГБОТВО ПГГПУ)

■ Полиатло Н-MD Н ИТ Ори нг

■ Используюсвоюд&ретчогическую диагностику

Рис 1. Используемые методики диагностики действия оценки младших школьников

На второй вопрос «Насколько актуальной Вы считаете используемую диагностику» были даны следующие ответы: большинство респондентов (85,2 %) считают используемую диагностику актуальной, всего (2,9 %) ответили, что считают используемую диагностику неактуальной, и у восьмой части учителей (11,7 %) данный вопрос вызвал затруднение.

Полученные данные могут говорить о недостаточной информированности учителей в исследуемом вопросе, так как выбор диагностического материала должен быть обоснован с различных точек зрения.

Насколько актуальной Вы считаете данную

диагностику?

4 ■ Считаю актуальной

1

■ Считтаю

неактуальной

■ Затрудняюсь

ответить

29

Рис 2. Оценка актуальности участниками опроса методики диагностики действия оценки

младших школьников

Исследование ответов на третий вопрос «Какие затруднения возникают у учащихся при формировании действия оценки» было проведено методом кластерного анализа. Ответы педагогов разделены на кластеры нескольких уровней.

Около четверти (23 %) опрошенных учителей указывают на завышенную либо заниженную самооценку младшего школьника. Пятая часть учителей (20 %) отметили, что учащиеся не испытывают затруднения при формировании данного регулятивного УУД. Другие примеры ответов, разделенные на группы «трудности учащихся» и «трудности учителя», представим в таблице 1.

Таблица 1. Трудности учащихся и трудности учителя при формировании действия оценки учеников начальных классов

_Трудности учащихся_

«Бывают сложные задания, не соответствующие возрасту ребенка»

«Учащиеся не всегда могут обосновать оценку хорошо выполненной работы, то есть моменты, которые ещё плохо усвоены, или представляли реальную причину плохо выполненного или невыполненного задания»

«Невнимательно читают задание, поэтому затрудняются ответить» «Не могут себя оценить, сомневаются в правильном выборе» «Умение контролировать свою деятельность»

«Трудности в оценивании»_

«Не умение спланировать свою деятельность» «Оценка результатов деятельности»

«Самостоятельное формулирование познавательной цели» «Выделить предмет оценки»

_Трудности учителя_

«Учитель специально не планирует работу по формированию действия оценки; отсутствие оценки за способом действий (присутствует оценка по результату); отсутствие критериального оценивания; нечеткие критерии выдвигаемые учителем или однообразная оценка на каждом уроке (аккуратно, правильно); пятибальная отметочная система не позволяет отслеживать динамику школьной успешности (ученик за примеры деление с остатком получает тройки и не понимает где у него ошибки, то есть нет оценки за способом действия: не знает ли таблицу умножения, не умеет ли вычитать и т. д)»

«Удерживать в голове критерии оценивания»

«Критерии»_

«Незнание критериев»_

«Объективность» «Правильность оценивания» «Адекватность оценки»

«Не хватает времени»_

Заключение

Таким образом, на основании анализа трех редакций ФГОС НОО выявлены различия в ожиданиях государства от выпускника начальной школы в части действий контроля и оценки, в новой редакции ФГОС НОО, на наш взгляд, требования адекватны возрастным возможностям младших школьников. На основании результатов эмпирического исследования выделены наиболее часто используемые диагностики сформированности действия оценки как регулятивного универсального учебного действия, а также затруднения учащихся, которые они испытывают при формировании данного регулятивного универсального учебного действия.

Проведенное исследование показало трудности, возникающие в работе учителей начальных классов, вызванные объективными причинами (изменение требований к соответствующим результатам в разных редакциях ФГОС НОО) и необходимость дальнейшей работы, направленной на понимание педагогами актуальных требований ФГОС НОО к выпускникам начальной школы, а также на поиск методов и средств для организации целенаправленной работы с младшими школьниками.

Отметим также, что в перспективе было бы интересно исследовать возможности анализа и обработки результатов диагностики, предоставляемые авторами той или иной диагностической методики, информационные соответствующего инструментария, возможность применения ее для решения диагностических (педагогических) и мониторинговых (управленческих) задач.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

2. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13-33.

3. Безукладников К.Э., Готлиб Д.Л. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1. С. 106-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45778243 (дата обращения: 05.08.2021).

4. Безукладников К.Э., Красноборова А.А., Крузе Б.А. Критериальное оценивание результатов образования [Электронный ресурс]. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2012. 126 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22746556 (дата обращения: 05.08.2021).

5. Егоров К.Б., Захарова В.А. Как организовать себя: опыт независимой оценки регулятивных умений в дистанционном учении и преподавании [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 186-196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46104123 (дата обращения: 05.08.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. М.: Просвещение, 2009. 120 с.

7. Конкурсы-исследования «ЭМУ» для школьников 1-11 классов [Электронный ресурс]. URL: https://emu.cerm.ru/ (дата обращения: 05.08.2021).

8. Крузе Б.А., Безукладников К.Э., Вертьянова А.А. Условия развития функциональной грамотности: Пушкин-центр как плацдарм для экспансии русского языка в ближнем и дальнем зарубежье [Электронный ресурс] // Язык и культура. 2021. № 53. С. 190-216. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45729544 (дата обращения: 05.08.2021).

9. Кузнецова М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: автореф. ... д. пед. н. [Электронный ресурс]. М., 2017. 22 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30441352 (дата обращения: 05.08.2021).

10. Мосина М.А. Инструменты формирующего оценивания в практике работы современной школы [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 18-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44261054 (дата обращения: 05.08.2021).

11. «Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: Сборник материалов / Под редакцией А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. 368 с.

12. Приказ Министерства образования и науки России от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения: 05.08.2021).

13. Проект новой редакции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=94553 (дата обращения: 05.08.2021).

14. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 05.08.2021).

15. Официальный сайт проекта «Кластер качества ПГГПУ» [Электронный ресурс]. URL: https://kraioko.pspu.ru/ (дата обращения: 05.08.2021).

16. Скрипова Ю.Ю. Приемы формирующего оценивания на уроках литературного чтения как средство развития полноценного восприятия художественного произведения [Электронный ресурс] // Педагогика и просвещение. 2019. № 3. С. 117-124. DOI 10.7256/2454-0676.2019.3.30148. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41811198 (дата обращения: 05.08.2021).

17. Скрипова Ю.Ю., Шабалина О.В. Особенности применения формирующего оценивания в коррекционно-развивающей деятельности учителя начальных классов [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 3. С. 36-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44310778 (дата обращения: 05.03.2021).

18. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка сформированное™ учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. 61 с.

19. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. М.: Российский учебник, 2018. 288 с.

References

1. Asmolov A.G., G.V. Burmenskaja, I.A. Volodarskaja. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deistviya v nachal'noi shkole: ot deistviya k mysli: posobie dlya uchitelya [How to design universal educational activities in primary school: from action to thought: teacher's manual]. Moscow: Prosveshchenie, 2008, 151 p. (In Russ.)

2. Basyuk V.S., Kovaleva G.S. Innovatsionnyi proekt Ministerstva prosveshcheniya «Monitoring formirovaniya funktsional'noi gramotnosti»: osnovnye napravleniya i pervye rezul'taty [Ministry of Education innovation project "Monitoring the formation of functional literacy": main directions a(In

Russ.)nd first results]. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika [Domestic and foreign pedagogy]. 2019, vol. 1, no.4 (61), pp. 13-33.

3. Bezukladnikov K.E., Gotlib D.L. Formirovanie funktsional'noi gramotnosti v osnovnoi shkole kak sposob povysheniya motivatsii ucheniya na urokakh inostrannogo yazyka [Developing functional literacy in the main school as a way to increase the motivation of teaching in foreign language lessons]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki [Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy]. 2021, no.1, pp. 106-117. DOI 10.15593,2224-9389,2021.1.8. Available at: https:.www.elibrary.ru,item.asp?id=45778243 (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

4. Bezukladnikov K.E., Krasnoborova A.A., Kruze B.A. Kriterial'noe otsenivanie rezul'tatov obrazovaniya [Benchmark assessment of educational outcomes]. Perm: Permskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet, 2012, 126 p. Available at: https:.www.elibrary.ru,item.asp?id=22746556 (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

5. Egorov K.B., Zakharova V.A. Kak organizovat' sebya: opyt nezavisimoi otsenki regulyativnykh umenii v distantsionnom uchenii i prepodavanii [How to organize yourself: experience of independent assessment of regulatory skills in distance learning and teaching]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review) [Scientific and Pedagogical Review]. 2021, issue. 3 (37), pp. 186-196. DOI: 10.23951,2307-6127-2021-3-186-196. Available at: https:.www.elibrary.ru,item.asp?id=46104123 (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

6. Kovaleva G.S., Loginova O.B. L.L. Alekseeva, S.V. Anashchenkova, M.Z. Biboletova. Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Planned outcomes of primary general education]. Moscow: Prosveshchenie, 2009, 120 p. (In Russ.)

7. Konkursy-issledovaniya «EMU» dlya shkol'nikov 1-11 klassov [Competitions-research "EMU" for schoolchildren 1 11 grades]. Available at: https:.emu.cerm.ru, (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

8. Kruze B.A., Bezukladnikov K.E., Vert'yanova A.A. Usloviya razvitiya funktsional'noi gramotnosti: Pushkin-tsentr kak platsdarm dlya ekspansii russkogo yazyka v blizhnem i dal'nem zarubezh'e [Conditions for the development of functional literacy: Pushkin Center as a bridgehead for the expansion of the Russian language in the near and far abroad]. Yazyk i kul'tura [Language and culture]. 2021, no.53, pp. 190-216. DOI 10.17223,19996195,53,13. Available at: https:.www.elibrary.ru,item.asp?id=45729544 (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

9. Kuznetsova M.I. Sistema kontrolya i otsenki obrazovatel'nykh dostizhenii mladshikh shkol'nikov kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya [The system of monitoring and evaluation of educational achievements of junior schoolchildren as a factor in improving the quality of education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2017, 22 p. Available at: https:www.elibrary.ru,item.asp?id=30441352 (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

10. Mosina M.A. Instrumenty formiruyushchego otsenivaniya v praktike raboty sovremennoi shkoly [Formative assessment tools in the practice of a modern school]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian research. Pedagogy and psychology]. 2020, no.1, pp. 18-27. Available at: https:.elibrary.ru,item.asp?id=44261054 (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

11. «Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla ["Educational system" School 2100. " Common Sense Pedagogy].A.A. Leont'eva. Moscow: Balass, 2003, 368 p. (In Russ.)

12. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossii ot 06.10.2009 N 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 06.10.2009 N 373 "On the approval and implementation of the federal state educational standard for primary general education"]. Available at: http:www.consultant.ru,document,cons_doc_LAW_96801,ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c, (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

13. Proekt novoi redaktsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Draft new version of the federal state educational standard for primary general education]. Available at: https:.regulation.gov.ru,projects#npa=94553 (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

14. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossii ot 31.05.2021 N 286 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of Russia from 31.05.2021 N 286 "On approval of the federal state educational standard for primary general education"]. Available at: http:.publication.pravo.gov.ru,Document,View,0001202107050028 (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

15. Ofitsial'nyi sait proekta «Klaster kachestva PGGPU» [The official website of the project "Quality Cluster of PGGPU"]. Available at: https:.kraioko.pspu.ru, (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

16. Skripova Yu.Yu. Priemy formiruyushchego otsenivaniya na urokakh literaturnogo chteniya kak sredstvo razvitiya polnotsennogo vospriyatiya khudozhestvennogo proizvedeniya [Techniques of formative evaluation in literary reading lessons as a means of developing a full-fledged perception of an artistic work]. Pedagogika i prosveshchenie [Pedagogy and education]. 2019, no.3, pp. 117-124. DOI 10.7256,2454-0676.2019.3.30148. Available at: https:.www.elibrary.ru,item.asp?id=41811198 (accessed: 05.08.2021). (In Russ.)

17. Skripova Yu.Yu., Shabalina O.V. Osobennosti primeneniya formiruyushchego otsenivaniya v korrektsionno-razvivayushchei deyatel'nosti uchitelya nachal'nykh klassov [Peculiarities of application of formative assessment in corrective and developmental activity of primary school teacher]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian research. Pedagogy and psychology]. 2020, no.3, pp. 36-48. Available at: https:.elibrary.ru,item.asp?id=44310778 (accessed: 05.03.2021). (In Russ.)

18. Repkina G.V., Zaika E.V. Otsenka sformirovannosti uchebnoi deyatel'nosti [Evaluation of the formation of training activities]. Tomsk: Peleng, 1993, 61 p. (In Russ.)

19. Funktsional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika. Didakticheskoe soprovozhdenie. Kniga dlya uchitelya [Functional literacy of a junior student. Didactic escort. Book for Teacher]. N.F. Vinogradova, E.E. Kochurova, M.I. Kuznetsova, O.O. Petrashko, V.Yu. Romanova, O.A. Rydze, I.S. Khomyakova. Moscow: Rossiiskii uchebnik, 2018, 288 p. (In Russ.)

Информация об авторах В.А. Захарова - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; А.Е. Шохирева — студент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors V.A. Zakharova - Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University; A.E. Shohireva — Student, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 01.09.2021; одобрена после рецензирования 10.09.2021; принята к публикации 10.09.2021.

The article was submitted 01.09.2021; approved after reviewing 10.09.2021; accepted for publication 10.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.