Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / КВЕСТ / ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ / METASUBJECT RESULTS / UNIVERSAL TRAINING ACTIONS / ASSESSMENT / DIAGNOSTICS / QUEST / PROJECT TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астрецова Надежда Владимировна

В статье проанализированы понятие диагностики и ее основные особенности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассмотрены характеристики метапредметной диагностической квест-игры и проектного задания как средств оценивания метапредметных результатов младших школьников, конкретизирована структура проектного задания в ключе оценивания познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Представленные диагностические материалы позволяют оптимизировать процесс оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астрецова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO DIAGNOSTICS OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article analyzes the concept of diagnostics and its main features in the conditions of implementation of the requirements of the Federal state educational standard of primary General education. The characteristics of the interdisciplinary diagnostic quest games and project tasks as means of assessment of metasubject results of Junior schoolchildren, the structure of the project task is specified in the key of evaluating the cognitive universal educational actions of younger students. The presented diagnostic materials allow to optimize the process of evaluation of educational results in accordance with the requirements of the standard.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

4. Денежкина, Т.А. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка общеобразовательной школы / Т.А. Денежкина. - М.: АСТ, 2009. - 254 с.

5. Денисова, Ж.А., Денисов, М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием / Ж.А. Денисова, М.К. Денисов // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 3. - С. 20.

6. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка /

B.А. Ефременко // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 8. - С. 18.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 5. - С. 34-42.

8. Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 2. С. 115-124.

9. Колесникова, И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / И.А. Колесникова. - СПб.: Дрофа, 2013.

10. Нелунов, А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий / А.И. Нелунов. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с.

11. Сергеева, М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку / М.Э. Сергеева // Педагог. - 2015. - № 2. - С. 162-166.

12. Царапкина, Ю.М. Создание информационно-коммуникативной среды как основы управления инновационными проектами / Ю.М. Царапкина, М.М. Петрова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2019. - № 1(47). -

C. 81-86.

13. Царапкина, Ю.М. Использование информационных технологий в профориентации как основа профессионального самоопределения / Ю.М. Царапкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2017. - Т. 14. - № 4. - С. 430-434.

14. Шигонина, Н.В. Использование мультимедийных технологий на уроках английского языка / Н.В. Шигонина // Гуманизация образования. - 2010. - № 1.

Педагогика

УДК 373.3

старший преподаватель кафедры начального образования Астрецова Надежда Владимировна

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье проанализированы понятие диагностики и ее основные особенности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассмотрены характеристики метапредметной диагностической квест-игры и проектного задания как средств оценивания метапредметных результатов младших школьников, конкретизирована структура проектного задания в ключе оценивания познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Представленные диагностические материалы позволяют оптимизировать процесс оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями стандарта.

Ключевые слова: метапредметные результаты, универсальные учебные действия, оценивание, диагностика, квест, проектное задание.

Annotation. The article analyzes the concept of diagnostics and its main features in the conditions of implementation of the requirements of the Federal state educational standard of primary General education. The characteristics of the interdisciplinary diagnostic quest games and project tasks as means of assessment of metasubject results of Junior schoolchildren, the structure of the project task is specified in the key of evaluating the cognitive universal educational actions of younger students. The presented diagnostic materials allow to optimize the process of evaluation of educational results in accordance with the requirements of the standard.

Keywords: metasubject results, universal training actions, assessment, diagnostics, quest, project task.

Введение. Образовательные стандарты нового поколения ориентируют на достижение качественно новых целей и результатов образования. Смена знаниевой парадигмы на деятельностную в образовании предполагает перенос акцентов с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий (УУД) средствами предметного содержания [6]. Поэтому основным критерием оценивания образовательных результатов выступает теперь не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изученным материалом [4, с. 8]. И, несмотря на то, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) реализуется достаточно длительный период (с 2011-2012 уч. г.), осуществление диагностики метапредметных и личностных результатов вызывает много сложностей у учителей начальных классов. Поэтому считаем актуальным рассмотреть понятие педагогической диагностики и конкретизировать ее особенности в условиях реализации ФГОС НОО.

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие диагностики вначале рассматривалось только как медицинский термин, позднее имели место психологическая, психофизиологическая и психолого-педагогическая диагностика, и лишь только потом педагогическая диагностика. При этом следует отметить, что значительный вклад в становление понятия «педагогическая диагностика» внесли психологи, занимающиеся решением проблем развития школьников в процессе обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.Д. Божович, Г.А. Цукерман). Л.С. Выготский определил значимость двухуровневой диагностики, обеспечивающей возможность выявления уровня актуального развития и уровня зоны ближайшего развития. Автор связывал возможность прогнозирования результатов именно с исследованием зоны ближайшего развития. Д.Б. Эльконин под диагностикой понимал «такую диагностику, в центре которой находится, прежде всего, отдельный ребенок -

его уровень развития, трудности, прогноз и коррекционно-педагогические мероприятия» [8, с. 305]. Уже с начала XX века психодиагностика, как самостоятельная научная отрасль, признана решать педагогические задачи. Как справедливо отмечает М.И. Кузнецова, влияние психологической диагностики на педагогический процесс позволило обогатить педагогическую теорию необходимыми данными о психологических закономерностях протекания процесса учения и обеспечило возможность проводить его диагностику педагогическими средствами [3, с. 114].

Определение понятия педагогической диагностики в Российской педагогической энциклопедии сформулировал в этот период В.В. Давыдов, характеризовав ее как совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия [5, с. 123]. В условиях реализации ФГОС НОО считаем актуальным рассматривать педагогическую диагностику по определению М.И. Кузнецовой как совокупность специально подобранных систематизированных заданий, позволяющих выявить не только овладение учащимися предметными результатами в виде знаний, умений и навыков, но и уровень овладения УУД, динамику изменений, происходящих в развитии учащихся, а также характер и причины затруднений, испытываемых учащимися при выполнении заданий [3, с. 119]. Данное определение, наряду с основными функциями диагностики, учитывает и требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы. Такое понимание педагогической диагностики позволяет сделать вывод, что проведение педагогической диагностики и анализ полученных результатов - дело достаточно трудоёмкое, но эта работа дает возможность повысить эффективность педагогической деятельности учителя и в полной мере реализовать требования ФГОС НОО.

Наряду с этим, используемый педагогами начальной школы диагностический инструментарий не всегда позволяет выявить сформированность всех требуемых стандартом образовательных результатов, преимущественно направлен лишь на оценивание предметных знаний, умений и навыков учащихся, как более привычное и понятное для учителей. Проводимые в течение всего года мониторинги вызывают у детей эмоциональной напряжение, а, порой, и стрессовые ситуации, отнимают много времени у учителей на подготовку, проведение и оценивание результатов. Затруднения педагогов в оценивании сформированности у школьников УУД подтверждают результаты экспертизы аттестационных материалов учителей начальных классов, а также обсуждение данных вопросов в рамках проводимых кафедрой начального образования Ставропольского краевого института развития образования обучающих мероприятий (курсов повышения квалификации, семинаров, вебинаров). Выявленные трудности, с которыми сталкиваются как педагоги, так и учащиеся, определяют необходимость поиска инновационных подходов к диагностике новых определенных стандартом образовательных результатов.

В итоге были подобраны системы диагностических заданий для младших школьников, представленные в форматах диагностической метапредметной игры и проектных заданий. Эти варианты проведения диагностики в начальной школе могут применяться как самостоятельно, так и комплексно. Кроме того, их применение может быть организовано на уровне одного класса, классной параллели или всей начальной школы. Проанализируем более детально каждый из указанных форматов проведения диагностики.

Диагностическая метапредметная игра «Интеллектуальный квест».

Применение игрового подхода к диагностике результатов освоения программы учащимися, на наш взгляд, позволяет не только избавить учащихся от стрессов и отрицательных эмоций во время диагностических процедур, но и напротив повышает познавательный интерес к обучению. Игра предназначена для учащихся начальных классов и проводится с целью получения объективных результатов, характеризующих уровень сформированности универсальных учебных действий (логических УУД), и формирования рейтинга школьников в соответствии с количеством полученных баллов.

Квест по сути представляет собой цепочку заданий для учащихся на конкретные действия, результат выполнения каждого из которых предоставляет возможность перехода к следующему заданию. В соответствии с этим диагностическая метапредметная квест-игра может представлять собой следующую систему последовательных заданий на оценивание познавательных логических УУД:

1) определение понятий, выполнение обобщений, установление аналогий; ^ 2) установление причинно-следственных связей; ^ 3) построение рассуждений; ^ 4) формулирование выводов; ^ 5) выполнение классификации по предложенным основаниям (или самостоятельный выбор оснований и критериев классификации в зависимости от уровня сложности квеста); ^ 6) создание модели для решения познавательной задачи.

Выполнение заданий такого квеста рассматривается как механизм выявления у младших школьников уровня сформированности логических УУД. В процессе игры учащимся класса (или в параллелях) предлагается выполнить 30 заданий - по 6 метапредметных заданий (указанных в цепочке выше) в рамках пяти учебных предметов: литературное чтение, иностранный язык, окружающий мир, математика, русский язык (выбор предметов может быть и иным).

Возможен и электронный формат игры, позволяющий в короткий срок провести диагностику конкретного метапредметного результата у большого количества обучающихся и не требующий затрат времени у педагога на проверку и оценивание работ детей. По примеру М.М. Шмулевич квест-игра на оценивание познавательных логических УУД может применяться в режиме онлайн с использованием компьютерной программы iSpring QuizMaker [7].

Проектные задания.

Проектное задание М.В. Дубова считает эффективным дидактическим средством, обеспечивающим продуктивную деятельность школьника в проектировании [1, с. 50]. Проведенный анализ исследований автора в отношении проектной деятельности позволил уточнить и конкретизировать структуру проектного задания как средства проектирования:

1. Название темы проекта.

2. Описание проблемной ситуации.

3. Система заданий, конкретизирующих решение проблемы.

3.1. Задание на выдвижение предположения по решению проблемы.

3.2. Задание, направленное на поиск информации.

3.3. Задание, ориентирующее на создание продукта проекта.

4. Направленность выводов по работе над проектом.

Предложенный вариант конструирования проектного задания может быть уточнен и конкретизирован с учетом собственного видения педагогом методических проблем ученического проектирования. Пример такого задания приведен в таблице 1.

Таблица 1

Проектное задание для младших школьников

1. Название темы проекта - «Старинные города. Охрана памятников истории и архитектуры».

2. Описание проблемной ситуации:

- Исторические источники свидетельствую о том, что города на Руси появились в давние времена. В настоящее время часть города со старинными постройками называют историческим центром. Это своего рода городской музей под открытым небом. Сюда можно приходить любоваться старинными церквями, дворцами, изучать памятники архитектуры, узнавать секреты мастерства наших предков. А человек является создателем и носителем культуры. Но если мы не сохраним памятники культуры и истории, забудем заветы наших предков, их обычаи, предадим забвению уроки истории, мы потеряемся во множестве народов мира. Уничтожить что-либо легко, а вот вернуть утраченное трудно, порой даже невозможно.

3. Система заданий, конкретизирующих решение проблемы.

3.1. Задание на выдвижение предположения по решению проблемы:

- Сделайте предположение, есть ли в нашем городе исторический центр? Какие старинные постройки сохранились в нём?

3.2. Задание, направленное на поиск информации:

- Узнайте из различных источников, какие памятники истории и культуры есть в нашем городе? Где они расположены? В каком находятся состоянии?

3.3. Задание, ориентирующее на создание продукта проекта:

- Расскажите об интересных фактах создания исторических и архитектурных памятников своим одноклассникам.

- Оформите собранный материал в виде альбома с текстами и иллюстрациями и подготовьтесь к её презентации.

4. Направленность выводов по работе над проектом.

- Сформулируйте выводы по проблеме. Что в следующий раз мы сделаем иначе?_

Проанализируем каждый структурный компонент такого задания как средства оценивания универсальных учебных действий на примере познавательных УУД [2] (таблица 2).

Таблица 2

Анализ структуры проектного задания как средства оценивания познавательных УУД младших

школьников

№ п/п Структурные компоненты проектного задания Оцениваемые познавательные УУД

1. Название темы проекта - самостоятельное определение учащимся познавательной цели

2. Описание проблемной ситуации. - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - структурирование информации; - определение проблемы, самостоятельное планирование деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - анализ объектов для выделения существенных и несущественных признаков; - синтеза как составление целого из частей.

3. 3.1. Система заданий, конкретизирующих решение проблемы. Задание на выдвижение предположения по решению проблемы. - выбор оснований и критериев для выполнения действий сравнения, сериации и классификации; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование; - самостоятельное определение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.2. Задание, направленное на поиск информации. - поиск и выделение требуемой информации (в том числе и с помощью компьютерных средств); - структурирование информации; - преобразование модели для выявления общих законов, определяющих предметную область; - проведение доказательства; - формулирование свободного речевого высказывания в устной и письменной формах.

3.3. Задание, ориентирующее на создание продукта проекта. - применение наиболее рациональных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - моделирование как преобразование объекта в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую); - самостоятельное определение способов решения проблем как творческого, так и поискового характера.

4. Направленность выводов по работе над проектом. - формулирование свободного речевого высказывания в устной и письменной формах; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

В таблице представлен достаточно широкий охват познавательных УУД, сформированность которых можно оценить на каждом этапе работы обучающихся. Анализ содержания таблицы позволяет сделать вывод об эффективности проектного задания как средства оценивания универсальных учебных действий школьников. Следует отметить, что каждый структурный компонент задания значим для оценивания познавательных УУД, но вместе с этим предложенная структура проектного задания носит ориентировочный характер. Ученик всегда должен иметь возможность отклониться от первоначально замысла в соответствии с намеченным учителем плана выполнения задания и выйти на другие, более значимые и интересные для него пути решения проблемы, как подчеркивает М.В. Дубова [1, с. 53]. Главное, чтобы в этот момент педагог смог увидеть «рациональное зерно» в работе своего ученика, но при этом корректно внести поправки в его деятельность.

Выводы. Предлагаемые диагностические материалы - игра «Интеллектуальный квест» и проектные задания - дают возможность педагогам получить информацию не только об уровне сформированности конкретных УУД учащихся начальной школы в обобщенном виде, но и в плане индивидуальных достижений, а также в разрезе учебных предметов. А это, в свою очередь, позволяет получить объективный материал, необходимый для корректировки образовательного процесса в целом, а также для разработки индивидуальной стратегии продвижения к успеху каждым учеником. Таким образом, предлагаемые в форматах квеста и проектных заданий диагностические материалы позволяют реализовать все вышеназванные в определении Кузнецовой М.И. функции педагогической диагностики.

Литература:

1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. - М.: Баласс, 2011. - 80 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2015. - 152 с.

3. Кузнецова М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: дис. доктора педагогических наук: 13.00.01 / Марина Ивановна Кузнецова. - М., 2017.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2015. - 215 с.

5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. т. 2. 1999. - 672 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. - 31 с.

7. Шмулевич М.М. Интеллектуальный квест [Электронный ресурс] //: https://elibrary.ru/item.asp?id=32321936 (дата обращения 08.06.19 г.).

8. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды, М.: Педагогика, 1989. с. 301-305.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, НАЦЕЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья актуализирует проблему литературного развития младших школьников в условиях обучения грамоте. Особое внимание уделено вопросу формирования у обучающихся начальных классов типа правильной читательской деятельности.

Ключевые слова: младший школьник, обучение грамоте, литературное развитие, тип правильной читательской деятельности.

Annotation. The article actualizes the problem of literary development of primary school children in literacy training. Special attention is paid to the formation of students in primary school type of correct reading activity. Keywords: primary school student, literacy, literary development, type of correct reading activity.

Посвящается светлой памяти кандидата педагогических наук, доцента Валентины Павловны Синенко (Сыромицкой)

Введение. Проблема литературного развития обучающихся начальной школы далеко не нова. Во второй половине ХХ века она подвергалась многоплановому теоретико-экспериментальному исследованию преимущественно в методике преподавания литературы - при обучении старшеклассников (М.А. Беляева, Т.Г. Браже, Л.Г. Жабицкая, Е.В. Квятковский, Н.Д. Молдавская и др.). Лишь в последние десятилетия интерес к названной проблеме обусловил появление ряда исследований литературного развития младших школьников (М.П. Воюшина, Т.С. Троицкая и др.), хотя у детей, обучающихся в начальных классах есть все предпосылки для целенаправленного литературного развития с первых дней обучения чтению. Такими предпосылками мы считаем определенный (разумеется, пока весьма небольшой) жизненный опыт детей, знакомство (пусть даже поверхностное) с кругом доступных детских книг, умение (конечно, пока еще очень несовершенное) осваивать заложенную в текстах художественных произведений информацию (правда, к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.