DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.007
УДК 371.26 ББК 74.202.42
Ю. В. Гольцева
ORCID № 0000-0002-2165-5896 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность проблемы формирования у младших школьников умения оценивать результаты своей деятельности. В статье представлено описание работы по формированию у младших школьников умения оценивать результаты своей деятельности. Цель статьи — обосновать и раскрыть регламентируемую стандартом концепцию работы по формированию у младших школьников умения оценивать результаты своей деятельности.
Материалы и методы. Опираясь на анализ научной литературы, раскрыта сущность проблемы формирования у младших школьников умения оценивать результаты своей деятельности. Также в исследовании использовались диагностические методики, позволяющие измерить уровень сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий.
Результаты. Представлены экспериментальные данные по изучению уровня сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, в том числе действий оценки результатов своей деятельности. Ц Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проек-
J0
§ та является соответствие формирования у младших школьников уме-
оз ния оценки результатов своей деятельности требованиям Федераль-
^ ного государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Заключение. Сделан вывод о том, что перед учителем начальной школы стандартами образования определена задача формирования у младших школьников умений планирования учебных действий, контроля своих действий, умения оценивать и вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия; оценка результатов деятельности; формирование у младших школьников умения оценивать результаты своей деятельности.
Основные положения:
- описаны экспериментальные данные по изучению уровня сформированности умения оценивать результаты своей деятельности;
О
- представлены методы и приёмы формирования у младших
и
школьников умения оценивать результаты своей деятельности. >§
§
а
н
и
л
1 Введение (Introduction)
Формирование такого универсального учебного действия, как
л
умение оценивать результаты своей деятельности, входит в состав ре- ^
наиболее успешного выполнения деятельности, способность[2].
Обучать детей алгоритмам действия планирования можно по-разному. Можно давать учащимся готовые алгоритмы, чтобы они могли их просто запоминать и следовать им во время выполнения упражнений, тем самым закреплять их у себя в памяти. Но мож-
гулятивных учебных действий. Следует отметить, что умение оценивать формируется у детей, как только они начинают учиться в начальной школе, поэтому, очевидно, что работу по изучению сущности процесса оценивания и условий его реализации необходимо начинать как раз на начальных ступенях школьного образования. Учёными установлено, что у младших школьников наряду с эмпирическим мышлением формируется и теоретическое мышление (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.). Поэтому изучение предметного содержания процесса оценивания, условий его развития целесообразно начать именно с младшего школьного возраста [1]. ^
В своих работах А. Н. Леонтьев указывал, что умение есть сложное устойчивое образование, сплав системы знаний и навыков; психическое свойство личности, ставшее внутренней возможностью §
О
е
Й ^
¡0
§
о* ж о о
но пойти другим путем, когда дети будут самостоятельно в процессе обучения «открывать» для себя алгоритмы действий. Данный способ наиболее эффективен в дидактическом отношении [3].
Поскольку деятельность формируется через усвоение младшими школьниками входящих в ее состав компонентов, то методы обучения должны быть направлены на осознание и усвоение структуры деятельности и последовательности действий и операций. Такой подход и несет в себе такие объективные условия для выполнения учащимися учебной деятельности, направленной на способы осуществления формируемых практических, умственных действий.
В формировании способности к объективному анализу собственного поведения в соответствии с требованиями деятельности ребенка огромную роль играет то, насколько грамотно учитель будет организовывать образовательную среду, какие методы, формы и способы работы с учащимися выберет. Это станет неотъемлемой частью образовательного процесса младших школьников, поможет благоприятно пережить период адаптации и станет важной ступенью в формировании универсальных учебных действий обучающихся в образовательном процессе [4].
2 Материалы и методы (Materials and methods) Практическая часть исследования заключалась в проведении эксперимента по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, в том числе и оценки результатов своей деятельности.
Эксперимент состоял из трех этапов. Этап 1 — констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика для выявления исходного уровня сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий.
В качестве диагностики уровня сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий были выбраны методики «Тест простых поручений», «Бабочка».
Методика «Тест простых поручений» диагностирует уро-^ вень сформированности саморегуляции, а также организации дея-^ тельности, включающей в себя основные компоненты регулятив-
а
50
е
•о
ных универсальных учебных действий: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморугеляция.
Цель методики «Бабочка» состоит в выявлении уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий: умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Этап 2 — формирующий.
На формирующем этапе эксперимента с экспериментальной группой проводилась работа по программе внеурочной деятельнос- ^ ти, которая была направлена на формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий.
И
3
о
№
Этап 3 — контрольный. 5
На данном этапе была проведена повторная диагностика V
й
уровня сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий в экспериментальной и контрольной группах. Проведен анализ полученных результатов.
3 Результаты (Results)
Практическая часть исследования подразумевала проведение формирующего эксперимента, который включал в себя изучение уровня сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий в экспериментальной и
По результатам диагностики уровней сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий по методике «Тест простых поручений» на констатирующем этапе эксперимента у 58 % обучающихся — средний уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий. В процессе выполнения заданий были отмечены ошибки, иногда требовалось подойти и ответить на вопрос ребенка по поводу задания.
У 14 % обучающихся отмечен высокий уровень сформиро-ванности регулятивных универсальных учебных действий. Эти учащиеся самостоятельно и точно (возможно, с незначительными
8
оль
о* н
и к о в
уме е
н и
So
О
-к
ен
контрольной группах. и
ва
о* р
ь
о*
о в
о е д е
So т
ель
о* н
о с
а
«о
•о
И5
Si
ошибками) выполняли задания, справились быстро. У 28 % детей отмечен низкий уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий. Учащиеся некоторые задания или не смогли выполнить, или допускали значительное количество ошибок, в связи с чем требовалось дополнительное разъяснение.
По результатам диагностики уровней сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий по методике «Бабочка» на констатирующем этапе эксперимента 27 % испытуемых не закончили задания, поэтому результат отсутствует. У этих детей нет ориентации на образец; контроль за выполнением заданий неэффективен, оценка не соответствует выполненной работе. 56 % младших школьников соотносят выполненную работу, но оценка частично неэффективна. И 17 % детей выполнили работу правильно, без ошибок, контрольные средства применяются адекватно, дана адекватная оценка своей работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что у младших школьников уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий — средний и низкий.
После разработки и внедрения программы внеурочной деятельности получили следующие результаты на контрольном этапе эксперимента: уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у 75 % — средний. В процессе выполнения заданий были отмечены ошибки, иногда требовалось подойти к ребёнку и ответить на его вопрос по поводу задания.
У 25 % школьников — высокий уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий. Они правильно выполнили все задания без помощи учителя.
Низкий уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий на контрольном этапе эксперимента отмечен не был.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых экспериментальной группы наблюдается положительная динамика уровня сформированности таких важных регулятивных универсальных действий, как контроль и коррекция своей деятельности, а также оценка своей работы.
Изучив результаты двух диагностик до и после проведения занятий по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, можно сделать вывод, что наблюдается рост уровня сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий в экспериментальной группе.
Итак, уровень сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, в том числе умения младших школьников оценивать планируемые результаты, повысится при условии подбора и использования учителем соответствующих методов и приёмов во внеурочной деятельности.
4 Обсуждение (Discussion) $
В учебной и во внеурочной деятельности младшие школь- S
ники целенаправленно и систематически включаются в деятель- №
а
ность, направленную на практику под руководством учителя; само- |
v
стоятельную практику; самоконтроль и самооценку результатов ^
^
работы; подведению итогов занятия; специальному повторению; g
S
контролю собственных знаний. Важно, чтобы каждый ребёнок по- S
S
нимал причину своей успешности, неуспешности, делая правиль- §
о*
ные выводы. и
S
о
S
е №
а и
Sa
о -К е а
s g
Формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Важная задача педагога — научить детей самостоятельно оценивать свой труд. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат сравнивается с предыдущим, поощряется любое, даже незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Для выполнения этой задачи учителю необходимо отобрать методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий [5].
Можно сформулировать следующие рекомендации по формированию у младших школьников умения оценки:
и*
ь
о*
о № о е Kl
д
е
Sa
S
ь
о* а
о
о
- уже на первом году обучения педагогу необходимо ставить перед младшими школьниками задачу оценивания своей деятельности;
- четко определиться с тем, что подвергается оценке: учебные действия младшего школьника и их результативность, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка);
- важный момент в деятельности педагога — формирование у младших школьников установки на улучшение результатов деятельности;
- понимать, что основание оценки — это всегда объективные и осознанные критерии, понятные и доступные младшему школьнику;
- критерии оценки могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с обучающимися и выработаны обучающимся самостоятельно;
- на базе анализа неудачной деятельности необходимо формировать у обучающихся умение найти способы действия, которые обеспечат успех в деятельности;
- необходимо четко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка обучающегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причем оценочное суждение учащегося предваряет оценку учителя.
Таким образом, суть обучения основана на создании условий, при которых во время обучения ребёнок становится её субъектом, то есть обучение ради совершенствования. Включение во внеурочную деятельность способов и приемов, направленных на формирование регулятивных учебных действий, создаёт у детей рабочее настроение, делает процесс обучения эффективным, интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении внеурочного материала, учит самостоятельно добывать знания. Разнообразные игровые действия, активное речевое взаи-^ модействие усиливают мотивацию детей к учению, приводят к ^ формированию регулятивных учебных действий [6]. 5 Заключение (Conclusion)
si
Главной целью школьного образования становится формирование у младших школьников умения самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их осуществления, проверять и оценивать свои достижения.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию целого комплекса универсальных учебных действий, среди которых значимое место занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию, оценку учебной деятельности. Таким образом, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учитель начальной школы непосредственно должен сформировать у младших школьников умения планирования учебных действий, кон- ^ троля своих действий, умения оценивать и вносить соответствую- ^
о
щие коррективы в их выполнение. §
№
сударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр». 2015. № 1 (6). С. 532-534.
6. Барашкина С. Б. Моделирование в процессе формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников // Гносеологические
I
а д
8
I
Библиографический список
1. Пономарева Е. А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 39-42.
2. Мали Л. Д., Мали Н. А. Формирование у младших школьников универсального учебного действия планирования (на материале изучения темы «Состав слова») // Формирование универсальных учебных действий у младших §
школьников : сб. науч. ст. / под общ. ред. Л. Д. Мали, Н. И. Наумовой. Пенза : §
№
Изд-во Пензенский государственный университет. 2015. С. 5-13. - 132 с. ^
3. Каневская Ж. О., Белокопыт А. А. Психолого-педагогические основы § формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших
школьников // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 4 (31). С. 802-805. |
§
4. Сорокина А. О. Внеурочная деятельность как основа формирования о регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Про- ^ блемы современного педагогического образования. Ялта : Изд-во «Гуманитарно- е педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образова- |
тельного учреждения высшего образования «Крымский федеральный универси- ^ тет имени В. И. Вернадского». 2016. № 50-1. С. 184-191.
5. . Зимнякова И. Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных о
универсаль-ных учебных действий в процессе группового взаимодействия млад- л
ших школьни-ков // Наука и образование: новое время. Чебоксары : Изд-во: «Него- е
§
о* §
о
о
основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный профессору С. П. Баранову. Елец : Изд-во «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина». 2015. С. 308-311.
Yu. V. Goltseva
ORCID No. 0000-0002-2165-5896 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of pedagogy, psychology and subject
methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF YOUNGER PUPILS OF THE ABILITY TO EVALUATE THE RESULTS OF THEIR ACTIVITIES
Abstract
Introduction. The article substantiates the urgency of the problem of forming the ability of younger students to evaluate the results of their activities. The article presents a description of the work on the formation of younger students' ability to assess the results of their activities.
Materials and methods. Based on the analysis of scientific literature, the essence of the problem of the formation of the ability to assess the results of their activities in junior schoolchildren is revealed. Also, the study used diagnostic techniques to measure the level of formation of regulatory universal educational actions in younger students.
Results. The article presents experimental data on the study of the level of formation of regulatory universal educational actions in younger schoolchildren; revealed and described effective methods and techniques of work on the formation of regulatory universal educational actions in younger schoolchildren, including actions to assess the results of their activities.
Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the
a
| project is the compliance of the formation of the ability of primary schoolchildren to assess the results of their activities with the ^ requirements of the Federal State Educational Standard of Prima-^ ry General Education.
Conclusion. It is concluded that the educational standards define the task of forming the skills of planning educational actions, controlling their actions, the ability to evaluate and make appropriate adjustments to their implementation in primary school teachers.
Keywords: Regulatory universal educational actions; Assessment of the results of activity; The formation of the ability in younger students to assess the results of their activities. Highlights:
Describes the experimental data on the study of the level of formation of the ability to assess the results of their activities;
Methods and techniques of formation of the ability to assess the results of their activities in younger students are presented.
References ^
№
1. Ponomareva E.A. (2010), Universal'nye uchebnye dejstviya ili °
ft
umenie uchit'sya [Universal learning activities or learning skills]. Munici- S
pal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment, 2, 39-42. (In Russian). o
a
2. Mali L.D. & Mali N.A. (2015), Formirovanie u mladshih shkol'ni- ^ kov universal'nogo uchebnogo dejstviya plani-rovaniya (na materiale eg
izucheniya temy "Sostav slova") [Formation of a universal educational ac- g
ft
tion of planning in primary school students (based on the material of the ^
study of the topic "The composition of the word")]. Sbornik nauchnykh stat- i
ey "Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij u mladshih ", [Collection ^
of scientific articles]. Izdatel'stvoPenzenskogo gosudarstvennogo universi- ee
teta Penza, 2015, pp. 5-13, 132 p. (In Russian). ^
3. Kanevskaya Zh.O. & Belokopyt A.A. (2019), Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirova-niya regulyativnyh universal'nyh uchebn- °
yh dejstvij u mladshih shkol'nikov [Psychological and pedagogical founda- s
g
S
e
tions of the formation of regulatory universal educational actions in younger students]. Alleya nauki, 2, 4 (31), 802-805. (In Russian).
4. Sorokin A.O. (2016), Vneurochnaya deyatel'nost' kak osnova formiro-vaniya regulyativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij u mladshih shkol'nikov [Extracurricular activities as the basis for the formation of regulatory universal educational actions for younger studentsy. Problemy sov- ^ remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 50-1, 184-191. (In Russian). ft.
5. Zimnyakova I.Yu. (2015), Formirovanie kommunikativnyh i reg- c ulyativnyh universal'nyh uchebnyh dej-stvij v processe gruppovogo vzai-modejstviya mladshih shkol'nikov [Formation of communicative and regulatory
ft R
№
universal educational actions in the process of group interaction of younger students]. Nauka i obrazovanie: novoe vremya, 1 (6), 532-534. (In Russian).
6. Barashkina S.B. (2015), Modelirovanie v processe formirovaniya regulyativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij mladshih shkol'nikov [Modeling in the process of forming regulative universal educational actions of younger students]. Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov, posvyashchen-nyj professoru S. P. Baranovu "Gnoseologicheskie osnovy obrazovaniya" [An international collection of scientific works dedicated to Professor S.P.Baranov "Epistemological foundations of education"]. Izdatel'stvo "Eleckij gosudarst-vennyj universitet imeni I. A. Bunina, Yelets, 308-311. (In Russian).
a -£2
O £