DOI: 10.25588/CSPU.2019.13.45.005
УДК 371.01 ББК 74.202.42
Ю. В. Гольцева
ORCID № 0000-0002-2165-5896 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected] Л
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОЦЕНИВАТЬ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность проблемы формирования у младших школьников умения оценивать уровень достижения планируемых результатов. Цель статьи - обосновать и раскрыть регламентируемую стандартом концепцию работы по формированию умения оценивать уровень достижения планируемых результатов младшими школьниками.
Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования у младших школьников умения оценивать уровень достижения планируемых результатов. А также использовались диагностические методики, позволяющие измерить уровень сфор-мированности контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Результаты. Представлены экспериментальные данные по изучению уровня сформированности умения оценивать уровень достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы по формированию и оптимизации оценки достижения планируемых результатов младшими школьниками.
© 3
а
д
ь
о* я
к §
а
ТО
то
я g
о -к то я я а а
§ о
а то
я
о*
д
о с
то я
g л
а я
то
3
то
ь
о-
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является соответствие формирования у младших школьников умения оценки достижения планируемых результатов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Заключение. Сделан вывод о том, что развитие самостоятельности учебных действий влечет за собой и изменение системы оценивания.
Ключевые слова: формирование умения оценивать уровень достижения планируемых результатов, контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников; система оценивания планируемых результатов.
Основные положения:
- описаны экспериментальные данные по изучению уровня сформированно-сти умения оценивать уровень достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы;
- представлены методы и приёмы формирования умения оценивать уровень достижения планируемых результатов младших школьников.
а
«о Л
И5
si
1 Введение (Introduction)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как одно из направлений повышения качества образования предусматривает совершенствование оценки образовательного процесса и его результатов.
К настоящему времени в системе образования произошли значительные позитивные изменения. В связи с новыми требованиями в образовательной сфере начальная школа из «школы навыка» должна стать пер-
вым опытом человека - местом пробы своих сил. На этом этапе важно развить инициативу и самостоятельность, сохранить познавательную активность, здоровье и эмоциональное благополучие детей [1].
В России сегодня возникла необходимость в объективном оценивании достижений каждого ученика.
Базовым умением в осуществлении оценочной деятельности учащегося должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата, которая основывается
на личных наблюдениях за ходом выполнения ими различных операций. Использование общей для всех и понятной критериальной основы призвано сформировать у ребенка четкие представления о выполняемой им деятельности. Важно также, чтобы самооценка ученика имела дифференциацию, т.е. она должна «складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания» [2].
2 Материалы и методы (Materials and Methods)
Контрольно-оценочная самостоятельность - это важное субъектное свойство личности, характеризующееся её готовностью к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности. В структуру контрольно-оценочного акта, лежащего в основе процесса формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, входит четыре взаимосвязанных процесса: потребностно-мотивационный, кон-
трольный, оценочный и корректировочный [3].
Практическая часть исследования заключалась в проведении эксперимента по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Экспериментальная работа проводилась на базе КГУ «Гимназии № 2» акимата города Рудного.
В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «В» и 3 «А» классов в количестве 50 человек. 3 «В» составил экспериментальную группу, 3 «А» контрольную (по 25 человек в каждой).
Эксперимент состоял из трех этапов.
Этап 1 - констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика для выявления исходного уровня сформиро-ванности контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Для этого были использованы методики: «Волшебная линеечка» (Цель: развитие у младших школьников умения осуществлять самоконтроль, самооценку по однозначному
©
орми ир
о в а н и е у
мла а
д
оль
он
и
ко в
уме е
н g о
-к е
н и в а
уро о
в е н
од
о с
то н
g
пл а
н ируе
р е
ь
о-
а
а
то
гк
•о И5
si
критерию) и «Рисование бабочки» (Цель: выявление сформированности контроля, коррекции и оценки у младших школьников) [4].
Этап 2 - формирующий.
На формирующем этапе эксперимента на протяжении восьми недель с экспериментальной группой проводилась работа, которая предусматривала включение в урок методов и приёмов, способствующих эффективному формированию контрольно-оценочной самостоятельности. При подборе приёмов учитывались индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Дети, составлявшие контрольную группу, не включались в формирующий эксперимент.
Этап 3 - контрольный.
На данном этапе была проведена повторная диагностика уровня сфор-мированности контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах. Проведен анализ полученных результатов.
3 Результаты (Results)
На констатирующем и контрольном этапах экспериментальной рабо-
ты было проведено изучение уровня сформированности контрольно-
оценочной самостоятельности детей экспериментального и контрольного классов.
Для проведения диагностики использовались методики «Волшебная линеечка» и «Рисование бабочки».
Анализ диаграмм на констатирующем этапе эксперимента показал, что высокий уровень сформирован-ности самоконтроля и самооценки в экспериментальном классе составлял 36 %, а в контрольном классе - 40 %.
Средний уровень сформирован-ности контроля, коррекции и оценки в экспериментальном классе составлял 40 %, а в контрольном - 44 %.
Низкий уровень сформированно-сти контроля, коррекции и оценки в экспериментальном классе составлял 20 %, а в контрольном классе -16 %.
В третьем классе большинство детей относятся к среднему уровню развития самооценочной деятельности, мало детей, способных к высокому уровню по этому показателю.
Следовательно, способность к самооценке и рефлексии у младших
школьников окончательно не сформирована.
В результате исследования было выявлено следующее: в экспериментальной группе у 16 % детей низкий уровень, отсутствие ориентации, средств контроля и несовпадение оценки по отношению к выполненной работе, в контрольной группе - 16 %.
В экспериментальной группе 24 % детей показали средний уровень, дети соотносят с образцом организованно, но линии и границы неровные. Дети имеют средства контроля, которые работают малоэффективно, оценки часто не соответствуют выполненной работе, в контрольной группе - 28 %.
У 56 % детей экспериментальной группы и 52 % контрольной недостаточно высокий уровень. Эта группа умеет анализировать образцы, также дети способны соотносить образец с конечным продуктом деятельности. Учащиеся способны к осуществлению итогового и пошагового контроля и к оцениванию результата учебной деятельности на среднем уровне.
В результате исследования было выявлено следующее: в эксперимен-
тальной группе у 8 % детей низкий уровень, отсутствие ориентации, средств контроля и несовпадение оценки по отношению к выполненной работе, в контрольной группе - 12 %.
В экспериментальной группе 28 % детей показали средний уровень, дети соотносят с образцом организованно, но линии и границы неровные. Дети имеют средства контроля, которые работают малоэффективно, оценки часто не соответствуют выполненной работе, в контрольной группе - 28 %.
У 64 % детей экспериментальной группы и 60 % контрольной достаточно высокий уровень. Эта группа умеет анализировать образцы, также дети способны соотносить образец с конечным продуктом деятельности. Способны к осуществлению итогового и пошагового контроля, и к оцениванию результата учебной деятельности.
Изучив результаты двух диагностик, до и после проведения занятий по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, можно сделать вывод, что наблюдается рост уровня сфор-мированности оценочной самостоя-
© и
и
о а а н
е
У
а
а д
8
I
он
о
а
е е
н § о
-к е
н
а а
о-
о о
а е н
о*
д о
с
то н
§
л а
н
е
£
о*
И е
л
о а
а
«о
•О
И5
Si
тельности младших школьников в экспериментальной группе.
Исходя из полученных результатов, можно констатировать, что обучающиеся экспериментального класса успешно овладевают умениями оценивать свои планируемые результаты, контролировать и корректировать свою деятельность, адекватно оценивать свою работу.
Таким образом, правильная организация учебной деятельности, верно подобранные методы и приёмы позволяют повысить уровень сформированное™ контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, что ведет к развитию умения младших школьников оценивать планируемые результаты.
4 Обсуждение (Discussion)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования система оценки должна быть ориентирована на результат. Новая система оценивания должна содержать в себе новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребёнка [5].
При этом оценка в образовательном процессе занимает особое место, так как в соответствии со стандартом является одновременно и целью, и элементом, и средством обучения и учения.
Так, учителю необходимо формировать универсальные учебные действия, а оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом входят как самостоятельный элемент содержания образования в состав регулятивных и познавательных универсальных учебных действий [6].
С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы [7].
Это предъявляет особые требования на организацию системы оценивания, в частности включение обучающихся в контрольно-оценочную дея-
тельность для формирования у них умений самооценки и самоанализа.
5 Заключение (Conclusion)
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в содержании современного образования. В частности, стал заметен перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Вслед за этим, безусловно, меняется и система оценивания [8].
Итак, оценочная деятельность дает возможность обучающимся и учителю получить информацию о том, соответствует ли качество знаний и умений обучающихся по предмету требованиям программы. На основе этой информации учитель может осуществлять контроль успеваемости обучающихся и формировать у них адекватную самооценку. В ходе обучения также формируется установка на оценивание возможностей каждого [9].
Библиографический список
1. Ямбург Е. А. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации : практико-ориентированная монография. М.: Бослен, 2013. 256 с.
2. Хлыстова Н. Б. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников // Пермский педагогический журнал. 2013. №4. С. 110-115.
3. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига: Эксперимент, 2013 - 260 с.
4. Панишева К. А. Формирование интереса к учебной деятельности // Молодой ученый. 2016. №2. С. 825-828.
5. Калмыкова Г. А. Оценочная самостоятельность как условие становления субъектной позиции учащихся в учебной деятельности // Управление качеством образования. М.: Приор, 2013. 215 с.
6. Модели и технологии объективной оценки учебных и воспитательных достижений реализации основной образовательной программы: методическое пособие / Научный редактор А. Н. Кузибецкий. Изд-во: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования». Волгоград, 2017. 192 с.
7. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: Рассказовъ. 2012. 303с.
8. Голубева Л. М. Оценка достижений младшими школьниками планируемых результатов обучения: методические рекомендации. Красноярск: КИПК, 2011. 36 с.
© И
з
о а а я s то
у
а
а
д
ь
<т
я и
о
а
то
то
я g
о
-s то
я
s
а а
S
о-
о о
а то я
о*
д
о с
то я
g g а я
то
3
то
g
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 251 с.
Yu. V. Goltseva
ORCHID No. 0000-0002-2165-5896 Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of pedagogy, psychology and subject methods, South Ural state University of Humanities and pedagogy, Chelyabinsk,
Russia.
E-mail: [email protected]
THE FORMATION IN PUPILS THE ABILITY TO ASSESS THE LEVEL OF ACHIEVEMENT OF PLANNED RESULTS
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of formation of younger students ' ability to assess the level of achievement of the planned results. The purpose of the article is to substantiate and disclose the concept of work regulated by the standard on the formation of the ability to assess the level of achievement of the planned results by younger students.
Materials and Methods. The main method of research is the analysis of scientific literature devoted to the problem of formation of younger students ' ability to assess the level of achievement of the planned results. As well as diagnostic techniques to measure the level of formation of control and evaluation of independence of younger students. The main method of research is the analysis of scientific literature devoted to the problem of formation of younger students ' ability to assess the level of achievement of the
I planned results. As well as diagnostic techniques to measure the level of formation of
-£2
control and evaluation of independence of younger students.
^ Results. Experimental data on the study of the level of formation of the ability to
assess the level of achievement of the planned results of the development of primary
school programs are presented; effective methods and techniques for the formation and optimization of the assessment of the achievement of the planned results by younger students are identified and described.
Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the project is the formation of the ability of younger students to assess the achievement of the planned results of the requirements of the Federal state educational standard of primary education.
Conclusion. It is concluded that the development of independence of educational activities entails a change in the system of evaluation.
Keywords: formation of the ability to assess the level of achievement of the planned results, control and evaluation independence of younger students; system of evaluation of the planned results.
Highlights:
Describes the experimental data on the study of the level of formation of the ability to assess the level of achievement of the planned results of the development of primary school programs;
Methods and techniques of forming the ability to assess the level of achievement of the planned results of primary school students are presented.
References
S
to
r
3
o a
S'
P p
s-
TO
tt S
s
TO
s
TO ^
TO
v
TO
1. Yamburg E. A. Management of service of maintenance of children in the conditions of the educational organization : practice-oriented monograph [Management of an escort service for children in an educational organization: a practice-oriented monograph]. M.: Beslan, 2013. 256p.
2. Khlystova N. B. Development of control and evaluation independence of schoolchildren [Development of control and evaluation independence of schoolchildren] Perm pedagogical £ journal. 2013. № 4. P. 110-115. ~
3. Zuckerman G. A. Kak mladshiye shkol'niki uchatsya uchit'sya? [How do younger stu- s dents learn to learn?] Riga: Experiment, 2013. 260 p.
4. Panicheva K. A. Formirovaniye interesa k uchebnoy deyatel'nosti [The Formation of interest in teaching activities] // Young scientist. 2016. №2. P. 825-828. l
5. Kalmykova, G. A. Otsenochnaya samostoyatel'nost' kak usloviye stanovleniya n sub"yektnoy pozitsii uchashchikhsya v uchebnoy deyatel'nosti [Estimated independence as a d condition for the formation of the subjective position of students in educational activities] // e quality Management of education. M.: Prior, 2013. 215 p. l
6. Models and technologies for objective assessment of educational achievements of the implementation of the basic educational program: a manual [Models and technologies for an objective assessment of educational and educational achievements of the main educational program: a methodological manual]. Scientific editor A. N. Kosiarki - Publishing house: Public Autonomous institution of additional professional education "Volgograd state Academy of postgraduate education". Volgograd, 2017. 192 p.
7. Vorontsov A. B. Pedagogical technology of control and evaluation of educational activity [Pedagogical technology for monitoring and evaluation of educational activities]. Moscow: Stories, 2012. 303 c.
8. Golubeva L. M. Evaluation of the achievements of younger students of the planned learning outcomes: guidelines [Assessment of the achievement of the planned learning outcomes by younger students: guidelines]. Krasnoyarsk: KKIPK, 2011. 36 p.
9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazo-vaniya [Federal state educational standard of primary General education] / Ministry of education and science of the Russian Federation. Moscow: Education, 2011. 251 p.
a -£2
o £