Научная статья на тему 'Формирование умений оценивания учебных достижений младших школьников на уроках литературного чтения'

Формирование умений оценивания учебных достижений младших школьников на уроках литературного чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / SUBJECT PLANNED RESULTS / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / LITERARY READING / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ / MEANS OF FORMATION / СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ / MEANS OF EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Затеева Татьяна Григорьевна, Начарова Лидия Александровна

В статье рассматриваются, средства формирования умений, виды и средства оценивания в соответствии с планируемыми результатами и формируемыми умениями школьников начальных классах, представленные в комплексе, в соответствии с применяемым методом и возрастными возможностями младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Затеева Татьяна Григорьевна, Начарова Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of evaluations of estimation of educational achievements of young schoolchildren on literary reading lessons

The article discusses the means of forming skills, types and means of assessment in accordance with the planned results and the initial skills of the schoolchildren, presented in the complex, in accordance with the method used and the age abilities of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Формирование умений оценивания учебных достижений младших школьников на уроках литературного чтения»

требуется поднимать уровень правовой культуры и правовой грамотности населения. Курс правоведения, который изучается в высших учебных заведениях, следует перенести в школы. Выпускник общеобразовательной школы обязан знать основы права, и получив аттестат, обязан обладать правовыми знаниями, достаточными для признания его зрелым гражданином общества. Он должен уметь реализовывать свои права на свободный выбор труда, свободный выбор своей профессии. Человек с аттестатом общего образования обязан понимать, что свою будущую профессию следует выбирать самому по своему убеждению [9,12]. Оно возможно тогда, когда в сознании выпускника будет достаточно твердых знаний для определения своих способностей, возможностей и выявления своего интереса в выборе цели, к которой нужно стремиться. Первичным является выбор профессии. И только потом под определенную профессию следует выбирать специальность и вуз, в котором можно будет получить качественные профессиональные знания. Во всей этой процедуре человек реализует свои права и выполняет определенные обязанности по исполнению норм права. Чем более высокого качества получит правовые

знания школьник, тем легче ему станет решать задачи по выбору своей специальности и определению профессионального учебного заведения.

Литература:

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М. : Современник, 1998.

2. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. - Обнинск, 1993. - С. 36.

3. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография. - Оренбург, 1996. - С. 39.

4. Панова O.A. Формирование правовой компетентности педагогов современной школы : авто-реф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2002.

5. Правовая культура : учебное пособие / Л.М. Балакирева, A.M. Дроздова, Е.А. Терещенко, И.В.Жуж-гов и др. - Ставрополь, 2015.

6. Серяева И.Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета : дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2005.

7. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. -М.: Юринформцентр, 1999.

8. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции // Журнал российского права. - 2000. - №10.

9. Тягаенко И.Ю. Правовая культура и юридическая грамотность современного российского общества : дис. канд. соц. наук. - М., 2013.

FORMATION OF EVALUATIONS OF ESTIMATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF YOUNG SCHOOLCHILDREN ON LITERARY READING LESSONS

Zateeva Tatyana Grigoryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Nacharova Lidia Alexandrovna, Undergraduate student

Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics, Kuban State University, Krasnodar

The article discusses the means of forming skills, types and means of assessment in accordance with the planned results and the initial skills of the schoolchildren, presented in the complex, in accordance with the method used and the age abilities of younger schoolchildren.

Keywords: pedagogics; teaching; subject planned results; literary reading; means of formation; means of evaluation.

УДК 337.37 ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ

ВАК РФ 13.00.02 ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ЛИТЕРА ТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ФЗатеева Т.Г.,2018 В статье рассматриваются, средства формирования умений, виды и средства

© Начарова Л.А., 2018 оценивания в соответствии с планируемыми результатами и формируемыми

умениями школьников начальных классах, представленные в комплексе, в соответствии с применяемым методом и возрастными возможностями младших школьников.

Ключевые слова: педагогика; преподавание; предметные планируемые результаты; литературное чтение; средства формирования; средства оценивания.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейшихзадач: освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, успешное включение в

учебную деятельность, формирование их учебной самостоятельности, способности к самообучению, самосовершенствованию и младший школьный возраст является основой для формирования этих первичных умений и навыков.

Одним из основных предметов в системе начального образования, который не только формирует функциональную грамотность, способствует развитию речи и духовно-нравственно развивает учащихся [1], но и является фундаментом для дальнейшего образования в целом является литературное чтение. Однако телевидение вытесняет чтение и влечет за собой нежелание читать, а это несомненно приводит к трудностям в обучении и плохому развитию логического мышления и воображения. Поэтому перед современной начальной школой стоит задача организации уроков литературного чтения таким образом, чтобы чтение стало одной из ведущих личностных потребностей и определялось внутренними мотивами учеников, так как мотив определяет успех любой человеческой деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к учению является одной из целей оценивания, что определяет востребованность такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволит устранить негативные моменты в процессе обучения учащихся, и будет способствовать повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Реализация данного подхода невозможна без целенаправленной работы по формированию умений оценивания учащихся своей деятельности.

В связи с этим, целью нашего исследования является разработка и экспериментальное апробирование комплекса средств формирования умений оценивания предметных результатов на уроках литературного чтения в начальной школе, способствующего повышению уровня сформированности у учащихся умений оценивания и мотивации к чтению.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 3 г. Краснодара. Экспериментальный 2 "Б" класс (30 чел.), контрольный класс 2 "Г" класс (30 чел.). Всего 60 человек.

Для определения исходного уровня сформированности умений оценивания собственного чтения и уровня сформированности действий для достижения желаемого результата у учащихся вторых классов на констатирующем этапе эксперимента использовалась методика "Самооценка моего чтения" [2] (модифицированная методика определения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна). Выявленное наличие высоких показателей завышенной и заниженной самооценки у учащихся показывает, что необходима целенаправленная работа по формированию более высоких показателей адекватной самооценки младших школьников на уроках литературного чтения. Предпочтение внешней помощи говорит о несамостоятельности младших школьников.

Для выявления исходного уровня сформированности мотивации к чтению и мотивов чтения у учащихся использовалась методика "Изучение мотивации к чтению" [2] (модифицированная методика "Изучение отношения к учению" разработанная Г.Н. Казанцевой). Результаты представлены на рисунке 1.

Полученные результаты диагностики позволяют сделать вывод о недостаточной мотивированности чтения.

При разработке комплекса средств формирования умений оценивания предметных результатов по литературному чтению в на-

ЗАТЕЕВА Татьяна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент

НА ЧАРОВА Лидия Александровна,

магистрант

кафедра Педагогики и методики начального образования, факультет Педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, Краснодар

I Экспериментальный 2"Б" класс □ Контрольный 2"Г" класс

80%

60%

40%

20%

0%

56% —

5fi%

56%

f*47%

20% I 1 Üj

1S 20% % ™ 1F 20% ЧЬ 14 20%

I I . | I

1

23456789 10

Показатель уровня сформированное™

Рисунок 1 - Уровень сформированное™ мотивации к чтению и мотивов чтения у учащихся вторых классов на констатирующем этапе эксперимента

Примечание: 1 - интересно; 2 - заставляют родители; 3 - желание быть грамотным и умным; 4 - нравится получать хорошие оценки; 5 - нравится, когда хвалят родители; 6 - беспокойство отстать от товарищей (одноклассников); 7 - поручение учителя; 8 - стремление к новым знаниям; 9 - симпатия к учителю и его похвала; 10 - желание найти ответы на поставленные вопросы.

чальныхклассахбыли учтены возрастные возможности учащихся начальных классов (непроизвольность внимания, поэтапное формирование умственных действий), поэтому ведущими методами являются игровой и алгоритмический, с использованием подробной инструкции (алгоритма действий для учащихся [3]). Данный комплекс включает: применяемый метод, средства формирования умений, виды и средства оценивания в соответствии с планируемыми результатами, формируемыми умениями школьников и тематическим содержанием курса уроков литературного чтения УМК "Планета знаний"

I™ 37% J1_ 37%

22f% | 11

(2 класс) [4].

Таблица 1 - Фрагмент комплекса средств формирования умений оценивания предметных планируемых результатов по литературному чтению в начальных классах

Название раздела, тема урока, страницы учебника Планируемые предметные результаты Формируемые умения оценивания Применяе-мый метод Средства формирования умений Виды и средства оценивания

Название раздела: «Писатели о детях и для детей» Тема урока: «J1.H. Толстой "Косточка"» (стр. 92 - 93) 1. Овладение техникой чтения 2. Овладение приёмами понимания прочитанного произведения (чтение вслух) Формирование умений самооценивания: - способа чтения; -темпа чтения (количество прочитанных слов в минуту); - правильности чтения (количество сделанных ошибок при чтении); - понимания (ответы на вопросы 1. Алгоритмический метод 2. Метод самоотчёта 3. Метод рефлексии Текст, алгоритм действий для учащихся, вопросы к тексту, таблица «Ответ», таблица «Совет», таблица «Результат моего чтения вслух», оценочная таблица, таблица «Мое чтение вслух» [3] 1. Самооценива-ние (условные обозначения (смайлики), оценочная таблица «Таблица рефлексии»); 2. Содержательно-оценочный-вербально-письменные (положительные оценочные высказывания учителя в письменной форме в виде краткой положительной характеристики, с рекомендациями для улучшения результата учащихся, для формирования адекватной самооценки)

Название раздела: «Писатели о детях и для детей» Тема урока: «В.А. Осеева "Волшебное слово"» (стр. 102-106) 1. Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа 2. Умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях) Формирование умений взаимооценивания: - определять героя произведения; - находить в тексте слова и выражения, характеризующих героя и событие; - анализировать поступок персонажа и его мотива; - определять отношение автора к герою 1. Алгоритмический метод 2. Метод самоотчёта 3. Метод рефлексии 4. Игровой метод Текст, вопросы к тексту, предложенный план для составления отзыва о прочитанном 1. Взаимооцени-вание; 2. Содержательно-оценочный-вербально-письменные (положительное оценочное высказывание учащихся в письменной форме; рецензия)

Название раздела: «Писатели о детях и для детей» Тема урока: «H.H. Носов «Живая шляпа1» (стр. 112-115) Овладение техникой чтения (повышение скорости чтения достигаемого благодаря повторному чтению) Формирование умений оценивать результат достижения предметного планируемого результата (повышения скорости по- 1. Алгоритмический метод 2. Метод рефлексии Инструкция для учащихся, таблица «График увеличения скорости повторного чтения», текст [3] Самооценивание (график увеличения скорости повторного чтения)

Рассказы о детях (H.H. Носов, В.К. Железников, В.А. Осеева, В.Ф. Драгунский, Л.Н. Толстой) Формирование необходимого уровня читательской компетентности Формирование умений оценивания начитанности и знаний изученных произведений 1. Алгоритмический метод 2. Метод самоотчёта 3. Метод рефлексии 4. Игровой метод Тестовые задания по изученному разделу, таблица правильных ответов (эталон), оценочная таблица, инструкция для учащихся Самооценивание (условные обозначения (смайлики), оценочная таблица «Таблица рефлексии»)

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала положительную динамику уровня сформированное™ умений оценивания предметных планируемых результатов и уровня мотивации к чтению на уроках литературного чтения у учащихся в экспериментальном классе.

Рисунок 2 - Уровень сформированное™ мотивации к чтению и мотивов чтения у учащихся вторых классов на контрольном этапе эксперимента

Примечание: 1 - интересно; 2 - заставляют родители; 3 - желание быть грамотным и умным; 4 - нравится получать хорошие оценки; 5 - нравится, когда хвалят родители; 6 - беспокойство отстать от товарищей (одноклассников); 7 - поручение учителя; 8 - стремление к новым знаниям; 9 - симпатия к учителю и его похвала; 10 - желание найти ответы на поставленные вопросы.

В результате проведенного исследования выявлено, что уровень сформированности умений оценивания собственного чтения и уровень сформированности действий для достижения желаемого результата у учащихся экспериментального класса выше:уровень сфор-мированности умений самооценивания чтения повысился на 43% по сравнению с исходным. Он выразился в адекватной самооценке чтения. Причем возросла внутренняя готовность "помочь себе" в достижении желаемого результата по чтению на 51%. На констатирующем этапе эксперимента показатели уровня сформированности умений самооценивания чтения и уровня сформированности действий

для достижения желаемого результата были соответственноо 36% и 28%.Также отмечается повышение мотивации к чтению с преобладанием внутренних мотивов, таких как: наличие интереса, желание быть грамотным и умным, стремление к новым знаниям, а также желание найти ответы на поставленные вопросы.

Таким образом, реализация комплекса средств формирования умений оценивания предметных планируемых результатов по литературному чтению в начальных классах способствует положительной динамике формирования умений самооценивания и взаимооценивания, а также уровня мотивации к чтению у учащихся начальной школы на 1 уроках литературного чтения.

Работа может быть продолжена в направлении разработки модели оценивания планируемых результатов учащихся на уроках литературного чтения.

Примечания:

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 4.1 - 5-е изд., перераб. / руководители проекта: A.M. Кондаков, Л.П. Кези-на. - М.: Просвещение, 2011. - 400с. - (Стандарты второго поколения).

2. Баранова О.И., Начарова Л.А. Диагностика самооценки чтения и мотивации к чтению у учащихся начальных классов / О.И. Баранова, Л.А. Начарова //Успехи современной науки и образования.-2016. - Т. 1. - № б,- С. 60-62.

3. Начарова Л.А. Алгоритм действий для учащихся начальных классов к урокам литературного чтения как средство формирования умений оценивания собственного чтения вслух и понимания прочитанного / Л.А. Начарова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2017. - С. 50-53.

4. Кац Э.Э. Литературное чтение: 2-й кл. : учебник ¡33. Кац. - М.: Астрель, 2012. - 143 с. - (Планета знаний).

СО

1-Н

О си

-О X

2

г-

CU

си

ч

S

53

ETHNO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF STUDENTS PERSONALITY FORMATION Zelenov Vladimir Igorevich, Postgraduate student, Department of Psychology and Pedagogy, RUDN University, Moscow

The article deals with the essential-content characteristic of ethno-cuiturai educational environment, on the basis of which the conclusion is formulated that it has a sufficiently large impact on the formation and development of the student's personality. With its correct organization, the procedure for adapting the student to the learning process is simplified, in this regard, the personality of the teacher, who, in turn, performs not only an educational function, but also an educational one, passing to students the Toier antenna attitude to other ethnic groups and their cultures, is of great importance. As a result, we come to the conclusion that only in such conditions we will get specialists adequate to the current realities of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.