DOI: 10.25588/CSPU.2019.94.42.006
УДК 37.032 ББК 74.00
а
«о л
I
И5
Si
Ю. В. Гольцева
ORCID № 0000-0002-2165-5896 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики,
психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность проблемы оптимизации оценки достижения планируемых результатов младшими школьниками; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме оптимизации оценки достижения планируемых результатов младшими школьниками. Цель статьи — обосновать и раскрыть регламентируемую стандартом концепцию эффективной организации работы по оптимизации оценки достижения планируемых результатов младшими школьниками.
Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы, посвященной проблеме оптимизации оценки достижения планируемых результатов младшими школьниками. Через анализ различных подходов к смысловой сути понятий «самостоятельность», «самоконтроль», «самооценка» было осуществлено исследование феномена «контрольно-оценочной самостоятельности» младших школьников в учебной деятельности.
Результаты. Описана система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы; автором представлена характеристика основных компонентов системы; выявлены и описаны эффективные
методы и приемы работы по оптимизации оценки достижения планируемых результатов младшими школьниками.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является соответствие формирования у младших школьников умения оценки достижения планируемых результатов модели российского образования 2020.
Заключение. Сделан вывод о том, что работа по оптимизации оценки достижения планируемых результатов младшими школьниками будет способствовать формированию у младших школьников умения изучать, анализировать свою деятельность, а также оценивать её.
Ключевые слова: оценка достижения планируемых результатов, контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников; сис- ° тема оценивания планируемых результатов.
Основные положения:
- представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме оптимизации оценки достижения планируемых результатов младшими школьниками; ^
- описана система оценивания планируемых результатов освоения
з
программ начальной школы; §
g
представлены методы и приёмы оптимизации оценки планируе- g мых результатов младших школьников. 1
1
1 Введение (Introduction) и, прежде всего, их успешное вклю- ^
Совершенствование системы на- чение в учебную деятельность, ста- ^ чального образования направлено новление учебной самостоятельнос- ^ на решение ряда важнейших задач, ти. Начальная школа должна посреди которых следует особо выде- мочь детям освоить эффективные лить создание прочного фундамен- средства управления учебной дея-та для последующего обучения. тельностью, развить способности к Это предполагает не только освое- сотрудничеству. Одними из главных ние младшими школьниками сис- среди компонентов учебной деятель-темы опорных знаний и умений, но ности являются контроль и оценка:
а д
а
«о
е
л
I
И5
si
с их помощью ребёнок осмысливает изученное, убеждается в правильности своих знаний и умений, понимает зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладевает приёмами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки. В основе формирования данных умений у младших школьников лежит теория «учебной деятельности» (В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.) [1].
Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только процессом организации усвоения и проверки знаний, а также формированием предметных умений и навыков. Она должна выполнять более важную социальную задачу: развить у младших школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания» [2].
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Термин «самостоятельность» рассматривается в работах психологов, педагогов-исследователей, методистов (Г. С. Абрамова, В. В. Ворюнтова,
В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Н. В. Калинина, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин), которые отмечали, что самостоятельность — это одно из ведущих качеств субъекта учебной деятельности, предполагающее наличие определенных черт, свойств, умений и навыков [3].
Через анализ различных подходов к смысловой сути понятий «самостоятельность», «самоконтроль», «самооценка» было осуществлено исследование феномена «контрольно-оценочной самостоятельности» младших школьников в учебной деятельности.
Контрольно-оценочная самостоятельность — это важное субъектное свойство личности, характеризующееся её готовностью к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности. В структуру контрольно-оценочного акта, лежащего в основе процесса формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, входит четыре взаимосвязанных процесса: пот-ребностно-мотивационный, контрольный, оценочный и корректировочный [4].
К таким субъективным свойствам личности, прежде всего, необходимо отнести положительные мотивы учения, познавательный интерес, активность и самостоятельность в учении, которые обладают мощными возможностями регуляции и мотивации.
Ребенок, не умеющий оценивать свои возможности, так и не становится подлинным субъектом, руководителем собственной учебной деятельности, обладателем своих умственных возможностей и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке со стороны взрослого. Действия самооценки, способность понять собственные возможности и собственную ограниченность определяют учебную самостоятельность младшего школьника, переход от чисто исполнительского поведения старательного ученика к постоянному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. В данном случае учителю необходимо оценивать не только знания, умения и навыки учеников, но и осуществлять контроль и оценку понимания детьми собственного незнания. Младший школьник научится не только оценивать границы сво-
их возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, если учитель будет целенаправленно работать над формированием данных умений. И тогда вместо дошкольного «я не умею, не могу» может родиться учебное «я могу при условии ...».
Для формирования контрольно-оценочной самостоятельности выделяется несколько этапов становления действий контроля и оценки у младших школьников, включающих содержание и результат [5].
Первый этап становления контрольно-оценочной самостоятельности (первый класс). Целью данного этапа является обучение ребенка контрольным действиям, т. е. умению сопоставлять свои действия с заданным образцом.
На следующем этапе становления контрольно-оценочной самостоятельности (второй-третий класс) происходит совершенствование работы обучающихся над пооперационным (процессуальным) контролем освоения способов деятельности. На втором этапе младшие школьники работают над выполнением разных видов заданий, направленных на освоение ими рефлексивного контро-
о
а
а -к
о к л
ж *
д о
О
№ ж
I §
а ж
1 I
о-X
Ъ §
а д
а в е
Sf ь
I
И5
Si
ля (контроля способа действия).
На третьем этапе становления контрольно-оценочной самостоятельности (четвертый класс) обучающиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. Предметом совместных усилий становится способ перевода разных детских оценочных шкал в общепринятые оценочные шкалы.
Уроки по формированию умения оценивания у младших школьников можно разделить на три вида: урок с преобладающей целью выработать способы оценки; урок, где оценивание является только этапом урока; обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия [6].
Так, действующий ФГОС НОО вводит не только современные формы организации учебного процесса, но и требования к системе оценки планируемых результатов. В результате реализации этих требований будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности, возрастет осознанное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности [7]. Кроме то-
го, одним из педагогических условий повышения качества начального образования является включение в структуру компонентов качества начального образования показателей учебных достижений младших школьников [8].
3 Результаты (Results)
Время бежит вперед, и все меняется, образование также претерпевает изменения. В современном мире российскому обществу нужны образованные, инициативные и самостоятельные люди, которые возьмут на себя ответственность за принятие решения в разных ситуациях и смогут предположить возможный прогноз их последствий.
Методические рекомендации из серии «Стандарты второго поколения» предполагают введение в школе современных форм организации учебного процесса и новых требований к системе оценки достижения планируемых результатов [9], так как система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения
качества образования.
Совершенствование системы начального образования направлено на создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, умение оценивать свою деятельность, способность применять свои знания и умения в решении различных ситуаций [10].
Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности, предполагает:
1. Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность для того, чтобы они приобретали навыки к самооценке и самоанализу (рефлексии);
2. Использование критериальной системы оценивания;
3. Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:
- как внутренней, так и внешней оценки при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;
- субъектных и объектных методов оценивания; стандартизированных оценок;
- интегральной оценки, портфо-лио, и дифференцированной оценки отдельных аспектов обучения (например, формирования умений и навыков правописания, речевых навыков, навыков работы с информацией и т. д.);
- самоанализа и самооценки обучающихся;
- оценивания, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
Если ранее образовательные достижения оценивались только учителем, то в соответствии с новым образовательным стандартом учитель и ученик совместно оценивают их.
о
а
а -к
о к л
ж *
д о
О
№ ж
I §
а ж
1 I
о-X
Ъ §
а д
а
«о
•О
I
И5
Si
В современной системе образования в процесс оценивания учебных достижений обязательно включается школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов становится одной из главных целей образования. Школьники учатся адекватно оценивать свои знания и умения, обнаруживать и предупреждать ошибки. Дети оценивают не только выполнение учебных задач, но и работу на уроке или успешность изучения отдельной темы. Ученик должен понимать, какие знания и умения он освоил и над чем ему еще нужно поработать [11].
4 Обсуждение (Discussion)
Модель российского образования 2020 года продолжает развивать мысль о том, что система оценки должна быть ориентирована на результат. Новая система оценивания должна содержать в себе новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребёнка.
Ребенок, который не справляется с оцениванием своих действий и результатов деятельности, нуждается в постоянном руководстве, контроле и оценке учителя. Процесс формирования данных умений у млад-
шего школьника начинается со способности понимать, что он знает и что ему предстоит узнать.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников — важное основополагающее условие решения задач новой реформы образования, так как ребенок овладевает не только узкими знаниями, умениями и навыками по предмету, но и приобретает самостоятельность в учебных действиях.
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, в процессе формирования контрольно-оценочной самостоятельности информация о целях, содержании, формах и методах оценки доводится до сведения учащихся и их родителей. Учащиеся должны понимать, какие знания и умения выносятся на контроль, как и когда они будут проверяться. Содержание, формы контроля, критерии оценки являются предметом совместного договора учителя и учащихся. Ученики анализируют результат и процесс собственной деятельности при помощи вопросов: Что хотели сделать? Какие цели перед собой ставили? Что получилось? Что помогло получить такой резуль-
тат? Что вызвало трудности? Где допустить? Такая работа формиру-
возникла ошибка? Почему ошибка ет способность изучать, анализиро-
произошла? Как нужно действовать вать свою деятельность и развивает
дальше, чтобы подобных ошибок не умение её оценивать.
Библиографический список
1. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении : учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. Томск : «Пеленг», 1992. - с. 118.
2. Виноградова Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе // Начальная школа. 2006. № 15. с. 4-5.
3. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. М.; Рига : Эксперимент, 1999. -136 с. -ISBN 9984-16-020-3.
4. Воронцов А. Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности // Муниципальное образование: инно- о вации и эксперимент. 2009. № 5. - с. 21-23. S
5. Современная система оценки достижения планируемых результатов при ре- и ализации ФГОС НОО : методическое пособие / сост.: О. Г. Красношлыкова, В. Г. Че- » ремисина, Е. П. Лебедева. Кемерово : Изд-во: КРИПКиПРО, 2015. - 212 с. I
о
ской Федерации № 373 6 октября 2009 г.
6. Модели и технологии объективной оценки учебных и воспитательных до- е стижений реализации основной образовательной программы : методическое пособие и
/ научный редактор А.Н. Кузибецкий. Изд-во : Государственное автономное учрежде- о ние дополнительного профессионального образования «Волгоградская государствен- 5
л
ная академия последипломного образования». Волгоград, 2017. - 192 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального об- и
щего образования : утверждён приказом Министерства образования и науки Россий- а
§
а жи
8. Елькина О. Ю. Мониторинг учебных достижений младших школьников как у
е
средство повышения качества начального образования. М. - Берлин : Изд-во: Директ-медиа, 2015. - 162 с. S
9. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 : приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241.
10. Иголкин Д. Н. Технология формирующего оценивания как альтернатива традиционной оценке достижений обучающихся / Психология и педагогика: совре- Ц-менные методики и инновации, опыт практического применения: сборник материалов IX-й международной научно-практической конференции // отв. ред. Е. М. Мосолова. Липецк : Изд-во: ООО «РаДуши». 2015. С. 29-32.
11. Смирнова А.А. Технологии оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования // Научный поиск. 2014. № 2.1. С. 25.
о-
a
-£2
O £
Yu. V. Goltseva
ORCID No. 0000-0002-2165-5896 Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of pedagogy, psychology and subject methods,
South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
THEORETICAL ASPECTS OF OPTIMIZATION OF THE EVALUATION DELIVERABLES YOUNGER STUDENTS
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of optimizing the assessment of the achievement of the planned results by younger students; a review of the main ideas of modern researchers on the problem of optimizing the assessment of the achievement of the planned results by younger students. The purpose of the article is to substantiate and reveal the concept of effective organization of work on optimization of assessment of achievement of the planned results by younger schoolchildren regulated by the standard.
Materials and methods. The main method of the research is the analysis of scientific literature devoted to the problem of optimizing the assessment of the achievement of the planned results by younger students. Through the analysis of different approaches to the semantic essence of the concepts of "independence", "self-control", "self-assessment" the study of the phenomenon of "control and evaluation of independence" of younger students in educational activities was carried out.
Results. The system of evaluation of the planned results of the development of primary school programs is described; the authors describe the characteristics of the main components of the system; identify and describe effective methods and techniques to optimize the evaluation of the planned results of primary school students.
Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the project is consistent with the formation of younger students ' ability to assess the achievement of the planned results of the model of Russian education 2020.
Conclusion. It is concluded that the work on optimizing the assessment of the achievement of the planned results by younger students will contribute to the formation of younger students ' ability to study, analyze their activities, as well as evaluate it.
Keywords: assessment of achievement of planned results, control and evaluation independence of primary school students; system of evaluation of planned results.
Highlights:
An overview of the main ideas of modern researchers on the problem of optimizing the assessment of the achievement of the planned results by younger students;
Describes the system of evaluation of the planned results of the development of primary school programs;
Methods and techniques for optimizing the evaluation of the planned results of primary school students. ^
References
1. Davydov V.V. (1992) Psikhologicheskaya teoriya uchebnoy deyatel'nosti i metodov nachal'nogo obucheniya, osnovannykh na soderzhatel'nom obobshchenii (uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh i srednikh uchebnykh zavedeniy) [Psycho- i logical theory of educational activities and methods of primary education, based on a meaningful generalization (A textbook for students of higher and secondary educational institutions]. Tomsk, "Peleng". P. 118. (In Russian). §
2. Vinogradova N. F. (2006) Kontrol' i otsenka v nachal'noy shkole [Control and evaluation in elementary school]. Nachal'naya shkola. 15, 4-5. (In Russian).
3. Zuckerman G. A. (1999) Otsenka bez otmetki [Evaluation without mark]. Moscow, Riga, "Eksperiment". 136 p. ISBN 9984-16-020-3. (In Russian). o
S ^
0
3
1 c'
a 3
e c
IM
a i
o' §
4. Vorontsov A. B. (2009) Kontrol'no-otsenochnaya samostoyatel'nost' mladshikh g shkol'nikov kak osnova uchebnoy samostoyatel'nosti [Control and evaluation independ- ^
ence of younger students as the basis of educational independence]. Munitsipal'noye S obrazovaniye: innovatsii i eksperiment. 5, 21-23. (In Russian).
5. Krasnoshlykova O. G., Cheremisina V. G., Lebedeva E. P. (2015) Sovremennaya sistema otsenki dostizheniyaplaniruyemykh rezul'tatovpri realizatsii Federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya (meto-dicheskoye posobiye) [The modern system for assessing the achievement of planned results in the implementation of the Federal State Educational Standard of Primary General Education (A methodological manual)]. Kemerovo, Izdatel'stvo: "Kuzbasskiy regional'-nyy institutpovysheniya kvalifikatsii iperepodgotovki rabotnikov obrazovaniya ". 212 p. (In Russian).
6. Scientific Edr Kuzibetskiy A.N. (2017) Modeli i tekhnologii ob"yektivnoy otsenki uchebnykh i vospitatel'nykh dostizheniy realizatsii osnovnoy obrazovatel'noy pro-grammy (metodicheskoye posobiye) [Models and technologies for objective assessment of educational achievements of the implementation of the basic educational program (methodological handbook]. Volgograd, Izdatel'stvo: "Gosudarstvennoye avtonomnoye uchrezhdeniye dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Volgogradskaya gos-udarstvennaya akademiyaposlediplomnogo obrazovaniya ". 192 p. (In Russian).
7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo ob-shchego obrazovaniya (utverzhdon prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-siyskoy Federatsii № 373 6 oktyabrya 2009 g.) [Federal state educational standard of primary general education (Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 373 on October 6, 2009)]. (In Russian).
8. Elkina O. Y., Saburova N. L. (2015) Monitoring uchebnykh dostizheniy mladshikh shkol'nikov kak sredstvo povysheniya kachestva nachal'nogo obrazovaniya [Monitoring of educational achievements of younger students as a means of improving the quality of primary education]. Moscow, Berlin, Izdatel'stvo: Direct media. 162 p. (In Russian).
9. O vnesenii izmeneniy v federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya, utverzhdonnyy prikazom Ministerstva obra-zovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. N 373 (prikaz Minobrnauki Rossii ot 26 noy-abrya 2010 g. N 1241). [On amendments to the federal state educational standard of primary general education, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 N 373 (Order of the Ministry of Education and Science of Russia of November 26, 2010 N 1241)]. (In Russian).
10. Igolkin D. N., Executive Edr Mosolova E. M. (2015) Tekhnologiya formiruyushchego otsenivaniya kak al'ternativa traditsionnoy otsenke dostizheniy
| obuchayushchikhsya [The technology of formative assessment as an alternative to the ^ traditional assessment of student achievement]. Sbornik materialov IX-y mezhdunarodnoy ^ nauchno-prakticheskoy konferentsii "Psikhologiya i pedagogika: sovremennyye metodiki ¡^ i innovatsii, opytprakticheskogoprimeneniya". [A collection of materials from the IXth
International Scientific and Practical Conference "Psychology and pedagogy: modern techniques and innovations, practical experience"]. Lipetsk, Izdatel'stvo: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "RaDushi". P. 29-32. (In Russian).
11. Smirnova, A. A. (2014) Tekhnologii otsenki dostizheniy planiruyemykh rezu-I'tatov osvoyeniya osnovnoy obrazovatel'noy programmy nachal'nogo obshchego obrazo-vaniya [Technologies of an assessment of achievements of planned results of development of the basic educational program of primary General education]. Nauchnyy poisk. 2.1, 25. (In Russian).
S
0
1 c' a
e c
IM
a i o' s
ro
i
R
a i o' s
S
to
1' a
o R
s
S £
S s