Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TRAINING OF FUTURE TEACHERS / FORMATION OF THE ABILITY TO EVALUATE THE RESULTS OF ACTIVITIES / SYSTEM OF EVALUATION OF THE RESULTS OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольцева Ю.В.

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы подготовки будущих педагогов к формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности. Цель статьи - обосновать и раскрыть регламентируемую стандартом концепцию работы по формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности, а также систему подготовки будущих педагогов к данной профессиональной деятельности. Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы, посвященной проблеме подготовки будущих педагогов к формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности. Результаты. Проведен анализ экспериментального исследования по изучению оценочной деятельности педагогов начальной школы; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы по формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности. Обсуждение. Подчеркивается, что необходима целенаправленная профессиональная подготовка будущих педагогов к формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности. Заключение. Сделан вывод о том, что развитие самостоятельности учебных действий влечет за собой и изменение системы оценивания. Основные положения: - описана проблема формирования у младших школьников умения оценивать уровень результаты деятельности; - представлены методы и приёмы формирования у младших школьников умения оценивать результаты деятельности; - описана система подготовки будущих педагогов к формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольцева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO THE FORMATION IN PUPILS THE ABILITY TO ASSESS PERFORMANCE

Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of training future teachers to form the ability of younger students to assess the results of activities. The article aims to substantiate and explain regulated by the standard concept of work among the younger students the ability to assess the results of activities and system of training of future teachers for this professional activity. Materials and methods. The main method of research is the analysis of scientific literature devoted to the problem of training future teachers to the formation of younger students ' ability to assess the results of activities. Results. The analysis of experimental research on the study of evaluation activities of primary school teachers; identified and described effective methods and techniques for the formation of younger students ' ability to evaluate the results of activities. Discussion. It is emphasized that targeted professional training of future teachers is necessary to form the ability of younger students to assess the results of activities. Conclusion. It is concluded that the development of independence of educational activities entails a change in the evaluation system. Highlights: The problem of formation of the ability of younger students to assess the level of performance is described; The methods and techniques of formation of the ability to assess the results of activities in younger students are presented; The system of preparation of future teachers for the formation of younger students ' ability to assess the results of activities is described.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.25588/CSPU.2019.44.45.006

УДК 378.937:371.01 ББК 74.480.26:74.200.4

Ю. В. Гольцева

ORCID № 0000-0002-2165-5896 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: ulgo@rambler.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы подготовки будущих педагогов к формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности. Цель статьи — обосновать и раскрыть регламентируемую стандартом концепцию работы по формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности, а также систему подготовки будущих педагогов к данной профессиональной деятельности.

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы, посвященной проблеме подготовки будущих педагогов к формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности.

Результаты. Проведен анализ экспериментального исследования по изучению оценочной деятельности педагогов начальной школы; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы по формированию у младших школьников умения оценивать резуль-§ таты деятельности.

Обсуждение. Подчеркивается, что необходима целенаправленная профессиональная подготовка будущих педагогов к форми-Sj рованию у младших школьников умения оценивать результаты дея-

Ч)

л И5

тельности.

Заключение. Сделан вывод о том, что развитие самостоятельности учебных действий влечет за собой и изменение системы оценивания.

Ключевые слова: подготовка будущих педагогов; формирование умения оценивать результаты деятельности; система оценива-

о

ния результатов деятельности. а

Основные положения: ^

о д

г о

- описана проблема формирования у младших школьников умения оценивать уровень результаты деятельности;

- представлены методы и приёмы формирования у младших школьников умения оценивать результаты деятельности;

- описана система подготовки будущих педагогов к формиро- §

ванию у младших школьников умения оценивать результаты дея- ^

о

тельности. а

н и

ю

8 а

л д

а г о г о в к

1 Введение (Introduction) 8

Оценивание результатов деятельности, совершенствование оценки образовательного процесса всегда было актуальным направ- g лением в образовании. Тем более на современном этапе оценочная деятельность учителя и обучающегося строго регламентированы | Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

В настоящее время в системе образования произошли заметные позитивные изменения. В связи с новыми требованиями в обра-

§ н и §

о

е

е н

и

о

е

н о

зовательной сфере начальная школа должна стать местом первой § пробы своих сил. На этом этапе важно развить инициативу и самостоятельность, сохранить познавательную активность, здоровье и эмоциональное благополучие детей.

Сегодня в России оценка достижений учащегося школами е проводится лишь со стороны академической успеваемости и остаётся инструментом педагогического и родительского давления на ре- § бёнка. Возникла необходимость в объективном оценивании достиже-

С5

ний каждого ученика. Противоречие между необходимостью построения личностно-ориентированных моделей образовательного процесса и отсутствием адекватной системы оценивания результатов обучения наиболее актуально и трудноразрешимо в современной педагогике. Обозначился широкий круг вопросов, с которым сталкиваются многие учителя.

Особенностью и важным элементом процесса формирования у младших школьников готовности к самооценке полученного результата является единая и понятная критериальная основа, которая создает у ребенка конкретные представления о выполняемой им деятельности. Кроме того, каждое формируемое универсальное учебное действие само по себе имеет сложную структуру и может быть разложено на ряд более простых шагов-операций. Если ребенок будет осознавать и понимать свою работу как сумму многих умений, каждое из которых оценивается по своему ряду критериев, то он однозначно будет успешен в оценочной деятельности [1, с. 108].

Новый образовательный стандарт глубоко психологичен, поэтому в нем реализуется психологический принцип оценки личных достижений, который предполагает учет достижения обучающимися планируемых результатов в динамике, что позволит оценить даже небольшие продвижения ученика в образовательном процессе. Для диагностики уровня сформированности оценочных умений и индивидуального прогресса в их развитии стандарт рекомендует применять такие методы, как наблюдение с фиксацией результатов индивидуальной и совместной познавательной деятельности в листах наблюдений, а также самоанализ.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Проблема оценки и оценочной деятельности — одна из актуальных в педагогической теории и практике. В разные периоды жизни общества измерение качества знаний обучающихся, а также отображение результатов этих измерений всегда вызывали интерес Sj со стороны педагогов, психологов, родителей. Так, учёные-педагоги

а в е

Sf ь

И5

(В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, А. В. Хуторской и др.), исследовавшие данный аспект, под оцениванием понимают процесс изучения и проверки знаний обучающихся. Оценка, по их мнению, — это результат данного процесса, количественный показатель качества результатов учебно-познавательной деятельности учащихся [2].

Отметим, что оценка — это не только педагогическое понятие, но и философское, социально-психологическое явление, имеющее высокую значимость в жизни человека. Учёные к процессу оценивания результатов деятельности обучающихся имеют разное отношение. е

Таким образом, оценивая результаты учебной деятельности обучающегося, учитель должен соблюдать дидактические требования, использовать разные формы оценивания, помнить о воздействии оценки на состояние эмоциональной сферы обучающегося.

3 Результаты (Results)

По результатам исследования Е. М. Сидоренко, Ю. В. Голь-цевой не все педагоги эффективно понимают и используют систему оценивания, предусмотренную современным образовательным стандартом [3]. Так, педагоги, стаж которых менее пяти лет, не всегда хорошо ориентируются в видах оценивания, критериях оценивания. Они знают, что необходимо комментировать оценку результатов деятельности учеников, но в реальности делают это не всегда. При

работы менее пяти лет испытывают трудности при оценке устного

о д

г о

S о

в к

а

д

и

g

а г о г о в к ф

и

и

о в а н и

S

у

а д

£ g

§

он

и

ко в

у

ни

оценивании знаний обучающихся, в основном, учителя со стажем I

о

к е

н ио

ответа, а также в применении прогностической и ретроспективной §

самооценки.

Умение адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности возможно только при условии регулярного вовлечения детей в оценочную деятельность, так как, оценивая ответ других, он е оценивает относительно себя. На уроках важно также применять прогностическую и ретроспективную самооценки [4]. §

При ретроспективной самооценке главным для ученика стано-

вится соотнесение уже исправленных учителем ошибок с критериями оценивания. Результат такого оценивания ученик может символом фиксировать на полях.

При формировании прогностической самооценки ту же самую работу по оцениванию ученик делает дважды: до и после выполнения задания.

В результате, когда сравниваются прогностическая и ретроспективная оценки, ребёнок может увидеть свои успехи и затруднения [5].

Таким образом, учитывая объективные трудности в реализации оценочной деятельности у начинающих свой профессиональный путь учителей, возникает необходимость целенаправленной их подготовки к проблеме оценивания еще на этапе обучения в вузе. Для этого необходимо пересмотреть, на каких учебных дисциплинах формировать у будущих учителей соответствующие компетенции. 4 Обсуждение (Discussion)

Такая работа по подготовке будущих педагогов к оцениванию результатов в начальной школе ведется нами в бакалавриате «Начальное образование» и в магистратуре «Педагогика и методика начального образования» в рамках следующих дисциплин: «Оценка уровня достижения планируемых результатов», «Технологии формирования универсальных учебных действий», «Мониторинг образовательных результатов».

Содержание данных дисциплин включает в себя изучение видов оценивания, методики оценивания и, в том числе, педагогический инструментарий оценивания. При этом результатом освоения дисциплины является не только правильное понимание процесса становления учебной самостоятельности школьника, но и сформи-§ рованность практических навыков оценивания.

•о

3

Учебная деятельность студентов организуется с использованием не только традиционных форм обучения (лекции, семинары). Эффективной формой оказалось посещение учебных занятий в школе и

и;

наблюдение за оценочной деятельностью педагога. Для достижения цели включенного наблюдения студенты заранее разрабатывают подробный план наблюдения с подробными критериями и характеристиками наблюдаемого явления. Это позволяет студентам сделать подробный анализ того, что они видели на уроке, и описать свой данный опыт в форме эссе [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, будущие педагоги проводят рефлексию собственного опыта осуществления объективной оценки, ориентируясь на уже знакомые критерии. Все это обеспечивает достижение новых образовательных результатов. Освоение дисциплины в сетевом взаимодействии со школой, предполагающее углубленную профессионально-ориентированную практику студентов, улучшает подготовку будущих учителей начальных классов к оцениванию. После того,

деть удачные приемы оценивания и апробировать их в собственной практической деятельности.

5 Заключение (Conclusion)

За последние десятилетия в содержании современного образования произошли изменения, связанные с переносом акцента на формирование общеучебных и других универсальных действий, что, в свою очередь, влечет за собой и изменение системы оценивания [7].

нению школьной оценки ребенка с реальной оценкой его же общест-

Библиографический список

1. Степанова О. В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 851-853.

о g

г о S о

№ «

а

g

f s

а

л g

а

г о

г о

№ «

£

как студент изучил научно-методические основания оценочного ин- >§

о

о

струментария на занятиях в вузе, на практике в школе он может ви- н

и

ю

а g

ш

s

« §

о-

ж f

о № У

ни

Система оценивания в новых условиях должна способствовать еди- !

о

к е

н ио

вом. При оценке результатов деятельности основную ценность предс- § тавляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач в постоянно меняющихся условиях. е

1

2. Кузина С. И., Бощенко З. Б. К проблеме оценивания обучения учащихся // Психолог в школе. 2016. № 3 (27). С. 2-9.

3. Гольцева Ю. В., Сидоренко Е. М. Оптимизация подготовки будущих педагогов к оцениванию предметных результатов младших школьников // Европейский журнал социальных наук. 2018. № 7 (1). С. 234-243.

4. Калмыкова Г. А. Оценочная самостоятельность как условие становления субъектной позиции обучающихся в учебной деятельности : электронный научно-практический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования» («РОНО»). 2017. № 31.

5. Кривчикова В. О. Умение младших школьников оценивать результаты деятельности // Молодой ученый. 2018. № 49 (235). Ч. III. С. 281-282.

6. Бобонова Е. Н. Опыт использования инновационных технологий при подготовке учителей начальных классов в педагогическом вузе // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Том 1 (№ 11). С. 440-444.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2010. - 31 с. (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022995-1.

Yu. V. Goltseva

ORCID No. 0000-0002-2165-5896 Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

of Pedagogy,Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ulgo@rambler.ru

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO THE FORMATION IN PUPILS THE ABILITY TO ASSESS PERFORMANCE

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of training future teachers to form the ability of younger students to assess the results of activities. The article aims to substantiate and explain regulated by the standard concept of work among the younger students the ability to assess the results of activities and system of training of future teachers for this professional activity.

Materials and methods. The main method of research is the analysis of scientific literature devoted to the problem of training future | teachers to the formation of younger students ' ability to assess the results of activities.

^ Results. The analysis of experimental research on the study of

^ evaluation activities of primary school teachers; identified and described

effective methods and techniques for the formation of younger students ' ability to evaluate the results of activities.

Discussion. It is emphasized that targeted professional training of future teachers is necessary to form the ability of younger students to assess the results of activities.

Conclusion. It is concluded that the development of independence of educational activities entails a change in the evaluation system.

Keywords: training of future teachers; formation of the ability to evaluate the results of activities; system of evaluation of the results of activities.

Highlights:

The problem of formation of the ability of younger students to ! assess the level of performance is described;

The methods and techniques of formation of the ability to assess

a ¡2

o' s

the results of activities in younger students are presented; C

The system of preparation of future teachers for the formation of !

a

References s

younger students ' ability to assess the results of activities is described.

1. Stepanova O.V. (2016) Razvitiye poznavatel'nykh universal'nykh uchebnykh deystviy kak pedagogicheskaya problema [Development of cognitive universal educational actions as a pedagogical problem]. Molodoy uchenyy. 2, 851-853. § (In Russian).

2. Kuzina S.I., Boschenko Z.B. (2016) Kprobleme otsenivaniya obucheniya uchashchikhsya [To the problem of assessing students ' learning]. Psikholog v shkole. 3 (27), 2-9. (In Russian).

3. Goltseva Yu.V., Sidorenko E.M. (2018) Optimizatsiyapodgotovki budush-chikh pedagogov k otsenivaniyu predmetnykh rezul'tatov mladshikh shkol'nikov [Optimization of training of future teachers to assess the subject results of younger stu- i dents]. Moscow, Yevropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk. 7 (1), 234-243. (In Russian).

4. Kalmykova G.A. (2017) Otsenochnaya samostoyatel'nost' kak usloviye stanovleniya sub "yektnoy pozitsii uchashchikhsya v uchebnoy deyatel'nosti [Evaluative independence as a condition for the formation of the subject position of students

£

Km

in educational activities]. Elektronnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal "Resursy, ob- §

o

zory i novosti obrazovaniya " ("RONO "). No. 31. (In Russian). !

5. Krivchikova V. O. the Ability of younger students to evaluate the results of s activity. Young scientist. 2018. No. 49 (235). Part III. Pp. 281-282.

6. Bobonova E.N. (2015) Opyt ispol'zovaniya innovatsionnykh tekhnologiy pripodgotovke uchiteley nachal'nykh klassov vpedagogicheskom vuze [Experience in the use of innovative technologies in the preparation of primary school teachers at a pedagogical university]. Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii i IT-obra-zovaniye. 1 (11), 440-444. (In Russian).

7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo ob-shchego obrazovaniya (Standarty vtorogo pokoleniya) [Federal State Educational Standard of Primary General Education (Second Generation Standards]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. Moscow, Prosveshcheniye. 2010. 31 p. (In Russian).

a

-£2

o £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.