УДК 373.3
Скрипова Надежда Евгеньевна
Заслуженный учитель РФ , кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования ГОУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected], Челябинск
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Skripova Nadezhda Evgenevna
The Deserved teacher of the Russian Federation, the candidate ofpedagogical sciences, Managing chair of elementary education of the Chelyabinsk institute of retraining and improvement ofprofessional skill of educators, [email protected], Chelyabinsk
PREPARATION OF TEACHERS FOR FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT YOUNGER
SCHOOLBOYS
История развития педагогических концепций и систем состоит из чередования взглядов на цели и задачи образования от узкоутилитарного освоения молодым поколением накопленных в культуре знаний и умений, до ориентации образования на личность, на человека - созидателя культуры.
В последнее десятилетие, при переходе к постиндустриальному обществу логика развития производственной сферы привела к сознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не только с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня - это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, несомненно, очень важно. Но это ещё и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие её расцвета и мирного развития [5].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное развитие и воспитание, но и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход [9]:
1) изменение метода обучения (с объяснительного, репродуктивного на деятельностный). Отечественные учёные аргументировано констатируют кризис знаниевой модели образования: во-первых, поток информации в современном мире невозможно «втиснуть» ни в какие программы. Во-вторых, отпадает сама необходимость её запоминать, ибо созданы и постоянно со-
вершенствуются хранилища этой информации, и важнее научить школьников пользоваться ими. В-третьих, уровень предъявляемых ныне к личности требований ставит школу перед необходимостью развивать у обучающихся (не учащихся) современное мышление, способность и готовность к выбору, субъектность, индивидуальность, коммуникабельность, толерантность, адаптируемость, способность работать в команде и самостоятельно решать различные проблемы. Иными словами, такие качества и свойства, которые характеризуют новый, более полный, личностно и социально интегрированный образовательный результат [6]. Следовательно, в современных условиях требуется резко изменить характер обучения. Необходимо перейти от модели передачи знаний к моделям совместного приобретения и выработки знаний в ходе учебного процесса. Поэтому методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обозначен системно-деятельностный подход;
2) изменение понимания качества образования. Качество образования, определяется его функциональностью, способностью выпускников применять свои знания при решении практических проблем. Качественное образование - это когда выпускник может решать на основе полученных ими знаний практические проблемы, возникающие в общественно значимых, распространённых видах деятельности. Если выпускник имеет знания, но не может их применять, не может решать проблемы практической деятельности, это то же самое, как если бы выпускник не имел никаких знаний. Его образование некачественное. Именно такой концепции качества образования основываются, например, международные исследования качества образования подростков Р18А;
3) изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных результатов, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
В связи с этим для педагога начальной школы, для образовательного учреждения особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать? Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду? С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов? Как подготовить педагога начальной школы к реализации целей, обозначенных в ФГОС НОО? Как организовать его методическое сопровождение?
Известно, что формирование любых личностных новообразований -умений, способностей, личностных качеств (в том числе универсальных учебных действий, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности [1, с. 3]. Следовательно, формирование любого умения проходит через следующие этапы: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами: тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция; контроль.
Именно так сегодня учатся младшие школьники писать и считать, решать задачи и примеры, рисовать и петь. Этот же путь обучающийся должен
пройти и при формировании универсальных учебных действий, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпред-метный характер: освоение норм целеполагания, самоконтроля, коррекции собственных действий, поиск информации и и т. д.
Поэтому для формирования у обучающихся любого универсального учебного действия предлагается как один из вариантов путь, основанный на основе дидактической системы деятельностного метода Л. Г. Петерсон [7], состоящий из четырёх этапов, которые проходит каждый ребёнок: вначале при изучении различных учебных предметов у обучающегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого универсального учебного действия и мотивация к его самостоятельному выполнению; основываясь на имеющемся опыте, обучающийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего универсального учебного действия (или структуру учебной деятельности в целом); далее изученное универсальное учебное действие включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция; в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного универсального учебного действия (далее - УУД) и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках так и во внеурочной деятельности.
Данный алгоритм будет создавать благоприятные условия для реализации требований ФГОС НОО к формированию метапредметных результатов образования.
Далее педагогу начальной школы необходимо знать перечень УУД, определённый сопровождающими методическими рекомендациями Стандарта. В связи с тем, что в различных методических рекомендациях по определению типов, видов и характеристик УУД встречаются разночтения [2; 4; 8], предлагаем свой вариант. Данный подход не противоречит нормативным и методическим материалам ФГОС НОО, в которых определяются характеристики УУД [10, с. 54].
Личностные универсальные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: самоопределение; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы, знаково-символические действия.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения, как разных предметных дисциплин, так и при организации внеурочной деятельности, учитывая содержание и способы организации учебной деятельности обучающихся. Связь УУД с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:
1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий: коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность, познавательные - общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,личностные - определяющие мотивационную ориентацию, регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности.
2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
5. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебного материала по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
6. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью универсального интегрированного Портфеля достижений обучающегося, который является процессуальным способом оценки достижений обучающихся в развитии универсальных учебных действий.
7. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Таким образом, способ формирования универсальных учебных действий можно представить в виде следующего алгоритма: первичный опыт и мотивация - знание о том, как учиться - умение учиться - контроль.
Библиографический список
1. Ахметова, М. Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 166-171
2. Ведерникова, Л. В. Проблема подготовки профессионально мобильного педагога / Л. В. Ведерникова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. -С. 34—39
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др. под ред А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. — (Стандарты второго поколения).
5. Курков, И. А. Формирование экономической компетенции у младших школьников как педагогическая проблема / И. А. Курков // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С. 223-227
6. Мамлеев, С. А. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения / С. М. Мамлеев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. — № 3. - С. 192-194
7. Петерсон, Л. Г., Агапов Ю. В., Кубышева, М. А., Петерсон, В. А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст] / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. М.: Издательство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2006. - 159 с.
8. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).