Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО'

ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2415
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / ФОРМЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разливинских Ирина Николаевна, Милованова Любовь Анатольевна

В статье авторы рассматривают роль краеведческой работы в начальной школе. По их мнению, основной целью краеведческой деятельности является углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Краеведческая работа выполняет несколько функций (исследовательско-научная, документирующая, образовательно-воспитательная, организационная). В общеобразовательном учреждении краеведческую деятельность можно проводить на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Существуют разнообразные формы краеведческой работы, в частности краеведческий уголок, краеведческая экскурсия, встречи с интересными людьми. Авторы считают, что краеведение играет большую роль в эстетическом и патриотическом воспитании младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разливинских Ирина Николаевна, Милованова Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LOCAL HISTORY WORK IN PRIMARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION

In the article the authors consider the role of local history work in primary school. In their opinion, the main goal of local history activity is to deepen and expand students' knowledge about the nature, history and culture of their native land. Local history work performs several functions (research and scientific, documenting, educational, organizational). In a general educational institution, local history activities can be carried out in the classroom, extracurricular activities, in extracurricular and extracurricular activities. There are various forms of local history work, in particular, a local history corner, a local history excursion, meetings with interesting people. The authors believe that local history plays an important role in the aesthetic and patriotic education of junior students.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

PEDAGOGICAL SCIENCES

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

L.K. Patrusheva, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Technology and Technique Teaching Technology, Head of the Center of Publication Activity, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0789-4778.

D.V. Patrushev, Senior Lecturer, Department of Design and Fine Arts, Vyatka State University, member of the Union of Artists of Russia, Kirov, Russia, e-mail: [email protected].

M.V. Solomina, Teacher of Fine Arts, school № 23, Vorkuta, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 373.3

Ирина Николаевна Разливинских, Любовь Анатольевна Милованова

г. Шадринск

Организация краеведческой работы в начальных классах в условиях

реализации ФГОС НОО

В статье авторы рассматривают роль краеведческой работы в начальной школе. По их мнению, основной целью краеведческой деятельности является углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Краеведческая работа выполняет несколько функций (исследовательско-научная, документирующая, образовательно-воспитательная, организационная). В общеобразовательном учреждении краеведческую деятельность можно проводить на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Существуют разнообразные формы краеведческой работы, в частности краеведческий уголок, краеведческая экскурсия, встречи с интересными людьми. Авторы считают, что краеведение играет большую роль в эстетическом и патриотическом воспитании младших школьников.

Ключевые слова: краеведение, краеведческая деятельность, краеведческая работа, формы краеведческой деятельности, младшие школьники, экскурсия.

Irina Nikolaevna Razlivinskih, Lyubov Anatolievna Milovanova

Shadrinsk

Organization of local history work in primary school in the context of the implementation of the federal state educational standard of primary general education

In the article the authors consider the role of local history work in primary school. In their opinion, the main goal of local history activity is to deepen and expand students' knowledge about the nature, history and culture of their native land. Local history work performs several functions (research and scientific, documenting, educational, organizational). In a general educational institution, local history activities can be carried out in the classroom, extracurricular activities, in extracurricular and extracurricular activities. There are various forms of local history work, in particular, a local history corner, a local history excursion, meetings with interesting people. The authors believe that local history plays an important role in the aesthetic and patriotic education of junior students.

Keywords: local history, local history activity, local history work, forms of local history activity, junior students, excursion.

Бурное общественное развитие страны в настоящее время диктует новые требования к воспитанию и обучению личности, которая должна стать самостоятельной, приспособленной к современной жизни, активной и творческой. ФГОС НОО выделяет требования к личностным, мета-предметным, предметным результатам. В нем обозначена позиция к духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, к становлению их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества [7].

Краеведческая работа представляет собой деятельность, включающую содержательный, оперативный и результативный компоненты [6, С.24].

Цель краеведческой деятельности заключается в углублении и расширении знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

По мнению М.Д. Маханевой, краеведческая деятельность в начальной школе выполняет ряд функций:

1. Исследовательско-научная, которая организует, проводит всевозможные научные исследования в области истории, культуры, естествознания; предполагает разработку проектов и программ, ориентированных на обеспечение и выявление сохранности, на восстановление или реконструкцию культурных памятников;

2. Документирующая - сбор сведений о памятниках культуры, а также их сохранение и рациональное использование природных памятников;

3. Образовательно-воспитательная предполагает формирование у людей исторического сознания, передачу и сохранения ими культурных и народных традиций;

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (49) 2021

75

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

4. Организационная - объединение учащихся по интересам, организовывать их досуг, развивать творческие интересы [4, С. 24].

Обязательным условием, по мнению П.В. Иванова, при организации краеведческой работы является реализация ведущих принципов:

- научные понятия и термины должны быть понятны обучающимся;

- обучающиеся понимают цель и задачи обучения; способны производить самоанализ и самооценку; умеют аргументировать свою точку зрения;

- использование проблемного метода изложения материала; умение самостоятельно решить учебную задачу, подвести итог своей работе;

- материал должен излагаться от легкого к сложному, от неизвестного к знакомому;

- важность использования наглядного материала, возможно с использованием ИКТ;

- обучающимся должна предоставляться свобода выбора, педагог в доброжелательной атмосфере анализирует недостатки и достоинства выполненных работ;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников [2, С. 26].

Основным средством развития мотивации в учебно-воспитательном процессе, а также источником получения знаний о родном крае, воспитании любви к малой родине, формирование гражданских качеств выступает краеведение. Краеведение в начальной школе имеет огромное значение для нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания обучающихся. Оно является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий как основных умений, прописанных в стандарте второго поколения [5].

Именно в младшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для духовно-нравственного и морального развития личности. Когда обучающиеся знакомятся с историей и культурой своей малой родины, у них развивается гордость за свой край, появляется желание внести свой вклад в развитие малой родины.

Федеральный базисный учебный план НОО не предусматривает краеведение как обязательный предмет. Лишь с 2006 года «Краеведение» является дисциплиной, которая входит в региональный компонент базисного учебного плана государственных образовательных стандартов общего образования.

Краеведческий материал в начальной школе изучается эпизодически, но обучающиеся всегда проявляют большую заинтересованность к нему. Чем раньше начнется знакомство учащихся с природой и культурой родного края, тем теснее будет связь с ним. Наиболее благоприятным для развития духовно-нравственных качеств личности является именно младший школьный возраст, потому что в этот период закладываются базовые ценности, способности и качества личности [3].

Краеведческая работа способствует эффективному развитию интересов младших школьников, расширяет их кругозор, формирует познавательную самостоятельность и профессиональную направленность.

Краеведческий материал применяется практически на всех учебных дисциплинах. Как правило, педагог использует наиболее значимый и ценный материал по изучению родного края, органично вплетает его в содержание урока, что способствует формированию познавательного интереса у младших школьников, благоприятствует творческому развитию личности.

Краеведческую работу в школе целесообразнее проводить на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Наиболее подробно рассмотрим некоторые формы внеклассной работы краеведческой направленности.

Для организации краеведческой деятельности учитель начальных классов может использовать краеведческий уголок, в котором отражена связь обучения и воспитания с жизнью.

Для формирования интереса к истории родного края краеведческий уголок применяется с целью:

- осмысления школьниками тесной связи со своей малой родиной, знакомства с поступками и обычаями земляков, воспитания гражданственности и патриотизма;

- развития поисково-информационных умений, воображения в процессе воссоздания местных сюжетов;

- формирования мировоззрения о прошлом и настоящем родного края, о людях, которые оставили значимый след в истории своей местности, внесли вклад в историко-культурное наследие региона [4, С. 56].

- Краеведческий уголок в начальной школе выполняет ряд функций:

- активизация познавательной деятельности;

- воспитание патриотизма;

- наглядность в обучении;

- связь обучения с жизнью;

- осуществление межпредметных связей.

Таким образом, использование краеведческого уголка в образовательном процессе становится эффективным лишь в том случае, когда предлагаемый материал становится источником получения новых знаний, способствует расширению кругозора, применяется на постоянной основе, собран и представлен самими обучающимися.

Краеведческие экскурсии в начальной школе играют не менее значимую роль.

Краеведческая экскурсия - это посещение обучающимися объектов культурного наследия (памятник архитектуры, предприятия, музеи, картинные галереи и пр.) [1, С. 54]. Различают природоведческие, исторические и производственные краеведческие экскурсии.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

Исторические экскурсии проводятся с целью получения сведений из истории своей местности, о людях, прославивших свой край, о подвигах героев. Данный вид экскурсий формирует нравственные качества школьников, а также расширяет и углубляет исторические знания.

В процессе природоведческой экскурсии младшие школьники проводят наблюдения за природой родного края, знакомятся с её особенностями, что способствует формированию бережного отношения к природе. Обучающиеся на личном опыте убеждаются, что природа, преобразованная человеческим трудом также прекрасна, как и первозданная.

Экскурсии на производство помогают познакомиться с социально-экономическими и природными условиями сельскохозяйственного и промышленного производства, с возможностью дальнейшего развития хозяйства, со способами производства продукции.

Бесспорно, краеведческая экскурсия является эффективной формой изучения краеведческого материала. Она способствует расширению кругозора и развитию интеллектуальных способностей. В процессе экскурсии происходит совместная деятельность младших школьников, которая приучает работать в коллективе.

Взрослые оказывают огромное влияние на формирование положительного отношения к труду у младших школьников. Поэтому в начальной школе рекомендуется проводить встречи с интересными людьми края по определенной тематике. Например, встречи с тружениками тыла могут проходить в честь празднования 9 Мая; а в преддверии дня космонавтики с детьми может встретиться работник станции.

В рамках краеведческой деятельности встречи с интересными людьми проводятся не так часто. Обычно гости приходят к ученикам всего 1-2 раза в полугодие, но такие встречи могут быть в разных формах.

Встречи с писателями и поэтами родного края чаще проводят в форме литературных салонов. Целью таких встреч является пробуждение интереса к чтению через общение с автором книг, а также пробуждение интереса к литературному краеведению, культуре, истории.

Кроме того, в рамках знакомства с людьми своего края, может быть организована встреча с художниками и проведена экскурсия по выставке их картин. Экскурсия может быть проведена виртуально с использованием мультимедийных технологий. Художник знакомит детей со своим творчеством, с историей и временем создания картин. Во время живой встречи автор может продемонстрировать свои работы, рассказать о дальнейших творческих планах и дать напутствие подрастающему поколению.

Не менее интересной встречей с учениками может быть классный час с работниками театра и кино, которые хорошо известны в своей местности и имеют призы и награды в своей области. Такие люди могут рассказать учащимся свою историю: как пришли к актерству, какие были трудности, что удавалось и над чем необходимо было работать. С интересом дети могут слушать увлекательные истории создания какой-либо сцены из пьесы, комедии, спектакля и о том, как протекают все рабочие моменты при постановке премьеры. Также актеры могут показать разные эмоции или прочитать отрывок своей речи в постановке, чем привлекут внимание юных слушателей.

Таким образом, встречи с интересными людьми являются одной из форм краеведческой работы. В начальной школе такие встречи проходят интересно и увлекательно. Учащиеся знакомятся с творчеством своего края, узнают о людях, известных в определенной области. Такие встречи чаще всего направлены на то, чтобы показать, на сколько богат родной край творческими, активными и целеустремленными людьми. В будущем эти знания могут пригодиться детям при выборе профессии.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что краеведческая работа должна применяться на каждом этапе развития личности, начинать ее необходимо как можно раньше. Краеведение имеет большие возможности для эстетического воспитания младших школьников, т.к. они видят красоту в природе, в архитектурных памятниках, в народном творчестве. Это, в свою очередь, способствует развитию патриотизма. Краеведческая работа развивает познавательный интерес младших школьников, формирует исследовательские навыки, содействует саморазвитию и самообразованию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Емельянов, Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсии : учеб. пособие /Б.В.Емельянов. - Москва : Турист, 2011. - 215 с. - Текст : непосредственный.

2. Иванов, П.В. Педагогические основы школьного краеведения / П.В. Иванов. - Петрозаводск, 2006. - 78 с. -Текст : непосредственный.

3. Использование краеведческого материала в начальной школе как средство повышения эффективности обучения и воспитания любви к своей Родине. - URL: https://pandia.ru/text/80/481/22428.php. - Текст : электронный.

4. Маханева, М.Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России / М.Д. Маханева. -Москва : АРКТИ, 2005. - 124 с. - Текст : непосредственный.

5. Милевская, Л.И. Краеведческая деятельность в начальной школе / Л.И. Милевская. - URL: https://multiurok.ru/files/statia-kraevedcheskaia-deiatelnost-v-nachalnoi-shk.html. - Текст : электронный.

6. Тихонова, А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект : монография / А.Ю. Тихонова. - Ульяновск : УИПКПРО, 2006. - 61 с. - Текст : непосредственный.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (49) 2021

77

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва : Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения). - Текст : непосредственный. REFERENCES

1. Emel'janov B.V. Metodika podgotovki i provedenija jekskursii: ucheb. posobie [Methodology for preparing and conducting an excursion]. Moscow: Turist, 2011. 215 p.

2. Ivanov P.V. Pedagogicheskie osnovy shkol'nogo kraevedenija [Pedagogical foundations of school local history]. Petrozavodsk, 2006. 78 p.

3. Ispol'zovanie kraevedcheskogo materiala v nachal'noj shkole kak sredstvo povyshenija jeffektivnosti obuchenija i vospitanija ljubvi k svoej Rodine [Elektronnyi resurs] [The use of local lore material in elementary school as a means of increasing the effectiveness of teaching and fostering love for their Motherland]. URL: https://pandia.ru/text/80/481/22428.php.

4. Mahaneva M.D. Priobshhenie mladshih shkol'nikov k kraevedeniju i istorii Rossii [Introduction of junior schoolchildren to local history and the history of Russia]. Moscow: ARKTI, 2005. 124 p.

5. Milevskaja L.I. Kraevedcheskaja dejatel'nost' v nachal'noj shkole [Elektronnyi resurs] [Local history activities in elementary school]. URL: https://multiurok.ru/files/statia-kraevedcheskaia-deiatelnost-v-nachalnoi-shk.html.

6. Tihonova A.Ju. Regional'naja kul'tura: obrazovatel'nyj aspekt: monografija [Regional culture: educational aspect]. Ul'janovsk: UIPKPRO, 2006. 61 p.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Federal State Educational Standard of Primary General Education]. - Moscow: Prosveshhenie, 2010. 31 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.Н. Разливинских, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ТиМНО, ФГБОУ ВО «Шадрин-ский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3475-9114.

Л.А. Милованова, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой ТиМНО, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 00000003-3882-3814.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

I.N. Razlivinsky, Ph. D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsky State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3475-9114.

L.A. Milovanova, Ph. D. in Philological Sciences, Department Chair of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsky State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3882-3814.

УДК 373.3.016:811.112.2

Елена Андреевна Сорокина

г. Шадринск

Роль игры при обучении немецкому языку в младшем школьном возрасте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье описываются особенности и возможности игровых технологий при изучении иностранных языков. Автор подчеркивает, что начало обучения иностранному языку происходит в младшем школьном возрасте и задача учителя на этом этапе - пробудить интерес к языку у ребенка. Перечисляются особенности психологического развития младшего школьника, это: эмоциональность и подвижность, непроизвольность и неустойчивость внимания. Делается вывод, что наибольший интерес и внимание у детей вызывает то, что им интересно. Автор перечисляет несколько видов классификаций учебной игры, дает подробное описание некоторых игр. Также описывается роль учителя при организации учебных игр. Большое внимание уделяется особенностям, задачам и функциям учебной игры, ее организации на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: младший школьник, методика преподавания немецкого языка, игровые технологии, игра, классификация.

Elena Andreevna Sorokina

Shadrinsk

The role of the game in german training in primary school years

The article describes the features and possibilities of gaming technologies when learning foreign languages. The author emphasizes that the beginning of foreign language education takes place in the junior school age and the teacher's task at this stage is to arouse the child's interest in the language. The features of the psychological development of a young pupil are listed, they are: the emotionality and the mobility, the involuntary and the unstable attention. It is concluded that the most interest and attention in children is what is interesting to them. The author lists several types of classifications of the educational game, gives a detailed description of some games. The role of the teacher in organizing educational games is also described. Much attention is paid to the peculiarities, tasks and functions of the educational game, its organization in a foreign language lesson.

Keywords: the junior pupil, German language teaching methodology, the game technology, the game, the classification.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_ 2542-U291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.