Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРУЖОК / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Т.И.

Автором статьи представлено описание теоретической и опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших школьников. Приводится авторское определение познавательного интереса и рассматриваются возможности использования внеурочной деятельности для его развития. Автором предложен ряд современных направлений совершенствования внеурочной деятельности как синтеза возможностей по развитию познавательных интересов младших школьников. В статье описана авторская модель развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности и представлены результаты ее апробации. Результаты исследования можно считать достоверными, поскольку увеличение уровня развития познавательного интереса детей экспериментальной группы значительно превышает данный показатель у младших школьников контрольной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTERESTS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The author of the article presents a description of theoretical and experimental work on the development of cognitive interest of younger schoolchildren. The author's definition of cognitive interest is given and the possibilities of using extracurricular activities for its development are considered. The author suggests a number of modern directions for improving extracurricular activities as a synthesis of opportunities for the development of cognitive interests of younger schoolchildren. The article describes the author's model of the development of cognitive interests of younger schoolchildren in extracurricular activities and presents the results of its testing. The results of the study can be considered reliable, since the increase in the level of development of cognitive interest in children of the experimental group significantly exceeds this indicator in younger schoolchildren of the control group.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Совершенствование внеурочной деятельности по развитию познавательных интересов

младших школьников

Татьяна Ивановна Киселёва

директор

Средняя общеобразовательная школа № 70 Саратов, Россия t.kiselyova2014@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 06.07.2022 Принята 19.08.2022 Опубликована 15.09.2022

СЧ 0.25726/П4354-3761-7234-п

Аннотация

Автором статьи представлено описание теоретической и опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших школьников. Приводится авторское определение познавательного интереса и рассматриваются возможности использования внеурочной деятельности для его развития. Автором предложен ряд современных направлений совершенствования внеурочной деятельности как синтеза возможностей по развитию познавательных интересов младших школьников. В статье описана авторская модель развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности и представлены результаты ее апробации. Результаты исследования можно считать достоверными, поскольку увеличение уровня развития познавательного интереса детей экспериментальной группы значительно превышает данный показатель у младших школьников контрольной группы.

Ключевые слова

младшие школьники; познавательные интересы; внеурочная деятельность; кружок; научное общество; детско-взрослая общность.

Введение

Формирование первичного образа мира начинается в раннем детстве благодаря познавательной активности ребенка и продолжается в школьном возрасте. Очевидно, что на каждом возрастном этапе познавательные интересы приобретают определенную специфику, которую педагогам следует учитывать для более полной реализации интересов и потребностей детей в эмоциональной, психической и интеллектуальной сфере. Такой учет становится возможным в условиях реализации современной, отличной от зуновской, парадигмы содержания образования. Новые требования к качеству общего образования, изложенные в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642), ставят одной из главных задач достижение российским образованием конкурентоспособности глобального уровня. А это возможно только в условиях учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, обеспечения им условий для приобретения практического опыта и эвристического подхода к познанию в целом. Соответственно, необходимым и закономерным выглядит обновление содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечение всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), работодателей и представителей общественных объединений в развитие системы общего образования. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Примерной программе воспитания также говорится о важности консолидации субъектов системы воспитания, совершенствования содержания и условий воспитания,

внедрения форм и методов, вобравших в себя лучший педагогический опыт и позволяющих эффективно реализовать воспитательный компонент федеральных образовательных стандартов. Значительное внимание в указанных документах уделяется и такому аспекту, как развитие разнообразных форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность.

Материалы и методы исследования

Очевидно, что обеспечение системного и гармоничного развития личности, обозначенное в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как главная миссия современной школы, осуществимо только путем развития познавательной активности школьников, стимулирования их познавательных интересов, приобщения к самостоятельному получению знаний и саморазвитию. Колоссальный потенциал для развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста имеется у учебной деятельности. Однако реализация этого потенциала возможна при соблюдении целого ряда педагогических условий, среди которых наиболее значимыми являются: эмоционально положительная атмосфера на уроках; индивидуальный подход и учет оптимального уровня развития учащихся; постепенное увеличение степени самостоятельности детей в ходе выполнения заданий; разнообразие форм, методов и приемов обучения.

Вместе с тем, даже при наличии природной любознательности, как показывает практика, познавательная активность заметно снижается по прошествии некоторого времени уже у учащихся первых классов. Автор исследования полагает, что причиной становится трудность создания в учебной деятельности условий, необходимых для развития познавательных интересов младших школьников, и, одновременно, то, что возможности внеурочной деятельности в данном направлении остаются недооцененными и используются в ограниченных пределах. В то же время ведущие педагоги и ученые (Е.Н. Зозулина , А.В. Прохоренко , М.Э. Шарычева , Т.А. Шергина , М.С. Якимова и др.), (Зозулина, 2016; Прохоренко, 2015; Шарычева, 2021; Шергина, 2020; Якимова, 2012) основываясь на том, что внеурочная деятельность обеспечивает значительный простор для учёта потребностей и интересов обучающихся, позволяет применять широкий диапазон образовательных технологий, включая интерактивные образовательные платформы и сервисы, отмечают её особое значение для развития познавательных интересов младших школьников.

Результаты и обсуждение

Различные аспекты проблемы познавательного интереса изложены в работах таких специалистов, как: Н.Г. Морозова , Г.И. Щукина (Морозова, 1961; Щукина, 2007) (выявление закономерностей развития познавательных интересов; перспективы использования учебных предметов для расширения познавательных интересов); М.П. Алёшина (Алешина, 2021) (познавательный интерес как мотивация к творческой деятельности); О.В. Арабей (Арабей, 2017) (применение игровых технологий и игр как стимула для самостоятельного поиска информации и основы положительного эмоционального настроя ребенка на учебную деятельность); В.В. Давыдов , И.М. Дмитриева и др. (Давыдов, 1995; Дмитриева, 2003) (особенности характера и динамики развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от условий обучения и профессиональной позиции педагога); М.А. Алиева , Э.А. Баранова , С.И. Репкина и др. (Алиева, 2018; Баранова, 2014; Репкина, 2018) (целенаправленная работа по развитию познавательных интересов младших школьников как основа их дальнейшего успешного воспитания и обучения).

Автор данной статьи, опираясь на работы указанных учёных, указывает на наличие ряда противоречий, а именно:

- несмотря на понимание в научных кругах необходимости развития познавательного интереса в качестве устойчивой личностной характеристики школьников, возможности внеурочной деятельности в данном направлении используются недостаточно;

- недостаточной является и разработанность теоретико-методологического подхода для использования внеурочной деятельности при наличии установленной потребности в научно-теоретическом обосновании развития познавательных интересов младших школьников.

- потребность в научно-теоретическом обосновании развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточность разработанности теоретико-методологического подхода для её использования.

С учетом изложенных противоречий автором на протяжении четырех лет осуществлялась работа в направлении развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 72» и Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 70» г. Саратова. Учитывая необходимость теоретического обоснования и экспериментальной проверки разработанной автором модели развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности, на начальном этапе исследования была выдвинута гипотеза о том, что в основе эффективного развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности лежит следующее:

- рассмотрение познавательного интереса младших школьников не только как значимого мотива, но и как их отношение к изучаемому предмету, процессу или явлению, характеризующееся (в силу возрастных особенностей детей) подвижностью и неустойчивостью;

- необходимость выявления и учёта современных направлений оптимизации внеурочной деятельности;

- соблюдение педагогических условий, изложенных в авторской модели развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и включающих использование активных и интерактивных методов организации, а также применение цифровых образовательных ресурсов.

С учетом вышеизложенного автором решались вопросы по следующим направлениям: уточнение ключевого для данной темы понятия познавательного интереса младших школьников; определение современных направлений совершенствования внеурочной деятельности; разработка и экспериментальная проверка авторской модели развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности.

Так, в отличие от имеющихся в литературе определений познавательного интереса, автором с опорой на выделенные критерии и понимание возрастных особенностей, обучающихся было сформулировано целостное понятие «познавательный интерес младших школьников». Определение, предлагаемое автором, выглядит следующим образом: отношение обучающихся к познаваемому предмету, явлению или действию, которое внешне выражается через наличие когнитивных вопросов, положительных эмоций в процессе и результате деятельности, в умении удерживать устойчивое внимание на протяжении длительного времени и применять знания в новых ситуациях, в проявлении мотивации на успех, настойчивости, инициативности и самостоятельности в деятельности, но в силу особенностей детей данного возраста отличается неустойчивостью и динамичностью. В качестве актуальных направлений, по которым можно осуществить совершенствование внеурочной деятельности по развитию познавательных интересов, автор предлагает: воспитательный потенциал внеурочной деятельности; комплексное сочетание форм внеурочной деятельности, включая детско-взрослые общности; применение активных форм и методов организации образовательной деятельности, в качестве которых выступает проектная и исследовательская деятельность, решение проектных задач, игры-исследования, дидактические игры (математическое домино, «данетки», карточки обратной связи, кроссворды, сканворды), «пресс-конференции», квизы, квесты, БИТ-уроки, викторины, «аукционы идей», КВНы, познавательные экскурсии и походы, деловые и ролевые игры, творческие задания в группах) и интерактивных методов (геймификация, «Интервью», «Обучая, учусь», «Реклама», «Мозговой штурм», «Групповая цепочка», «Один, два, четыре, вместе», «Бананы», «Метод ПРЕСС», «Мировое кафе», «Кейс-стади», «эдьютеймент», «Карусель») совместно с применением цифровых образовательных ресурсов (КаИой, Оышг, Ра^, Nachalka.com, СЕКМЯУ, «Учи.ру», Страна мастеров, Универсальная

энциклопедия Кирилла и Мефодия, Национальная электронная детская библиотека, Ну-ка дети, РЭШ (Российская электронная школа), Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и др.).

Наконец, наиболее значимой частью научно-практического исследования, осуществленного автором, является разработка и экспериментальная проверка модели развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. В основу авторской модели положены исследования Г.В. Алябушевой , М.Г. Ахметвалиевой , С.А. Башаевой , Ю.О. Делимовой , А.Н. Дахина , В.И. Загвязинского , Н.В. Ивановой , В.В. Краевского , А.В. Лебедевой , А.А. Прядехо , Е.Н. Ращикулиной , Н.Н. Сандаловой и других учёных (Алябушева, 2011; Ахметвалиева, 2001; Башаева, 2017; Делимова, 2013; Дахин, 2010; Загвязинский, 2018; Иванова, 2010; Краевский, 2010; Лебедева, 2011; Прядехо, 2011; Ращикулина, 2005; Сандалова, 2015). Данная модель включает пять блоков, отличается системностью и последовательностью разработанных программ, которые позволяют включить в процесс всех субъектов образовательных отношений путем создания детско-родительской общности, а также способствует реализации теоретического понимания проблемы в практических действиях и дает возможность изучать процесс развития познавательных интересов младших школьников в динамике. Содержание блоков рассматриваемой модели, их цели и подходы можно представить следующим образом:

- в рамках целевого блока, направленного на обеспечение повышения уровня развития познавательного интереса младших школьников, используются личностно-ориентированный, системно-деятельностный, метапредметный и комплексный подходы с соблюдением принципов добровольности, гуманизации и занимательности;

- реализация организационного блока обеспечивается созданием ряда педагогических условий (использование активных и интерактивных форм и методов организации внеурочной образовательной деятельности, в том числе за счет применения цифровых образовательных ресурсов) и использования таких видов внеурочной деятельности как познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение по интеллектуальному и общекультурному направлению; в рамках организационного блока автором выделены подготовительный этап (анкетирование родителей с целью установления предпочтительных направлений и видов внеурочной деятельности; методическая работа с педагогами; непосредственное изучение познавательных интересов младших школьников; подготовка материальной базы занятий); содержательный этап (различные формы занятий с детьми (экскурсии, игры, конкурсы, квизы, квесты, решение проблемных задач, проектная деятельность, «круглые столы», викторины, «мозговой штурм» и др.), осуществляемые вариативно в соответствии с возрастом детей в различных формах; заключительный этап (ежегодный итоговый интеллектуальный конкурс «Ярмарка знаний», научно-практические конференции, конкурсы проектных и исследовательских работ, итоговые заседания);

- в дидактическом блоке подробно представлены методы (дидактические, деловые и интеллектуальные игры и конкурсы, наблюдение, метод проектов, исследовательский метод, технологии геймификации и др.) и средства (включая цифровые образовательные ресурсы и сервисы) реализации авторской модели развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности;

- значимость диагностического блока, заключается не только в возможности установления актуального уровня развития познавательного интереса, но и в самом описании и понимании существующих уровней, а именно элементарного (осознание детьми фактов и осуществление репродуктивной деятельности); оптимального (способность учащихся к выделению существенных связей и осуществлению поисковой деятельности); продуктивного (выявление школьниками причинно-следственных связей и существенных закономерностей процессов и явлений); кроме того, для указанного блока автором разработан инструментарий, позволяющий установить степень развития познавательного интереса младших школьников по когнитивному, мотивационному, эмоционально-волевому и процессуальному критерию;

- наконец, результативный блок модели позволяет отслеживать переход учащегося на более высокий уровень развития познавательного интереса.

После разработки представленной модели она была апробирована автором в рамках опытно-экспериментального исследования развития познавательных интересов 114 обучающихся начальных классов одной параллели на протяжении четырёх лет эксперимента (с первого по четвёртый класс включительно), разделенных на равнозначные по численности экспериментальную и контрольную группы (56 и 58 человек, соответственно). Также в экспериментальной работе также приняли участие 25 педагогов и 114 родителей обучающихся.

В начале исследования путем наблюдения, индивидуальных бесед и анкетирования было изучено мнение всех субъектов образовательных отношений по вопросам необходимости и целесообразности внедрения в практику авторской модели путем проведения внеурочной деятельности по развитию познавательного интереса младших школьников. Далее была осуществлена диагностика уровня (элементарный, оптимальный или продуктивный) развития познавательных интересов младших школьников в соответствии с когнитивным, мотивационным, эмоционально-волевым и процессуальным критериями. Диагностический инструментарий был выбран и разработан автором на основе анализа комплексной системы диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению (Э.А. Баранова); изучения интересов младших школьников (А.И. Савенков); определения интенсивности познавательных потребностей детей (В.С. Юркевич); диагностики познавательной активности младших школьников (А.М. Прихожан ) (Прихожан, 2003); оценки уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова ) (Лусканова, 2001); определения познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская ) (Горчинская, 1999); изучения степени сформированности познавательного интереса (М.В. Матюхина ) (Матюхина, 1984); определения уровня сформированности учебно-познавательного интереса и выраженности познавательного интереса (Г.Ю. Ксензова); исследования типа познавательного интереса у школьников (А.К. Дусавицкий ) (Дусавицкий, 1975) и др. С учетом проведенного анализа автором были выбраны следующие диагностические методики:

- по когнитивному критерию познавательного интереса: наблюдение; задания «Выбор деятельности» и «Угадай, что в ящике» (по Э.А. Барановой); авторская анкета «Мне интересно!?»;

- по мотивационному критерию: наблюдение; методика «Палитра интересов» (А.И. Савенкова ) (Савенков, 2008); рейтинг платформы «Учи.ру»;

- по эмоционально-волевому критерию: наблюдение; задание «Загадка» (по Э.А. Барановой); методика «Конверты» (Г.И. Щукина);

- по процессуальному критерию: наблюдение; задание «Собери картинку» (по Э.А. Барановой); авторская методика «Исследуй и проектируй».

На констатирующем этапе автором были получены исходные данные уровня развития познавательных интересов обучающихся, указывающие на то, что развитие познавательного интереса представителей контрольной и экспериментальной группы находятся на сопоставимом уровне как по качественному распределению по уровням познавательного интереса, так и по количественным характеристикам. Автором было установлено, что родители (законные представители) понимают значимость развития познавательных интересов младших школьников, признавая невозможность самостоятельной организации занятий ребенка таким образом, чтобы они отвечали идее целенаправленной развивающей деятельности. Путем опроса педагогов начальных классов автор выявил трудности и проблемы, возникающие при организации внеурочной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников, а также выявил положительное отношение обучающихся к организации внеурочных мероприятий познавательного характера. С учетом полученных данных родители и педагоги были ознакомлены с содержанием и принципами авторской модели развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности.

На формирующем этапе с учащимися экспериментальной группы проводились внеурочные занятия, дифференцированные следующим образом: с 1-го класса на протяжении 4-х лет с детьми проводились занятия кружка познавательной, игровой деятельности и проблемно-ценностного общения «МИК» (метапредметные интеллектуальные конкурсы); со 2-го класса на протяжении 3-х лет осуществлялась работа научного общества школьников «Поиск»; с 3-го класса на протяжении 2-х лет проводились заседания объединения детско-взрослой общности «Вместе!». С обучающимися

контрольной группы подобные занятия не проводились. Поскольку реализация авторской модели развития познавательных интересов младших школьников предполагала использование определенных методов и технологий, педагогам оказывалась необходимая методическая помощь в форме консультаций, семинаров, круглых столов; работа с родителями (законными представителями) осуществлялась в ходе тематических родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.

На занятиях кружка «МИК» обучающиеся посещали познавательные экскурсии, спектакли, выставки, по материалам которых в дальнейшем проводились интеллектуальные игры, геймификация, викторины, квесты, квизы; учащиеся 3-4 классов выпускали газету «Это интересно!», в том числе с использованием онлайн-доски Ра^е1 В рамках деятельности научного общества школьников «Поиск» обучающиеся осваивали основы исследовательской и проектной деятельности; проводили индивидуальные или групповые исследования (метод проектов); выступали на конференциях и конкурсах исследовательских работ. Заседания объединения детско-взрослой общности «Вместе!» были направлены на совместное рассмотрение детьми и родителями важных для младших школьников тем: проводились интеллектуальные игры, встречи с интересными людьми; выполнялись творческие задания. Календарный план Рабочей программы воспитания был обогащен такими образовательными событиями, как: вечер презентаций «Увлечения моей семьи», «Удивительное рядом» (поход в лес), творческие задания «Напиши мне письмо!» (написание писем детьми родителям и педагогам, и наоборот), спортивные конкурсы «ГТО вместе!» и т.п.

На заключительном этапе была осуществлена итоговая диагностика по определению уровня познавательного интереса младших школьников, в ходе которой в экспериментальной группе была выявлена положительная динамика выраженности познавательного интереса по всем критериям:

- когнитивный показатель: количество обучающихся, имеющих продуктивный уровень, увеличилось на 5,3 %; повышение на оптимальном уровне составило 10,7 %; на 16 % снизилось количество младших школьников, находящихся на элементарном уровне развития познавательного интереса;

- мотивационный показатель: показатели продуктивного уровня увеличились в два раза; оптимального уровня - на 10,7 %; на 21,4 % снизились показатели элементарного уровня.

Показатели в контрольной группе принципиально иные, а именно снижение показателей продуктивного уровня по всем критериям наряду с незначительным повышением оптимального уровня по когнитивному критерию (3,4 %) и процессуальному (5,2 %). Также прослеживается понижение показателей оптимального уровня на 1,7 % по мотивационному критерию и на 3,4 % по эмоционально-волевому. Мы обнаружили, что в процессе работы с учащимися экспериментальной группы у них произошло значительное изменение доминирующих направлений интересов - от преобладающего в 1-м классе интереса к художественной и физкультурно-спортивной деятельности к приоритетным в 4-м классе интересов к математике, технике, естествознанию, изучению природы и коммуникативных, тогда как у обучающихся контрольной группы подобные изменения носили менее выраженный характер.

Также на заключительном этапе опытно-экспериментальной деятельности автором было проведено установление достоверности и валидности полученных данных путем глубокого анализа предметных и метапредметных результатов учебной деятельности учащихся 4-х классов экспериментальной и контрольной группы. Полученные аналитические данные указывают на то, что у обучающихся экспериментальной группы произошло устойчивое повышение показателей успеваемости и сформированности метапредметных универсальных учебных действий, а качество знаний по сравнению с результатами после второго года обучения возросло на 19 %. В контрольной группе за этот период было зафиксировано снижение качества знаний на 10,3 %.

Для оценки эффективности авторской модели внеурочной деятельности в экспериментальной и контрольной группах применялся Т-критерий Вилкоксона, эмпирическое значение которого находится в зоне значимости Тэмп<Ткр (0,05). Поскольку показатели на заключительном этапе превышают значения показателей на констатирующем этапе, можно говорить о значительном повышении уровня развития познавательного интереса у обучающихся экспериментальной группы. Различия между

экспериментальной и контрольной группами значимы более чем на 0,05, что позволило автору сделать вывод о достоверности различий на 99, 95 %. С учётом того, что на констатирующем этапе эксперимента соотношение в контрольной и экспериментальной группах было примерно равным, а по итогам реализации авторской модели различия стали значительными, можно сделать вывод, что разработанная автором модель развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности является теоретически обоснованной и практически подтверждённой.

Заключение

Таким образом, по итогам теоретического и опытно-экспериментального исследования автором было сформулировано авторское определение познавательного интереса младших школьников; определены когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой и процессуальный критерии познавательного интереса, а также три уровня его развития у младших школьников: элементарный, оптимальный и продуктивный. Также автором был сделан вывод о необходимости использования для совершенствования внеурочной деятельности в направлении развития познавательных интересов сочетания познавательной, игровой деятельности, проблемно-ценностного общения общеинтеллектуальной и общекультурной направленности, которые способствуют вовлечению в образовательный процесс всех субъектов образовательных отношений; применения активных и интерактивных форм и методов организации образовательной деятельности (в том числе геймификация и эдьютеймент); цифровизации образовательных ресурсов, основанной на применении интерактивных образовательных платформ и сервисов (Киселёва, 2021).

Кроме того, существенная положительная динамика познавательного интереса, отмеченная в экспериментальной группе, позволяет говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной автором модели развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Алешина М.П. Роль и место познавательного интереса в структуре связанных с ним понятий // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. С. 29.

2. Алиева М.А. Особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2018. Т. 18. №. 1. С. 144-147.

3. Алябушева Г.В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности // автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00. 01. 2011.

4. Ахметвалиева М.Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Саратовский гос. ун-т. Саратов, 2001. 19 с.

5. Баранова Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников // Вестник Мининского университета. 2014. №. 3 (7).

6. Башаева С.А. Психолого-педагогическая сущность игры как средства формирования познавательного интереса детей // Современные научные исследования и разработки. 2017. С. 407-410.

7. Белюженко А.А., Шарычева М.Э. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Ответственный редактор. 2021. С. 39.

8. Габышева Ю.Ю., Шергина Т.А. внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. 2020. С. 11-13.

9. Горчинская, А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности. Челябинск, 1999. 187 с.

10. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. Т. 995. С. 29-40.

11. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. №. 1. С. 11-20.

12. Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. Т. 3. №. 19. С. 33-38.

13. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению / автореферат дис. канд. психол. наук. Н. Новгород: НГПУ. 2003.

14. Дусавицкий, А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения // Вопросы психологии. 1975. №3. С. 92-103.

15. Загвязинский В. и др. Теория обучения и воспитания. 2018. 192 с.

16. Зозулина Е.Н., Летовальцева Ю.И. Развитие познавательных интересов у младших школьников через внеурочную деятельность // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования. 2016. С. 58-61.

17. Иванова Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников // Начальная школа: плюс до и после. 2010. № 1. С. 16.

18. Киселёва Т.И. Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов младших школьников // Управление образованием: теория и практика. 2021. №1. С. 251-269.

19. Краевский В.В. Методологические характеристики научного исследования // Школьные технологии. 2010. № 2. С. 11-23.

20. Лебедева А.В. Формировнаие познавательного интереса у младших школьников гимназии. Автореферат диссерт. на соискание учёной степени кандид. пед наук. Москва. 2011. 22 с.

21. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Психологическая газета. 2001. № 9. С. 8-9.

22. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика. 1984. 144 с.

23. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 224с.

24. Одинцова С.А., Арабей О.В. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-2. С. 284-287.

25. Прихожан А.М. Познавательная активность // Школьный психолог. 2003. № 43. С. 4-5.

26. Прохоренко А.В. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-2. С. 233239.

27. Прядехо А.Н., Прядехо А.А. «Интерес» как педагогическая категория // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 62-65.

28. Ращикулина Е.Н. Концептуальные основы развития познавательных способностей детей // Образование и наука. 2005. № 4. С. 89-95.

29. Репкина С.И. Познавательный интерес: понятие, структура, этапы формирования у младших школьников // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018. № 4. С. 12-15.

30. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учебное пособие. 2-е изд., исправленное и дополненное. Самара: Федоров: Учебная литература, 2008. 208 с.

31. Сандалова Н.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников // Начальная школа. 2015. №6. С. 47-51.

32. Шевченко А.Н. Организация внеурочной деятельности младших школьников как средство развития познавательного интереса к природе. https://infourok.ru/organizaciya-vneurochnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-k-prirode-418072.html

33. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2007. 351 с.

34. Якимова М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 122-124.

Improving extracurricular activities for the development of cognitive interests of younger schoolchildren

Tatiana I. Kiseleva

Director

Secondary school No. 70 Saratov, Russia t.kiselyova2014@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Received 06.07.2022 Accepted 19.08.2022 Published 15.09.2022

< 10.25726/n4354-3761 -7234-n

Abstract

The author of the article presents a description of theoretical and experimental work on the development of cognitive interest of younger schoolchildren. The author's definition of cognitive interest is given and the possibilities of using extracurricular activities for its development are considered. The author suggests a number of modern directions for improving extracurricular activities as a synthesis of opportunities for the development of cognitive interests of younger schoolchildren. The article describes the author's model of the development of cognitive interests of younger schoolchildren in extracurricular activities and presents the results of its testing. The results of the study can be considered reliable, since the increase in the level of development of cognitive interest in children of the experimental group significantly exceeds this indicator in younger schoolchildren of the control group.

Keywords

junior schoolchildren; cognitive interests; extracurricular activities; circle; scientific society; child-adult community.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Aleshina M.P. Rol' i mesto poznavatel'nogo interesa v strukture svjazannyh s nim ponjatij // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2021. № 5. S. 29.

2. Alieva M.A. Osobennosti formirovanija poznavatel'nogo interesa u detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Izvestija Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2018. T. 18. №. 1. S. 144147.

3. Aljabusheva G.V. Razvitie poznavatel'nyh interesov mladshih shkol'nikov v proektnoj dejatel'nosti // avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00. 01. 2011.

4. Ahmetvalieva M.G. Razvitie poznavatel'nyh sposobnostej mladshih shkol'nikov: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.01 / Saratovskij gos. un-t. Saratov, 2001. 19 s.

5. Baranova Je.A. Issledovanie poznavatel'nogo interesa v strukture obshhej sposobnosti u doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov // Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. №. 3 (7).

6. Bashaeva S.A. Psihologo-pedagogicheskaja sushhnost' igry kak sredstva formirovanija poznavatel'nogo interesa detej // Sovremennye nauchnye issledovanija i razrabotki. 2017. S. 407-410.

7. Beljuzhenko A.A., Sharycheva M.Je. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj dejatel'nosti // Otvetstvennyj redaktor. 2021. S. 39.

8. Gabysheva Ju.Ju., Shergina T.A. vneurochnaja dejatel'nost' kak sredstvo razvitija poznavatel'nyh interesov mladshih shkol'nikov // Nauka i obrazovanie: sohranjaja proshloe, sozdajom budushhee. 2020. S. 11-13.

9. Gorchinskaja, A.A. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov v uchebnoj dejatel'nosti. Cheljabinsk, 1999. 187 s.

10. Davydov V.V. O ponjatii razvivajushhego obuchenija // Pedagogika. 1995. T. 995. S. 29-40.

11. Dahin A.N. Modelirovanie v pedagogike // Idei i idealy. 2010. T. 2. №. 1. S. 11-20.

12. Delimova Ju.O. Modelirovanie v pedagogike i didaktike // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2013. T. 3. №. 19. S. 33-38.

13. Dmitrieva I.M. Formirovanie poznavatel'nogo interesa u mladshih shkol'nikov v strukture obshhej sposobnosti k ucheniju / avtoreferat dis. kand. psihol. nauk. N. Novgorod: NGPU. 2003.

14. Dusavickij, A.K. Issledovanie razvitija poznavatel'nyh interesov mladshih shkol'nikov v razlichnyh uslovijah obuchenija // Voprosy psihologii. 1975. №3. S. 92-103.

15. Zagvjazinskij V. i dr. Teorija obuchenija i vospitanija. 2018. 192 s.

16. Zozulina E.N., Letoval'ceva Ju.I. Razvitie poznavatel'nyh interesov u mladshih shkol'nikov cherez vneurochnuju dejatel'nost' // Opyt, problemy i perspektivy postroenija pedagogicheskogo processa v kontekste standartizacii obrazovanija. 2016. S. 58-61.

17. Ivanova N.V. Vozmozhnoe uchastie roditelej v proektnoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov // Nachal'naja shkola: pljus do i posle. 2010. № 1. S. 16.

18. Kiseljova T.I. Organizacija vneurochnoj dejatel'nosti, napravlennoj na razvitie poznavatel'nyh interesov mladshih shkol'nikov // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2021. №1. S. 251-269.

19. Kraevskij V.V. Metodologicheskie harakteristiki nauchnogo issledovanija // Shkol'nye tehnologii. 2010. № 2. S. 11-23.

20. Lebedeva A.V. Formirovnaie poznavatel'nogo interesa u mladshih shkol'nikov gimnazii. Avtoreferat dissert. na soiskanie uchjonoj stepeni kandid. ped nauk. Moskva. 2011. 22 s.

21. Luskanova N.G. Ocenka shkol'noj motivacii uchashhihsja nachal'nyh klassov // Psihologicheskaja gazeta. 2001. № 9. S. 8-9.

22. Matjuhina M.V. Motivacija uchenija mladshih shkol'nikov. M.: Pedagogika. 1984. 144 s.

23. Morozova N.G. Vospitanie poznavatel'nyh interesov u detej v sem'e. M.: Izd. APN RSFSR, 1961. 224s.

24. Odincova S.A., Arabej O.V. Teoreticheskie osnovy formirovanija poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov sredstvami igrovyh tehnologij // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2017. № 3-2. S. 284-287.

25. Prihozhan A.M. Poznavatel'naja aktivnost' // Shkol'nyj psiholog. 2003. № 43. S. 4-5.

26. Prohorenko A.V. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj dejatel'nosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2015. № 46-2. S. 233-239.

27. Prjadeho A.N., Prjadeho A.A. «Interes» kak pedagogicheskaja kategorija // Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 1. S. 62-65.

28. Rashhikulina E.N. Konceptual'nye osnovy razvitija poznavatel'nyh sposobnostej detej // Obrazovanie i nauka. 2005. № 4. S. 89-95.

29. Repkina S.I. Poznavatel'nyj interes: ponjatie, struktura, jetapy formirovanija u mladshih shkol'nikov // Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitija obrazovanija. 2018. № 4. S. 12-15.

30. Savenkov A.I. Metodika issledovatel'skogo obuchenija mladshih shkol'nikov: uchebnoe posobie. 2-e izd., ispravlennoe i dopolnennoe. Samara: Fedorov: Uchebnaja literatura, 2008. 208 s.

31. Sandalova N.N. Formirovanie issledovatel'skih umenij u mladshih shkol'nikov // Nachal'naja shkola. 2015. №6. S. 47-51.

32. Shevchenko A.N. Organizacija vneurochnoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov kak sredstvo razvitija poznavatel'nogo interesa k prirode. https://infourok.ru/organizaciya-vneurochnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-k-prirode-418072.html

33. Shhukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Akademija, 2007. 351 s.

34. Jakimova M. S. Razvitie poznavatel'nogo interesa u mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj dejatel'nosti // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. 2012. № 4. S. 122-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.