вий для реализации потенциала младших школьников необходимо специальное организованное обучение. Оно помогает им в общем развитии, в том числе и социальном.
Ананьев Б.П отмечал, что чувствительность в младшем возрасте объясняется объединением органического и социального ряда в общем развитии ребенка, в том числе соединением процессов его созревания с культурным опытом, а также с профессиональным опытом его учителей.
Младшие школьники в начале своего периода развития не обладают восприятием мира отдельно от себя. Для них мир не существует отдельно, без семьи, страны, народа и т. д. В то же время картина мира, с одной стороны, для большинства из них яркая, насыщена радужными красками и эмоциями, с другой стороны - плоская и упрощенная.
Задача современной школы заключается в том, что создание социальной компетенции возможно с помощью системы универсальных знаний, а также развития самостоятельной деятельности и ответственности обучающихся.
Знания, умения и навыки ребенка, в том числе и младшего школьного возраста, как аспекты развития социальной компетенции предметного профиля условно разделены на нравственно-этические, гражданско-патриотические, правовые, трудовые, художественно-эстетические, экологические, умственно-интеллектуальные, физические, обеспечивающие готовность личности управлять собой.
Для реализации компетентностного подхода в процессе обучения младших школьников формируется система предметных компетенций, составляющих их субъективный опыт и имеющих социальное значение.
Социальная компетенция, формируемая всем образом жизни младшего школьника, носит по преимуществу межпредметный или надпредметный характер. В основе социальной компетенции младшего школьника, как показывают исследования, лежит следующее.
Наиболее важными составляющими социальной компетенции младших школьников являются их представления о себе как об объекте и субъекте со-
Библиографический список
циальных отношений, оценка адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач, а также наличие в их поведении нового способа саморегуляции (в указанном возрасте реального ролевого поведения - как поведенческого коррелята личностного новообразования кризиса 7 лет).
Компетенция как способность к эффективному решению задач в разных сферах деятельности предполагает определение того, что может быть ее критериями, показателями, каковыми могут быть ее уровни.
Основа новой образовательной практики предполагает, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, которые позволят оценивать те или иные процессы. Кроме того, педагоги должны помочь детям развивать навыки наблюдения и анализа, чтобы они могли более полно понимать мир и человека. Важно, чтобы дети учились ставить себя на место другого человека, чувствовать симпатию и сочувствие, проявлять эмпатию. Эти навыки также являются основой успешной коммуникации.
Диалог является основой успешного развития коммуникативной сферы детей. Учителя должны уметь использовать его эффективно в своей работе, чтобы дети могли сформировать ключевые навыки и умения, которые будут полезны им не только в учебной среде, но и в жизни в целом. Педагоги должны уметь обращать внимание на изъяны в коммуникативной сфере детей: неуместные высказывания, недостаточная компетенция в общении, агрессивное поведение. В то же время они должны помогать детям развивать навыки коммуникации, которые смогут помочь им в будущем: вежливое общение, умение выражать свои мысли, слушать собеседника, понимать и устанавливать социальные контакты.
Таким образом, диалог является необходимым элементом в воспитании ребенка, поскольку он помогает формировать личность, развивать культуру общения и когнитивные способности. Важно обучать ребенка умению общаться и разрешать конфликты с помощью диалога, что создаст благоприятную атмосферу в коллективе и сохранит здоровые межличностные отношения на всю жизнь.
1. Антонова Т.В., Рояк А.А. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений. Дошкольное воспитание. 2018; № 4:42-46.
2. Белов С.В. Диалог - основа профессии учителя. Москва: Издательство Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2022.
3. Гумерова А.М. Исследование социальных компетенций младших школьников. Молодой ученый. 2018; № 24: 428-429.
4. Долинина И.Г Современные подходы к определению понятия социальная компетенция. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 3 (59): 8-11.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2020.
6. Зимняя И.А. Коммуникативная компетенция, речевая деятельность, вербальное общение. Москва: Аспект Пресс, 2020.
7. Опарина Е.В. Формирование социальных навыков школьников во внеурочной проектной деятельности в разновозрастных группах. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018; № 1: 83-87.
References
1. Antonova T.V., Royak A.A. Vospitanie kul'tury povedeniya i polozhitel'nyh vzaimootnoshenij. Doshkol'noe vospitanie. 2018; № 4:42-46.
2. Belov S.V. Dialog - osnova professii uchitelya. Moskva: Izdatel'stvo Akademii povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya, 2022.
3. Gumerova A.M. Issledovanie social'nyh kompetencij mladshih shkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2018; № 24: 428-429.
4. Dolinina I.G. Sovremennye podhody k opredeleniyu ponyatiya social'naya kompetenciya. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2018; № 3 (59): 8-11.
5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetenciikakrezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogopodhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2020.
6. Zimnyaya I.A. Kommunikativnaya kompetenciya, rechevaya deyatel'nost', verbal'noe obschenie. Moskva: Aspekt Press, 2020.
7. Oparina E.V. Formirovanie social'nyh navykov shkol'nikov vo vneurochnoj proektnoj deyatel'nosti v raznovozrastnyh gruppah. Pedagogika. Voprosy teoriiiprakiiki. 2018; № 1: 83-87.
Статья поступила в редакцию 05.12.23
УДК 378
Nikulenkova O.E., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogical Education, Psychology and Defectology,
Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
Demchenko N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogical Education, Psychology and Defectology,
Dean of Faculty of Humanities, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia),
E-mail: [email protected]
Vlasova V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogical Education, Psychology and Defectology,
Head of Department of Pedagogical Education, Psychology and Defectology, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION. Some educational aspects in modern higher education have been identified, taking into account the conditions in society during the period of intensive digitalization. This latter is understood as one of the main trends in the modern civilization development and at the same time as the leading condition for further Russian higher education system modernization. The most significant features of the educational activities digitalization implemented in Russian universities at their present existence stage are revealed. The authors study the main advantages that it provides in terms of making the educational work organization more rational. The work names specific digital resources that can be successfully used by teachers and students of modern Russian universities. Conditions necessary for the fullest realization of such resources possibilities are being studied. The authors conclude that at the moment there is a transformation of the requirements for the activities of higher education organizations associated with the need to deepen and expand the use of digital technologies in the course of pedagogical activities. The activities of many domestic universities demonstrate a number of positive examples of the use of ICT tools to improve the effectiveness of the educational process. However, even deeper integration of digital technologies is needed. The latter is possible if the conditions described in the text of the article are met.
Key words: higher education, organization of educational process at university, digitalization of higher education, student, teacher
О.Е. Никуленкоеа, канд. психол. наук, доц., ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
Н.Ю. Демченко, канд. психол. наук, доц., ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
В.И. Власова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогического образования, психологии и дефектологии ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Определены некоторые специфические черты организации образовательного процесса в современной высшей школе с учётом условий, характерных для общества в период интенсивной цифровизации. Эта, последняя, понимается как один из главных трендов развития современной цивилизации и одновременно ведущее условие дальнейшей модернизации российской системы высшего образования. Для этого выявляются наиболее существенные особенности цифровизации образовательной деятельности, реализуемой в российских вузах на настоящей стадии их существования. Затем подвергаются рассмотрению основные преимущества, которые она даёт с точки зрения придания организации учебно-воспитательной работы более рационального характера. Далее рассказывается о конкретных цифровых ресурсах, могущих быть с успехом использованными преподавателями и студентами современных российских вузов. Изучаются условия, необходимые для наиболее полной реализации возможностей таких ресурсов. Авторы делают вывод том, что в настоящий момент происходит трансформация требований к деятельности организаций высшего образования, связанная с необходимостью углубления и расширения применения цифровых технологий в ходе педагогической деятельности. Деятельность многих отечественных вузов демонстрирует ряд положительных примеров применения средств ИКТ для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако необходимой выступает ещё более глубокая интеграция цифровых технологий. Последняя представляется возможной в случае соблюдения охарактеризованных в тексте статьи условий.
Ключевые слова: высшее образование, организация образовательного процесса в вузе, цифровизация высшего образования, студент, преподаватель
Актуальность темы нашего исследования может быть обоснована главной особенностью развития современного общества. Последняя заключается в том, что сегодня непрерывные инновации стали неотъемлемой чертой экономической, социальной и культурной действительности [1, с. 107-108].
Это подразумевает автоматизацию тех операций, которые прежде относились к области формальных и рутинных. Подобная трансформация в реалиях осуществления профессиональной деятельности, в свою очередь, открывает простор для творчества и существенно облегчает критическое оперирование почти безграничными потоками данных [2, с. 62].
Изменившийся характер труда способствует выдвижению новых требований к процессу подготовки кадров. Сегодня для успешной реализации профессиональных обязанностей в большинстве областей уже недостаточно тех черт профессионального портрета, которые были сформированы у специалиста в период обучения в организации высшего или среднего профессионального образования (Л.М. Андрюхина, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Мирзаахмедов, Н.О. Садовникова, С.Н. Уткина). В число обязательных требований к нему входит осознанное стремление к постоянному совершенствованию и развитию, овладению новыми компетенциями [3, с. 144].
Соответственно, и в сферу образования, в том числе вузовского, активно внедряются информационные технологии. Расширение их использования позволяет существенно модернизировать образовательную парадигму [4, с. 17]. Система подготовки кадров предыдущего поколения, столпами которой служили аудиторные занятия, формализованная структура содержания академических дисциплин и широкое использование библиотек, сегодня переживает период глубоких преобразований (А.К. Маркова, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко).
Учебно-воспитательный процесс, реализуемый в стенах современных российских вузов, приобретает более гибкий характер. Он всё больше становится ориентированным не на передачу от преподавателей к студентам совокупности готовых знаний, умений и навыков, но на активное сотрудничество между участниками образовательных отношений, реализуемое в цифровом пространстве [5, с. 13].
Ключевыми характеристиками данного процесса должны стать:
- отсутствие позиционирования аудиторных занятий как основной формы образовательной деятельности (Б.Б. Айсмонтас, В.Е. Мельников, М.С. Серебренникова, В.К. Стародубцева, Н.Б. Фатеева);
- максимальный учёт индивидуальных особенностей студентов в ходе её планирования и организации;
- обеспечение доступа к наиболее современным и качественным источникам информации [2, с. 31].
Таким образом, сегодня существенно обострились проблемы, связанные с поиском возможностей для рациональной организации учебно-воспитательного процесса в новых реалиях. Их частичному решению посвящено данное исследование.
Его цель состоит в определении ряда специфических черт организации образовательного процесса в современной высшей школе с учётом условий, характерных для общества в период интенсивной цифровизации.
Задачи, решение которых авторы считают необходимым для достижения указанной цели, формулируются следующим образом:
- выявить наиболее существенные особенности цифровизации образовательной деятельности, реализуемой в российских вузах на настоящей стадии их существования;
- исследовать основные преимущества, которые она даёт с точки зрения придания организации учебно-воспитательной работы более рационального характера;
- рассказать о конкретных цифровых ресурсах, могущих быть с успехом использованными преподавателями и студентами современных российских вузов;
- рассмотреть условия, необходимые для наиболее полной реализации возможностей таких ресурсов.
При решении вышеперечисленных задач широко применялись следующие методы исследования:
- рефлексия опыта педагогической деятельности авторов в организациях высшего образования;
- изучение специальной литературы.
Научная новизна статьи заключается в определении наиболее характерных черт цифровизации учебно-воспитательного процесса на настоящей стадии развития соответствующего сегмента отечественной образовательной системы.
Теоретическая значимость - в исследовании основных преимуществ, присущих ей в сфере организации учебно-воспитательной работы в пространстве современных вузов.
Практическая значимость сводится к выявлению условий, необходимых для наиболее полной реализации этих преимуществ.
На данный момент специфика цифровизации образовательной сферы заключается в высоких темпах распространения соответствующих технологий. Действительно, сегодня постоянно появляются новые возможности для дальнейшего совершенствования образовательного процесса, реализуемого, в том числе, в пространстве отечественных вузов [1, с. 110].
Со своей стороны, занятые в них преподаватели, методисты и административные работники активно включаются в соответствующий процесс. Доказательство этого факта - стремительное количественное приращение научных работ, так или иначе затрагивающих соответствующую тематику (О.В. Борще-ва, А.П Герасимова, А.В. Глузман, Н.В. Горбунова, Л.В. Лидак, С.С. Миронцева, И.В. Сергеева).
В этой связи вполне закономерным выглядит тот факт, что в своём проекте дидактической концепции цифрового профессионального обучения коллектив Федерального института развития образования (ФИРО) признал главной целью модернизации образовательного процесса в организациях ВО максимально полное использование возможностей цифровых технологий [6, с. 4-5].
Анализ существующих публикаций позволяет утверждать, что цифровиза-ция педагогической деятельности позволяет:
- широко использовать в образовательных целях новейший научный и учебно-методический контент, продуцируемый учёными и педагогами, действующими как в границах РФ, так и в зарубежных странах [2, с. 15];
- обеспечить активное участие в совместной продуктивной деятельности не только всех участников образовательного процесса, но и опытных профессионалов, выдающихся деятелей науки, имеющих доступ к информационным и телекоммуникационным технологиям (ИКТ) по всему миру [5, с. 13];
- реализовать широчайшие возможности для оперативного поиска, обработки и критической оценки необходимой информации (Л.М. Андрюхина, Л.В. Ассуирова, А.М. Мирзаахмедов, Л.В. Хаймович);
- преодолеть пространственные, временные и культурные барьеры по ходу осуществления коммуникации в образовательной сфере [3, с. 145].
Воплотить на практике рассмотренные выше преимущества цифровых технологий позволяет расширение использования ряда цифровых ресурсов [7, с. 74]. Охарактеризуем их.
Прежде всего, следует упомянуть платформу Moodle (англ. - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая образовательная среда) [2, с. 75]. В настоящая время последняя нашла широкое применение в целом ряде организаций высшего образования, действующих на территории РФ [4, с. 19]. Приведём примеры таких вузов:
- Владивостокский государственный университет экономики и сервиса;
- Томский государственный университет;
- Казанский национальный исследовательский технологический университет [8, с. 100].
Их позитивный опыт наглядно демонстрирует следующее: организация обучения посредством Moodle представляет собой достойную альтернативу традиционным формам учебно-воспитательного процесса [6, с. 45]. Сказанное является особенно актуальным после активно предпринимавшихся в 2020-2021 гг. мер по профилактике и борьбе с пандемией CoVlD-19. Именно тогда выяснилось, сколь большое значение реализация различных форм дистанционного и смешанного обучения, подразумевающих активное использование рассматриваемой платформы, может играть в процессе подготовки будущих профессионалов по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры [9, с. 54].
Действительно, её возможности позволяют студентам не только знакомиться с необходимыми теоретическими материалами и выполнять отчётные проверочные работы, но и видеть саму структуру осваиваемых дисциплин [10, с. 215]. К другим очевидным преимуществам Moodle относятся:
- широкий спектр возможностей для реализации будущими профессионалами творческих индивидуальных проектов [11, с. 46];
- отсутствие ограничений на использование наглядного материала (А.М. Анисимов, Н.В. Худолей, А.С. Шевченко);
- насыщенность игровыми методами обучения;
- определённый потенциал в плане повторения и закрепления пройдён-ного ранее материала [12, с. 35].
Таким образом, широкое использование в образовательном процессе инструментов, предоставляемых платформой Moodle, с большой вероятностью будет способствовать созданию в университете творческой среды (Т.И. Гонорская, Т.И. Зиновьева, Ю.С. Лихачева, А.И. Савенков, Ю.В. Смирнова, С.Г Тер-Мина-сова). В её рамках представляется возможной интенсификация развития мета-когнитивных умений студентов [13, с. 17]. С развитием этих, последних, в свою очередь, связано формирование системы навыков, позволяющих эффективно реализовывать различные инновации в будущей профессиональной деятельности [14, с. 30].
Цифровизация вузовского образования в нашей стране также связана с привлечением в учебно-воспитательный процесс образовательных интернет-ресурсов [12, с. 36]. К ним относятся, например, общедоступные ресурсы международных образовательных платформ. В число последних входят:
- edX;
- Udacity;
- tangX;
- Xue;
- Coursera [13, с. 18].
При этом отечественные вузы нередко сочетают использование перечисленных выше образовательных ресурсов с собственными разработками [10, с. 248]. Часто при организации педагогического процесса встречаем и комби-
Библиографический список
нирование различных платформ с целью их адаптации под особенности и специфику преподавания различных дисциплин [14, с. 33].
Некоторыми образовательными организациями, осуществляющими деятельность по программам ВО, также создаются учебные интернет-сайты [2, с. 102]. В большинстве случаев таковые используются в следующих целях:
- проведение виртуальных экспериментов [15, с. 222];
- облегчение сложных вычислений;
- учебное моделирование [16, с. 15-16].
Как видим, в соответствующей области на сегодняшний день фиксируется ряд прогрессивных начинаний. При этом, однако, современная стадия цифрови-зации системы высшего образования в нашей стране связана с необходимостью дальнейшего углубления и расширения их использования [13, с. 16]. Это касается всех составляющих деятельности вузов (М.М. Ахмеджанов, У. Махкамов, В.А. Сластенин, О. Толипов, М. Усмонбоева). Решая соответствующие вопросы, педагогам-исследователям и практикам следует учитывать ряд важных условий.
Во-первых, широкому использованию ИКТ в образовательном процессе будет способствовать создание продуманной системы, обеспечивающей беспрепятственное использование цифровых устройств субъектами образовательных отношений [15, с. 221]. При её организации необходимо предусмотреть следующие моменты:
- возможность доступа к общему и узкопредметному программному обеспечению с личных устройств;
- необходимость организации рабочих мест, позволяющих реализовывать различные формы учебной деятельности с использованием ИКТ, как индивидуальные, так и коллективные [16, с. 17];
- обеспечение на рабочих столах аудиторий и библиотек достаточного места для эффективного использования студентами цифровых устройств в учебных целях (Е.В. Ветерок, Ю.О. Ушакова, Е.Б. Химин);
- наличие достаточного количества точек питания для их подзарядки [17, с. 76].
Следующее условие связано с возможностью широкого применения студентами средств ИКТ. Социологические исследования наглядно демонстрируют, что около 90% лиц, осваивающих программы специалитета, бакалавриата и магистратуры в современных российских вузах, имеют в своём распоряжении смартфон, ноутбук или планшет [7, с. 71-72].
При этом субъекты образовательных отношений, реализуемых в ряде организаций ВО, действующих на территории РФ, указывают на необходимость предоставления возможности аренды подобных устройств студентами, не имеющими таковых [17, с. 78].
На основе вышеизложенного отметим, что вступление общества в цифровую эру с неизбежностью должно было сказаться на развитии системы высшего образования в нашей стране. Современные вузы должны не столько транслировать студентам готовые знания, сколько способствовать их самостоятельному получению, помогая ориентироваться в практически безграничных на сегодняшний день информационных потоках [18].
Подобная трансформация требований к деятельности организаций высшего образования связана с необходимостью углубления и расширения применения цифровых технологий в ходе педагогической деятельности. Деятельность многих отечественных вузов демонстрирует ряд положительных примеров применения средств ИКТ для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако необходимой представляется ещё более глубокая интеграция цифровых технологий. Последняя возможна в случае соблюдения охарактеризованных в тексте статьи условий.
1. Гадзаова Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014; № 2: 107-112.
2. Гадзаова Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза. Владикавказ: Северо-Осе-тинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2015.
3. Ростовцева П.П. Языковая образовательная политика в экономических вузах. Мир образования - образование в мире. 2014; № 3 (55): 143-145.
4. Димова Е.В. Поколение digital natives: опыт обучения педагогов актуальным направлениям работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в информационном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 17-19.
5. Борзова Т.А. Мотивация студентов к обучению в современном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 11-13.
6. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо, 2019.
7. Аришина Э.С., Лешер О.В. Цифровая образовательная среда технического вуза как ресурс развития аксиологического потенциала студентов. Вестник Оренбургского государственного университета. 2021; № 4 (232): 71-78.
8. Мельникова А.Я., Кириллова И.К., Ваганова О.И. Опыт организации тестирования на платформе Moodle. Вестник Оренбургского государственного университета. 2020; № 3 (226): 99-105.
9. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коновалова Е.Ю., Воронина И.Р Цифровые технологии в образовательном процессе. Балтийский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9; № 2 (31): 53-56.
10. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.
11. Смирнова О.Г., Процукович Е.А. Опыт использования образовательной платформы Moodle в вузе. The scientific heritage. 2020; № 51: 46-47.
12. Ядгарова Л.Д., Эргашева С.Б. Требования к тестовым заданиям в электронных учебниках. Проблемы науки. 2020; № 8 (56): 35-36.
13. Вазинге О.С. Потенциал сетевой коммуникации в социокультурном воспитании. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 16-18.
14. Буренкова Н.В., Данилова Т.В., Тонких А.П. Инновационный подход к формированию модели современного учителя Российской школы. Управление образованием: теория и практика. 2020; № 4 (40): 29-36.
15. Тонких А.П., Прядехо А.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов. Современное педагогическое образование. 2019; № 3: 221-224.
16. Рахимов З.Т., Шоназаров З.У Нновационная деятельность будущих преподавателей и факторы её формирования. Вестник науки. 2021; № 1 (34): 14-18.
17. Познанская С.Г., Кутищев С.Д., Резанова И.Д. Формирование готовности будущих инженеров-строителей к инновационной деятельности. Перспективы Науки и Образования. 2018; № 2 (32): 75-79.
18. Ллборова С.З., Смыслова ГЛ., Сорокопуд Ю.В. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 120-123.
References
1. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014; № 2: 107-112.
2. Gadzaova L.P. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti i professional'noj ustojchivosti novogo pokoleniya studentov vuza. Vladikavkaz: Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova, 2015.
3. Rostovceva P.P. Yazykovaya obrazovatel'naya politika v 'ekonomicheskih vuzah. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; № 3 (55): 143-145.
4. Dimova E.V. Pokolenie digital natives: opyt obucheniya pedagogov aktual'nym napravleniyam raboty po formirovaniyu u detej doshkol'nogo vozrasta navykov bezopasnogo povedeniya v informacionnom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 17-19.
5. Borzova T.A. Motivaciya studentov k obucheniyu v sovremennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 11-13.
6. Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Proekt didakticheskoj koncepcii cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya. Moskva: Pero, 2019.
7. Arishina 'E.S., Lesher O.V. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda tehnicheskogo vuza kak resurs razvitiya aksiologicheskogo potenciala studentov. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 4 (232): 71-78.
8. Mel'nikova A.Ya., Kirillova I.K., Vaganova O.I. Opyt organizacii testirovaniya na platforme Moodle. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 3 (22б): 99-105.
9. Vaganova O.I., Gladkov A.V., Konovalova E.Yu., Voronina I.R. Cifrovye tehnologii v obrazovatel'nom processe. Baltijskijgumanitarnyjzhurnal. 2020; T. 9; № 2 (31): 53-5б.
10. Uvarov A.Yu., Gejbl 'E., Dvoreckaya I.V. Trudnostiiperspektivy cifrovoj transformad!obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2019.
11. Smirnova O.G., Procukovich E.A. Opyt ispol'zovaniya obrazovatel'noj platformy Moodle v vuze. The scientific heritage. 2020; № 51: 4б-47.
12. Yadgarova L.D., 'Ergasheva S.B. Trebovaniya k testovym zadaniyam v 'elektronnyh uchebnikah. Problemy nauki. 2020; № 8 (5б): 35-3б.
13. Vazinge O.S. Potencial setevoj kommunikacii v sociokul'turnom vospitanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 1б-18.
14. Burenkova N.V., Danilova T.V., Tonkih A.P. Innovacionnyj podhod k formirovaniyu modeli sovremennogo uchitelya Rossijskoj shkoly. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2020; № 4 (40): 29-3б.
15. Tonkih A.P., Pryadeho A.A. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v processe podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 3: 221-224.
16. Rahimov Z.T., Shonazarov Z.U. Nnovacionnaya deyatel'nost' buduschih prepodavatelej i faktory ee formirovaniya. Vestnik nauki. 2021; № 1 (34): 14-18.
17. Poznanskaya S.G., Kutischev S.A., Rezanova I.A. Formirovanie gotovnosti buduschih inzhenerov-stroitelej k innovacionnoj deyatel'nosti. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. 2018; № 2 (32): 75-79.
18. Alborova S.Z., Smyslova G.A., Sorokopud Yu.V. Opyt realizacii distancionnyh tehnologij v obrazovatel'noj praktike sovremennogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 120-123.
Статья поступила в редакцию 03.11.23
УДК 378
Sarkisyan A.A., postgraduate, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
ACTIVE CITIZENSHIP OF HIGH SCHOOL STUDENTS: PEDAGOGICAL AND SOCIAL REALITY. In the modern realities of a difficult economic and foreign policy situation, the active development of a propaganda movement on the Internet directed against the interests of the state in general and its citizens in particular, the civic and patriotic education of the younger generation plays an important role. The integrity and prosperity of the country depends on the patriotism of the future generation. In practice, disagreements between educational standards and methods of work of teachers in secondary schools and the needs of society for patriotic citizens who are able to solve the most difficult and extraordinary tasks in conditions of severe information pressure from the outside are increasingly manifested. It is obvious that an opinion has been formed in society and among professionals about the need to transform educational standards. The article concludes that when educating a citizen and a patriot, it is necessary to take into account historical experience, but it is not necessary to apply the so-called "Soviet system" completely, without filtering and preliminary analysis. It is important to develop the potential of teachers. Only those ideas that are confirmed by society, have practical significance and historical value will be effectively implemented. It is advisable to use all available components of the educational process that will contribute to the formation of a personality, a citizen and a patriot.
Key word: civic position, social reality, modern school
А.А. Саркисян, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В современных реалиях сложной экономической и внешнеполитической обстановки, активного развития в сети Интернет пропагандистского движения, направленного против интересов государства в целом и ее граждан в частности, важнейшую роль играет гражданско-патриотическое образование подрастающего поколения. От патриотизма будущего поколения зависит целостность и процветание страны. На практике все чаще проявляются разногласия между образовательными стандартами и методами работы учителей в общеобразовательных школах и потребностями общества в гражданах-патриотах, способных решать самые сложные и неординарные задачи в условиях жесткого информационного давления извне. Очевидно, что в обществе и в среде профессионалов сформировалось мнение о необходимости трансформации образовательных стандартов. В статье делаются выводы о том, что при воспитании гражданина и патриота необходимо учитывать исторический опыт, однако полностью, без фильтрации и предварительного анализа применять так называемую «советскую систему» не стоит. Важно развивать потенциал педагогических кадров. Эффективно внедряться будут только те идеи, которые подтверждены обществом, имеют практическую значимость и историческую ценность. Целесообразно использовать все доступные компоненты образовательного процесса, которые поспособствуют становлению личности, гражданина и патриота.
Ключевые слова: гражданская позиция, социальная реальность, современная школа
Рост значения гражданского общества в Российской Федерации, сформировавшиеся обстоятельства в геополитике создают заказ образовательной отрасли на развитие и становление социально ориентированного поколения граждан. В перечне наиболее важных задач общеобразовательной организации принципиальное значение получило образование и воспитание гражданина. В данном ракурсе получает большое значение всестороннее теоретическое переосмысление вопроса гражданского становления подрастающего поколения, планомерная, выверенная и продуманная работа по установлению и воплощению в жизнь условий для его гражданского становления.
Суть гражданского формирования в школьной среде и семье определяет деятельность педагогов, воспитателей и родителей по воспитанию патриота, развитию культуры общения между людьми, в том числе разных наций, культуры права, воспитанию ненасильственных принципов сосуществования.
Цель данной статьи - теоретическое осмысление принципов развития гражданско-патриотическое образования подрастающего поколения.
Основные задачи статьи видятся в следующем: проанализировать вопросы гражданско-патриотического воспитания с точки зрения педагогической, социальной и психологической проблемы.