благ «Заразить», если можно так выразиться, патриотизмом студентов можно только через субъект-субъектные взаимоотношения - взаимодействие активных личностей, деятелей, творцов, субъектов, и это залог эффективности как в образовательном, так и в воспитательном процессе.
Субъект-субъектные взаимоотношения педагога и студента базируются на деятельностном подходе. Типология деятельности М.С. Кагана [7] включает следующие виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная и коммуникационная. Эта модель деятельности совокупно характеризует типологию деятельности инженера и будущего инженера в частности. В процессе познавательной деятельности, как указывалось нами ранее [1; 2], студенту ненавязчиво транслируется гордость за свою страну, наших великих ученых, которые повернули развитие цивилизации в современное русло, т. е. включается отношенческий компонент деятельности, или ценностно-ориентаци-онный, который содержит в себе также вектор познавательной активности, стремление также оставить свой след в истории инженерного дела, принести пользу стране и миру Преобразовательный вид деятельности, творческая активность студента формируется на основе познавательной и ценностно-ориентационной активности, и инициируется коммуникациями с преподавателей, побуждением студента к творчеству, поощрением даже малейших проявлений творчества, развитием их с помощью преподавателя до значимых успехов. В этом процессе важное значение имеет возникающая у студента гордость, что он способен к творчеству, ощущение «Я могу», что ставит его рядом с серьезными изобретателями. Здесь роль преподавателя чрезвычайно велика: от него зависит, поверит ли в себя студент, возникнет ли у него желание творить, преобразовывать мир, будет ли эта деятельность на благо Родине.
Таким образом, если обобщить концепцию деятельностного подхода в отношении патриотического воспитания в рамках обучения инженерным специальностям, то картина выглядит следующим образом. Прежде всего, это совместная деятельность педагога и студента, они задействованы одинаково, от
Библиографический список
их совместной включенности зависит эффективность деятельности. В основе всего лежит патриотическая убежденность педагога. От его успешных коммуникаций со студентами, от его авторитета, эмпатийного участия, включенности в образовательный процесс, проявления заинтересованности зависит успех. Преподаватель инициирует познавательную деятельность студента, заинтересовывает его в предмете, формирует ценностное отношение к предмету, побуждает к преобразовательной деятельности, которая осуществляется совместно педагогом и студентом. Данная модель деятельностного подхода в субъект-субъектном общении студента и преподавателя с акцентом на патриотическое воспитание представлена на рис. 1.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что впервые проанализированы возможности деятельностного подхода в патриотическом воспитании студентов. Предложена модель одновременного получения специальных инженерных знаний и формирования патриотической убежденности студента. Указано на важную роль субъектности преподавателя как психологического условия эффективности его преподавательской деятельности, а также на необходимость субъект-субъектных взаимоотношений со студентами.
Практическая значимость работы определяется тем, что данная модель может быть использована в технических вузах для организации патриотического воспитания студентов.
1. Профессиональная деятельность российского инженера в силу своей специфики предполагает высокий уровень патриотизма. Воспитание патриотизма необходимо осуществлять параллельно с профессиональным обучением.
2. Предлагается в рамках профессионального обучения включать патриотические посылы при взаимодействии со студентами.
3. Психолого-педагогическими условиями эффективности патриотического воспитания служит развитая субъектность преподавателя высшей школы, его патриотические убеждения и субъект-субъектный подход во взаимодействии со студентами.
1. Чухров A.C. Особенности патриотического воспитания студентов технического вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 333-335.
2. Кириллова Т.К., Бурцева Е.В., Рак И.П. Педагогика и психология как науки формирования потенциала современного общества: монография. Чебоксары: Среда, 2022: 53-62.
3. Деркач A.A. Субъектные феномены: акмеологический подход. Москва: Российская академия государственной службы ^ArC), 2010.
4. Деркач A.A. Субъект: формы, механизмы и пути развития. Казань: Центр инновационных технологий, 2011.
5. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности. Aвтореферат диссертации ... доктора психологических наук. Новосибирск, 2006.
6. Большунова Н.Я., Ульянов AE. Многообразие функций эмпатии в контексте различных симптомокомплексов личности. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 6 (49): 223-227.
7. Каган М.С Человеческая деятельность (опыт системного анализа). Москва: Издательство политической литературы, 1974. References
1. Chuhrov A.S. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya studentov tehnicheskogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 333-335.
2. Kirillova T.K., Burceva E.V., Rak I.P. Pedagogika i psihologiya kak nauki formirovaniya potenciala sovremennogo obschestva: monografiya. Cheboksary: Sreda, 2022: 53-62.
3. Derkach A.A. Sub'ektnye fenomeny: akmeologicheskijpodhod. Moskva: Rossijskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby (RAGS), 2010.
4. Derkach A.A. Sub'ekt: formy, mehanizmy i putirazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2011.
5. Bol'shunova N.Ya. Usloviya i sredstva razvitiya sub'ektnosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2006.
6. Bol'shunova N.Ya., Ul'yanov A.V. Mnogoobrazie funkcij 'empatii v kontekste razlichnyh simptomokompleksov lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 6 (49): 223-227.
7. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost' (opyt sistemnogo analiza). Moskva: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1974.
Статья поступила в редакцию 03.12.22
УДК 378
Yudina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Special Defectological Education Department, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Ivanova A.D., senior teacher, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia); postgraduate, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE PROBLEM OF THE USAGE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING TEACHERS OF SPECIAL EDUCATION. The article is dedicated to determining conditions for effective use of distance learning technologies in professional training of special education teachers. Studies on the usage of distance learning technologies in educational process of higher education including training of special education teachers are analyzed. Conditions for effective application of distance learning technologies in professional training of special education teachers are determined: combination of distance learning with full-time learning (hybrid learning) providing direct practical activities of students; expansion of digital resources range in order to form professional competence in the field of education of children with special needs in context of education digitalization; intensification of educational work in conditions of hybrid learning; training teachers the basics of digital didactics involving comprehension of new forms, methods and means of teaching, teacher-designer competencies, ensuring effectiveness of pedagogical activities.
Key words: professional training of special education teachers, distance learning technologies, conditions for effective use.
И.А. Юдина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. специального (дефектологического) образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
АД. Иванова, ст. преп., Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск; аспирант Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург, Е-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Статья посвящена определению условий результативного применения дистанционных образовательных технологий в профессиональной подготовке дефектологических кадров. Авторами анализируются исследования по применению дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе высшей школы, в том числе в подготовке педагогов-дефектологов. Описан опыт деятельности кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в данном направлении. Авторами определены условия результативного применения дистанционных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки дефектологов: сочетание дистанционного обучения с очным (смешанное обучение), обеспечивающее непосредственную практическую деятельность студентов; расширение спектра цифровых ресурсов с целью формирования профессиональной компетентности в области обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях цифровизации образования; активизация воспитательной работы в условиях смешанного обучения; обучение преподавателей основам цифровой дидактики, предполагающее овладение новыми формами, методами и средствами обучения, компетенциями педагога-проектировщика, обеспечивающими результативность педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка дефектологов, дистанционные образовательные технологии, условия результативного применения.
В условиях глобальной цифровизации общества дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в помощи при освоении инструментов и технологий цифровой среды. Современный вектор развития системы образования детей с ОВЗ обусловливает трансформацию современного дефектологического образования с учетом цифровизации, предполагающей изменение его содержания и организации, обеспечивающей качество профессиональной подготовки педагогов-дефектологов.
Применение цифровых ресурсов в профессиональном образовании дефектологов, с одной стороны, повышает качество подготовки, с другой стороны, обеспечивает готовность к их использованию в коррекционно-педагогической деятельности [1].
Стремительный переход на дистанционный формат обучения в условиях пандемии актуализировал использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в профессиональной подготовке, в том числе в подготовке педа-гогов-дефектологов, и показал, что будущие дефектологи должны быть готовы к обучению в дистанционном формате и ведению профессиональной деятельности с применением ДОТ.
В настоящее время назрела необходимость произвести взвешенную оценку с определением положительных и отрицательных сторон и возможностей применения ДОТ в процессе профессиональной подготовки дефектологов, условий их результативного применения.
Мы изучили опыт применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе высшей школы. На основе анализа литературы и опыта деятельности кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова определены условия результативного применения дистанционных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки дефектологов.
Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ФЗ №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012).
Романов Е.В., Дроздова Т.В. соотносят понятия «дистанционное обучение» и «дистанционные технологии обучения» как «общее» и «частное (особенное)», определяя дистанционное обучение как специально организованный процесс, а дистанционные технологии обучения - инструмент, обеспечивающий эффективную реализацию этого процесса [2].
Скляренко Т.М. в ходе ретроспективного анализа зарубежных концепций дистанционного образования с позиции трех подходов: теории индустриализации, концепта расстояния и характера образовательной коммуникации, приходит к выводу, что под влиянием требований постиндустриального информационного общества из инструмента стандартизированного массового просвещения образование постепенно трансформируется в индивидуализированный способ получения необходимых знаний и информации. Этому способствует использование современных ИКТ, обусловливающее изменение характера образовательной коммуникации с прямого на опосредованный. Автор подчеркивает, что в современном информационном обществе дистанционное обучение определяется как потенциальная альтернатива имеющейся системе, форма организации образовательного процесса, способная гибко реагировать на его образовательные запросы [3].
Булат РЕ., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Поборчий А.В., анализируя проблемные вопросы качества профессионального образования при применении ДОТ в очной форме обучения, рассматривают их как элемент образования, который может применяться в отдельных конкретных случаях, и делают вывод, что они, по крайней мере в ближайшее время, не смогут полностью заменить очное обучение, стать его альтернативой. Это связано с тем, что более высокое качество классического очного образования по сравнению с дистанционным обеспечивается за счет развития личности обучающихся в процессе социализации в университетской научно-образовательной среде в условиях
непосредственных очных коммуникаций, которые не ограничиваются учебной деятельностью. Авторы подчеркивают, что условия пандемии актуализировали запрос на разработку цифровой дидактики, системно решающей задачи теоретического обоснования, разработки, апробации и внедрения методических основ ДОТ на основе фундаментальных педагогических принципов взаимодействия педагога и обучающегося [4].
Буковцова Н.И., Ремезова Л.А. также отмечают необходимость междисци-плинарности научного знания в области цифровой дидактики, обусловленную потребностью в соединении научных идей и подходов педагогики, психологии, информатики и других наук, предметом исследования которых являются цифровые технологии. Авторы акцентируют внимание на необходимости решения проблем, связанных с организацией субъектно-осознанной, наполненной личностным смыслом деятельности обучающих и обучающихся, а также с процессом обучения и учения в цифровом образовательном процессе с дидактических и методических позиций [5].
Скляренко Т.М. справедливо утверждает, что ИКТ, стирая пространственно-временные границы в дистанционном образовании, актуализирует необходимость создания особых условий протекания образовательного процесса, включающих, помимо разработки специальных учебных материалов и педагогических технологий, организацию особой образовательной среды, обеспечивающей нейтрализацию негативных последствий «изоляции» обучающихся, их психолого-педагогическую поддержку, установление обратной связи в межличностном взаимодействии участников образовательного процесса [3].
Исследователи отмечают, что эффективное применение ДОТ требует от педагога умения научно обоснованно проектировать процесс и содержание обучения, что обусловливает необходимость формирования у него ключевых компетенций педагога-проектировщика, касающихся проектирования целей, содержания обучения, оценивания образовательных результатов при наличии личной установки на самообразование, саморазвитие и сотрудничество [4].
Никитин Н.А., исследуя проблему готовности участников образовательного процесса к экстренному переводу очной формы обучения в дистанционный формат, обосновывает ее структуру, включающую операционно-функциональную, психологическую, методическую и материально-техническую готовность, и содержание, определяемое как совокупность способностей, стадии формирования которых обусловлены последовательно усложняющимися требованиями образовательной деятельности в дистанционном формате [6].
Гордиенко Т.П., Садовой Н.Г, определяя педагогические условия подготовки будущих учителей-логопедов в рамках цифровизации образования наряду с интегрированием традиционных форм и методов обучения с информационными, расширением материально-технической и учебно-методической базы отмечают необходимость организации сотрудничества с профильными образовательными учреждениями, раскрытия творческого потенциала обучающихся посредством возможностей цифровизации образования [7].
Справедливо утверждение Бушуева И.В., Нектаревской Ю.Б., Толстокоры О.Н., относящих к недостаткам дистанционного образования низкую эффективность воспитательного процесса, осуществляемого дистанционно. Авторы отмечают, что воспитание возможно только при прямом контакте, при возникновении эмоционального сотрудничества и взаимодействия студентов и преподавателей, обеспечивающего передачу обучающимся не только определенной суммы знаний учебного характера, но и жизненных моральных позиций и установок, определенной системы ценностей, отношения к семье, обществу, государству и т. д. [8].
Активное внедрение ДОТ в процесс обучения детей с ОВЗ, а также современные условия реализации профессиональной подготовки дефектологов требуют целенаправленного формирования ИКТ-компетентности у будущих учите-лей-дефектологов. Артемова Е.Э., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Тишина Л.А. отмечают, что для формирования ИКТ-компетентности будущего учителя-дефек-толога необходимо в процессе его профессиональной подготовки особое внимание уделять формированию общепедагогического и предметно-педагогического
компонентов. В связи с этим важно включить в учебный план дисциплины, направленные на углубленное изучение вопросов, связанных с применением ИКТ для решения широкого спектра профессиональных задач дефектолога. Исследователи считают целесообразным в программы практик внести обязательный раздел, посвященный формированию практического опыта работы студента-практиканта в цифровой образовательной среде [9].
Ключевыми компонентами подготовки будущих учителей-логопедов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности является мотиваци-онный, личностный, информационно-теоретический, деятельностный, рефлексивный [10].
Кукушкина О.И. отмечает, что использование ИКТ в обучении дефекто-логов позволяет создавать условия надежного и контролируемого формирования профессиональных компетенций, которые не могут быть созданы другими средствами. Коллективом Института коррекционной педагогики РАО определены и обоснованы следующие типы электронных инструментов, необходимые в обучении дефектологов: электронные библиотеки демонстрационных детских случаев; интерактивные модели практической работы дефектолога с ребенком и его семьей; виртуальные профессиональные практики; интерактивные модели (карты) нормального онтогенеза; профессиональные навигаторы дефектолога [11].
Новизна исследования заключается в попытке определить условия результативного применения дистанционных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки дефектологов с учетом современных требований.
Практическая значимость работы состоит в возможности воссоздания выявленных условий результативного применения дистанционных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки дефектологических кадров.
В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова (СВФУ) ведется подготовка педагогов-дефектологов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профилю бакалавриата «Логопедия» и магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии». Обучение по данным образовательным программам предполагает формирование у будущих дефектологов следующих компетенций, отражающих их готовность к работе в цифровой образовательной среде:
- программа бакалавриата: способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) (ОПК-2); способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-9); способность осуществлять логопедическую работу с лицами, имеющими тяжелые нарушения речи, с использованием цифровых средств (ПК-4);
- программа магистратуры: способность к консультированию родителей (законных представителей) детей раннего возраста с проблемами в развитии, в том числе с использованием цифровых средств, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и абилитационных психолого-педагогических программ, оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности и осуществлению комплексного сопровождения на основе психолого-педагогического изучения детей (ПК-3).
В русле нашей работы несомненный интерес вызывают результаты исследования Буковцовой Н.И., Ремезовой Л.А., которые обосновывают необходимость реализации стратегического, организационного, педагогического, технического аспектов процесса интеграции цифровых ресурсов в профессиональную подготовку будущих педагогов дефектологического профиля. При этом авторы среди целей построения образовательного процесса в условиях цифровизации определяют взаимопроникновение технологических и методических компетенций, предполагающее формирование у обучающихся системы компетенций, необходимых для решения профессиональных задач, связанных с использованием цифровых технологий, моделей преобразования педагогической практики, а также форм, методов, технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях цифровизации образования [5].
С этой целью в образовательную программу будущих учителей-логопедов, обучающихся в СВФУ, включены такие дисциплин, как «Введение в сквозные цифровые технологии», «Использование информационных технологий в специальном и инклюзивном образовании», «Использование цифровых средств в логопедической работе».
Образовательная программа магистратуры включает модули «Психолого-педагогические аспекты ранней помощи детям с ОВЗ», «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ», а также дисциплины по выбору: «Консультирование семьи ребенка первых лет жизни с ОВЗ», «Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ», «Логопедические технологии коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста», «Стимуляция познавательного развития детей раннего возраста», в ходе изучения которых формируется указанная профессиональная компетенция (ПК-3).
Формирование обозначенных компетенций продолжается в ходе прохождения практик.
Имеющийся опыт обучения студентов дефектологического профиля с применением ДОТ, в том числе в условиях пандемии, требует анализа и осмысления.
Основной платформой для создания электронной образовательной среды в университете является LMS Moodle, которая создана для поддержки дистанционного взаимодействия. В системе электронного и дистанционного обучения СВФУ (СЭДО СВФУ) размещены учебно-методические материалы по всем дисциплинам и практикам, реализуемым в ходе освоения образовательных программ.
Буковцова Н.И., Ремезова Л.А. справедливо отмечают, что в ходе профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях цифровой трансформации образовательного процесса актуальна проблема недостаточной готовности преподавателей к выполнению трудовых функций с использованием цифровых технологий, обеспечивающих результативность деятельности [5].
Преподавателями кафедры «Специальное (дефектологическое) образование» (СДО) пройдено обучение по программам ДПО «Электронная информационно-образовательная сфера (ЭИОС) в работе современного учителя и педагога СПО и ВО» (СВФУ); «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин» (Университет Иннополис).
Кафедрой ведется активная разработка и реализация онлайн-курсов, построенных на основе использования ряда элементов LMS Moodle («Лекция», «Семинар», «Опрос», «Веб-страница», «Тест» и др.) и имеющих обширное наполнение различными дидактическими материалами.
В настоящее время в образовательном процессе в условиях дистанционного и смешанного обучения применяются следующие разработанные преподавателями кафедры онлайн-курсы, размещенные в СЭДО СВФУ: «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями», «Основы инклюзивного образования», «Основы тифлопедагогики», «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Особенности системы коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ в РС (Я)», «Логопедия. Дислалия», «Онтогенез речевой деятельности», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Технология обследования и формирования произносительной стороны речи», «Коррекционно-педаго-гическая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста».
В 2020 г в условиях вынужденного перехода на дистанционный формат обучения на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта проведено изучение уровня профессиональных ожиданий, в котором приняли участие будущие педагоги, в том числе педагоги-дефектологи, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры, а также молодые специалисты-педагоги. Результаты исследования по вопросам применения ДОТ в профессиональной подготовке будущих педагогов показали широкий разброс мнений респондентов относительно его эффективности. При этом респонденты объективно оценили потенциал применения дистанционного образования, его достоинства (свободу и гибкость, независимость от географического, временного положения, состояния здоровья, возможность обучения в индивидуальном темпе, мобильность, технологичность, вариативность, возможность творчества) и недостатки (отсутствие очного (живого) общения между обучающимися и преподавателем, недостаточная возможность формирования практических профессиональных навыков при непосредственном взаимодействии обучающихся с субъектами образовательного процесса, необходимость соответствующей технической оснащенности, отсутствие четкой временной регламентации образовательного процесса, необходимость длительной работы на компьютере, потребность наличия у обучающегося сформированных личностных качеств: самодисциплины, самостоятельности и сознательности). Считаем, что такие результаты обусловлены трудностями активного перехода на дистанционное образование в условиях пандемии, недостаточной готовностью со стороны студентов и преподавателей. С целью повышения эффективности применения ДОТ в профессиональной подготовке будущих педагогов важно предусмотреть проведение мероприятий, способствующих формированию у студентов личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять образовательный процесс с применением ДОТ, активизировать работу преподавателей в качестве тьюторов образовательного процесса с целью реализации индивидуальной траектории профессиональной подготовки, координации учебного процесса в условиях дистанционного образования [12].
Результаты данного исследования созвучны с итогами изучения влияния перехода на дистанционное обучение на качество подготовки учителей-логопедов, также проведенного в СВФУ, которые подтверждают влияние уровня сфор-мированности ИКТ-компетентности у бакалавров, обучающихся по профилю «Логопедия», на эффективность обучения в дистанционном формате, готовность к использованию электронных образовательных ресурсов в коррекционно-лого-педической работе [13].
Анализ опыта подготовки дефектологов кафедры СДО позволяет согласиться с мнением Вачеян Л.А., Заверткиной Л.В. и других исследователей, которые утверждают, что для формирования профессиональных качеств и компетенций у студентов-дефектологов целесообразно сочетание очного и дистанционного форматов обучения [14].
Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии подтвердил прямую зависимость результативности образовательной деятельности от уровня мотива-
ции к учебной и профессиональной деятельности обучающихся, степени сфор-мированности личностных качеств.
В этой связи заслуживает внимания опыт внедрения в условиях смешанного обучения элементов геймификации путем разработки и применения значков («Активный онлайн», «Ассистент», «Лидер 1-й контрольной недели», «Эксперт», «Тайм-менеджмент», «Экстра» и др.), выдаваемых студентам при достижении определенных условий, нацеленный на повышение познавательной мотивации студентов [15].
Справедливо утверждение Романова Е.В., Дроздовой Т.В. о необходимости «встраивания» дистанционного обучения в образовательный процесс таким образом, чтобы была актуализирована воспитательная функция образования [2].
Наш опыт подтверждает, что использование возможностей волонтерской деятельности и социально значимых проектов в процессе профессионального обучения будущих учителей-логопедов обогащает образовательное пространство вуза, повышает его воспитательный потенциал, что актуально в условиях дистанционного и смешанного обучения.
Деятельность кафедры по использованию воспитательного потенциала волонтерства в процессе профессиональной подготовки будущих дефектологов подтверждает влияние добровольческой деятельности, в том числе профессиональной направленности, на личностный рост и профессиональное развитие студентов.
При планировании добровольческих мероприятий волонтерского отряда кафедры СДО «Солнечный зайчик» мы ориентируемся на основную и смежные профессиональные области, стремимся обеспечить широкий спектр направлений и форм волонтерской деятельности, что создает условия для определения будущими дефектологами профессиональных интересов, формирования профессиональной идентичности, расширяет возможности трудоустройства. В условиях дистанционного образования актуален вопрос поиска и апробации новых форм волонтерства в дистанционном и смешанном формате с учетом специфики добровольческой деятельности [16].
Важным в условиях смешанного обучения будущих дефектологов считаем опыт кафедры по реализации социально значимых проектов в учебной и вне-учебной деятельности, в том числе на базе Центра психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Сайдыы» кафедры (организация инклюзивной студии декоративно-прикладного искусства, студии декоративно-прикладного искусства для детей с общим недоразвитием речи, изостудии для детей с общим недоразвитием речи, городской логопедической акции «Реченька», логопедической акции «Речецветик» для детей дошкольного, младшего школьного возраста и их родителей и др.), способствующие формированию личностного отношения к решению актуальных профессиональных проблем. Выполнение задач различной сложности и различная степень самостоятельности студентов в ходе проектной деятельности позволяют привлекать к планированию и реализации проектов студентов, начиная с 1 курса.
Организация коллективной формы работы над исследовательскими социально значимыми проектами формирует компетенции в исследовательской деятельности, способствует накоплению опыта профессионального взаимодействия с детьми, коллегами, родителями [17].
Вачеян Л.А., Заверткина Л.В., определяя в качестве ключевого показателя дистанционного обучения интегративность, проявляющуюся в постоянном систематическом взаимодействии преподавателя и студентов, а также студентов между собой в учебном процессе, в числе трудностей дистанционного обучения отмечают недостаточный уровень получаемых практических умений и навыков. Для их преодоления авторы предлагают с целью воссоздания формата «живого» общения с детьми создавать базы обучающих видеокейсов, картотек видеоматериалов с примерами диагностической и коррекционно-развивающей работы
Библиографический список
с разными категориями детей с ОВЗ, привлекать студентов к проведению он-лайн-консультаций для родителей [14].
В условиях экстренного перехода на дистанционное обучение во время пандемии кафедрой проведена системная работа по организации практик студентов в дистанционном формате. Этому способствовало создание соответствующих нормативных, организационных, технологических, учебно-методических условий для осуществления студентами диагностической, коррекционно-педагогической и консультативной деятельности в соответствии с программой практики [18].
В русле нашего исследования заслуживает внимания опыт организации виртуального консультационно-диагностического центра кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, создающий условия для формирования профессиональных компетенций у будущих учителей-логопедов в цифровой среде [19].
Современная система образования ориентирована на подготовку педаго-гов-дефектолов с учетом ведущих тенденций и вызовов.
В условиях цифровизации общества образовательный процесс обучения дефектологических кадров претерпевает существенные изменения, к которому должны быть готовы все участники образовательных отношений.
Качество профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектоло-гов зависит от системности изменений в организации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий, позволяющих перейти от традиционной к персонализированной системе обучения, ориентированной на результат [5].
Применение ДОТ в высшей школе должно осуществляться с учетом специфичных принципов дистанционного обучения: интерактивности; стартовых знаний; индивидуализации; идентификации; регламентности обучения; педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий; развития личности [6].
Итоги проведенного исследования позволяют определить следующие условия результативного применения дистанционных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки дефектологов:
- необходимо сочетать дистанционное обучение с очным (смешанное обучение), так как непосредственная практическая деятельность студентов является непременным условием эффективного формирования профессиональных компетенций педагога-дефектолога, накопления необходимого начального профессионального опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ, родителями, педагогами в диагностической, коррекционно-педагогической, консультативной деятельности;
- для формирования профессиональной компетентности в области обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях цифровизации образования расширять спектр цифровых ресурсов, применяемых в образовательном процессе с учетом принципа педагогической целесообразности в соответствии с типами задач профессиональной деятельности дефектолога;
- в условиях смешанного обучения для организации субъектно-осознан-ной, наполненной личностным смыслом деятельности обучающих и обучающихся активизировать воспитательную работу, нацеленную на формирование профессионально значимых качеств будущего педагога-дефектолога и личностных качеств, необходимых для успешного обучения и профессионального взаимодействия. С этой целью активнее привлекать студентов к волонтерской деятельности, реализации социально значимых проектов;
- с целью формирования готовности преподавателей к выполнению трудовых функций с использованием цифровых технологий важно предусмотреть их обучение основам цифровой дидактики, предполагающее овладение новыми формами, методами и средствами обучения, компетенциями педагога-проектировщика, обеспечивающими результативность педагогической деятельности.
1. Гриншкун В.В. Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов. Альманах Института коррекционной педагогики. 2021; № 43.
2. Романов Е.В., Дроздова Т.В. Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации. Современное образование. 2017; № 1: 172-195.
3. Скляренко Т.М. Зарубежные концепции дистанционного образования. Образование и наука. 2013; № 1 (100): 106-116.
4. Булат РЕ., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Поборчий А.В. Проблемные вопросы качества профессионального образования при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения. Человеческий капитал. 2021; № 3 (147): 97-113.
5. Буковцова Н.И., Ремезова Л.А. Построение цифрового образовательного процесса в профессиональной подготовке специалистов в области специального дефектологического образования. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 73-2: 40-44.
6. Никитин Н.А Технология формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий. Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. Научно-аналитический журнал. 2021; № 4: 182-194.
7. Гордиенко Т.П., Садовой Н.Г. Педагогические условия подготовки будущих учителей-логопедов в условиях цифровизации образования. Январские педагогические чтения. 2022; № 8: 3-7.
8. Бушуев И.В., Нектаревская Ю.Б., Толстокора О.Н. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в современной российской высшей школе. Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2020; Т. 13, № 4: 14-21.
9. Артёмова Е.Э., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Тишина Л.А. Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды. Психологическая наука и образование. 2021; Т. 26, № 4: 54-68.
10. Садовой Н.Г., Гордиенко Т.П. Ключевые компоненты подготовки будущих учителей-логопедов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Бизнес. Образование. Право. 2021; № 2 (55): 319-323.
11. Кукушкина О.И. Какие электронные инструменты нужны в обучении дефектологов? Дефектологическая наука - практике: материалы I Всероссийского съезда дефек-тологов. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016: 151-160.
12. Yudina I.A., Neustruyeva E.A., Makarova T.A., Fedorova A.A. Future teachers forming professional expectations in modern educational conditions. Revista de psicología educativa. Special Number: Teaching for University Students in the Context of Quarantine Measures During Pandemics. 2020; Vol. 8.
13. Ivanova A.D., Kornilov Yu.V., Prokopyev M.S., Stepanova N.V. The impact of the transition to distance learning in the training of speech therapy teachers: experience and research results. ARPHA Proceedings. 2022; № 5: 709-724.
14. Вачеян Л.А., Заверткина Л.В. К вопросу формирования профессиональных качеств педагогов-дефектологов в условиях профессионального обучения. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021; Т. 27, № 4: 251-256.
15. Корнилов Ю.В. Применение значков в LMS Moodle как элемент геймификации в смешанном обучении. Балтийский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 3 (32): 108-112.
16. Юдина И.А., Михайлова Н.А. Организация волонтерской деятельности как ресурс профессиональной подготовки дефектологических кадров. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 341-344.
17. Юдина И.А., Степанова Н.В. Роль социально значимых проектов в подготовке учителей-логопедов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 383-385.
18. Корякина Т.Г, Архипова С.Н. К проблеме практической подготовки будущих дефектологов в условиях дистанционного обучения. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; № 11 (91): 188-192.
19. Консультационно-диагностический центр. Кафедра логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета: официальный сайт Available at: http://www.logo-mpgu.ru/kdc/kdc-dlya-doshkolnikov/
References
1. Grinshkun V.V. Cifrovye instrumenty v professional'noj podgotovke pedagogov. Al'manah Institute korrekcionnoj pedagogiki. 2021; № 43.
2. Romanov E.V., Drozdova T.V. Distancionnoe obuchenie: neobhodimye i dostatochnye usloviya 'effektivnoj realizacii. Sovremennoe obrazovanie. 2017; № 1: 172-195.
3. Sklyarenko T.M. Zarubezhnye koncepcii distancionnogo obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. 2013; № 1 (100): 106-116.
4. Bulat R.E., Bajchorova H.S., Lebedev A.Yu., Nikitin N.A., Poborchij A.V. Problemnye voprosy kachestva professional'nogo obrazovaniya pri primenenii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v ochnoj forme obucheniya. Chelovecheskij kapital. 2021; № 3 (147): 97-113.
5. Bukovcova N.I., Remezova L.A. Postroenie cifrovogo obrazovatel'nogo processa v professional'noj podgotovke specialistov v oblasti special'nogo defektologicheskogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 73-2: 40-44.
6. Nikitin N.A Tehnologiya formirovaniya gotovnosti obuchayuschihsya ochnoj formy obucheniya k osvoeniyu obrazovatel'noj programmy s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii. Nauchno-analiticheskij zhurnal. 2021; № 4: 182-194.
7. Gordienko T.P., Sadovoj N.G. Pedagogicheskie usloviya podgotovki buduschih uchitelej-logopedov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Yanvarskie pedagogicheskie chteniya. 2022; № 8: 3-7.
8. Bushuev I.V., Nektarevskaya Yu.B., Tolstokora O.N. Problemy i perspektivy razvitiya distancionnogo obucheniya v sovremennoj rossijskoj vysshej shkole. Vestnik Yuzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Social'no-'ekonomicheskie nauki. 2020; T. 13, № 4: 14-21.
9. Artemova E.'E., Danilova A.M., Podval'naya E.V., Tishina L.A. Ocenka informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti studentov-defektologov v oblasti ispol'zovaniya resursov informacionnoj obrazovatel'noj sredy. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2021; T. 26, № 4: 54-68.
10. Sadovoj N.G., Gordienko T.P. Klyuchevye komponenty podgotovki buduschih uchitelej-logopedov k ispol'zovaniyu informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v professional'noj deyatel'nosti. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021; № 2 (55): 319-323.
11. Kukushkina O.I. Kakie 'elektronnye instrumenty nuzhny v obuchenii defektologov? -Defektologicheskaya nauka - praktike: materialy I Vserossijskogo s'ezda defektologov. Sankt-Peterburg: LGU im. A.S. Pushkina, 2016: 151-160.
12. Yudina I.A., Neustruyeva E.A., Makarova T.A., Fedorova A.A. Future teachers forming professional expectations in modern educational conditions. Revista de psicología educativa. Special Number: Teaching for University Students in the Context of Quarantine Measures During Pandemics. 2020; Vol. 8.
13. Ivanova A.D., Kornilov Yu.V., Prokopyev M.S., Stepanova N.V. The impact of the transition to distance learning in the training of speech therapy teachers: experience and research results. ARPHA Proceedings. 2022; № 5: 709-724.
14. Vacheyan L.A., Zavertkina L.V. K voprosu formirovaniya professional'nyh kachestv pedagogov-defektologov v usloviyah professional'nogo obucheniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2021; T. 27, № 4: 251-256.
15. Kornilov Yu.V. Primenenie znachkov v LMS Moodle kak 'element gejmifikacii v smeshannom obuchenii. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2020; T. 9, № 3 (32): 108-112.
16. Yudina I.A., Mihajlova N.A. Organizaciya volonterskoj deyatel'nosti kak resurs professional'noj podgotovki defektologicheskih kadrov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 341-344.
17. Yudina I.A., Stepanova N.V. Rol' social'no znachimyh proektov v podgotovke uchitelej-logopedov. Mir nauki, kultury obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 383-385.
18. Koryakina T.G., Arhipova S.N. K probleme prakticheskoj podgotovki buduschih defektologov v usloviyah distancionnogo obucheniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 11 (91): 188-192.
19. Konsultacionno-diagnosticheskij centr. Kafedra logopedii Instituta detstva Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta: oficial'nyj sajt. Available at: http:// www.logo-mpgu.ru/kdc/kdc-dlya-doshkolnikov/
Статья поступила в редакцию 01.12.22
УДК 372.8
Agalarova R.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of the English Language, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE ENGLISH LANGUAGE CLASSES AT THE MIDDLE LEVEL OF EDUCATION IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION. Forming positive internal motivation of students is one of the key tasks of the methodology of teaching foreign languages. In this regard, it is noted that the category of the middle level of education is most difficult for teachers. Based on the interests of adolescents and their desire for independence, the article proposes to create a variety of problem situations at foreign language lessons, in the process of solving of which pupils will be able to make decisions independently to achieve their goals. As a result of the study, it is revealed that the involvement of various means, techniques, technologies in the educational process is the best solution to this issue. Project activity ensures the successful assimilation of educational material, develops intellectual and moral qualities of children, their independence, the use of subjective experience, and also creates space for creative and creative activity.
Key words: methodology, teenagers, motivation, additional education, language school, project method, innovative technologies, gadgets.
Р.И. Агалароеа. канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование позитивной внутренней мотивации обучающихся является одной из ключевых задач методики обучения иностранным языкам. В этой связи отмечается, что категория средней ступени обучения представляет для педагогов наибольшую сложность. Исходя из интересов учащихся подросткового возраста и их стремления к самостоятельности, в статье предлагается создавать на занятиях по иностранному языку разнообразные проблемные ситуации, в процессе решения которых подростки смогут самостоятельно принимать решения для достижения поставленных целей. В результате проведенного исследования было выявлено, что привлечение в учебный процесс разнообразных средств, приемов, технологий является оптимальным решением данного вопроса. Проектная деятельность обеспечивает успешное усвоение учебного материала, развивает интеллектуальные и нравственные качества детей, их самостоятельность, использование субъективного опыта, а также создает простор для творческой и созидательной деятельности.
Ключевые слова: методика, подростки, мотивация, дополнительное образование, языковая школа, метод проектов, инновационные технологии, гаджеты.