Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрищева Надежда Николаевна

Современный процесс образования, трансформируясь под воздействием различных факторов, становится сложнее и требует особых навыков, компетенций как от преподавателей, так и от самих обучающихся. Глобализация и цифровизация различных процессов и сфер жизни общества в корне преобразила многие аспекты образовательного процесса. В наши дни цифровые ресурсы выступают серьезным фактором трансформации педагогической практики в современной образовательной среде. Активно внедряемые в информационную и образовательную среду, практическую и научную деятельность профессорско-преподавательского состава разных ВУЗов, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) способствуют поиску новых методов организации педагогической практики, отвечающих требованиям современности. Изменились цели и задачи обучения, содержание учебного процесса, педагогические технологии и многие другие аспекты. В настоящем исследовании анализируется роль цифровых ресурсов, как инструмента современной образовательной среды в педагогическом вузе. Цифровые образовательные ресурсы рассматриваются как один из важнейших факторов гибридного образования. Также обосновывается мысль, что ЦОР являются ключевым инструментом реализации дистанционного (удаленного) образования. В статье приведен теоретический обзор существующих исследований по данной теме. Проанализированы основные цифровые ресурсы, применяемые в образовательном процессе педагогического вуза, а также в профессиональной педагогической деятельности других высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрищева Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL RESOURCES AS A TOOL OF THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The modern process of education, being transformed under the influence of various factors, becomes more complex and requires special skills and competencies from both teachers and students themselves. Globalization and digitalization of various processes and spheres of society have radically transformed many aspects of the educational process. Nowadays, digital resources are a serious factor in the transformation of pedagogical practice in the modern educational environment. Actively introduced into the information and educational environment, practical and scientific activities of the teaching staff of various universities, the Digital educational resources (digital educational resources) they contribute to the search for new methods of organizing pedagogical practice that meet the requirements of modernity. The goals and objectives of training, the content of the educational process, pedagogical technologies and many other aspects have changed. This study analyzes the role of digital resources as a tool of the modern educational environment in a pedagogical university. Digital educational resources are considered as one of the most important factors of hybrid education. The idea is also substantiated that the SDCs are a key tool for the implementation of remote (remote) education. The article provides a theoretical overview of existing research on this topic. The main digital resources used in the educational process of a pedagogical university, as well as in the professional pedagogical activity of other higher educational institutions, are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

5. Камкия, Ф.Г. Обучение юристов в высшей профессиональной школе: инновационный подход / Ф.Г. Камкия, Н.А. Кондрашова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2. - С. 116-117

6. Люлина, Е.С. Эффективность применения таксономии Блума в педагогическом процессе вуза (на примере направления "спортивная деятельность") / Е.С. Люлина, Ш.А. Мирзакулов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - №2. - С. 149-154. - URL: httpsV/cyberieninka.ru/artide/n/effektivnost-primeneniya-taksonomii-bluma-v-pedagogicheskom-protsesse-vuza-na-primere-napravleniya-sportivnaya-deyatelnost (дата обращения: 19.08.2022).

7. Парамонова, Е.А. Художественное преобразование фразеологизмов в контекстах художественной и публицистической речи // Вопросы образования и науки. [Электронный ресурс]. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Ч.1. - Тамбов. - 2019. - N 6-1 (46). - С. 95-97.

8. Парамонова, Е.А. Английские заимствования в современном русском языке // Наука, образование, общество. [Электронный ресурс]. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Ч.2.

- Тамбов. - 2020. - N 5-2 (57). - С. 80-82.

9. Парамонова, Е.А. Фразеология научной и деловой речи // Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук.

- 2021. - N 9. - С. 130-134.

10. Парамонова, Е.А. Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы как средство реализации современных целей образования // Вестник научных конференций. - 2021. - № 6-1 (70). - С. 62-64.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы Петрищева Надежда Николаевна

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (г. Ульяновск)

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Современный процесс образования, трансформируясь под воздействием различных факторов, становится сложнее и требует особых навыков, компетенций как от преподавателей, так и от самих обучающихся. Глобализация и цифровизация различных процессов и сфер жизни общества в корне преобразила многие аспекты образовательного процесса. В наши дни цифровые ресурсы выступают серьезным фактором трансформации педагогической практики в современной образовательной среде. Активно внедряемые в информационную и образовательную среду, практическую и научную деятельность профессорско-преподавательского состава разных ВУЗов, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) способствуют поиску новых методов организации педагогической практики, отвечающих требованиям современности. Изменились цели и задачи обучения, содержание учебного процесса, педагогические технологии и многие другие аспекты. В настоящем исследовании анализируется роль цифровых ресурсов, как инструмента современной образовательной среды в педагогическом вузе. Цифровые образовательные ресурсы рассматриваются как один из важнейших факторов гибридного образования. Также обосновывается мысль, что ЦОР являются ключевым инструментом реализации дистанционного (удаленного) образования. В статье приведен теоретический обзор существующих исследований по данной теме. Проанализированы основные цифровые ресурсы, применяемые в образовательном процессе педагогического вуза, а также в профессиональной педагогической деятельности других высших учебных заведений.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые образовательные ресурсы, педагогическое образование.

Annotation. The modern process of education, being transformed under the influence of various factors, becomes more complex and requires special skills and competencies from both teachers and students themselves. Globalization and digitalization of various processes and spheres of society have radically transformed many aspects of the educational process. Nowadays, digital resources are a serious factor in the transformation of pedagogical practice in the modern educational environment. Actively introduced into the information and educational environment, practical and scientific activities of the teaching staff of various universities, the Digital educational resources (digital educational resources) they contribute to the search for new methods of organizing pedagogical practice that meet the requirements of modernity. The goals and objectives of training, the content of the educational process, pedagogical technologies and many other aspects have changed. This study analyzes the role of digital resources as a tool of the modern educational environment in a pedagogical university. Digital educational resources are considered as one of the most important factors of hybrid education. The idea is also substantiated that the SDCs are a key tool for the implementation of remote (remote) education. The article provides a theoretical overview of existing research on this topic. The main digital resources used in the educational process of a pedagogical university, as well as in the professional pedagogical activity of other higher educational institutions, are analyzed.

Key words: digitalization, digital educational resources, pedagogical education.

Введение. Современный образовательный процесс претерпевает перманентные трансформации, находясь под воздействием различных информационных, технологических и иных преобразований. Значительные изменения наблюдаются в сфере образования в условиях развития глобального процесса цифровизации, актуальность которого возрастает с каждым годом. В последнее десятилетие переход на цифровой формат обучения стал мировой тенденцией, затронувшей все ступени образования, начиная от дошкольного и завершая высшим.

Современная педагогическая практика, особенно в высшем учебном заведении, немыслима без знания и использования в образовательной и воспитательной работе новейших информационных и коммуникационных технологий, в особенности цифровых ресурсов. Постоянное техническое и технологическое обновление возможностей процесса обучения требует соответствующего стремительного развития различных профессиональных навыков у преподавателей. К примеру, навыка внедрения и оптимального применения в повседневной работе разнообразных учебных методик, основанных на цифровых технологиях, повышение дигитальной грамотности, необходимой для проведения занятий на высшем уровне и др.

Однако свое истинное назначение и необходимость реализация образовательного процесса посредством различных информационных технологий (дистанционное образование и т.д.) приобрела в 2020 г. в связи с пандемией коронавируса Covid-19. Период карантина выявил критические проблемы в системах образования многих стран, не реализовавших возможности дистанционного обучения в полной мере. Ситуация, вызванная пандемией и кризисом в традиционном процессе обучения, способствовала более ускоренному формированию не только цифровых образовательных сред и виртуального учебного контента, но и целых виртуальных систем управления образовательным и воспитательным

процессом. Наряду с этим глобальная цифровизация коснулась и других сфер жизни общества, став отправной точкой для перехода на онлайн-формат многих областей, в которых ранее доминировали традиционные методы работы.

Актуальность настоящей статьи определяется значимостью места, занимаемого цифровыми технологиями в современном мире в целом, и в образовательном процессе в частности, особыми качествами цифрового формата обучения, позволяющими гармонично дополнять, а в некоторых случаях и преобладать над классическими формами работы. К таким отличительным особенностям новейших цифровых образовательных технологий относятся интерактивность, мультимедийность, адаптивность [2, С. 4], а также визуальные преимущества перед традиционными громоздкими текстовыми форматами.

Довольно часто цифровые технологии путают с информационными, хотя они выступают частью общего информационного процесса, заключающегося в обмене информации любыми методами и средствами, как традиционными (аналоговыми), так и новейшими (цифровыми).

В педагогике под термином «цифровые ресурсы» (чаще употребляется как «цифровые образовательные ресурсы» или ЦОР) следует понимать учебный контент, созданный на базе цифровых технологий и функционирующий при помощи цифровых устройств. Однако за ЦОР принимают также электронные образовательные ресурсы (ЭОР), воспроизводящиеся на базе компьютерных технологий. Хотя, как и в случае с цифровыми и информационными технологиями, ЦОР выступает частью многочисленных электронных образовательных ресурсов. Однако исследователи данной области предпочитают относить к цифровым ресурсам не только определенный учебный дигитальный контент, но и разнообразные образовательные системы, методики и средства обучения, учебные программы, работа которых основана на цифровых технологиях.

Особую значимость теме данного исследования придают масштабные государственные реформы, проводимые в области цифровизации образования в Российской Федерации. В частности, следует отметить комплексный федеральный проект «Цифровая образовательная среда», создание которого предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда». Проект «Цифровая образовательная среда» является одним из компонентов многосоставного проекта «Образование», принятого в Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» (указ № 204 от 7 мая 2018 г.) [16, С. 6]. Приоритетными целями проекта принято считать развитие профессиональных навыков преподавателей в сфере цифровых технологий и цифровой трансформации, модернизацию технической и технологической инфраструктуры образовательной системы Российской Федерации, формирование в школах страны электронного документооборота посредством установки в учебных заведениях высокоскоростного Интернет-соединения [16, С. 7].

Изложение основного материала статьи. Отечественные теоретические исследования и практические опыты в области применения цифровых образовательных ресурсов относятся примерно к концу 2000-х годов. К одним из первых научных трудов, рассматривающих проблему повышения качества знаний, навыков и компетенций студентов педагогического вуза с помощью ЦОР, применения цифровых образовательных ресурсов, как одну из основных составляющих образовательного процесса современных высших учебных заведений, следует отнести диссертационное исследование О.В. Штеймарк [17], научную статью Е.В. Елисеевой и С.Н. Злобиной [3] и др.

Вопрос обращения к цифровым ресурсам в процессе образования становился все более актуальным по мере развития и распространения новейших цифровых технологий во всем мире. Как отмечают исследователи, за последние несколько лет количество отечественных исследований по направлению цифровой трансформации педагогического образования существенно увеличилось [1, С. 1]. Это объясняется возникновением многочисленных направлений и сфер применения цифровых технологий и ресурсов в системе образования, особенностями внедрения и реализации цифровых образовательных технологий в педагогической и воспитательной деятельности в процесс самостоятельной подготовки студентов к занятиям, практическим заданиям, в познавательную и творческую работу обучающихся, возможностями использования цифровых ресурсов во многих видах деятельности и постоянным обновлением предлагаемого рабочего инструментария и готовых решений.

Особое предпочтение исследователи отдают анализу таких аспектов, как цифровые инструменты и место цифровых образовательных ресурсов в процессе образования, роль цифровой образовательной среды в подготовке будущих педагогов, современная цифровая образовательная среда как инструмент развития образования в России, смешанное или гибридное обучение, онлайн-образование и цифровые средства обучения, информационные и коммуникационные инструменты для реализации смешанного обучения.

Вопросы формирования и развития цифровых образовательных сред анализируются в трудах Н.Н. Жадобиной и Е.В. Лукиянчины [4], Н.Б. Кущевой и В.И. Тереховой [9], А. Румянцевой, О. Тарутко [18] в учебно-методическом пособии Н.Ю. Блохиной, Г.А. Кобелевой [15], а также в методическом пособии Е.Е. Дурноглазова, Е.А. Кузнецовой, И.В. Шевердина, Т.С. Горбулиной, К.А. Колесниченко [16].

Теме цифровой модернизации системы педагогического образования в университете посвящен труд Д.М. Воронина, В.Г. Саенко, Х.В. Толчиевой [19], в котором авторы предлагают собственную модель внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность педагогического вуза. На первом этапе предусмотрено формирование дигитальной грамотности и компетенций у педагогов вуза. Второй этап предполагает создание цифровых портфолио педагогических кадров и обучающихся, а также ранжирование студентов и преподавателей. Третий этап подразумевает создание и наполнение качественным цифровым контентом образовательную среду вуза [19, С. 757].

Значительный интерес для исследователей представляют новейшие цифровые, информационные инструменты в образовательном процессе, их особенности, типология, классификация, области применения и практический результат. Данные темы отражены в работах Т.И. Каняниной, Е.П. и К.Р. Круподеровых, Н.С. Кадиленко [5], [7], Т.Н. Носковой, Т.Б. Павловой, О.В. Яковлевой [12].

Значительное место и роль ЦОР в системе смешанного (гибридного) обучения отмечается исследователем Т.В. Долговой [2] и др.

Определенное внимание авторов прослеживается в изучении темы психологической и профессиональной подготовленности [1] педагогов старшего и современного поколения к цифровой трансформации, охватившей все области деятельности современного общества. Эта тема с разных ракурсов поднимается в трудах Н.Ю. Королевой [6], Е.П. Круподеровой, Е.А. Гордеевой, Д.Ю. Пичужкиной [8] и др.

Теме онлайн-образования и цифровых средства обучения в вузах Узбекистана и других стран СНГ посвящено исследование Л.С. Махмутходжаевой [10]. Автор приводит ценные данные относительно цифровых образовательных инструментов, использующихся не только в Узбекистане, но и в таких странах, как Армения, Азербайджан, Республика Беларусь, Таджикистан, Туркменистан, Киргизстан, Грузия, Казахстан, Российская Федерация и др. [10, С. 48-49]. Таким

образом, мы можем отметить особую теоретическую и практическую значимость цифровых образовательных ресурсов для системы высшего образования. Это подтверждается большим числом исследований в описываемой области образования.

Обстоятельное и глубокое представление типологии и классификации ЦОР занимает видное место в исследованиях Е.П. Круподеровой [5], [7]. В целом под ЦОР понимается некий источник информации, который может содержать в себе графические, текстовые, цифровые, аудиовизуальные компоненты. Автор же, в зависимости от предназначения ЦОР, разделяет их на:

- сервисы совместного хранения информации (например, облачные хранилища данных, которые в наши дни стали очень популярными, т.к. предоставляют широкие возможности хранения данных разных форматов - от простого документа Microsoft Word до фото и видео);

- сервисы одновременной работы с документами (облачные хранилища, которые позволяют редактировать данные. Прежде всего, это Google Drive и Microsoft OneDrive);

- сервисы виртуальной визуализации (различные карты знаний, инфографика, ленты времени и т.д.);

- сервисы с возможностью использования интерактивных онлайн-досок;

- конструкторы интерактивных заданий;

- сервисы управления проектами [5, С. 145].

Среди инструментов виртуальной визуализации Е.П. Круподерова выделяет такие техники, как «кластеры, ментальные карты, схемы «Рыбий скелет», ленты времени, причинно-следственные карты, списки приоритетов, SWOT-анализ» [5, С. 146]. Впрочем, каждая из этих методик визуализации учебного материала до перевода в цифровой формат, была представлена в «бумажном» виде.

Среди инструментов визуализации автор особо отмечает технологию интеллект-карт, применение которых многогранно и может быть использовано, как для постановки и решения проблемы (на основе метода «мозгового штурма»), так и для изучения, оценки и закрепления в памяти большого объёма информации, для более эффективной организации учебной деятельности и т.д.

Определенный потенциал для представления хронологической информации Е.П. Круподерова видит в сервисах, предоставляющих возможность создания интерактивных и ярких инструментов. К одним из таких инструментов автор относит ленту времени, инфографику [5, С. 146]. Естественно, что визуализированный материал привлекает больше внимания представителей нынешних «цифровых» поколений обучающихся и способствует наилучшему запоминанию представленной информации.

К сервисам, предоставляющим доступ к работе с онлайн-досками, автор относит такие, как Padlet (https://ru.padlet.com/) [5, С. 146]. Однако, к этому списку можно добавить такие ресурсы, как Miro (https://miro.com/), WhiteboardFox (https://r7.whiteboardfox.com/), Twiddla (https://www.twiddla.com/) и др.

Особый интерес представляет собой сервис LearningApps (https://learningapps.org/), который рассчитан на создание интерактивных мультимедийных проектов.

Выделяется среди числа интерактивных цифровых ресурсов и графический редактор Canva (https://www.canva.com/), с помощью которого возможно создать многочисленные педагогические цифровые ресурсы (креативное видео, презентации, видео презентации, инфографика и проч.). Данный ресурс предлагает большое количество готовых решений для любой учебной цели: создание уникального и креативного презентационного материала, оформление учебного видеоматериала, формирование интерактивного учебного материала).

Стоит отметить, что исследования, посвященные рассмотрению и анализу различных видов и типов ЦОР, в большей степени подразумевают перечисление, описание их функций и возможностей, но не представляют единой системы классификации цифровых ресурсов. ЦОР разделяют по целевым, формальным, содержательным признакам. Также ресурсы могут быть разделены по месту размещения (в сети Интернет или на цифровом носителе).

Основной особенностью среды обучения педагогического вуза исследователи называют то, что приоритетной задачей здесь выступает необходимость формирования педагогических кадров, способных организовать учебную и творческую деятельность обучающихся с учетом применения цифровых ресурсов и образовательных сред [7], поскольку именно будущие педагоги отвечают за качество знаний, приобретаемых обучающимися, за навыки и компетенции, полученные ими в школе.

Среди цифровых инструментов, предназначенных для выполнения подобных задач, высококвалифицированные преподаватели и научные деятели упоминают многочисленные современные цифровые ресурсы с разнообразными функциями - от управления процессом обучения (например, система управления процессом образования Moodle) до интерактивных сервисов, работа которых направлена на развитие креативности мышления обучающихся (сервисы Web 2.0) [7, С. 180].

Выводы. Глобальное распространение цифровых ресурсов с помощью различных технических и технологических инноваций (прежде всего, Интернет, цифровые устройства, современные технологии) привело к их массовому внедрению в различные сферы деятельности (от образования, медицины, производства до сферы развлечений). Среди новейших цифровых тенденций, занимающих приоритетное место в структуре современного образования, исследователи выделяют разработки, в основу которых положены искусственный интеллект (разные сервисы для оценки знаний, голосовые помощники, виртуальные ассистенты, призванные облегчить рабочий процесс), технологии дополненной (Augmented Reality), виртуальной (Virtual Reality) и расширенной (Extended Reality) реальности, видео технологии, которые имеют решающее значение при разработке и распространении онлайн и видео курсов, облачные технологии, способные совершить переворот в системе обучения.

Новое поколение цифровых образовательных ресурсов выступает незаменимым инструментом для организации смешанного (гибридного) и дистанционного образования на базе не только педагогического, но и высших учебных заведений иных направлений образования. В случае дистанционного обучения цифровые ресурсы играют роль ключевого средства, способа, а также материала для организации удаленной работы с обучающимися. Убедиться в этом на практике смогли все преподаватели, которые были вынуждены быстрыми темпами осваивать новые технологии в период пандемии.

В применении цифровых ресурсов, как основных инструментов образования, важно осознавать, что возможности использования цифровых ресурсов не ограничиваются выбором лишь одной определенной технологии, метода или учебного сервиса. Цифровые образовательные ресурсы представляют собой многообразную комплексную систему, состоящую из различных взаимосвязанных и дополняющих друг друга компонентов. По этой причине приоритетной задачей, как руководства высшего учебного заведения, так и профессорско-преподавательского состава является тщательный подбор инструментов для формирования учебной среды. Выбор цифровых ресурсов, используемых в работе педагогов и студентов педагогических ВУЗов, необходимо обусловить основными целями и задачами направления подготовки, специфики обучения, дисциплины, в рамках которой они применяются.

Литература:

1. Бермус, А.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор / А.Г. Бермус // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 1-10.

2. Долгова, Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века / Т.В. Долгова // Интерактивное образование. - 2017. -№ 5. - С. 2-9.

3. Елисеева, Е.В. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза / Е.В. Елисеева, С.Н. Злобина // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - № 1; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-sostavlyayuschaya-innovatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-sovremennogo-vuza (дата обращения: 16.07.2022).

4. Жадобина, Н.Н. Цифровая образовательная среда: проблемы и их решения в вузе / Н.Н. Жадобина, Е.В. Лукиянчина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 10 (112). - Ч. 3. - С. 27-32.

5. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.

6. Королева, Н.Ю. Модель подготовки магистрантов педагогического образования к деятельности в виртуальной социально-образовательной среде на основе развития цифровых компетенций / Н.Ю. Королева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2020. - Т. 17. - № 3. - С. 237-253.

7. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 64-1. - С. 179-182.

8. Круподерова, Е.П. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / Е.П. Круподерова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 235-238.

9. Кущева, Н.Б. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России / Н.Б. Кущева, В.И. Терехова // Проблемы современной экономики. - 2018. - № 1 (65). - С. 191-194.

10. Махмутходжаева, Л.С. Онлайн-образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана / Л.С. Махмутходжаева // Открытое образование. - 2021. - Т. 25. - № 3. - С. 46-61.

11. Москалев, М.Г. Цифровые образовательные ресурсы в работе педагога / М.Г. Москалев, А.Д. Носова, Т.Т. Газизов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2022. - Вып. 2 (220). - С. 77-85.

12. Носкова, Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде / Т.Н. Т.Б. Носкова, Павлова, О.В. Яковлева // Высшее образование в России. - 2017. - № 8/9 (215). - С. 121-130.

13. Павлова, Г.И. Современные цифровые технологии в образовательном пространстве / Г.И. Павлова // Цифровизация образования: вызовы современности: материалы Всероссийской научно-методической конференции, Чебоксары, 13 ноября 2020 г. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 149-153.

14. Сепик, Т.Г. Система профессиональных навыков, умений, компетенций будущих учителей в условиях цифровизазации образования / Т.Г. Сепик, А.А. Компаниец // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2020. -№ 4 (53). - С. 213-224.

15. Современные образовательные технологии в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [Текст]: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.Ю. Блохина, Г.А. Кобелева, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров, 2020. - 70 с.

16. Цифровая образовательная среда электронного обучения [Текст]: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.Е. Дурноглазов, Е.А. Кузнецова, И.В. Шевердин, Т.С. Горбулина, К.А. Колесниченко, ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования. - Курск, 2019. - 64 с.

17. Штеймарк, О.В. Повышение качества знаний студентов педагогического вуза средствами цифровых образовательных ресурсов: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва: 2011. - 23 с.

18. Rumyantseva, A. Modern Digital Educational Environment as a Tool for the Education Development in Russia / A. Rumyantseva, O. Tarutko // International Conference on Pedagogy, Communication and Sociology «International Conference on Pedagogy, Communication and Sociology (ICPCS 2019)», Academic Exchange Center of Ningbo Institute of Technology, Ningbo, China, May 25-26, 2019. - Ningbo: Atlantis Press, 2019. - P. 94-97.

19. Voronin, D.M. Digital Transformation of Pedagogical Education at the University / D.M. Voronin, V.G. Saienko, H.V. Tolchieva // International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects DETP 2020», Yekaterinburg, Russia, April 23-24, 2020. - Yekaterinburg: Atlantis Press, 2020. - P. 757-763.

Педагогика

УДК 372.87

доктор педагогических наук, профессор Полякова Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); аспирант Жэнь Яньмин

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ: СОДЕРЖАНИЕ И

ДИАГНОСТИКА

Аннотация. В статье проанализированы психолого-педагогические основы проектной деятельности учащихся младшего подросткового возраста. Приводятся характеристики ведущего вида деятельности младших подростков, предложенные ведущими отечественными учеными-психологами, а также преемниками и продолжателями их научного наследия. В результате этой работы выявлено глубинное психологическое основание, объединяющее ведущий вид деятельности младших подростков и их проектную деятельность в области музыкального искусства. Таким основанием стало определение современными учеными ведущего вида деятельности младших подростков как деятельности по моделированию действительности в целостной и художественной форме. Таким образом, искусство как форма художественного моделирования и отражения действительности составляет содержание двух взаимосвязанных видов деятельности младших подростков на уроках музыки - ведущего вида деятельности и проектной деятельности. В качестве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.