Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ДИАГНОСТИКА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ДИАГНОСТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ДИАГНОСТИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА КИТАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Татьяна Николаевна, Жэнь Яньмин

В статье проанализированы психолого-педагогические основы проектной деятельности учащихся младшего подросткового возраста. Приводятся характеристики ведущего вида деятельности младших подростков, предложенные ведущими отечественными учеными-психологами, а также преемниками и продолжателями их научного наследия. В результате этой работы выявлено глубинное психологическое основание, объединяющее ведущий вид деятельности младших подростков и их проектную деятельность в области музыкального искусства. Таким основанием стало определение современными учеными ведущего вида деятельности младших подростков как деятельности по моделированию действительности в целостной и художественной форме. Таким образом, искусство как форма художественного моделирования и отражения действительности составляет содержание двух взаимосвязанных видов деятельности младших подростков на уроках музыки - ведущего вида деятельности и проектной деятельности. В качестве содержательной основы проектной деятельности младших подростков выбраны музыкальное искусство и художественная культура Китая. Этот выбор обусловлен отсутствием произведений искусства китайского народа в школьной программе по музыке. Поэтому в помощь учителю музыки в статье приводятся методы, приемы и примеры введения младших подростков в самобытную, самоценную, древнейшую в мировой истории и богатую традициями культуру китайского народа. В статье приводится разработанная и апробированная авторская диагностическая технология для проверки эффективности педагогической организации проектной деятельности младших школьников на уроках музыки. Представлены и обоснованы следующие компоненты технологии: личностные качества и критерии. Личностные качества младших подростков - это художественно-творческая инициативность, позитивная коммуникативность, творческая самоорганизация. Критерии диагностической технологии: мотивационный, когнитивный, диалогический, оценочно-рефлексивный. Каждый из этих критериев нацелен на диагностику каждого из трех личностных качеств подростков. Разработанные элементы диагностической технологии апробированы при проведении проектной деятельности младших подростков на материале музыкально-художественной культуры Китая. Обобщение результатов проведенной экспериментальной работы позволило создать представление об освоении младшими подростками национальной самобытности и синтетической природы музыкального искусства и художественной культуры Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Татьяна Николаевна, Жэнь Яньмин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY OF YOUNGER TEENAGERS IN MUSIC LESSONS: CONTENT AND DIAGNOSIS

The article analyzes the psychological and pedagogical foundations of the project activities of students of younger teenage years. The characteristics of the leading type of activity of younger adolescents, proposed by leading domestic psychologists, as well as successors and continuers of their scientific heritage, are given. As a result of this work, a deep psychological foundation was revealed that unites the leading type of activity of younger adolescents and their project activities in the field of musical art. Such a basis was the definition by modern scientists of the leading type of activity of younger teenagers as the activity of modeling reality in a holistic and artistic form. Thus, art as a form of artistic modeling and reflection of reality constitutes the content of two interrelated activities of younger teenagers in music lessons - the leading activity and project activity. The musical art and artistic culture of China are chosen as the substantive basis of the project activity of younger teenagers. This choice is due to the lack of works of art of the Chinese people in the school music curriculum. Therefore, to help the music teacher, the article provides methods, techniques and examples of introducing younger teenagers into the original, self-valued, ancient in world history and rich in traditions culture of the Chinese people. The article presents the author's developed and tested diagnostic technology to test the effectiveness of the pedagogical organization of the project activities of younger students in music lessons. The following technology components are presented and substantiated: personal qualities and criteria. The personal qualities of younger teenagers are artistic and creative initiative, positive communication, creative self-organization. Criteria of diagnostic technology: motivational, cognitive, dialogic, evaluative-reflexive. Each of these criteria is aimed at diagnosing each of the three personality traits of teenagers. The developed elements of diagnostic technology were tested during the project activities of younger teenagers on the material of the musical and artistic culture of China. A generalization of the results of the experimental work carried out made it possible to create an idea of the development of national identity and the synthetic nature of the musical art and artistic culture of China by younger teenagers.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ДИАГНОСТИКА»

Литература:

1. Бермус, А.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор / А.Г. Бермус // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 1-10.

2. Долгова, Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века / Т.В. Долгова // Интерактивное образование. - 2017. -№ 5. - С. 2-9.

3. Елисеева, Е.В. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза / Е.В. Елисеева, С.Н. Злобина // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - № 1; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-sostavlyayuschaya-innovatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-sovremennogo-vuza (дата обращения: 16.07.2022).

4. Жадобина, Н.Н. Цифровая образовательная среда: проблемы и их решения в вузе / Н.Н. Жадобина, Е.В. Лукиянчина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 10 (112). - Ч. 3. - С. 27-32.

5. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.

6. Королева, Н.Ю. Модель подготовки магистрантов педагогического образования к деятельности в виртуальной социально-образовательной среде на основе развития цифровых компетенций / Н.Ю. Королева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2020. - Т. 17. - № 3. - С. 237-253.

7. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 64-1. - С. 179-182.

8. Круподерова, Е.П. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / Е.П. Круподерова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 235-238.

9. Кущева, Н.Б. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России / Н.Б. Кущева, В.И. Терехова // Проблемы современной экономики. - 2018. - № 1 (65). - С. 191-194.

10. Махмутходжаева, Л.С. Онлайн-образование и цифровые средства обучения в вузах Узбекистана / Л.С. Махмутходжаева // Открытое образование. - 2021. - Т. 25. - № 3. - С. 46-61.

11. Москалев, М.Г. Цифровые образовательные ресурсы в работе педагога / М.Г. Москалев, А.Д. Носова, Т.Т. Газизов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2022. - Вып. 2 (220). - С. 77-85.

12. Носкова, Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде / Т.Н. Т.Б. Носкова, Павлова, О.В. Яковлева // Высшее образование в России. - 2017. - № 8/9 (215). - С. 121-130.

13. Павлова, Г.И. Современные цифровые технологии в образовательном пространстве / Г.И. Павлова // Цифровизация образования: вызовы современности: материалы Всероссийской научно-методической конференции, Чебоксары, 13 ноября 2020 г. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 149-153.

14. Сепик, Т.Г. Система профессиональных навыков, умений, компетенций будущих учителей в условиях цифровизазации образования / Т.Г. Сепик, А.А. Компаниец // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2020. -№ 4 (53). - С. 213-224.

15. Современные образовательные технологии в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [Текст]: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.Ю. Блохина, Г.А. Кобелева, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров, 2020. - 70 с.

16. Цифровая образовательная среда электронного обучения [Текст]: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.Е. Дурноглазов, Е.А. Кузнецова, И.В. Шевердин, Т.С. Горбулина, К.А. Колесниченко, ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования. - Курск, 2019. - 64 с.

17. Штеймарк, О.В. Повышение качества знаний студентов педагогического вуза средствами цифровых образовательных ресурсов: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва: 2011. - 23 с.

18. Rumyantseva, A. Modern Digital Educational Environment as a Tool for the Education Development in Russia / A. Rumyantseva, O. Tarutko // International Conference on Pedagogy, Communication and Sociology «International Conference on Pedagogy, Communication and Sociology (ICPCS 2019)», Academic Exchange Center of Ningbo Institute of Technology, Ningbo, China, May 25-26, 2019. - Ningbo: Atlantis Press, 2019. - P. 94-97.

19. Voronin, D.M. Digital Transformation of Pedagogical Education at the University / D.M. Voronin, V.G. Saienko, H.V. Tolchieva // International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects DETP 2020», Yekaterinburg, Russia, April 23-24, 2020. - Yekaterinburg: Atlantis Press, 2020. - P. 757-763.

Педагогика

УДК 372.87

доктор педагогических наук, профессор Полякова Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); аспирант Жэнь Яньмин

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ: СОДЕРЖАНИЕ И

ДИАГНОСТИКА

Аннотация. В статье проанализированы психолого-педагогические основы проектной деятельности учащихся младшего подросткового возраста. Приводятся характеристики ведущего вида деятельности младших подростков, предложенные ведущими отечественными учеными-психологами, а также преемниками и продолжателями их научного наследия. В результате этой работы выявлено глубинное психологическое основание, объединяющее ведущий вид деятельности младших подростков и их проектную деятельность в области музыкального искусства. Таким основанием стало определение современными учеными ведущего вида деятельности младших подростков как деятельности по моделированию действительности в целостной и художественной форме. Таким образом, искусство как форма художественного моделирования и отражения действительности составляет содержание двух взаимосвязанных видов деятельности младших подростков на уроках музыки - ведущего вида деятельности и проектной деятельности. В качестве

содержательной основы проектной деятельности младших подростков выбраны музыкальное искусство и художественная культура Китая. Этот выбор обусловлен отсутствием произведений искусства китайского народа в школьной программе по музыке. Поэтому в помощь учителю музыки в статье приводятся методы, приемы и примеры введения младших подростков в самобытную, самоценную, древнейшую в мировой истории и богатую традициями культуру китайского народа. В статье приводится разработанная и апробированная авторская диагностическая технология для проверки эффективности педагогической организации проектной деятельности младших школьников на уроках музыки. Представлены и обоснованы следующие компоненты технологии: личностные качества и критерии. Личностные качества младших подростков - это художественно-творческая инициативность, позитивная коммуникативность, творческая самоорганизация. Критерии диагностической технологии: мотивационный, когнитивный, диалогический, оценочно-рефлексивный. Каждый из этих критериев нацелен на диагностику каждого из трех личностных качеств подростков. Разработанные элементы диагностической технологии апробированы при проведении проектной деятельности младших подростков на материале музыкально-художественной культуры Китая. Обобщение результатов проведенной экспериментальной работы позволило создать представление об освоении младшими подростками национальной самобытности и синтетической природы музыкального искусства и художественной культуры Китая.

Ключевые слова: проект, младшие подростки, диагностика, музыкальное искусство и культура Китая.

Annotation. The article analyzes the psychological and pedagogical foundations of the project activities of students of younger teenage years. The characteristics of the leading type of activity of younger adolescents, proposed by leading domestic psychologists, as well as successors and continuers of their scientific heritage, are given. As a result of this work, a deep psychological foundation was revealed that unites the leading type of activity of younger adolescents and their project activities in the field of musical art. Such a basis was the definition by modern scientists of the leading type of activity of younger teenagers as the activity of modeling reality in a holistic and artistic form. Thus, art as a form of artistic modeling and reflection of reality constitutes the content of two interrelated activities of younger teenagers in music lessons - the leading activity and project activity. The musical art and artistic culture of China are chosen as the substantive basis of the project activity of younger teenagers. This choice is due to the lack of works of art of the Chinese people in the school music curriculum. Therefore, to help the music teacher, the article provides methods, techniques and examples of introducing younger teenagers into the original, self-valued, ancient in world history and rich in traditions culture of the Chinese people. The article presents the author's developed and tested diagnostic technology to test the effectiveness of the pedagogical organization of the project activities of younger students in music lessons. The following technology components are presented and substantiated: personal qualities and criteria. The personal qualities of younger teenagers are artistic and creative initiative, positive communication, creative self-organization. Criteria of diagnostic technology: motivational, cognitive, dialogic, evaluative-reflexive. Each of these criteria is aimed at diagnosing each of the three personality traits of teenagers. The developed elements of diagnostic technology were tested during the project activities of younger teenagers on the material of the musical and artistic culture of China. A generalization of the results of the experimental work carried out made it possible to create an idea of the development of national identity and the synthetic nature of the musical art and artistic culture of China by younger teenagers.

Key words: project, younger teenagers, diagnostics, musical art and culture of China.

Введение. Овладение опытом проектной деятельности определено одной из главных задач системы образования - от начальной школы и до высшего профессионального образования, курсов повышения профессиональной квалификации и профессиональной переподготовки учителей и педагогов.

Цель статьи - раскрыть содержание технологии диагностирования личностных качеств младших подростков, характеризующих результативность проектной деятельности на уроках музыки. Достижение поставленной цели конкретизируется следующими задачами: 1) охарактеризовать специфику содержания проектной деятельности на уроках музыки с опорой на положения теории ведущего вида деятельности младших подростков; 2) обосновать актуальность проектной деятельности младших подростков на материале музыкально-художественной культуры Китая; 3) определить комплекс личностных качеств подростков, обеспечивающих предпосылки для успешной проектной деятельности; 4) описать технологию диагностики этих личностных качеств (через критерии и уровни) с учетом национальной самобытности музыкального искусства китайского народа.

Изложение основного материала статьи. Проект как педагогическая технология рассматривается в работах В.В. Гузеева, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель [2, 6, 8, 12]. Неоспоримым научно-теоретическим положением для разработки вопросов организации проектной деятельности является опора на ведущий вид деятельности младших подростков. Ведущий вид деятельности младших подростков классики отечественной психолого-педагогической науки характеризуют по-разному: как «общественно-полезную» [5, С. 16-28; 11], общественно-значимую [3], интимно-личностное общение со сверстниками [13]. Рассмотрение фундаментальных положений отечественной науки о ведущем виде деятельности в контексте проблемы развития проектных умений школьников выдвигает вопрос: какие психолого-педагогические основания объединяют ведущий вид деятельности младших подростков и проектную деятельность в области музыкального искусства?

Ответ на этот вопрос найден в научных исследованиях В.В. Давыдова, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, И.С. Кона [3, 5, 11, 13]. Для современного подхода характерно исследование проектной деятельности не только как моделирования действительности, но как моделирования действительности в целостной художественной форме, когда подростки обнаруживают связь ситуации и действия с собственными переживаниями в общении с произведениями искусства. Поэтому в центре проектной деятельности находятся человеческие отношения. И любое действие, любая инициатива по художественному моделированию действительности направлены, прежде всего, на самого подростка и «являются для него инструментами самопознания и самоизучения» [9, С. 13-17]. Таким образом, проектирование действительности в целостной художественной форме можно считать ведущим видом деятельности для подростков.

В проектной деятельности подростков не следует забывать о том, что культура Китая вносит уникальный и неповторимый колорит в полифоническую партитуру культурного диалога разных стран и народов. И поэтому высшим смыслом проектной деятельности должно быть введение подростков в пространство мировой музыкально-художественной культуры, и «развития способности восприятия бесконечно насыщенного и незавершенного во времени диалога субъектов этого пространства» [1, С. 51].

Анализ содержания музыкального репертуара школьных уроков показал, что наиболее полно в школьном образовании представлена русская и западно-европейская музыкальные культуры. В то же время музыкальной культуре стран Восточной Азии уделено в школьной программе недостаточно внимания. К примеру, многовековая культура Китая - одна из древнейших в истории человеческой цивилизации, однако она остается мало знакомой для широкой аудитории россиян. На уроках музыки есть возможность изменить ситуацию, в том числе за счет проектной и самостоятельной работы обучающихся. Однако на пути конструктивного разрешения этой ситуации стоят две проблемы: 1) отсутствие учебно-

методического обеспечения учителя музыки для организации проектной деятельности младших подростков на уроках; 2) неразработанность диагностической технологии для определения результативности проектной деятельности младших подростков в соответствии со спецификой содержания музыкально-художественной культуры Китая.

Первая проблема выражается в том, что практически весь массив исследований научных и популярных изданий о музыкальном искусстве и художественной культуре Китая имеет философскую, историческую, искусствоведческую или музыковедческую направленность [4]. Поэтому информацию учителю приходится искать не в специальных методических рекомендациях или учебно-методических пособиях (из-за их отсутствия), а в работах по философским и мировоззренческим основам искусства Китая; в трудах по эстетике и социологии; исследованиях традиций пекинской оперы цзинцзюй и т.д. И весь этот объем материала надо еще методически адаптировать для работы со школьниками.

Вторая из обозначенных проблем - неразработанность диагностической технологии для определения результативности проектной деятельности младших подростков в соответствии со спецификой содержания музыкально-художественной культуры Китая - самым непосредственным образом связана с первой проблемой и, фактически, является ее следствием.

В выполненном автором данной статьи научном исследовании была разработана технология диагностики результативности проектной работы школьников, структуру которой составили: 1) комплекс личностных качеств младших подростков, отражающий достаточную степень эффективность их проектной деятельности на уроках музыки; 2) критерии для измерения этих личностных качеств. Причем диагностические критерии разработаны особым образом: во-первых, они позволяют прослеживать динамику развития личностных качеств подростков последовательно на разных этапах проекта -от мотивации, через когнитивные и коммуникативные процессы при создании проекта к оценке своего вклада в проект, рефлексии по поводу своих интересов и способностей к проектной деятельности в области музыкального искусства; во-вторых, в этих критериях учтена национальная специфика музыкально-художественной культуры Китая.

Разработанный комплекс личностных качеств учитывает специфику проектной деятельности, которая заключается, во-первых, в проявлении школьниками мотивированной познавательной и деятельностной инициативы в области музыкального искусства и художественной культуры Китая; во-вторых, в способности к позитивному и деловому общению с одноклассниками, учителем музыки и другими участниками в ходе выполнения проекта; и, в-третьих, в понимании необходимости личного опыта самоорганизации и самообразования, в том числе в условиях художественно-творческого процесса (коллективного или индивидуального).

Исходя из обозначенных суждений, был разработан комплекс характеристик личностных качеств младших подростков, который лег в основу опытно-экспериментальной работы по вовлечению подростков в проектную деятельность на уроках музыки: 1) художественно-творческая инициативность; 2) позитивная коммуникативность; 3) творческая самоорганизация. Далее приводится краткая характеристика каждого из личностных качеств.

Художественно-познавательная инициативность как личностное качество важна потому, что без внутренней мотивации, внутриличностной психологической установки и побуждения к познанию в области культуры и искусства не могут сформироваться: познавательная деятельность; способность к изучению, освоению, сохранению, переработке и обмену знаниями и информацией с участниками проекта и учителем музыки, а также умение презентовать результаты проекта аудитории слушателей.

Позитивная коммуникативность является очень важным личностным качеством, так как современные проекты, как правило, - это совместная деятельность единомышленников творческого коллектива от двух-пяти и до нескольких десятков участников. А это означает, что работа в таком коллективе требует умений, навыков и опыта изложения своих инициатив и предложений; понятного для других участников способа формулирования и объяснения своих мыслей, намерений, планов и действий; согласования своего мнения с мнениями других участников проекта.

Творческая самоорганизация также является очень важным личностным качеством для осуществления проектной деятельности, потому что у подростков необходимо формировать опыт самообразования, самоорганизации, самообучения, самостоятельности и самодисциплинированности. Это личностное качество необходимо любому человеку, и не только в проектной деятельности. Работа по формированию у младших подростков творческой самоорганизации должна подвести школьников к важному выводу о том, что искусство - это не только развлечение, но и серьезный труд - эмоциональный, душевный, интеллектуальный, духовный и др.

Критерии диагностики сформированности личностных качеств младших подростков были разработаны, во-первых, с учетом содержания проектной работы на всех ее основных этапах (от мотивации до рефлексии ее хода и результатов) и включали компоненты: мотивационный, когнитивный, диалогический, оценочно-рефлексивный. Во-вторых, каждый из этих критериев был разработан для диагностики всех трех личностных качеств подростков, т.е. в каждом критерии были представлены каждое из трех личностных качества.

Далее приводится характеристика по каждому личностному качеству в соответствии с этими четырьмя критериями и в контексте изучения в процессе проектной работы национального мировоззрения, музыкального искусства и художественной культуры китайского народа:

• художественно-познавательная инициативность: по мотивационному критерию: 1) мотивация на знания, сведения и информацию об особенностях музыкального искусства и художественной культуры Китая (например: а) знание традиционных музыкальных инструментов китайского народа и способов звукоизвлечения на них, таких, как пипа, эрху, шэн); б) знание символов, характеризующих национальное мировоззрение китайского народа (например, круг, инь-янь); в) знание названия звукоряда в китайской музыке (пентатоника); 2) мотивация на получение ярких и красочных художественно-эстетических впечатлений от национального колорита китайской музыки (например, от выступлений участников традиционных Гала-концертов Весеннего Китайского традиционного Фестиваля); 3) мотивация на общественно-полезную значимость созданного проекта (например, демонстрация проекта для разной аудитории слушателей; по когнитивному критерию - способность установить черты сходства и различия в произведениях музыкального и других видов искусства китайского народа (например, по признаку пейзажности, созерцательности); увидеть и проанализировать воплощение символического для китайцев кругового движения в танце; сравнить и сопоставить сведения из различных источников; воспользоваться средствами информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов для сбора материала проекта; по диалогическому критерию - приобретение опыта ведения диалога и полилога с участниками проекта; расширение форм учебного взаимодействия с одноклассниками и педагогом; по оценочно-рефлексивному критерию - оценка художественной ценности и национальной самобытности выбранного материала для проекта; самоанализ собственного вклада в коллективный результат проекта;

• позитивная коммуникативность: по мотивационному критерию - стремление к укреплению своего статуса активного участника проекта, к лидерству; приложение личных усилий для создания доброжелательной атмосферы в проектном коллективе и удовлетворенность достигнутыми результатами; по когнитивному критерию - активность в совместном обсуждении идей и предложений по проекту; внимательность к предложениям других участников проекта и учителя музыки; способность оценить по достоинству и поддержать все интересные и оригинальные предложения

участников проектного коллектива; по диалогическому критерию - расширение опыта межличностного взаимодействия; расширение способов ведения диалога и полилога; по оценочно-рефлексивному критерию - способность самостоятельно контролировать и оценивать сроки и качество выполнения проекта; самоорганизация во временных рамках школьного урока и своего досуга для выполнения проекта;

• творческая самоорганизованность: по мотивационному критерию - направленность и инициативность младших подростков на самообразование; желание поучаствовать в проекте в разных качествах (например, лидера, исполнителя, эксперта, зрителя), чтобы всесторонне оценить ход и результат проекта; по когнитивному критерию - самостоятельность в формулировке названия проекта и обобщение собранной информации для него; составление плана проекта, распределение времени для его выполнения по этапам; классификация традиционных китайских музыкальных инструментов по двум-трем разным основаниям (например, по материалу изготовления); включение в речевой оборот специальных терминов, характеризующих культуру Китая (например, пентатоника, гетерофония, фальцет); составление хештега из символов китайской культуры (например, хризантема#лотос); по диалогическому критерию - проявление организаторских качеств по сплочению проектного коллектива за счет желания и способности убеждать в необходимости того или иного действия или решения; умение устанавливать межличностные взаимоотношения с одноклассниками-участниками проекта; сравнение особенностей вокально-речевой культуры у русских и китайских певцов; по оценочно-рефлексивному критерию - анализ достоинств и недоработок проекта; самоопределение в музыкально-художественной культуре Китая - наиболее привлекательных для себя жанров музыкального искусства, видов музыкальной деятельности, концертных выступлений, музыкальных произведений и исполнителей и т.д.; оценка значения выполненной проектной работы для своего общекультурного развития.

Выводы. Проектная деятельность на уроке музыки выполняет для младших подростков функции ведущего вида деятельности в процессе художественного моделирования окружающего мира. Разработанная технология диагностики развития личностных качеств школьников позволяет отслеживать результаты и динамику изменений личностного характера младших подростков, участвующих в проектной деятельности на уроках музыки и на материале музыкально-художественной культуры Китая. Оригинальный подход, предпринятый к разработке диагностической технологии позволяет проводить мониторинг и анализировать развитие каждого из трех личностных качеств школьников по всем четырем разработанным критериям.

Литература:

1. Глазырина, Е.Ю. Музыка в четвертом измерении. Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников: монография / Е.Ю. Глазырина. - Москва: Искусство в школе, 2001. - 372 с.

2. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 544 с.

4. Есипова, М.В. Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке / М.В. Есипова // Художественная культура Государственного института искусствознания МК РФ. - 2017. - № 3 (21). - URL: http://artculturestudies.sias.ru/2017-3-21/prikladnaya-kulturologiya/5264.html (дата обращения 30.04.2022).

5. Кон, И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Медицина, 1980. - 296 с.

6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.

7. «Письмо» Минпросвещения России от 15.02.2022 № A3-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»). - URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-15.02.2022-N-AZ-113 03/ (дата обращения 30.04.2022).

8. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - С. 193-200

9. Поливанова, К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 3-4. - С. 13-17.

10. Полякова, Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: уч.- метод. пос. / Т.Н. Полякова. - М.: Русское слово, 2011. - 112 с.

11. Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков / Д.И. Фельдштейн. -М.: Педагогика, 1982. - 224 с.

12. Чечель, И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 11-16.

13. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Рахимова Алина Эдуардовна

Казанский федеральный университет (г. Казань);

доктор педагогических наук, профессор Ратнер Фаина Лазаревна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

РАЗВИТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Целью статьи является определение сущности понятия дидактического мышления, как методической категории в теории и практике подготовки будущих педагогов-учителей иностранного языка. В статье раскрывается его структура и особенности развития на современном этапе образовательного процесса, в том числе в условиях цифровой образовательной среды. В фокусе внимания исследователей - виды дидактического мышления такие, как «мотивационное мышление», «когнитивное мышление», «критическое мышление», «лингвистическое мышление», «инклюзивное мышление», их содержание и принципы функционирования в условиях цифровой образовательной среды при обучении будущих педагогов-учителей иностранного языка. Актуальность темы определяется также описанием цифровой образовательной среды как мощного инструмента для преобразования системы обучения и воспитания, переосмысливания подходов к практике подготовки будущих педагогов и ее все возрастающей роли при формировании дидактического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.