2. Галущинская, Ю.О. Педагогическое сопровождение студенческой проектной деятельности по развитию творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста : монография / Ю.О. Галущинская ; Шадр. гос. пед. ун-т. -Шадринск : ШГПУ, 2020. - 188 с. - Текст : непосредственный.
3. Забоева, М.А. Теоретико-методологическое обоснование условий развития детской одаренности / М.А. Забоева.
- Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 9. - С. 46-50.
4. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста : монография / под ред. Л.В. Тру-байчук. - Челябинск : Образование, 2009. - 188 с. - Текст : непосредственный.
5. Компетентностная модель дошкольного образования : коллект. моногр. / Л.В. Трубайчук, Л. Н. Галкина [и др.].
- Челябинск : Образование, 2009. - 229 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Bogojavlenskaja D.B. Rabochaja koncepcija odarennosti [Working Concept of Giftedness]. Moscow: Izd-vo min-va obrazovanija i nauki RF, 2003. 50 p.
2. Galushhinskaja Ju.O. Pedagogicheskoe soprovozhdenie studencheskoj proektnoj dejatel'nosti po razvitiju tvorcheskoj odarennosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta: monografija [Pedagogical support of student project activities for the development of creative gifted children of senior preschool age]. Shadrinsk: ShGPU, 2020. 188 p.
3. Zaboeva M.A. Teoretiko-metodologicheskoe obosnovanie uslovij razvitija detskoj odarennosti [Theoretical and methodological substantiation of the conditions for the development of children's giftedness]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2019, no. 9, pp. 46-50.
4. In Trubajchuk L.V. (ed.) Pedagogicheskaja tehnologija razvitija odarennosti detej doshkol'nogo vozrasta: monografija [Pedagogical technology for the development of giftedness in preschool children]. Cheljabinsk: Obrazovanie, 2009. 188 p.
5. Trubajchuk L.V., Galkina L. N., et al. Kompetentnostnaja model' doshkol'nogo obrazovanija: kollekt. monogr. [Competence model of preschool education]. Cheljabinsk: Obrazovanie, 2009. - 229 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Ю.О. Галущинская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4357-4955.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Ju.O. Galushchinskaia, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4357-4955.
УДК 378.147 DOI: 10.52772/2542 0291_2021_4_55
Даньци Лю г. Линьи, провинция Шаньдун, КНР
Проблема формирования ценностного отношения студентов музыкально-педагогических факультетов Китая к классическому музыкальному наследию
Актуальность проблемы, которая затронута в данной статье, обусловлена необходимостью подготовки студентов музыкально--педагогических факультетов Китая (будущих учителей музыки) к осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами музыкального искусства. Это возможно только при наличии сформированного у них ценностного отношения к классическому музыкальному наследию - европейской и русской музыке XVII-XIX вв., обладающей духовно-нравственным потенциалом. Но данное личностное образование у китайских студентов нуждается в целенаправленном педагогическом воздействии. Это связано, во-первых, с тем, что контингент обучающихся составляют студенты, зачастую имеющие недостаточное предпрофессиональное музыкальное образование. Во-вторых, на музыкально-педагогические факультеты поступают студенты, проживающие в различных социокультурных условиях с различной музыкальной инфраструктурой. Вследствие ограниченного художественного опыта они сталкиваются с трудностями, связанными с постижением и пониманием художественного смысла произведений музыкальной классики, осознанием ценности и значимости их содержания.
Ключевые слова: ценностное отношение, формирование ценностного отношения, классическое музыкальное наследие, студенты музыкального вуза Китая.
Danqi Liu
Linyi, Shandong Province, China
The problem of developing the value attitude of students of music and pedagogical faculties of China to the classical musical heritage
The relevance of the problem is addressed to the need to prepare students of music and pedagogical faculties of China (future music teachers) for the implementation of spiritual and moral education of the younger generation by means of musical art. This is possible only if they have a valuable attitude to the classical musical heritage - European and Russian music of the XVII-XIX centuries which has spiritual and moral potential. But this personal education among Chinese students needs a focused pedagogical impact. This is due, firstly, to the fact that the contingent of students is made up of students who often have insufficient pre-
professional musical education. Secondly, students living in various socio-cultural conditions with various musical infrastructure enter music and pedagogical faculties. Due to limited artistic experience, they face difficulties in understanding and understanding the artistic meaning of works of musical classics, understanding the value and significance of their content.
Keywords: value attitude, formation of value attitude, classical music heritage, students of the music university of China.
Современное китайское общество развивается по пути глобализации и культурной интеграции с мировым сообществом: осуществляется переоценка образа жизни, связанная с включением Китая в Мировую торговую организацию, процессами сравнения национальной культуры с культурными традициями и обычаями других стран и т.д. Все это оказывает неоднозначное влияние на национальные культурные ценности и духовно -нравственные приоритеты китайского общества (Т.М. Ринчинова, Д.Ш. Цырендоржиева, Чэнь Го и др. [14, 15]. Особую остроту приобретает проблема состояния ценностного сознания молодежи (Н.И. Кашина [4]).
Переосмысление системы ценностей во всех областях общественной жизни, происходящих в Китае, требует принципиально новых подходов к профессиональной подготовке студентов в учреждениях высшего профессионального педагогического и, в частности, музыкально-педагогического образования, на что указывают ряд современных исследователей в области педагогики музыкального образования - Лю Цин, Лю Цзин, Чжао Цзинь и др.
Еще в 90-е годы прошлого века петербургский педагог-музыкант, создатель инновационной системы художественно-творческого развития школьников Н.А. Терентьева писала о том, что «нарушены принципиальные для приобщения человека к культуре формы и способы, в том числе механизмы передачи ценностей <...>. Существующие <...> маршруты недостаточно эффективны» [13, С. 3]. Данная ситуация, на наш взгляд, характерна для социокультурной ситуации и образовательной практики и сегодня не только для России, но и для Китая.
Выпускники музыкальных вузов и музыкально-педагогических факультетов являются носителями и трансляторами культурных ценностей. По мнению современных российских исследователей И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова, «в процессе педагогической деятельности учитель актуализирует, прежде всего, те ценности, которые приобретают для него жизненно и профессионально необходимый личностный смысл» [1, С. 198].
Развитые художественно-эстетические потребности и интересы педагога-музыканта определяют успешность выполнения им педагогической и художественной деятельности. Он должен обладать готовностью к формированию духовно-нравственного и творческого потенциала подрастающего поколения. Это представляется возможным только при наличии сформированного у него ценностного отношения к классическому музыкальному наследию - проверенному временем, не зависящему от сиюминутных потребностей общества и конъюнктуры, оказывающему на человека сильное
эстетическое и эмоциональное воздействие вне зависимости от социокультурной специфики исторического этапа [10].
Понятия «классическое музыкальное наследие» и «классическая музыка», не смотря на частоту их использования, не имеют в российских гуманитарных науках общепринятого определения. Современные российские и зарубежные исследователи под данными понятиями подразумевают [10]:
- музыкальные произведения, вошедшие в так называемый «пантеон» музыкального искусства, выдержавшие испытание временем и общепризнанные как образцы музыкального искусства;
- симфоническую и академическую музыку композиторов, творивших в период ХУП-Х1Х вв. (Й. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л.-В. Бетховена и др.) и их последователей, сочинявших музыку в жанрах симфонии, сонаты, сюиты, оперы и т.д., и опиравшихся на принципы классицизма;
- серьезную музыку, требующую от слушателей подготовки и вдумчивого восприятия (в противовес «легкой», развлекательной музыке);
- так называемую «точную» музыку, которую невозможно существенно изменить при исполнении (здесь указана точка зрения американского композитора и теоретика музыки Л. Бернстайна).
Мы в рамках данной работы, вслед за исследователем в области социологии культуры А.Н. Серебряковой [12], под классическим музыкальным наследием будем понимать европейскую и русскую музыку ХУ11-Х1Х вв., обладающую духовно-нравственным потенциалом, включающим смысложизненные, общечеловеческие, лич-ностно-развивающие, либеральные, традиционные, конфессиональные ценности, который может быть актуализирован и использован в духовно -нравственном развитии студенческой молодежи при наличии ее готовности к культурно-музыкальной самоорганизации и создании необходимых условий со стороны общества и образовательной системы.
Между тем, анализ образовательной практики в ряде педагогических университетов и музыкальных факультетов классических университетов Китая (университет Линьи в провинции Шаньдун, Чанчуньский Гуанхуаский университет и др.) позволил сделать вывод о том, что студенты (будущие учителя музыки) не всегда проявляют умение интерпретировать содержание воспринимаемых классических музыкальных произведений, не осознают их социальной значимости, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость и интерес к ним, то есть, у них не достаточно сформировано такое личностное образование, как ценностное отношение к произведениям музыкальной классики.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2М2-029!
Это связано с рядом причин, которые будут изложены ниже.
Во-первых, контингент обучающихся на музыкально-педагогических факультетах Китая составляют студенты, зачастую имеющие недостаточное предпрофессиональное музыкальное образование. Причиной этого служит то, что в Китае, как известно, нет государственных музыкальных школ, а количество музыкальных училищ не достаточно для такого огромного государства (всего 9, и они, в основном, функционируют при консерваториях). Это ведет к тому, что подготовка абитуриентов к поступлению в вуз (к сдаче вступительных экзаменов по таким дисциплинам, как вокал, инструментальное исполнительство, история музыки, сольфеджио) осуществляется частным образом и не всегда отличается систематичностью, преемственностью, глубиной и качеством знаний, на что указывают в своих работах многие современные китайские педагоги-исследователи - Лю Цин, Юй-мин Чи и др. Между тем, именно образовательный процесс, художественное общение с педагогом и одноклассниками, осуществляющееся в ходе обучения, являются источником для музыкального и художественного опыта обучающихся.
Во-вторых, на музыкально-педагогические факультеты поступают студенты, проживающие в различных социокультурных условиях с различной музыкальной инфраструктурой. В крупных быстроразвивающихся городах Китая (например, Гуанчжоу, Пекин, Шанхай, Шэньджэнь и др.) музыкальная инфраструктура разнообразна, богата и насыщена произведениями, отличающимися высоким художественным вкусом. Здесь проводятся многочисленные культурно-просветительские мероприятия, есть музыкальные театры, концертные залы, центры культуры и искусств и т.д. У детей, посещающих концертные мероприятия, не только формируется музыкально-слуховой опыт, но и уважительное отношение к музыкальному искусству, приобретается опыт пребывания в эстетической ситуации. В сельской местности и в небольших городах Китая, расположенных в экономически малоразвитых районах (в основном, западных и северо-западных), культурная жизнь крайне бедна, что накладывает отпечаток на уровень музыкального и художественного опыта у будущих специалистов [8]. Между тем, художественный опыт участвует во всех процессах музыкального мышления человека и играет значимую роль в процессе становления ценностного отношения личности к произведениям музыкального искусства (Н.И. Кашина, Н.И. Коростелева [2, 3, 5]). По мнению Л.П. Печко, опыт общения с искусством, накопление художественных впечатлений способствует развитию культуры личности и творческого видения мира. Художественно-эстетический опыт личности расширяет поле ценностных предпочтений личности [11]. Источником же художественного опыта личности служит именно среда, средства массовой информации, общение и
т.д., «опыт творческой деятельности позволяет <.. .> реализовать свою интерпретацию музыкальных произведений» [6, С. 14].
В-третьих, в системе ценностных ориента-ций общества в Китае музыка занимала одно из основополагающих мест. Истоком этого служило и служит Конфуцианство, в котором выделялись идейно-политическая, мировоззренчески-гармо-низирующая и воспитательная функция музыки. Музыка выступала способом ценностного взаимодействия человека с миром. Сегодня в современной стратегии развития культуры Китая действует установка на активную интеграцию других культур, освоение европейского художественного мышления, его ценностей и традиций (Бай Бинь, Чжао Син). Но ограниченный музыкально-слуховой опыт студентов, как уже было указано выше, связан не только со скромной музыкальной инфраструктурой ряда регионов Китая. Еще он связан с «чужеродностью» европейской хроматики и гармонии [7]. Поэтому китайские студенты, обучающиеся на музыкально-педагогических факультетах, сталкиваются с трудностями, связанными с постижением и пониманием художественного смысла произведений западноевропейской музыкальной классики, осознанием ценности и значимости их содержания.
В-четвертых, в Китае существуют проблемы, связанные с культурным нигилизмом, отрицанием современной молодежью ценности высокого искусства. Масскультура, поп-музыка все больше занимает лидирующее положение в их художественной жизни [8].
В российской педагогической науке сегодня представлены следующие исследования в рамках исследуемой проблемы: исследования, посвященные формированию ценностного отношения к искусству у учителей начальных классов (Р.А. Ах-мадеева, 1996 г.), у студентов вуза культуры (С.С. Важенина, 2015 г.), исследования, посвященные у будущих учителей иностранного языка к национальной культуре другого народа (Е.В. Махова, 2003 г.), исследования, посвященные воспитанию ценностного отношения будущих учителей музыки к музыкальным произведениям, в том числе, относящихся к православной музыкальной культуре (И.П. Шаклеина, 2010 г., Л.В. Сердюкова, 2002 г.) и т.д.
В диссертационных исследованиях китайских авторов на русском языке рассматриваются проблемы профессиональной подготовки учителей музыки (Лю Цин, Лю Цзин, Чэнь Го); проблема духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования в Китае (Чжао Цзинь) и т.д. В них указывается на то, что музыка в культуре современного Китая является основой духовности общества, его нравственной целостности. От качества профессиональной подготовки учителей музыки в педагогических вузах зависит уровень подготовки их учеников в освоении дисциплин художественного цикла, и доминирующие
личностные качества будущего гражданина Таким образом, можно сделать вывод о том,
страны. Также указывается на необходимость со- что необходим современный взгляд на данную про-здания условий для формирования высокой музы- блему, учитывающий социальные особенности си-кальной и общей культуры студентов. стемы высшего профессионального музыкально-
педагогического образования Китая.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Исаев, И.Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластёнина / И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 2. - С. 193-208.
2. Кашина, Н.И. Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства : монография / Н.И Кашина ; Урал. гос. пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург, 2021. - 176 с. - Текст : непосредственный.
3. Кашина, Н.И. Философские аспекты проблемы ценностного отношения личности к музыкальному искусству /
H.И. Кашина, Ли Хаймин. - Текст : непосредственный // Философия и наука : материалы XVII междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.А. Беляевой. - Екатеринбург, 2020. - С. 104-109.
4. Кашина, Н.И. Педагогический потенциал художественной культуры казачества в освоении детьми и молодежью традиционных ценностей / Н.И. Кашина. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2014. -№ 4 (47). - С. 213-215.
5. Коростелева, Н.И. Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Коростелева. - Екатеринбург, 2004. - 22 с. - Текст : непосредственный.
6. Коновалова, С.А. Актуализация витагенного опыта студента в классе вокала / С.А. Коновалова, Н.И. Коростелева. - Текст : непосредственный // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 7. - С. 11-14.
7. Ли Чжэн. К проблеме исполнительского освоения европейской программной музыки студентами Китайской народной республики на фортепианных занятиях / Ли Чжэн, Е.П. Красовская. - Текст : непосредственный // Музыкальное искусство и образование. - 2017. - № 1. - С. 115-118.
8. Лю Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лю Цин. - Санкт-Петербург, 2009. - 22 с. - Текст : непосредственный.
9. Лю Цзин. Развитие содержания профессиональной подготовки педагогов--музыкантов в Китае : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лю Цзин. - Минск, 2019. - 19 с. - Текст : непосредственный.
10. Пинягина, И.Ю. Роль классической музыки в формировании личности : автореф. дис ... канд. филос. наук / И.Ю. Пинягина. - Уфа, 2014. - 20 с. - Текст : непосредственный.
11. Печко, Л.П. Эстетический и художественный опыт личности: структура, компоненты, возможности развития / Л.П. Печко. - Текст : непосредственный // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе вуза и школы. - Москва : Смысл, 2003. - С. 125-143.
12. Серебрякова, А.Н. Классическая музыка как фактор духовно-нравственного развития студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук / А.Н. Серебрякова. - Москва, 2012. - 23 с. - Текст : непосредственный.
13. Терентьева, Н.А. Теоретические основы высшего музыкально--педагогического образования / Н.А. Терентьева. -Санкт-Петербург : Образование, 1996. - Текст : непосредственный.
14. Цырендоржиева, Д.Ш. Роль духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества / Д.Ш. Цырендоржиева, Т.М. Ринчинова. - Текст : непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 6-1. - С. 70-77.
15. Чэнь Го. Проблемы разработки учебных планов для факультетов музыки педагогических университетов Китая : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чэнь Го. - Санкт-Петербург, 2012. - 20 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
I. Isaev I.F., Shijanov E.N. Aksiologicheskij i kul'turologicheskij podhody k issledovaniju problem pedagogicheskogo obrazovanija v nauchnoj shkole V.A. Slastjonina [Axiological and culturological approaches to the study of the problems of pedagogical education in the scientific school of V.A. Slastenin]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2005, no. 2, pp. 193-208.
2. Kashina N.I. Vospitanie cennostnogo otnoshenija mladshih shkol'nikov k proizvedenijam muzykal'nogo iskusstva: monografija [The upbringing of the value attitude of junior schoolchildren to the works of musical art.]. Ekaterinburg, 2021. 176 p.
3. Kashina N.I., Li Hajmin. Filosofskie aspekty problemy cennostnogo otnoshenija lichnosti k muzykal'nomu iskusstvu [Philosophical aspects of the problem of the value attitude of the individual to the art of music]. In L.A. Beljaevoj (ed.) Filoso-fja i nauka: materialy XVII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Philosophy and Science]. Ekaterinburg, 2020, pp. 104-109.
4. Kashina N.I. Pedagogicheskij potencial hudozhestvennoj kul'tury kazachestva v osvoenii det'mi i molodezh'ju tradicionnyh cennostej [The pedagogical potential of the artistic culture of the Cossacks in the development of traditional values by children and young people]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The world of science, culture, education], 2014, no. 4 (47), pp. 213-215.
5. Korosteleva N.I. Vospitanie cennostnogo otnoshenija mladshih shkol'nikov k proizvedenijam muzykal'nogo iskusstva. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [The upbringing of the value attitude of junior schoolchildren to the works of musical art. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Ekaterinburg, 2004. 22 pp.
6. Konovalova S.A., Korosteleva N.I. Aktualizacija vitagennogo opyta studenta v klasse vokala [Actualization of the student's vitagenous experience in the vocal class]. Fundamental'nye issledovanija [Fundamental researches], 2007, no. 7, pp. 11-14.
_~ ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
58_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2542-U291
7. Li Chzhjen, Krasovskaja E.P. K probleme ispolnitel'skogo osvoenija evropejskoj programmnoj muzyki studentami Kit-ajskoj narodnoj respubliki na fortepiannyh zanjatijah [On the problem of performing mastery of European program music by students of the People's Republic of China in piano lessons]. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Musical art and education], 2017, no. 1, pp. 115-118.
8. Lju Cin. Vysshee muzykal'no-pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennom Kitae. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Higher musical and pedagogical education in modern China. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Saint Petersburg, 2009. 22 p.
9. Lju Czin. Razvitie soderzhanija professional'noj podgotovki pedagogov-muzykantov v Kitae. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Development of the content of professional training of music teachers in China. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Minsk, 2019. 19 p.
10. Pinjagina I.Ju. Rol' klassicheskoj muzyki v formirovanii lichnosti. Avtoref. diss. kand. filos. nauk [The role of classical music in the formation of personality. Ph. D. (Philosophy) thesis]. Ufa, 2014. 20 p.
11. Pechko L.P. Jesteticheskij i hudozhestvennyj opyt lichnosti: struktura, komponenty, vozmozhnosti razvitija [Aesthetic and artistic experience of personality: structure, components, development opportunities]. Jesteticheskij opyt lichnosti kak uslovie osvoenija kul'tury v obrazovatel'nom processe vuza i shkoly [Aesthetic experience of personality as a condition for mastering culture in the educational process of the university and school]. Moscow: Smysl, 2003, pp. 125-143.
12. Serebrjakova A.N. Klassicheskaja muzyka kak faktor duhovno-nravstvennogo razvitija studencheskoj molodezhi. Avtoref. diss. kand. sociol. nauk [Classical music as a factor in the spiritual and moral development of student youth. Ph. D. (Sociology) thesis]. Moscow, 2012. 23 p.
13. Terent'eva N.A. Teoreticheskie osnovy vysshego muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovanija [Theoretical foundations of higher music and pedagogical education].Saint Petersburg: Obrazovanie, 1996.
14. Cyrendorzhieva D.Sh., Rinchinova T.M. Rol' duhovno-nravstvennyh cennostej v zhiznedejatel'nosti sovremennogo kit-ajskogo obshhestva [The role of spiritual and moral values in the life of modern Chinese society]. VestnikBurjatskogo gosu-darstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University], 2012, no. 6-1, pp. 70-77.
15. Chjen' Go. Problemy razrabotki uchebnyh planov dlja fakul'tetov muzyki pedagogicheskih universitetov Kitaja. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Problems of developing curricula for the faculties of music of pedagogical universities in China. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Saint Petersburg, 2012. 20 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Даньци Лю, аспирант кафедры музыкального образования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия; преподаватель музыкальной школы Университета Линьи, провинция Шаньдун, КНР, e-mail: [email protected]. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Danqi Liu, Graduate Student, Department of Music Education, Ural State Pedagogical University; Music School Teacher of Linyi University, Shandong Province, China. e-mail: [email protected].
УДК 37.072 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_59
Вера Евгеньевна Евдокимова, Оксана Александровна Кириллова
г. Шадринск
Сетевое взаимодействие как форма совместной деятельности образовательных
учреждений
Статья посвящена актуальной и одной из важных на сегодняшний день теме сетевого взаимодействия образовательных организаций с учреждениями всех типов. Авторами статьи подробно раскрыто понятие «сетевое взаимодействие». Выделены преимущества сетевого взаимодействия. В материале обозначен функционал сети образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии. Определены роли организаций-участников сетевого взаимодействия. Описаны основные принципы взаимодействия. Раскрыты формы и методы обучения при сетевом взаимодействии организаций, позволяющие обеспечить высокое качество образовательных услуг на протяжении всего процесса обучения. Предложен примерный перечень документов, регламентирующих процесс сетевого взаимодействия между организациями.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, организации-участники, роли, функции, принципы, формы и методы обучения.
Vera Evgenievna Evdokimova, Oksana Aleksandrovna Kirillova
Shadrinsk
Networking as a form of joint activity of educational institutions
The article is devoted to the urgent problem of network interaction of educational organizations with institutions of all types. The authors of the article have disclosed in detail the concept of "network interaction". The advantages of network interaction are highlighted. The article outlines the functionality of the educational organizations network involved in network interaction. The roles of organizations participating in network interaction are defined. The basic principles of interaction are