Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа средствами отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века'

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа средствами отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
227
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE / DOMESTIC VOCAL MUSIC OF THE SOVIET PERIOD OF THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY / MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кашина Наталья Ивановна, Пшеничникова Анна Алексеевна, Пичугина Людмила Николаевна

Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, обусловлена тем, что приоритеты государственной политики сегодня лежат в области совершенствования духовно-нравственного воспитания молодежи. Большими возможностями в решении данной проблемы обладает музыкальное искусство, которое обращается к сознанию человека через чувства, выполняет роль воспитателя. Цель статьи раскрыть педагогический потенциал отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века в духовно-нравственном воспитании студентов педагогического колледжа и рассмотреть методы, которые для этого могут применяться преподавателем музыкальных дисциплин. Методологической основой исследования являются: теория полифункциональности музыки (В. Н. Холопова), теоретические положения о педагогическом потенциале музыкального искусства в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский и др.). Использовались следующие методы исследования : изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, опытно-поисковая работа, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в раскрытии возможностей использования методов музыкального образования в духовно-нравственном воспитании студентов колледжа средствами вокальной музыки советского периода, отражающей в художественно-образном содержании темы гражданственности, патриотизма, долга, любви, товарищества и т. д. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложен репертуарный ряд отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ в., который разделен на тематические блоки. Авторами предложены м етоды , которые может применять преподаватель для успешного освоения студентами педагогического колледжа содержания данного музыкального материала. Это методы музыкального обобщения, размышления о музыке, музыкальных коллекций (данные методы предложены в связи с тем, что в основе процесса познания лежат мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации и структурирования); методы, способствующие «проживанию» обучающимися художественного образа, заложенного в музыкальном произведении, их идентификации с героями, ситуациями (методы сопереживания и эмоциональной драматургии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кашина Наталья Ивановна, Пшеничникова Анна Алексеевна, Пичугина Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE BY MEANS OF DOMESTIC VOCAL MUSIC OF THE SOVIET PERIOD OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

The relevance of the problem considered in the article is due to the fact that the priorities of state policy today lie in the field of improvement of spiritual and moral education of young people. Musical art has great opportunities in solving this problem, which appeals to the consciousness of a person through feelings, performs the role of an educator. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the national vocal music of the Soviet period of the second half of the 20th century in the spiritual and moral education of students of the pedagogical college and to consider methods that can be used by the teacher of musical disciplines for this purpose. The methodological basis of the study is: the theory of the polyfunctivity of music (V. N. Holopov), theoretical provisions on the pedagogical potential of musical art in the spiritual and moral formation of the younger generation (E. B. Abdullin, D. B. Kabalevsky, etc.). The following methods of research were used: study and analysis of literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, experimental and search work, pedagogical observation. The scientific novelty is that the authors reveal the pedagogical potential of the national vocal music of the Soviet period in the spiritual and moral education of young people, which is that the music of this period contains such topics as citizenship, patriotism, the theme of man in war, the theme of love, friendship, etc. The practical significance of the results of the study is that the authors proposed a repertoire series of domestic vocal music of the Soviet period of the second half of the 20th century, which is divided into thematic blocks. The authors propose methods that the teacher can use to successfully develop the content of this musical material by college students. These are methods, cogitative operations of comparison, generalization, classification and structuring (methods of musical generalization, reflection about music, musical collections), the methods promoting “accommodation” by students of the artistic image put in the piece of music, their identification with heroes, situations (methods of empathy and emotional dramatic art) are the cornerstone of process of knowledge.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа средствами отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377.8:398.8 DOI 10.26170/po20-02-22

ББК Ч447.90 ГРНТИ 14.33.07 Код ВАК 13.00.02

Кашина Наталья Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: koranata@mail.ru

Пшеничникова Анна Алексеевна,

преподаватель, Свердловский областной педагогический колледж; студент 2 курса магистратуры, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: seilorm@yandex.ru

Пичугина Людмила Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: milli-pi@yandex.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-нравственное воспитание; студенты педагогического колледжа; отечественная вокальная музыка советского периода второй половины ХХ века; музыкальное образование.

АННОТАЦИЯ. Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, обусловлена тем, что приоритеты государственной политики сегодня лежат в области совершенствования духовно-нравственного воспитания молодежи. Большими возможностями в решении данной проблемы обладает музыкальное искусство, которое обращается к сознанию человека через чувства, выполняет роль воспитателя. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века в духовно-нравственном воспитании студентов педагогического колледжа и рассмотреть методы, которые для этого могут применяться преподавателем музыкальных дисциплин. Методологической основой исследования являются: теория полифункциональности музыки (В. Н. Холопова), теоретические положения о педагогическом потенциале музыкального искусства в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский и др.). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, опытно-поисковая работа, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в раскрытии возможностей использования методов музыкального образования в духовно-нравственном воспитании студентов колледжа средствами вокальной музыки советского периода, отражающей в художественно-образном содержании темы гражданственности, патриотизма, долга, любви, товарищества и т. д. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложен репертуарный ряд отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ в., который разделен на тематические блоки. Авторами предложены методы, которые может применять преподаватель для успешного освоения студентами педагогического колледжа содержания данного музыкального материала. Это методы музыкального обобщения, размышления о музыке, музыкальных коллекций (данные методы предложены в связи с тем, что в основе процесса познания лежат мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации и структурирования); методы, способствующие «проживанию» обучающимися художественного образа, заложенного в музыкальном произведении, их идентификации с героями, ситуациями (методы сопереживания и эмоциональной драматургии).

Kashina Natalia Ivanovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of the Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Pshenichnikova Anna Alekseevna,

Lecturer, Sverdlovsk Regional Pedagogical College; 2nd Year Master's Degree Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Pichugina Lyudmila Nikolaevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE BY MEANS OF DOMESTIC VOCAL MUSIC OF THE SOVIET PERIOD OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

KEYWORDS: spiritual and moral education; students of pedagogical college; domestic vocal music of the Soviet period of the second half of the 20th century; musical education.

ABSTRACT. The relevance of the problem considered in the article is due to the fact that the priorities of state policy today lie in the field of improvement of spiritual and moral education of young people. Musical art has great opportunities in solving this problem, which appeals to the consciousness of a person through feelings, performs the role of an educator. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the national vocal music of the Soviet period of the second half of the 20 th century in the spiritual and moral education of students of the pedagogical college and to consider methods that can be used by the teacher of musical disciplines for this purpose. The methodological basis of the study is: the theory of the polyfunctivity of music (V. N. Holopov), theoretical provisions on the pedagogical potential of musical art in the spiritual and moral formation of the younger generation (E. B. Abdullin, D. B. Kabalevsky, etc.). The following methods of research were used: study and analysis of literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, experimental and search work, pedagogical observation. The scientific novelty is that the authors reveal the pedagogical potential of the national vocal music of the Soviet period in the spiritual and moral education of young people, which is that the music of this period contains such topics as citizenship, patriotism, the theme of man in war, the theme of love, friendship, etc. The practical significance of the results of the study is that the authors proposed a repertoire series of domestic vocal music of the Soviet period of the second half of the 20th century, which is divided into thematic blocks. The authors propose methods that the teacher can use to successfully develop the content of this musical material by college students. These are methods, cogitative operations of comparison, generalization, classification and structuring (methods of musical generalization, reflection about music, musical collections), the methods promoting "accommodation" by students of the artistic image put in the piece of music, their identification with heroes, situations (methods of empathy and emotional dramatic art) are the cornerstone of process of knowledge.

Введение. Сегодня в России происходят существенные изменения в общественно-политической и социокультурной жизни: активно развивается рыночная экономика, происходит глобальное развитие средств массовой коммуникации, что сопровождается дефицитом духовности и нравственности. Подрастающее поколение и молодежь нуждается в ценностно-смысловых ориентирах, духовно-нравственных идеалах и культурных образцах, являющихся важнейшими регуляторами социального поведения. Стратегическим ресурсом общества, гарантирующим ему духовную устойчивость, является духовно-нравственное воспитание, поскольку постигнутые и осознанные личностью духовно-нравственные ценности являются базой ее самоопределения и самореализации [4; 12]. По мнению современных культурологов, «разговор о духовно-нравственных основах личности приобретает особый смысл - это вопрос о самосохранении общества, о единстве его прошлого и будущего» [10, с. 5]. В связи с этим, проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения отражена в ряде официальных документов («Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.», «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» и др.).

Современная школа и дошкольные образовательные учреждения сегодня нуждаются в педагоге, который должен быть подготовлен к осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся (к воспитанию у них российской гражданской идентичности, освоению ими гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества и т. д., о чем говорится в ФГОС НОО), но и сам должен быть личностью, обладающей духовно-нравственной культурой.

Учебные планы педагогических колле-

джей по образовательным программам

44.02.01 «Дошкольное образование»,

44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 51.02.02 «Социально-культурная деятельность (по видам)» и др. предполагают освоение обучающимися таких дисциплин, как «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом», «Теория и методика музыкального воспитания в дошкольном образовании», «История музыки», «Основы исполнительского мастерства по видам: вокал» и др. Они направлены на формирование у обучающихся знаний об эпохах и стилях в музыкальном искусстве, специфике музыкальных инструментальных и вокальных жанров, развитие музыкального восприятия, становление профессиональной (музыкально-педагогической) культуры, подготовку к профессиональной музыкально-образовательной работе с обучающимися в учреждениях общеобразовательного типа.

В их содержание, как и в содержание внеурочной деятельности студентов педагогических колледжей, помимо прочего, преподаватель может включать не только классическую музыку, но и отечественную вокальную музыку советского периода второй половины ХХ века, обладающую большим педагогическим потенциалом в духовно-нравственном воспитании молодежи. Будущим педагогам необходимо дать инструмент, способствующий реализации данного потенциала, предложить наиболее эффективные методы, которые может применять преподаватель для успешного освоения обучающимися содержания данного музыкального материала. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века в духовно-нравственном воспитании студентов педагогического колледжа и рассмотреть мето-

© Кашина Н. И., Пшеничникова А. А., Пичугина Л. Н., 2020

ды, которые для этого могут применяться преподавателем.

Обзор литературы. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения поднимается в работах Б. Т. Лихачева [6], Н. Д. Никандрова [11] и мн. др. В них раскрыты теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания личности, ценностные приоритеты модернизации современного российского образования. Под духовно-нравственным воспитанием сегодня подразумевают педагогический организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию, носителями которых является многонациональный народ РФ, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество [3].

Музыкальная культура общества является продуктом специфической духовно-практической деятельности человека, выражением общественно-практической жизнедеятельности людей, способом существования и функционирования их музыкального сознания [13]. Поэтому реализация ценностного потенциала музыкальной культуры в системе обучения и воспитания молодежи признается одним из перспективных направлений духовно-нравственного воспитания, что отражают исследования Э. Б. Абдуллина, Н. И. Ануфриевой и др. Главной целью педагогики искусства сегодня является донесение духовно-нравственных ценностей до нового поколения людей. Искусство рассматривается как единственная область, «в которой может закономерным образом совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества» [8, с. 7]. Сегодня есть примеры использования в содержании музыкального образования школьников вокального репертуара советского периода не только в образовательных учреждениях России, но и в ближнем зарубежье (например, в Белоруссии [13]).

Результаты исследования. Особенностью отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века является то, что она содержит темы, способствующие духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Однако в практике современного общего и дополнительного музыкального образования данный пласт отечественной музыкальной культуры слабо востребован. В программе «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной, по которой сегодня занимаются все общеобразовательные школы России, предлагается знакомство учащихся

лишь с отдельными музыкальными произведениями этого периода В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы, А. Н. Пахмутовой и др. Но указанные примеры являются малой частью огромного пласта вокальной музыки, который современным школьникам совершенно неизвестен. Вследствие чего огромный потенциал данной музыки, способной особыми художественными средствами формировать систему ценностей личности подрастающего поколения, остается вне данного процесса.

Анализ содержания учебных планов, программ, состояния современной практики обучения студентов педагогических колледжей России [1; 9], свидетельствует о недостатке внимания педагогов к этой проблеме. Студенты, в основном, знакомятся лишь с произведениями отечественной и зарубежной музыкальной классики. Музыкальная культура недавнего прошлого, какой является вокальная музыка советского периода второй половины ХХ века, остается «за кадром».

Обратившись к отечественной вокальной музыке советского периода, необходимо отметить, что во второй половине ХХ века произошло стремительное развитие во многих областях массовых музыкальных жанров. Обновились и расширились формы и виды творческой деятельности, способы коммуникации, потребления и восприятия. Именно массовая советская песня в то время выполняла одну из функций в государстве - функцию воспитания молодежи [2; 7].

Для советской песни период 60-80-х гг. ХХ века был наиболее продуктивным. В нем активно проявили себя композиторы разных поколений: М. Блантер, В. Высоцкий, В. Гаврилин, Б. Окуджава, А. Петров, А. Пахмутова, М. Таривердиев, Я. Френкель и др. В этот период в сфере академической музыки работали такие композиторы, как А. Бабаджанян, В. Баснер, А. Петров, Т. Хренников, А. Эшпай. Каждый из них внес свой особенный почерк, свой штрих в богатую палитру музыкальной культуры советской песни той эпохи.

К 70-м годам XX века в содержании и характере песенного творчества значительно усилилось лирическое и гражданственно-патриотическое начало, на второй план уходит героика произведений. Главенствующее место стала занимать песня, направленная на массового зрителя, но предназначенная для сольного концертного исполнения профессиональными певцами, то есть песня эстрадная [2]. Такими исполнителями советской эстрадной песни становятся М. Бернес, А. Герман, Е. Камбурова, М. Кристаллин-ская, Е. Мартынов, М. Магомаев, В. Обод-зинский, В. Толкунова и др. Благодаря сочетанию артистического образа, исполни-

тельской манеры с авторским стилем исполняемого репертуара, каждого артиста можно считать чутким интерпретатором композиторского творчества в данном жанре. Особенности советской песни состоят в углублении лирического начала, которое проникает и в песни общественного и гражданственного звучания, обогащении ее музыкально-поэтического содержания. Происходит углубление, «осерьезнивание» жанра» [7, с. 115], а также расширение жанровых разновидностей: песни лирические, героические, эпические, шуточно-сатирические, песни-гимны, песни-баллады, монологи и т. д.

Репертуар вокальной отечественной музыки советского периода второй половины ХХ века можно разделить на несколько тематических блоков:

Тема гражданственности, в которой воспевается героика современности (от освоения широких просторов Родины до покорения космоса), что является одной из тенденций к романтизации жизни, образа чувств и мыслей советской молодежи, раскрывается в песнях «Перед дальней дорогой» (муз. М. Блантера, стихи В. Дыхоно-вичного и М. Слободского), «Знаете, каким он парнем был» (муз. А. Пахмутовой, стихи Н. Добронравова) и др.

Тема патриотизма, которая раскрывается через любовь к Отчизне и малой Родине, любовь к природе, воспевание и созерцание ее красоты, раскрывается в песнях «Русское поле» (муз. Я. Френкеля, стихи И. Гоффа), «Течет Волга» (муз. М. Фрадкина, стихи Л. Ошанина), «Цветы России» (муз. Е. Птичкина, стихи В. Бутенко), «Гляжу в озера синие» (муз. Л. Афанасьева, стихи И. Шаферана) и др.

Тема войны раскрывается через показ героев Великой Отечественной Войны, иногда совсем молодых мальчиков, их размышления о смысле их героических поступков, о цене Победы. Это песни «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, стихи М. Матусов-ского), «Журавли» (муз. Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова), «Алеша» (муз. Э. Колманов-ского, стихи К. Ваншенкина), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, стихи В. Харитонова и др.

Тема любви, лирики раскрывается в песнях советского периода в процессе обращения от коллективных эмоций к личностным (от внешнего к внутреннему). Авторами и исполнителями рисуется образ простого, сердечного человека, переживающего свои повседневные проблемы, радости и печали. Некоторые из этих песен отличались глубокой философской мыслью. Это песни «Белой акации гроздья душистые» В. Мурадели (слова М. Матусовского), «Любовь и разлука» Б. Окуджавы (стихи

И. Шварца) и др.

Тема дружбы, как наивысшей нравственной категории, также раскрывается в песнях советского периода. В них воплощаются такие качества советского человека, как благородство, альтруизм и бескорыстие, то есть те, которые являются показателями высоких моральных принципов. Эта тема раскрывается в песнях «Дорога добра» (муз. М. Минкова, слова Ю. Энтина), «Песня дружбы» (муз. Ю. Чичкова, слова М. Пляц-ковского) и др.

Перечисленные примеры могут быть включены в различные занятия у студентов педагогического колледжа, в том числе во внеурочную деятельность, что является залогом успешного их использования в дальнейшей профессиональной деятельности. Для использования перечисленных вокальных произведений преподавателями педагогических колледжей нами предлагается ряд методов музыкального образования, использование которых позволит развить у студентов педагогического колледжа интерес к таким произведениям, а также воспитывать у них музыкальную культуру как часть их духовной культуры в целом (Д. Б. Кабалевский). Это методы музыкального обобщения, размышления о музыке, музыкальных коллекций, способствующие познанию студентами особенностей данного пласта музыкальной культуры, ее ценностного содержания, так как в основе процесса познания лежат мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации и структурирования.

Метод размышления о музыке, разработанный Д. Б. Кабалевским, может быть использован в процессе поиска обучающимися решения различных проблем: выявление основной идеи вокального произведения, определение взаимосвязи идеи вокального произведения со временем его создания, с социальной обстановкой, с особенностями музыкального языка определенного времени. Этот метод чрезвычайно эффективен при выявлении соответствия тематики песни с реальными событиями жизни нашей страны, при включении механизмов идентификации и рефлексии (о чем мы писали в своих опубликованных ранее работах [4; 5]). Современный студент, выступающий в роли слушателя или исполнителя, может представить героя произведения, оценить его поступки, а оценка собственного исполнения позволит определить те недочеты в раскрытии образа произведения, которые возможно улучшить, исправить. Специфика метода заключается в том, что мнений и высказываний по поводу произведения может быть много. В столкновении различных мнений, «конфликте» этих

мнений, студенты приходят к определенным выводам и умозаключениям. Нередко они входят в качестве присвоенных ценностей в структуру личности реципиента.

Метод музыкального обобщения, который разработали Д. Б. Кабалевский и Э. Б. Абдуллин, способствует усвоению обучающимися ключевых знаний о музыкальной культуре и предполагает реализацию на основе сопоставления или сравнения двух музыкальных образов, интерпретаций одного и того же произведения, двух художественных образов в разных видах искусства, двух музыкальных жанров, стилей и т. д. Например, в процессе знакомства студентов с творчеством В. С. Высоцкого, они делают вывод о том, что в нем присутствуют темы высокие и низкие, проникновенный лиризм и проза повседневности, жизнь и смерть, веселый юмор и отчаяние, саркастичность и открытый трагизм, а также яркая театральность и глубокая исповедальность [2].

Метод музыкальных коллекций, разработанный Н. Л. Гродзенской, направлен на осуществление обучающимися подборок песен, посвященных конкретным образам, темам, композиторам, стилям, эпохам, жанрам и т. д. Например, можно предложить обучающимся собрать «коллекции» песен, посвященных образам борьбы и победы, Великой Отечественной Войне, образам любви, природы и др., из отечественных песен советского периода второй половины ХХ века. Эти коллекции могут быть оформлены в виде презентации, аудиокол-лекции, видеоколлекции и т. д. В процессе реализации данного метода студенты не только познакомятся с данным репертуаром, но и будут осуществляться мыслительные операции сравнения, обобщения и классификации, что, в конечном счете, привет к воспитательному эффекту.

В процессе освоения студентами педагогического колледжа вокальной отечественной музыки советского периода второй половины ХХ века преподаватель может использовать методы сопереживания и эмоциональной драматургии, поскольку они способствуют «проживанию» обучающимися художественного образа, заложенного в музыкальном произведении, помогают обучающимся идентифицировать себя с героями, ситуациями [5].

Метод сопереживания, разработанный Н. А. Ветлугиной, способствует постижению слушателем определенного эмоционального тона произведения, сравнению пережитых эмоций со своими прошлыми переживаниями, с переживаниями других людей. Данный метод может применяться в процессе освоения таких песен, как «Песня о далекой Родине» (муз. М. Л. Таривердиева,

сл. Р. Рождественского), «Бухенвальдский набат» (муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева) и др. Данный метод может с успехом совмещаться с методом художественного контекста, разработанным Л. В. Горюновой, в основе которого лежит выход за пределы языкового поля музыкального искусства.

Метод эмоциональной драматургии, разработанный Э. Б. Абдуллиным и Д. Б. Кабалевским, позволяет не только активизировать эмоциональное отношение обучающихся к музыке, создать на занятии атмосферу увлеченности, живого интереса, но и помочь им принять опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, заключенный в музыкальном произведении. Например, при знакомстве с музыкой к фильму «Вам и не снилось» можно начать со вступительного слова о том, какие советские фильмы студентам уже знакомы. Продолжить рассказом о самом фильме, предложить посмотреть его фрагменты. Используя вопросно-ответную форму, порассуждать о том, почему возник конфликт между главными героями и их родителями, между семьями. Кульминацией может служить песня «Последняя поэма» (муз. А. Рыбникова, сл. Р. Тагора).

Преподаватель может использовать метод создания композиций, поскольку возникновение и активизация в сознании человека ценностей осуществляется в ходе той или иной формы деятельности ценностно-ориентированного субъекта по отношению к объекту, носителю ценности, т. е. данный процесс осуществляется через музыкальную деятельность, где она выступает средством обработки информации, заложенной в музыкальном произведении, являющемся многоуровневой информационной системой. Здесь также задействуется художественное общение - деятельность, в процессе которой осуществляется эмоционально-интеллектуальная связь создателя / творца и слушателя через опосредующее звено - музыкальное произведение, несущее в себе жизненный и художественный опыт автора, информацию о его художественной концепции мира и личности, которая осваивается зрителем через «диалог» [14].

Метод создания композиций, разработанный Л. В. Горюновой, предполагающий изучение музыкального произведения через его исполнение (хоровое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку и т. д.), позволяет включить в процесс творчества обучающихся с различным уровнем музыкальных способностей, найти для каждого тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам.

Заключение. Отечественная вокаль-

ная музыка советского периода второй половины ХХ века обладает большим педагогическим потенциалом в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Предложенный репертуарный ряд, разделенный на тематические блоки (тема гражданственности, тема патриотизма, любви к Отчизне и малой Родине, тема войны, темы любви, лирики, дружбы) может использоваться преподавателями педагогических колледжей как в процессе освоения музыкально-педагогических дисциплин («Теория и методика музыкального воспитания с практикумом», «Теория и методика музыкального воспитания в дошкольном образовании», «История музыки», «Основы исполнительского мастерства по видам: вокал»), так и во внеучебной деятельности студентов.

Данный пласт отечественной вокальной музыки был использован в Свердлов-

ском областном педагогическом колледже и показал свою состоятельность. Так, например, данная музыка использовалась в ряде проектов: проект «Один в один», который проводился в форме заключительного занятия-концерта учебной дисциплины «Основы исполнительского мастерства по видам: вокал». Специфика проекта заключалась в создании студентами пародий на известных советских исполнителей (А. Веди-щевой, М. Кристалинской, М. Пахоменко, К. Шульженко, А. Герман и др.); традиционный весенний фестиваль «Цветущий май», посвященный Победе русского народа в Великой Отечественной Войне, целью которого является приобщение студентов к патриотической и военной музыке советского периода и современности средствами хорового и театрального искусства, сольного исполнительства и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буркова, Л. Ф. Формы и методы классной и внеклассной работы с учащимися педагогического колледжа / Л. Ф. Буркова // Молодые голоса : сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей / отв. ред. Ю. Г. Круглов. - Москва : РИЦ «Арьфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - Вып. 9.

2. Долинская, Е. Б. История современной отечественной музыки : учебное пособие / Е. Б. Долин-ская. - Москва : Музыка, 2001. - Вып. 3. (1960-1990). - 656 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm. - Текст : электронный.

4. Кашина, Н. И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей : монография / Н. И. Кашина. - Екатеринбург, 2014. - 184 с.

5. Кашина, Н. И. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей / Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева // Мир науки, культуры, образования. -2014. - № 5 (48). - С. 70-73.

6. Лихачев, Б. Т. Законы формирования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании / Б. Т. Лихачев // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 3. - С. 157-168.

7. Матутите, Е. А. Советская массовая песня 70-80-х годов / Е. А. Матутите. - Москва : Знание, 1982. - 128 с.

8. Мелик-Пашаев, А. А. О состоянии и возможностях художественного образования. Аналитическая записка / А. А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. - 2008. - № 1.

9. Михайлова, Т. А. Развитие музыкальной культуры студентов педагогического колледжа, как педагогическая проблема / Т. А. Михайлова / / Образование и саморазвитие. - 2010. - № 2 (18). - С. 115-119.

10. Мурзина, И. Я. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников в детских садах и школах с кадетским (казачьим) компонентом : научно-методическое пособие / И. Я. Мурзич. - Екатеринбург, 2016. - 144 с.

11. Никандров, Н. Д. Духовно-нравственное воспитание как задача современной системы образования / Н. Д. Никандров // Современное образование как открытая система : коллективная монография / под ред. Н. Г. Ничкало, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулешовой. - Москва : Институт научной и педагогической информации РАО ; ЮНИТИ-ДАНА ; ЮРКОМПАНИ, 2012. - С. 3-14.

12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: http://static.govemment.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf. - Текст : электронный.

13. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства : учебное пособие / В. Н. Холопова. - Санкт-Петербург : Лань, 2000. - 320 с.

14. Языков, Е. Л. Развитие навыков художественного общения у дирижеров-хормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе / Е. Л. Языков, Н. И. Кашина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2018. - № 32. - С. 92-100.

15. Tagiltseva, N. G. Musical culture of Belarus in the system of music education of Russian schoolchildren / N. G. Tagiltseva, K. V. Petrachkov, T. S. Bogdanova // Искусство и культура. - 2017. - № 4 (28). - С. 106-110.

REFERENCES

1. Burkova, L. F. (2003). Formy i metody klassnoy i vneklassnoy raboty s uchashchimisya pedagogicheskogo kolledzha [Forms and methods of classroom and extracurricular work with students of teacher training college]. In Kruglov, Yu. G. (Ed.). Molodye golosa : sbornik nauchno-issledovatel'skikh rabot aspirantov i soiskateley. Moscow, RITs «Ar'fa» MGOPU im. M.A. Sholokhova. Issue 9.

2. Dolinskaya, E. B. (2001). Istoriya sovremennoy otechestvennoy muzyki [History of modern domestic music]. Moscow, Muzyka. Issue 3. (1960-1990). 656 p.

nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2020. № 2

179

3. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Concept of spiritual and moral development and education of the personality of Russian citizen]. URL: http: //www.edu.ru/ db/portal/obschee/index.htm.

4. Kashina, N. I. (2014). Osvoenie det'mi i molodezh'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostey [Mastering by children and youth of traditional cultural and artistic values]. Ekaterinburg. 184 p.

5. Kashina, N. I., Tagil'tseva, N. G. (2014). Psikhologicheskie predposylki osvoeniya lichnost'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostey [Psychological prerequisites for a person to master traditional cultural and artistic values]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 5 (48), pp. 70-73.

6. Likhachev, B. T. (1999). Zakony formirovaniya i deystviya vospitatel'nykh tsennostey v obshchestvennom i individual'nom soznanii [Laws of formation and action of educational values in public and individual consciousness]. In Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. No.3, pp. 157-168.

7. Matutite, E. A. (1982). Sovetskaya massovayapesnya 70-80-kh godov [Soviet mass song of the 70-80s]. Moscow, Znanie. 128 p.

8. Melik-Pashaev, A. A. (2008). O sostoyanii i vozmozhnostyakh khudozhestvennogo obrazovaniya. Analiticheskaya zapiska [On the state and possibilities of art education. Analytic note]. In Iskusstvo v shkole. No. 1.

9. Mikhaylova, T. A. (2010). Razvitie muzykal'noy kul'tury studentov pedagogicheskogo kolledzha, kak pedagogicheskaya problema [Development of students' musical culture of teacher training college as a pedagogical problem]. In Obrazovanie i samorazvitie. No. 2 (18), pp. 115-119.

10. Murzina, I. Ya. (2016). Dukhovno-nravstvennoe i grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov v detskikh sadakh i shkolakh s kadetskim (kazach'im) komponentom [Spiritual and moral and civil-patriotic education of preschoolers and primary schoolchildren in kindergartens and schools with a cadet (cossack) component]. Ekaterinburg. 144 p.

11. Nikandrov, N. D. (2012). Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kak zadacha sovremennoy sistemy obrazovaniya [Spiritual and moral education as a task of the modern education system]. In Nichkalo, N. G., Filonov, G. N., Sukhodol'skaya-Kuleshova, O. V. (Eds.). Sovremennoe obrazovanie kak otkrytaya sistema : kollektivnaya monografiya. Moscow, Institut nauchnoy i pedagogicheskoy informatsii RAO, YuNITI-DANA, YuRKOMPANI, pp. 3-14.

12. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Development strategy of education in the Russian Federation for the period until 2025]. URL: http://static.government.ru/ media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.

13. Kholopova, V. N. (2000). Muzyka kak vid iskusstva [Music as a form of art]. Saint Petersburg, Lan'. 320 p.

14. Yazykov, E. L., Kashina, N. I. (2018). Razvitie navykov khudozhestvennogo obshcheniya u dirizherov-khormeysterov v protsesse professional'noy podgotovki v vuze [Development of artistic communication skills among choirmaster conductors in the process of professional training at a university]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. No. 32, pp. 92-100.

15. Tagiltseva, N. G., Petrachkov, K. V., Bogdanova, T. S. (2017). Musical culture of Belarus in the system of music education of Russian schoolchildren. In Iskusstvo i kul'tura. No. 4 (28), pp. 106-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.