Научная статья на тему 'Технологические аспекты создания музыкальной аудиосказки и процесс духовной коммуникации в художественном пространстве музыкального искусства и образования'

Технологические аспекты создания музыкальной аудиосказки и процесс духовной коммуникации в художественном пространстве музыкального искусства и образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудиосказка / формирование личности / воспитание / образование / духовная коммуникация / audio fairy tale / personality formation / upbringing / education / spiritual communication

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И. Б. Горбунова, К. Ю. Плотников, M. C. Золотникова

Осуществление процесса духовной коммуникации в художественном пространстве музыкального искусства и образования становится реальным воплощением современной гуманистической образовательной парадигмы. Формирование личности, способной вести позитивно окрашенный диалог с окружающим миром, вступать в общение, способствующее ее становлению и развитию, постоянному духовному росту, – важнейшая задача педагогической науки. В статье анализируются возможности формирования у ребенка духовно-нравственных ценностей посредством звука, музыки, художественно-образная природа которой как нельзя лучше соответствует особенностям данного периода развития человека. Особое значение среди всех остальных музыкальных жанров в этот момент имеет сказка, музыкальная аудиосказка, в которой проявляются свойственные именно детскому мироощущению черты. Авторы статьи акцентируют своё исследование на рассмотрении технологических аспектов создания музыкальной аудиосказки, формировании посредством синтетического многожанрового произведения процесса духовной коммуникации в художественном пространстве музыкального искусства и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — И. Б. Горбунова, К. Ю. Плотников, M. C. Золотникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF CREATING A MUSICAL AUDIO TALE AND THE PROCESS OF SPIRITUAL COMMUNICATION IN THE ARTISTIC SPACE OF MUSICAL ART AND EDUCATION

The use of the process of spiritual communication in the artistic space of musical art and education becomes a real embodiment of the modern humanistic educational paradigm. The most important task of pedagogical science is to form a person who is able to conduct a positive dialogue with the surrounding world, to enter into communication that contributes to its formation and development, constant spiritual growth. The article analyzes the possibilities of forming a child’s spiritual and moral values through sound, music, the artistic and imaginative nature of which corresponds to the peculiarities of this period of human development. Of particular importance among all other musical genres at this moment is a fairy tale, a musical audio tale, in which the characteristic features of children’s worldview are manifested. The authors of the article focus their research on the consideration of technological aspects of creating a musical audio tale, the formation of the process of spiritual communication in the artistic space of musical art and education through a synthetic multi-genre work

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты создания музыкальной аудиосказки и процесс духовной коммуникации в художественном пространстве музыкального искусства и образования»

нительный сравнительный анализ эмоционально-личностных особенностей обучающихся на отделении «Инструментальное исполнительство» и «Вокальное искусство» в зависимости от типа ПЛО показывает статистически значимые различия между группами амбидекстров. Музыканты-инструменталисты демонстрируют более высокие средние значения тревожности (р < 0,04) по сравнению с вокалистами.

Обучающихся на отделении «Вокальное искусство» всех типов ПЛО отличает повышенный уровень эмоциональной устойчивости, социальной смелости, экспрессивности, эмоционально окрашенной динамичности общения, экстраверсии, пониженный уровень тревожности.

Инструменталистов, главным образом амбидекстров, с симметрией функций в мануальной сфере типа ПЛО отличает эмпатия, эмоциональность, повышенная тревожность, интроверсия.

Таким образом, показано, что преобладание тех или иных признаков в типе профиля ПЛО (правосторонних, симметричных или левосторонних) ведет к изменениям латеральной стратегии переработки и регуляции психических процессов; эмоционального фона, эмоциональных и личностных особенностей как внутри групп, так и между группами различных музыкальных специализаций.

На основании сказанного нами делаются следующие выводы.

1. Существуют различия в характере распределения типов профиля латеральной организации (ПЛО) функций в различных выборках испытуемых. Среди музыкантов, обучающихся на отделении «Инструментальное исполнительство», увеличивается число амбидекстров - испытуемых с одинаковым развитием функций обеих рук, доминированием симметричных и левосторонних признаков в типах ПЛО по сравнению с музыкантами, обучающимися на отделении «Вокальное искусство».

В профиле латеральной организации музыкантов всех специализаций выявлено правополушарное доминирование по сравнению с учащимися, не имеющими музыкального образования.

Исследование позволило показать связь межполушарной асимметрии с предрасположенностью к определенной деятельности и успешностью ее выполнения.

Библиографический список

2. Доминирование правосторонних, симметричных или левосторонних признаков в типе ПЛО определяет латеральную стратегию, связанную с целым комплексом свойств и состояний, и позволяет выявить индивидуальные различия испытуемых. По мере накопления симметричных и левосторонних признаков в профиле латеральной организации выявлено снижение эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости; рост тревожности и беспокойства среди всех музыкантов: и инструменталистов, и вокалистов; среди инструменталистов в наибольшей степени за счет большей выраженности правополушарного доминирования как в типе ПЛО, так и в частоте его распределения.

3. Выявлены различия между инструменталистами и вокалистами в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. Инструменталистам, особенно группе амбидекстров, свойственна эмпатия, эмоциональность, повышенная тревожность. Вокалистов отличает повышенный уровень эмоциональной устойчивости, социальной смелости, экспрессивности, эмоционально окрашенной динамичности общения, экстраверсии; пониженный уровень тревожности.

Наличие определенных признаков в типе ПЛО (правосторонних, симметричных или левосторонних) позволяет описать психологические портреты различных групп испытуемых на новой для данного типа исследований выборке -музыкантах различных специализаций: «Инструментальное исполнительство» и «Вокальное искусство».

Проведенное исследование позволяет дополнить и уточнить современные представления о характере распределения типов ПЛО на новой для данного направления исследований выборке испытуемых (музыкантов разных специализаций: инструменталистов и вокалистов); о связи типа ПЛО с эмоционально-волевыми, коммуникативными особенностями и характером специализации в музыкальном творчестве.

В исследовании показаны индивидуально-психологические различия музыкантов различных специализаций (инструменталистов и вокалистов).

Знание, глубокое понимание и учет этих различий при психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса позволит более полно раскрыть творческий потенциал и способности обучающихся в области музыкального творчества.

1. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Москва: Педагогика, 1985; Т. I.

2. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Москва: Педагогика, 1985; Т.II.

3. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс +, 2005.

4. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва: Таланты - XXI век, 2004.

5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Москва: Юрайт, 2017.

6. Хомская Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. Москва: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1997.

7. Хомская Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. Москва: Издательский центр «Академия», 2011.

8. Панюшева Т.Д. Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2010.

9. Хомская Е. Д. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Москва: Издательство МГУ 1995. References

1. Teplov B.M. Izbrannye trudy: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 1985; T. I.

2. Teplov B.M. Izbrannye trudy: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 1985; T.II.

3. Golubeva 'E.A. Sposobnosti. Lichnost'. Individual'nost'. Dubna: Feniks +, 2005.

4. Kirnarskaya D.K. Psihologiya special'nyh sposobnostej. Muzykal'nye sposobnosti. Moskva: Talanty - XXI vek, 2004.

5. Petrushin V.I. Muzykal'nayapsihologiya. Moskva: Yurajt, 2017.

6. Homskaya E.D. i dr. Nejropsihologiya individual'nyh razlichij. Moskva: Izdatel'stvo «Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo», 1997.

7. Homskaya E.D. i dr. Nejropsihologiya individual'nyh razlichij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2011.

8. Panyusheva T.D. Mezhpolusharnaya organizaciya sluhovyh idvigatel'nyh funkciju muzykantov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2010.

9. Homskaya E. D. i dr. Metody ocenkimezhpolusharnojasimmetriiimezhpolusharnogo vzaimodejstviya. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1995.

Статья поступила в редакцию 31.03.20

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies",

Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

Plotnikov K.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies",

Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: zvukimus@mail.ru

Zolotnikova M.S., Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia),

E-mail: mzolotnikova@yandex.ru

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF CREATING A MUSICAL AUDIO TALE AND THE PROCESS OF SPIRITUAL COMMUNICATION IN THE ARTISTIC SPACE OF MUSICAL ART AND EDUCATION. The use of the process of spiritual communication in the artistic space of musical art and education becomes a real embodiment of the modern humanistic educational paradigm. The most important task of pedagogical science is to form a person who is able to conduct a positive dialogue with the surrounding world, to enter into communication that contributes to its formation and development, constant spiritual growth. The article analyzes the possibilities of forming a child's spiritual and moral values through sound, music, the artistic and imaginative nature of which corresponds to the peculiarities of this period of human development. Of particular importance among all other musical genres at this moment is a fairy tale, a musical audio tale, in which the characteristic features of children's worldview are manifested. The authors of the article focus their research on the consideration of technological aspects of creating a musical audio tale, the formation of the process of spiritual communication in the artistic space of musical art and education through a synthetic multi-genre work.

Key words: audio fairy tale, personality formation, upbringing, education, spiritual communication.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского

государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

К.Ю. Плотников, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского

государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: zvukimus@mail.ru

М.С. Золотникова, зав. учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного

педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е^И: mzolotnikova@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ АУДИОСКАЗКИ И ПРОЦЕСС ДУХОВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

Осуществление процесса духовной коммуникации в художественном пространстве музыкального искусства и образования становится реальным воплощением современной гуманистической образовательной парадигмы. Формирование личности, способной вести позитивно окрашенный диалог с окружающим миром, вступать в общение, способствующее ее становлению и развитию, постоянному духовному росту, - важнейшая задача педагогической науки. В статье анализируются возможности формирования у ребенка духовно-нравственных ценностей посредством звука, музыки, художественно-образная природа которой как нельзя лучше соответствует особенностям данного периода развития человека. Особое значение среди всех остальных музыкальных жанров в этот момент имеет сказка, музыкальная аудиосказка, в которой проявляются свойственные именно детскому мироощущению черты. Авторы статьи акцентируют своё исследование на рассмотрении технологических аспектов создания музыкальной аудиосказки, формировании посредством синтетического многожанрового произведения процесса духовной коммуникации в художественном пространстве музыкального искусства и образования. Ключевые слова: аудиосказка, формирование личности, воспитание, образование, духовная коммуникация.

В многочисленных исследованиях современных ученых-социологов, культурологов, психологов отмечается нарастающий процесс дегуманизации бытия, ведущий к отчуждению личности, усложняющий для нее возможности социального взаимодействия, бытовой, производственной коммуникации, межличностного общения, что, в свою очередь, создает предпосылки для возникновения различных проявлений девиантного поведения. Формирование личности, способной вести конструктивный и позитивно окрашенный диалог с окружающим миром, вступать в общение, способствующее ее становлению и развитию, постоянному духовному росту, - важнейшая задача педагогики в целом и музыкального образования в частности.

Осуществление процесса духовной коммуникации в художественном пространстве музыкального искусства и образования становится реальным воплощением гуманистической образовательной парадигмы, одухотворенной и пронизанной чувством любви и согласия. Музыкальное искусство становится средой такой духовной коммуникации, средой рождения и развития эстетической эмпатии, необозримым раскрывающимся пространством творчески-созидательной деятельности, формируя у человека (ученика, педагога) чувство «сопричастности» (термин И.О. Товпич, 2020) к некоему коллективному целому. При этом надо помнить, что сознание, выражаемое через слово «мы», есть естественная основа всякого индивидуального самосознания, всякого «я». В качестве ценности может выступать общепризнанный идеал, социальное представление, какими должны быть те или иные атрибуты общественной жизни. Ценностью также может быть произведение культуры, искусства. На уровне личности ценности образуют ядро ее структуры, выступая в качестве важной, наиболее глубинной и непротиворечивой (на уровне внутриличностного «консенсуса») в формирующемся «я» константы мотивации человеческих запросов, поступков и т.д. Ценности социально обусловлены и носят двойственный характер: с одной стороны, они конвенциональны и представляют собой отпечаток общественных идеалов, а с другой - индивидуальны, потому что в них находит отражение жизненный опыт отдельного индивидуума.

Если говорить о формировании у ребенка духовно-нравственных ценностей посредством звука, музыки, то можно сказать следующее: особенности музыкального искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше соответствует особенностям данного периода развития человека. Особое значение среди всех остальных музыкальных жанров в этот момент имеет музыкальная аудиосказка, ведь в ней сосредоточено то, что свойственно именно детскому мироощущению: метафорическое мышление, синтез реального и фантастического, пронизывающее всё деятельное игровое начало, непременно торжествующее добро и т.п.

Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни. Ее содержание может меняться под влиянием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях целенаправленно и грамотно выстраиваемого воспитания, способствующего формированию духовно богатой личности. Ничем не заменимое значение имеет фольклор (в том числе народные сказки, потешки, наигрыши, песни). На основе складывающегося веками миросозерцания, миропонимания и самосознания нации народное музыкальное воспитание способствует обогащению музыкального и жизненного опыта личности, ее социализации на всех возрастных этапах. Одним из таких средств, которые позволяют ребенку (и чаще всего находящемуся рядом с ним значимому взрослому - маме, бабушке, другим членам семьи, воспитателю и

т.п.), искренне погружаясь в сюжет сказки и отождествляя себя с её положительными персонажами через синтетическое моторно-двигательное, аудиовизуальное проживание/нахождение в музыке, является музыкальная аудиосказка - синтетическое многожанровое произведение.

ЕДИНСТВО И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО

Возможности реализации создания/записи музыкальной аудиосказки

Тот уровень развития современных информационных технологий (ИТ), который в настоящее время представлен программно-аппаратной частью музыкально-компьютерных технологий (далее - МКТ) [1], позволяет невозможное всего лишь 2 - 3 десятилетия назад: практически любой пользователь современной компьютерной техники без дорогостоящего оборудования и длительного обучения способен создать/записать музыкальную аудиосказку. Выполнение операций, алгоритмически схожих и знакомых по работе с другими видами (текстовой, графической) информации (создание/сохранение, изменение, перенаправление), открывает нашему современнику путь к творчеству с использованием музыкального звукозаписывающего (звукорежиссерского) оборудования (это в первую очередь программы-приложения, устанавливаемые на стационарном компьютере, ноутбуке, а также и на смартфоне). Обеспечить успех реализации подобных идей способны:

- та мотивация, которая в основе своей имеет желание сделать жизнь ребёнка счастливой, интересной,

- накапливаемый в ходе осуществления (не)удачных попыток опыт работы со звуком и расширяющееся освоение интерфейса, программного обеспечения и возможной аппаратуры.

Арсенал возможных средств могут составить:

- программы-секвенсоры, которые позволяют записывать и обрабатывать рабочий материал;

- банки инструментов, дополнительные сэмплы, программы-плагины, предоставляющие пользователю широкий спектр возможностей для воплощения художественных замыслов, разнообразных эффектов.

Возможные ограничения осуществления творческого процесса в этом плане могут быть связаны только лишь уровнем информирования того, кто работает над записью музыкальной сказки.

Рассматривая основные средства выражения замысла музыкальной ауди-осказки как синтетического жанра, стоит назвать собственно литературный художественный арсенал: слово, драматургию, сюжет и другое, а также речь, музыку и различные звуковые эффекты.

Переходя от обзора сугубо технологических аспектов создания аудиосказ-ки к их взаимосвязи с оснополагающей художественно-выразительной частью, отметим, что важнейшее значение имеют аудиоголосовые характеристики образов-персонажей (озвучиваемые иногда разными, а иногда одним/одними и тем/ теми же «артистом»/артистами), а также создание звукововой атмосферы конкретных сюжетных перипетий (шум ветра, голоса птиц, зверей, звуки природы, шаги, звон разбитого предмета и т.д.).

Выбранный вариант (какая-либо версия) программы-секвенсора позволяет записывать и обрабатывать рабочий материал музыкальной аудиосказки. При этом можно воспользоваться находящимися в открытом доступе бесплатными (и платными, содержащими еще более значительную базу) банками инструментов, дополнительными сэмплами, программами-плагинами, обеспечивающими разнообразие возможностей для воплощения художественных замыслов.

Этапы создания/записи музыкальной аудиосказки

Можно выделить такие основные этапы создания/записи музыкальной аудиосказки:

1) выбор и/или самостоятельное/с чьей-то помощью редактирование/ сочинение литературной основы замышляемого произведения,

2) написание сценария (сначала/параллельно литературного, далее/одновременно собственно сценария аудиосказки), в том числе определение сюжетных линий, характеристик героев и многое другое,

3) сочинение/подбор музыки согласно замышляемому образу каждого героя и событиям сюжетной линии,

4) запись голосов/голоса актёров/актёра,

5) сведение композиции и последующая доработка, мастеринг

Так как жанр именно музыкальной сказки, в том числе и в её аудиверсии, подразумевает значительную роль музыки, при создании/проработке образа каждого героя (или, по крайней мере, главных героев) почти всегда используется песня. Это объяснимо тем, что песня является не только самым демократичным музыкальным жанром, но и для детей (главного адресата такой задумки) - это понятный и любимый жанр.

Поэтическими (или прозаческими) текстами к песняммогут статьстихот-ворения известных или неизвестных авторов, собственные сочинения самого ребёнка или его родственников, а также фольклор. При этомнадо себаотда-вать отчёт, что мы здесь, как и в других поступках, ситуацияхвыбораформв-руем, с одной стороны, художественный вкус и на его основе - критическое мышление, с другой стороны, - активную жизненную и творческо-созидатель-ную позицию.

Процесс сочинения музыки может включать в себя применение разнообразных технических средств: MIDI-клавиатуры, программы-секвенсора Steinberg Cubase (в том числе использующейся для того, чтобы принимать и выводить сигналы с MIDI-клавиатуры), акустической системы, представленной имеющимися/ арендуемыми колонками, наушниками.

При дальнейшей записи тем (мелодий), их аранжировке можно задействовать арсенал средств программы-приложения Steinberg Cubase.

Действия, обозначенные в предыдущем абзаце, укладываются в таосжау-горитм:

- запись мелодии/темы (соло инструмента);

- гармонизация мелодии/темы с выбором и проверкой вариантов аранжировки самой мелодии/темы в совокупности с голосами сопровождения, для каждого из которых подбирается звучание определённого тембра, в конкретном динамическом балансе и панорамном расположении с остальной частью музыкальной фактуры;

- финальной частью таких действий становится сведение музыкальной композиции (трека); попутно добавим, что гармонизация может выполниться с использованием MIDI-клавиатуры.

Инструментарий создания/записи музыкальной аудиосказки

Процесс создания музыки происходил при помощи технических смедьтв, таких как MIDI-клавиатура; программа-секвенсор Steinberg Cubase; акустическая система (колонки, наушники). Процесс создания музыки иворчевкьй и увлеван тельный. На этапе аранжировки большие возможности предоставляет обращение к банкам VST инструментов, Sonar, Kontakt, сэмплы Ильи Ефимова, Russian Masters, а также - к рабочей станции HALion Sonic, котораьтозволячт вь^иратв инструменты и редактировать их параметры при помощи эквализации, реверберации, дилея, фленджера и пр. (в процессе сведения муз ыкальнойкомгюзуции, микса). Программы-плагины дополняют список функций секвенсора (устанавливаются отдельно, но встраиваются в основную программу). При сведении микса (музыкальной композиции), к примеру, необходимы такие программы, как анализаторы спектра (к примеру, Waves PAZ Analyzer, в которой можно наглядно проследить динамические и частотные процессы звуковой волны и отрегулировать их параметры в окне семплера).

Дальнейшая запись мелодии и её аранжировка при помощи систем музыкального программирования [2, 3] требуют уже других навыков - навыков звукорежиссуры и поступенного редактирования музыкального материала. Работа с программой носит системный, алгоритмический характер, укладываясь в последовательность действий: запись мелодии/темы; гармонизация; подбор инструментов, аранжировка; предварительное и окончательное сведение музыкальной композиции (трека).

Выбор виртуальной студии: программа Steinberg Cubase.

Запись мелодии проводилась с помощью MIDI-клавиатуры (рис. 1):

Далее приступают к гармонизации мелодии. В процессе гармонизации может быть использована MIDI-клавиатура; редактирование музыкального материала можно осуществлять с помощью функции Piano Roll (рис. 2).

Рис. 1. Процесс записи мелодии

Рис. 2. Гармонизация мелодии с использованием Piano Roll

После того, как было создано поле музыкальной композиции, мы приступили к аранжировке. Мы пользовались банками VST-инструментов, Sonar, Kontakt, сэмплами Ильи Ефимова, Russian Masters (рис. 3):

Рис. 3. Окно банка инструментов

Рис. 4. Окно рабочей станции HALion Sonic

На рис. 4 изображено окно рабочей станции HALion Sonic, которая позволяет выбирать инструменты и редактировать их параметры при помощи эквализа-ции, реверберации, дилея, фленджера и пр. Данный процесс используется и при сведении музыкальной композиции, микса:

При сведении микса (музыкальной композиции) необходимы такие программы, как анализаторы спектра. Waves PAZAnalyzer-одна из программ-плагинов. Здесь мы можем наглядно проследить динамические и частотные процессы звуковой волны и отрегулировать их параметры в окне семплера. Этот процесс показан на рис. 5.

Коррекции тона и длительности осуществляют с помощью программы Sound Forge, встроенного корректора тона по высоте - питч-шифтера (рис. 8).

йй $ f:

О В :

ИИ

нетп i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Спектроанализатор Waves PAZ Analyzer

Следующий этап — сведение. При создании нашей музыкальной аудио-сказки процесс сведения происходил согласно всем закономерностям музыкального программирования. Исходя из того, что музыкальный материал должен быть сбалансирован по частотам, громкости и другими характеристикам, инструменты отдельных линий фактуры должны звучать рельефно, но в ансамбле, а конечный вариант должен иметь форму стереофонической фонограммы, мы произвели ряд манипуляций при помощи программных средств согласно следующему ал-горитмусведения:

• выстраивание спектрального баланса;

• динамическая обработкаи временная организация треков;

• выстраиваниемузыкальногобалансаипостроение формы;

• построениевиртуального пространства;

• финальноемикширование.

Финальную обработку (компрессию, нормализацию) мы производили в программе обработки звука (аудио редакторе) Sound Forge. На рис. 6 показана наша фонограммаввиде осциллограммы в Sound Forge:

Рис. 8. Питч-шифтер Sound Forge

Реализовав замысел характера голосов героев музыкальной аудиосказки, приступили к созданию целого микса - самой музыкальной аудиосказки. В качестве окончательного профессионального сведения была выбрана программа для создания и монтажа видео Sony Vegas Pro: удобство и скорость всех процессов, присоединение дополнительных программ, коррекция любого параметра микса, контактная работа с другими программами, например, Sound Forge, определили выбор в пользу данной программы. На рис. 9 показан процесс монтажа аудиотреков.

Рис. 6. Процесс нормализации песни

Обычно, промежуточный результат записи не является желаемым поряду признаков, для устранения недочётов можно использовать программу Melodyne Editor: повышение / понижение тона голоса, корректировка голосовой фо рманты и др. (рис. 7).

Рис. 7. Рабочее окно программа Melodyne Editor

Рис.9. Монтажаудиотреков в программе Sony Vegas Pro

Окончательнуюсборкуможно также произвести в программе Cubase.

На этапе заключительной доработки, мастеринга, производят импорт ком-лозицииводинфайл, нормализацию, динамическую обработкуидр.

Результат целостного технологического и художественного оформления создауояйнлисиюозыкавьдоуфказкнможетцказальцуид финалюныу, а промежуточным итогом, что потребует дополнительной творческой и тех-ндлогидескоИ ддяиельоосзи длеуедлизадиюхудкжествдиногдзавныла и его воплощения.

Ю й дабора-

тории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного ун ивериитеоазмениМ.И. Геыщони.дп ыт лдоирдендя за ияоиО со студентами, слушателями программ повышения квалификации и професси-онадинвйпереподгоиобки; првведённийаннлю тнxнoеoнииФжидннп-ктовcoз-дания музыкально-творческих проектов, представляемых учащимися различных ай^^ыд^^е^ь^здх учнофгдииOндзoнкyютaцб фecусвнляицвбцчeиовд(cpeфи кд-торых Всероссийский конкурс электроакустической музыки для одарённых детей «ОЕХО»,цсероссг|ИсинНфентивп1Мг конгудс с мылщуааюддиым очвстием«КЛЛ-РИНИ XXI века» и др.), позволяет сделать следующие выводы:

1. CoзиенвeTзапкcулузиlпaльной аудВflнкaики-ибflдддc творческойыеыд лизации такой идеи и формы, которая потенциально содержит в себе значитель-бый внылитабельнюю пдтснциыл.

2. Сама процедура создания/записи музыкальной аудиосказки пред-^■^од^н^а ызаюмдсвузн- тдхдолнгичдбкого и xудACсcпвeнбflГflгЭдтеоивоcкдгл компонентов и может быть осуществлена не только специалистом, имеющим rlTбCдccсoкдльноуибснздвапие пм дaннoмззиoфблю (ивзкебeы«ccыоa, аааны

ЖИрЮВКц^оО И ЛTбИЦДCбД,BйBOПBaЮ ЩИMB-ЗMИЖВбCTИЦOЗЦДбДHHПЫOДДHOЛOы

гий.

а Тетнаеoгичдcквя ч асттаpoтдcуaсa-oтлвaпаyз ыкюльоой аддидсыазкой имеет программно-аппаратную поддержку в разнообразии инструментария музы-кл(ьзo-кoмнlгЮтоpнйlxтюxуылогий д - ф.Всу пвcю-дякaтддвнoутвлыйнсвой мы жет быть представлена в виде определённых этапов (выбор литературной основы , сознануд сцонаюиы, додббыоцзмкадьногп маддртазд, оиущоутвлдиие залисн

отдельных аудиотреков, итоговое сведение). Описание отдельных технологических действий может быть представлено через алгоритм ряда следующих друг за другом операций, соединяясь воедино согласно принципам функционирования комплексной модели семантического пространства музыки и аудиовизуальных искусств [8 - 10].

4. Оценка художественной части создаваемой/записываемой музыкальной аудиосказки, во-первых, включает в себя оценку качества выполнения техно-

Библиографический список

логических процедур, во-вторых, носит более субъективный характер, что нуждается в дополнительных исследованиях.

5. Все вышеперечисленные аспекты создания музыкально-творческих проектов, одним из примеров которого является музыкальная аудиосказка, содействуют процессу духовной коммуникации в художественном пространстве музыкального искусства и образования [11 - 12], позволяют воплотить ключевые идеи гуманистической образовательной парадигмы.

1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2004: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. 2004: 52 - 55.

2. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016; № 9: 97 - 101.

3. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской Международной конференции. 2014: 320 - 321.

4. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

5. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества и феномен музыкальной культуры. Общество: философия, история, культура. 2017; № 2: 87 - 92.

6. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. 2018: 23 - 28. Budapest, Hungary. DOI: https://doi.org/10.17758/ URUAE4.UH10184023

7. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. International Conference Proceedings. 2018: 144 - 149. Paris, France. DOI: https://doi.org/10.17758/ URUAE2.AE06184024

8. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Проблемы музыкальной науки. 2018; № 4 (33): 55 - 64. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.055-064

9. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразоеании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

11. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузыка. 2016; № 6: 3. Available at: http:// mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

12. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. К вопросу реализации образовательного потенциала музыки в контексте современного информационного социокультурного пространства. Информация и образование: границы коммуникаций. 2016; № 8 (16): 116 - 118.

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni N.A. Rimskogo-Korsakova. 2004: 52 - 55.

2. Gorbunova I.B. "Avtomaticheskie kompozicii" kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 9: 97 - 101.

3. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 320 - 321.

4. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

5. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2017; № 2: 87 - 92.

6. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. 2018: 23 - 28. Budapest, Hungary. DOI: https://doi.org/10.17758/ URUAE4.UH10184023

7. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. International Conference Proceedings. 2018: 144 - 149. Paris, France. DOI: https://doi.org/10.17758/ URUAE2.AE06184024

8. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Problemymuzykal'nojnauki. 2018; № 4 (33): 55 - 64. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.055-064

9. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

11. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; № 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

12. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. K voprosu realizacii obrazovatel'nogo potenciala muzyki v kontekste sovremennogo informacionnogo sociokul'turnogo prostranstva. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2016; № 8 (16): 116 - 118.

Статья поступила в редакцию 31.03.20

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

Plotnikov K.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: zvukimus@mail.ru

TRAINING USING VIDEO CONTENTS: ON THE PROBLEM OF OBTAINING MEANINGFUL METADATA. Recently, e-learning, including distance learning, has become more and more relevant. One of the main problems of such training is the search for the optimal combination of traditional training and those innovations that are associated with the tools of information and communication technologies; the permanent appearance/disappearance of options and models used in the educational process - technical devices, specialized software, and so on; the avalanche-like nature of the discovery/emergence of new facts and relationships that are important in organizational, methodological, educational, etc. relations and others. The authors of the article attempt to conduct a factual analysis of the experience of using video content by international and domestic scientists working in the field of pedagogical science and practice, search for methodological ways to resolve the identified methodological problems, and provide recommendations based on the analysis of methodological aspects of training using video content. Key words: educational video content, video material, video resource, metadata.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru К.Ю. Плотников, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: zvukimus@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.