УДК 378
Bakumenko M.N., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Novosibirsk State Conservatory n.a. M. I. Glinka (Novosibirsk, Russia),
E-mail: mb63@yandex.ru
ON SOME FEATURES OF THE CONTENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS RELATED TO THE USE OF ELECTRONIC KEYBOARD MUSICAL INSTRUMENTS. The development and wide spread of electronics and multimedia in the arts every year more and more reflected in the trends of music education. The use of electronic keyboard instruments is associated with the use of computer programs in music training. This aspect is becoming more and more relevant every year, as together with the growth of computer technology capabilities appear more advanced software products. Music education at the primary, secondary or university levels should be inextricably linked to the musical practice of modernity, which is an antagonism of the academic direction and mass genres. The article considers the features of the contents of educational programs related to the use of electronic keyboard musical instruments.
Key words: electronic musical instruments, musical education, keyboard synthesizers.
М.Н. Бакуменко, канд. искусствоведения, доц. Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки,
г. Новосибирск, E-mail: mb63@yandex.ru
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ КЛАВИШНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Развитие и широкое распространение электроники и мультимедиа в искусстве с каждым годом все больше отражается на тенденциях музыкального образования. Применение клавишных электронных инструментов сопряжено с использованием компьютерных программ в музыкальном обучении. Данный аспект с каждым годом становится все более актуальным, так как вместе с ростом возможностей компьютерных технологий появляются более совершенные программные продукты. Музыкальное образование начального, среднего или вузовского уровней должно быть неразрывно связанным с музыкальной практикой современности, которая представляет собой антагонизм академического направления и массовых жанров. Рассмотрению особенностей содержания образовательных программ, связанных с применением электронных клавишных музыкальных инструментов, посвящена статья.
Ключевые слова: электронные музыкальные инструменты, музыкальное образование, клавишные синтезаторы.
Развитие и широкое распространение электроники и мультимедиа в искусстве если не повлияло, то с каждым годом все больше отражается на тенденциях музыкального образования. Зачастую, применение клавишных электронных инструментов сопряжено с использованием компьютерных программ в музыкальном обучении. Данный аспект с каждым годом становится все более актуальным, так как вместе с ростом возможностей компьютерных технологий появляются более совершенные программные продукты. Электронные музыкальные инструменты, в силу своей специфики, совершенствуются не столь быстро, как компьютеры, однако, разработчики синтезаторов прилагают все усилия для того, чтобы с каждым годом максимально приблизить звучание инструментов к акустическим тембрам. Несомненно, музыкальное образование начального, среднего или вузовского уровней должно быть неразрывно связанным с музыкальной практикой современности, которая представляет собой антагонизм академического направления и массовых жанров.
Инструменты, появившиеся несколько десятилетий назад, пока лишены определенных укоренившихся традиций исполнительства, и рассчитаны, в первую очередь, на исполнение современной эстрадной, популярной музыки. В то же время, производители электронных инструментов идут навстречу требованиям академического музыкального образования. Достаточно привести в пример пакет расширения «Симфоническая музыка», созданный в 2015 году компанией Yamaha для расширения репертуара учащихся на электронных инструментах в область классической музыки.
В отечественной учебной практике программы, охватывающие как работу с электронными инструментами, так и область музыкальной информатики, создаются для курсов в ВУЗах, ССУ-Зах, начальном музыкальном образовании. Кроме того, некоторые методики раннего развития детей также могут включать в себя изучение и применение электронных инструментов. Данные методики становятся первыми шагами внедрения электронных инструментов в музыкально-образовательный процесс.
Все современные электронные инструменты имеют возможность подключения к компьютеру и другим устройствам через MIDI-порт. Благодаря средствам MIDI возможны такие виды деятельности в классе электронных музыкальных инструментов, как аранжировка, совмещение нескольких клавиатур, тонкая работа с параметрами электронных инструментов. Многие инструменты позволяют осуществлять MIDI-запись музыкальных партий, функции некоторых синтезаторов предполагают возможность
создания собственных тембров, семплирования, записи вокала. Использование этих функций требует знаний в области музыкальной акустики, элементы которой обязаны быть включены в программу.
Для образовательных программ, связанных с применением электронных клавишных музыкальных инструментов, свойственна высокая степень междисциплинарных связей с предметами теоретического цикла и смежными дисциплинами. Эта связь порой достигает уровня симбиоза, так как множество форм работ при использовании электронных инструментов не может существовать без теоретического фундамента. Для аранжировоч-ных рабочих станций типично наличие функций, казалось бы, несколько снижающих требования к технике исполнителя: это автоматизация исполнительского процесса средствами арпед-жиатора, автоаккомпанемента, воспроизведения музыкальных фрагментов из памяти инструмента (мультипэдов). Работа над техникой исполнителя, таким образом, как бы отходит на второй план: то, что не сможет сделать человек, за него сделает машина. Можно сделать вывод, что сфера исполнительства на электронных инструментах вовсе не вписывается ни в традиционное музыкальное образование, ни в область искусства в целом, однако, это совсем не так. Причина в том, что синтезаторы позволяют воплощать художественные образы не только, и не столько за счет многогранной передачи штрихов, нюансов исполнителем, но также и за счет работы исполнителя с готовыми моделями -как звуковыми (тембры музыкальных инструментов, семплы), так и стилевыми (ритмоинтонационные паттерны) [1; 2].
Возможности синтезатора поистине безграничны, и исполнитель, в первую очередь, становится аранжировщиком, и лишь затем - исполнителем [3; 4; 5]. Задачей преподавателя, таким образом, становится сбалансированное распределение материала, направленного как на выработку технических исполнительских навыков, так и, не в меньшей степени, на освоение теоретических знаний, так как без знаний в определенных областях, на которых мы остановимся далее, эффективное использование синтезатора невозможно. Неотъемлемой составной частью теоретических сведений является сопутствующая техническая информация, относящаяся не только к теории музыки, но и к сфере музыкальной акустики и информатики [4; 6].
Итак, разграничим области, которые затрагивает творчество на электронных клавишных музыкальных инструментах. Во-первых, это область инструментоведения. Она включает в себя изучение оркестровых групп, инструментов симфонического,
эстрадного, джазового оркестров. Помимо базовых знаний ин-струментоведения, закладываемых в курсе музыкальной литературы и слушания музыки, в классе синтезатора осуществляется изучение этнических, электронных групп тембров. Практическое применение эта область находит в аранжировке, которая может включать в себя как инструментовку, так и запись музыкальных фонограмм с использованием секвенсора.
Важной сферой, охватывающей часть обучения на электронном инструменте, становится элементарная теория музыки и сольфеджио. При аранжировке и исполнении музыкальных произведений, большое внимание уделяется выразительным особенностям различных стилевых моделей и направлений эстрадной музыки: это ритмоинтонационные формулы бальных и народных танцев, строение фактуры музыки различных жанров - от военного марша до джаза и современной танцевальной музыки. Возможность записи и редактирования музыкального материала формируют интерактивные формы работы с синтезатором, которые всегда находят живой интерес у учащихся [7; 8]. При этом, такие формы работы направлены, прежде всего, на развитие мелодического, гармонического слуха, чувства ритма, а в след за этим, и исполнительских навыков.
Изучение специфики микширования, рассмотрение различных звуковых эффектов, методов обработки звука связывают обучение на синтезаторе с областью звукорежиссуры. К этой же сфере отнесем основные положения музыкальной акустики и информатики, без которых невозможно понимание принципов работы синтезатора [6]. В этой связи образовательные программы должны включать в себя рассмотрение общих физических, акустических процессов, сущности функционирования технологии MIDI.
Совмещение работы синтезатора с компьютером позволяет значительно расширить возможности современного музыканта: это использование программного секвенсора, программ аранжировки и звуковых редакторов [9]. Синтезатор, в этом случае, становится одним из вспомогательных инструментов. Существует большое количество компьютерных программ раннего развития детей, включающих в себя множество игр и форм работы, где ярко представлена визуальная составляющая [10; 11], за счет чего, обучение музыке становится более быстрым и продуктивным, достаточно привести в пример получившую широкое распространение систему обучения «Soft Way to Mozart» [12].
Указанные области знания изучаются при помощи синтезатора в тесной связи с практикой и со слуховым опытом, что делает освоение материала гораздо более прочным. Широкое поле для экспериментов становится доступным и ученик тут же может услышать все изучаемые элементы музыкальной выразительности или создать звуковой пример с использованием определенных элементов теории музыки.
Одной из самых важных особенностей игры на синтезаторе является необходимость освоения основных принципов аранжировки, которая является неотъемлемым компонентом музыкальной деятельности исполнителя. Основной формой работы при обучении на электронных инструментах, таким образом, становился аранжировка и исполнение произведений. Вокруг этой деятельности сконцентрированы другие, задачи - как теоретического, так и чисто технического плана.
Важную роль в воспитании музыканта на уроках синтезатора играют различные игры, направленные на развитие памяти, музыкального слуха. Программируя синтезатор, преподаватель может ставить определенные дидактические задачи, направленные на отработку определенных навыков. Становятся доступными такие формы работы, как слуховой анализ, тембровая, стилевая викторины, упражнения для развития навыков импровизации и многие другие.
Наработка различных приемов работы с МЮ1-партитурой (редакция музыкальных фонограмм) и аудио-материалом способствует формированию навыков записи электронных и концертных (предполагающих живое исполнение) аранжировок. Основы теории музыкальной акустики и информатики, такие как физическая природа звука, МЮ1-технологии поучаются учеником в неразрывной связи с практикой, непосредственно при работе с музыкальным секвенсором и при изучении возможностей совместной работы синтезатора с компьютером. Это, в определенной степени, снимает сложность усвоения различных технических понятий. Необходимость овладения средствами электронной записи в наши дни становится весьма актуальной. Обучение работе с электронным инструментом в этом отношении становится полезным для начинающих музыкантов всех специальностей.
Ничто не может остановить течение прогресса. Музыкальное искусство также подвержено его влиянию, и наряду с многовековыми традициями в этом искусстве, появляются новые виды его воплощения и формы существования. Электронные музыкальные инструменты, представляя собой явление новое, за короткий срок получили широкое распространение и вошли в мир современности, предоставляя огромные возможности для реализации творческого потенциала музыкантов. Обучение работе с электронными музыкальными инструментами в контексте традиционного музыкального образования имеет в связи с этим большую ценность. Многообразие форм работы с ними отнюдь не ограничивается исполнительством и обучению работы с электроникой, а направлено на всестороннее развитие личности музыканта. Широкое распространение различных форм обучение работе с электронными инструментами позволит сбалансировано развивать в личности музыканта, как базовые эстетические предпосылки традиционного музыкального образования, так и открытость к художественным явлениям сегодняшнего дня.
Библиографический список
1. Бакуменко М.Н. О векторах развития дисциплины «СИНТЕЗАТОР» в контексте современного музыкального образования. Инновационные формы преподавания в ДМШ и ДШИ: сборник статей. Лаборатория музыкальной семантики; Международный центр «Искусство и образование»; Отв. Ред.-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шаймухаметова. Москва, 2013: 34 - 38.
2. Бакуменко М.Н. Вопросы теории паттерна в музыке ХХ века. Проблемы музыкальной науки. 2011; 2: 205 - 13.
3. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.
4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2010. Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. 2011: 128 - 131.
5. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
6. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.
7. Бакуменко М.Н. Пути реализации образовательных программ с использованием электронных музыкальных инструментов в средних и высших учебных заведениях. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2.
8. Бакуменко М.Н. К вопросу о развитии инструментария в обучении игре на электронных клавишных инструментах. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2.
9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.
10. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; № 10-2: 22 - 4.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
12. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «SOFT WAY TO MOZART». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
References
1. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny «SINTEZATOR» v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI: sbornik statej. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr «Iskusstvo i obrazovanie»; Otv. Red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.
2. Bakumenko M.N. Voprosy teorii patterna v muzyke HH veka. Problemymuzykal'nojnauki. 2011; 2: 205 - 13.
3. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.
4. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. 2011: 128 - 131.
5. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
6. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.
7. Bakumenko M.N. Puti realizacii obrazovatel'nyh programm s ispol'zovaniem 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentov v srednih i vysshih uchebnyh zavedeniyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 2.
8. Bakumenko M.N. K voprosu o razvitii instrumentariya v obuchenii igre na 'elektronnyh klavishnyh instrumentah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2.
9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.
10. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; № 10-2: 22 - 4.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
12. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma "SOFT WAY TO MOZART". Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Informatization of Education, chief researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Zalivadny M.S., Cand. of Art Criticism, senior researcher, St. Petersburg State Conservatoire n.a. N.A. Rimsky-Korsakov (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
AN INTEGRATED MODEL OF SEMANTIC SPACE OF MUSIC IN THE MODERN TEACHING AND RESEARCH THEORY AND PRACTICE. Theoretical works about music of the second half of the 20s century are remarkable for steady interest to categories of musical space and musical time, fundamental character and uniting (integrating) possibilities of which are sufficiently obvious. However, the existing developments in this direction, making an undoubted contribution to the solution of the problem of combining the results of musical and scientific research, at the same time clearly indicated the need for further improvement-both in terms of the content of the material presented in them, and in relation to the logical (including mathematical) apparatus of research. The article studies these aspects of in the modern research theory and practice of the model of the complex semantic space of music and its interpolation in the system of modern music education.
Key words: complex model of semantic space of music, music education, music computer technologies.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., главный научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
М.С. Заливадный, канд. искусств., старший научный сотрудник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Теоретические работы о музыке второй половины XX в. примечательны устойчивым интересом к категориям музыкального пространства и музыкального времени, фундаментальный характер и объединяющие (интегрирующие) возможности которых в достаточной мере очевидны. Однако существовавшие разработки в данном направлении, внося несомненный вклад в решение задачи объединения результатов музыкально-научных исследований, в то же время свидетельствовали о необходимости дальнейшего их усовершенствования - как по содержанию представленного в них материала, так и в отношении используемого логического (в том числе - математического) аппарата исследования. Рассмотрению данных аспектов комплексной модели семантического пространства музыки в современной научно-исследовательской теории и практике и её влияния на систему современного музыкального образования посвящена статья.
Ключевые слова: комплексная модель семантического пространства музыки, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии.
Теоретические работы второй половины XX в. о музыке, не заключая в себе примеров классических комплексных музыкально-теоретических систем, сопоставимых по масштабности и многосторонности с аналогичными системами такого рода в первой половине столетия, примечательны, однако, устойчивым интересом к категориям музыкального пространства и музыкального времени, фундаментальный характер и объединяющие (инте-
грирующие) возможности которых в достаточной мере очевидны, учёные-музыканты и представители смежных научных направлений занялись детально лишь на рубеже XX - XXI столетий.
Существовавшие разработки в данном направлении, внося несомненный вклад в решение задачи объединения результатов музыкально-научных исследований, в то же время явно свидетельствовали о необходимости дальнейшего их усовершенство-