Научная статья на тему 'К вопросу о развитии инструментария в обучении игре на электронных клавишных инструментах'

К вопросу о развитии инструментария в обучении игре на электронных клавишных инструментах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР / PEDAGOGICAL REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакуменко М. Н.

Стремление к унификации электронного музыкального инструментария связано с важным вопросом педагогического репертуара. Первые, во многом экспериментальные нотные сборники различных авторов, появившиеся с начала 2000-х годов, стали хорошим подспорьем для преподавателей. Однако, как и методика обучения, чувствительная к развитию инструментария, они должны соответствовать современному эволюционному этапу. Выработка оригинального «электронного» репертуара, оригинального «языка» звучания инструментов наряду с устоявшимися формами исполнения средствами семплированных акустических тембров становится важной проблемой. Обсуждению вопросов развития инструментария в обучении игре на электронных клавишных инструментах и становлению специального педагогического репертуара посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакуменко М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOOLS FOR LEARNING TO PLAY ELECTRONIC KEYBOARD INSTRUMENTS

The aspiration to unification of electronic musical instruments is connected with an important question of pedagogical repertoire. The first, largely experimental music collections of various authors, which appeared in the early 2000s, have become a good tool for teachers. However, as well as teaching methods sensitive to the development of tools, they must correspond to the modern evolutionary stage. The development of the original “electronic” repertoire, the original “language” of sound instruments along with the established forms of performance means sampled acoustic timbres becomes an important problem. The article discusses the development of tools in learning to play electronic keyboards and the formation of a special pedagogical repertoire.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии инструментария в обучении игре на электронных клавишных инструментах»

7. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

8. Спиридонов О.А. Создание студии звукозаписи в образовательных учреждениях: методические, технологические и организационные аспекты проблемы. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4: l47 - 151.

9. Спиридонов О.А. Музыкально-компьютерные технологии как метапредмет в музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4: 147 - 151.

10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

11. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 20l0: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Рим-ского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 208 - 211.

12. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.

13. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 15 - 19.

14. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.

References

1. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

2. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.

3. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny «SINTEZATOR» v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI: sbornik statej. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr "Iskusstvo i obrazovanie"; Otv. red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.

4. Bakumenko M.N. Voprosy teorii patterna v muzyke HH veka. Problemy muzykal'nojnauki. 2011; 2: 205 - 213.

5. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.

6. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.

7. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

8. Spiridonov O.A. Sozdanie studii zvukozapisi v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: metodicheskie, tehnologicheskie i organizacionnye aspekty problemy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4: 147 - 151.

9. Spiridonov O.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak metapredmet v muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4: 147 - 151.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

11. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.

12. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.

13. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 15 - 19.

14. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

Статья поступила в редакцию 12.04.18

УДК 378

13.00.08

Bakumenko M.N., Cand. of Art History, senior lecturer, Novosibirsk State Conservatory n.a. M.I. Glinka (Novosibirsk, Russia),

E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF TOOLS FOR LEARNING TO PLAY ELECTRONIC KEYBOARD INSTRUMENTS. The aspiration to unification of electronic musical instruments is connected with an important question of pedagogical repertoire. The first, largely experimental music collections of various authors, which appeared in the early 2000s, have become a good tool for teachers. However, as well as teaching methods sensitive to the development of tools, they must correspond to the modern evolutionary stage. The development of the original "electronic" repertoire, the original "language" of sound instruments along with the established forms of performance means sampled acoustic timbres becomes an important problem. The article discusses the development of tools in learning to play electronic keyboards and the formation of a special pedagogical repertoire.

Key words: electronic musical instruments, musical education, pedagogical repertoire.

М.Н. Бакуменко, канд. искусств., доц. Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки,

г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОННЫХ КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Стремление к унификации электронного музыкального инструментария связано с важным вопросом педагогического репертуара. Первые, во многом экспериментальные нотные сборники различных авторов, появившиеся с начала 2000-х годов, стали хорошим подспорьем для преподавателей. Однако, как и методика обучения, чувствительная к развитию инструментария, они должны соответствовать современному эволюционному этапу. Выработка оригинального «электронного» репертуара, оригинального «языка» звучания инструментов наряду с устоявшимися формами исполнения средствами семплиро-ванных акустических тембров становится важной проблемой. Обсуждению вопросов развития инструментария в обучении игре на электронных клавишных инструментах и становлению специального педагогического репертуара посвящена статья.

Ключевые слова: электронные музыкальные инструменты, музыкальное образование, педагогический репертуар.

Электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [1; 2; 3] как часть образовательного процесса заняли свою нишу. При этом, если примерно 15 -20 лет назад в ДМШ и ДШИ (где раньше всего произошло зарождение системы) не было универсального, единого инструментария, то к концу 10-х годов можно наблюдать формирование системности в этом отношении. На конкурсах исполнителей, использующих электронные инструменты, можно уже было наблюдать инструменты лишь 1-2 модельных рядов. В эпоху технологий, когда модельные ряды клавишных электронных инструментов обновляются каждые 2 - 3 года, становится сложной выработка традиции и системности использования. Дополнительным обстоятельством является специфика электронного инструмента, которая заключается в том, что как любая техника, эти устройства выпускаются различными производителями, находящимися в состоянии конкуренции. С одной стороны это помогает исполнителю, так как с каждой новой моделью он приобретает новые выразительные возможности. Однако с другой стороны возникает сложность для преподавателя в этих условиях «угнаться» за постоянно развивающимся прогрессом и выработать стабильную методику работы. Отчасти данная проблема решается постоянным проведением тренингов, консультаций, семинаров для преподавателей с участием представителей фирм-производителей инструментов.

Если на заре развития школы использовали простейшие, как в плане звучания, так и функционала инструменты, то сейчас сформировавшаяся практика использования инструментов в концертной деятельности и обучении начала диктовать свои условия, которым старается соответствовать администрация музыкальных школ при оснащении классов электронных инструментов. В то же время, для самостоятельной работы учащихся также выбираются инструменты модельного ряда, сходного с теми, которые используются в классе.

Стремление к унификации инструментария связано с важным вопросом педагогического репертуара. Первые, во многом экспериментальные нотные сборники различных авторов, появившиеся с начала 2000-х годов, стали хорошим подспорьем для преподавателей. Однако, как и методика обучения, чувствительная к развитию инструментария, они должны соответствовать современному эволюционному этапу. Выработка оригинального «электронного» репертуара, оригинального «языка» звучания инструментов на ряду с устоявшимися формами исполнения средствами семплированных акустических тембров становится важной проблемой.

Если обратиться к опыту азиатских стран, то на примере методики обучения на электоне (существует в Японии, Сингапуре, Тайланде, Малайзии и др.) можно увидеть, что инструментарий там жестко регламентирован. В основе данной методики - уникальный инструмент, прообразом которого можно считать электронный орган с двумя мануалами и педальной клавиатурой. Система обучения на этом инструменте была разработана еще в 60-х годах XX века, включала определенный репертуар и ступени освоения инструмента. Неотъемлемой частью системы обучения на электоне является импровизация композиция. Творческие состязания в области исполнительства на электоне, которые проходят уже несколько десятилетий во многих странах, включают мастерство аранжировки и композиции с использованием средств электронного инструмента. Сочетая органную технику исполнения с обширным электронным функционалом рабочей станции высокого класса, электон представляет собой многофункциональный музыкальный комплекс для аранжировки и исполнения электронной широкого спектра жанров.

Исходя из опыта азиатских стран и текущего состояния направления в России, перспективным направлением для отечественного музыкального образования может стать не столько игра на аранжировочной рабочей станции, сколько овладение электронным инструментальным комплексом, позволяющим реализовать полномасштабное полифонизированное звучание. Экспериментальный проект подобного инструментального комплекса был реализован автором статьи на базе ДМШ № 6 г. Новосибирска. В основе данной системы лежит совместное использование возможностей нескольких электронных инструментов внутри данного комплекса, а также применение в исполнении педальной клавиатуры.

Библиографический список

Функционал аранжировочной рабочей станции достаточно обширен, и позволяет использовать в аранжировке помимо мелодических партий элементы автоаккомпанемента, стандартные инструментальные и аудио-мультипэды, а также, при необходимости, предварительно записанные партии в формате MIDI. В качестве одного мануала используется синтезатор (рабочая станция) студийного типа, позволяющая расширить выразительные возможности комплекса функцией арпеджиатора, применением дополнительных контроллеров, и одновременно обогатить звуковую палитру красочными тембрами электронного генеза и их сочетаниями. Оба инструмента имеют функцию создания и редакции тембров, возможность применения эффектов, за счет чего при аранжировке звучание может быть выстроено и сбалансировано в соответствии определенным с художественным замыслом.

Основным и наиболее важным компонентом новой методики является использование в исполнении педальной клавиатуры. Она представляет собой 27-клавишный MIDl-контроллер. Тембр звучания педальной клавиатуры обеспечивается средствами отдельного тембрового модуля, либо рабочей станции и синтезатора (в зависимости от художественного замысла аранжировки и нескольких способов коммутации оборудования). Применение педальной клавиатуры в таком MIDI-комплексе возможно в нескольких вариантах:

• для исполнения мелодической линии;

• для исполнения басовой партии;

• для исполнения дополнительной мелодической партии;

• для исполнения гармонической или ритмической фигурации солирующего или фонового характера с применением ар-педжиатора;

• для исполнения партии баса при использовании автоаккомпанемента в стандартном режиме («Multi Fingered») или без него;

• для исполнения партии баса и одновременно указания необходимого обращения аккорда при использовании автоаккомпанемента в режиме «Fingered on Bass».

Важной составляющей электронного исполнительства при использовании тембров акустических инструментов является работа с динамикой. Предназначенная для этого педаль экспрессии или громкости является частью конструкции педальной клавиатуры, так как служит опорой для исполнителя. Она применяется для работы с громкостью мануалов в процессе исполнения. Данное средство позволяет наиболее реалистично и динамично отражать звучание струнных, духовых инструментов, аккордеона и других тембров, например, осуществляя крещендо или диминуэндо во время длящегося аккорда. Также конструкция инструментального MlDI-комплекса предусматривает размещение необходимых для исполнения педали сустейна для двух ма-нуалов и педали переключения ячеек регистрационной памяти.

Важнейшей особенностью работы на инструментальном комплексе является опора исполнителя на полифоническое мышление. Самостоятельность мелодических линий, ориентация на максимально полное живое исполнение как бы служат противовесом системе автоаккомпанемента, превращая электронный мультиклавиатурный комплекс в универсальный инструмент с точки зрения работы исполнителя с фактурой. Необходимость использования автоаккомпанемента при работе над аранжировкой на подобном комплексе значительно снижается, однако применение педали даже с использованием автоаккомпанемента (например, для управления партией баса в режиме «Fingered on Bass») вносит дополнительный яркий элемент живого исполнения в фактуру. Важно заметить, что добавление педальной клавиатуры делает доступным исполнение полифо-низированной фактуры, как в оркестровой, так и в электронной музыке; также свое применение она может найти и в фактуре народной, популярной музыки [4; 5; 6].

Исполнение, совмещающее в себе технику игры на мануа-лах и педальной клавиатуре в сочетании с использованием арсенала технических средств, способно значительно продвинуть инструментарий, используемый в обучении игре на электронных клавишных инструментах, что позволит направлению репрезентировать свои уникальные особенности и новые формы творчества.

1. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерств: сборник статей. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.

2. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

3. Бакуменко М.Н. О векторах развития дисциплины «СИНТЕЗАТОР» в контексте современного музыкального образования. Инновационные формы преподавания в ДМШ и ДШИ: сборник статей. Лаборатория музыкальной семантики; Международный центр «Искусство и образование»; Отв. ред.-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шаймухаметова. Москва, 2013: 34 - 38.

4. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

5. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.

7. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.

References

1. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriyaipraktikaispolnitel'skogomasterstv:sbornik statej. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

2. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

3. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny «SINTEZATOR» v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI: sbornik statej. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr "Iskusstvo i obrazovanie"; Otv. red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.

4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.

6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.

7. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

Статья поступила в редакцию 12.04.18

УДК 378 13.00.01

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL EXPERIMENT: STATISTICAL PROCESSING OF RESULTS OF PERFORMANCE OF CONTROL TASKS. The

article deals in detail with the process of comparative experiment - an experimental check of the effectiveness of the developed methodological recommendations by comparing the results of training at the final stage of control works in the experimental (trained on the developed methodological recommendations) and control (traditional way) groups. The statistical processing and analysis of the results of the pedagogical experiment with a high degree of probability confirm or refute the previously proposed hypothesis of the study. The technique of the statistical processing of experimental data of the study is proposed.

Key words: pedagogical experiment, statistical methods of research, learning efficiency, control section.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

В статье детально рассматривается процесс проведения сравнительного эксперимента - опытной проверки эффективности разработанных методических рекомендаций путём сравнения результатов обучения на завершающем этапе по контрольным работам в экспериментальной (обучающейся по разработанным методическим рекомендациям) и контрольной (традиционным способом) группах, статистическая обработка и анализ результатов педагогического эксперимента с высокой степенью вероятности подтверждают или опровергают выдвинутую ранее гипотезу исследования. Предлагается методика проведения статистической обработки экспериментальных данных исследования.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, статистические методы исследования, эффективность обучения, контрольный срез.

Определение эффективности какого-либо метода, технологии обучения включает измерение достигнутого результата. Эффективность обучения измеряют либо оценкам контрольных работ в баллах, либо по результатам тестирования в процентах решённых задач. Для оценки эффективности применения музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2; 3] в процессе обучения музыкальным дисциплинам наиболее часто используют сравнительный эксперимент, предполагающий одновременную работу в контрольной и экспериментальной группах.

Оценку эффективности новых методов обучения дают обычно в сравнении с так называемыми традиционными методами и

ограничиваются измерением результата обучения. Опишем имеющийся опыт.

Был использован метод сравнения результатов контрольных работ обучающихся, участвовавших в учебном проекте по освоению музыкальных дисциплин с применением МКТ и музыкального компьютера (МК) и обучавшихся по традиционной методике.

Для проведения эксперимента были выделены контрольные и экспериментальные группы. Составы контрольной и экспериментальной групп были по возможности уравнены по исходному уровню обученности. Уравнивание проводилось на основе анализа результата оценивания за предыдущее полугодие по данному предмету. Поскольку в педагогическом эксперименте практи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.