Научная статья на тему 'Проблемы и пути решения музыкально-эстетического воспитания обучающихся Самарской государственной сельскохозяйственной академии'

Проблемы и пути решения музыкально-эстетического воспитания обучающихся Самарской государственной сельскохозяйственной академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / МУЗЫКА / КУЛЬТУРА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / MUSICAL-AESTHETIC EDUCATION / SPIRITUALITY / MUSIC / CULTURE / ARTWORK / SINGING / LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдина Светлана Алексеевна, Толстова Ольга Сергеевна

В статье анализируются результаты опроса студентов Самарской государственной сельскохозяйственной академии, проведённого в апреле-мае 2017 года. Опрос затрагивает вопросы уровня музыкально-эстетического воспитания студентов и их отношение к культуре в целом. В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовного воспитания молодого поколения приобретает особую остроту. В статье анализируются исследования, посвященные воздействию музыки на человека, определяется влияние музыки на духовно-нравственное воспитание студентов и указываются пути совершенствования музыкально-эстетического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдина Светлана Алексеевна, Толстова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Solutions of the Musical-Aesthetic Education of Students of Samara State Agricultural Academy

The article analyzes the results of a survey of students of the Samara state agricultural Academy, held in AprilMay of 2017. The survey addresses issues of level of musical-aesthetic education of students and their attitude to the culture in general. In connection with the events in the socio-cultural and spiritual sphere of the modern society global transformations the problem of spiritual upbringing of the younger generation is becoming especially acute. The article analyzes researches on the impact of music on people, determines the impact of music on spiritual and moral education of students and specifies ways of improving of musical-aesthetic education.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути решения музыкально-эстетического воспитания обучающихся Самарской государственной сельскохозяйственной академии»

Проблемы и пути решения музыкально-эстетического воспитания обучающихся Самарской государственной сельскохозяйственной академии

Problems and Solutions of the Musical-Aesthetic Education of Students of Samara State Agricultural Academy

Правдина Светлана Алексеевна

Студентка 3 курса

Самарской государственной сельскохозяйственной академии

Россия, Самара e-mail: svetlana. pravdina. 9 7@mail. ru

Pravdina Svetlana Alekseevna

3-year student of Samara State Agricultural Academy Russia, Samara e-mail: svetlana. pravdina. 9 7@mail. ru

Научный руководитель Толстова Ольга Сергеевна

Доцент, к.п.н.

Самарской государственной сельскохозяйственной академии

Россия, Самара e-mail: stommm3@rambler. ru

Scientific adviser Tolstova Olga Sergeyevna

Assistant professor, Candidate of Pedagogical Sciences Samara State Agricultural Academy Russia, Samara e-mail: stommm3@rambler. ru

Аннотация.

В статье анализируются результаты опроса студентов Самарской государственной сельскохозяйственной академии, проведённого в апреле-мае 2017 года. Опрос затрагивает вопросы уровня музыкально-эстетического воспитания студентов и их отношение к культуре в целом. В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовного воспитания молодого поколения приобретает особую остроту. В статье анализируются исследования, посвященные воздействию музыки на человека, определяется влияние музыки на духовно-нравственное воспитание студентов и указываются пути совершенствования музыкально-эстетического воспитания.

Annotation.

The article analyzes the results of a survey of students of the Samara state agricultural Academy, held in April-May of 2017. The survey addresses issues of level of musical-aesthetic education of students and their attitude to the culture in general. In connection with the events in the socio-cultural and spiritual sphere of the modern society global transformations the problem of spiritual upbringing of the younger generation is becoming especially acute. The article analyzes researches on the impact of music on people, determines the impact of music on spiritual and moral education of students and specifies ways of improving of musical-aesthetic education.

Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание, духовность, музыка, культура, произведение, пение, литература.

Key words: musical-aesthetic education, spirituality, music, culture, artwork, singing, literature.

В современной системе образования мало времени уделяется вопросам духовного воспитания. Какого же истинное содержание понятия «духовность»? Являясь философской, религиозной, этической, эстетической, педагогической, психологической категорией, духовность имеет сложную, многогранную структуру. Она исследуется с точки зрения познавательных, нравственных, эстетических и иных аспектов, но большинство учёных считают, что духовность - это процесс и результат развития человека до уровня осознания своей бытийной сущности [4, с. 48].

В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих формированию и развитию у учащихся качеств духовно-нравственной личности, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир гармонично и целостно, в единстве добра и красоты, и направлено на познание, прежде всего, внутреннего мира человека, его идеалов и ценностей [4, с. 48].

Актуальность исследования состоит в необходимости совершнствования музыкально-эстетического воспитания обучающихся.

Цель работы - выявить уровень музыкально-эстетического воспитания студентов Самарской государственной сельскохозяйственной академии.

Задачи: 1) раскрыть значение музыкально-эстетического воспитания для обучающихся; 2) определить уровень музыкально-эстетического воспитания обучающихся; 3) указать пути совершенствования музыкально -эстетического воспитания.

Музыка - феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса - в человеке преобразуется душа, меняя состояние, настроение... Исполняя то или иное произведение, музыкант, будь то ученик или профессионал, должен проникнуться тем настроением, той эмоцией, которую хотел передать композитор [3, с. 65].

В дворянском обществе дореволюционной России музыкальное воспитание было обязательным. Помимо знакомства с музыкальной классикой, шедеврами музыкальной культуры, занятия музыкой развивают память, внимание, координацию движений, ловкость, чувство такта [3, с. 65].

Важной формой приобщения к музыке является творческая исполнительская деятельность. Из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить широкие массы людей, должно быть выделено вокальное исполнительство. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях. Пение формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат, улучшает кровообращение. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует поддержанию правильной осанки. Именно хоровое пение как искусство массовое воспитывает чувство искренней любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему развитию творческих способностей. Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства [2, с. 39].

В 2014 году ученые-физиологи Ростовского медицинского университета показали зависимость интеллектуальной деятельности человека от тональности музыкального произведения, которое он прослушивает. Доктор медицинских наук Яков Хананашвили провёл исследование, в процессе которого 66 участников в возрасте от 18 до 20 лет прослушали симфонии Людвига ван Бетховена №1 в тональности до мажор и №5 в

тональности до минор. Перед и после музыкального воздействия участники выполнили корректурный тест (интеллектуальная работа с таблицей, в которой символы и буквы располагаются в хаотичном порядке). На решение теста юношам и девушкам давалось две минуты. Результаты оказались следующими: после прослушивания минорной музыки устойчивость внимания снизилась на 19,5%, точность выполнения заданий и умственная продуктивность упали на 4%. Мажорная композиция Бетховена дала противоположный эффект - при её прослушивании умственная продуктивность возросла на 7% [1].

В связи с важностью участия музыки и культуры в целом в формировании личности человека и его интеллектуальных способностей в исследовании выявляется уровень музыкально-эстетического воспитания студентов Самарской государственной сельскохозяйственной академии. В опросе приняли участие 122 человека в возрасте от 18 до 20 лет. Студентам было предложено ответить на следующие 10 вопросов.

1)Как Вы любите проводить свободное время?

2)Какие виды искусства Вам больше всего нравятся: музыка, изобразительное искусство, художественная литература, театр, кино, хореография?

3)Назовите Ваши любимые музыкальные произведения. Если помните, назовите также фамилии композиторов, которые написали эти произведения.

4)Назовите Ваши любимые литературные произведения.

5)Часто ли Вы бываете в театре, изобразительных музеях, кино, эстрадных концертах?

6)Кто написал «Лебединое озеро»?

7)Учились ли Вы в музыкальной школе?

8)Играете ли Вы на музыкальном инструменте?

9)В чём, по Вашему мнению, заключается духовно-нравственное воспитание?

10)Как осуществить духовно-нравственное воспитание посредством музыки?

Результаты опроса оказались следующими. Вопрос о занятиях студентов в свободное время дает ответ о месте искусства в повседневной жизни студентов. Самыми популярными «обыденными» жанрами искусства стали кино (42 человека, 34,4%), литература (24 человека, 19,7%), музыка (20 человек, 32,8%) и изобразительное искусство (6 человек, 4,9%). Многие респонденты предпочитают прогулки (98 человек, 80,3%), занятие спортом (40 человек, 32,8%) и пользование Интернетом и социальными сетями (12 человек, 9,8%) в свободное время.

Большинство респондентов (102 человека, 83,6%) являются поклонниками современных жанров музыки, таких как Rap, Pop, Hip-Hop, R&B, Rock. В результате беседы с опрошенными было выяснено, что целенаправленное прослушивание классической музыки, о пользе которой уже было нами сказано выше, происходило только в школе на уроках музыки. Также это свидетельствует о том, что многие современные молодые люди имеют поверхностное представление о классической музыке, которая является нерушимой основой всего музыкального искусства.

Самым популярным видом искусства на сегодня становится хореография и кинематограф. Именно кинозалы чаще всего посещаются нашими респондентами (115 человек 94,3%), театры и музеи гораздо реже (7 человек, 5,7%). Эти результаты говорят о приобщении современной молодёжи к массовой культуре, главной задачей которой является удовлетворение «усреднённых желаний» большей части общества.

На вопрос о любимом произведении многие опрошенные (109 человек, 89,3%) называли лишь самые известные композиции, писали фамилии авторов без произведения (иногда в фамилиях допускали ошибки) или вовсе заполняли поле названиями песен современных исполнителей вышеперечисленных жанров. Это означает малую заинтересованность молодёжи в постижении классики.

Вопрос о любимых книгах был задан для анализа литературных предпочтений студентов. Лидирующие позиции в ответах занимают «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Война и мир» Л. Толстого, различные произведения А. Пушкина и А. Чехова (88 человек, 72,1%). Менее популярны произведения зарубежных авторов (Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», А. К. Дойль «Записки о Шерлоке Холмсе»). Данные ответы показали, что современная молодёжь также не является глубоко осведомлённой в литературном плане, так как названные произведения являются широко известными.

Положительным является факт о знании студентами базы отечественной классической музыки. Практически все справились с вопросом об авторе «Лебединого озера» (121 человек, 99,2%).

Вопросами об обучении в музыкальной школе и умении играть на музыкальных инструментах выявляется представление студентов об организации музыкального искусства: учились в музыкальной школе 32 человека из опрошенных (26,2%), умеют играть на музыкальных инструментах на момент опроса 24 человека (19,7%) и всего лишь 12 респондентов учились игре в музыкальной школе и продолжают играть сейчас (9,8%) -это именно та небольшая часть людей, которых можно назвать «музыкально грамотными», так как они саморазвиваются в данном направлении и знают основу, которая опирается на классику, данную им в музыкальных образовательных учреждениях.

По мнению студентов духовно-нравственное воспитание людей осуществляется следующим образом

(рис.1)

Рисунок 1. Мнение студентов на вопрос: «В чём заключается духовно-нравственное

воспитание?»

Большинство студентов считают, что духовно-нравственное воспитание должно осуществляться через приобщение молодого поколения к искусству, в частности к музыке.

Анализируя ответы респондентов на последний вопрос, можно сделать следующий вывод. Духовно-нравственное воспитание посредством музыки осуществляется через прослушивание классических композиций, которые способны вдохновлять человека, развивать в нём чувства к прекрасному, формировать личность; через обучение в музыкальных школах, ведь именно они дают знания об основах музыкального искусства. Также студенты советуют не забывать о посещении театров, музеев и других учреждений, которые помогают приобщаться людям к искусству.

В качестве путей повышения музыкально-эстетического воспитания студентов Самарской государственной сельскохозяйственной академии предлагается организация следующих мероприятий.

Свое музыкальное воспитание и способности студенты проявляют, участвуя в общеакадемических мероприятиях «Студенческой осени» и «Студенческой весне», регулярно организуемыми в Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Преподавателям необходимо, реализуя гуманистический подход к обучению [6, с. 124], осуществлять музыкально-эстетическое воспитание обучающихся при проведении кураторских часов. На них педагоги имеют возможность приобщать студентов к классической музыке, учить понимать ее и прививать к ней любовь, в том числе используя возможности информационно-коммуникационных технологий [5, с. 399], присутствовать на виртуальных концертах и интернет - фестивалях классической музыки. Кроме того, используя приемы гуманистического подхода к обучению, разработанные для больших и малых групп, педагог помогает при помощи прослушивания музыкальных композиций снять эмоциональное и психологическое напряжение у обучающихся [7, с. 100]. Целесообразно также организовать музыкальный кружок в академии, который могли бы посещать студенты, имеющие музыкальное образование, и не только. В дальнейшем студенты могли бы полнее проявить и реализовать себя, участвуя в культурных мероприятиях, проводимых в академии. Совместно с куратором группы студенты имеют возможность посещать Самарскую филармонию, оперный театр, камерную сцену, прокладывая тем самым так называемую «музыкальную тропу» города Самары.

Таким образом, проведенное исследование указало на необходимость повышения уровня музыкально-эстетического воспитания студентов Самарской государственной сельскохозяйственной академии. В работе указаны пути его совершенствования. Осуществляя музыкально-эстетическое воспитание, педагоги обогащают духовно-нравственную сферу личности обучающихся и повышают их культурный уровень.

Список используемой литературы:

1. Бровкина М. Физиологи выяснили, как музыка влияет на интеллект [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/02/11/reg-ufo/musika.html (Дата обращения 22.03.2017).

2. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Научный журнал «Молодой учёный» - 2015 - №1 (81). - С. 37-39 // Режим доступа: http://moluch/archive/81/14737/

3. Платова А. Почему детям необходима музыка // Научно-методический журнал «Воспитание школьников» - 2006 - №1 - С. 65-66.

4. 4.Синдикова Г. Духовно-нравственное воспитание учащихся через восприятие музыкально-художественных образов // Научно-метолический журнал «Воспитание школьников» - 2005 - №10 - С. 48-50.

5. Толстова О. С. Инновации как проявление синергетического эффекта в социально-педагогической системе дистанционного обучения / О. С. Толстова // Журнал Сибирского

федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 7. № 3, 2014. С. 394-403.

6. Толстова О. С. Методы реализации гуманистически направленного обучения в образовательных учреждениях США : дис. канд. пед. наук - Самара, 1999. - 211 с.

7. Толстова О. С. Педагогическое взаимодействие в процессе реализации методов обучения в США / О. С. Толстова // Известия Саратовского университета: Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т. 9. № 3, 2009. С. 99-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.