УДК 378 14:78.071.2
Murtazina L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), honored senior lecturer, Department of Piano Playing and Music Theory, Kazan
State Institute of Culture (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
CHANGES IN THE CREATIVE ACTIVITY STUDENTS OF CULTURE AND ARTS IN THE PROCESS OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION. The paper discusses the levels of aesthetic culture of the university students and their changes in the process of musical education. For experimental studies the author formed a questionnaire, applied statistical methods for estimating the weigh coefficients of the issues, their ranking with the help of the collective expert judgment. The research is based on statistical analysis the qualitative characteristics, which are given to a creative high school students with different levels of aesthetic culture. There is an increase in students with a high level of aesthetic culture on the latest training courses. The author explains why it is so. Experimentally it is shown that the application of the model of artistic and aesthetic education of university students by means of culture and arts of musical activity, proposed by the author, has a significant impact on the level of aesthetic culture of students.
Key words: creative activity, musical activities, levels of aesthetic culture, artistic and aesthetic education, upbringing, motivation.
Л.Э. Муртазина, канд. пед. наук, доц., доц. каф. фортепиано и теории музыки Казанского государственного
института культуры, г. Казань, E-mail: [email protected]
ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В работе рассмотрены уровни эстетической культуры студентов в творческом вузе и их изменения в процессе музыкального обучения. Для экспериментальных исследований была сформирована анкета, применены статистические методы оценки весовых коэффициентов вопросов, их ранжирование с помощью коллективных экспертных оценок. На основе статистического анализа даны качественные характеристики студентов творческого вуза с разными уровнями эстетической культуры. Наблюдается увеличение студентов с высоким уровнем эстетической культуры на последних курсах, дано этому объяснение. Экспериментально показано, что применение модели художественно-эстетического воспитания студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности, предложенной автором, оказывает существенное влияние на уровень эстетической культуры студентов.
Ключевые слова: эстетическая культура, музыкальная деятельность, уровни эстетической культуры, художественно-эстетическое образование, воспитание, мотивация.
Цель художественного образования и художественно-эстетического воспитания в творческом вузе - формирование художественной культуры студентов, развитие их художественно-творческих способностей. Понятие «художественно-эстетическое воспитание» используется нами как эстетическое воспитание средствами художественного образования, что позволяет подчеркнуть целостность художественного развития и эстетического воспитания [1, с. 43].
Проблемы художественно-эстетического воспитания на современном этапе определяются процессами и содержанием условий, характеризующими жизнь современного общества. Необходимо создание условий, при которых значительно повышается уровень художественно-эстетического воспитания студентов. Нужно чтобы образование и воспитание носило характер не просто репродуктивной деятельности, а творческого саморазвития.
Задачи художественно-эстетического воспитания в вузе: приобретение системных общехудожественных и музыкально-теоретических знаний; формирование ценностного отношения к произведениям искусства, приобретения опыта художественно-творческой деятельности; формирование художественного интереса, потребностей, вкуса, через увлеченность музыкой и другими видами искусства; развитие творческих способностей в различных видах и формах деятельности; развитие художественно-образного мышления в разных формах общения с музыкой и другими видами искусства; формирование способности общения студентов и преподавателей в процессе совместной творческой деятельности; формирование у студентов способности и стремления к познанию и постоянному развитию.
Исследование уровня, форм и методов художественно-эстетического воспитания проводилось нами в Казанском государственном институте культуры. Задачи художественно-эстетического воспитания студентов в вузах культуры и искусств условно делятся на три группы, связанные с приобретением теоретических знаний и формированием практических умений. Первая группа задач решает вопросы усвоения определенного объёма научных знаний, формирования научного мировоззрения, развития познавательного интереса, познавательной активности, потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки; вторая группа занимается
формированием эстетических знаний, овладением эстетическим и культурным наследием, развитием эстетического отношения к действительности, созданием эстетического идеала; третья группа посвящена художественно-творческой деятельности, развитию художественного мышления и воображения, художественного сознания, профессиональных умений и навыков. Нами проведён анализ дисциплин художественно-эстетического цикла в вузе в зависимости от типа образовательных программ, планируемого педагогического результата и преобладающего вида художественной деятельности на занятиях. В дальнейшем разберем классификацию дисциплин на примере учебного плана образовательной программы «Вокальное искусство», по профилю «Народное пение».
К общекультурным дисциплинам можно отнести общие дисциплины гуманитарного цикла: культурология, эстетика; дисциплины истории и теории музыкального искусства: история искусства, история музыки, литература народов Среднего Поволжья, сольфеджио, теория музыки, теория музыки, гармония, музыкальная форма; дисциплины специального цикла: сольное пение, фортепиано, народное музыкальное творчество, народные певческие стили, история народно-певческого исполнительства, музыкальное искусство Поволжья, история татарской музыки. Однако по типу образовательных задач и планируемому результату можно предложить классификацию дисциплин представленную в табл.1.
К художественно-теоретическим дисциплинам следует отнести дисциплины истории и теории музыкального искусства (музыкальная информатика, сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений) и дисциплины специального цикла (основы сольной импровизации, собирание и расшифровка записей народных песен, методика обучения сольному пению, искусство народного исполнительства).
К концертно-исполнительским дисциплинам следует отнести дисциплины специального цикла (фортепиано, сольное пение, вокальный ансамбль, современный репертуар народного певца, народный танец, сценическая подготовка, музыкальное исполнительство и педагогика, работа с режиссером).
Анализ показал, что соотношение по аудиторным учебным часам между данными видами дисциплин следующее: 1 - 1.33
Таблица 1
Классификация дисциплин художественно-эстетического цикла в вузе
№ Классификация дисциплин Тип образовательных программ Планируемый педагогический результат Преобладание вида художественной деятельности
1 Общекультурные Информационно -когнитивный Овладение студентов знаниями Познавательный Информационный
2 Художественно-теоретические Поведенческий Опыт поведения и деятельности, умения и навыки Познавательный Поведенческий
3 Концертно-исполнительские Социально-ролевой Эмоционально-ценностные отношения, жизненная позиция Эмоциональный Мотивационный Исполнительский Творческий
- 3.1, что указывает на высокий уровень предметного потенциала художественно-эстетического воспитания, особенно концер-тно-исполнительских дисциплин.
Однако значительный уровень предметного потенциала направлений подготовки в вузах культуры и искусств с художественно-эстетической направленностью не гарантирует высокий уровень художественно-эстетического воспитания студентов, для этого необходимо процесс художественно-эстетического воспитания строить на основе создания социально-культурного воспитательного пространства вуза и системы его функционирования.
При построении структурной модели воспитательного процесса [1, с. 144] нами определены цели и задачи художествен-
но-эстетического воспитания студентов на основе которых определены компоненты художественно-эстетической воспитанности, формируемые у студентов. К ним относятся: системные общехудожественные и музыкально-теоретические знания; ценностное отношение к произведениям искусства, опыт художественно-творческой деятельности; художественный интерес, потребность, вкус через увлеченность музыкой и другими видами искусства; творческие способности в различных видах и формах деятельности; художественно-образное мышление в разных формах общения с музыкой и другими видами искусства; способность общения со студентами и преподавателями в процессе совместной творческой деятельности; способность и стремления к познанию и постоянному развитию. Художественно-эстетическая
Таблица 2
Результаты ранжирования вопросов по определению уровня эстетической культуры в процессе музыкальной деятельности
№ Содержание вопроса Ранг вопр. Вес ранга
1 Какие предметы Вам нравятся больше всего (подчеркнуть)? а) Культурология, эстетика, история искусства, история музыки; б) сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений; г) фортепиано, музыкальное исполнительство и педагогика, сольное пение; д) не нравятся никакие. 4 2,3
2 Какую литературу Вы любите читать (подчеркнуть)? а) Историческую, общественно-политическую, военно-патриотическую, научно-популярную; б) фантастическую, приключенческую, детективную, желтую прессу; в) читать не люблю. 5 2,1
3 Какую музыку Вы любите (подчеркнуть)? а) Народную, б) классическую, в) эстрадную, г) не люблю никакую. 5 2,1
4 Как часто Вы посещаете театры, концертные залы, выставки, музеи? а) Раз в месяц. б) Раз в три месяца. в) Раз в полгода. г) Раз в год. д) Не посещаю совсем. 1 3
5 Какая форма проведения досуга доставляет Вам особую радость (пронумеровать в соответствии с приоритетом, 1-высший, 2,3 и т.д.)? а) Чтение книг. б) Занятие художественным творчеством. в) Занятие спортом. г) Танцы в дискотеке. д) Просмотр телевизионных передач. е) Посещение театров, выставок, концертов, кинотеатров. ж) Общение с друзьями и знакомыми. з) Люблю побыть в одиночестве, подумать, помечтать. Другое __ 6 1,7
6 Назовите Ваше любимое художественное направление в искусстве_ 3 2,6 по заполн.
7 Каким жанрам музыкального искусства Вы отдаете предпочтение? 2 2,8 по заполн.
8 Творчеству какого композитора Вы отдаете предпочтение? 4 2,3 по заполн.
9 Назовите Ваше любимое музыкальное произведение. Чем оно Вам нравиться? 6 1.7 по заполн.
10 Назовите татарских композиторов. Нравится ли Вам современная музыка композиторов Татарстана? 7 1,0 по заполн.
воспитанность студентов выражается в появлении потребности к творческой деятельности, формировании интереса и устойчивой мотивации к творческой и исполнительской деятельности, повышении уровня эстетической культуры и развитии творческого воображения. Каждый из этих критериев является интегративным и объединяет несколько компонентов художественно-эстетической воспитанности.
Осуществлялось художественно-эстетическое воспитание студентов факультета музыкальных искусств творчества и института национальных искусств Казанского государственного института культуры. Художественно-эстетическое воспитание органично включено в учебный процесс вуза и представляет собой целостное образование составляющих ее компонентов, направленное на достижение последовательной взаимосвязи и гармонии со всеми вузовскими структурами жизнедеятельно-стистудентов. В ходе художественно-эстетическоговоспитания средствами музыкальной деятельности решались следующие задачтопрвделялиеь уеионт художестввнно-тстктической воспитанности студентов; внедрялись в учебный процесс методики организации художественно-эстетического воспитания средства-мид^ыоальной дечтдлыносви;пвокеряласьеффочтэлносте организованного воспитания путем сравнения уровней художе-cевeннoчЭднeеичыcкой воопиааниосто.
Условиями эффективного воспитания являлись следующие условия: создание духовной атмосферы в вузе; личностно-твор-ческая организация учебно-воспитательного процесса; вовлечение студентов в активную творческую деятельность, в основу кооотых поынжеоыпоыцевсы коллевнивноговзаимонеаствия оа уровне социально-культурного воспитательного пространства ввза итистемыегефунквионириванио.
В данной работе представлены исследования изменения в уровне эстетической культуры студентов в ходе художествен-но-эотвтитесооговоспитания, атанес ихитмете нивпви музнь кальном обучении. Исследование охватывало группу студентов в кооичнвтое 26Ыееховтк, котосые oKочнытcссa 1-4росcоофa-культета музыкальных искусств Казанского государственного института культуры.
Понакспернменталтных ыcсрeчиоaнииx сс^с^лазо^^ас^е-тодология, изложенная в работе [2]. Для выявления показателей давеых факторовбхтосформоиовынаанкеимв совтавкытовой входит 10 вопросов (таблица 1). Полностью вопросы анкеты, характеризующие уровни художественно-эстетической воспи-
танности студентов вуза культуры и искусств, представлены в работе [1, с. 212]. Вопросы данной анкеты отражают субъективную оценку автора относительно важности тех или иных показателей. Однако по сравнению с индивидуальной оценкой более надежными являются коллективные экспертные оценки, которые позволяют повысить качество анкет. Мы применили для этого статистические методы обработки экспертных оценок, которые основываются на ранжировании вопросов с целью определения их относительной важности. Данный метод применим к оценке важности вопросов по определению уровня эстетической культуры. В таблице 1 представлены результаты ранжирования данных вопросов, которые были проведены 5 экспертами, являющимися квалифицированными специалистами в области музыкального обучения и воспитания, с соответствующими весами, рассчитанными по методике [3].
Фо^иртвдние вопросо оние™ ходиакносаикоу^вкт эстетической культуры проводилось на основе работы [4]. Каче-сивехныеххрсквср истиэистодентхв своочеокнднпециольхоссен с разными уровнями эстетической культуры представлены в таблице 2. На основе ответов экспертов стало ясно, что наиболь-шимвхcoмoыыaыаюx ыледоющии вспросыфе,6с о. д.
Контрольная группа состояла из 200 студентов факультета мтзвlкaлыныоиыкоccввKГДK, кoтoньleобочaюиcянт--B куфоан. Определялись суммы баллов ответов студентов на вопросы анкеты, характеризующие уровень эстетической культуры студентов, строилось распределение баллов уровня эстетической культуры Х, которые меняются от минимального значения, равного 0, Лодекcемaмтнх-o значения, равного 21.о.0пходетялэсь кеаи-тильные значения распределения Х, квартиль К025 определяется какиосоо, дся которыгнвнреясноcсьнeвaввнcтвxX<K025 риэна 25%. Для распределения баллов эстетической культуры К025=10, предполагалось, что все студенты, ответившие на вопросы ан-дeкыпо о псеыелинимитовнсоснеаочвской.<ныькypы,и менвшим количеством балов отнесены к низкому уровню. Для квартиля cиатнeтхтвоюдыгы7Д0Юыаoвкю ЫoыЫЫД,п^э
этом студенты имеющие баллы выше этого значения отнесены к высокому уровню эстетического воспитания, значения между эвимибаевми хтноиент к иыеднему сс°вкю. Большоезначвние студентов, входящих в контрольную группу, позволяет исследовать изменения в количестве студентов входящих в разные уровни по показателю эстетической культуры по разным курсам обучения, что представлено на рис. 1.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
[8,3
65,7
26
Курс 1
24
53,5
23,5
Курс 2
26,1
53
20,9
Курс 3
57,6
23,1
19,3
Курс 4
высоким средний низкий
Рис.1.Распределен ияколичествастуд ентовпокурсам обучения с разным и уровнями эстетич ескойкульыры
Видно,что высокийуровень эстетическойкультуры студентов в % соотношении повышается на втором курсе, сохраняется натретие м курсс и резкотвеличиваетсянасетвтртовкурседо 57,6%. Однако количество студентов с низким уровнем эстетиче-сксТвулитуры поножауися н^ очтть солчно ра уто ролл тптслуду-ющих курсах, что отражает, на наш взгляд, количество студентов оесравильуо опредулывшихся с выбором своей будущей профессии.
На основе применения самосогласованной модели художественно-эстетического воспитания средствами музыкальной деятельности и вышеперечисленных педагогических условий, проводился анализ результатов в экспериментальной группе за период 2008-2010 гг. (ЭГ-1) и 2010-2012гг. (ЭГ-2). Количество студентов в каждой группе достигало 60 человек без разделения по курсам. На рис. 2 представлены сравнительные диаграммы контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) в % (указаны цифрами на диаграммах) для показателя эстетической культуры.
Уровень эстетической культуры
низким
средним
высоким
25
ВО
25
49,7
39,7
10,6
КГ
ЭГ-1
ЭГ-2
Рис. 2. Сравнительные диаграммы результатов художественно-эстетического воспитания для контрольных (КГ) вокспырыменсалтвдх (ЭУ) групп двп раоныхуррвней эстетической культуры
Видно, что для показателя эстетической культуры студентов (ры с. 2) наблюдается значительное увеличение на 22 - 24% количества студентов (ЭК по сравнению с КГ) с высоким уровнем и уменьшением на 12 - 14% студентов с низким уровнем.
На основе результатов статистического анализа можно дать качественные характеристики студентов творческих специаль-тостуй сптзными урсинями эесутичусьоУ кольууры. Киысокнму уровню эстетической культуры относятся студенты, у которых: имиутсй устейчивоу етрумльииу коызнартю иноуо-
ства (посещение театров, концертных залов, выставок, музеев); эытйоичуыйаянупйавлунностьуичсостз ынаииритсяитпРилуный, на высоком теоретическом уровне студент определяет взаимосвязь эстетического идеала с представлением о своей будущей
Библиографический список
профессии; эстетическая деятельность становится более широкой, охватывающей все большее количество предметов эстетических и профессиональных курсов (выявляются приоритеты по типу деятельности); студент рассматривает эстетический идеал как важную составную часть гуманистического идеала; студент обнаруживает устойчивые эстетические взгляды, вкусы, приоритеты в выборе музыкальной литературы, обнаруживает предпочтения не только на уровне перечисления композиторов и отдельных произведений, но и на уровне направлений и жанров в музыкальном искусстве; эстетическая деятельность охватывает досуг студента, которая охватывает занятия художественным творчеством, посещения театров, выставок, концертов; студент склонен к самостоятельности и инициативе в научно-поисковой работе (реферат, студенческие конференции).
Средним уровнем эстетической культуры обладает студент, который характеризуется неоформленностью приоритетов в предметах эстетического цикла, также не выражены приоритеты по типу деятельности; студент не связывает эстетические идеалы с нравственными, общественно-политическими, военно-патриотическими идеалами; эстетические взгляды обнаруживает в пределах невысокой знаниевой компоненты (студент ограничивается перечислением музыкальной литературы, любимых композиторов и произведений); творческая деятельность не охватывает досуг студента, посещение театров, музеев не является приоритетным. Научно-поисковая деятельность в основном носит репродуктивный характер, студент не проявляет самостоятельности и инициативы.
К категории с низким уровнем эстетической культуры следует отнести студента, у которого отсутствует интерес к предметам эстетического профессионального цикла, стремление к познанию произведений искусства; студент не проявляет себя в научно-исследовательской работе; у него обнаруживается элементарный уровень эстетических потребностей, ограничивающийся стремлением получить только определенные минимальные знания об искусстве; эстетические оценки раскрывают его слабую базу эстетической информированности, знаний и навыков в области эстетической деятельности.
Экспериментально показано, что применение модели художественно-эстетического воспитания студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности оказывает существенное влияние на уровень эстетической культуры студентов. Необходимо осознание руководством и педагогами важности задач воспитания, создание единой программы художественно-эстетического, нравственного, гражданского, экологического и других компонентов воспитания, проводниками которой должны быть как кураторы, так и все преподаватели. Нужно вводить в образовательные программы воспитательные составляющие. Это требует согласованности не только образовательной, но и воспитательной составляющей учебных программ, развития внеаудиторной деятельности, такой как музыкальные лектории, посещение концертов, организация музыкальных КВНов, капустников, клубной работы, конкурсов, фестивалей и т.д. Форм внеаудиторной деятельности может быть множество, однако все они должны ориентироваться на проявление самостоятельности и инициативы студентов.
Художественно-эстетическое воспитание, это огромная системная работа, требующая времени. Оно может быть нацелено на конкретный результат обучения, развития, но устремляется в будущее - в область воспитания личности, ее стратегического развития. Нам необходимо растить и воспитывать студентов, которые принесут успех обществу завтра.
1. Муртазина Л.Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности. Казань, 2007.
2. Методыпедагогическихисследований.Под ред.А.И.Пискунова,Г.В.Воробьева.Москва,1979.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студ. и преподавателей. Москва, 1997.
4. Петрова Г.А. Диагностика качеств эстетической культуры студентов. Available at: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_1_2. htm
References
1. Murtazina L.'E. Hudozhestvenno-'esteticheskoe vospitaniestudentovvuzovkul'turyiiskusstv sredstvamimuzykal'nojdeyatel'nosti. Kazan', 2007.
2. Metody pedagogicheskih issledovanij. Pod red. A.I. Piskunova, G.V. Vorob'eva. Moskva, 1979.
3. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihologiya: uchebnoe posobie dlya stud. i prepodavatelej. Moskva, 1997.
4. Petrova G.A. Diagnostika kachestv 'esteticheskoj kul'tury studentov. Available at: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_1_2.htm
Статья поступила в редакцию 10.02.15