Научная статья на тему 'Эстетическая культура в структуре музыкально-теоретических дисциплин'

Эстетическая культура в структуре музыкально-теоретических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ДИСЦИПЛИН / СОЛЬФЕДЖИО / ТЕОРИЯ МУЗЫКИ / ГАРМОНИЯ / ПОЛИФОНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Морева Е.А., Черний М.Н.

В статье речь идет о формировании эстетической культуры студентов-музыковедов на специализированных курсах: теории музыки, сольфеджио, гармонии, полифонии, музыкальной форме. Каждая из дисциплин дает возможность с разных сторон обогатить духовный опыт и повысить уровень эстетический культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Морева Е.А., Черний М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическая культура в структуре музыкально-теоретических дисциплин»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 378.978

Морева Е. А.

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства ГПА «КФУ им. В.И. Вернадского»

Черний М. Н.

магистрант VI курса направление подготовки: Музыкознание и музыкально-прикладное искусство Институт филологии, истории и искусств Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

В статье речь идет о формировании эстетической культуры студентов-музыковедов на специализированных курсах: теории музыки, сольфеджио, гармонии, полифонии, музыкальной форме. Каждая из дисциплин дает возможность с разных сторон обогатить духовный опыт и повысить уровень эстетический культуры.

Ключевые слова: эстетическая культура, музыкально-теоретический цикл дисциплин, сольфеджио, теория музыки, гармония, полифония, музыкальная форма.

Эстетический компонент в культуре и образовании сегодня во многом определяет качество конечного результата деятельности в той или иной сфере гуманитарной деятельности. Согласно транскрипциям санскрита понятие культура близко понятию просвещения. Латинская этимология предлагает более широкий спектр трактовок понятия «культура»: это «возделывание», «обрабатывание, уход», «образование, развитие», «почитание» [1, с. 111]. В древнем понимании культуры формируется понятие традиции (в частности, культурной традиции), которая представлялась мыслителями как передача знаний, смыслов, нравственно-этических норм, понятий о красоте и гармонии посредством студий (обучения). Эллинская традиция трансформировалась на протяжении веков, но сохранила свою смысловую нагрузку, на каждом новом этапе развития цивилизации ведущие философы ученые в разной форме обращались к учениям древнегреческой науки, которая приобрела статус классической.

В середине ХХ века в философии и культуре (в частности, музыкальной) появилась концепция игры: в 1938 г. вышел труд Й. Хейзинга «Человек играющий» (Homo ludens), в 1944 г. был опубликован полифонический фортепианный цикл П. Хиндемита «Игра тональностей» (Ludus tonslis), которые повлияли на философско-эстетическую мысль и культуру последующих лет. М. Каган утверждал, что культура органично включает в себя природу и потому, «растит и питает» человека [3, с. 246]. Д. Лихачев рассматривал человека и природу как две различные со-культуры, которые не могут существовать раздельно и взаимно обусловливают бытие друг друга. Каждая из них — плод исторического развития [6].

Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической культуре.

Термин «эстетика» (от греческого слова «aisthetikos» — относящийся к чувственному восприятию) был введен немецким философом А. Баумгартеном в XVIII веке и прочно закреплен в философской терминологии как наука, занимающаяся проблемами «философии

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

прекрасного». По мысли М. Бахтина, сущность эстетического выявляется и пребывает в парадигме «Я — Другой» [1]. А. Лосев понимал «эстетическое» как «выразительное», т.е. идущее из внутреннего мира человеческой личности [7, с. 221].

М. Каган считает эстетическую культуру критерием эстетической воспитанности личности и связывает ее становление с «эстетическими (художественными) делами», доминирующая цель которых — формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению, а главные задачи эстетического воспитания — формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей [5, с. 168].

Музыка в структуре творческой деятельности занимает ведущее место, причиной этого является ее процессуальная природа, благодаря которой восприятие и эстетические переживания развиваются во времени, имея возможность к развитию и изменениям. Помимо этого, музыка как звуковое искусство, наиболее воздействует на психические процессы человека как осознанно, так и бессознательно, в психологии и психиатрии звуковые влияния считаются наиболее сильными и результативными, поскольку природа колебаний лежит в основе макро- и микромиров.

Одной из главных задач современного музыкального образования является формирование духовной культуры личности посредством образовательного комплекса, включающего цикл фундаментальных теоретических дисциплин, таких как теория музыки, сольфеджио, гармония, полифония, музыкальная форма.

Материал курса «Сольфеджио» развивает музыкальный слух, включая развитие ладового, мелодического, гармонического, ритмического, тембрового, полифонического слуха. Работа с образцами музыкальной классики — важнейший фактор в развитии эстетической культуры. Процесс понимания и в дальнейшем умение воспроизвести, определить на слух закономерности музыкальной речи дает возможность студентам свободно ориентироваться в музыкальной материи, слышать все возможные музыкальные комплексы в отдельности и в их связи.

Учебная дисциплина «Теория музыки» в образовательной программе является основополагающим и подготавливает изучение дисциплин гармонии, анализа музыкальных произведений, тесно связан с предметами из области музыкального исполнительства. Он обобщает и систематизирует полученные знания на предмете «Сольфеджио». Качественное усвоение учебного материала помогает в успешном обучении другим дисциплинам. Для выработки у обучающихся навыков по обобщению, углублению, закреплению и систематизации полученных теоретических знаний по темам учебного предмета проводятся контрольные работы в письменной и устной форме. В ходе учебного процесса желательно вводить формы заданий, которые активизируют внимание, творческое мышление, поиск нетрадиционных путей решения поставленных задач. Такими формами могут быть конкурсы и олимпиады по теории музыки, а также игровые формы заданий. Сочетание теоретической и практической части чрезвычайно важно для развития эстетической культуры студента.

Комплексный подход развивает необходимые представления и навыки. Восприятие и понимание музыкальных произведений во многом зависит от глубины и стабильности полученных знаний, навыков и умений. Дисциплина «Теория музыки» предполагает разнообразные формы работы, как в аудиторное время, так и отведенное для самостоятельного изучения тем. Прежде всего, это объяснения понятий и терминов в связи с их бытованием в разных науках, что позволяет студенту сформировать ассоциативный ряд, способствующий всестороннему пониманию и запоминанию. Это также навыки в работе со всеми вертикально-горизонтальными музыкальными структурами (аккордика, метроритм и др.), комплексный подход в данной работе позволяет студентам объединить в целостную стройную картину все понятия из области теории музыки. В развитии эстетической культуры большое значение имеет история музыкально-теоретической мысли, что позволяет постичь данную область как неотъемлемую часть культуры и свое место в ней. Комплекс заданий по дисциплине «Теория

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

музыки», помимо практических, включает эстетический компонент, благодаря которому формируется мышление музыканта, музыкальная логика.

Богатый материал для понимания роли и места эстетической культуры в структуре музыкально-теоретических дисциплин дает раздел курса «Гармония».

Во-первых, именно благодаря теоретическому и историческому осмыслению закономерностей тональной гармонии и функциональной теории, сущности гармонических процессов, взаимосвязи гармонии с музыкальной формой, мелодикой, фактурой, изучению комплекса ладогармонических средств и приемов музыки XVIII — начала XX вв., в конце концов, пониманию гармонии как категории формы.

Во-вторых, умению практически применять изученные средства в упражнениях на фортепиано, игрой на фортепиано гармонических последовательностей в различных стилях и жанрах, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения.

Классические формы работы на гармонии — это выполнение письменных гармонических задач, упражнений за фортепиано, гармонический анализ. Ни одна из форм не должна доминировать, поскольку в контексте эстетического развития культуры студентов важно выработать понимание зависимости теории от практики, в этой связи разнообразные практические упражнения за фортепиано позволяют осмыслить многие закономерности, и что самое важное, постичь гармонию не умозрительно, как набор отдельных вертикальных структур, а всеобщую красоту их связи в целостной форме.

Наиболее интересной дисциплиной с практической точки зрения является «Полифония». Если теория музыки и гармония сосредоточены на достаточно ограниченном временном промежутке истории музыки (прежде всего, имеется в виду, изучение классико-романтической функциональной гармонии), то полифония раздвигает временные рамки и позволяет студентам практически смоделировать музыкальные полифонические формы от готики до современности. Курс полифонии можно условно разделить на теорию и историю полифонии, что еще больше способствует пониманию глубинных процессов и закономерностей развития музыкального искусства.

В основном, практически студенты овладевают навыками полифонии строгого письма и полифонии свободного стиля, а также хроматического контрапункта позднего романтизма и в особенности ХХ и ХХ1 вв. Формы работы на полифонии наиболее творческие: это написание разнообразных контрапунктов в двух- и многоголосном изложениях, полифонических вариаций, фуг, которые занимают доминирующее место в практических работах (написание фуг в баховском стиле, фуг, основанных на музыкальном языке ХХ-ХХ1 вв.). Таким образом, непосредственное приобщение студентов с помощью тотально творческих заданий, позволяет развить понимание сущности музыкально-исторического процесса, причин возникновения той или иной музыкальной системы.

Подытоживает весь комплекс задач в формировании эстетической культуры студентов дисциплина «Музыкальная форма», которая дает не только представления о разнообразии и целостности музыкальных произведений, но и о смыслообразовании, музыкальной драматургии. В этой связи дисциплина тесно граничит с целым спектром научных областей: лингвистики, языкознания, литературоведения, философии и др.

Формы работы предмета «Музыкальная форма» в основном базируются на анализе музыкальных произведений. Комплексный анализ музыкального сочинения вмещает в себя определение формы, стилевые и жанровые истоки тематизма, связи разбираемого произведения с другими, не только этого же композитора, но и композиторов его эпохи, а также произведений, находящихся на далекой временной дистанции от анализируемого. Знания, приобретенные студентами на теории музыки, сольфеджио, гармонии, полифонии, позволяют целостно охватить сущность музыкального произведения, выполнить его анализ, найти уникальные особенности, представить его в контексте развития истории музыки.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Таким образом, дисциплины музыкально-теоретического цикла формируют структуру эстетической культуры музыкального образования с разных сторон и на разных уровнях, позволяя сформировать эстетически развитую личность.

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. трудов / М.М. Бахтин, С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории, опыт философии человеческой судьбы / Н А. Бердяев. — Paris: Ymsa-PRESS, 1969. — 705 с.

3. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений / М.С. Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

4. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.

5. Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997. — 544 с.

6. Лихачев Д.С. Раздумья / Д.С. Лихачев; сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. — М.: Дет. лит., 1991. — 318 с.

7. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики / А.Ф. Лосев — М.: Директ-Медиа, 2008. —

388 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.