Научная статья на тему 'Актуальность музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных гуманитарных вузов'

Актуальность музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных гуманитарных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Здорова Светлана Викторовна

Автор обосновывает социокультурную и профессиональную необходимость активизации музыкальноэстетического воспитания специалистов немузыкального профиля в гуманитарных вузах, показывает тесную связь филологических наук и музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных гуманитарных вузов»

"Культурная жизнь Юга России "

138 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

М> 1 (30), 2009

доброжелательностью. Необходимо учитывать их ранимость, обостренное чувство собственного достоинства. Со временем они смогут осознать свои недостатки, стать успешными студентами.

Завершая экскурс в вопросы постановки амбушюра при игре на саксофоне (и кларнете), еще раз необходимо отметить одинаковую постановку этих инструментов. Несмотря на разницу их внешнего вида и тембра, они идентичны и имеют одинаковый наклон при игре, что важно для отработки дыхания. Эти инструменты имеют одинаковый принцип извлечения звука, а следовательно, у них одинаковая методика постановки амбушюра. Доказательство последнего фактора мы получили в процессе проведения практических занятий в классе саксофона и кларнета и опытно-экспериментальной работы при сольной игре на саксофоне.

Назовем музыкантов, которые блестяще играют или играли на кларнете и саксофоне и являются ориентиром для начинающих музыкантов. Это - Синей Беше (США), Феликс Словачек

(Чехословакия), Валерий Киселев (Россия). Совершенствуя свое профессиональное мастерство и исполнительские возможности игры на саксофоне и кларнете, музыкант приобретает статус широкой востребованности в музыкальном искусстве, добиться которого можно только в процессе неустанного кропотливого труда и комплексных занятий.

Сорокапятилетний опыт игры на саксофоне и кларнете, а также двадцатилетний стаж педагогической деятельности в различных учебных заведениях позволяет автору утверждать, что бесприжимная постановка игры на саксофоне и других родственных язычковых инструментах (в частности, кларнете) должна иметь широкое применение в педагогической практике музыкантов

Литература

1. Цытт Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. СПб., 2001.

2. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975.

V. M. PODAYUROV. UNPRESSED TRAINING: SOME ASPECTS OF SAXOPHONE EDUCATION

The article is dedicated to some progressive methods, forms, principles of saxophone (and clarinet) education. Key words: saxophone education, unpressed training, saxophonist's ambusher.

С. В. ЗДОРОВА

АКТУАЛЬНОСТЬ МУЗ Ы КАЛ Ь H 0-ЭСТЕТИ Ч EC КО ГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

Автор обосновывает социокультурную и профессиональную необходимость активизации музыкально-эстетического воспитания специалистов немузыкального профиля в гуманитарных вузах, показывает тесную связь филологических наук и музыки.

Ключевые слова: филологические факультеты педагогических вузов, музыкально-эстетическое воспитание.

Система гуманитарного образования в России имеет фундаментальную философско-методо-логическую и научно-методическую основу. Культурологические и искусствоведческие дисциплины и курсы в обязательном порядке включены в федеральный и региональный компоненты учебных планов. Однако общее музыкальное образование в гуманитарных вузах осуществляют лишь те факультеты, которые готовят работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Для того чтобы общее музыкальное воспитание было доступно всем специальностям гуманитарных вузов, в первую очередь необходимо определить потребности, мотивации, ценностные, профессиональные, социокультурные ориентации гуманитарного студенчества.

Нами было проведено развернутое социологическое исследование студентов немузыкальных факультетов гуманитарных вузов Москвы с использованием широкого спекгра методов сбо-

ра социологических данных (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование). В результате выявлена сформированная у студентов потребность в овладении музыкальным искусством на теоретическом и исполнительском уровнях, обусловленная широкой популярностью и пропагандой музыкального исполнительства и творчества в СМИ, появлением множества конкурсных музыкальных проектов на радио и телевидении.

В период с сентября 2004 по май 2005 года нами осуществлялась опытная работа в экспериментальных классах музыкального искусства, сформированных из студентов вторых и третьих курсов филологического факультета, изучающих литературу, русский и английский языки в Московском государственном областном педагогическом институте. В эксперимент было вовлечено 60 студентов (девушки в возрасте 21-22 лет), из них на добровольной основе сформированы три группы (по 20 человек в каждой) вне

№ 1 (30), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^^

зависимости от специализации. При этом учитывалось желание студента изучать конкретное музыкальное направление.

Первая группа составила экспериментальный класс «Инструментальное исполнительство», вторая - класс «Вокальное искусство», третья -класс «Музыкознание». В первой группе оказалось десять человек, которые ранее обучались в детских музыкальных школах и школах искусств. Это обстоятельство привело нас к мысли зачислить в первую группу еще 10 человек, не занимавшихся ранее музыкой, и закрепить каждого из них за студентами этой группы, обучавшимися ранее игре на музыкальном инструменте (фортепиано, гитаре, баяне). Мы предположили, что такое прикрепление обеспечит учебно-воспита-тельный процесс дополнительными дидактическими, организационно-методическими наглядными средствами и приемами обучения.

Первый контрольный срез, проведенный в каждой группе, позволил установить у каждого участника эксперимента уровень общих музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти и вокальных данных. Каждому студенту был присвоен соответствующий порядковый номер от 1 до 20. Оценка способностей и умений осуществлялась по 10-балльной системе. В процентном соотношении общий результат контрольной проверки по всем трем критериям составил: в первой группе - 59,8%; во второй - 59,1%; в третьей -59,8%. Таким образом, экспериментальные группы имели почти одинаковые исходные данные, позволяющие приступить к дальнейшей опытной работе.

На первых групповых занятиях студенты экспериментальных групп усваивали, прежде всего, теоретические знания в выбранном направлении музыкального искусства. Так, в первой группе такими предметами стали история и теория инструментального исполнительства. В зависимости от выбранного музыкального инструмента обучаемые знакомились с историей его появления и совершенствования, устройством и механизмом звукоизвлечения, расположением нот, основами исполнительства. Параллельно осуществлялось обучение игре на выбранном музыкальном инструменте (фортепиано, гитаре, баяне или аккордеоне), разучивание инструментальных образцов народной музыки и произведений композиторов-классиков - песен и романсов, которые некоторые из студентов пытались петь под свой аккомпанемент.

Студенты второй группы изучали историю появления вокального искусства, усваивали основы постановки и развития голоса, знакомились с содержанием исполнительского мастерства вокалиста, изучали песенно-романсовый репертуар классиков и национальный песенный фольклор, осваивали различные приемы и средства музыкальной выразительности, изучали и анализировали трактовку исполняемых произведений, вырабатывали певческую манеру и отрабатывали модели артистического поведения исполнителя-вокалиста на сцене.

Предметом изучения третьей группы являлись наиболее важные фундаментальные и прикладные разделы музыкознания: история становления и развития музыкального классического и народного искусства, общие принципы развития музыкальной культуры, критика и фольклористика, музыкальная этнография, общие проблемы современного музыкального искусства, отражение окружающей социокультурной действительности в музыке. Студенты анализировали содержание музыкальных произведений, музыкальную форму, принципы исполнительства - хорового и сольного пения, сольной игры на различных музыкальных инструментах и в оркестрах - симфоническом, духовом, оркестре народных инструментов.

Кроме групповых занятий по направлениям музыкального искусства, нами были организованы общие лекции для всех участников эксперимента, на которых студенты слушали музыку: русскую и зарубежную, народную и авторскую, классическую и современную, принимали участие в обсуждении музыкальных произведений, а также усваивали сольфеджио - исполняли голосом отдельные темы музыкальных произведений, песни и романсы.

В конце учебного 2004/2005 года мы осуществили второй контрольный срез для определения степени усвоения студентами учебной программы. Проверка знаний оценивалась по 10-балльной системе по трем критериям: общие музыкальные способности; музыкальные слух, ритм и память; вокальные данные. В группе «Инструментальное исполнительство» высокие оценки получили 3 человека (15% от общего состава группы), средние оценки - 7 (35%) и низкие - 10 (50%). Таким образом, средний результат успеваемости по трем критериям в первой экспериментальной группе составил 68%. В группе «Вокальное искусство» высокие оценки получили 4 человека (20%), средние - 15 (75%) и низкие - 1 (0,5%). Средний результат успеваемости во второй группе составил 76,6%. В группе «Музыкознание» ни один студент не получил высокой оценки, средние - 7 человек (35%), низкие - 13 (65%). Средний результат успеваемости в третьей группе составил 62,5%.

Анализируя полученные результаты усвоения экспериментальной программы участниками каждой группы, мы видим, что студенты, изучавшие вокальное искусство, показали наиболее высокий результат успеваемости. В процессе осуществления опытной педагогической деятельности мы наблюдали, что они с наибольшим вниманием и интересом относились к выполнению творческих заданий и изучению теоретических вопросов, которые успешно связывали с выполнением различных практических заданий, исполнением вокального репертуара - песен и романсов. В течение года каждый студент второй группы разучил более 15 песен и романсов под аккомпанемент концертмейстера-пианиста, а некоторые вне экспериментального плана и программы начали обучаться игре на классической (шестиструнной) гитаре и исполнять песни голосом под свой аккомпанемент. Такая работа студента с преподавателем

"Культурная жизнь Юга России "

№ 1 (30), 2009

имела большой педагогический и творческий успех. Она оказалась для студентов не столь сложной и позволила им приобрести за короткий период занятий базовый опыт игры аккомпанемента и пения, в результате чего они просили включить обучение пению под свой аккомпанемент в экспериментальную программу. Участники этой группы изучали кроме сольного ансамблевое и хоровое пение. Студенты хора были разделены на партии сопрано и альтов, а ансамблевое пение осуществлялось преимущественно в унисон, но были также дуэты и трио.

Что касается студентов первой и третьей групп, то экспериментальные задания ими выполнялись с большим трудом, они высказывали различные пожелания по изменению экспериментальной программы, вплоть до объединения учебных занятий со второй группой, обучающейся вокальному искусству. В первой группе процесс прикрепления неиграющих студентов к играющим, которые ранее обучались в специальных учебных заведениях, не принес ожидаемых результатов. Опыт студентов, играющих на инструменте, не был использован их товарищами по группе, они мало интересовались собственным инструментальным исполнительством, хотя на первых занятиях демонстрировали заинтересованность. Проблема заключалась в низкой степени реализации принципа наглядности в данных педагогических условиях: играющие студенты оказались не в состоянии выполнять обучающие функции среди своих товарищей.

Студенты третьей экспериментальной группы получили низкие оценки, так как их мало интересовали теоретические занятия. Студентам нравилась и организация, и тематика занятий, но они чувствовали отрыв теоретического знания от практики обучения игре и пению, хотя мы проводили со студентами третьей группы занятия по сольфеджио. Возможно, именно пение на уроках сольфеджио (сольфеджирование, исполнение вокализов) и привело участников эксперимента к мысли о необходимости обучения игре на одном из музыкальных инструментов и вокальному искусству.

Для определения достигнутых педагогических результатов опытной работы мы осуществили

аналитическое сравнение итогов первого и второго контрольных срезов. При комплектовании групп все студенты показали наличие необходимых способностей и слуховых данных. Итоги заключительной проверки экспериментальной работы оказались менее однородными: первая группа - 68%, вторая - 76,6% и третья - 62,5%.

Наглядно видно, что студенты, за исключением второй группы, не сумели использовать свои творческие возможности и способности. В процентном соотношении творческий успех обучаемых в первой экспериментальной группе оказался значительно ниже, чем во второй: обучение студентов филологического факультета педагогического вуза в экспериментальном классе «Инструментальное исполнительство» не подтвердило своей эффективности по сравнению с обучением в классе «Вокальное искусство». Процентный результат контрольной проверки студентов третьей группы оказался практически равен результату первого контрольного среза, проведенного в начале учебного года, до эксперимента, т. е. обучение в классе «Музыкознание» студентов филологического факультета педагогического вуза не принесло эффективных практических учебно-воспитательных результатов. Это говорит о том, что не все направления музыкального искусства пригодны для применения в воспитательном процессе студентов немузыкальных гуманитарных вузов.

Исходя из анализа проделанной за год опытной работы в трех группах, результатов контрольной проверки студентов, изучения отзывов, пожеланий, мнений участников эксперимента, мы пришли к выводу, что наиболее успешному осуществлению музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных специальностей гуманитарных вузов способствует вокальное искусство. Оно наиболее доступно в техническом плане, максимально близко эмоциональной природе человека, способствует психофизиологическому оздоровлению (развитие правильного дыхания и речевой моторики, тренировка артикуляционного аппарата, нормализация эмоционального состояния), имеет широкий спектр практического применения в социокультурной жизни, в профессиональной и досуговой деятельности.

S. V. ZD0R0VA. THE ACTUALITY OF MUSICAL-AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS IN NONMUSICAL HUMANITARIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The author reveals sociocultural and professional necessity of intensification of musical-aesthetic education of students in nonmusical humanitarian higher educational institutions. He shows close connection between philology and music.

Key words: philological faculties of pedagogical higher educational institutions, musical-aesthetic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.