“Культурная жизнь Юга России ”
136 —
N. М. SAMOKHVALOVA. SOLUTIONS AND METHODS OF THE INTENSIFICATION OF THE FORMATION'S PROCESSES OF PUPILS' MUSICAL THINKING IN PERFORMING CLASSES
The article is dedicated to the theory and methodology of forming the basics of musical thinking of children's and teenagers' studying in piano classes of musical schools as well as to the genesis of the basic musical cognitive actions.
Key words: musical thinking, intonation, form, genre, style.
В. Г. П0ДАЮР0В
БЕСПРИЖИМНАЯ ПОСТАНОВКА: О НЕКОТОРЫХ ПРИЕМАХ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ
В статье раскрываются прогрессивные методы, формы, принципы обучения игре на саксофоне и других родственных инструментах (в частности, кларнете).
Ключевые слова: обучение игре на саксофоне, бесприжимная постановка, амбушюр саксофониста.
Подготовка музыканта в классе саксофона с использованием бесприжимной постановки требует внимательного отношения со стороны педагога. Ученику необходимо понять, что мундштук саксофона должен находиться в полости рта в таком положении, чтобы трость была свободна от каких-либо зажимов и прижимов челюстями, зубами и губами играющего. Этого, как показывает практика, на первом этапе обучения добиться трудно, но при тщательном отношении к выполнению данной задачи она реально осуществима. В этом случае инструмент получит полное, мягкое, сочное, глубокое звучание, учащийся почувствует творческую удовлетворенность своими достижениями и будет с желанием совершенствовать исполнительское мастерство.
При правильных, методически оправданных занятиях успешно раскрывается строение музыкальной речи, ее содержание, а ученик обретает самостоятельность и может успешно заниматься на инструменте. Он учится умело и экономно расходовать запас воздуха в легких, спокойно дышать, как этого требует природа.
Наша многолетняя исполнительская практика и педагогические наблюдения на протяжении последнего десятилетия учебных занятий в классе саксофона подтверждают вышесказанное. В рамках опытно-экспериментальной работы сформировалась методика обучения игре на саксофо-не-теноре - одном из популярнейших язычковых инструментов такой конструкции, а также медных духовых, которые широко применяются в различных оркестровых коллективах и в самостоятельных, сольных творческих выступлениях.
Мысль о бесприжимной постановке игры на саксофоне и других язычковых инструментах привлекала многих известных отечественных и зарубежных исследователей, но она так и не была реализована на практике. Нам удалось получить неопровержимые доказательства преимущества этой методики, сформировать ее научную основу и возвести в ранг практики, обеспечивающей вы-
сокие практические и научно-педагогические результаты без потери учебного времени, привлечения дополнительных учебных часов на занятиях в классе саксофона с обучающимися различного возраста.
Рассматривая поставленную проблему, мы попытались, опираясь на свой практический опыт и результаты экспериментальной работы в классе саксофона с детьми, юношеством и взрослыми, описать полученные положительные результаты при обучении игре на саксофоне-тено-ре с применением бесприжимной постановки. Одновременно научные результаты, полученные нами экспериментальным путем, были апробированы на научно-практических конференциях, проводимых вузами России, а также при обучении игре на саксофоне учащихся в других учебных структурах, в том числе в частных школах.
Напомним, что слово «амбушюр» происходит от французского ЬоисИс. что означает «рот». Амбушюром французы называют мундштук духового инструмента. Однако мы будем рассматривать значение, которое придается этому слову в английском языке, т. е. «имеющий отношение ко рту». Амбушюр музыканта можно классифицировать следующим образом: рот, губы, подбородок и мускулы щек, напряженные и сгруппированные определенным образом. В понятие постановки входит и дыхание, которое ничем не отличается от дыхания исполнителей на других духовых инструментах и вокалистов. Это процесс, при котором воздух проходит в район диафрагмы. Однако мы ведем речь лишь о бесприжимной постановке на кларнете и саксофоне, мундштук которых имеет одинаковую конструкцию.
Трость (камышовая пластинка, которая прикреплена к мундштуку с нижней стороны) имеет точку, где она отходит от мундштука примерно на
2,5 см. Во рту при извлечении звука трость осуществляет мелкие колебания, в связи с чем она не должна прижиматься нижней губой. Мало того,
окно мундштука находится там, где прикрепляется трость, и участок ее колебания составляет от
3,5 до 4 см. Если музыкант вытянет губы вперед, то нижняя губа именно в этом месте будет плотно охватывать мундштук. Верхняя часть последнего имеет, как правило, накладку для верхних зубов; они ставятся примерно на расстоянии 2 см от его начала. Такая пропорция предполагает наклон мундштука, а значит, и саксофона или кларнета более чем на 45-50 градусов вниз по отношению к исполнителю.
Таким образом, «бесприжимная постановка» подразумевает свободное нахождение трости во рту играющего музыканта, при котором она не прижимается в той части, где вибрирует. Сам же мундштук крепко охватывается губами играющего, что можно назвать губным кольцом. Выработка навыков владения бесприжимной постановкой при игре на саксофоне может занимать длительное время, но в дальнейшем это дает весьма ощутимые успехи, выработку прочных исполнительских навыков, высоких творческих качеств и профессионального мастерства музыканта. Преимущество исполнения на основе бесприжимной постановки мундштука перед игрой с использованием традиционной постановки амбушюра неоспоримо. У музыканта, играющего на основе бесприжимной постановки мундштука, вырабатывается прекрасный тембр звука, высокоточный музыкальный строй инструмента во всех его диапазонах, хорошая интонация. Стремительно возрастают его технические достижения в любой части звукоряда, в частности, при переходе от одного регистра к другому незаметна «мертвая зона».
Напомним, что на первых порах обучения многие исполнители обычно испытывают затруднения, связанные с амбушюром и неправильным представлением о технологии музыкального исполнительства. Однако постепенная выработка практических навыков игры приводит к их преодолению. Исполнитель приобретает профессиональное мастерство, а это, в свою очередь, позволяет ему глубже осознать и другие проблемы. От обучающегося игре на саксофоне требуется неукоснительное выполнение рекомендаций и требований педагога. Накапливаемый преподавательский опыт всегда расширяет представление об ученике, его возможностях, путях и средствах исправления различных недостатков, связанных с амбушюром.
В период работы в классе саксофона на основе бесприжимной постановки к нам обращались многие студенты средних и высших учебных заведений, когда их трудности при игре с применением традиционной постановки амбушюра становились непреодолимыми. Это, прежде всего, некрасивый звук, а также нестройность звучания в больших интервалах: септима, октава, нона. Нам не всегда удавалось справиться с поставленными музыкальной практикой задачами, поскольку переводить этих студентов на бесприжимную постановку было невозможно, так как они работали по традиционной методике. Необходимо применять
только одну педагогическую стратегию, и делать выбор должны сами студенты в своем учебном заведении со своим педагогом. Требуется индивидуальный подход и кропотливая работа по устранению у обучаемых возникших проблем.
Отрабатывая в классе саксофона навыки игры на основе бесприжимной постановки, мы решали вопросы формирования творческого исполнительского мастерства, отдельных умений и навыков при игре пассажей и т. д. [1]. Для саксофониста необходимы технические навыки и полетное исполнение мелодий, резкая и мягкая атака и навык широкого ведения звука, хорошее бесшумное легато. Музыкант-саксофонист, владеющий этими качествами, имеет несомненные преимущества в профессиональной работе на сцене как солист, ансамблевый и оркестровый исполнитель. Такие широкие возможности - залог его исполнительского успеха и творческого наслаждения, без чего музыкант не может состояться как личность. Овладение основами игры на саксофоне, развитие технических возможностей и освоение сольных мелодических рисунков мы осуществляли комплексно в едином выстроенном учебно-ме-тодическом блоке. При этом применялись различные варианты исполнения пассажей и нюансировки, скоростные изменения в сочетании с синкопами и другими сложными рисунками. Особое внимание уделялось выработке красивого звука и профессиональной манеры исполнения музыкальных фраз, кульминационных точек авторского замысла, завершения половинных и заключительных каденций, а также целого музыкального произведения [2].
Уместно сказать и о формировании у начинающего музыканта навыков деликатного общения со слушателями. Это имеет большое, а порой определяющее значение в карьере музыканта, его становлении как мастера своего дела, профессионала. Некоторые из бывших студентов, с которыми нам приходилось заниматься, стали весьма успешными исполнителями-профессионала-ми (Елена Карелина - ансамбль «Девчата», Павел Мордюков - группа «Несчастный случай» и др.), добились значительных успехов в области исполнительского мастерства.
Отметим, что музыканты, прошедшие школу педагогических неудач при использовании традиционной методики обучения игре на язычковых духовых инструментах и научившиеся осознавать и исправлять свои недостатки в процессе творческого сотрудничества, наиболее успешны в своем развитии. Многие музыканты с хорошими природными данными в процессе обучения также сталкивались с подобного рода проблемами. По нашему мнению, это происходило из-за того, что они в то время еще не научились правильно и кропотливо трудиться в инструментальном классе. Как правило, такие студенты не отличаются прилежанием, самоуверенны и чувствуют превосходство над своими товарищами, которое в действительности является мнимым. Этот порок часто губит талантливых людей. В связи с этим к ним следует относиться с большим педагогическим тактом и
“Культурная жизнь Юга России ”
М> 1 (30), 2009
доброжелательностью. Необходимо учитывать их ранимость, обостренное чувство собственного достоинства. Со временем они смогут осознать свои недостатки, стать успешными студентами.
Завершая экскурс в вопросы постановки амбушюра при игре на саксофоне (и кларнете), еще раз необходимо отметить одинаковую постановку этих инструментов. Несмотря на разницу их внешнего вида и тембра, они идентичны и имеют одинаковый наклон при игре, что важно для отработки дыхания. Эти инструменты имеют одинаковый принцип извлечения звука, а следовательно, у них одинаковая методика постановки амбушюра. Доказательство последнего фактора мы получили в процессе проведения практических занятий в классе саксофона и кларнета и опытноэкспериментальной работы при сольной игре на саксофоне.
Назовем музыкантов, которые блестяще играют или играли на кларнете и саксофоне и являются ориентиром для начинающих музыкантов. Это - Синей Беше (США), Феликс Словачек
(Чехословакия), Валерий Киселев (Россия). Совершенствуя свое профессиональное мастерство и исполнительские возможности игры на саксофоне и кларнете, музыкант приобретает статус широкой востребованности в музыкальном искусстве, добиться которого можно только в процессе неустанного кропотливого труда и комплексных занятий.
Сорокапятилетний опыт игры на саксофоне и кларнете, а также двадцатилетний стаж педагогической деятельности в различных учебных заведениях позволяет автору утверждать, что бесприжимная постановка игры на саксофоне и других родственных язычковых инструментах (в частности, кларнете) должна иметь широкое применение в педагогической практике музыкантов
Литература
1. Цытт Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. СПб., 2001.
2. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975.
V. M. PODAYUROV. UNPRESSED TRAINING: SOME ASPECTS OF SAXOPHONE EDUCATION
The article is dedicated to some progressive methods, forms, principles of saxophone (and clarinet) education. Key words: saxophone education, unpressed training, saxophonist's ambusher.
С. В. ЗДОРОВА
АКТУАЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
Автор обосновывает социокультурную и профессиональную необходимость активизации музыкальноэстетического воспитания специалистов немузыкального профиля в гуманитарных вузах, показывает тесную связь филологических наук и музыки.
Ключевые слова: филологические факультеты педагогических вузов, музыкально-эстетическое воспитание.
Система гуманитарного образования в России имеет фундаментальную философско-методо-логическую и научно-методическую основу. Культурологические и искусствоведческие дисциплины и курсы в обязательном порядке включены в федеральный и региональный компоненты учебных планов. Однако общее музыкальное образование в гуманитарных вузах осуществляют лишь те факультеты, которые готовят работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Для того чтобы общее музыкальное воспитание было доступно всем специальностям гуманитарных вузов, в первую очередь необходимо определить потребности, мотивации, ценностные, профессиональные, социокультурные ориентации гуманитарного студенчества.
Нами было проведено развернутое социологическое исследование студентов немузыкальных факультетов гуманитарных вузов Москвы с использованием широкого спекгра методов сбо-
ра социологических данных (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование). В результате выявлена сформированная у студентов потребность в овладении музыкальным искусством на теоретическом и исполнительском уровнях, обусловленная широкой популярностью и пропагандой музыкального исполнительства и творчества в СМИ, появлением множества конкурсных музыкальных проектов на радио и телевидении.
В период с сентября 2004 по май 2005 года нами осуществлялась опытная работа в экспериментальных классах музыкального искусства, сформированных из студентов вторых и третьих курсов филологического факультета, изучающих литературу, русский и английский языки в Московском государственном областном педагогическом институте. В эксперимент было вовлечено 60 студентов (девушки в возрасте 21— 22 лет), из них на добровольной основе сформированы три группы (по 20 человек в каждой) вне