Научная статья на тему 'Культурологический анализ подготовки музыкальных кадров за рубежом'

Культурологический анализ подготовки музыкальных кадров за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козьменко O. П.

Анализируется процесс подготовки музыкальных кадров за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological Analysis of Musicians Training Abroad

The specifics of musicians training abroad is under analysis.

Текст научной работы на тему «Культурологический анализ подготовки музыкальных кадров за рубежом»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ КАДРОВ ЗА РУБЕЖОМ

О.П. КОЗЬМЕНКО

Кафедра хорового дирижерства Московский государственный открытый педагогический университет

им. М.А. Шолохова

Анализируется процесс подготовки музыкальных кадров за рубежом.

Анализ зарубежного опыта подготовки музыкальных кадров был предпринят в сравнительном плане по отношению к отечественному. Целью такого анализа стало выявление типов учебных заведений, готовящих педагогов-музыкан-тов для системы массового музыкального образования, квалифицированных требований к специалисту с музыкально-педагогическим образованием, предметного содержания и организационных форм обучения музыкальных работников. Анализ процесса подготовки пёдагогов-музыкантов за рубежом мы предприняли, исходя из сложившейся в различных странах системы профессиональной подготовки по тем же параметрам, что и российского (процесс, результат). Анализ подготовки музыкальных кадров за рубежом показал, что основными элементами ее являются:

- комплексные задания1 требующие использования знаний, умений и навыков из разных предметов учебного плана;

- практический контекст усвоения всех музыкальных терминов и понятий через смену форм деятельности (на практических занятиях по освоению инструмента - теоретический анализ, на теоретических занятиях - исполнение анализируемой музыки);

- творческие задания в области сочинения музыки на основе предлагаемых интонаций (речевых, музыкальных);

- сочетание педагогических заданий с собственной педагогической деятельностью;

- применение в сфере школьной практики полученных знаний, умений и навыков (исполнительских, педагогических).

Богатый опыт в области подготовки учителей музыки накоплен в Германии: это и монастырские школы, где дети и подростки-юноши получали музыкальное образование, чтобы впоследствии во время христианских богослужений уметь организовать хор; и семинарии, где будущий учитель был обязан изучить 2 инструмента: скрипку и орган. В конце XIX в., а особенно после 1919 г., вначале Л. Кречмаром, а затем Л. Кастенбергом был внедрен в практику школ

самостоятельный предмет «музыка», что дало толчок к итенсивной подготовке учителей музыки. В реформе музыкального воспитания, предложенной Г. Креч-маром, к учителю музыки предъявлялись высокие требования в области пения, хорового дирижирования, теории и истории музыки. В бывшей ГДР профессию учителя музыки выпускники приобретали в восьми вузах и университетах, где они получали сразу две специальности: учитель немецкого языка, литературы и музыки или учитель истории и музыки. Учебный процесс подразделялся на три части: на каждую специальность одну треть учебного времени, а оставшаяся третья на педагогику, психологию, иностранный язык, спорт, гигиену, развитие речи, введение в технику работы с аудиовизуальными средствами обучения. Для этого существовал следующий комплекс дисциплин:

-музыкальная наука (музыкальная эстетика, анализ музыкальных произведений, история музыки, проблемы рок-музыки, сведения о народной песне);

- теоретические и практические занятия по теории музыки (элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, учебное музицирование);

- вокальное образование .(сольное и хоровое пение, руководство хором);

-инструментальное образование (фортепиано как первый инструмент и

еще один инструмент по выбору);

- методика преподавания музыки.

Центральное место в системе подготовки учителя занимал предмет «Методика преподавания музыки». Формы занятий по этому предмету включали в себя лекции, семинары и продолжительную практику в школе.

Требования к учителю музыки включали в себя следующие умения: исполнять знакомые песни по памяти; читать с листа новые, незнакомые песни; играть на простейших, но разнообразных инструментах аккомпанемент к песне; владеть техникой дирижирования; работать с многоголосным хором; анализировать музыкальные произведения, учитывая «с одной стороны, специфику данного вида искусства, с другой - связи музыкального произведения с внему-зыкальными факторами» [1], знакомить школьников с биографиями композиторов, а также крупными формами (операми, балетами, ораториями и инструментальными циклами); владеть методикой ритмического воспитания.

Веймарская музыкальная школа, в отличие от других, давала студенту одну специальность. В связи с этим учебный план был расширен за счет таких предметов как: инструментоведение, постановка голоса. В дополнение к обязательным предметам студенты посещали факультативы: аккомпанемент к песне, аккомпанирование хору, игра в ансамбле, руководство хором, детский музыкальный театр и т. п.

Сегодня учителей музыки для гимназий готовят в Германии в высших музыкальных школах. Учебный план подготовки включает в себя предметы художественного, научного, педагогико-дидактического циклов. В художественном цикле изучаются: два инструмента, пение, дирижирование хором и оркестром, теория музыки и композиции, ритмика, дикция, игра на фортепиано (импровизация). Научный цикл включает в себя общую историю музыки.

Учителей музыки готовят также и в университетах, где студенты по-прежнему получают две специальности. Подготовка учителей музыки для основных и других учебных заведений ведется и в Высших педагогических школах.

Публикации в журнале «Musik in der Schule» дают представление о проблемах, волнующих немецких ученых в области подготовки учителей музыки. Одна из таких проблем - развитие личности обучаемого в музыкальной деятельности. Подготовка учителей музыки в Болгарии связана с Пловдивским музыкально-педагогическим институтом, который, начав как филиал Болгарской государственной консерватории, стал самостоятельным учебным заведением в 1972 г.

Пересмотр учебных планов привел к введению новых курсов, непосредственно связанных с потребностями школы: методика обучения игре на духовых инструментах; овладение элементарными навыками игры на аккордеоне или гитаре; занятия по вокально-инструментальному ансамблю; болгарский фольклор; изучение народных танцев; информатика.

Чтобы придать педагогическую направленность всем традиционным музыкально-теоретическим и исполнительным дисциплинам, используются такие формы работы, как:

- разучивание на уроках сольфеджио музыки других эпох;

- сочинение в классе сольфеджио произведений, в основе которых лежат интонации народной музыки, обработка народных песен для двух-трехголос-ного хора;

- сочинение на занятиях по сольфеджио детских песенок на заданный текст.

Помимо обязательных курсов в учебном плане предусмотрены факультативы по выбору: основной музыкальный инструмент, второй музыкальный инструмент, камерные ансамбли, дирижирование хором, оркестром, сочинение музыки для детей и импровизация, киноискусство, композиция.

Ведущую роль в системе подготовки учителя музыки играет педагогическая практика, где, кроме проведения уроков, работы с ученическим хором и оркестром, предусмотрены и внеурочные мероприятия.

Подготовка учителей музыки в Италии идет только в консерваториях. Выпускник, склонный к преподаванию, должен подтвердить свою педагогическую пригодность на экзамене. Учебные курсы по подготовке студентов к работе в школе включает в себя такие предметы, как теория обучения и практика преподавания, история музыки, хоровое пение и дирижирование, сольфеджио и элементы композиции.

Система общего и специального музыкального образования в Румынии включает в себя:

-подготовку учителей музыки в консерваториях, где студенты изучают педагогику и психологию, а также проходят педагогическую практику в течение двух последних лет обучения;

-подготовку учителей музыки на музыкальных факультетах педагогических институтов.

Весьма важным аспектом в подготовке будущего музыканта-педагога является освоение студентом ролей просветителя, популяризация культуры, не только педагога, но и артиста. Одной из главных задач в подготовке учителя музыки является воспитание «...таких преподавателей пения, которые в состоянии были бы превратить школьный класс в концертный зал» [2].

Й. Пожгай (Югославия) выделил следующие требования к учителю музыки: свободное аккомпанирование на инструменте; умение организовывать ди-

дактические игры, необходимые для развития слуха, ритма, музыкальной памяти школьников.

Исследования Г. Шольца, профессора Венской Академии музыки (Австрия), проведенное в 41-й высшей музыкальной школе Европы, помогли ученому определить такие требования к учителю музыки, как культурные интересы, владение педагогическим мастерством.

Процесс подготовки учителей музыки для 1-7 классов в Австралии длится 3 года. Будущие учителя музыки изучают теоретический учебный материал, знакомятся с методикой преподавания, а также осваивают эту методику на практике.

В 70-е гг. XX в. К. Эрнстом, профессором, заведующим отделением искусств Калифорнийского государственного колледжа (США), были выдвинуты требования к подготовке преподавателей музыки:

а) устранение искусственно созданных барьеров между различными разделами музыкального воспитания - теорией музыки, музыкальной литературой, историей, музыкальным исполнительством;

б) применение знаний по музыкальной литературе, полученных студентами, на практических занятиях по обучению игре на инструменте, имея в виду, что «исполнение - это лаборатория по обучению музыкальному мастерству. Именно здесь ученик испытывает теории, обсуждаемые на занятиях по истории музыки и музыкальной литературе» [3];

в) рассмотрение каждого изучаемого произведения с точки зрения его построения, стиля, исторического значения;

г) усвоение всех музыкальных понятий в практическом контексте, для чего «...дирижер и руководитель практических занятий должны разъяснить студенту все «почему» каждой отдельной интерпретации. Теоретик же и музыковед должны вовлекать своих студентов в исполнение...» [4];

д) раннее знакомство студентов с конкретной педагогической работой на педагогической практике, которая должна давать как опыт наблюдения, так и опыт преподавания, для того, чтобы молодой преподаватель учился передавать полученные им знания на уровне школы;

е) изучение естественных, общественных, гуманитарных наук и искусств (т. е. общее образование) с целью формирования личности будущего преподавателя, развития в студенте способности «соотносить свое искусство с такими дисциплинами, как антропология, социология, литература, философия, физика и с другими искусствами» [5].

Таким образом, обобщив опыт подготовки учителя музыки за рубежом, можно выделить требования к учителю, которые носят базовый характер: свободное музицирование на инструменте; владение навыками дирижирования и управления хором; знание педагогики; знание теории музыки и других дисциплин, входящих в музыкознание; развитый музыкальный слух.

Сравнивая систему подготовки учителей музыки, сложившуюся в России с имевшей и имеющей место за рубежом, можно сделать следующие выводы:

-в отношении содержательно-предметной подготовки - это наличие в учебных планах целого ряда предметов, отсутствующих в российской системе музыкального образования («Развитие речи» («Дикция»), «Музыкальная эстетика», «Проблемы рок-музыки», «Учебное музицировавие» и т. д.);

- в отношении технологической стороны подготовки - это явный акцент зарубежных музыкантов-педагогов на комплексный характер этой подготовки, на приобретение студентами в процессе обучения опыта использования полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности, на преодоление через различные формы учебной работы дискретного характера обучения (например, инструментальное исполнительство как лаборатория по применению историко-теоретических знаний и, одновременно, как практический контекст для усвоения историко-теоретической информации);

- по содержанию требований к учителю музыки - это выделение двух аспектов: подготовка учителя как высокопрофессионального музыканта и как квалифицированного педагога и методиста;

- в отношении имеющихся проблем - это вопрос в соотношении теоретической и художественно-практической подготовки в обучении будущего учителя музыки, а также изменение мотивации студентов в процессе обучения с целью переакцентировки их внимания на задачи массового музыкального образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 .Гуревич Е.Л. Музыкальное воспитание школьников и подготовка учителя музыки в ГДР: историкокультурные предпосылки и современное состояние. - М., 1989, с. 122.

2. Эрнст К. Подготовка преподавателей музыки - взгляд в будущее // Музыкальное воспитание в современном мире. - М, 1973, с. 53.

3. Там же.

4. Там же, с. 177.

5. Радио дискуссия по вопросам музыкального воспитания и обучения // Музыкальное воспитание в странах социализма, 1975, с. 177.

CULTUROLOGICAL ANALYSIS OF MUSICIANS TRAINING ABROAD

O.P. KOZMENKO

The Chorus Conducting Chair Moscow State Open Pedagogical University

The specifics of musicians training abroad is under analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.