СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
П.А. Верхорубова, студентка 364 группы факультета технологии и предпринимательства, ФГБОУ ВО «Шадрин-ский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].
М.В. Едренкина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионально-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8258-8212.
Е.И. Попова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры программирования и автоматизации бизнес-процессов, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7303-4055.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
P.A. Verkhorubova, Student, Faculty of Technology and Entrepreneurship, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].
M.V. Edrenkina, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8258-8212.
E.I. Popova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Programming and Automation of Business Processes, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7303-4055.
УДК 373.2 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_51
Юлия Олеговна Галущинская г. Шадринск
Теоретические основания педагогической деятельности по развитию творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы организации деятельности педагога дошкольной образовательной организации, направленной на развитие творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста. Основную цель данного вида деятельности автор видит в создании развивающей образовательной среды, способствующей максимальному выявлению и развитию одаренности дошкольника. Опора на аксиологический, системный, компетентностный личностно-деятельностный методологические подходы позволяет автору обосновать содержательный аспект педагогической деятельности в рамках решаемой проблемы. В статье так же определены основные задачи и условия организации педагогической деятельности, по развитию творческой одаренности, принципы ее построения. Автор выделяет четыре приоритетных направления по созданию развивающей образовательной среды, предполагающие как организацию совместной деятельности педагогов и дошкольников, так и самостоятельную творческую деятельность детей.
Ключевые слова: одаренность, творческая одаренность, одаренный ребенок, педагогическая деятельность, развивающая образовательная среда.
Julia Olegovna Galushchinskaia
Shadrinsk
Theoretical foundations of pedagogical activity for the development of creative giftedness in older preschool children
The article examines the theoretical aspects of the problem of activity organizing of a preschool educational organization teacher, aimed at developing the creative giftedness of older preschool children. The author sees the main goal of this type of activity in creating a developing educational environment that contributes to the maximum identification and development of a preschooler's giftedness. The reliance on axiological, systemic, competence-based personality-activity methodological approaches allows the author to substantiate the substantive aspect of pedagogical activity within the framework of the problem being solved. The article also defines the main tasks and conditions for organizing pedagogical activity, for the development of creative giftedness, the principles of its construction. The author identifies four priority areas for creating a developing educational environment, involving both the organization of joint activities of teachers and preschoolers, and their independent creative activity of children.
Keywords: giftedness, creative giftedness, gifted child, pedagogical activity, developing educational environment.
В новом тысячелетии особо ярко проявился научный интерес к проблеме исследования причин и факторов появления детской одаренности, к ее генезису и значению различных педагогических аспектов в процессе «взращивания» творчески одаренных детей в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО). Анализ точек зрения на проблему одаренности позволяет заключить, что одаренность является не столько «природным
даром», сколько планомерным и целенаправленным процессом развития творческих задатков и способностей личности, которые могут быть скрыты, и которые необходимо выявить и развить через включенность дошкольника в определенные виды деятельности.
В связи с этим детскую одаренность, по сути, можно характеризовать как результат сложного взаимодействия проявлений наследуемых природных
способностей и воздействия на них внешних факторов. Это взаимодействие опосредовано способностью к саморазвитию одаренного ребенка, его личностной активностью, проявляющейся в различных видах деятельности.
Анализ теоретических исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития детской одаренности (М. Карне, К.А. Хеллер, Е.П. Торренс, Дж. Рензули, А. Танниенбаум, Л. С. Выготский, А.В. Петровский) позволяет нам определить, что творческая одаренность является системным качеством, входящим в структуру общей одаренности личности ребенка, обуславливающим не только высокий уровень ее развития, но и высокий уровень выполнения любого вида деятельности, а также высокую степень преобразования и постоянного развития этой деятельности для достижения более высоких, незаурядных результатов по сравнению с другими детьми. Мы также можем прийти к заключению, что одаренный ребенок обладает достаточно высокой способностью к самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию и, исходя из этого, нуждается не только и не столько в организации целенаправленного воспитательного воздействия, сколько в создании развивающей образовательной среды ДОО.
Понятие «среда развития» применительно к теории образования дошкольников вводят в свои исследования Н.А. Ветлугина, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.П. Неменский, Н.А. Селянина, К.В. Тарасова и др. Они полагают, что данная среда является основным средством существования ребенка в пространстве ДОО.
В современных исследованиях в теории развития одаренности применяется понятие «образовательная среда», как система «Среда - Личность», в которую включены определенные связи их взаимопроникновения. В такой среде образовательные ценности являются ее основными элементами, которые обусловлены достигнутым уровнем развития образовательных систем социокультурной среды и общим уровнем развития составляющих ее личностей.
Аксиологический подход, применяемый нами в качестве философско-методологического основания педагогической деятельности по развитию творческой одаренности дошкольников, представленный исследованиями Б.М. Бим-Бада, Б.С. Брушлинского, Б.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.М. Розина, М.Н. Фишера, П.Г. Щедровицкого и пр. позволяет заключить, что, с учетом уровня развития личности, важно структурировать у нее такую систему ценностей, которая способствовала бы становлению человека в процессе его вхождения в социум, в контексте присвоения общественных, культурных и ценностных реалий.
Организация процесса образования одаренного ребенка, ориентированного на духовные, нравственные, познавательные ценности общества, способствует возникновению у дошкольника категории «личностные ценности». Становление данной кате-
гории связано с развитием познавательных процессов, через которые происходит освоение окружающего мира и места личности в нем. Постигая данные ценности ребенок обучается навыкам саморегуляции и организации поведения и деятельности.
Любая ценность будет значимой для ребенка как субъекта образовательного процесса, если она будет представлена им в виде проблемы или образовательной задачи. Понимание значимости также будет возможно при организации проблемного развивающего обучения, направленного: либо на сопоставлении ценности с другими ценностями; либо на организацию диалога, содержанием которого является проникновение в смысл изучаемого объекта или явления; либо на имитацию жизненной ситуации, предусматривающую дальнейшую апробацию данной ценности в реальных жизненных ситуациях.
Исходя из положений аксиологического подхода, мы можем заключить что:
- необходимо такое построение образовательной среды, чтобы она содействовала выработке у ребенка ценностных ориентаций, способствующих его личностному становлению, определяющих его деятельность и возможность ее дальнейшего планирования с учетом общепринятых социально-культурных норм, ценностей, стандартов;
- создание образовательной среды, должно быть основано на принципах развивающего творческого обучения, и направлено на решение ребенком проблемных ситуаций или задач, способствующих присвоению социально-культурных норм, ценностей, стандартов.
Общенаучным методологическим основанием организации педагогической деятельности по развитию творческой одаренности является системный подход, который рассматривает все жизненные объекты, явления и процессы как системы, имеющие определенное строение и действующие сообразно законам функционирования. При этом свойства объекта, явления или процесса порождаются суммой свойств его частей (Г.Н. Александров, В.А. Губанов, В.В. Захаров, Н.И. Иванкова, Т.А. Ильин, И.Ф. Исаев, А.Н. Коваленко, А.И. Мищенко, В.А. Сластё-нин, Н.В. Тимошкина, Е.Н. Шиянов).
Анализ педагогической деятельности по развитию творческой одаренности как системы позволяет:
- выделить в качестве системообразующих компонентов цели, задачи, условия реализации педагогической деятельности, направленной на развитие творческой одаренности дошкольников, принципы ее организации, содержание деятельности и ее организационные аспекты; конкретизировать их в зависимости от выбранного направления работы;
- рассмотреть взаимосвязь связь всех компонентов системы, их единство и взаимодействие, как целенаправленное и поступательное совершенствование образовательной среды ДОО как открытой динамической системы, оказывающей воздействие на развитие одаренности ребенка с учетом запросов и стандартов общества.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_2M2-U29!
Основанная на компетентностном подходе педагогическая деятельность по развитию творческой одаренности дошкольников позволяет определить общие принципы и цели построения образовательной среды, осуществить отбор средового образовательного содержания, провести оценку образовательных результатов и пр.
По мнению ряда авторов (А.А. Бодалев, Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов, Л.А. Рудкевич и др.), компетентность существует в вероятностных отношениях с креативностью (творчеством). Представители различных научных течений здесь едины во мнении, что большую роль в решении творческих затруднений имеют: «степень готовности знаний» к их воспроизведению и реализации; интеллектуальная гибкость в преобразовании знаний; соотношение так называемых «бессознательной» и «осознанной» видов компетентности. Бессознательная компетентность формируются в процессе формирования «спонтанного творческого опыта».
Появление осознанной компетентности происходит в результате становления способности человека к «кодированию собственного опыта». Формирование и проявление творческих способностей напрямую связано с уровнем развития осознанной компетентности человека в одной или нескольких областях деятельности. Важно понимание того, что овладение ребенком тем или иным видом деятельности на достаточно высоком уровне предполагает не просто владение конкретными умениями и навыками, необходимыми для ее выполнения, но и их творческое применение в нестандартной, неординарной ситуации, вариативность их использования в ситуации стресса и кризиса и пр. [5].
В рамках компетентностного подхода к проблеме развития одаренности дошкольников, на наш взгляд, можно рассмотреть еще одну проблему -проблему диагностики и оценки детской творческой одаренности. Идентификация (выявление) одаренности, является проблемой особого порядка из-за того, что, несмотря на эффективность тестовых психометрических методик, ни одна из них не дает полной уверенности в достоверной оценке уровня одаренности. Основной причиной этого может быть то, что используемые методики направлены на оценку результативности проявления психических процессов и деятельности. Однако их процессуальная сторона, предопределяющая, собственно, возможность одаренности, методиками не измеряется. В связи с этим, авторы «Рабочей концепции одаренности», в частности предлагают, в качестве основного диагностического инструментария, проведение регулярного психолого-педагогического мониторинга развития творческой одаренности [1].
Применение компетентностного подхода предполагает учитывать при построении образовательной среды, отборе средового содержания, оценке образовательных результатов следующее:
- развитие творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста заключается не
просто в овладении конкретными умениями и навыками, необходимыми для выполнения любой деятельности, но и в их творческом применении в нестандартной, неординарной ситуации, вариативности их использования в ситуации стресса и кризиса;
- образовательная среда ДОО должна способствовать решению ребенком развивающих проблемных задач и ситуаций развивающего характера в различных видах деятельности.
Применение личностно-деятельностного подхода, как практико-ориентированной тактики педагогической деятельности, обосновано необходимостью субъектно-ориентированной организации и управления развитием творческой одаренности в образовательной среде ДОО.
Сторонники личностно-деятельностного подхода рассматривают деятельность в качестве обязательного условия развития одаренности вообще и творческой одаренности, в частности. Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.М. Теп-лов указывали на то, что задатки превращаются в реальные способности, реализуются и воплощаются в действительность только через деятельность. Признаками деятельности, как проявления личностной активности, является сознательность целеполагания, социальность и продуктивно-преобразующий характер. В данном случае деятельность можно рассматривать также в качестве средства по трансформации потенциальных способностей в актуальные.
Личностно-деятельностный подход определяет организацию педагогической деятельности по развитию творческой одаренности старших дошкольников с учетом следующих положений:
- в условиях образовательной среды ДОО необходимо изменение схемы субъект-объектных отношений ребенка и взрослого на субъект-субъектные, протекающие в виде партнерского, равноправного сотрудничества в рамках совместной творческого процесса;
- организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, осуществляется путем активного вовлечения ребенка в созидательную деятельность, с учетом его способностей, интересов и потребностей. В данном случае развитие личности дошкольника понимается как развитие его деятельности;
- различные виды деятельности (игровая, учебная, художественно-творческая, трудовая, и т.д.) служат педагогическими инструментами воспитания и развития заложенных в ребенка задатков и способностей.
Итак, опираясь на выделенные выше теоретические положения, основную цель педагогической деятельности можно определить, как создание образовательной среды ДОО, способствующей развитию творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели может быть конкретизировано рядом задач: развитие духовно-нравственных
основ личности одаренного ребенка, его морально -ценностных качеств с учетом социально-нравственных ценностей современного сообщества; раскрытие индивидуальных творческих способностей одаренного ребенка, выявление и развитие индивидуального своеобразия его возможностей; создание условий для развития одаренной личности ребенка-дошкольника через решение развивающих задач проблемного характера в различных видах деятельности.
В работе с одаренными детьми Л.В. Трубай-чук, предлагает руководствоваться рядом принципов, которые, на наш взгляд, являются актуальными при решении исследуемой проблемы: признание одаренности как личностного системного качества каждого ребенка; основные общепедагогические принципы (развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; учета возрастных возможностей и пр.); ценностный принцип (создание образовательной среды с опорой на общечеловеческие ценности: социальные, духовно-нравственные, этические и эстетические, коммуникативные, экономические); принцип субъектности, (в процессе самореализации одаренного ребенка в творческой развивающей образовательной среде ДОО происходит его личностная трансформация из объекта образовательного воздействия в субъект творческой деятельности); принцип самоактуализации (организация педагогической поддержки творческой мотивации одаренного ребенка, его стремлений к познанию, самореализации и пр.); принцип непрерывности личностного развития (означает в качестве стартового уровня «уровень актуального развития», а в качестве достижимого уровня при организации определенных условий - «уровень потенциального развития») [4].
Согласимся с мнением М.А. Забоевой, в исследованиях которой выделены четыре группы условий, необходимых для развития одаренного ребенка в ДОО, применив их к развитию творческой одаренности.
К группе социокультурных условий автор относит весь спектр влияния на развитие одаренности ребенка факторов социокультурной среды. Вторая группа условий, организационно-методическая, по мнению автора заключается в организации предметно-пространственной среды, с соблюдением принципов вариативности и разнообразия, гибкости и эмоционального комфорта, способствующей творческому поиску личности дошкольника. Группа психолого-педагогических условий предполагает организацию образовательной деятельности педагогов, психологов и других специалистов ДОО с детьми. Особое внимание автор уделяет организации субъектно-центрированных условий, связанных с личностью ребенка в плане осознания
им своих потенциальных и реальных возможностей, самооценкой, отношением к своим способностям; сюда также включен факт присутствия заинтересованного в развитии одаренности дошкольника взрослого [3].
Определение целей, задач принципов, условий организации педагогической деятельности по развитию творческой одаренности с опорой на аксиологический, системный, компетентный и лич-ностно-деятельностный подходы позволяет выделить основные направления педагогической деятельности по созданию развивающей образовательной среды ДОО.
Всего нами выделено четыре основные направления: обогащение социокультурного опыта детей старшего дошкольного возраста в ДОО через синтез искусств (различные виды деятельности дошкольников по ознакомлению с достояниями отечественной и зарубежной культуры, произведениями искусств разного вида и жанра); организация предметно-пространственной среды ДОО (методические материалы и оборудование групп, игровых площадок на территории ДОО, развивающих творческих зон и центров ДОО, компьютерной техники, видео и аудио-оборудования и пр.); организация взаимодействия педагогов и других специалистов ДОО с детьми (подбор и применение форм и видов взаимодействия, в рамках проектной деятельности, решения проблемных ситуаций, предполагающих определенный творческий стиль поведения детей и взрослых, которые были бы привлекательны для всех участников взаимодействия и одновременно имели бы содержательную педагогическую ценность); организация самостоятельной творческой деятельности ребенка (создание в рамках творческих проектов открытых обучающих систем, в которых каждый ребенок действует в соответствии со своими потребностями и где его жизнедеятельность протекает в собственном режиме). При этом необходимо уточнить, что все выделенные направления педагогической деятельности тесно взаимосвязаны и их разделение, зачастую, носит условный характер, имеющий приоритетное значение в теории дошкольного образования, нежели в практической деятельности [2].
Таким образом, рассмотренные нами аксиологический, компетентностный, системный, личностно-деятельностный подходы могут служить методологическим основанием организации педагогической деятельности по развитию творческой одаренности старших дошкольников, направленной на создание творческой, развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации. Продолжение исследования видится в конкретизации основных направлений педагогической деятельности в исследуемом нами направлении, насыщение ее методическими разработками и материалами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская. - Изд. 2-е. - Москва : Изд-во мин-ва образования и науки РФ, 2003. - 50 с. - Текст : непосредственный.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021
2. Галущинская, Ю.О. Педагогическое сопровождение студенческой проектной деятельности по развитию творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста : монография / Ю.О. Галущинская ; Шадр. гос. пед. ун-т. -Шадринск : ШГПУ, 2020. - 188 с. - Текст : непосредственный.
3. Забоева, М.А. Теоретико-методологическое обоснование условий развития детской одаренности / М.А. Забоева.
- Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 9. - С. 46-50.
4. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста : монография / под ред. Л.В. Тру-байчук. - Челябинск : Образование, 2009. - 188 с. - Текст : непосредственный.
5. Компетентностная модель дошкольного образования : коллект. моногр. / Л.В. Трубайчук, Л. Н. Галкина [и др.].
- Челябинск : Образование, 2009. - 229 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Bogojavlenskaja D.B. Rabochaja koncepcija odarennosti [Working Concept of Giftedness]. Moscow: Izd-vo min-va obrazovanija i nauki RF, 2003. 50 p.
2. Galushhinskaja Ju.O. Pedagogicheskoe soprovozhdenie studencheskoj proektnoj dejatel'nosti po razvitiju tvorcheskoj odarennosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta: monografija [Pedagogical support of student project activities for the development of creative gifted children of senior preschool age]. Shadrinsk: ShGPU, 2020. 188 p.
3. Zaboeva M.A. Teoretiko-metodologicheskoe obosnovanie uslovij razvitija detskoj odarennosti [Theoretical and methodological substantiation of the conditions for the development of children's giftedness]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2019, no. 9, pp. 46-50.
4. In Trubajchuk L.V. (ed.) Pedagogicheskaja tehnologija razvitija odarennosti detej doshkol'nogo vozrasta: monografija [Pedagogical technology for the development of giftedness in preschool children]. Cheljabinsk: Obrazovanie, 2009. 188 p.
5. Trubajchuk L.V., Galkina L. N., et al. Kompetentnostnaja model' doshkol'nogo obrazovanija: kollekt. monogr. [Competence model of preschool education]. Cheljabinsk: Obrazovanie, 2009. - 229 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Ю.О. Галущинская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4357-4955.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Ju.O. Galushchinskaia, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4357-4955.
УДК 378.147 DOI: 10.52772/2542 0291_2021_4_55
Даньци Лю г. Линьи, провинция Шаньдун, КНР
Проблема формирования ценностного отношения студентов музыкально-педагогических факультетов Китая к классическому музыкальному наследию
Актуальность проблемы, которая затронута в данной статье, обусловлена необходимостью подготовки студентов музыкально--педагогических факультетов Китая (будущих учителей музыки) к осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами музыкального искусства. Это возможно только при наличии сформированного у них ценностного отношения к классическому музыкальному наследию - европейской и русской музыке XVII-XIX вв., обладающей духовно-нравственным потенциалом. Но данное личностное образование у китайских студентов нуждается в целенаправленном педагогическом воздействии. Это связано, во-первых, с тем, что контингент обучающихся составляют студенты, зачастую имеющие недостаточное предпрофессиональное музыкальное образование. Во-вторых, на музыкально-педагогические факультеты поступают студенты, проживающие в различных социокультурных условиях с различной музыкальной инфраструктурой. Вследствие ограниченного художественного опыта они сталкиваются с трудностями, связанными с постижением и пониманием художественного смысла произведений музыкальной классики, осознанием ценности и значимости их содержания.
Ключевые слова: ценностное отношение, формирование ценностного отношения, классическое музыкальное наследие, студенты музыкального вуза Китая.
Danqi Liu
Linyi, Shandong Province, China
The problem of developing the value attitude of students of music and pedagogical faculties of China to the classical musical heritage
The relevance of the problem is addressed to the need to prepare students of music and pedagogical faculties of China (future music teachers) for the implementation of spiritual and moral education of the younger generation by means of musical art. This is possible only if they have a valuable attitude to the classical musical heritage - European and Russian music of the XVII-XIX centuries which has spiritual and moral potential. But this personal education among Chinese students needs a focused pedagogical impact. This is due, firstly, to the fact that the contingent of students is made up of students who often have insufficient pre-