Научная статья на тему 'Среда для развития одаренного ребенка в системе дошкольного образования'

Среда для развития одаренного ребенка в системе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ДОШКОЛЬНИК / ОДАРЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CHILD / PRESCHOOL CHILD / GIFTEDNESS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забоева М.А.

В статье представлено авторское осмысление проблемы организации среды для развития одаренного ребенка. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена требованиями общества к современной личности, государственными ориентирами в области дошкольного образования. Креативность, самостоятельность мышления, решительность, мобильность, обеспечивающие высокие достижения личности в разнообразных сферах жизнедеятельности, формируются в период детства. Автором показано, что в дошкольном возрасте ребенок обладает особой восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что доказывается рядом психолого-педагогических исследований. Педагоги и родители должны вовремя заметить первые проявления одаренности у ребенка и создать благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Поэтому значительное внимание должно быть уделено организации среды. В статье рассмотрено значение среды для развития дошкольника, в том числе одаренного, представлен анализ различных трактовок понятия «образовательная среда», сформулировано авторское. Под образовательной средой дошкольной образовательной организации в исследовании понимается совокупность специально организованных условий, учитывающих социокультурный контекст и обеспечивающих полноценное становление личности, раскрытие ее интеллектуального и творческого потенциала. Автором выделены характеристики образовательной среды как динамической системы, описана ее структура, представленная пространственно-предметным, социальным и технологическим компонентами. Кроме того, в работе предложены требования к организации образовательной среды в детском саду, такие как мобильность, разумная и грамотная цифровизация, индивидуальная комфортность для каждого субъекта учет социокультурной ситуации, готовность к введению инноваций, сохранение богатейшего передового опыта, вариативность. Соблюдение обозначенных требований позволит создать благоприятные для развития детской одаренности условия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF A GIFTED CHILD IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

The article presents the author’s understanding of the problem of organizing the environment for the development of a gifted child. The relevance of the problem is due to the requirements of society to the modern person, state guidelines in the field of preschool education. Creativity, autonomy of thinking, determination, mobility, ensuring high achievements of a person in various spheres of life, are formed during childhood. The author shows that at preschool age the child has a special susceptibility to educational influences, which is proved by a number of psychological and pedagogical studies. Teachers and parents should notice the first manifestations of giftedness in a child in time and create favorable conditions for its further development. Therefore, considerable attention should be paid to the organization of the environment. The article discusses the importance of the environment for the development of a preschooler, including the gifted one, presents an analysis of various interpretations of the concept of "educational environment", and formulates the author. In the study, the educational environment of a preschool educational organization is understood as a set of specially organized conditions that take into account the sociocultural context and ensure the full-fledged formation of the personality, the disclosure of its intellectual and creative potential. The author identifies the characteristics of the educational environment as a dynamic system, describes its structure, which is represented by the spatial-objective, social and technological components. In addition, the work offers requirements for the organization of the educational environment in kindergarten, such as mobility, reasonable and competent digitalization, individual comfort for each subject, taking into account the sociocultural situation, willingness to introduce innovations, preserving the richest best practices, and variability. Compliance with these requirements will create favorable conditions for the development of children’s giftedness.

Текст научной работы на тему «Среда для развития одаренного ребенка в системе дошкольного образования»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

2020. Vol. 22. N 5

https://e-pubmed. or

УДК 373.2

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-5-19-23

ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF A GIFTED CHILD IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

Zaboeva M.A.

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Забоева М.А.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлено авторское осмысление проблемы организации среды для развития одаренного ребенка. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена требованиями общества к современной личности, государственными ориентирами в области дошкольного образования. Креативность, самостоятельность мышления, решительность, мобильность, обеспечивающие высокие достижения личности в разнообразных сферах жизнедеятельности, формируются в период детства. Автором показано, что в дошкольном возрасте ребенок обладает особой восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что доказывается рядом психолого-педагогических исследований. Педагоги и родители должны вовремя заметить первые проявления одаренности у ребенка и создать благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Поэтому значительное внимание должно быть уделено организации среды. В статье рассмотрено значение среды для развития дошкольника, в том числе одаренного, представлен анализ различных трактовок понятия «образовательная среда», сформулировано авторское. Под образовательной средой дошкольной образовательной организации в исследовании понимается совокупность специально организованных условий, учитывающих социокультурный контекст и обеспечивающих полноценное становление личности, раскрытие ее интеллектуального и творческого потенциала. Автором выделены характеристики образовательной среды как динамической системы, описана ее структура, представленная пространственно-предметным, социальным и технологическим компонентами. Кроме того, в работе предложены требования к организации образовательной среды в детском саду, такие как мобильность, разумная и грамотная цифро-визация, индивидуальная комфортность для каждого субъекта учет социокультурной ситуации, готовность к введению инноваций, сохранение богатейшего

Abstract. The article presents the author's understanding of the problem of organizing the environment for the development of a gifted child. The relevance of the problem is due to the requirements of society to the modern person, state guidelines in the field of preschool education. Creativity, autonomy of thinking, determination, mobility, ensuring high achievements of a person in various spheres of life, are formed during childhood. The author shows that at preschool age the child has a special susceptibility to educational influences, which is proved by a number of psychological and pedagogical studies. Teachers and parents should notice the first manifestations of giftedness in a child in time and create favorable conditions for its further development. Therefore, considerable attention should be paid to the organization of the environment. The article discusses the importance of the environment for the development of a preschooler, including the gifted one, presents an analysis of various interpretations of the concept of "educational environment", and formulates the author. In the study, the educational environment of a preschool educational organization is understood as a set of specially organized conditions that take into account the sociocultural context and ensure the full-fledged formation of the personality, the disclosure of its intellectual and creative potential. The author identifies the characteristics of the educational environment as a dynamic system, describes its structure, which is represented by the spatial-objective, social and technological components. In addition, the work offers requirements for the organization of the educational environment in kindergarten, such as mobility, reasonable and competent digitalization, individual comfort for each subject, taking into account the sociocul-tural situation, willingness to introduce innovations, preserving the richest best practices, and variability. Compliance with these requirements will create favorable conditions for the development of children's giftedness.

2019. Vol. 21. No 8

https://e-pubmed. ot

передового опыта, вариативность. Соблюдение обозначенных требований позволит создать благоприятные для развития детской одаренности условия.

Ключевые слова: ребенок, дошкольник, одаренность,

образовательная среда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1]. Богоявленская Д. Б. Одарённость и проблемы её идентификации // Психологическая наука и образование. 2000. № 4. С. 5-13.

[2]. Емельянова И. Е. Развитие детской одаренности как фактор духовно-творческой самореализации дошкольников: монография. Челябинск, 2010. 249 с.

[3]. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 128. С. 40-54.

[4]. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М., 1993. С. 40-49.

[5]. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем. СПб.: Изд-во Питер, 2006. 352 с.

[6]. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 232 с.

[7]. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. № 3. С. 133-138.

[8]. Трубайчук Л. В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста. Челябинск: Образование, 2009. 188 с.

[9]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 02.04.2020 г.)

Keywords: child, preschool child, giftedness, educational environment.

REFERENCES

[1]. Bogoyavlenskaya D. B. Giftedness and the problems of its identification // Psychological science and education. 2000. No. 4. P. 5-13.

[2]. Emelyanova I. E. The development of children's giftedness as a factor in the spiritual and creative self-realization of preschoolers: a monograph. Chelyabinsk, 2010. 249 p.

[3]. Laktionova E. B. The educational environment as a condition for the development of the individual and its subjects // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. 2010. No. 128. P. 4054.

[4]. Matyushkin A.M. Riddles of giftedness. M., 1993. P. 40-49.

[5]. Panov V.I. Psychodidactics of educational systems. St. Petersburg: Publishing House Peter, 2006. 352 p.

[6]. Savenkov A. I. Gifted children in kindergarten and school: textbook. manual for students of higher. ped textbook. institutions. M.: Academy, 2000. 232 p.

[7]. Tarasov S.V. Educational environment: concept, structure, typology // Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. 2011. No 3. P. 133-138.

[8]. Trubaichuk L.V. Pedagogical technology for the development of giftedness of preschool children. Chelyabinsk: Education, 2009. 188 p.

[9]. Federal State Educational Standard for Preschool Education [Electronic resource]. URL: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed: 04.02.2020)_

Zaboeva M.A. -SPINcode: 2127-9752; ORCID ID: 0000-0003-3360-4188.

Author Contributions. Zaboeva M.A. -review ofpsychological and pedagogical research on the problem, writing a text.

Conflict of Interest Statement. The author claims no conflict of interest.

Research interests, number of main publications: study of the problems of upbringing, education and development of preschool children, more than 50 works were published, 3 of them in WoS, 7 in the Higher Attestation Commission.

Забоева М.А. -SPIN-код: 2127-9752; ORCID ID: 0000-0003-3360-4188.

Вклад автора. ЗабоеваМ.А. -обзор психолого-педагогических исследований по проблеме, написание текста. Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, опубликовано более 50 работ, из них 3 в WoS, 7 в ВАК.

Введение. Происходящие сегодня во всех личности. Наличие умения размышлять и аргу-

сферах жизни общества перемены, вызовы вре- ментировать, сформированное проектное мышле-

мени, на которые человеку еще предстоит найти ние, творческое воображение - вот перечень тре-

ответы, в еще большей степени актуализируют бований к личности, способной решать сложные

проблему поддержки и развития одаренности

—--—

~ 20 ~

2020. Vol. 22. No5

https://e-pubmed. or

задачи современности, требующие от нее проявления мобильности, решительности, креативности.

Нормативно-правовой базой разработки проблемы развития детской одаренности становятся государственные законодательные акты и стандарты: Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в которых идея поддержки одаренности в образовательном процессе возведена в ранг государственной [9].

На особую сенситивность периода дошкольного детства в сохранении и приумножении «ростков» одаренности указывает ряд отечественных психолого-педагогических исследований (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, О.М. Дьяченко, И.Е. Емельянова, Е.П. Ильин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, А.И. Савенков, Л.В. Трубайчук, В.С. Юркевич и др.) [1, 2, 6]. Учеными признается важность своевременной и методически грамотной помощи способному ребенку. Одаренность личности, рассматриваемая в исследовании Л.В. Трубайчук как социальный, биологический и психический феномен, представляет собой потенциал, раскрывающийся при благоприятных условиях [8]. Одним из таких условий становится среда.

Цель исследования заключалась в определении таких путей, способов организации среды, которая бы стимулировала развитие одаренности дошкольника, а не тормозила его.

Основная часть. Рассмотрим понятие «среда» применительно к проблеме развития одаренности детей дошкольного возраста.

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой трактует среду в ее социальном значении как окружающие социально-бытовые условия, обстановку, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Философский энциклопедический словарь указывает на решающее воздействие социальной среды на формирование и развитие личности. Признавая большую роль данного фактора в развитии одаренности личности, отметим, что он не является единственным, и проблема соотношения социального и биологического в возникновении и

проявлении одаренности составляет предмет научных дискуссий и сегодня.

По мнению итальянского педагога, основателя реджио-педагогики, Лориса Малагуцци, образовательная среда является «третьим учителем». В понятие среды он включает и внешнее окружение детей, и инфраструктуру, в которой живут и обучаются дети. Л. Малагуцци видит главную задачу взрослого в том, чтобы помочь ребенку воспользоваться своим природным познавательным потенциалом и возможностями. Поэтому ведущими методами и формами работы в реджио-педагогике являются проектная исследовательская деятельность, творчество, обучение через окружающую среду, сотрудничество субъектов образовательного процесса.

Изучение влияния среды на развитие личности в процессе обучения и воспитания привело к возникновению понятия «образовательная среда». Так, с позиции экопсихологического подхода к развитию личности, В.И. Панов определяет образовательную среду как систему условий, влияний и возможностей, обеспечивающих возможность удовлетворения личностью своих потребностей и приводящих к формированию системы ценностей [5]. По мнению исследователя, перед системой образования стоит задача построения образовательной среды развивающего (или творческого) типа, которая способствовала бы проявлению потенциальных способностей детей. В еще большей степени в такой среде нуждаются дети, имеющие задатки и высокий уровень развития способностей в какой-либо сфере деятельности.

С.В. Тарасов относит образовательную среду к подсистеме социокультурной среды и включает в нее совокупность социокультурных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление личности [7].

В исследовании Е.Б. Лактионовой образовательная среда предстает как психолого-педагогическая реальность, включающая специально созданные условия и возможности для формирования личности [3].

Приняв за основу взгляды В.И. Панова, С.В. Тарасова на сущность понятия «образовательная среда», мы сформулировали свое определение. Под образовательной средой дошкольной образо-

2019. Vol. 21. No 8

https://e-pubmed. ot

вательной организации будем понимать совокупность специально организованных условий, учитывающих социокультурный контекст и обеспечивающих полноценное становление личности, раскрытие ее интеллектуального и творческого потенциала.

Рассматривая образовательную среду с позиций системного подхода, мы выделяем следующие ее характеристики:

1. Целенаправленность. Совокупность условий, представляющих сущность образовательной среды, организуются планомерно и целенаправленно. Результатом их реализации является полноценное становление личности.

2. Наличие субъектов образовательного процесса и отношений между ними как элементов системы. Воспитанники, специалисты системы дошкольного образования, родители выступают как незаменимые компоненты образовательной среды, между которыми устанавливаются прямые и обратные связи. Деятельность каждого компонента оказывает влияние на работу всей системы. Обладая свойством эмерджентности, образовательная среда как система, требует наличия и полноценного функционирования каждого из ее элементов.

3. Вариативность. Социокультурный контекст, индивидуальные особенности и потребности субъектов образовательного процесса приводят к поиску новых условий, либо комбинации имеющихся с целью выбора наиболее эффективных для становления личности.

4. Ориентация на результат. Реализация условий, составляющих сущность образовательной среды, обеспечивает гармоничное развитие личности, раскрытие ее потенциала и возможностей.

Структура образовательной среды, по исследованиям В.И. Панова, может быть представлена тремя компонентами: пространственно-предметным, социальным и технологическим [5].

Пространственно-предметный компонент включает структурно-функциональную организацию и зонирование помещения, его оформление, оборудование, подчиненные задачам развития, обучения и воспитания детей и отвечающие принципам построения развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) детского

сада. Из обозначенных принципов наибольшее значение для развития детской одаренности имеют следующие: активности, динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмо-циогенности, открытости, сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды (по В.А. Петровскому, Л.М. Клариной и др.). РППС, которая предоставляет ребенку разумную свободу выбора действий, занятий, партнеров, способов взаимодействия, содержит в себе элементы, пробуждающие исследовательскую активность воспитанника, создает у него ощущение эмоционального комфорта, стремление к творческому поиску проблем и способов их решения.

Социальный компонент образовательной среды объединяет всех лиц, заинтересованных в развитии детей: педагогов, психологов, администрацию детского сада, самих воспитанников и, безусловно, родителей. Проблема развития детской одаренности сложна тем, что ее самые первые признаки у ребенка могут остаться незамеченными, как педагогами, так и родителями, и, как следствие, угаснут, не получив поддержки. Поэтому заинтересованность и единство в подходах субъектов образовательного процесса имеют важное значение для оказания своевременной помощи одаренному ребенку. Кроме того, развивающим эффектом для детей обладает и само межличностное взаимодействие между ними: обмен мнениями, положительный пример, объединение усилий при разрешении общей проблемы. Среда специализированных образовательных организаций (школ и групп для одаренных детей) в еще большей степени усиливает обозначенный эффект.

Тесно связан с социальным технологический компонент образовательной среды, предусматривающий непосредственную организацию образовательного процессе, определяющий его цель, содержание, методы, средства и формы. Вариативность подходов к процессам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста находит отражение в авторских комплексных и парциальных образовательных программах.

Результаты. На основе психолого-педагогических исследований, посвященных изучению сущности понятия «образовательная среда», определению принципов построения, нами были

2020. Vol. 22. No5

https://e-pubmed. or

сформулированы некоторые требования к организации образовательной среды в дошкольной образовательной организации, в том числе и для работы с одаренными детьми:

1. Мобильность образовательной среды.

2. Разумная и грамотная цифровизация образовательной среды.

3. Индивидуальная комфортность для каждого субъекта (ребенок, педагог, родитель).

4. Учет социокультурной ситуации.

5. Готовность к введению инноваций при сохранении богатейшего передового опыта прошлого.

6. Вариативность образовательной среды.

Выводы и дальнейшие перспективы исследования. Таким образом, проблема организации образовательной среды для развития детской одаренности является актуальной, требует детального изучения и теоретического осмысления, методически верного разрешения. Ее рассмотрение в обозначенных нами аспектах, безусловно, не является исчерпывающим и достаточным для научного знания и будет продолжено.

Ответственный за переписку: Забоева Майя Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация,

E-mail: zaboyevi@mail.ru

Corresponding Author: Zaboeva Maya Alekseevna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department ofpreschool and social education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian

Federation, E-mail: zaboyevi@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.