Научная статья на тему 'Теоретико-методологическое обоснование условий развития детской одаренности'

Теоретико-методологическое обоснование условий развития детской одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / GIFTEDNESS / GIFTED CHILDREN / DEVELOPMENT OF GIFTEDNESS / PRESCHOOLERS / METHODOLOGICAL APPROACH / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забоева Майя Алексеевна

В статье представлено авторское осмысление теоретико-методологических основ проблемы развития одаренности у детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, которая определяется на законодательном и нормативно-правовом уровнях и соответствует социальному заказу общества на воспитание активной, деятельной, инициативной, креативной, самостоятельной личности, способной продуцировать и реализовывать оригинальные, полезные для общества идеи. Представлено теоретико-методологическое обоснование условий развития одаренности детей дошкольного возраста, в частности синтез системного, деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов. Такой синтез теоретико-методологических подходов, по мнению автора, способствует более глубокому осмыслению проблемы детской одаренности и позволяет сформулировать необходимые для ее поддержки и развития условия. Автором предложена классификация условий развития детской одаренности, включающая следующие группы: социокультурные, организационно-методические, психолого-педагогические, субъектно-центрированные условия. Под социокультурными условиями понимается влияние на развитие одаренности ребенка социокультурной среды. Организационно-методические условия предполагают особую организацию развивающей предметно-пространственной среды, способствующую творческому поиску личности, учитывающую принципы разнообразия, вариативности, гибкости среды, ее эмоционального комфорта. К группе психолого-педагогических условий автор относит организованную образовательную деятельность педагогов, психологов, специалистов с детьми. Субъектно-центрированные условия развития одаренности ребенка связаны с личностью ребенка, с осознанием им своих реальных и потенциальных возможностей, позитивным или негативным отношением к собственной одаренности, его самооценкой, наличием заинтересованного в развитии одаренности ребенка взрослого. Особое внимание уделено рассмотрению индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка, который отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Такой маршрут помогает объединить усилия работников дошкольного образовательного учреждения и членов семьи в направлении развития детской одаренности и создать необходимые условия для успешного развития ребенка. Обеспечение единства в подходах к воспитанию одаренного ребенка и заинтересованное отношение всех субъектов педагогического процесса будут содействовать развитию детской одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL JUSTIFICATION CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS

The article presents the author's understanding of the theoretical and methodological foundations of the problem of the development of giftedness in preschool children. The urgency of the problem, which is determined on the legislative and regulatory levels and conforms to social order of society in education, active, active, initiative, creative, independent personality, capable to produce and implement original, useful to society ideas. Theoretical and methodological substantiation of conditions of development of gifted children of preschool age, in particular, synthesis of system, activity, competence and axiological approaches is presented. This synthesis of theoretical and methodological approaches contributes to a deeper understanding of the problem of child giftedness and allows you to formulate the necessary conditions for its support and development. The author proposes a classification of conditions for the development of children's giftedness, including the following groups: socio-cultural, organizational and methodological, psychological and pedagogical, subject-centered conditions. Sociocultural conditions are understood as the influence of the socio-cultural environment on the development of a child's giftedness. Organizational and methodological conditions assume a special organization of the developing subject-spatial environment, contributing to the creative search for personality, taking into account the principles of diversity, variability, flexibility of the environment, its emotional comfort. The author refers to the group of psychological and pedagogical conditions organized educational activities of teachers, psychologists, specialists with children. Subject-centered conditions for the development of a child's giftedness are associated with the child's personality, with his awareness of his real and potential opportunities, positive or negative attitude to his own giftedness, his self-esteem, the presence of an adult interested in the development of a child's giftedness. Special attention is paid to the consideration of the individual educational route of development of a gifted child, which meets the modern requirements of the Federal state educational standard of preschool education. This route helps to unite the efforts of employees of preschool educational institutions and family members in the direction of the development of children's talent and create the necessary conditions for the successful development of the child. Ensuring unity in approaches to the education of a gifted child and the interested attitude of all subjects of the pedagogical process will contribute to the development of children's giftedness.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование условий развития детской одаренности»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.21:159.928 DOI 10.26170/po19-09-06

ББК Ю941.3-72 ГРНТИ 14.23.05 Код ВАК 13.00.02

Забоева Майя Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3; e-mail: zaboyevi@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: одаренность; одаренные дети; развитие одаренности; дошкольники; методологический подход; индивидуальные образовательные маршруты.

АННОТАЦИЯ. В статье представлено авторское осмысление теоретико-методологических основ проблемы развития одаренности у детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, которая определяется на законодательном и нормативно-правовом уровнях и соответствует социальному заказу общества на воспитание активной, деятельной, инициативной, креативной, самостоятельной личности, способной продуцировать и реализовывать оригинальные, полезные для общества идеи. Представлено теоретико-методологическое обоснование условий развития одаренности детей дошкольного возраста, в частности синтез системного, деятельностного, компетент-ностного и аксиологического подходов. Такой синтез теоретико-методологических подходов, по мнению автора, способствует более глубокому осмыслению проблемы детской одаренности и позволяет сформулировать необходимые для ее поддержки и развития условия. Автором предложена классификация условий развития детской одаренности, включающая следующие группы: социокультурные, организационно-методические, психолого-педагогические, субъектно-центрированные условия. Под социокультурными условиями понимается влияние на развитие одаренности ребенка социокультурной среды. Организационно-методические условия предполагают особую организацию развивающей предметно-пространственной среды, способствующую творческому поиску личности, учитывающую принципы разнообразия, вариативности, гибкости среды, ее эмоционального комфорта. К группе психолого-педагогических условий автор относит организованную образовательную деятельность педагогов, психологов, специалистов с детьми. Субъектно-центрированные условия развития одаренности ребенка связаны с личностью ребенка, с осознанием им своих реальных и потенциальных возможностей, позитивным или негативным отношением к собственной одаренности, его самооценкой, наличием заинтересованного в развитии одаренности ребенка взрослого. Особое внимание уделено рассмотрению индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка, который отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Такой маршрут помогает объединить усилия работников дошкольного образовательного учреждения и членов семьи в направлении развития детской одаренности и создать необходимые условия для успешного развития ребенка. Обеспечение единства в подходах к воспитанию одаренного ребенка и заинтересованное отношение всех субъектов педагогического процесса будут содействовать развитию детской одаренности.

Zaboeva Maya Alekseevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical

University, Shadrinsk, Russia

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL JUSTIFICATION CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS

KEYWORDS: giftedness; gifted children; development of giftedness; preschoolers; methodological approach; individual educational routes.

ABSTRACT. The article presents the author's understanding of the theoretical and methodological foundations of the problem of the development of giftedness in preschool children. The urgency of the problem, which is determined on the legislative and regulatory levels and conforms to social order of society in education, active, active, initiative, creative, independent personality, capable to produce and implement original, useful to society ideas. Theoretical and methodological substantiation of conditions of development of gifted children of preschool age, in particular, synthesis of system, activity, competence and axiological approaches is presented. This synthesis of theoretical and methodological approaches contributes to a deeper understanding of the problem of child giftedness and allows you to formulate the necessary conditions for its support and development. The author proposes a classification of conditions for the development of children's giftedness, including the following groups: socio-cultural, organizational and methodological, psychological and pedagogical, subject-centered conditions. Sociocultural conditions are understood as the influence of the socio-cultural environment on the development of a child's giftedness. Organizational and methodological conditions assume a special organization of the developing subject-spatial environment, contributing to the creative search for personality, taking into account the principles of diversity, variability, flexibility of the environment, its emotional comfort. The author refers to the group of psychological and pedagogical conditions organized educational activities of teachers, psychologists, specialists with

children. Subject-centered conditions for the development of a child's giftedness are associated with the child's personality, with his awareness of his real and potential opportunities, positive or negative attitude to his own giftedness, his self-esteem, the presence of an adult interested in the development of a child's giftedness. Special attention is paid to the consideration of the individual educational route of development of a gifted child, which meets the modern requirements of the Federal state educational standard of preschool education. This route helps to unite the efforts of employees of preschool educational institutions and family members in the direction of the development of children's talent and create the necessary conditions for the successful development of the child. Ensuring unity in approaches to the education of a gifted child and the interested attitude of all subjects of the pedagogical process will contribute to the development of children's giftedness.

Введение. Проблема развития одаренности детей в настоящее время приобретает особую актуальность. Это связано с осознанием фундаментальной роли периода детства в раскрытии и развитии ресурсов личности. Сегодня становится очевидным, что одаренные дети - это потенциал государства, что его благополучие и успешное устойчивое развитие во многом определяются отношением к решению проблемы по поддержке и развитию детской одаренности.

Представления о воспитании активной, деятельной, инициативной, креативной, самостоятельной личности, способной продуцировать и реализовывать оригинальные, полезные для общества идеи, закреплены на законодательном и нормативно-правовом уровнях в законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 г., «Правилах выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.) [18; 19]. Следует также отметить, что задачи по поддержке детской одаренности отвечают идеям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Забота государства и общества о людях, которые отличаются выдающимися способностями, заключается в создании необходимых для их развития условий, обеспечении равных возможностей для самореализации детей вне зависимости от территориального фактора, финансового и социального положения семьи [14]. Психолого-педагогическая наука на научном и научно-методическом уровнях исследует теоретические аспекты обозначенной проблемы и продумывает возможные пути поддержки развития одаренного ребенка (Дж. Гилфорд, Дж. Рензул-

ли, Э. П. Торренс, Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, И. Е. Емельянова, Е. П. Ильин, Н. С. Лейтес, А. М. Матюш-кин, В. Н. Мясищев, В. И. Панов, С. Л. Рубинштейн, А. И. Савенков, Б. М. Теплов, Л. В. Трубайчук, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, В. С. Юркевич и др.) [3; 4; 5; 8; 10; 15; 17].

Осмысление теоретико-методологических основ проблемы развития детской одаренности способствует ее более глубокому исследованию и позволяет выделить условия раскрытия интеллектуального и творческого потенциала одаренного ребенка.

Системный подход является общенаучным методологическим подходом. Он ориентирует нас на представление изучаемого явления как системы, образованной взаимосвязанными структурными компонентами. Педагогическая система развития одаренного ребенка дошкольного возраста, по нашему мнению, включает такие компоненты: дошкольник как субъект деятельности; содержание дошкольного образования, направленное на развитие одаренности; методы, приемы, средства воспитания и подходы к обучению одаренных детей, формы организации взаимодействия ребенка со взрослым; условия социокультурной и развивающей предметно-пространственной среды.

Системный подход в развитии одаренности ориентирует нас на привлечение к участию в педагогическом процессе всех его субъектов. Построенная исходя из потребностей и интересов ребенка деятельность родителей, воспитателей, специалистов дошкольной образовательной организации, учитывающая уровень актуального и зону ближайшего развития ребенка, будет способствовать раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности [3]. Связи, устанавливаемые между субъектами воспитательно-образовательного процесса, в таком случае обеспечат единство в подходах к развитию одаренности, а также методическую грамотность.

Отношение человека к окружающему миру, его активность проявляются в деятельности. Характерными признаками дея-

Исследование проводилось в рамках гранта «Развитие творческого потенциала одаренных детей»; договор № 128 Н от 30.04.2019 (ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»)

© Забоева М. А., 2019

тельности являются ее ориентация на практический результат и целенаправленность. Деятельностный подход к развитию одаренного ребенка ориентирует нас не столько на усвоение детьми готовых знаний, сколько на формирование у детей навыков практической деятельности и умения мыслить.

Признаки одаренности ребенка проявляются в разнообразных видах деятельности: музыкальной, художественно-эстетической, исследовательской, учебной и др. Личность, ее свойства и качества раскрываются и развиваются в деятельности. Важное значение при этом имеет осуществление субъект-субъектного, равноправно-партнерского взаимодействия ребенка и взрослого. Поэтому, опираясь на идеи дея-тельностного подхода в психолого-педагогической науке, следует создавать максимально благоприятные условия для самореализации детей в разнообразных видах деятельности, обеспечивая их необходимыми средствами, организуя образовательное пространство, предоставляя свободу выбора вида деятельности, ее тематики, содержания и партнеров, при необходимости направляя ребенка [3].

Компетентностный подход в развитии детской одаренности ориентирует нас на формирование у детей дошкольного возраста не только комплекса конкретных умений и навыков исследовательской или художественно-творческой деятельности, но и способностей их актуализировать соответственно ситуации, комбинировать, проявлять самостоятельность в принятии решений, осуществлять функцию планирования, проявлять настойчивость в достижении поставленных целей. Так, показателем одаренности ребенка дошкольного возраста нередко является повышенный познавательный интерес, желание решать задачи повышенной сложности и отсутствие страха перед ними.

Правом на свободную творческую созидательную деятельность, согласно аксиологическому подходу в психолого-педагогической науке, обладает каждая личность. Э. Ф Зеер целью воспитания личности видит создание условий, необходимых для удовлетворения потребности быть духовно богатой и нравственно устойчивой личностью [6].

Формирование системы базовых ценностей личности, их перевод из категории потенциальных в актуальные, выбор ориентиров для деятельности, ценности гуманизма -вот основные идеи аксиологии. Рассмотрение проблемы одаренности личности с позиций названного подхода означает возможность ребенка для самоопределения и самовыражения в собственной деятельности, проявление им уважения к ценностям «другого» (культурным, семейным, соци-

альным и др.) и способность вести конструктивный диалог. Однако в исследованиях В. С. Юркевич отмечается, что в современной теории и практике воспитательно-образовательного процесса сложился опасный для развития одаренности личности подход - «технологический» [20]. Он предполагает поиск педагогами и психологами конкретных путей, программ формирования определенных черт и качеств личности (например, креативности, интеллекта и др.). При этом автор делает особый акцент на слове «формирование», которое буквально переводится как «придание чему-либо определенной формы». При таком подходе к проблеме развития детской одаренности ребенок лишается свободы, самостоятельности в выборе приоритетных для него направлений и видов деятельности, в то время как у него, по замыслу В. С. Юрке-вич, должен быть свой «доминантный жизненный план» [20].

Синтез теоретико-методологических подходов (системного, деятельностного, компетентностного и аксиологического), на наш взгляд, способствует более глубокому осмыслению проблемы детской одаренности и позволяет сформулировать необходимые для ее поддержки и развития условия.

Идея потенциальной одаренности личности, рассматриваемая психологической наукой, позволяет расширить категорию одаренных детей [5]. Согласно исследованиям Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтеса, обучение детей не только с «явной» одаренностью (всего 1-3% детей-вундеркиндов), но и демонстрирующих уровень развития выше среднего для данного возраста (15-20% детей), по специализированным программам является целесообразным и эффективным [1; 9; 10]. Такая поддержка «ростков» одаренности повышает вероятность раскрытия творческого потенциала ребенка.

Условия развития детской одаренности, на наш взгляд, можно условно разделить на несколько групп.

1. Социокультурные условия, под которыми понимается влияние на развитие одаренности ребенка среды в широком и узком смысле. Среда в широком смысле определяет овладение ребенком системой культурных и кросс-культурных ценностей социума, усвоение принятых в обществе традиций, правил. В узком смысле под средой в данном аспекте понимается ближайшее окружение ребенка, оказывающее влияние на становление его мировоззрения, нравственных основ, культурной идентичности.

В работах Е. И. Емельяновой, Л. В. Тру-байчук отмечается, что развитие одаренности у дошкольников является результатом

взаимодействия генетических и социокультурных факторов [5; 17].

Возможности культуры сегодня безграничны. Ознакомление детей с разными видами искусства, литературы оказывает влияние не только на интеллектуальную, но и на нравственную сферу личности одаренного ребенка, отличающегося особой впечатлительностью.

2. Организационно-методические условия предполагают такую организацию развивающей предметно-пространственной среды, которая способствовала бы творческому поиску личности, будила бы мысль ребенка. Такой эффект достигается за счет соблюдения принципов разнообразия, вариативности, гибкости среды, ее эмоционального комфорта. Как отмечает М. Ибука, условия для раскрытия творческого потенциала ребенка должны обеспечиваться уже с первых месяцев его жизни. При этом необходимо предоставлять ребенку разнообразный материал для воплощения его творческих замыслов: нестандартные листы бумаги, краски разных видов, материалы для лепки и др. [7].

3. Психолого-педагогические условия. Работа с детской одаренностью в образовательных организациях развивается в разных направлениях по видам деятельности: музыкальной, изобразительной, спортивной, математической деятельности, игровой (шахматы) и др.

В исследованиях Л. В. Трубайчук отмечается, что «все дети от природы талантливы, чтобы сохранить имеющиеся от рождения задатки одаренности, ребенку необходима „подпитка", развертывание, раскрытие его природных начал за счет создания специально организованного образовательного пространства» [17, с. 5].

По мнению А. И. Савенкова, в тот период, когда одаренность ребенка еще очень сложно выявить, со всеми детьми необходимо работать как с одаренными: предоставлять им возможность заниматься разными видами деятельности, выявлять интересы и потребности каждого [15].

Работа с одаренными детьми осуществляется как с помощью традиционных методов обучения и воспитания, так и посредством активных методов и приемов: проведения бесед, игр разных видов, чтения художественной литературы, разрешения проблемных ситуаций, участия в этюдах, упражнениях и тренингах, использования приемов арт-терапии (куклотерапия, изоте-рапия, сказкотерапия), релаксационных психогимнастических упражнений (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.). В наибольшей степени будят мысль одаренного ребенка проблемные си-

туации, загадки, позволяющие осмысливать поставленную задачу и самостоятельно искать решение.

Современные парциальные программы дошкольного образования, разработанные для одаренных детей индивидуальные образовательные маршруты развития отвечают задачам поддержки и развития одаренности. В учреждениях общего и дополнительного образования педагоги создают условия для овладения детьми техникой выполнения разных видов деятельности, развития у них самостоятельности и оригинальности мышления, творческих способностей.

Квалифицированная помощь по развитию отдельных видов одаренности может быть оказана в центрах по работе с одаренными детьми. Поскольку такие центры имеются не в каждом населенном пункте в нашей стране, то задача по созданию условий для развития детской одаренности возлагается на педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации.

Существенную помощь в организации тесного взаимодействия семьи, педагогов и специалистов детского сада по вопросу развития одаренности может оказать разработка индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка, который отвечает современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В качестве этапов построения индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка можно указать следующие:

- определение уровня развития ребенка (в том числе отдельных его качеств и способностей) посредством диагностических методик;

- формулирование долгосрочных и краткосрочных целей и путей их достижения;

- определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение предлагаемых заданий;

- продумывание форм участия и деятельности родителей;

- определение способов оценки успехов воспитанника.

Разработка индивидуального образовательного маршрута для одаренного ребенка предполагает учет интересов и потребностей ребенка, уровня его актуального развития и определение зоны ближайшего развития; тесное и систематическое взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации, а также включение в эту работу семьи как полноценного партнера. Как отмечает Н. Н. Вася-гина, личностные качества родителей (например, личностная зрелость) могут как способствовать развитию одаренного ре-

бенка, так и препятствовать ему [2]. Таким образом, имеющийся воспитательный потенциал семьи можно использовать для оптимизации процесса развития детской одаренности. В случае его отсутствия необходимо организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме детской одаренности (индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы, кружковая работа и др.).

4. Субъектно-центрированные условия развития одаренности ребенка. Они связаны с личностью ребенка, с осознанием им своих реальных и потенциальных возможностей, позитивным или негативным отношением к собственной одаренности, его самооценкой, наличием заинтересованного в развитии одаренности ребенка взрослого.

Специфика дошкольного возраста, как заключает Л. В. Трубайчук, состоит в том, что развитие одаренности осуществляется под влиянием значимого Другого, который вводит ребенка в общество [17, с. 6]. При этом взрослый выступает как посредник, раскрывающий перед ребенком возможности окружающего мира, как соучастник дея-

тельности. На необходимость наличия рядом с одаренным ребенком референтного взрослого указывает в своих исследованиях и В. С. Юркевич. Искренне заинтересованное отношение родителя, педагога, старшего товарища, единомышленника стимулирует раскрытие потенциала одаренности.

Кроме того, одаренные дети часто сталкиваются с проблемами социальной адаптации ввиду собственной неадекватной самооценки. Часто завышенная, а в отдельных случаях заниженная самооценка ребенка выступает в качестве барьера на пути к выстраиванию коммуникации со сверстниками. Для такого ребенка комфортным может стать общение с другим таким же одаренным ребенком.

Безусловно, перечень обозначенных условий развития детской одаренности не является исчерпывающим. В целом проблема развития одаренного ребенка является актуальной, дискуссионной, имеет перспективы исследования, и отдельные ее аспекты требуют грамотного научно-методического разрешения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 4. - С. 5-13.

2. Васягина Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 63-69.

3. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 6. - 396 с.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления : сб. переводов с нем. и англ. / под ред. и с вступ. ст. А. М. Матюшкина. - М., 1965. - С. 433-457.

5. Емельянова И. Е. Развитие детской одаренности как фактор духовно-творческой самореализации дошкольников : моногр. / И. Е. Емельянова. - Челябинск, 2010. - 249 с.

6. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 185 с.

7. Ибука М. После трех уже поздно. - М. : Альпина нон-фикшн, 2017. - 224 с.

8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб. : Питер, 2011. - 448 с.

9. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. - М. : Академия, 2000. - 320 с.

10. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. - М., 1993. - С. 40-49.

11. Панов В. И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие. Основные позиции создания и внедрения психолого-дидактической системы // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 30-44.

12. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева [и др.]. -2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 34 с.

13. Рензулли Дж. Модель обогащающего школьного обучения : практическая программа стимулирования одаренных детей // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М. : Молодая гвардия, 1997. - С. 214-241.

14. Рубцов В. Л., Журавлев А. Л., Марголис А. А., Ушаков Д. В. Образование одаренных - государственная проблема // Педагогическая наука и образование. - 2009. - № 4. - С. 5-13.

15. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2000. - 232 с.

16. Трубайчук Л. В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста / под ред. Л. В. Трубайчук. - Челябинск : Образование, 2009. - 188 с.

17. Трубайчук Л. В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста : моногр. -М. : Баласс, 2010. - 182 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 21.02.2019).

19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_140174/ (дата обращения: 21.02.2019).

20. Юркевич В. С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 4. - С. 99-108.

nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2019. № 9

51

REFERENCES

1. Bogoyavlenskaya D. B., Bogoyavlenskaya M. E. Odarennost' i problemy ee identifikatsii // Psikholog-icheskaya nauka i obrazovanie. - 2000. - № 4. - S. 5-13.

2. Vasyagina N. N. Spetsifika i usloviya effektivnosti vospitatel'noy deyatel'nosti roditeley // Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 2. - S. 63-69.

3. Vygotskiy L. S. Sobr. soch. : v 6 t. - M. : Pedagogika, 1984. - T. 6. - 396 s.

4. Gilford Dzh. Tri storony intellekta // Psikhologiya myshleniya : sb. perevodov s nem. i angl. / pod red. i s vstup. st. A. M. Matyushkina. - M., 1965. - S. 433-457.

5. Emel'yanova I. E. Razvitie detskoy odarennosti kak faktor dukhovno-tvorcheskoy samorealizatsii dosh-kol'nikov : monogr. / I. E. Emel'yanova. - Chelyabinsk, 2010. - 249 s.

6. Zeer E. F. Lichnostno-orientirovannoe professional'noe obrazovanie: teoretiko-metodologicheskiy aspekt. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 2001. - 185 s.

7. Ibuka M. Posle trekh uzhe pozdno. - M. : Al'pina non-fikshn, 2017. - 224 s.

8. Il'in E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb. : Piter, 2011. - 448 s.

9. Leytes N. S. Vozrastnaya odarennost' shkol'nikov. - M. : Akademiya, 2000. - 320 s.

10. Matyushkin A. M. Zagadki odarennosti. - M., 1993. - S. 40-49.

11. Panov V. I. Odarennye deti: vyyavlenie-obuchenie-razvitie. Osnovnye pozitsii sozdaniya i vnedreniya psikhologo-didakticheskoy sistemy / / Pedagogika. - 2001. - № 4. - S. 30-44.

12. Rabochaya kontseptsiya odarennosti / D. B. Bogoyavlenskaya, V. D. Shadrikov, Yu. D. Babaeva [i dr.]. -2-e izd., rassh. i pererab. - M., 2003. - 34 s.

13. Renzulli Dzh. Model' obogashchayushchego shkol'nogo obucheniya : prakticheskaya programma stimuli-rovaniya odarennykh detey // Osnovnye sovremennye kontseptsii tvorchestva i odarennosti. - M. : Molodaya gvardiya, 1997. - S. 214-241.

14. Rubtsov V. L., Zhuravlev A. L., Margolis A. A., Ushakov D. V. Obrazovanie odarennykh - gosudarstven-naya problema // Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie. - 2009. - № 4. - S. 5-13.

15. Savenkov A. I. Odarennye deti v detskom sadu i shkole : ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. - M. : Akademiya, 2000. - 232 s.

16. Trubaychuk L. V. Pedagogicheskaya tekhnologiya razvitiya odarennosti detey doshkol'nogo vozrasta / pod red. L. V. Trubaychuk. - Chelyabinsk : Obrazovanie, 2009. - 188 s.

17. Trubaychuk L. V. Fenomenologiya razvitiya odarennosti detey doshkol'nogo vozrasta : monogr. - M. : Balass, 2010. - 182 s.

18. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashcheniya: 21.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» : ot 29.12.2012 № 273-FZ [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 21.02.2019).

20. Yurkevich V. S. Odarennye deti: segodnyashnie tendentsii i zavtrashnie vyzovy // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2011. - № 4. - S. 99-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.