Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Галущинская Юлия Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье обосновывается значимость проблемы формирования творческой одаренности детей дошкольного возраста. Представлен анализ понятий творческая одаренность и творческие компетенции детей дошкольного возраста. Описана модель педагогического сопровождения процесса формирования творческой одаренности дошкольников.
Ключевые слова: одаренность, творческая одаренность, творческие компетенции, творческое саморазвитие ребенка дошкольного возраста.
Annotation. The article substantiates the significance of the problem of the formation of creative giftedness of preschool children. The analysis of the concepts of creative giftedness and creative competencies of preschool children is presented. The model of pedagogical support of the process of formation of creative giftedness of preschool children is described.
Keywords: giftedness, creative giftedness, creative competencies, creative self-development of a preschool child.
Введение. Творчество является неотъемлемым элементом любого вида деятельности человека. В философии творчество рассматривается как процесс создания новых материальных и духовных ценностей в ходе продуктивной деятельности; как способность личности к созиданию новой реальности, объективно удовлетворяющей многообразные общественные потребности. При этом виды творчества определяются в соответствии с характером созидательной деятельности (художественное творчество, научное творчество, изобретательское творчество и т.д.) [12].
В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков рассматривают содержание понятия «творчество» с позиции психологии как человеческую деятельность по созданию нечто качественно нового, никогда не созданного ранее и имеющего общественно-историческую ценность. По их мнению, так можно характеризовать творчество в узком смысле. В широком смысле слова, как полагают авторы, творческая деятельность - это любая практическая или теоретическая деятельность, в результате которой появляются новые (по крайней мере для субъекта деятельности) результаты (материальные предметы, способы и виды действий, знания и пр.) [1].
Творчество, с одной стороны, связано с реализацией и рекомбинацией опыта, накопленного в процессе познания закономерностей окружающего человека мира. С другой стороны, оно является определенным выражением сформированности у личности механизмов разрушения стандартов и стереотипов, в ходе решения возникших проблем и нестандартных задач. В данном случае творчество является способом решения противоречий, являющихся внутренний движущейся силой и содержанием для любого процесса или деятельности [6].
В связи с этим возникает вопрос: любой ли человек способен к творчеству и творческой деятельности? Здесь диаметрально противоположными являются две дискуссионные позиции: первая - по-настоящему творческие люди встречаются крайне редко и вторая - каждый человек по-своему талантлив и творчески продуктивен. При этом представители второй позиции отмечают, что потенциальные предпосылки для проявления творчества в разнообразных видах деятельности свойственны каждому человеку, но согласны с тем, что неординарных результатов добивается значительно меньшая часть людей. Появляется психолого-педагогическая проблема: уникальна ли способность и предрасположенность личности к творчеству, и это удел избранных, или это качество личности, заложенное в природе человека и поддающееся формированию и развитию на протяжении всей его жизни?
В данной статье предлагается описание модели педагогического сопровождения процесса формирования творческой одаренности у детей дошкольного возраста, основанной на анализе современных подходов к определению содержания феномена творческой одаренности и технологий ее развития, как попытки ответа на поставленный вопрос.
Изложение основного материала статьи. В педагогике понятие «творчество», как и возможность его формирования, напрямую связано с проблемой определения заложенных природой предпосылок для такого рода человеческой деятельности и создания соответствующих условий для их максимального проявления и раскрытия.
Поэтому понятие «одаренность» (как особая природная заданная предрасположенность или способность личности к какому-либо виду деятельности, связанная с созиданием или преобразованием) рассматриваются зачастую в качестве сопряженной с творчеством категории.
В истории отечественной педагогики всегда были и продолжают развиваться разнообразные взгляды и подходы к определению сути феномена одаренности. Они несколько отличаются от общепринятого понимания категории «одаренность» как очень близкого к понятию «гениальный» или «талантливый». В педагогической науке «одаренный», это в первую очередь «способный» к чему-либо, к какому-либо виду деятельности.
Так, к примеру, еще в толковых словарях В.В. Лопатина, С.И. Ожегова понятие «одаренный» определяется как обладающий природной способностью и склонностью к чему-нибудь [10], тогда как под «талантом» понимаются врожденные выдающиеся качества; гениальность же рассматривается как высшая степень врожденных творческих способностей личности [7].
В Российской педагогической энциклопедии отмечается, что одаренность можно рассматривать как системно развивающуюся в процессе жизни качественную характеристику психики, которая определяет вероятность достижения личностью более значимых, высоких (незаурядных, необычных) результатов в каком-либо одном или разных видах деятельности по сравнению с другими людьми [4].
По мнению Л.В. Трубайчук [11], все вышеперечисленные характеристики личности (способность, одаренность, гениальность, талант) объединяет одно - они проявляются в деятельности и обуславливают ее
успешность. Следовательно, одаренность, заложенная в человека природой, не может быть отделима от процесса преобразования окружающей действительности и неразрывно связана с творчеством.
Именно с раскрытием творческого потенциала, как фундаментального свойства личности связывает развитие одаренности А.М. Матюшкин. В данном случае творчество является своеобразным пусковым механизмом и условием развития одаренности. В структуру одаренности включены познавательная мотивация, творческая активность, исследовательская направленность, которые проявляются в обнаружении нового, неизведанного, постановке и решении проблем. По мнению А.М. Матюшкина творческий потенциал является базисом одаренности, интеллект - это надстройка над творчеством [8].
У психологов несколько иная позиция по данному вопросу. Еще В.Н. Мясищев и А.В. Петровский в структуру одаренности включали не только творческую предрасположенность личности, но и постоянную активность и готовность к напряженной работе, желание и умение трудиться, высокую продуктивность мыслительных процессов.
Таким образом, осознанное вовлечение личности в творческую деятельность многие ученые рассматривают в качестве главного условия развития одаренности. Конечно, творческая деятельность в идеале должна реализовываться человеком самостоятельно, исходя из внутренней мотивации и потребностей, без преднамеренного внешнего стимулирования. Однако, в том случае, когда речь идете о развивающейся личности, систематическая деятельность педагога не может строится только на самостоятельном, спонтанно возникающем творчестве ребенка, которое зачастую не наблюдается у многих обучающихся и воспитанников. При этом эти же дети могут проявить хорошие способности при их организованном вовлечении в творческий процесс.
Отличительной особенностью современных подходов к пониманию одаренности является то, что она рассматривается не в качестве константной характеристики, а в виде динамического личностного потенциала, на который оказывают влияние такие факторы как внешняя среда, целенаправленный воспитательный и образовательный процесс и пр. Это послужило основой для появления новых теоретических моделей развития одаренности (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленский, А. Танненбаум и др.) которые предполагают целенаправленное воздействие на всех без исключения обучающихся в плане творческого развития личности.
С точки зрения Н.А. Ветлугиной, творческое развитие личности, как процесс педагогический, тесно взаимосвязано с процессом и уровнем усвоения знаний, умений и навыков. Поэтому, рассматривая взаимосвязь обучения и творчества, можно выделить прямую зависимость второго от первого. По мнению автора, свободное владение умениями и навыками позволяет осуществлять их перенесение из одной деятельности в другую, способствует обогащению творческих проявлений. Таким образом, любая творческая деятельность предполагает владение значительным объемом знаний, умений и навыков. То есть, в творческом процессе важность представляют не сами по себе знания, умения и навыки, а та возможность, которую они дают для появления иновационных идей, подходов и решений проблемы [2].
Исходя из данной точки зрения можно определить творчество не только как реализацию способностей или определенных видов одаренности, но и в качестве одной из ключевых компетенций современного человека, ежедневно решающего ряд сложных, жизненно важных нестандартных задач. В классификации компетенций, предложенной И.А. Зимней и С.М. Коломийцем, творческая компетенция выделена в отдельную группу и описана как способность к выявлению новых подходов и нестандартных способов решения возникающих противоречий [5].
В работах А.И. Попова и Н.П. Пучкова [9] содержание творческих компетенций рассматривается с точки зрения инновационного подхода. Данные компетенции проявляются в готовности к эффективному инновационному поведению в меняющихся социальных условиях и к выполнению конкретных видов деятельности или работы в соответствии с заданными или установленными требованиями. Заметим, что в данном подходе заложено некоторое противоречие, так как само понимание «конкретных видов работы в соответствии с заданными требованиями» по своему содержанию значительно ограничивает процесс творчества.
В связи с чем более оптимальной нам видится трактовка понятия «творческая компетенция», данная Е.В. Вострокнутовым и С.Г. Разуваевым. Авторы определяет ее как совокупность знаний и способов деятельности, которые необходимы в создании, оптимизации и усовершенствовании как материальных так и духовных ценностей [3].
В последнее время проблема развития творческого потенциала личности обучающегося включает в себя различные аспекты и подходы к определению пути дифференциации и интеграции врожденных способностей к творчеству (одаренность), а также актуализации приобретенных знаний, умений и навыков (творческие компетенции) определяющих успешность творческой составляющей любого вида деятельности (С.Д. Бирюков, А.Н. Воронин, В.Н. Дружинин, И.П. Ищенко, А.М. Матюшкин, Л.В. Трубайчук, М.А. Холодная и др.).
Таким образом, способность человека к творчеству можно рассматривать не только в качестве природного дара, но и в качестве результата целенаправленного процесса развития ряда способностей, личностных качеств, навыков и умений (творческих компетенций), которые могут не проявляться до определенного момента, и которые необходимо раскрыть через включение личности в целенаправленный творческий обучающий процесс.
Наиболее сенситивным периодом для развития творческих способностей и формирования творческих компетенций ребенка, раскрытия его одаренности, является старший дошкольный возраст. В данном возрастном периоде интенсивность и самостоятельность видов творческой деятельности, богатство его содержания не знает границ и пределов (что зачастую порождает у родителей ошибочное суждение об исключительности своих детей).
Творчеству ребенка способствует образность мышления, способность к запоминанию всего яркого и выразительного, раскрепощенность и стремление к самореализации в творческой деятельности. Для дошкольника творческий процесс состоит в возможности самостоятельного выхода за рамки знаний, умений и навыков, полученных от старших, в выражении личностных особенностей, в раскрытии собственного отношения к окружающему миру и самому себе. Ценностью творчества ребенка-дошкольника является не столько результат, сколько сам процесс (Л.С. Выготский), эстетические и этические переживания, катарсис (В.С. Мухина), субъективная новизна и процесс самовыражения индивидуальности, собственного Я (М.В. Грибанова, Т.С. Комарова).
По достижении возраста 8 лет, по мнению психологов, возрастает критичность мышления, накапливаются стереотипы, ослабевает впечатлительность. Без целенаправленной работы естественное детское творчество заметно снижается и может исчезнуть совсем.
Для предотвращения данной ситуации, в качестве оптимизации процесса развития ребенка-дошкольника, необходима организация процесса педагогического сопровождения развития творческой составляющей развивающейся личности. В данном случае смысл педагогического сопровождения будет заключаться в развитии субъектности (успешности и компетентности) ребенка. Педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи в достижении успеха в определенных видах деятельности сопровождаемого и повышении их качества.
В рамках педагогического сопровождения взрослые, предоставляя ребенку определенную степень свободы, оказывают в то же время целенаправленное влияние на его мировоспириятие и его самореализацию в творческом процессе. Не случайно, именно как развитие творческих способностей и потенциалов, через контролируемый и регулируемый взрослыми процесс вхождения ребенка в социум, через освоение культурных ценностей и норм, определяет одаренность дошкольников Л.В. Трубайчук [11].
В ситуации педагогического сопровождения следует учитывать и феномен творческого саморазвития дошкольника, его уникальную способность к постоянному самоизменению и самосовершенствованию. Под творческим саморазвитием можно понимать процесс изменения и преобразования ребенком самого себя как участника творческой деятельности, в рамках применения потенциальных творческих способностей и возможностей, сформированных творческих компетенций через создание и реализацию продуктов творчества для других [11].
Данные исследований И.Н. Вохмяковой, М.В. Грибановой, Т.С. Комаровой, А.Ж. Овчинниковой, Л.В. Трубайчук, и пр. позволяют нам судить о возможности определения творческого саморазвития дошкольника в качестве одного из наиболее значимых критериев проявлений способности к творчеству или творческой одаренности. Компетенциями, характеризующими уровень творческого саморазвития, могут быть следующие:
- определенная самостоятельность в творческой деятельности, в выборе его видов и средств реализации творческого замысла;
- творческая оригинальность, быстрота, гибкость и точность, проявляемые в продуктивной деятельности;
- стремление к вариациям и творческой импровизации в деятельности;
- понимание уникальности собственного творческого продукта, способность к его адекватному оцениванию;
- богатство и яркость ассоциаций при ознакомлении с духовными и материальными мировыми и отечественными ценностями, их эстетическое восприятие).
Творческое саморазвитие ребенка-дошкольника можно представить, таким образом, в качестве основной цели педагогического сопровождения. Развитие творческих компетенций, как маркеров его сформированности, в качестве основной задачи.
Требованиями, предъявляемыми к процессу педагогического сопровождения, способствующему творческому саморазвитию личности дошкольника, могут быть его целесообразность, информативность, слаженность, симметричность, гармоничность и пр.
Организация педагогической деятельности, в таком случае, должна строится на ряде принципов.
Принцип субъектности, предполагает понимание личности ребенка не как объекта образовательных воздействий, но как качестве субъекта собственной творческой деятельности, которая для ребенка необходима и соответствует его личностным возможностям и способностям. Принцип непрерывности развития личности, означает постоянный процесс самодвижения к поставленной цели; он связан с появлением нового, не существовавшего на более ранних стадиях. Принцип самоактуализации заключается в предоставлении ребенку педагогической поддержки и предполагает ориентированность на развитие мотивации к творчеству и познанию, актуализацию творческих компетенций, творческих способностей и возможностей ребенка.
Принцип культурной ориентированности творческой деятельности нацелен на сохранение, передачу, воспроизводство культурных ценностей. Принцип синкретизма заключается в синтезе равноправных видов и элементов творческой деятельности, на основе идейной эстетической концепции. Принцип вариативности и выбора предполагает наличие альтернативных вариантов образовательных траекторий и возможность выбора из них наиболее оптимальной. Принцип гибкости заключается в предоставлении возможности смены различных способов и вариантов педагогической поддержки ребенка в его творчестве. Также значимыми могут являться в данном случае принципы деятельностно-ориентированный, сотворчества, фасилитации, наличия обратной связи, и пр. [11].
Перечисленные выше цели, задачи, требования и принципы могут быть положены в основу концептуального блока модели педагогического сопровождения развития творческого саморазвития дошкольника.
В качестве основных функций педагогического сопровождения, составляющих функциональный блок модели, можно назвать следующие: культурно-аксиологическая (включение в педагогический процесс ДОО отечественного и зарубежного культурного опыта, приобщение к общемировым и отечественным духовным ценностям в соответствии с уровнем развития психических процессов и личностных новообразований дошкольника); коммуникативная (сотрудничество ребенка и взрослого через партнерский диалог, выработку общей творческой позиции и пр.); эмотивная (обмен творческими переживаниями, сочувствие, со-радость, налаживание эмпатийного межличностного взаимодействия и пр.); рефлексивная (формирование у ребенка адекватной самооценки; умения сравнивать соответствие достигнутых результатов с поставленными целями и задачами; развитие умения оценивать собственные творческие достижения, их динамику и пр.).
Процессуально-содержательный блок модели педагогического сопровождения включает такие структурные компоненты как: диагностический, (направленный на выявление первоначального уровня сформированности творческой одаренности, творческих компетенций дошкольника; определение склонностей и предпочтений к творческой деятельности; готовности к выполнению творческих задач; отношение к результату собственного творческого продукта и пр.); процессуальный (разработка программы работы творческих групп; деятельность по реализацию программы; интерактивное взаимодействие детей и
взрослых и их участие в непосредственной творческой деятельности, направленной на создание материального или духовного продукта; организация предметно-пространственной развивающей творческой среды; работа творческих подгрупп и пр.); рефлексивный (оценка сформированности творческого саморазвития ребенка через диагностику уровня развития творческих компетенций, оценку его творческой одаренности; апробация полученного опыта работы через участие в научно-практических конференциях, методических семинарах и пр.).
Выводы. Предлагаемая модель педагогического сопровождения способствует достижению положительных результатов в уровне творческой одаренности дошкольника и его творческого саморазвития. Кроме того, включение в структуру творческой одаренности определенных творческих компетенций дает педагогам возможность вести работу не только с детьми, имеющими соответствующие врожденные задатки и способности, но и с более широким кругом воспитанников. Сформированность соответствующих творческих компетенций предоставит детям дальнейшую возможность к нестандартному, креативному преобразованию окружающей действительности. В данном случае важно, что в ходе своей жизнедеятельности практически любой ребенок сможет проявить свое творчество и оригинальность в подходах к решению возникших перед ним жизненных проблем и задач.
Литература:
1. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: Олма-пресс, 2004. 633 с.
2. Ветлугина Н.А. Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980. 271 с.
3. Вострокнутов Е.В., Разуваев С.Г. Сущность понятия «творческие компетенции» в спектре категориально-понятийного поля педагогики // Вестник ТГПУ. 2012. 2 (117). С. 13-18.
4. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М. 1993. Т. 1. 573 с.
5. Коломиец С.М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: монография. М.: Изд-во «Перо», 2010. 181 с.
6. Лихолетов В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Екатеринбург: Российский гос. проф.-пед. ун-т, 2002. 41 с.
7. Лопатин В.В. Русский толковый словарь. М.: Русский язык, 1998. 832 с.
8. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.
9. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография / А.И. Попов, Н.П. Пучков. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2010. 212 с.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 57000 слов / С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова. 18-е издание; стереотип. М.: Русский язык, 1987. 797 с.
11. Трубайчук Л.В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста: монография / Л.В. Трубайчук. М.: Баласс, 2010. 182 с.
12. Философский словарь [Электронный ресурс] / гл. ред.: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев. 1983. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/index.htm.
Педагогика
УДК 378.147.34
кандидат педагогических наук, доцент Гиниятуллина Диана Равилевна
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (г. Казань);
кандидат технических наук, доцент Логачева Алла Григорьевна
Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (В СВЯЗИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В
НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ)
Аннотация. Болонский процесс, глобализация является важными концепциями, которые студенты высшего образования должны понимать и ценить из-за потребности бизнеса нанимать людей, которые желают и в состоянии работать с людьми других наций и культур и могут самостоятельно путешествовать по всему миру для продвижения их бизнеса, бизнес идей, задумок. Использование викторины по страноведению на иностранном языке способствует формированию личности студента, который и понимает, и ценит другие культуры, народы, в состоянии плодотворно сотрудничать с людьми других культур и национальностей. В статье рассматривается опыт формирования познавательного интереса студентов и подготовки их к сдаче экзамена по английскому языку в вузе. Кроме того, дается оценка фоновых знаний учащихся о стране изучаемого языка.
Ключевые слова: болонский процесс, глобализация в сфере образования, интеграция, английский язык, иностранный язык.
Annotation. Russia's accession to the Bologna process imposes certain requirements on how a national system of quality assurance of education, and the mechanisms of internal quality assurance of educational institutions, implemented through the system of quality management of educational institutions. Considering the term "quality of education" should take into account the ambiguity of its interpretation, but we will focus on the common sense that implies a certain degree of compliance with the established requirements and characteristics of the complex structure of consumption. As consumers, the results of the educational process are the students, employers, and, finally, the state, which will be effective (or ineffective) use of the potential of educational institutions graduates. The Bologna process, globalization are important concepts that higher education students should understand and appreciate because of the business need to hire people who are willing and able to work with people of other nations and cultures and can travel independently around the world to promote their business. The use of a quiz on country studies in a foreign language helps to shape the personality of a student who understands and appreciates other cultures, peoples, and is able to collaborate with people of other cultures and nationalities.
Keywords: the Bologna process, globalization in higher education, English as a second language, ESL, quiz on country studies.