Научная статья на тему 'Сследование проблемы одаренности в дошкольном возрасте'

Сследование проблемы одаренности в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / CHILDREN'S GIFTEDNESS / ABILITIES / POTENTIAL GIFTEDNESS / CREATIVITY / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Наталья Александровна

В статье рассматривается проблема одаренности детей дошкольного возраста, даются понятия терминов «одаренность», «детская одаренность», обосновывается важность выявления ее именно в дошкольном возрасте. Автором отмечается, что абсолютно каждый человек может рассматриваться как одаренный, важно выявить его задатки и создать определенные условия для их проявления и развития, подчеркивается мысль о том, что этот процесс должен осуществляться как можно раньше, но существуют и некоторые виды одаренности, которые проявляются значительно позже, в более старшем возрасте (т.е. находятся в потенциале). Дается краткое описание диагностических методик, содержания формирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности и результаты исследования одаренности детей дошкольного возраста.The article deals with the study of preschool children’s giftedness, views the concepts "giftedness", "children's giftedness", justifies the importance of identifying it in preschool age. The author notes that absolutely everyone can be considered as gifted, it is important to identify his inclinations and create certain conditions for their manifestation and development, emphasizes the idea that this process should be carried out as early as possible, but there are also some types of giftedness that appear much later, at an older age (i.e., are in potential). A brief description of diagnostic methods, the content of the formative stage of experimental activity and the results of the study of the giftedness of preschool children is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сследование проблемы одаренности в дошкольном возрасте»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

А.В. Слепухин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1935-9318.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

T.A. Ananyina, Mathematics Teacher, Specialized Educational Research Center, Ekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3342-2694.

I.N. Semenova, Ph.D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6528-031X.

A.V. Slepukhin, Ph.D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Informatics, Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1935-9318.

УДК 373.2

Наталья Александровна Андреева

г. Шадринск

Исследование проблемы одаренности в дошкольном возрасте

В статье рассматривается проблема одаренности детей дошкольного возраста, даются понятия терминов «одаренность», «детская одаренность», обосновывается важность выявления ее именно в дошкольном возрасте. Автором отмечается, что абсолютно каждый человек может рассматриваться как одаренный, важно выявить его задатки и создать определенные условия для их проявления и развития, подчеркивается мысль о том, что этот процесс должен осуществляться как можно раньше, но существуют и некоторые виды одаренности, которые проявляются значительно позже, в более старшем возрасте (т.е. находятся в потенциале). Дается краткое описание диагностических методик, содержания формирующего этапа опытно--экспериментальной деятельности и результаты исследования одаренности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: детская одаренность, способности, потенциальная одаренность, креативность, дошкольный возраст.

Natalya Alexandrovna Andreeva

Shadrinsk

The study of giftedness in preschool age

The article deals with the study of preschool children's giftedness, views the concepts "giftedness", "children's giftedness", justifies the importance of identifying it in preschool age. The author notes that absolutely everyone can be considered as gifted, it is important to identify his inclinations and create certain conditions for their manifestation and development, emphasizes the idea that this process should be carried out as early as possible, but there are also some types of giftedness that appear much later, at an older age (i.e., are in potential). A brief description of diagnostic methods, the content of the formative stage of experimental activity and the results of the study of the giftedness of preschool children is given.

Keywords: children's giftedness, abilities, potential giftedness, creativity, preschool age.

Одаренность - сложное многоуровневое образование, поэтому фиксирующий ее термин имеет не менее трех основных смыслов [2, С.59]. Широкий смысл термина «одаренность» характеризует общечеловеческую одаренность как способность к безграничному и всестороннему развитию каждого представителя человеческого рода. С точки зрения практически бесконечного развития общества, бесконечного развития медицины и здравоохранения, бесконечного совершенствования методов обучения и воспитания, абсолютно каждый человек может рассматриваться как одаренный, имеющий задатки к бесконечно высокому уровню развития всех человеческих талантов и способностей.

Промежуточный смысл термина «одаренность» обусловлен тем, что исходная безграничная одаренность, связанная со спецификой человече-

ской анатомо-физиологической и психической организации, оказывается всегда трансформированной конкретным достигнутым уровнем развития общества. Именно при рассмотрении конкретных уровней развития общества возникает проблема различения нормы и патологии.

В качестве нормы выступают такие индивидуальные вариации анатомо-физиологической и психической организации людей, на основании которых при благоприятных условиях могут быть сформированы высшие для данного исторического этапа индивидуальные проявления способностей, интеллекта, отдельных психических функций. Соответственно конкретно-историческая патология анатомо-физиологической организации характеризуется тем, что на ее основе при данном уровне развития общества высший уровень психического развития достигнут быть не может.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_ 2542-0291

В ходе исторического процесса идет непрерывное расширение границ анатомо-физиологической и психической нормы благодаря новым медицинским, педагогическим и иным факторам, позволяющим даже ребенку с серьезными нарушениями достигать высоких уровней психического и личностного развития [4, С.58].

Говоря о принципиальной безграничности возможностей каждого человека, о его общечеловеческой одаренности, следует уточнить, что понятие «потенциальная одаренность» связано не только со спецификой анатомо-физиологической и психической организации конкретного человека, но и с возможностями, имеющимися у общества.

Все нормально-развивающиеся дети являются потенциально одинаково высокоодаренными, но эта одаренность «разно-вероятная», поскольку нормой в равной мере будет и та анатомо-физиологическая и психическая организация новорожденного, на основе которой может быть сформирован высший уровень способностей уже при обычных, т.е. социально-типичных на данный исторический момент условиях (высоковероятная потенциальная одаренность), и та, условия для развития которой хотя в принципе уже и существуют в социуме, но настолько редко встречаются, что вероятность соприкосновения с ними для отдельного человека очень мала (низко-вероятная потенциальная одаренность).

Е.М. Абакумова считает, что «детство - пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил» [1].

Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает, необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении, используем общие принципы:

- учета возрастных возможностей;

- развивающего и воспитывающего обучения;

- индивидуализации и дифференциации обучения.

При выявленной одаренности ребенка, проводится психо лого-педагогический консилиум. На этом этапе педагоги осуществляем сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучаем специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка, определяем группу сопровождения и создаём условия для развития одаренного ребенка. Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система

сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Раскрывая детскую одаренность, мы выделили систему следующих основных составляющих:

- Доминирование интересов и мотивов.

- Эмоциональная погруженность в деятельность.

- Воля к решению, успеху.

- Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности.

- Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации.

- Бессознательное, интуитивное решение проблемы.

- Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты).

- Многовариантность решений, прогнозов.

- Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Диагностика детской одаренности осуществлялась нами в спокойной обстановке, в момент хорошего самочувствия и настроения ребенка, индивидуально.

Для диагностики одаренности дошкольников нами был использован опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Он включал характеристики 10 сфер, в которых дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Педагогам и специалистам предлагалось оценить по пятибалльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Характеристика, присущая дошкольнику в наивысшей степени оценивалась в 5 баллов, а самая низкая оценка - 2 балла. Далее вычислялась средняя арифметическая для каждого испытуемого и суммировались баллы [3].

Общее количество набранных баллов внутри одной области делилось на количество вопросов и полученное число фиксировалось, а усреднённые результаты по всем областям сравнивались между собой. Нами было выделено 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, педагогу необходимо было создать условия для развития детских способностей.

Выбранная нами методика выполняла две функции: диагностическую, позволяющую количественно оценить степень выраженности у ребёнка одарённости и развивающую, как основание для маршрута его дальнейшего развития. Кроме того, родителям предлагалось заполнить специальный бланк ответов по качествам, которыми по обладает их ребенок, результаты обрабатывались. Одного ребёнка оценивали несколько

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

13

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

экспертов: родители, воспитатели, психолог, музыкальный работник, инструктор по физической культуре в дошкольном учреждении.

Количественные показатели диагностики по выявлению одаренности детей по опроснику А.А. Лосевой показали следующие результаты: низкий уровень (диапазон суммарного балла 1-2,4) - 10,5 %, средний уровень (диапазон суммарного балла 2,5-3,5) - 76%, высокий уровень (диапазон суммарного балла 3,6-5,0) - 13,5 %.

Для более точного выявления предпосылок детской одаренности нами использовалась дополнительно методика «Карта одаренности» (адаптированная А.И. Савенковым). В ней для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Возрастной диапазон применения данной методики исследования - от 5 до 10 лет. Методика помогает решению следующих задач: диагностике (позволяет количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время) и развивающей (помогает разработать программу его дальнейшего развития).

На основе результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы разрабатывалось ее содержание на формирующем этапе. Для проведения формирующего этапа нами был разработан комплекс заданий, дающий возможность определения нестандартного мышления каждого ребенка. Целью его было формирование детской одаренности на основе внедрения занимательных заданий, включающих художественно-эстетическое развитие ребенка, воспитание творческой индивидуальности, креативности, эмоциональной отзывчивости, открытости, выразительности и эмоциональности.

В процессе формирующего этапа нами решались следующие задачи:

- разработка программы творческого развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с результатами диагностики констатирующего этапа опытно-поисковой работы;

- реализовать на практике разработанные программы творческого развития одаренных детей.

В соответствии с реализацией поставленных задач педагогами и специалистами, осуществляющими работу с одаренными детьми, были разработаны индивидуальные программы развития, позволяющие обеспечить здоровьесбережение детей и получившие одобрение психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного учреждения.

Предложенная программа включала план занятий, индивидуальную и самостоятельную дошкольника с учетом художественно-эстетической области одаренности. Цикл занятий рисованием предполагал, например, определенную тематику «Настроение», «Говорящие рисунки», «Нарисуй музыку»,

«Трудная дорога», «Молния» и другие, которые позволяли достаточно легко выразить на бумаге то, что детям трудно было объяснить словами.

Важной составляющей работы с детьми, одаренными в области художественно-эстетической области было включение в педагогический процесс использование нетрадиционных техник изображения: витраж, граттаж, набрызг, пластилинография, рисование по сырому. Выполнение работ в нетрадиционных техниках легло в основу выставки «Мы открываем мир».

В процессе самостоятельной работы детьми были выполнены рисунки с использованием различных изобразительных материалов (гуашь, акварель, сангина, пластилин и др.) на темы «Несуществующее животное», «Ожившие предметы», «Корабли будущего», объединенные впоследствии в альбом творчества.

Интересным был опыт реализации совместных с родителями проектов на тему «Мир в твоем окне», в процессе которого использовались смешанные техники. Кроме того, ребенок представлял свой проект, получая опыт публичного выступления. Лучшие проекты были представлены на городской конкурс, авторы получили дипломы за 1 и 3 место.

Важным составляющим компонентом развития детского творчества является создание в группе не только центра детского творчества, но и особой творческой атмосферы. С этой целью был выделен и оборудован специальный уголок, находящийся в зоне доступности детей, в котором были представлены различные изобразительные материалы, бумага разной фактуры, бросовый и природный материал для создания индивидуальных и коллективных работ, коллажей, для подготовки к выставкам.

Одновременно с реализацией индивидуальных программ развития детей, педагогам приходилось осуществлять активное взаимодействие с родителями, чтобы помочь им осознать индивидуальные потребности своего ребенка и создать полноценные условия для развития его одаренности. Для родителей были организованы и проведены тестирование «Степень моей одаренности», консультация на тему «Одаренный ребенок», мастер-класс «Рисуем нетрадиционно», семинар-практикум «Мы сделаем это вместе».

Качественный анализ показал, что уровень предпосылок одаренности детей в экспериментальной группе значительно повысился в сравнении с показателями на констатирующем этапе. Так, большинство детей демонстрировали не только заинтересованность процессом, но и увлеченность, проявили инициативу, не нуждались в помощи и дополнительных разъяснениях. Подавляющее большинство детей успешно справились с творческими заданиями, их работы оказались эмоционально выразительными, а выбор выразительных средств адекватно соответствовал замыслу и творческой задумки.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_ 2542-0291

Несмотря на то, что в группе преобладал средний балл (75%), однако можно отследить позитивную тенденцию в развитии предпосылок одаренности детей, так как на констатирующем этапе средний уровень продемонстрировали 80% детей. Также сократилось количество низких показателей по критериям с 7,5% до 5% по группе, увеличился процент детей, которые могут проявить более высокие творческие способности, нежели на предыдущих этапах работы (с 12,5% до 20%).

Качественный анализ показал, что уровень предпосылок одаренности детей в экспериментальной группе значительно повысился в сравнении с показателями на констатирующем этапе. Так, большинство детей демонстрировали не только заинтересованность процессом, но и увлеченность, проявили инициативу, не нуждались в помощи и дополнительных разъяснениях. Подавляющее большинство детей успешно справились с творческими заданиями, их работы оказались эмоционально выразительными, а выбор выразительных средств адекватно соответствовал замыслу и творческой задумки.

По результатам контрольного этапа опытно-поисковой работы мы сделали следующие выводы:

- у детей преобладает средний уровень одаренности, однако значения приблизились к показателям более высокого уровня, нежели на начальном этапе работы;

- увеличилось количество детей, способных

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

проявлять оригинальность и своеобразие творческого мышления;

- большинство детей смогли проявить самостоятельность творческого поиска (им не потребовалась помощь взрослого или подсказки других детей);

- позитивно изменилось отношение ребёнка к процессу творчества (более ярко выражена эмоциональная окрашенность, увлечённость) также, как и реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

- вырос уровень инициативы детей в группе (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств) при выполнении творческих заданий;

- дети демонстрировали эмоциональная открытость, отзывчивость, проявление интереса, желания включиться в творческую деятельность;

- творческая активность детей повысилась.

Таким образом, контрольный этап опытно-

поисковой работы позволил не только выявить уровень общей одаренности детей по различным критериям оценки, но и позволил определить эффективность разработанных программ развития детей, направленных на создание художественно-культурной среды, проанализировать и проследить положительную динамику развития предпосылок одаренности каждого ребенка в группе по сумме всех выделенных показателей.

1. Абакумова, Е.М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования [Текст] / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. - 2008. - № 4. - С. 92-95.

2. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: природа и диагностика [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. -М. : ЦНПРО, 2013. - 208 с.

3. Глотова, Г.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования [Текст] : учеб. пособие / Г.А. Глотова. - Екатеринбург : УрГУ, 1992. - 128 с.

4. Куршина, Л.Ю. Одаренность: современные тенденции определения понятия [Текст] / Л.Ю. Куршина // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. - Краснодар, 2017. - С. 57-61.

REFERENCES

1. Abakumova E.M. Razvitie tvorcheskogo potencíala vospitannikov uchrezhdenija dopolnitel'nogo obrazovanija [The development of the creative potential of students of institutions of additional education]. Uchitel' v shkole [School teacher], 2008, no. 4, pp. 92-95.

2. Bogojavlenskaja D.B., Bogojavlenskaja M.E. Odarennost': priroda i diagnostika [Giftness: nature and diagnosis]. Moscow: CNPRO, 2013. 208 p.

3. Glotova G.A. Tvorcheskaja odarennost' lichnosti. Problemy i metody issledovanija: ucheb. posobie [Creative giftedness of personality. Problems and research methods]. Ekaterinburg: UrGU, 1992. 128 p.

4. Kurshina L.Ju. Odarennost': sovremennye tendencii opredelenija ponjatija [Giftness: current trends in the definition of a concept]. Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. [Urgent issues of modern psychology]. Krasnodar, 2017, pp. 57-61.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.А. Андреева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6517-8614.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.A. Andreeva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associated Professor of the Department of Theory and Methods of Preschool Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000002-6517-8614.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.