УДК 373.2
Кожаринов Александр Владимирович
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва1
Проректор по социальной и воспитательной работе Кандидат экономических наук
Доцент [email protected]
Москвитина Екатерина Ильинична
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва Студент
Член Научного Студенческого Общества факультета «Государственное и муниципальное управление»
Бакалавр [email protected]
Дорошина Ирина Павловна
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва Студент
Член Научного Студенческого Общества факультета «Государственное и муниципальное управление»
Бакалавр [email protected]
Явление снижения уровня одарённости у детей младшего дошкольного возраста в России как проблема государственного и муниципального управления
1 125124, Москва, ул. Новая Башиловка, 10, кв. 89
Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней проведен анализ явления снижения уровня одаренности у детей младшего дошкольного возраста в Российской Федерации. Раскрыты теоретические аспекты детской одаренности: сущность явления одаренности и его связь с понятием «способность», особенности младшего дошкольного возраста как важнейшего периода развития умственных способностей и проявления социальной одаренности. Приведены результаты современного социологического исследования, посвященного данной проблеме.
В статье рассматривается механизм, который представляет собой взаимодействие органов государственной и муниципальной власти по развитию одаренности детей младшего дошкольного возраста в Российской Федерации.
На основе изученных теоретических и практических материалов выявлена необходимость совершенствования государственного и муниципального управления в сфере организации дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста и поддержки молодых семей, связанная с возросшей потребностью современного в общества в талантливых и одарённых молодых специалистах.
Рассмотрены основные направления взаимодействия государственных и муниципальных органов по обеспечению положительных результатов регулирования уровня детской одаренности.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами власти для повышения эффективности контроля современного уровня образования в России.
Ключевые слова: снижение одаренности; младший дошкольный возраст; детская одаренность; проблема государственного и муниципального управления.
В связи с наступлением новой информационной эры и возрастанием роли передовых технологий внимание общества направлено преимущественно на инновации и модернизацию в различных сферах общества, что обуславливает актуальность проблемы развития талантов и поднимает ее до общегосударственного уровня.
По мнению ведущего научного сотрудника Психологического института РАО и главного редактора журнала "Способности и одаренность", В.С. Юркевич, сегодня, в эпоху духовного кризиса для предотвращения деградации общества особенно остро стоит вопрос поддержки одарённых и талантливых людей - «духовной элиты» общества2. Главная причина возрастающего интереса к проблеме социальной одаренности заключается в потребности современного общества в конкурентоспособных молодых специалистах, способных стимулировать прогресс в этом обществе.
Одарённость представляет собой сложное социальное явление, сочетающее в себе взаимодействие когнитивных (интеллект) и некогнитивных (темперамент, личностные особенности) факторов, проявляющихся в сфере лидерства и социальных взаимодействий3. Основными элементами социальной одарённости, по мнению исследователей, также являются: социальный интеллект, социальная мотивация, креативность, коммуникативно-организаторские способности и управленческие свойства личности4.
Явление одарённости тесно взаимосвязано с понятием «способность», имеющим три отличительных признака:
1. способности - индивидуально-психологические особенности личности, не являющиеся врожденными;
2. не все индивидуальные особенности можно назвать способностями, а только те, которые обеспечивают успешное выполнение определенного вида деятельности или многих её видов;
3. способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам, но в то же время могут облегчить процесс их быстрого освоения5.
Социальная одарённость и коммуникативные способности начинают проявляться в раннем детстве, дошкольном периоде6.
Младший дошкольный возраст - в отечественной периодизации этап от 3 до 4 лет, особый период интенсивного созревания всех систем и функций детского организма, что создает условия для дальнейшего становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности, развития умственных способностей, являющихся предпосылкой для возникновения всех видов специальных способностей7. Однако в последнее время наблюдается тенденция снижения уровня не только талантливых, одарённых, но и просто способных детей. Всё чаще рождаются дети с
2 Юркевич В.С. Одарённые дети: сегодняшние тенденции, завтрашние вызовы. Психологическая наука и образование, 2011. -No4. -С. 99—108.
3 Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 11— 18. С. 16
4 Хрусталёва, Т.М. Психология педагогической одарённости - Пермь, 2003. - 163 с. С54
5 Заморская Т.В. Психология одаренности детей и подростков. - 2007. - 62 с.
6 Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. под. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 272 с. С 69
7 Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001.б07с.
неутешительными диагнозами, снижается их речевая активность, многие из них не способны проявлять изобретательность в оперировании абстрактными понятиями, схемами, и т.д.
Самым известным современным социологическим исследованием, посвященным проблемам одаренности, стал социологический опрос "Одарённость в России: от феноменов к государственной политике", проведенный рабочей группой «Одаренное поколение» Общественной палаты Российской Федерации в 2008 году8. Опрос взрослого населения был организован в 203 населенных пунктах 63 субъектов Российской Федерации. Общий объем выборки: 1500 человек. Целью данного исследования стало выявление представления граждан и отдельных целевых групп о феномене одарённости человека; об опыте работы, оценке перспектив и наиболее актуальных проблемах работы с одарёнными людьми из различных возрастных и социальных групп.
В результате проведения опроса были выявлены основные барьеры, стоящие на пути развития талантливого ребенка и по сей день:
1) алкоголизм и наркомания в семье (52% респондентов);
2) плохое имущественное и финансовое положение семьи (50%);
3) загруженность родителей и нехватка внимания (37%);
4) удаленность от крупных и средних городов (36%);
5) отсутствие учреждений дополнительного образования (36%).
Ключевая роль в процессе влияния на уровень развития ребенка, по мнению респондентов, должна принадлежать семье (72%). Однако, очевидным является тот факт, что поиск одаренных детей и помощь в их развитии не может далее оставаться делом «внутрисемейным», необходимо оказание должного уровня помощи со стороны государства, который был оценен участниками опроса крайне низко: 69% респондентов указали на явную недостаточность государственной поддержки.
Полученные результаты представляют интерес не только при изучении явления одаренности, но и имеют огромное значение для разработки целого направления в российской образовательной и социальной политике.
В рамках обозначенной темы можно определить следующую проблему: уменьшение количества одарённых детей младшего дошкольного возраста в России и низкая результативность мер, направленных на решение данного вопроса.
Итак, в настоящее время нельзя отметить высокую эффективность механизма взаимодействия государственных и муниципальных органов в отношении организации работы с одарённым детьми в младшем дошкольном возрасте, в связи с чем возрастает необходимость проведения мер, направленных на повышение уровня современных условий развития детской одаренности.
Во-первых, органам управления следует уделить особое внимание вопросам бюджетирования сферы образования, а также финансированию государственных программ по разработке, введению и модернизации существующих учебно-игровых, развивающих методик. Согласно данным проекта федерального бюджета на период 2014-2016 гг. по разделу «Образование» предусмотриваются бюджетные ассигнования:
8 Информационно-аналитический обзор деятельности Общественной палаты Российской Федерации за 2008 год.Электронный ресурс. URL: http://www.oprf.ru/files/analitc_rew08.pdf/
в 2014 году - 593 384,2 млн. рублей, в 2015 году - 623 465,4 млн. рублей, в 2016 году - 639 183,8 млн. рублей.
Несмотря на тенденцию общего количественного роста финансирования системы российского образования, планируется, что его доля в общем объеме расходов федерального бюджета ежегодно будет снижаться: с 5,1 процента в 2013 году до 3,9 - в 2016 году (см. таблицу 1, 2)9.
Таблица!
Объем расходов федерального бюджета по разделу «Образование» (в % к общему объему расходов)
2014 2015 2016 Проект
Наименование 2013 Закон № 216-ФЗ Проект Закон № 216-ФЗ Проект
1 2 3 4 5 6 7
Образование 5,1 4,0 4,3 3,8 4,1 3,9
Таблица 2
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Образование»
2014 2015 2016
Нзиммитс 2013 Закон Н» 216-ФЗ Проект Отклонена« от закона №216 Ззаон Н» 216-ФЗ Проект Отклонение от икона Nt 216 проект Отклонение от закона Nt216
1 2 3 4 5.4-3 6 7 8-7-6 9 18.9-7
Ра алел -Образом»*«-, всего $87 5325 568 380.7 593 3842 24 003.4 591 9015 623 465.4 31 563.9 639 183.8 15 718-3
в юм числе.
Подраздел -Дошкольно« обрлзовгние- 58 321.7 6654.5 6711.4 56.9 6179.0 5907.6 -271.3 6089.3 181.7
Подраздеп -0«mee образование- 67 0402 20147.6 19 443.4 ■704.2 19 847.3 19 930.1 62.7 13855,5 •6074.6
Подрэзаел -«пильное профессиональное образование- 4 726.2 4 469.2 -4 -169.2 4 477,1 •4 477,1
Поумнел -Среаме профессиональное образование- 4 924.0 3 668.4 9 233.4 5 564.0 3 835.0 9282.3 5 447.3 9 895.7 613.4
Подраздел -Профессионал»,или подготовка, переподготовка и повышение >£а.пифи«ащм- 6 969.7 6 602.1 8 034.3 1 432 2 7 203.9 8 147.9 944.0 8057,1 -90.8
Подраздел -высшее и послевузовское профессиональное образование- 507 912.4 501008.1 507 390.2 3 382.1 530 688.1 540 »9.6 10 221.6 558963.1 18053.4
По дрозде п -Молодежная попишка и оздоровление детей- 5 582.0 S 313.5 5 032.1 -231.4 1047.3 712.9 -334.4 698.9 -14.0
Подраздел -прикладные научные исследования о обмети образования- 10237.8 9426.3 25 126.9 15 700.6 9 824.6 30 366.0 20541.4 31 700.9 1334.8
Подраздел -Другие вопросы в области образования- 21 818.5 9091.0 12 362.5 3 2715 8 799.2 8208.9 -590.3 9923.2 1 7143
Стоит отметить, что уровень образования во многом определяет экономическое развитие страны. Принято считать, что в развитых странах 60% прироста национального дохода определяется увеличением объема знаний и образованности общества. Следовательно, вложенные государством сегодня средства в образование людей, завтра обеспечат прирост ВВП.
Во-вторых, в связи с существованием проблемы территориальной недоступности образовательных учреждений (большинство центров культуры и творчества сосредоточено в
9 Бюджет 2014-2016: финансирование национальной системы образования. Электронный журнал об образовании. Новости учебных заведений. Аналитические материалы. Мнение экспертов. URL: http://www.akvobr.ru/budget_2014_2016.html
Москве) необходимо принять меры по созданию в регионах бюджетных учреждений, специализирующихся на выявлении и развитии способностей одарённых детей.
В настоящее время по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами)10. Однако этого времени, как правило, бывает недостаточно. Следовательно, третьим шагом реализации мер по проведению преобразований в сфере регулирования уровня детской одаренности могло бы стать продление отпуска по уходу за ребенком до 4-5 лет, что обеспечило бы возможность молодым мамам проводить необходимое время с детьми, заниматься их воспитанием и развитием. В связи с тем, что на сегодняшний день не все женщины могут позволить себе не работать такой длительный промежуток времени, актуальной становится проблема обеспечения государством дополнительных социальных гарантий, которые предоставили бы необходимую материальную поддержку молодой семье.
В-четвертых, размер материнского капитала должен позволять родителям оплачивать дошкольное образование ребёнка: кружки, секции. В связи с установившимися на сегодняшний день высокими ценами на качественное дополнительное образование, органам управления на государственном уровне необходимо принять меры, направленные на увеличение материнского капитала (Сумма материнского капитала в 2014 году составляет 429 408,53 рублей)11.
В-пятых, одним из направлений деятельности СМИ должна стать пропаганда модели «ответственный родитель», потому как от воспитания зависит то, каким вырастет ребёнок и каким станет будущее «в его руках». К сожалению, на сегодняшний день не все родители считают нужным развивать в ребенке талант и способности12.
Немаловажную роль в становлении и развитии ребёнка играет детский сад, поэтому очень важно, чтобы данный социальный институт проводил качественную работу по стимулированию детского развития.
Следует также проводить мониторинг одарённых детей младшего дошкольного возраста с целью ведения учета их количества. Своевременная диагностика потенциала одаренных детей и талантливой молодежи, создание благоприятных условий для стимулирования их к участию в различных видах общественно значимой творческой деятельности должны стать общегосударственной задачей, объединяющей для решения семью, государственные институты, общественные организации, фонды, инициативы заинтересованных граждан13.
Таким образом, государство должно стать ключевым звеном в системе оказания поддержки молодой семье по воспитанию и развитию ребёнка. Результатом слаженной работы органов государственного и муниципального управления по проведению выше указанных мер станет увеличение количества и уровня знаний одарённых детей младшего дошкольного возраста.
10 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
11 Федеральный закон от 02.12.2012 г. № 349-Ф3.
12 Чурсина В.В. «Одарённые дети в детском саду и в семье». -М. Издательство «Преент», 2006. -176с.
13 Реализация направления «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ» ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»: ИТОГИ 2006 - 2007 г; ПРОБЛЕМЫ; ПЕРСПЕКТИВЫ /научн. ред. д.п.н., проф. И.Д. Чечель, д.п.н., проф.И.Д. Демакова - М.: АПК и ППРО, 2007
ЛИТЕРАТУРА
1. Заморская Т.В. Психология одаренности детей и подростков. - 2007. - 62 с.
2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. - М.: Линка - Пресс, 2009. - 272 с.
3. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 11—18.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. - 607с.
5. Хрусталёва Т.М. Психология педагогической одарённости. - Пермь, 2003. - 163 с.
6. Чурсина В.В. Одарённые дети в детском саду и в семье. -М. Издательство «Преент», 2006. -176с.
7. Юркевич В.С. Одарённые дети: сегодняшние тенденции, завтрашние вызовы. Психологическая наука и образование. 2011. -No4. -С. 99—108.
8. Бюджет 2014-2016: финансирование национальной системы образования. Электронный журнал об образовании. Новости учебных заведений. Аналитические материалы. Мнение экспертов. URL: http://www.akvobr.ru/budget_2014_2016.html
9. Информационно-аналитический обзор деятельности Общественной палаты Российской Федерации за 2008 год. Электронный ресурс. URL: http://www.oprf.ru/files/analitc_rew08.pdf/
10. Реализация направления «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ» ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»: ИТОГИ 2006 - 2007 г; ПРОБЛЕМЫ; ПЕРСПЕКТИВЫ /научн. ред. д.п.н., проф. И.Д. Чечель, д.п.н., проф. И.Д. Демакова - М.: АПК и ППРО, 2007. Электронный ресурс. URL: gov.cap.rmhome/13/2008/pnpo/met.rek.doc.
Рецензент: Филатова Татьяна Васильевна, Декан факультета «Государственное и муниципальное управление», к.э.н., профессор кафедры «Корпоративные финансы» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Alexander Kozharinov
The Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow [email protected]
Ekaterina Moskvitina
The Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow [email protected]
Irina Doroshina
The Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow Iri sha3711@mail .ru
The phenomenon of reduction of the level of giftedness of children at the preschool age in Russia as a problem of state and municipal management
Abstract. The relevance of this article concludes in conducting the analysis of the phenomenon of reduction of the level of giftedness of children at the preschool age in Russian Federation. Theoretical aspects of children's gifts (the essence of the phenomenon of giftedness and its relationship with the concept of talent, peculiarities of the preschool age as an important period in the development of mental abilities and manifestations of social talent) are touched upon. The results of contemporary sociological research of this problem are covered.
The article considers the mechanism that represents interaction of state and municipal authorities for the development of gifted children at the preschool age in the Russian Federation.
On the basis of the reviewed theoretical and practical materials the necessity to improve public and municipal administration in the sphere of organization of additional education for children at the preschool age and support young families is revealed. That is caused by increased need of society in talented and gifted young professionals.
The key areas of interaction of state and municipal authorities to ensure positive results of the regulation of the level of children's gifts are identified.
The results of the study can be used by the authorities to improve the efficiency of the control of current education level.
Keywords: reduction of giftedness; early childhood; children talent; the problem of state and municipal management.
REFERENCES
1. Zamorskaya T.V. Psychology of gifted children and adolescents. - 2007. - 62 p.
2. Kolominsky Y.L., Panko E.A. The social Psychology of giftedness: a guide to the identification and development of communicative abilities of preschool children. - M. Link-Press, 2009. - 272 p.
3. Ushakov, R.A. Social intelligence as the type of intelligence // Social intelligence: Theory, measurement, research. - M.: Publishing house of the Institute of psychology of Russian Academy of Sciences, 2004. - P. 11-18.
4. Khrustaleva, T.M. Psychology pedagogical talent. - Perm, 2003. - 163 p.
5. Likhachev B.T. Pedagogy: lectures / Tutorial for students. 4th ed., Rev. and ext. M:writ-M, 2001.-607p.
6. Chursina V.V. Gifted children in kindergarten and in the family. -M. Publishing house "Present", 2006.-176 p.
7. Yurkevich V.S. Gifted children: today's trends, tomorrow's challenges // Psychological science and education, 2011.-No4. P. 99-108p.
Electronic resources:
8. The 2014-2016 budget: funding of the national system of education. Electronic journal on education. News educational institutions. Analytical materials. Expert opinion. URL: http ://www.akvobr.ru/budget_2014_2016.html
9. Analytical review of the activities of the Public chamber of the Russian Federation for the year 2008. Electronic resource. URL: http://www.oprf.ru/files/analitc_rew08.pdf/
10. Implementation of the directions of the STATE SUPPORT of TALENTED YOUTH" PRIORITY NATIONAL PROJECT "EDUCATION": the results of the 2006 - 2007; PROBLEMS; PROSPECTS /scient. Ed. doctor of politics, Professor I.D. Chechel, doctor of politics, prof. I.D. Demakova): agriculture and PPRO, 2007. Electronic resource. URL: gov.cap.ru"home/13/2008/pnpo/met.rek.doc.