8. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaja muzykal'naja sreda kak sredstvo stanovlenija duhovnoj kul'tury rastush-hego cheloveka. Avtoref. dokt. ped. nauk [Elektronnyi resurs] [Pedagogically organized musical environment as a means of developing the spiritual culture of a growing person. Dr. Sci. (Pedagogy) thesis]. Moscow, 2008. URL:https://www.dissercat.com/content/pedagogicheski-organizovannaya-muzykalnaya-sreda-kak-sredstvo-stanovleniya-dukhovnoi-kultury (Accessed 31.10.2020).
9. Shhurkova N.E. Diagnostika vospitannosti shkol'nikov [Elektronnyi resurs] [Diagnostics of the education of schoolchildren]. URL: https://schoolsaha.eduru.ru/media/2019/01/28/1274727486/diagnostika_vospitannosti_Shhurkova.pdf (Accessed 30.10.2020).
10. Shhurkova N.E. Novoe vospitanie [New upbringing]. Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2000. 128 p.
11. Shhurkova N.E. Pedagogicheskaja tehnologija [Pedagogical technology]. Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2002. 224 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Ю.Т. Антипенко, директор, Духовно-просветительский центр им.свт. Иннокентия Московского при храме Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры г. Санкт-Петербурга; магистрант 2 курса института педагогики по образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0237-4116.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Yu.T. Antipenko, Headmaster, Spiritual and Educational Center named after St. Innokenty of Moscow at the Church of the Sovereign Icon of Our Lady on Culture Boulevard in St. Petersburg; 2nd year master's student of the Institute of Pedagogy on the educational program "Spiritual and moral education", Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0237-4116.
УДК 373.2
Наталья Сергеевна Вохмянина, Наталья Сергеевна Александрова
г. Киров
Развитие творческой одаренности у детей 5-6 лет в процессе проектной деятельности
В статье рассматривается проблема развития творческой одаренности дошкольников в процессе проектной деятельности, раскрываются ключевые понятия «творчество», «одаренность», «творческая одаренность», «проектная деятельность». Авторы статьи детально раскрывают особенности применения проектного метода в дошкольных образовательных организациях. В статье рассматриваются задачи психолога и педагогов по развитию творческой одаренности дошкольников. Авторы уделяют внимание возможностям проектной деятельности для выявления и развития творческой одаренности у детей в процессе осуществления экологического проекта с применением разнообразных форм и методов развития различных видов детской одаренности. Раскрываются этапы реализации предлагаемого проекта по выявлению и развитию творческой одаренности детей, содержание каждого этапа работы.
Ключевые слова: творчество, одаренность, проектная деятельность, дошкольные образовательные учреждения, проект.
Natalia Sergeevna Vohmyanina, Natalya Sergeevna Alexandrova Kirov
The development of creative giftedness in 5-6 years aged children in the process of project activity
The article deals with the problem of developing creative giftedness of preschool children in the process of project activity, reveals the key concepts of "creativity", "giftedness", "creative giftedness", "project activity". The authors of the article reveal the features of using the project method in preschool educational organizations in detail. This article discusses the tasks of a psychologist and teachers on the development of creative giftedness of preschool children. The authors pay attention to the possibilities of project activity for identifying and developing creative giftedness in children in the process of implementing an environmental project using various forms and methods of developing various types of children's giftedness. This article describes the stages of the proposed project to identify and develop children's creative giftedness, the content of each stage of work.
Keywords: creativity, giftedness, project activity, preschool educational institution, project.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_ 2542-0291
Цель данной статьи: систематизация научного материала по проблеме развития творческой одаренности в процессе проектной деятельности.
Прежде всего, обратимся к понятиям «творчество» и «одаренность». В Большой российской энциклопедии указывается, что творчество - это «созидательная деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [2]. Известный психолог Б.М. Теплов определяет одаренность, как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения успеха в выполнении той или другой деятельности». В связи с этим можно считать творческой одаренностью особый вид одаренности, который направлен на создание чего-либо нового, уникального и отличающегося от способностей большинства людей в определенной области. Одаренность является системным качеством и проявляется в успешности деятельности, которая имеет стихийный характер [4, С.673].
В научной литературе и общественных дискуссиях в последнее время все более актуальной становится проблема развития творческой одаренности личности, под которой понимается способность к нестандартному мышлению и оригинальным решениям, а также способности в художественно-творческой деятельности. Интерес к проблеме одаренности связан с тем, что в современном мире в социальной и экономической жизни, когда работу человека часто могут выполнять компьютеры, ценятся такие качества личности, как умение мыслить нестандартно, находить решения в сложных, неопределенных ситуациях, проявлять творческий подход. Все эти характеристики можно отнести к творческой одаренности.
Развитие творческой одаренности необходимо начинать в дошкольном возрасте. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования и образовательных программах уделяется достаточное внимание развитию творческой одаренности детей. Так, ФГОС предполагает развитие творчества, творческой одаренности и нестандартного мышления в рамках образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» [10]. Однако на практике в решении задач развития творческой одаренности возникают определенные трудности.
А.И. Савенков отмечает, что в дошкольных образовательных организациях необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по выявлению и развитию одаренных детей. Но для формирования личности одаренных детей 5-6 лет необходимо создание условий, которые позволяют наиболее полно реализовать таланты каждого дошкольника. В настоящее время одним из современных и эффективных средств развития творческой одаренности детей 5-6 лет может стать проектная деятельность.
Вопросы реализации детских проектов изучали Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, Е.С. Евдокимова и др. В то же время вопросы развития творческой одаренности в ходе проектной деятельности в науке раскрыты недостаточно, поэтому данная тема обладает потенциалом для изучения и новизной в педагогической науке[1].
Проектная деятельность является комплексной деятельностью, в ходе которой решается проблемная ситуация и может развиваться творческая одаренность детей 5-6 лет. Проектная деятельность помогает получать детям ранний положительный опыт реализации собственных замыслов, дает возможность оформить ее результаты в виде значимого продукта. Основой педагогических технологии является метод проектов, осуществляющий через познавательную, продуктивную и самостоятельную деятельность детей. В результате проектной деятельности дошкольник не только познает окружающий мир, но и приобретает опыт творческой деятельности во время планирования и выполнения практических заданий.
В научной литературе указываются особенности применения проектного метода в дошкольной образовательной организации. Проектный метод позволяет учитывать интересы детей, т.к. темы проектов связаны с интересами и потребностями детей, а также с их возрастом. В ходе реализации проектов дети познают свои возможности, творческие способности, у них развиваются такие навыки, как умение увидеть проблему, выдвигать гипотезы, умение наблюдать, делать умозаключения, структурировать материал и создавать продукт собственной деятельности [8].
Тематика творческих проектов для детей 5-6 лет может быть различной, например, «Письмо другу», «Лес благодарит и сердится» по разработке действий, помогающих решать актуальные проблемы общества. Творческие проекты могут не иметь детально проработанной структуры совместной деятельности участников: творческая деятельность развивается, подчиняясь интересам участникам проекта. Педагог может договориться с детьми о форме представления результатов проекта: это может быть оформление интерьера, праздник, сказка, мультфильм и т.д. Творческие проекты могут быть разнообразными, как и виды художественно-продуктивной деятельности детей.
Реализация проекта начинается с анкетирования родителей и педагогов с целью определения предпосылок одаренности и уровня способностей детей 5-6 лет. Затем с детьми, показавшими высокий уровень развития, проводятся тесты для мониторинга интеллектуально-творческого потенциала. Заполняется карта одаренного ребенка с определением области одаренности [4]. Составляются индивидуальные маршруты педагогического сопровождения творчески одаренных детей, создается план деятельности педагогов и родителей в данном направлении.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020
21
Психолог информирует педагогов и родителей по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с творческой одаренностью, организации развивающей образовательной деятельности, проведения тренингов и развивающих игр, проводит диагностику творчески одаренных детей и консультирует родителей по вопросам воспитания этих детей в семье [6].
Задачей воспитателей является участие в педагогической диагностике, ведение наблюдений за одаренными детьми, обогащение предметно -развивающей среды и подбор необходимой научной и методической литературы.
Задачей старшего воспитателя является создание базы данных по одаренным детям, составление совместного плана работы по взаимодействию с семьей одаренного ребенка. Старший воспитатель проводит открытые мероприятия по теме одаренности, а также контролирует эффективность работы по данному направлению и определяет перспективы дальнейшей деятельности по этой теме.
Поддержка творчески одаренных детей, по нашему мнению, заключалась в развитии у них мотивации, участие в конкурсах по различным направлениям: художественно-эстетическом, физ-культурно -оздоровительном, социально -
познавательном и др. Для поддержки творческого роста детей мы организовали обширную систему конкурсов и усовершенствовали взаимодействие дошкольных образовательных организаций с учреждениями дополнительного образования. Кроме того, нами была разработана программа индивидуального развития и мотивации каждого творчески одаренного дошкольника.
Рассмотрим применение проектной деятельности на примере поддержки одаренных детей в рамках проведения экологического проекта.
Тема экологии является очень важной, и она позволяет реализовать таланты детей в социально значимой области. Авторский проект включал в себя многообразные формы работы, в том числе знакомство детей 5-6 лет, с экологическими проблемами и путями их решения, с содержанием Красной книги, продуктивная деятельность детей в процессе изготовления тканевых экологических «сумок», организации конкурса рисунков «Чистая планета» и конкурса экологических сказок с игрой-драматизацией, праздника стихов о природе, исполнение песен и танцев, организация спортивного праздника, а также привлечение в мероприятия проекта родителей.
Целью проекта является развитие творческой одаренности детей и их приобщение к теме защиты природы от загрязнения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) выявление творчески одаренных детей 5-6 лет; 2) Знакомства детей с различными формами проектной деятельности; 3) Формирования практических умений по созданию продукта деятельности в виде экологических «су-
мок»; 4) Воспитывать у детей 5-6 лет, нормы поведения в природе и бережное отношения к ней.
В ходе реализации проекта под названием «Чистая планета» дети проявляют активность в исследовании проблемы загрязнения окружающей среды, проводится анкетирование родителей, а также в рамках избавления от пластиковых пакетов создаются красивые «сумки» из ткани многоразового использования, что позволяет не загрязнять природу пластиковыми пакетами [5].
Реализация проекта состоит из пяти этапов, рассмотрим содержание каждого из них.
На первом этапе привлекается внимание детей, педагогов и родителей к такой социально-значимой проблеме, как очищение планеты. Воспитатели проводят «круглый стол» с участием педагогов и родителей, дети 5-6 лет просматривают фильм о загрязнении Земли пластиком и затем распределяются обязанности между участниками проекта. Таким образом, в ходе беседы мы выявили социально и творчески одаренных детей.
На втором этапе дети проводят опросы своих родителей, чтобы выяснить отношение к проблеме распространенности пластика. В ходе опроса дети задают следующие вопросы: «Какие товары вы покупаете в пластиковой упаковке?», «Что вы знаете о вреде полиэтиленовых пакетов?», «Как часто вы используете пластиковую упаковку и пакеты?», «Готовы ли вы отказать от пластика и пакетов?», «Как вы считаете, можно ли заменить пластиковые пакеты?». В результате опроса и беседы с воспитателем дети могут сделать вывод о том, что оптимальным способом переноски продуктов, не наносящим вреда природной среде, могут являться тканевые «сумки». Таким образом, в ходе опросов мы выявили творчески одаренных детей.
На третьем этапе дети знакомятся с содержанием Красной книги посредством дидактических игр. В результате дидактических игр были выявлены 5% детей 5-6 лет, интеллектуально одаренные дети, которые могут проследить причинно-следственные связи, сформулировать проблему, предложить пути ее творческого решения. Совместно с детьми был изготовлен лэпбук «Красная книга России», который включает в себя как правила поведения в природе, перечень животных и растений Красной книги России, так и стихи и сказки на экологические темы. Таким образом, в ходе изготовления лэпбука выявляются дети с творческой, литературной и художественной одаренностью.
На четвертом этапе происходит организация деятельности по изготовлению экологических «сумок» из ткани, которые должны заменить применение пластиковых пакетов. Дети могут подготовить эскизы, а затем на готовых сумках наносят изображение и текст красками. На данном этапе выявляются и развиваются творческая одаренность детей 5-6 лет посредством применения новых техник и материалов, например, акриловые краски.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291
Педагоги поощряют детей, выполнивших самые красивые рисунки. Условием является связь изображений с природой. На сумках могут изображаться растения, звери, морские обитатели. Наносятся надписи экологического содержания, например, «Берегите природу!».
В проектной деятельности реализуются драматизации экологических сказок, когда дети, не только участвуют в инсценировке, но и создают костюмы, рисуют декорации. Данная деятельность также позволяет выявлять и развивать творчески одаренных детей 5-6 лет в области сценического искусства и художественно-оформительской деятельности. Проект включает в себя проведение утренника на экологическую тематику с чтением стихотворений, исполнением песен и танцев на тему природы. Проектная деятельность формирует экологическую культуру и бережное отношение к природе, но и развивает сценические исполнительские способности детей 5-6 лет. В ходе проектной деятельности осуществляется активное взаимодействие с родителями, организуются родительские собрания, а также участие родителей в организации праздников и изготовлении экологических «сумок». Родители получают поддержку со стороны педагогов в области формирования экологической культуры.
На пятом этапе мы провели мониторинг и выявили 6% детей с творческой одаренностью. Подвели итоги реализации проекта, а также оформили результаты опросов и стенгазет с фотографиями мероприятий [9].
Участие в данном проекте позволило не только привлечь внимание к экологическим пробле-
мам, но и выявить творчески одаренных детей 5-6 лет в различных областях: рисовании, сценическом искусстве, решении проблемных ситуаций. Именно в практической деятельности возможно выявить одаренных детей, осуществить работу по развитию их творческой одаренности в социально-значимых проектах [7].
Результаты данного исследования и разработанный проект применены в практической деятельности педагогов дошкольной организации. Вопросы развития творческой одаренности имеют значительный потенциал для дальнейшего исследования в психолого-педагогической науке.
Таким образом, применение в педагогической работе с детьми 5-6 лет проектной деятельности позволяет педагогам зафиксировать, что каждый ребенок обладает творческой одаренностью. Проектная деятельность предоставляет педагогам хорошие возможности для создания мотивации детей к раскрытию своего творческого потенциала, поскольку детские проекты носят развивающий, созидательный и увлекательный характер. Участвуя в проектах, каждый ребенок, независимо от результатов первичной диагностики его творческих способностей, получает мощный импульс для собственного развития и формирования умений нестандартно мыслить, решать задачи творчески и интересно. Можно утверждать, что применение проектного метода способствует развитию и раскрытию творческой одаренности каждого ребенка, включенного в проект. В связи с этим, рекомендуется применение проектной деятельности в педагогической работе современных дошкольных образовательных организаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабаева, Т.И. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада / Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева. - Текст : непосредственный // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 38-47.
2. Большая российская энциклопедия. - URL: https://bigenc.ru (дата обращения 03.11.2020). - Текст : электронный.
3. Важнова, А.В. Трансформация межличностного взаимодействия детей с различными видами одаренности / А.В. Важнова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - №49 (287). - С. 474-476.
4. Горбачева, С.М. Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одарённых детей / С.М. Горбачева, Е.Н. Проскурина, А.В. Станкевич. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 20 (124). - С. 673-675.
5. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - Москва : Сфера, 2006. - 64 с. - Текст : непосредственный.
6. Ермолаева, Н.В. Практическая психология детского творчества / Н.В. Ермолаева. - Москва : МПСИ, 2001. -194 с. - Текст : непосредственный.
7. Житняя, С.В. Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования / С.В. Житняя, Н.П. Хомутова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 9.1 (247.1). - С. 89-92.
8. Королева, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет / С.Г. Королева. - Москва : Учитель, 2020. -114 с. - Текст : непосредственный.
9. Савенков, А.И. Психология детской одаренности : учебник для сред. профес. образования / А.И. Савенков. -2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 334 с. - (Профессиональное образование). - URL: https://biblio-online.ru/bcode/442449. - Текст : электронный.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : (послед. ред.). - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.11.2020). - Текст : электронный.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020
23
REFERENCES
1. Babaeva T.I., Solnceva O.V. Proektirovanie kul'turnyh praktik doshkol'nikov v obrazovatel'nom processe detskogo sada [Designing cultural practices of preschoolers in the educational process of kindergarten]. Detskij sad: teorija i praktika [Kindergarten: theory and practice], 2015, no. 5, pp. 38-47.
2. Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija [Elektronnyi resurs] [Great Russian Encyclopedia]. URL: https://bigenc.ru (Accessed 03.11.2020).
3. Vazhnova A.V. Transformacija mezhlichnostnogo vzaimodejstvija detej s razlichnymi vidami odarennosti [Transformation of interpersonal interaction of children with different types of giftedness]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2019, no. 49 (287), pp. 474-476.
4. Gorbacheva S.M., Proskurina E.N., Stankevich A.V. Vyjavlenie, podderzhka i razvitie tvorcheskogo potenciala odarjonnyh detej [Revealing, support and development of the creative potential of gifted children]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2016, no. 20 (124), pp. 673-675.
5. Evdokimova E.S. Tehnologija proektirovanija v DOU [Design technology in a preschool educational institution]. Moscow: Sfera, 2006. 64 p.
6. Ermolaeva N.V. Prakticheskaja psihologija detskogo tvorchestva [Practical psychology of children's creativity]. Moscow: MPSI, 2001. 194 p.
7. Zhitnjaja S.V., Homutova N.P. Vyjavlenie i podderzhka tvorcheski odarennyh detej v ramkah doshkol'nogo obrazovan-ija [Identifying and supporting creatively gifted children in the framework of preschool education]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2019, no. 9.1 (247.1), pp. 89-92.
8. Koroleva S.G. Razvitie tvorcheskih sposobnostej detej 5-7 let [Development of creative abilities of 5-7 years old children]. Moscow: Uchitel', 2020. 114 p.
9. Savenkov A.I. Psihologija detskoj odarennosti: uchebnik dlja sred. profes. obrazovanija [Elektronnyi resurs] [Psychology of children's giftedness]. Moscow: Jurajt, 2019. 334 p. URL: https://biblio-online.ru/bcode/442449.
10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija: (posled. red.) [Elektronnyi resurs] [Federal state educational standard of preschool education]. URL: http://www.consultant.ru/ (Accessed 03.11.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Н.С. Вохмянина, магистр 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8518-2063.
Н.С. Александрова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2271-3995.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
N.S. Vohmyanina, Master's Student of the 1st course of the direction of training "Pedagogical education", Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8518-2063.
N.S. Alexandrova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2271-3995.
УДК 372.881.111.1
Екатерина Евгеньевна Герасименко
г. Донецк, ДНР
О некоторых особенностях изучения иностранных языков
В статье рассматривается проблема изучения студентами иностранного языка в сопоставлении его с родным языком. Особое внимание автор уделяет передаче от педагога к учащимся лингвистических и коммуникативных навыков, при помощи погружения в языковую среду. Детально изучаются и анализируются главные предпосылки для успешного и эффективного изучения иностранного языка для студентов разных возрастных групп. Учитываются масштабные исследования в области лингвистики, психологии, педагогики, которые способствовали расширению и совершенствованию методов и способов обучения иностранному языку среди разных возрастных групп. В статье представлен анализ методик, которые по праву считаются передовыми и современными, имеют широкое применение в образовательных учреждениях, эффективность которых доказана многолетним опытом применения и является бесспорным фактом.
Ключевые слова: языковая среда, иностранный язык, обучающиеся.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2М2-0291