Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАНЯТИЙ ХОРОВЫМ ИСКУССТВОМ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАНЯТИЙ ХОРОВЫМ ИСКУССТВОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ЦЕННОСТИ / CHORAL ART / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипенко Юлия Товьевна

В статье рассматриваются возможности использования содержания занятий хоровым искусством для решения задач духовно-нравственного воспитания школьников. Автор формулирует варианты воспитательных задач, которые педагог может ставить на каждом этапе работы над музыкальным произведением, излагает методы и методики диагностики, которые можно использовать при данном подходе к преподаванию. В работе предлагаются к рассмотрению уровни отношения ребенка к ценностям: человек, общество, труд, знание, прекрасное, личность, сформулированные на основе карты воспитанности Н.Е. Щурковой. Критерии и показатели отношения к ценностям раскрыты на основе анализа двадцатипятилетнего опыта работа автора в Детской хоровой студии «Согласие» Санкт-Петербурга. Статья адресована руководителям хоровых студий, учителям музыки общеобразовательных школ и специалистам в области духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE CHORAL ART CLASSES

The article discusses the possibilities of using the content of choral art classes for solving the problems of spiritual and moral education of schoolchildren. The author formulates variants of educational tasks that the teacher can set at each stage of work on a piece of music, outlines methods and diagnostic techniques that can be used in this approach to teaching. The work examines the levels of a child's attitude to values: man, society, work, knowledge, beauty, personality, formulated on the basis of N.E. Shchurkova. The criteria and the exponents of the attitudes towards values are based on the analysis of twenty-five years of the author's work experience in the Children's Choir Studio “SoGlasiye” in St. Petersburg. The article is addressed towards the heads of choral studios, the music teachers of general education schools and the specialists in the field of spiritual and moral education.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАНЯТИЙ ХОРОВЫМ ИСКУССТВОМ»

3. Son'kin V.D., Vasil'eva R.M., Orlova N.I., Pronina T.S. Rezul'taty populjacionnogo monitoringa fizicheskogo sostojanija detej 6-7 let v regionah rossijskoj federacii soobshhenie [Results of population monitoring of the physical condition of children 6-7 years old in the regions of the Russian Federation message]. Novye Issledovanija [New research], 2020, no. 1, pp. 46-56.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktjabrja 2013 g., №1155 [Federal State Educational Standard. Preschool Education]. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. Moscow, 2013.

5. Hizhnjak O.V., Pashkova Ja.A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija razvitija samostojatel'noj dvigatel'noj deja-tel'nosti doshkol'nikov v obogashhennoj predmetno-prostranstvennoj srede [Elektronnyi resurs] [Organizational and pedagogical conditions for the development of independent motor activity of preschoolers in an enriched subject-spatial environment]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2020, no. 2 (292). URL: https://moluch.ru/archive/292/66205/ (Accessed 13.01.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.С. Александрова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2271-3995.

А.Н. Царегородцева, аспирант, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»; заведующий, МКДОУ «Детский сад №31», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8873-6888.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.S. Alexandrova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000003-2271-3995.

A.N. Tsaregorodtseva, Graduate Student, Vyatka State University; Head of "Kindergarten No. 31", Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8873-6888.

УДК 37.025

Юлия Товьевна Антипенко

г. Санкт-Петербург

Воспитательный потенциал занятий хоровым искусством

В статье рассматриваются возможности использования содержания занятий хоровым искусством для решения задач духовно-нравственного воспитания школьников. Автор формулирует варианты воспитательных задач, которые педагог может ставить на каждом этапе работы над музыкальным произведением, излагает методы и методики диагностики, которые можно использовать при данном подходе к преподаванию. В работе предлагаются к рассмотрению уровни отношения ребенка к ценностям: человек, общество, труд, знание, прекрасное, личность, сформулированные на основе карты воспитанности Н.Е. Щурковой. Критерии и показатели отношения к ценностям раскрыты на основе анализа двадцатипятилетнего опыта работа автора в Детской хоровой студии «Согласие» Санкт-Петербурга. Статья адресована руководителям хоровых студий, учителям музыки общеобразовательных школ и специалистам в области духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: хоровое искусство, духовно-нравственное воспитание, воспитанность школьников, ценности.

Yuliya Tovevna Antipenko

Saint Petersburg

The educational potential of the choral art classes

The article discusses the possibilities of using the content of choral art classes for solving the problems of spiritual and moral education of schoolchildren. The author formulates variants of educational tasks that the teacher can set at each stage of work on a piece of music, outlines methods and diagnostic techniques that can be used in this approach to teaching. The work examines the levels of a child's attitude to values: man, society, work, knowledge, beauty, personality, formulated on the basis of N.E. Shchurkova. The criteria and the exponents of the attitudes towards values are based on the analysis of twenty-five years of the author's work experience in the Children's Choir Studio "SoGlasiye" in St. Petersburg. The article is addressed towards the heads of choral studios, the music teachers of general education schools and the specialists in the field of spiritual and moral education.

Keywords: choral art, spiritual and moral education, education of schoolchildren, values.

«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

В.А. Сухомлинский

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_ 2542-0291

Исследования об использовании музыки, в том числе хорового искусства, в воспитании велись философами, учеными-педагогами и практиками с древности и продолжаются до настоящего времени.

«Начиная с 20-х гг. прошлого столетия, выдающиеся музыканты-педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, В.Г. Коротыгин, Н.Н. Ко вин, А.А. Шеншин и позднее - В.Н. Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно-нравственному воспитанию средствами музыки» [6, C.155].

Тема духовно-нравственного воспитания средствами музыкальной культуры широко обсуждается в среде современных ученых и педагогов. По мнению Л.И. Уколовой, «многолетнее игнорирование огромного значения искусства в становлении духовности и нравственных ориентиров личности является одной из причин снижения уровня культуры и утраты ценностных основ нашего общества, особенно в молодежной среде» [8].

Как отмечают А.Г. Козлова и Е.П. Нестерова «Цель духовно-нравственного музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников» [4, C. 43]. Авторы отмечают единство музыкальной культуры и успешной социализации подрастающих поколений. Наиболее полно эта интеграция отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. «Нужны научно -теоретические и практические подходы к реализации педагогического потенциала музыкального искусства в его направленности на личность, формирование ее сознания, нравственности и духовного мира» [2, C.7-8]. Все это непосредственно включает в себя понятие «воспитанность» молодежи.

Козлова А.Г. отмечает, что «проблема воспитанности тесно связана с проблемой преемственности в культуре, с механизмами ее развития, с ее эволюцией» [3, C.18].

При таком подходе к преподаванию музыкальных дисциплин, как, впрочем, и других дисциплин художественно-эстетической направленности, необходимы специалисты, владеющие не только методологией педагогики предметов эстетического цикла, но и технологиями духовно-нравственного воспитания.

Абдуллин Э.Б. обращает внимание педагогов-музыкантов на то, что предметом постоянного осмысления (рефлексии) каждого заинтересованного своей профессией учителя музыки являются следующие основные слагаемые:

«1. Во имя чего, ради чего мы приобщаем наших детей к музыке, какая это должна быть музыка по своему качеству и т.п.?

2. Будучи уже убежденными, во имя чего осуществлять музыкальное образование, можно

всесторонне обдумать вопрос: С помощью каких средств (в том числе, например, родственных наук) мы можем открывать новое содержание и формы, виды организации музыкального обучения и воспитания?» [1, С .10].

Такой взгляд на преподавание дисциплин эстетического цикла дает эффективные для педагога инструменты для воспитания. Речь идет о культурологическом подходе и о новых педагогических технологиях.

«Культурологический взгляд на процесс воспитания, - пишет Н.Е. Щуркова, - разрешает множество ставших перед педагогами проблем. Избрать культурологическую позицию во взгляде на воспитание - значит анализировать ход педагогических событий через призму существующих культурных норм жизни и открытых культурой наивысших ценностей, значит учитывать прогрессивные тенденции мировой культуры и взращивать подрастающего молодого человека как гражданина мира, способного жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности культуры и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными [10, С.5].

На наш взгляд, заслуживает пристального внимания описание Н.Е. Щурковой сущностной характеристики современного культурного человека: «Современный культурный человек сочетает при восприятии окружающей реальности предметное и ценностное восприятие объектов реальности, а точнее, его предметное восприятие обогащено ценностным, он одновременно, воспринимая предметную изолированность объекта, обнаруживает значимость предмета для жизни человека на земле, наполняет предмет ценностным содержанием, помимо функциональной предназначенности предмета» [10, С.14-15].

Сам, обладая ценностным восприятием, педагог в процессе обучения детей предметным знаниям и умениям, грамотно используя педагогические технологии, может создавать условия и приглашать детей к переживанию прекрасного содержания жизни человека, закрепленного человечеством в знании о главных жизненных ценностях. Если ребенок откликнется на это приглашение, то он может пережить свое отношение к этому содержанию.

Наблюдая и анализируя то или иное проявление этого отношения вовне, педагог может помочь ребенку попробовать новый, более глубокий уровень переживания того или иного смысла, раскрываемого в процессе обучения.

«Воспитанные дети - это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, то есть, на уровне философического восприятия предметной многообразной беспредельной реальности, поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и

собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились [10, С.18].

В течение 25 лет мы ведем работу в области духовно-нравственного воспитания детей и вместе с коллегами, специалистами в области художественно-прикладного творчества, апробируем технологии воспитания средствами предметов эстетического цикла на базе хоровой студии «Согласие» и художественно-прикладной студии «ИзоГраф» духовно-просветительского центра им. свт. Иннокентия Московского при храме Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры Санкт-Петербурга.

В данной статье мы изложим варианты задач духовно-нравственного воспитания, методы и методики диагностики, которые предлагается иметь ввиду педагогу, приобщая детей к искусству хорового исполнительства. Мы также предлагаем к рассмотрению некоторые критерии и показатели уровня отношения ребенка к различным ценностям на занятиях хоровым пением, которые мы сформулировали, опираясь на карту воспитанности Н.Е. Щурковой [9]:

Карта воспитанности школьника

Отношение к Уровень отношения

ценностям

Прымит иено-поведен ческии Э.мо и иональн ый я Мотивирован но-

о я s о X К X X поведеи ческии

к человеку ди сшшлина: этикет ст10_собеи к с оп ер ежив анюо постоянно ориентирован на «других людей»

к обществу К отсутствие проявляет интерес: я общественно

§ прав онарушении переживает успехи активен

злостных w неудачи X X инициативен

WS ПОСТУПКОВ X X я

к труду s выполнение и я трудолюбие X участие в

о трудовых X о о оЬщественно

^ о бязанно стей X полезной

3 X О- ей х С и X X О X X работе

к знанию выполнение учебных А X по знав ателъный интерес самообразовательная

£ о бязанно стей X я X работа

к прекрасному замечаем о Б- стремление к самостс^тель

о реагирует на о оощению с о ное оЬщение с

s о прекрасное S rpl щ>ещ>асным X прекрасным.

о С£ и >» с р. и о творчество в сфере искусства

к себе не позволяет себя обижать опенивает свои достоинства 0» X X о а? С2 О культивирует свои до стоинств а: занимается ни ем

На хоровых занятиях и при посещении концертных залов дети знакомятся с различными произведениями мировой музыкальной культуры, учатся слушать или исполнять фрагменты из них.

В процессе знакомства с образцами мировой музыкальной культурой педагог может со-

знания в области мировой музыкальной культуры и ценности прекрасного.

В ходе исследования были предложены следующие методы и методики для диагностики: опросный письменный метод (тесты, анкеты), наблюдение, беседа.

Критерии и показатели уровня отношения к ценностям: знание, прекрасное

примитивно-поведенческий уровень отношения к ценности эмоциональный уровень отношения к ценности мотивированно поведенческий уровень отношения к ценности

знает известные образцы мировой музыкальной культуры, реагирует на красивую музыку знает, проявляет интерес к образцам музыкальной культуры, с желанием слушает и исполняет на занятиях знает, с желанием исполняет на занятиях, самостоятельно находит, слушает, разучивает и исполняет произведения мировой музыкальной культуры

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020

Наблюдая, анализируя и корректируя реакции детей, педагог может помогать детям в развитии эстетического вкуса и ценностного отношения к прекрасному, что может стать профилактикой влечения молодого человека в жизни к чему-то безобразному, пошлому, агрессивному.

В процессе проникновения в идею содержания певческого материала педагог может многократно увлекательно приглашать, звать детей к переживанию того или иного чувства, соответствующего авторскому замыслу, помо-

В хоровом исполнительстве общий результат - плод совместного творчества в процессе объединения личностных восприятий каждым участником смысла и характера произведения. От дружного, ответственного взаимодействия в коллективе зависит качество звучания хора в целом.

«Любой хоровой коллектив - это пространство, где созданы благоприятные условия для творческого роста как в области вокально-хоровой деятельности, духовно-нравственного развития, так и в расширении субъект-субъектной зависимости, в сфере культуры общения, взаимодополняемости поющих» [6, С.156].

В процессе работы над общим звучанием можно ставить задачу усвоения участниками хора ценностей рефлексии, самооценки, личного развития, общего результата.

В процессе длительной работы над качеством исполнения, анализируя и предлагая пути преодо-

гать ребенку пережить личное отношение к смыслу произведения.

«Многие деятели (Э.Б. Абдуллин, М.А. Рим-ский-Корсаков и др.) говорили о воспитании в хоровой деятельности, как системе, которая через восприятие, запоминание, осознание, понимание музыки и текста пробуждает переживания, желание приобщиться к красоте воспроизведения смысла через пение» [6, С.155].

Предлагаемые методы и методики для диагностики: наблюдение при индивидуальном исполнении своей партии, беседа.

ления личных и общих неудач и ошибок, педагог может помочь детям овладеть конструктивными способами совладания с проблемами.

Продолжительная совместные репетиции могут также помочь воспитанию в детях трудолюбия и привычки к продолжительному интеллектуальному творческому труду, личному и совместному, а необходимость поэтапной работы в процессе работы над музыкальным произведением может способствовать формированию у детей причинно-следственных связей и развитию мышления.

Предлагаемые методы и методики для диагностики: совместная и индивидуальная работа, беседа, метод коллизийных ситуаций, наблюдения, музыкально-педагогический анализ, методики карты личных достижений, «Солнечная система», трех сейфов (чему хочешь научиться), контекстных задач, круглых столов.

Критерии и показатели уровня отношения к ценностям: личность, труд, общество, знание

примитивно-поведенческий уровень отношения к ценности эмоциональный уровень отношения к ценности мотивированно поведенческий уровень отношения к ценности

выполняет задания, ждет оценки радуется личному развитию постоянно занимается личным развитием

достижение цели своими силами, возможна психологическая защита и импульсивное поведение в случае повторяющихся неудач достижение цели своими силами и обращение за помощью в случае неудачи достижение цели своими силами, обращение за помощью в случае неудачи, тщательное обдумывание проблемы и путей ее решения

слушает учителя, выполняет задания в трудоемком процессе проявляет интерес выходит с предложениями по усовершенствованию всего процесса работы

Критерии и показатели уровня отношения к ценностям: человек, общество, труд, знание, прекрасное, личность

примитивно-поведенческий уровень отношения к ценности эмоциональный уровень отношения к ценности мотивированно поведенческий уровень отношения к ценности

отвечает на вопросы учителя, когда его спрашивают, старается исполнить, как просит учитель проявляет интерес к беседе, пробует выразить свое отношение задает вопросы на понимание обсуждаемого материала, сверяется, спрашивает о соответствии своего исполнения замыслу автора

Важно упомянуть, что при необходимости работы над общим ансамблем - художественным единством всех элементов хоровой звучности, педагог выстраивает взаимодействие и монолитное созвучие участников и в частном ансамбле- внутри каждой отдельной партии.

Щуркова Н.Е. отмечает: «Художественно-творческая группа особенно инициирует индивидуальные способности членов группы, предоставляя им свободу проявления своего «Я». Чем выше уровень культурного и социального развития

группы ..., тем сильнее ее влияние на развитие личности» [11, С. 96].

В длительном, трудоемком процессе выстраивания общего звучания хора, которое является результатом согласного ансамбля монолитных отдельных партий, педагог может помогать детям постепенно созревать к системности мышления и будущим сложным, многоуровневым социальным отношениям.

Предлагаемые методы для диагностики: наблюдение, музыкально-педагогический анализ.

Критерии и показатели уровня отношения к ценностям: человек, общество, знание

примитивно-поведенческий уровень отношения к ценности эмоциональный уровень отношения к ценности мотивированно поведенческий уровень отношения к ценности

выполняет свои обязанности, не мешает общему звучанию и делу выступает заинтересованным участником общего дела и ответственным исполнителем творит как единица внутри сложной системы, внося свой неповторимый вклад в общее дело и звучание

В хоровых разновозрастных коллективах открыта перспектива воспитательных возможностей для обретения детьми опыта хранения традиций и преемственности между поколениями, обретения опыта милосердия и забо-

ты старших опытных участников коллектива о младших.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаемые методы и методики для диагностики: методики «Коллаж», «Звездное небо», беседа, наблюдение.

Критерии и показатели уровня отношения к ценностям: человек, общество, личность

примитивно-поведенческий уровень отношения к ценности эмоциональный уровень отношения к ценности мотивированно поведенческий уровень отношения к ценности

не нарушает правила и традиции сам хранит, переживает, если традиции не хранятся задает вопросы о назначении традиций, предлагает свои

помогает только по просьбе учителя может утешить, помочь, если заметит чувствует ответственность за младших, помогает

Мы знаем около 20 общепедагогических и специальных методов музыкального образования, раскрытых в работах таких исследователей, как Д.Б. Кабалевский, М.Н. Скаткин, Э.Б. Абдуллин, Л.В. Горюнова, Е.В. Николаева, Н.Л. Гродзенская, Н.Ю. Кузнецова и др. [7].

Среди них существует метод единства интонационного и художественного, который мы предлагаем педагогу расширить до метода триединства интонационного (что поем?), художественного (как поем?) и духовно-нравственного (зачем поем?).

Можно учить петь детей для того, чтобы они научились петь, развили свои музыкальные дарования, могли порадовать себя и других своими способностями.

Но с древнейших времен мы знаем и иной педагогический подход к овладению хоровым искусством: еще в Древней Греции учили музыке и хоровому пению, чтобы воспитать красивого душой человека и достойного гражданина своего государства. Стоит согласиться с А.Г. Козловой и Е.В. Тимофеевой, что «при интегрированном подходе, изучая церковную и классическую музыку,

воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и в высшей степени вокального мастерства; развивает музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи» [5, С. 25].

Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей является неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, эстетического, нравственного и творческого потенциала общества.

Возможно, в современной ситуации такой подход становится как никогда актуальным и ждет своих делателей на ниве музыкального образования и духовно-нравственного воспитания.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-°291

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования / Э.Б. Абдуллин. - Москва : ГРАФ-ПРЕСС, 2010. - 238 с. - Текст : непосредственный.

2. Бодина, Е.А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского : учебник и практикум для вузов / Е.А. Бодина. - Москва : Юрайт, 2018. - 234 с. - Текст : непосредственный.

3. Козлова, А.Г. Учащаяся молодежь как представитель молодого поколения России / А.Г. Козлова. - Текст : электронный // Молодое поколение России: нравственные ориентиры и запреты. Кн. I : материалы отчета по проекту: Динамика смыслообразующих факторов воспитанности учащейся молодежи в соврем. рос. о-ве за 2008 г. / под ред. А.Г. Козловой, А.С. Роботовой. - Санкт-Петербург : Стратегия будущего, 2008. - 264 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29107073 (дата обращения: 12.11.2020).

4. Козлова, А.Г. Музыкальное образование как средство духовно-нравственного воспитания и социализации личности / А.Г. Козлова, Е.П. Нестерова. - Текст : электронный // Научные изыскания магистрантов. ОПОП «Духовно-нравственное воспитание» : коллектив. моногр. / под общ. ред. А.Г. Козловой. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 43-49.

- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41569110 (дата обращения: 09.11.2020.)

5. Козлова, А.Г. Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников посредством приобщения их к музыке / А.Г. Козлова, Е.В. Тимофеева - Текст : электронный // Научные изыскания магистрантов. ОПОП «Духовно-нравственное воспитание» : коллектив. моногр. / РГПУ, психол.-пед. фак., каф. педагогики. - Санкт-Петербург, 2015. - Вып. 1. - С. 24-26. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27519393 (дата обращения: 06.11.2016).

6. Костогорова, М.В. Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания личности / М.В. Костогорова. - Текст : электронный // Гуманитарный вектор. - 2011. - № 2 (26). - С. 154-157. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16370144 (дата обращения: 31.10.2020).

7. Мещанова, Л.Н. Тезаурус учителя музыки : учеб. пособие / Л.Н. Мещанова, О.Ю. Козинская. - Саратов, 2015. -53 с. - Текст : непосредственный.

8. Уколова, Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека : автореф. ... докт. пед. наук : 13.00.08 / Л.И. Уколова ; Моск. гор. пед. ун-т. - Москва, 2008. -URL:https://www.dissercat.com/content/pedagogicheski-organizovannaya-muzykalnaya-sreda-kak-sredstvo-stanovleniya-dukhovnoi-kultury (дата обращения: 31.10.2020). - Текст : электронный.

9. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности школьников / Н.Е. Щуркова. - URL: https://schoolsaha.eduru.ru/media/2019/01/28/1274727486/diagnostika_vospitannosti_Shhurkova.pdf (дата обращения: 30.10.2020). - Текст : электронный.

10. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - Москва : Педагогическое общество России, 2000. - 128 с. -Текст : непосредственный.

11. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. - Москва : Педагогическое общество России, 2002.

- 224 с.

REFERENCES

1. Abdullin Je.B. Metodologija pedagogiki muzykal'nogo obrazovanija [Methodology of pedagogy of music education]. Moscow: GRAF-PRESS, 2010. 238 p.

2. Bodina E.A. Istorija muzykal'noj pedagogiki. Ot Platona do Kabalevskogo: uchebnik i praktikum dlja vuzov [History of musical pedagogy. From Plato to Kabalevsky]. Moscow: Jurajt, 2018. 234 p.

3. Kozlova A.G. Uchashhajasja molodezh' kak predstavitel' molodogo pokolenija Rossii [Elektronnyi resurs] [Student youth as a representative of the younger generation of Russia]. A.G. Kozlova (eds.) Molodoepokolenie Rossii: nravstvennye orientiry i zaprety. Kn. I: materialy otcheta po proektu: Dinamika smysloobrazujushhih faktorov vospitannosti uchashhejsja molodezhi v sovrem. ros. o-ve za 2008 g. [The young generation of Russia: moral guidelines and prohibitions. Book 1]. Saint Petersburg: Strategija budushhego, 2008. 264 p. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29107073 (Accessed 12.11.2020).

4. Kozlova A.G., Nesterova E.P. Muzykal'noe obrazovanie kak sredstvo duhovno-nravstvennogo vospitanija i socializacii lichnosti [Elektronnyi resurs] [Musical education as a means of spiritual and moral education and socialization of the individual]. In Kozlovoj A.G. (eds.) Nauchnye izyskanija magistrantov. OPOP «Duhovno-nravstvennoe vospitanie»: kollektiv. monogr. [Scientific researches of master's students. "Spiritual and moral education"]. Saint Petersburg, 2020, pp. 43-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41569110 (Accessed 09.11.2020.)

5. Kozlova A.G., Timofeeva E.V. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej mladshih shkol'nikov posredstvom priobshhenija ih k muzyke [Elektronnyi resurs] [Formation of spiritual and moral values of junior schoolchildren through their introduction to music]. Nauchnye izyskanija magistrantov. OPOP «Duhovno-nravstvennoe vospitanie»: kollektiv. monogr. [Scientific researches of master's students. "Spiritual and moral education ". Vyp. 1]. RGPU, psihol.-ped. fak., kaf. pedagogiki. Saint Petersburg, 2015, pp. 24-26. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27519393 (Accessed 06.11.2016).

6. Kostogorova M.V. Vokal'no-horovoe penie kak forma duhovno-nravstvennogo vospitanija lichnosti [Elektronnyi resurs] [Vocal and choral singing as a form of spiritual and moral education of the individual]. Gumanitarnyj vector [Humanitarian vector], 2011, no. 2 (26), pp. 154-157. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16370144 (Accessed 31.10.2020).

7. Meshhanova L.N., Kozinskaja O.Ju. Tezaurus uchitelja muzyki: ucheb. posobie [Music Teacher Thesaurus]. Saratov, 2015. 53 p.

8. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaja muzykal'naja sreda kak sredstvo stanovlenija duhovnoj kul'tury rastush-hego cheloveka. Avtoref. dokt. ped. nauk [Elektronnyi resurs] [Pedagogically organized musical environment as a means of developing the spiritual culture of a growing person. Dr. Sci. (Pedagogy) thesis]. Moscow, 2008. URL:https://www.dissercat.com/content/pedagogicheski-organizovannaya-muzykalnaya-sreda-kak-sredstvo-stanovleniya-dukhovnoi-kultury (Accessed 31.10.2020).

9. Shhurkova N.E. Diagnostika vospitannosti shkol'nikov [Elektronnyi resurs] [Diagnostics of the education of schoolchildren]. URL: https://schoolsaha.eduru.ru/media/2019/01/28/1274727486/diagnostika_vospitannosti_Shhurkova.pdf (Accessed 30.10.2020).

10. Shhurkova N.E. Novoe vospitanie [New upbringing]. Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2000. 128 p.

11. Shhurkova N.E. Pedagogicheskaja tehnologija [Pedagogical technology]. Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2002. 224 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.Т. Антипенко, директор, Духовно-просветительский центр им.свт. Иннокентия Московского при храме Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры г. Санкт-Петербурга; магистрант 2 курса института педагогики по образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0237-4116.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Yu.T. Antipenko, Headmaster, Spiritual and Educational Center named after St. Innokenty of Moscow at the Church of the Sovereign Icon of Our Lady on Culture Boulevard in St. Petersburg; 2nd year master's student of the Institute of Pedagogy on the educational program "Spiritual and moral education", Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0237-4116.

УДК 373.2

Наталья Сергеевна Вохмянина, Наталья Сергеевна Александрова

г. Киров

Развитие творческой одаренности у детей 5-6 лет в процессе проектной деятельности

В статье рассматривается проблема развития творческой одаренности дошкольников в процессе проектной деятельности, раскрываются ключевые понятия «творчество», «одаренность», «творческая одаренность», «проектная деятельность». Авторы статьи детально раскрывают особенности применения проектного метода в дошкольных образовательных организациях. В статье рассматриваются задачи психолога и педагогов по развитию творческой одаренности дошкольников. Авторы уделяют внимание возможностям проектной деятельности для выявления и развития творческой одаренности у детей в процессе осуществления экологического проекта с применением разнообразных форм и методов развития различных видов детской одаренности. Раскрываются этапы реализации предлагаемого проекта по выявлению и развитию творческой одаренности детей, содержание каждого этапа работы.

Ключевые слова: творчество, одаренность, проектная деятельность, дошкольные образовательные учреждения, проект.

Natalia Sergeevna Vohmyanina, Natalya Sergeevna Alexandrova Kirov

The development of creative giftedness in 5-6 years aged children in the process of project activity

The article deals with the problem of developing creative giftedness of preschool children in the process of project activity, reveals the key concepts of "creativity", "giftedness", "creative giftedness", "project activity". The authors of the article reveal the features of using the project method in preschool educational organizations in detail. This article discusses the tasks of a psychologist and teachers on the development of creative giftedness of preschool children. The authors pay attention to the possibilities of project activity for identifying and developing creative giftedness in children in the process of implementing an environmental project using various forms and methods of developing various types of children's giftedness. This article describes the stages of the proposed project to identify and develop children's creative giftedness, the content of each stage of work.

Keywords: creativity, giftedness, project activity, preschool educational institution, project.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.