Научная статья на тему 'Роль духовности в вокально-хоровой деятельности'

Роль духовности в вокально-хоровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Позднякова Татьяна Ивановна, Лосева Светлана Николаевна

Рассмотрение проблемы основывается на анализе многообразных данных, посвященных описанию научного познания духовности и ее роли в вокально-хоровой деятельности. Анализируется современный термин «духовность» и особенности трактовки данного феномена. Эстетические и этические ценности хорового пения описываются как основа духовного развития человека. Представлены исследования духовности в процессе музыкальной деятельности в трудах отечественных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль духовности в вокально-хоровой деятельности»

УДК 78.071.1

Т.И. ПОЗДНЯКОВА, С.Н. ЛОСЕВА РОЛЬ ДУХОВНОСТИ В ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Позднякова Татьяна Ивановна, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования Иркутского государственного университета (Иркутск, ул. К. Маркса, 1), [email protected]

Лосева Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования Иркутского государственного университета (Иркутск, ул. К. Маркса, 1), [email protected]

Аннотация. Рассмотрение проблемы основывается на анализе многообразных данных, посвященных описанию научного познания духовности и ее роли в вокально-хоровой деятельности. Анализируется современный термин «духовность» и особенности трактовки данного феномена. Эстетические и этические ценности хорового пения описываются как основа духовного развития человека. Представлены исследования духовности в процессе музыкальной деятельности в трудах отечественных ученых.

Ключевые слова: духовность, вокально-хоровая деятельность, музыкальная одаренность. UDC 78.071.1

T.I. POZDNYAKOVA, S.N. LOSEVA

THE ROLE OF SPIRITUALITY IN A VOCAL AND CHORAL ACTIVITY

Pozdnyakova Tatyana Ivanovna, professor, head of the cathedra of musical education of the Irkutsk state university (1, K. Marx Str., Irkutsk), [email protected]

Loseva Svetlana Nikolaevna, candidate of psychology, associate professor of the cathedra of music education of the Irkutsk state university (1, K. Marx Str., Irkutsk), [email protected]

Abstract. The consideration of the problem is based on the analysis of various data devoted to the description of scientific knowledge of spirituality and its role in a vocal and choral activity. The modern term «spirituality» and features of interpretation of this phenomenon are analyzed. The aesthetic and ethical values of choral singing are described as the basis of human spiritual development. The research of spirituality in the process of musical activity in the works of Russian scientists are presented. Keywords, spirituality, vocal and choral activity, musical giftedness.

В настоящее время в образовательной среде достаточно часто затрагивается «духовная» тема [1]. Востребованность в научной сфере исследования духовности, принципов нравственного воспитания, эстетического обучения учащихся, одновременно с этим недостаточная изученность данного феномена в современной музыкальной науке и практике, проблема синтеза духовного и светского обусловливает актуальность исследования духовности.

Духовность является одной из важной основ современного искусства. Однако точного определения термина «духовность» не представлено. Опираясь на анализ исторического аспекта исследования, перечень литературы и особенности формирования, рассмотрим исследовательский подход становления феномена и особенности его функционирования в вокальной и хоровой практике.

Этимология понятия духовности тесно взаимосвязана с понятием spiritus. Современный термин «духовность» основывается на формировании личностных духовных ценностей, а в искусстве как этическая ценность музыки [2, 3].

В России большое значение в исследовании духовности имеет фундаментальный труд известного отечественного ученого Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [4]. Характеристика духовности в исследовании Б.М. Теплова определяется так:

"Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (70), 2018

«Значительным музыкантом может быть только человек с большим духовным - интеллектуальным и эмоциональным - содержанием» [4, с. 27]. Отечественные исследователи дополняют определение духовности, данное Б.М. Тепловым. Д.К. Кирнарская [5] отмечает, что в музыкальном искусстве духовность определяется в звуковой форме.

Обратимся к исследованию духовного содержания в вокальной и хоровой практике. Исторически сложилось, что основы данного течения в России взаимосвязаны с особенностями развития церковной музыки. Необходимо отметить, что исполнительская практика церковного хора, процесс сопровождения богослужебной процедуры в храме имеет существенные отличия от условий функционирования коллективов светского направления.

Церковная хоровая школа определяется уникальностью русской культуры и ведущим массовым увлечением народа - пением. Хоровое пение на протяжении всего периода становления являлось основой русской музыкальной культуры. Как отмечает Т.И. Позднякова, духовная сонастроенность певцов - «это в первую очередь резонанс социально-психологического порядка, принадлежность всех и каждого из певцов к единоверческому братству, совместное восхождение в молитве к Богу» [6, с. 21]. Единая взаимная звуко-высотная сонастройка певческих голосов при унисонном церковном пении без инструментального сопровождения - это тоже своеобразный акустический взаиморезонанс, характеризующий духовную общность поющих [7].

XIX век характеризуется прогрессивными переменами в русском обществе и стремлением к формированию культурных ценностей. В первых певческих школах на Руси -общественных и частных - осуществлялись обучение церковному пению, профессиональная подготовка певчих и руководителей православных хоров. Необходимо отметить, что в основе требований к будущим певцам и чтецам были представлены указания на их нравственные качества. С 1847 г. впервые стали обучать регентов в Придворной певческой капелле. И как следствие высокого профессионального мастерства и опыта в дальнейшем на данные должности могли претендовать учителя музыки и регенты с соответствующими аттестатами [8, 9].

Важные позиции отразились в педагогических работах русских педагогов-организаторов и руководителей «духовных» культурных центров. Методики работы с хором Д. Бортнянского, П. Чеснокова, Н. Данилина, М. Климова, А. Свешникова [10] стали на сегодняшний день обязательным требованием для исполнителей в процессе вокально-хоровой организации и формирования исполнительских навыков.

Большое значение в развитие одухотворенной вокальной техники внес Д. Бортнян-ский. Его методы вокального обучения определялись целым профессиональным комплексом, включающим репертуарную политику, особенности хоровой фактуры и т.д. И как следствие, вокальная педагогика школы Д. Бортнянского заложила фундаментальные основы классической вокальной подготовки в профессиональном хоровом искусстве.

Таким образом, рассматривая эволюционный путь развития церковного пения от одноголосного до партесного, можно выявить основные принципы традиций, которые необходимо учитывать светским хоровым коллективам при исполнении хоровой музыки на православно-канонические тексты. Это приоритет канонического текста, выражающийся в бережном отношении к сути каждого слова; эмоциональная сдержанность, «ничего слишком»; особое отношение к гармоническому взаимодействию мелодических линий голосовых партий; резонансное пение, обеспечивающее хорошую слышимость и дикцию, предохраняющее голоса поющих от напряженного, форсированного звучания.

В целом это будет способствовать духовному единению исполнителей, создавая необходимый психологический и акустический резонанс, в основе которого не единовер-чество, как в богослужебном пении, а единомыслие и законы музыкальной гармонии -тот синтез, который формирует неповторимый стиль в вокально-хоровой практике.

Литература

1. Стрельцова А.С. Педагогическая школа синодального училища: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2013. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/ dissertaciya-pedagogicheskaya-shkola-sinodalnogo-uchilischa

2. Лосева С.Н. Духовность и музыкальная одаренность // Евразийский союз ученых (ЕСУ): Ежемесячный научный журнал. М., 2015. № 4 (13). Часть 12. С. 31-34.

3. Лосева С.Н. Психология музыкальной одаренности. М., 2017.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 2003.

5. Кирнарская Д.К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. М., 2006. 373 с.

6. Позднякова Т.И. Преемственность традиций православного церковного пения в исполнении русской духовной музыки светскими хоровыми коллективами // Роль культуры в процессе формирования и развития личности: материалы региональной научной конференции. Вып. 2. Иркутск, 2005. С. 20-25.

7. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. URL: https://studfiles.net/preview/ 5238688/page:34/

8. Войтик И.А. Из истории русской вокальной школы // Научные труды Московского гуманитарного университета. М., 2015. № 3. С. 77-85.

9. Жаднова Н.Н. Педагогические традиции регентской школы русской православной церкви как фактор нравственного воспитания детей // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2015. № 1(85). С. 124-128. URL: http: // www. docme. Ru / doc / 1082723 / 35.vestnik-chuvashskogogosudarstvennogo-pedagogicheskogo-un

10. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: от древности до XXI века. М., 2003.

References

1. Streltsova A.S. Pedagogical school of the Synodal college: diss. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.02. Moscow, 2013. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-pedagogicheskaya-shkola-sinodalnogo-uchilischa

2. Loseva S.N. Spirituality and musical giftedness // Evraziyskiy soyuz uchenyh (ESU): Ezhemesyachnyy nauchnyy zhurnal. Moscow, 2015. № 4 (13). Part 12. P. 31-34.

3. Loseva S.N. Psihologiya muzykalnoy odarennosti [Psychology of musical giftedness]. Moscow, 2017.

4. Teplov B.M. Psihologiya muzykalnyh sposobnostey [Psychology of musical abilities]. Moscow, 2003.

5. Kirnarskaya D.K. Theoretical bases and methods for valuation of musical giftedness: diss. ... doctor of psychology: 19.00.01. Moscow, 2006. 373 р.

6. Pozdnyakova T.I. Continuity of traditions of the Orthodox Church singing in the performance of the Russian sacred music by the secular choral collectives // The role of culture in the process of formation and development of personality: materials of the regional scientific confere^e. Iss. 2. Irkutsk, 2005. P. 20-25.

7. Morozov V.P. Iskusstvo rezonansnogo peniya [The art of resonant singing]. URL: https://studfiles.net/preview/5238688/page:34/

8. Voytik I.A. From the history of the Russian vocal school // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. Moscow, 2015. № 3. P. 77-85.

9. Zhadnova N.N. Pedagogical traditions of the regency school of the Russian Orthodox Church as a factor of moral education of children // Vestnik ChSPU named after I.Ya. Yakovlev. Cheboksary, 2015. № 1 (85). P. 124-128. URL: http://www.docme.ru/doc/1082723/ 3 5.vestnik-chuvashskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo-un

10. Nikolskaya-Beregovskaya K.F. Russkaya vokalno-horovaya shkola: ot drevnosti do XXI veka [Russian vocal and choir school: from antiquity to the XXI century]. Moscow, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.