И.А. СОЛОВЦОВА (Волгоград)
современные технологии духовно-нравственного
воспитания: аспект
присвоения ценностей*
Характеризуются особенности технологий духовно-нравственного воспитания, сформулированы ключевые концептуальные положения, которые лежат в основе современных технологий духовно-нравственного воспитания. Обосновано и проиллюстрировано примером положение о том, что структура технологий духовно-нравственного воспитания обусловлена логикой присвоения ценностей.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценности, смыслы, технология воспитания, диалог.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится, что одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России». Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, относящиеся к числу «вечных», остаются актуальными и сегодня. Об этом свидетельствуют и нормативные документы, определяющие политику государства в сфере образования, и исследования ученых, где рассматриваются различные аспекты духовно-нравственного воспитания на разных уровнях образования (В.А. Беляева, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, Р.И. Лозовская, Т.И. Петракова, Н.Е. Щурко-ва). При этом большинство исследований ведущих ученых либо выполнено на методологическом уровне (Т.И. Власова, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина), либо имеют выход на теоретический уровень (В.А. Беляева, Т.И. Петракова). Исследования, в которых представлен технологический уровень духовно-нравственного воспитания, встречаются значительно реже.
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
кие науки -
Среди них особая роль принадлежит работам Н.Е. Щурковой.
Тенденция к технологизации педагогической деятельности является одной из важнейших современных тенденций развития педагогической науки и образовательной практики. Педагогические технологии не только позволяют эффективно решать конкретные задачи обучения и воспитания, но и являются важным способом концептуализации деятельности педагога. Конкретизируя классическое определение педагогической технологии как «системы теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников» [1, с. 330], Н.Е. Щуркова обращает внимание на следующие моменты:
- технология воспитания обеспечивает реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром;
- технология воспитания, обеспечивая педагогическую тактику - систему педагогических воздействий, которая выстраивается для решения конкретной воспитательной задачи, разрабатывается тем не менее в контексте определенной педагогической стратегии, определяемой ценностными ориентирами и мировоззренческими установками педагога и, в свою очередь, задающей целевые ориентиры воспитания;
- в основе технологии воспитания лежит ценностное содержание, т. е. та ценность в ее конкретных проявлениях, которая наполняет совместную деятельность педагога и воспитанников, определяет содержательную специфику их взаимодействия и обеспечивает у воспитанников формирование ценностных отношений к миру, другим людям, себе как субъектам взаимодействия [5, с. 11-28].
Таким образом, в технологии воспитания как разновидности педагогической технологии обнаруживается, во-первых, опора технологии на конкретную педагогическую стратегию, предполагающую наличие определенной методологии, во-вторых, ценностное содержание, определяющее специфику педагогической инструментовки.
В настоящее время в теории духовно-нравственного воспитания общепризнанными являются положения:
1) о ценностно-смысловой природе духовно-нравственного воспитания;
О Соловцова И.А., 2019
известия вгпу
2) ценностях как целевых ориентирах в духовно-нравственном воспитании;
3) принципе ориентации на ценности и ценностные отношения как ведущем принципе, регулирующем деятельность педагога в сфере духовно-нравственного воспитания.
Все эти положения чрезвычайно важны с точки зрения разработки, обоснования и реализации технологий духовно-нравственного воспитания.
Первое положение обусловливает специфику технологий духовно-нравственного воспитания как технологий, где приоритет отдается духовной (смыслопоисковой, смыслотвор-ческой, смыслопорождающей) деятельности перед деятельностью предметной. Содержанием духовной деятельности всегда выступает та или иная ценность, а предметная деятельность составляет внешнюю сторону, форму взаимодействия и определяет специфику способа присвоения ценности. При этом форма взаимодействия, безусловно, должна соответствовать его содержанию. Такой универсальной формой в технологиях духовно-нравственного воспитания выступает диалог [4]. Диалог, в свою очередь, определяет специфику методов и приемов, используемых в рамках технологий духовно-нравственного воспитания.
второе положение должно находить отражение в задачах технологии духовно-нравственного воспитания. При соблюдении всех требований к формулированию задач педагогической технологии (диагностичность, конкретность, реальность в плане достижимости в заданные сроки и обеспеченности средствами) они всегда должны работать на достижение определенной цели, которая состоит либо в присвоении конкретной ценности, либо в формировании конкретного ценностного отношения.
третье положение, касающееся принципа ориентации на ценности и на ценностные отношения, тесно связано с предыдущими положениями и касается выбора конкретных методов и приемов и их оптимального для решения задач духовно-нравственного воспитания структурирования (определение последовательности их применения, способов организации связи между ними, выявление системообразующего метода и т. д.). По словам Н.Е. Щурковой, «содержание взаимодействия преобразуется в ценностное, если за объектом взаимодействия видится ценность и отношение к ценности» [5, с. 28]. Реализация рассматриваемого принципа предполагает умение педагога обнаруживать за внешней стороной предметов, явлений, поступков, собы-
тий - ценности, за внешней стороной предметной деятельности - ее внутреннее ценностное содержание.
В разработанных Н.Е. Щурковой технологиях воспитания наиболее значимым с точки зрения задач духовно-нравственного воспитания представляется следующее:
- наполненность технологий ценностным содержанием;
- построение технологий на диалогических формах взаимодействия;
- рефлексия как обязательный элемент технологии воспитания.
Отметим, что диалогичность и рефлексивный характер являются обязательными характеристиками технологий духовно-нравственного воспитания, поскольку глубокое раскрытие содержания ценностей, выявление заключенных в них смыслов возможно только в диалоге, а осмысление содержания ценностей происходит благодаря рефлексии [3].
Несмотря на то, что в современной педагогической науке, с одной стороны, прочно утвердилось понимание духовно-нравственного воспитания как ценностно-смыслового феномена, а с другой - выявлены основания технологизации данного процесса с учетом его специфики, проблема установления соответствий между логикой процесса присвоения ценностей и этапами технологий духовно-нравственного воспитания не получила достаточно полного освещения. Попытка решить эту проблему сделана в одной из наших статей [Там же], где логика присвоения ценностей представлена с педагогической точки зрения как последовательность четырех взаимосвязанных этапов деятельности педагога. При этом установлено соответствие между этапами деятельности педагога и этапами духовной и практической деятельности воспитанников по присвоению ценностей. В данной статье логика присвоения ценностей соотнесена с этапами реализации воспитывающей ситуации, представляющей собой «первичное звено» разработанной нами ситуационной технологии духовно-нравственного воспитания. С позиций данной технологии процесс духовно-нравственного воспитания предстает как система взаимосвязанных ситуаций, главной функцией которой выступает присвоение ценностей.
Первый этап совместной деятельности педагога и воспитанников по присвоению ценностей - подготовительный. На этом этапе педагог осуществляет эмоциональную и интеллектуальную подготовку воспитанников к восприятию ценности. деятельность учащихся
педагогические науки
носит преимущественно рефлексивный характер. данный этап присвоения ценностей соотносится с таким этапом воспитывающей ситуации, как интродукция. Интродукция включает в себя три последовательных шага: эмоциональный настрой на ситуацию, предъявление эпиграфа и вводную рефлексию. Для создания эмоционального настроя используются видеоряд, музыкальное произведение или его фрагмент, произведение изобразительного искусства, стихи, «минута красоты», представляющая собой единство видеоряда и музыкального ряда, элементы оформления пространства взаимодействия, «минута тишины», позволяющая подчеркнуть серьезность происходящего. Предъявляемый педагогом эпиграф должен подготовить воспитанников к восприятию содержания ситуации, а потому должен быть связан с содержанием, раскрывать один из его аспектов. Вводная рефлексия включает вопросы, обращенные к жизненному опыту воспитанника и актуализирующие его знания о той или иной ценности либо о ситуации, в которой человек транслирует эту ценность в окружающий мир.
Второй этап присвоения ценностей - этап предъявления ценности через демонстрацию явления культуры, поскольку ценности находят свое воплощение в различных феноменах культуры, понимаемой широко - не только как искусство, но и как культура человеческих отношений, культура познания и др. Духовная деятельность воспитанников на этом этапе представляет собой эмоциональное переживание, связанное с ценностью, и понимание ценности на основе собственного жизненного опыта, который может не соответствовать пониманию ценности в социуме и в культуре. В структуре воспитывающей ситуации этому этапу соответствует этап предъявления содержания ситуации. Предъявление содержания ситуации может осуществляться как традиционным способом (чтение текста, рассказ педагога), так и с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. Способ предъявления содержания ситуации зависит от специфики явления культуры, демонстрирующего ту или иную ценность и раскрывающего ее содержание.
Если первый и второй этапы присвоения ценностей обращены главным образом к эмоциональной сфере школьника, то на третьем этапе главная роль отводится их мышлению. Третий этап - этап «распредмечивания» ценности (термин Н.Е. Щурковой), раскрытия ее содержания. Деятельность воспитанников, как и на предыдущих этапах, имеет духовный харак-
тер и включает осмысление ценности с позиций культуры (открытие для себя содержания ценности с позиций определенной культуры), «ревизию смыслов» (переосмысление прежнего понимания ценности либо расширение и обогащение смыслов, благодаря которым происходит понимание ценности) и ценностное самоопределение (осознанное принятие ценности либо осознанный отказ от принятия ценности). В структуре воспитывающей ситуации этапу раскрытия содержания ценности соответствуют этапы диалога, повторного обращения к эпиграфу с целью выделения и обсуждения его смысловой доминанты и выявления главной идеи ситуации, рефлексии, которая может быть как вербальной, так и невербальной, и «дарения ассоциаций» (подарок воспитанникам со стороны педагога, связанный с содержанием ситуации и еще раз акцентирующий внимание воспитанников на ее ведущей ценности). При этом диалог и повторное обращение к эпиграфу способствуют осмыслению воспитанниками ценности с позиций культуры и «ревизии смыслов», а рефлексия и «дарение ассоциаций» - ценностному самоопределению воспитанников. Диалог организуется таким образом, чтобы воспитанники могли самостоятельно прийти к нужным выводам.
На четвертом этапе организуется предметная деятельность воспитанников на основе присвоенной ценности. Согласно представлениям современной психологии (А.Н. Леонтьев) и педагогики (Н.М. Борытко), ценности утверждаются и закрепляются в структуре личности в процессе социально ценной и личностно значимой деятельности. Это может быть деятельность по созданию материального продукта либо совершение поступка «на радость и пользу людям» (И.П. Иванов). Создание материального продукта также должно быть важно не только для самого школьника, но в первую очередь для тех людей, кому созданные своими руками вещи могут принести радость либо помочь преодолеть какие-либо трудности, решить проблемы. Это обусловлено тем, что важной составляющей духовного воспитания является восхождение к Другому. В структуре воспитывающей ситуации этому этапу соответствует этап последействия. Данный этап может быть отсрочен во времени, но школьники должны понимать его связь с определенной ценностью и с содержанием воспитывающей ситуации.
описанная логика присвоения ценностей представляет собой развитие и конкретизацию разработанной А.В. Кирьяковой модели, где процесс присвоения ценностей рассматривает-
известия вгпу
ся как единство четырех этапов: поиск - оценка - выбор - проекция [2]. Б то же время данная логика является результатом экспериментальной работы по реализации ситуационной технологии духовно-нравственного воспитания. Такая логика присвоения ценностей имеет универсальный характер и может быть реализована в процессе духовно-нравственного воспитания, организованного на базе общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования детей, в системах среднего профессионального и высшего образования. Учет возрастных особенностей воспитанников осуществляется посредством варьирования содержательного наполнения этапов воспитывающих ситуаций.
Подводя итог сказанному, отметим, что в основе технологий духовно-нравственного воспитания должна лежать логика присвоения ценностей. Конкретные технологии духовно-нравственного воспитания могут иметь разную структуру, но их структурные компоненты целесообразно соотносить с этапами присвоения ценностей.
Список литературы
1. Борытко H.M., Соловцова KA., Байбаков A.M. Педагогика. M.: Aкадемия, 2007.
2. Кирьякова A.Б. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.
3. Соловцова KA., Сиротина E.A. Духовно-нравственное воспитание школьников: аспект ценностно-смыслового взаимодействия // Бестн. Пра-вослав. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Бын. 47. С. 32-43.
4. Соловцова KA., Сиротина E.A. Содержание и формы воспитания: на нути к новой школе // Бос-нитание школьников. 2015. № 1. С. 3-8.
5. Щуркова H.E. Педагогическая технология.
M.: Пед. о-во России, 2005.
* * *
1. Borytko N.M., Solovcova I.A., Bajbakov A.M. Pedagogika. M.: Akademiya, 2007.
2. Kir'yakova A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennostej. Orenburg, 1996.
3. Solovcova I.A., Sirotina E.A. Duhovno-nrav-stvennoe vospitanie shkol'nikov: aspekt cennostno-smyslovogo vzaimodejstviya // Vestn. Pravoslav. Sv.-Tihon. gumanit. un-ta. Ser. IV: Pedagogika. Psiho-logiya. 2017. Vyp. 47. S. 32-43.
4. Solovcova I.A., Sirotina E.A. Soderzhanie i formy vospitaniya: na puti k novoj shkole // Vospitanie shkol'nikov. 2015. № 1. S. 3-8.
5. Shchurkova N.E. Pedagogicheskaya tekhnolo-giya. M.: Ped. o-vo Rossii, 2005.
Modern technologies of spiritual and moral education: aspect of values adoption
The article deals with the characterization of the features of the technologies of spiritual and moral education. There are formulated the key conceptual ideas that are at the core of modern technologies of spiritual and moral education. There is substantiated and illustrated by the example that the structure of the technologies of spiritual and moral education is caused by the logic of values adoption.
Key words: spiritual and moral education, values, sense, education technology, dialog.
(Статья поступила в редакцию 10.09.2019)
л.а. милованова
(Москва)
принципы и средства оптимизации процесса обучения иностранному языку*
Рассматривается оптимизация процесса обучения иностранному языку. Предлагаются принципы и средства оптимизации, обосновывается мысль о том, что планирование, структура и проведение урока иностранного языка являются отражением методического мастерства учителя. Сотрудничество учителя и ученика на уроке приводит к нарастанию самостоятельности учащихся в действиях с языковым и речевым материалом, а значит, оптимизирует процесс обучения.
Ключевые слова: оптимизация, иностранный язык, принцип, коммуникативные умения, урок, структура, сотрудничество, опоры.
Герберт Спенсер, английский философ и социолог, остроумно заметил, что в деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место, человечество
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
О Mилованова ЛА., 2019