Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи в системе вокального образования современного Китая: проблемы и перспективы'

Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи в системе вокального образования современного Китая: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / VOCAL EDUCATION / STUDENTS / VALUES / MORAL CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловцова Ирина Афанасьевна

Охарактеризованы проблемы духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов, обусловленные, с одной стороны, возрастными особенностями студентов, с другой спецификой социокультурной и образовательной ситуации в современном Китае. В контексте задач духовно-нравственного воспитания показаны перспективы решения выявленных проблем, состоящие как в обращении к традиционной культуре, так и в использовании современных технологий воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of spiritual and moral education of future vocalists, due to the age characteristics of students, on the one hand, and to the specifics of the socio-cultural and educational situation in modern China, on the other hand. In the context of tasks of spiritual and moral education, the prospects of the solution of the revealed problems are described; they consist both in the address to the traditional culture, and in the use of modern technologies of education.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи в системе вокального образования современного Китая: проблемы и перспективы»

известия вгпу

И.А. СОЛОВЦОВА (Волгоград) ЧЖАО ЦЗИНЬ

(Цзинань, провинция Шаньдун, КНР)

духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в системе вокального образования современного кИТАЯ: проблемы и перспективы

Характеризуются проблемы духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов, обусловленные, с одной стороны, возрастными особенностями студентов, с другой - спецификой социокультурной и образовательной ситуации в современном Китае. В контексте задач духовно-нравственного воспитания показаны перспективы решения выявленных проблем, состоящие как в обращении к традиционной культуре, так и в использовании современных технологий воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, вокальное образование, студенческая молодежь, ценности, нравственный выбор.

Актуальность проблематики, связанной с духовно-нравственным воспитанием студентов в системе вокального образования Китая, обусловлена тем, что зачастую исполнители вокальных произведений выступают образцом для подражания для представителей подрастающего поколения, а потому должны быть носителями и трансляторами не только музыкальной культуры, но также духовных и нравственных ценностей. В этой связи в педагогической науке существует потребность в сравнительном анализе практики организации духовно-нравственного воспитания студентов в системах вокального образования разных стран, в обобщении результатов такого анализа, а также в выявлении проблем, которые существуют в настоящее время в сфере духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в системах вокального образования разных стран. В настоящее время в Китае, как и в России, осуществляется модернизация системы образования на всех уровнях; в системе вокального образования Китая, как и в российской системе вокального образования, традиционно серьезное внимание уделяется воспитанию студентов. Учитывая эти

факты, можно утверждать, что анализ практики духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в системе вокального образования современного Китая поможет лучше понять процессы, происходящие в данной сфере в россии.

Отметим, что духовно-нравственное воспитание рассматривается нами как процесс присвоения человеком ценностей [4]. Для студентов, обучающихся в системе музыкального образования, особенно важны такие ценности, как Добро и Красота в их единстве. Ценности находят свое воплощение в культуре, поэтому восхождение к культуре является важной составляющей духовно-нравственного воспитания и особенно значимо для рассматриваемой нами группы студенческой молодежи. Еще одна важная составляющая духовно-нравственного воспитания - восхождение к Другому - слушателю, автору и лирическому герою исполняемых произведений. В процессе духовно-нравственного воспитания не менее важно восхождение человека к себе - самопознание, понимание своего духовного мира, способность оценить уровень своего духовного и нравственного развития, соотнести себя с лирическим героем исполняемого вокального произведения. Мы исходим также из положения о том, что духовность двойственна по своей природе: человек в своем развитии может ориентироваться как на ценности, так и на их антиподы; нравственность рассматривается нами как важнейшее проявление духовности, обеспечивающее позитивное духовное развитие человека [4].

В настоящее время в Китайской Народной республике одной из важнейших государственных задач является строительство «духовной цивилизации социализма». Дэн Сяопин отмечал, что духовная цивилизация включает в себя не только важнейшие сферы жизни общества - образование, науку, культуру, но также идеи, идеалы, мораль, дисциплину, революционную позицию граждан (в духовно-нравственном воспитании в современном Китае очень важна идеологическая составляющая - И.С., Ч.Ц.), отношения между людьми. В этой связи процесс строительства духовной цивилизации осуществляется в двух аспектах: формирование общественной морали на основе высоких нравственных идеалов и организация воспитания, направленная на достижение этих идеалов и на повышение уровня культуры в обществе [2]. Таким образом, в современ-

О Соловцова И.А., Чжао Цзинь, 2018

ном китайском обществе возрастает роль специалистов сферы искусства, деятельность которых непосредственно связана как с повышением культурного уровня китайского народа, так и с утверждением в обществе средствами искусства высоких нравственных идеалов.

14 октября 2014 г. Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с важной речью перед работниками литературы и искусства. Китайский лидер отметил, что одной из причин успешного преодоления китайским народом многочисленных трудностей является то, что народ Китая черпал силы в уникальной многовековой национальной культуре. Сила китайского народа в том, что у него единые идеалы и единая духовность, общие чувства и ценности. Чтобы обеспечить процветание страны, китайский народ нуждается не только в материальной базе, но и в мощной духовной основе. Одна из важнейших задач современного искусства - распространение китайских национальных ценностей, эстетических особенностей культуры Китая, отражающих «китайский дух». Си Цзиньпин особо подчеркнул необходимость ориентации художников, композиторов, писателей, актеров, исполнителей музыкальных произведений на ценности, на необходимость отличать добро от зла, истину от лжи, красоту от безобразия и учить людей проводить четкую линию между их проявлениями в повседневной жизни и деятельности, ориентировать людей на нравственные ценности, очищать и возвышать их душу. Китайский лидер отметил, что представители сферы искусства должны обладать высокими нравственными качествами. Ценности Истина, Добро, Красота должны лежать в основе деятельности каждого представителя искусства, а деятели искусства должны показывать народу красоту природы, жизни, красоту души человека. Кроме того, в докладе Си Цзиньпина серьезное внимание уделялось возможностям искусства в воспитании патриотизма как важного нравственного качества.

особенно важными в выступлении Си Цзиньпина являются следующие положения, которые согласуются с выводами российских и китайских исследователей о сущности духовно-нравственного воспитания: о необходимости обращения к традиционной китайской культуре, использования ее воспитательного потенциала; о ценностной природе духовно-нравственного воспитания; о двойственности духовного мира человека, о возможности ориентации как отдельного человека, так и общества в целом в своем развитии как

кие науки -

на ценности, так и на антиценности, и на разрушительность того пути, который ориентирован на негативные проявления духовности.

В плане реформирования и развития образования в КНР на 2010-2020 гг. выделены стратегические направления развития образования, среди которых воспитанию отводится важное место. В этом документе утверждается приоритет нравственного воспитания. Нравственное воспитание в контексте данного документа - очень широкое понятие. Оно предполагает формирование у обучающихся правильной системы ценностей, мировоззрения и идеалов, включает в себя патриотическое воспитание, предполагает формирование таких качеств, как коллективизм, взаимопомощь, честность, трудолюбие, скромность. Важным направлением является повышение качества идейно-нравственного воспитания студентов.

Большинство современных китайских исследователей разделяет и обосновывает тезис о том, что основным путем строительства духовной цивилизации в современном Китае является «утверждение высоких идеалов и нравственности», что подтверждает особую роль духовно-нравственного воспитания в стратегическом развитии страны, в том числе в развитии системы образования. В философии, социологии, педагогике современного Китая все больше утверждается мысль о том, что «нравственность людей оказывает влияние на непрерывное и устойчивое развитие экономики и общества» [2, с. 79], поскольку нравственный облик сегодняшних студентов будет определять особенности завтрашнего общества, общие тенденции его развития. Во многих научно-педагогических статьях отмечается, что в системе музыкального образования в рамках учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов «научный руководитель должен не только осуществлять научное руководство, он должен быть выразителем общественной морали, высоких идеалов общественного сознания, социальной справедливости» [1, с. 287].

Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в системе вокального образования является актуальной и с точки зрения особенностей студенческой молодежи как возрастной и социальной группы. С позиции представителей российской возрастной психологии (В.С. Мухина, В.И. Слободчиков) и педагогики (О.Л. Янушкявичене), рассматривающих этапы возрастного развития человека в неразрывной связи с его духовным развитием, годы студенчества относятся к юношескому

возрасту. Согласно В.С. Мухиной, «юность -это <...> период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления», время духовных исканий, самопознания, самоопределения в мире ценностей и культуры [3, с. 420]. Духовная доминанта юношеского возраста - выбор собственного пути, в первую очередь в сфере духовного развития [6, с. 97]. Исследователи отмечают такие особенности юношеского возраста, как глубокий интерес к философским, смысложизненным вопросам, моральным проблемам, самопознанию, взаимодействию с миром, к различным проявлениям прекрасного в природе, в искусстве, в отношениях между людьми. При этом перед молодыми людьми нередко возникает проблема выбора в самых разных сферах жизни, и этот выбор они стремятся делать самостоятельно, на основе собственных ценностных установок. В свете сказанного юношеский возраст можно рассматривать как особенно благоприятный для духовного развития человека. Однако специалисты отмечают, что в юношеском возрасте велика вероятность того, что молодой человек станет отвергать те ценности, которые раньше безусловно им принимались, в целях самоутверждения выберет безнравственные способы решения проблем. Молодые люди могут отрицать одновременно как плохое, так и хорошее, принимать мнимые ценности за подлинные. Студенту необходима педагогическая помощь в самопознании, в понимании окружающего мира, духовной основы отношений между людьми. В решении этих задач важную роль играет искусство как один из способов постижения мира и человека. Правильное использование возможностей вокальных произведений позволит решить многие задачи духовного развития студентов, обучающихся в музыкальных вузах. Необходима и целенаправленная работа по нравственному воспитанию студентов музыкальных вузов, поскольку от их нравственной позиции зависят выбор репертуара и интерпретация исполняемых ими вокальных произведений и в итоге - нравственное влияние на слушателей.

Психологи (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчи-ков и др.) отмечают, что юношеский возраст эмоционально насыщен, эмоциональная сфера играет в этом возрасте важнейшую роль. Данная особенность создает благоприятную почву для восприятия вокальных произведений, поскольку студент способен переживать в процессе их слушания и исполнения целый спектр

ярких эмоций, способен понять чувства и переживания создателей и лирических героев вокальных произведений. Сопереживание благородным героям, несущим в мир добро и красоту, вызывает стремление быть похожими на них, совершенствоваться духовно и нравственно, обеспечивает восхождение к Другому. По мнению О.Л. Янушкявичене, одной из особенностей юношеского возраста является «внутреннее, может быть даже не осознанное чувствование Красоты и Гармонии, глубинный выбор Добра» [6, с. 98].

С развитием эмоциональной сферы тесно связано развитие рефлексии. В.С. Мухина подчеркивает, что «юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество» [3, с. 421]. Рефлексия представляет собой важнейший механизм самопознания, которое, в свою очередь, лежит в основе духовного и нравственного совершенствования (восхождение к себе). Негативной стороной в развитии рефлексии и эмоциональной сферы выступает чрезмерное углубление в собственные переживания, что может привести к уходу от реальных проблем, неверной оценке состояния собственной духовной сферы.

л.С. Выготский отмечает возросшую роль интеллектуального развития в юношеском возрасте. Студенты способны понять сущность сложных проблем, разобраться самостоятельно или с помощью преподавателя в самых непростых вопросах. Поэтому будущие вокалисты могут не только эмоционально воспринимать, но и глубоко анализировать вокальные произведения, самостоятельно выявлять их ценностную основу.

Наряду с интеллектом высокого развития достигают такие качества, как целеустремленность, решительность, самостоятельность, умение владеть собой, настойчивость, инициативность, которые создают основу для включения студентов в разнообразную деятельность, имеющую ценностную основу и нравственную направленность. Однако волевая саморегуляция в юношеском возрасте развита недостаточно. Студенты не всегда могут предвидеть последствия своих поступков как для других людей, так и для собственного духовного и нравственного развития. В этом им необходима помощь педагога.

Юношеский возраст - время расцвета творческих возможностей человека. Именно поэтому следует максимально использовать возможности музыкального образования для

педагогические науки

решения задач духовно-нравственного воспитания.

Говоря о социальных особенностях студентов, необходимо отметить, что для них очень важно расширение области взаимодействия с людьми, поиск новых контактов, новых сфер и направлений взаимодействия. Студенты осваивают новые для них социальные роли, в том числе роль профессионала в процессе практической деятельности в рамках обучения. Студенческий возраст - время получения профессии. Важная задача педагогов в области духовно-нравственного воспитания -помочь студентам научиться рассматривать профессию как духовную ценность, как область деятельности, предоставляющую широкие возможности не только для профессионального, но также для духовного и нравственного совершенствования. Наряду с профессиональной студенты осваивают и другие роли, свойственные взрослому человеку, в том числе гражданские. Это делает актуальным такое направление духовно-нравственного воспитания, как патриотическое воспитание.

Таким образом, студенчество как социальная группа характеризуется высокой активностью. однако социальная активность может носить внешний характер, не сопровождаться соответствующей духовной работой; в этом случае студент может участвовать в различных политических акциях, не понимая их истинного смысла и нравственной (или безнравственной) направленности. Поэтому важной задачей духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи является ее ориентация на общество, на других людей, раскрытие смыслов происходящих в обществе процессов, организация деятельной помощи тем, кто в ней нуждается. ученые подчеркивают важность включения студентов в деятельность на нравственной основе: «Юноша, имеющий опыт любви, милосердия, познающий радость ученичества и братства всех людей, легче выберет и в дальнейшем путь Добра» [6, с. 98]. отметим, что данные выводы имеют общий характер и, безусловно, характеризуют особенности не только российской, но и китайской студенческой молодежи.

Если говорить о проблемах духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в современном Китае, то следует отметить, что китайские исследователи (Го Вутянь, Жэнь Хуа, Сунь Цзяньлинь, Сюе Лихуа) выделяют ряд негативных тенденций в духовно-нравственной сфере, обусловленных реформами в сфере экономики, «открытостью» стра-

ны, развитием рыночных отношений, стимулированием как производства, так и потребления, негативными явлениями в сфере искусства:

1) появление в вузах своеобразной студенческой элиты - студентов главным образом из состоятельных семей или имеющих собственный бизнес, ориентированных исключительно на потребление (таких студентов зачастую отличает пренебрежение нравственностью и интересами других людей и общества, представление о главенстве материальных ценностей над духовными, пренебрежительное отношение к образованию и культуре в целом);

2) формирование у ряда студентов эгоизма, игнорирование ими ценностей коллективизма и интересов коллектива, низкий уровень ответственности;

3) страх трудностей у некоторых студентов, нежелание работать над собой, стремление исключительно к удовольствиям;

4) искажение отношений между молодыми людьми, их отход от традиционных китайских ценностей и добродетелей (честность, справедливость, верность долгу, скромность, гуманность, милосердие, уважение к старшим по возрасту и социальному статусу, стремление к стабильности, порядку и дисциплине, к разрешению конфликтных ситуаций на основе компромисса), вызванные вульгаризацией искусства, ориентацией некоторых деятелей искусства на демонстрацию насилия, порнографии, вседозволенности.

отметим еще некоторые негативные тенденции, которые, по нашим наблюдениям, характерны для студентов современных китайских музыкальных вузов:

5) проявления инфантильности у ряда студентов, нежелание и неумение принимать на себя ответственность при решении важных нравственных проблем, делать нравственный выбор в различных жизненных ситуациях, в ситуациях, которые связаны с учебной деятельностью;

6) тенденция ориентации на западную культуру, отход части молодых людей от национальных нравственных традиций и идеалов, непонимание или искаженное понимание смыслов явлений национальной культуры, снижение интереса к традиционной китайской культуре (так, пекинская опера в Китае в настоящее время вызывает больший интерес у иностранных гостей и у представителей старшего поколения китайского народа, нежели у студенческой молодежи; между тем образы, представленные в пекинской опере и в других

видах национальной китайской оперы, обладают большими воспитательными возможностями, способны оказывать сильное влияние на духовное и нравственное развитие человека).

Следствием такой ситуации является неустойчивость нравственной позиции у представителей студенческой молодежи, выражающаяся в первую очередь в противоречивости их поступков в сфере взаимодействия с другими людьми и с явлениями культуры, обеднение их духовной жизни. Степень и характер проявления особенностей духовной и нравственной жизни студенческой молодежи во многом зависят от особенностей духовной и нравственной жизни человека на предыдущих этапах жизни, от воспитания. В юношеском возрасте могут ярко проявляться такие качества, как эгоизм, прагматизм, потребительская позиция, скептицизм, цинизм, отчужденность от общества, искаженные эстетические предпочтения. Это актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов.

Сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблем духовно-нравственного воспитания в современном китайском обществе. Так, ученый-педагог Чжан Цзянь признает воспитание неотъемлемой и безусловно важной составляющей процесса строительства в Китае «духовной цивилизации социализма». Он утверждает, что особенно возрастает роль духовно-нравственного воспитания в связи с развитием в Китае рыночной экономики, негативные нравственные последствия которой могут быть нивелированы только путем правильной организации духовно-нравственного воспитания детей, подростков, студенчества. В качестве важной задачи духовно-нравственного воспитания молодого поколения чжан Цзянь рассматривает воспитание «социалистического духа», который проявляется в таких качествах, как стремление служить своей стране, честность, справедливость, гуманность [5].

Исполнители вокальных произведений, будучи выразителями, трансляторами и творцами музыкальной культуры, должны быть одновременно носителями высоких нравственных и духовных ценностей. Например, вокалисты в силу специфики своей деятельности обладают большими возможностями в плане влияния на культурное, нравственное и духовное развитие слушателей благодаря не только мастерству в передаче смыслов, заключенных в вокальных произведениях, и нравственного содержания исполняемых произведений, но

и выражению собственных переживаний. Поэтому важно, чтобы будущие вокалисты обладали не только высоким исполнительским мастерством, но и способностью к нравственно-этическому оцениванию содержания и формы вокальных произведений и богатым духовным миром. Известные вокалисты имеют большой авторитет в обществе, служат образцом для представителей разных поколений, в том числе и для молодых людей и подростков. Это еще более усиливает значимость высокого уровня их духовного и нравственного развития, поскольку донести до слушателей высшие духовные ценности может только человек, имеющий богатый духовный мир и ориентирующийся в своем развитии и в профессиональной деятельности на нравственные ценности и моральные нормы. Только такой исполнитель способен пробудить у слушателей стремление к духовному и нравственному совершенствованию, к Добру и Красоте и реализовать одновременно с восхождением к культуре восхождение к ценностям и восхождение к Другому. Таким образом, духовно-нравственное воспитание задает систему ценностей как ориентир в профессиональной деятельности вокалиста, обеспечивает устойчивость его нравственной позиции. В результате вокалист ориентируется не на сиюминутные вкусы публики (которые часто определяются быстро меняющейся модой, а не высокими образцами культуры, духовности и нравственности), а на абсолютные ценности, которые остаются неизменными независимо от меняющихся внешних обстоятельств. Такой исполнитель, подготовленный в музыкальном вузе, осознает свою высокую миссию в обществе как носителя непреходящих, вечных ценностей.

Перспективы решения выделенных проблем лежат как в сфере обращения к традиционной национальной культуре, так и в области использования возможностей современной социокультурной среды. Говоря о возможности использования традиций, следует отметить в первую очередь высокий потенциал идей конфуцианства в области решения задач духовно-нравственного воспитания. Этика конфуцианства задает четкие моральные ориентиры в поведении, во взаимодействии между людьми и в отношении к человеку и обществу в целом, провозглашая основой отношений между людьми гуманность и подробно характеризуя гуманного человека как идеал, на который следует ориентироваться в духовно-нравственном воспитании. Эстетическое учение конфуцианства позволяет рассматри-

вать вокальные произведения с позиций единства доброго и прекрасного и предлагает в общем виде способы их применения в процессе духовно-нравственного воспитания. рассматривая возможности использования современной социокультурной среды, следует обратить внимание на педагогические технологии, позволяющие организовать проектную деятельность студентов-вокалистов с учетом специфики их будущей профессии (культурологические проекты, позволяющие лучше понять смыслы разнообразных явлений культуры, социальные проекты, предполагающие участие студентов в благотворительной деятельности). Кроме того, перспективным направлением является разработка технологий воспитания, позволяющих широко использовать возможности современного информационного пространства для решения задач духовно-нравственного воспитания.

Список литературы

1. Ван Юань. Человек превыше всего: исследование инноваций в системе вокального образования в педагогических университетах // Научный журнал Юго-Западного народного университета. 2004. № 11. С. 286-288 (на китайском языке).

2. Жэнь Хуа, Сюе Лихуа. Становление духовной цивилизации: воспитание студентов педагогических университетов // Научный журнал национального педагогического университета Внутренней Монголии (философские и социальные науки). 1998. № 3. С. 79-82 (на китайском языке).

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Изд. центр «Академия», 2004.

4. Соловцова И.А. Проблемы духовного воспитания: концептуальные основания и направления исследования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2011. № 8(62). С. 86-91.

5. Цуй Сянлин. Новый подход к духовно-нравственному воспитанию. Пекин, 1987 (на китайском языке).

6. Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. М.: ПРО-ПРЕСС, 2009.

жие науки -

* * *

1. Van Juan'. Chelovek prevyshe vsego: issle-dovanie innovacij v sisteme vokal'nogo obrazovanija v pedagogicheskih universitetah // Nauchnyj zhurnal Jugo-Zapadnogo narodnogo universiteta. 2004. № 11. S. 286-288 (na kitajskom jazyke).

2. Zhjen' Hua, Sjue Lihua. Stanovlenie duhov-noj civilizacii: vospitanie studentov pedagogicheskih universitetov // Nauchnyj zhurnal nacional'nogo peda-gogicheskogo universiteta Vnutrennej Mongolii (filo-sofskie i social'nye nauki). 1998. № 3. S. 79-82 (na kitajskom jazyke).

3. Muhina V.S. Vozrastnaja psihologija: feno-menologija razvitija, detstvo, otrochestvo. M.: Izd. centr «Akademija», 2004.

4. Solovcova I.A. Problemy duhovnogo vos-pitanija: konceptual'nye osnovanija i napravlenija is-sledovanija // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pe-dagogicheskie nauki. 2011. № 8(62). S. 86-91.

5. Cuj Sjanlin. Novyj podhod k duhovno-nrav-stvennomu vospitaniju. Pekin, 1987 (na kitajskom jazyke).

6. Janushkjavichene O.L. Duhovnoe vospitanie: istorija i sovremennost'. M.: PRO-PRESS, 2009.

Spiritual and moral education of students in the system of vocal education in modern China: issues and prospects

The article deals with the issues of spiritual and moral education of future vocalists, due to the age characteristics of students, on the one hand, and to the specifics of the socio-cultural and educational situation in modern China, on the other hand. In the context of tasks of spiritual and moral education, the prospects of the solution of the revealed problems are described; they consist both in the address to the traditional culture, and in the use of modern technologies of education.

Key words: spiritual and moral education, vocal education, students, values, moral choice.

(Статья поступила в редакцию 16.02.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.