Научная статья на тему 'Научно-педагогические исследования духовно-нравственного воспитания личности'

Научно-педагогические исследования духовно-нравственного воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4406
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ПРИРОДА И ДУХ / NATURE AND SPIRIT / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бахчиева О.А.

В статье рассматривается одна из наиболее ярких и важных тенденций современной стратегии воспитания − усиление внимания к сфере, именуемой в научно-педагогических исследованиях духовно-нравственным воспитанием личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with one of the brightest and the most important tendencies of modern strategy of education attention strengthening to the field, called in scientific and educational researches as spiritual and moral education of the personality

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические исследования духовно-нравственного воспитания личности»

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

О.А. Бахчиева

Аннотация. В статье рассматртвается одна из наиболее ярких и важных тенденций современной стратегии воспитания — усиление внимания к сфере, именуемой в научно-педагогических исследованиях духовно-нравственным воспитанием личности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, личность, духовность, природа и дух, ценностные установки.

Summary. The article deals with one of the brightest and the most important tendencies of modern strategy of education - attention strengthening to the field, called in scientific and educational researches as spiritual and moral education of the personality.

Keywords: spiritual and moral education, personality, spirituality, nature and spirit, value orientations.

В настоящее время одной из наиболее ярких и важных тенденций современной стратегии воспитания является усиление внимания к сфере, именуемой в научно-педагогических исследованиях духовно-нравственным воспитанием личности. Как отмечает А.А Курагина, «этот интерес закономерен в условиях кардинального пересмотра взглядов на воспитанника, который воспринимается не просто как личность, наделенная определенным набором качеств для выполнения социальных функций, а как целостный человек, обладающий свойствами более высокого порядка, включенный в живую ткань культуры, являющийся неотъемлемой частью окружающего его мира, ориентированный на высшие ценности бытия» [1, с. 3].

Разработка проблемы нравственности и духовности личности всегда

была предметом пристального внимания ученых - философов, педагогов, психологов, социологов. Различные аспекты проблемы нравственности и духовности личности выявили большое количество теоретических подходов и концепций, направленных на ее решение.

Как одна из актуальных и сложных, проблема духовно-нравственного воспитания включает в себя такие категории, как «духовность», «нравственность», «воспитание», «духовное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственные ценности» и др., и рассматривать ее следует не только с педагогических, но и с философских, психологических позиций.

Обратимся к рассмотрению сущностных характеристик основных понятий исследования.

163

164

Понятие «духовность» в последнее время становится наиболее употребляемым как в философии, социологии, аксиологии, так и в педагогике и психологии. Говоря о духовности, обычно говорят о том, в какой степени человек приобщен к духовным или материальным ценностям.

Категория «духовность» относится к числу таких понятий, категориальный статус которых еще не признан. Зачастую данное понятие подменяется такими синонимами, как «дух», «душа», «разум», «сознание», «культура» и т.д.

Дух (spirit лат., anemos греч.) — в переводе означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни).

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дается такое определение: «Душа — бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею».

Со времен античной философии до XVI—XVII вв. господствовало теологическое толкование понятия «духовность». В духовности видели степень религиозности личности.

Попытки анализа понятий «духа» и «души» можно найти уже в античности (Платон, Аристотель), в религиозных учениях (Августин, Ф. Аквин-ский). Р. Декарт главным атрибутом духовности считал мышление, позже Д. Локк свел изучение душевных явлений к анализу ощущений и идей. Согласно Д. Беркли, душа есть единственная субстанция. Начиная с И. Канта, философия выделяет три класса душевных состояний связанных с понятиями ума, чувства и воли.

Эпоха Возрождения породила новое мировоззрение, новый взгляд на духовность. К характеристикам духовности философы стали относить ве-

личие духа, самосознание личности, сформированную волю, целеустремленность. Все эти качества, объединяясь, образуют основу духовности.

Наиболее глубоко и обширно проблема духовности рассматривается в работах выдающихся русских мыслителей серебряного века H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, B.C. Соловьева, С.Л. Франка и П.А. Флоренского. При изучении их работ можно выделить некоторые фундаментальные характеристики духовности, такие как: любовь, свобода, смысл и другие.

Дух - это не субстанция, пишет Н.А. Бердяев. Дух - это свобода и свободная энергия, которая прорывается в природный и исторический мир. Дух есть высшая качественная ценность, он «есть прорыв из иного мира в этот мир, и он опрокидывает принудительный порядок этого мира».

Духовность не сводится ни к религиозности, ни к творчеству, ни к интеллектуальности. В. В. Зеньковский подчеркивает, что начало духовности следует понимать не как особую надпсихо-физическую жизнь, а как основную жизнь в человеке, «проводниками которой вовне и является психическая и физическая сфера». Духовность - это основа личности, понятие духовности шире понятия самосознания, но «конституирующий момент духовности и есть самосознание» [2, с. 47].

В.С. Соловьев указывает на духовность как на категорию, объемлющую психофизиологическое существование человека. Для него духовность личности - это цельность: «ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение» [3].

В.В. Зеньковский говорит о том, что духовную жизнь каждому человеку необ-

ходимо в себе еще открыть, иначе можно всю жизнь прожить, не замечая духовной стороны своей личности, лишь изредка «ощущая страх перед самим собой, перед своей глубиной» [2, с. 51].

Н.А. Бердяев считал, что рациональное определение «духа» невозможно, а есть смысл говорить о признаках духа: любовь, доброта, сострадание, справедливость, творчество, свобода, дом и т.п. Дух, по его мнению, есть Божественный элемент в человеке. Дух означает постоянное трансцендирова-ние в человеческой жизни и носит аксиологический характер [4, с. 90].

Под духом в общефилософском значении понимается нематериальная составляющая природы. В идеалистически-философской традиции дух рассматривается как некий универсум, всеобщая внеприродная основа всякого бытия, пребывающая в диалектической смежности движения и покоя и при определенных условиях путем «кристаллизации» порождающая в материи внутренние структуры и формы локального саморазвития. Если под природой понимается вещественный материальный субстрат, то под духом - не сами материальные элементы природы, а способ их связи - то, что обозначается терминами «форма», «гармония», «порядок», «самоорганизация». Понятие духа имеет рационалистические и интуитивист-ские интерпретации, и наряду с его безличностной (космологической) трактовкой существует понимание духа как личностного абсолюта (в библейско-христианской традиции).

В материалистической философии понятие духа употребляется обычно как синоним сознания, выступающего в качестве атрибута материи «мыслящим духом», а само понятие духовно-

го - как единство многообразных проявлений процессов сознательного и бессознательного. Выделяется индивидуализированное бытие духовного (то есть сознание индивида) и бытие объективированного духовного (то есть материально воплощенных общественных идей, идеалов, норм, ценностей), «переливающихся» друг в друга.

Для системы целостного представления о мире характерно признание одновременно обеих реальностей: природы и духа. Человек также рассматривается как духовно-телесное органически цельное существо, в котором все взаимосвязано, хотя само понятие духовного во многом так и остается непроясненным.

Духовный мир конкретного человека формируется в контексте национальной культуры, что и предопределяет его специфические особенности.

Человеческая душа пронизана межчеловеческими связями, общими ценностями жизни, «Эти ценности, - отмечает Э. Шпрангер, - возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой» [5, с. 295].

Определяя духовность человека, В. Франкл отмечает, что она обладает следующими признаками: 1) «соприсутствия» в ее бытийно-онтологическом смысле межличностного взаимодействия (наша духовная данность всегда соприкасается с иной духовной данностью, и это соприкасание всегда существует между субъектами взаимодействия); 2) интенциональности по отношению к своей сущности. Духовное соприсутствие, по В. Франклу, может быть только тогда всеобъемлюще полным, когда происходит взаимодействие с

165

166

равным духовным сущим на уровне уже не бытийном, а со-бытийном.

Как отмечает В. Франкл, уровень духовности личности зависит от потенциала свободы личности. По мнению В. Франкла, личностная свобода заключается в выборе своей жизненной позиции, в выборе решения по отношению к влечениям, наследственности и к среде, окружающей человека. «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем. Духовное, по определению, и есть свободное в человеке. Духовная личность - это то, в человеке, что всегда может возразить!» [6, с. 112].

В работах Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, Г.П. Выжлецова разводятся понятия «духовное» и «идеальное»: духовное, имея по способу своего бытия форму идеального, энергично, уникально и неповторимо, доступно только человеку, делает его специально значимым и приобретается его собственным жизненным опытом, идеальное существует как канал связи духовного с обществом, может функционировать вне и без человека, доступно тиражированию и бесконечному воспроизведению. Следовательно, духовность содержит идеальное в форме норм, знаний, идей, убеждений и интересов и проявляется через потребности. Личность обладает духом и разумом. Духовное входит в сознание человека через идеальное, например, знания, а затем укрепляется как духовные ценности.

В исследованиях духовности отмечено, что сферами ее проявления являются религия, искусство и философия. Религия понимает духовность как врожденное стремление человека

к выходу в другие сферы, к другим людям и к самому себе. Искусство аккумулирует опыт духовности, опыт приобщения человека к конкретно-чувственному миру и к другим мирам, которые лежат за границей обыденного. Спецификой проявления духовности человека в философии является осознание многостороннего развития внутреннего мира конкретного человека и человека как такового.

Наиболее ярко содержания понятия «духовность» ассоциируется с религиозным пониманием духовной жизни человека. Например, В. В. Зеньков-ский исходит из положения, что личность есть самоданность - формальный центр бытия, а для полноты жизни надо обратиться к ценностям над-личным. Духовное и материальное бытие в человеке неразрывны. В. В. Зень-ковский определил два типа духовности: светлую и темную. Наличие темной духовности означает возможность жизни, сосредоточенной на «духовности», но уводящей от «диалога» с личностным Богом. Духовная жизнь осуществляется как «сотрудничество» человека и Творца [2].

В философии есть учение, раскрывающее «духовность» с позиции космической эволюции, представителями которого являются В. И. Вернадский, Е.И. Рерих, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. Согласно их пониманию, путь к высшей духовности проходит через осознание космического мироощущения и миросозерцания. Религиозный космизм позволяет расширить традиционное понятие «духовность человека», поскольку защищает положение о том, что наряду с объективно-реальным миром, ощущаемым органами чувств, в нем есть и ненаблюдаемое ими. Таким образом, духовность обре-

тает статус метанаучной категории и, следовательно, структура ее многогранна, а потому и анализируется с различных подходов. Многообразие подходов обусловило и разнообразие определений понятия «духовность».

Н.О. Лосский придерживается концепции духовности, где духовность определяется через понимание ценностей. Абсолютной ценностью Н.О. Лос-ский называет огромное, бесконечно значительное Царство Божие, а сверхценностью - Бога. Согласно Н.О. Лос-скому, все мироздание состоит из «деятелей» и тех, которые осуществляют абсолютные ценности бытия - личности. Огромное значение Н.О. Лосский придает творческой силе, данной каждому деятелю, пользуясь которой, деятель сам творит свое индивидуальное поведение в Царстве Божием. И главная задача - осуществление конкретного «единосущного Царства Божия», но не принудительно, а на основе свободного выбора и свободного творчества. И еще одна, очень важная, на наш взгляд, ценность, выдвигаемая автором, - любовь как кратчайший путь, ведущий к «единосущию». Таким образом, Н.О. Лосский говорит, что стремление к абсолютным ценностям бытия служит «условием возможности Царства Божия» [7].

Современному восприятию понятия духовности созвучно понимание данного понятия А.Е. Лихачевым, который раскрывает содержание «духовности» таким образом: русской духовности присущи характерные черты, которые свойственны человеку независимо от его сознательной позиции в отношении религии и Церкви: «эстетическое отношение к миру, стремление к красоте и гармонии во всем; разумность всех жизненных проявлений,

единство слова и дела, доброго расположения сердца и поступков; жизненная установка на самопожертвование, идеал жизни как служение Богу, Отечеству, ближним» [8, с. 35].

Опираясь на современное понимание основ развития и бытия, а также многоуровневую концепцию природ-ности человека, современная философская наука, в отличие от богословия, начинающего духовную жизнь как «жизнь в боге», рассматривает естественный дух как некий универсум, духовность человека как «врожденную двойственную ориентированность его на выход за пределы своего бытия и одновременно на восстановление непосредственной связи с окружающим миром и с самим собой».

Духовность - это сложное, устойчивое психическое образование, проявляющееся в жизнеощущении человека через такие трудно выражаемые внутренние качества, как тонкость, объемность, глубина, сила, противоречивое стремление к свободе и гармонии с окружающим миром и их осознание.

Таким образом, философия пытается соединить рациональный и иррациональный типы духовности и утверждает, что истоки духовности лежат в душе каждого человека, и все зависит от того, каковы его установки. Если он ориентируется на высшие ценности, то это дает ему возможность приблизиться к духовности. Следовательно, личность является творцом и носителем духовных начал и способна преодолеть зону между духовным и идеальным.

Православный педагог А. Е. Лихачев раскрывает содержание «духовности» следующим образом: русская духовность, по его мнению, имеет свои характерные черты, которые естественны людям независимо от их со-

167

168

знательной позиции в отношении религии и Церкви: эстетическое отношение к миру, стремление к красоте и гармонии во всем; разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброго расположения сердца и поступков; жизненная установка на самопожертвование, идеал жизни как служение Богу, Отечеству, ближним [там же].

Обращаясь к проблеме духовности личности, современная философия под духовностью чаще всего понимает сознательность личности, его нравственность (В.А. Бачинин, Б. И. Бессонов, Б.Г Бурбулис, М.С. Каган, В.Г Ке-меров, Т.В. Холостова и др.). Однако, по нашему мнению, нравственность и сознательность являются главными и необходимыми характеристиками духовного развития личности, но не равнозначны духовности, которая шире, чем нравственность, сознательность, активность, образованность и т.п.

Учитывая многообразие подходов к сущности понятия «духовность», выделим, на наш взгляд, основные из них:

• духовность как свойство сознания;

• духовность как высший уровень развития личности, строящей отношения на гуманизме и стремящейся к высшим человеческим ценностям;

• духовность как устойчивое состояние личности, проявляющееся в жизненной и профессиональной позиции, в отношении к окружающей действительности, к самому себе и поднимающее человека к безусловно ценному.

Таким образом, понимание «духовности» далеко не однозначно. Однако при всем разнообразии взглядов ученые понимают духовность как характеристику высшего уровня развития лич-

ности, связанную с восхождением к высшим человеческим ценностям, что дает человеку возможность приблизиться к духовности. Духовность как личностное качество определяется приоритетом интересов другого человека над собственными, утверждением нравственности как личного выбора.

Тема духовности оказалась в центре внимания и современных ученых. Исследователи, имеющие то или иное отношение к тематике духовности, рассматривали ее исключительно под углом зрения общего состояния «духовной культуры общества», его «духовного мира», «духовного производства» и т.д. При раскрытии различных форм духовного сам термин нередко выступал как эпитет, указывавший на вторичность, зависимость от материального. Для отечественной науки последних лет характерной является переориентация на осмысление самоценности человека, его сущностных характеристик, одной из которых является духовность. В связи с этим резко возрос интерес к проблеме духовности, появляется ряд исследований, обосновывающих понятия «душа», «духовное» как научные категории.

На вопрос о возможности или невозможности формирования духовности ученые дают неоднозначный ответ. По мнению К. Вентцель и Р. Штейнер, духовность дается человеку изначально, приобрести ее невозможно. Но данный подход опровергают наши современники: Е.П. Белозерцев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, В.И. Слободчиков и многие другие, утверждая, что духовность исторична и социально детерминирована, следовательно, как личностную направленность ее можно формировать.

Основой для изучения понятия духовности в трудах русских философов и

психологов начала XX в. является традиционное для России на протяжении многих веков христианское мировоззрение. В советский период отечественная наука в связи с установившейся материалистической идеологией полностью отвергла как антинаучное фило-софско-психоло ги че ское наследие отечественных мыслителей серебряного века, связанных с осмыслением и изучением духовной сферы личности.

Современной российской педагогике и психологии, на новом этапе своего развития, характеризующегося освобождением от атеистических и материалистических идеологических установок, чрезвычайно важно услышать и осмыслить философско-психоло-гические взгляды именитых отечественных мыслителей для создания более целостной модели личности человека, искать грани соприкосновения их воззрений с достижениями современной науки. Обращение к философскому наследию следует понимать, по формулировке Б.С. Братуся, не в терминах возврата назад к философии и гуманитарному подходу, но как вызов идти вперед к философии и гуманитарному подходу. Именно это откроет новые горизонты в изучении целостных форм психической жизни [9, с. 16].

Необходимо рассмотреть результаты осмысления современными исследователями (педагогами, психологами, философами) проблемы духовности и нравственности личности и возможностей их формирования.

Ю.В. Самойловой предложена следующая классификация подходов к данной проблеме в современной науке [цит по: 10].

Первый подход - ценностно-смысловой - представлен Е. П. Белозерце-вым, Л.П. Буевой, Б.Т. Лихачевым,

В.И. Слободчиковым, С. Л. Рубинштейном, В.Н. Шардаковым, Н.Е. Щур-ковой и др. учеными, которые связывают возникновение духовности и основные пути формирования духовных ценностей личности с включенностью человека в мир культуры.

Второй подход связан с потребност-но-информационной теорией П.В. Симонова, О.П. Вяземского, А.М. Кузина и др. и связывает духовность с двумя фундаментальными потребностями: потребностью познания и потребностью жить для других.

Третий подход - гносеологический - представлен такими учеными, как М.С. Каган, В.А. Кутырев и др., которые отводят решающую роль в становлении духовности рассудку, разуму, интеллекту.

Следующий подход - социально-исторический - представлен Г.Э. Бурбулисом, В.Е. Кемеровым, В. А. Шабановым и др., которые понимают духовность как особую способность человека сознательным образом относиться к общественно-историческому процессу и принимать самое активное участие в его преобразовании.

И, наконец, еще один подход -комплексный, сторонники которого (В.С. Барулин, В.И. Мурашов, Н.Д. Ни-кандров, Г.В. Платонов, И. В. Силуя-нова и др.) рассматривают духовность как основополагающее качество личности, строящей свою жизнь на принципах гуманизма, что, безусловно, позволяет утверждать духовность как форму самоорганизации и управления человека самим собой.

В трудах отечественных психологов Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, H.A. Коваль, Б.В. Ничипорова, Л.А. Попова, В.А. Пономаренко, В.В. Рыжова, В.И. Сло-бодчикова, Т.А. Флоренской, В.Д. Ша-

169

170

дрикова и др. закладываются основы духовной или нравственной психологии как особого подхода к рациональному познанию становления субъективности человеческого духа в пределах его индивидуальности.

В классической психологии употребление понятия духовности встречается в работах С.Л. Рубинштейна: применительно к человеку «дух» соотносится с его психикой и вообще активным свободным, целенаправленным началом, определяющим поведение и не вмещающимся в рамки понятий «мышление», «сознание» [11].

Однако до недавнего времени употребление этого понятия в отечественной психологии вообще ставилось под сомнение и не отличалось упорядоченностью, а предпочтение в обозначении духовной составляющей человеческого существа отдавалось понятию «духовный мир» человека, в характеристике которого выделялось многообразие его проявлений в соотнесении с конкретной реальностью, ценностями и самосознанием, а духовность наделялась признаком включенности личности в разнообразные отношения с окружающим и осмыслением их через творчески-созидающий характер жизнедеятельности.

Рассматривая проблему духовности, Л.П. Буева говорит о том, что проблему духовности нельзя определять только с точки зрения религии. Духовность -это не только религиозность, но сложное образование, где противоречиво соседствуют и религиозные мотивы и наука. По мнению Л.П. Буевой, духовность личности связана с совокупностью личных ценностей и нравственных норм (вера, надежда, любовь, мудрость и вера в Бога). Соответственно, возникает необходимость определения

иерархии ценностей, определяющих духовное совершенствование личности. Л.П. Буева отмечает, что общая задача ученых, философов, педагогов, религиозных деятелей, представителей культуры - сделать все, «чтобы духовная структура человеческой личности, система ее ценностей, ее духовное пространство были защищены и окультурены» [12, с. 26].

В.В. Знаков выделил четыре основных направления поиска психологической природы феномена духовности [13, с. 104]. Большинство из них совпадает с философскими (духовность как показатель существования определенной иерархии ценностей, смыслов, целей личности; духовность как принцип саморазвития и самореализации человека; духовность как приобщенность человека к Богу, вере).

По мнению А.А. Корзинкина, «Духовность - это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется сама тождественность человека, его свобода от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями» [14, с. 21-28].

Н.П. Шитякова полагает, что «духовные ценности только тогда становятся неотъемлемой частью духовного мира личности, когда в этот процесс включаются способности человека к саморазвитию, самоопределению. Духовное саморазвитие и самореализация субъекта возможны, если определена направленность духовного развития (имеется в виду направленность на ту или иную систему ценностей)». Таким образом, отмечает Н. П. Шитякова, «недостаточно рассматривать духовность только как процесс саморазвития, само-

реализации, самоопределения личности, так как такие определения не показывают вектор духовного развития, его направленность» [15, с. 69].

Б.В. Ничипоров рассматривает внутренний мир человека в рамках многообразных связей и отношений с окружающим культурным универсумом, высшие нравственные ценности жизни которого помогают человеку обрести осмысленность бытия и развивать духовное измерение собственной личности. Б.В. Ничипоров указывает на невозможность с помощью одних психологических методик измерять и описывать дух человека. Он подчеркивает, что духовность предполагает ответственное принятие высших образцов человеческой культуры, высших нравственных норм и родовых ценностей как своих собственных: «человек духовен в той степени, в какой объективный и абсолютный дух стал его субъективным (индивидуальным) духом» [16].

В трудах Т.А. Флоренской, на наш взгляд, внимания заслуживает выделение таких позиций, как «Духовное Я» и «Наличное Я» (определяемое как душа плюс тело), находящихся между собой в противоречии, и когда «Духовное Я» почти полностью вытесняется, то человеком владеет только «Наличное Я», что приводит к возникновению внутриличностного конфликта, что проявляется даже внешне. Внутренний диалог между двумя «Я», по словам Т.А. Флоренской, «стимулирует полноценное развитие личности, а глубина этого внутреннего диалога характеризуется теми же признаками, что и межличностный диалог, главными из которых является доминанта на Другом и вненаходимость, а также зависит от того является ли "Духовное Я" доми-

нантой, господствует ли в душе и в жизни человека» [17].

Б.С. Братусь рассматривает нравственные, этические, духовные ценности человека, выделяет нравственную психологию как одну из перспективных линий отношения к проблеме человека. По Б.С. Братусю, нравственная психология предполагает нравственное развитие как норму, как условие здоровой личности. Автором выделяются следующие критерии: «отношение к другому человеку как к самоценности, способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения, творческий, целетворящий характер жизнедеятельности, потребность в позитивной свободе, способность к свободному волепро-явлению, вера в осуществимость намеченного, внутренняя ответственность перед собой и другими, стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни» [18].

Постепенно «нравственность» и «духовность» начинают употребляться в психолого-педагогической литературе, по сути, как тождественные понятия. Отражение философских идей, положений, касающихся характеристик духовности, мы находим и в педагогической теории. Понятие «духовность» все чаще становится предметом научно-педагогического анализа (А.Г. Андреева, В.И. Беляева, Т.И. Власова, Е.О. Галицких, В.И. Максакова, В.А. Черкасов, Л.М. Федорова, В.Д. Ширшов).

По мнению А.Л. Горбачева, духовность - сущностная, интегральная и динамичная характеристика личности, которая находит свое выражение в уровне свободы, ответственности, осознания смысла жизни, любви,

171

172

стойкости, влиятельности и трансцендентности личности, а также основанных на этих качествах способностях: нравственно оценивать все, происходящее внутри и вне себя; действовать в соответствии с собственной системой нравственных ценностей, оказывать нравственное влияние на окружающий мир, исходя из своих ценностных установок [19, с. 70].

Так, например, В.А. Черкасов под духовностью понимает «потребность и способность личности к творчеству в различных сферах культуры (материальной, духовной, соционорматив-ной); потребность и способность «быть для других»; потребность в свободе, потребность в самореализации, способность к самообразованию и саморазвитию (результат педагогической деятельности)» [20, с. 30].

В результате рассмотрения педагогического аспекта понятия «духовность» в работе Е.О. Галицких дается определение духовности как «сложного интеллектуально-нравственного феномена, представляющего собой интегральное качество личности, характеризующее степень освоения ею духовных ценностей» [21].

Г.В. Платонов и А.Д. Косичев рассматривают духовность как «комплекс существенных качеств человеческой психики, выражающий ее нравственное, эстетическое, интеллектуально-когнитивное и экологическое содержание, направленный на утверждение подлинно человеческого в людях» [22, с. 17].

В.Д. Ширшов определяет духовность как «состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах, действиях и поступках. Она определяет степень овладения людьми различными

видами духовной культуры: философией, искусством, религией и т.д., и тесно связана с национальной идеей процветания и защиты Отечества, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в сфере образования» [23, с. 51].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Г. Федотова определяет духовность как ценностное содержание сознания и выделяет четыре основных типа духовности: эстетизм (господствующая ценность - Красота), этизм (Добро), теоретизм (Истина), религиозность (разновидность этизма, когда источником нравственных норм мыслится божественная воля) [24, с. 99].

Для Т.И. Власовой духовность -это «совокупность экзистенциональ-ных ценностей, концентрирующая (удерживающая) конкретный смысл человеческой жизни» [25, с. 20]. Другими словами, духовность - не только качество личности, но и способ человеческого существования. Духовность при таком подходе не является следствием каких-то процессов в человеческой жизни, она представляет, по сути, причину всего того, что происходит с человеком. А.Г. Андреева рассматривает духовность как совокупность нравственных качеств и этических ценностей, синтез высших гуманистических качеств личности, реализуемый в единстве материального и духовного [26, с. 6].

Интересно, что в рамках культурологического подхода к духовности высшие ценности могут быть совершенно различными по содержанию и лежат в плоскости интересов и деятельности человека. В.Г. Федотова выделяет в культурной духовности три типа, появившиеся в сферах разных наук:

• «эстетизм», присущий представителям художественной интеллиген-

ции и определенной части молодежи (для него характерны способность человека восхищаться прекрасным, чувство гармонии, развитый художественный вкус, наличие духовно-эстетического идеала);

• «теоретизм» как доминанта научной интеллигенции и деятелей сферы управления (основными чертами этого типа являются развитые общие и специальные способности, многосторонние знания, развитость всех видов мышления, готовность к познанию и созданию нового, прогнозирование и моделирование);

• «этизм» как направленность педагогов, публицистов, деятелей художественной литературы и позиция взрослых по отношению к молодежи (основные компоненты - развитость рефлексивных, нравственных, альтруистических качеств, сформированные нравственные и духовные ценности, моральная ответственность за мысли, идеи и действия) [24, с. 57-59].

Таким образом, в научных исследованиях мы выделяем следующее понимание духовности: духовность - это высший уровень развития человека, строящего свои отношения на гуманизме и стремящегося к высшим человеческим ценностям, приобщенность человека к духовной культуре человечества и духовным ценностям как ориентирам самореализации.

Как личностное качество, духовность не дается изначально, а формируется в ходе освоения общечеловеческих ценностей.

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев отмечают, что «духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной

жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы» [27, с. 338], то есть развитие и совершенствование духовной жизни человека возможно, необходимо и должно являться насущной потребностью человека, но к этому его надо готовить целенаправленно и систематически, чтобы вывести на уровень потребности и готовности духовно-нравственного самосовершенствования.

Духовность и нравственность личности, по мнению А.Л. Горбачева, проявляется через ценностные установки и поведенческие стереотипы во взаимодействии с другими личностями. И нравственность, и духовность формируются через взаимодействие с культурой семьи, общества, с культурным наследием современной цивилизации. Уровень нравственности и духовности являются характеристиками общей культуры личности. Нравственность мы рассматриваем как систему ценностных установок личности в социальных отношениях, она является интегральной частью духовного потенциала личности. Духовность же, являясь сущностным и интегральным качеством личности, связывает все сферы бытия личности [19, с. 42].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курагина А.А. Формирование духовно-нравственных ценностей студентов высшей школы средствами иностранного языка: Дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006. - 171 с.

2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа -Пресс, 1996. - 272 с.

3. Соловьев B.C. Смысл любви. - URL: // http://www.vehi.net/soloviev/smysllubvi. html

173

174

4. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Признаки духа // Философия свободного духа. -М., 1994. - 345 с.

5. Шпрангер Э. Два вида психологии. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М., 1990. - 309 с.

7. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994. - 431 с.

8. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность // Педагогика. - 2001. - № 3. - С. 33-36.

9. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 9-17.

10. Русскина Г.И. Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2003. - 18 с.

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М., 1976. - 416 с.

12. Буева Л.П. Сакральность духовного пространства человека // Педагогика. - 1995.

- № 5.

13. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. - 1998.

- № 3. - С. 104-114.

14. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 1999.

15. Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. - Уфа, 2007. - 342 с.

16. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. - М.: Мир, 1994.

17. Флоренская Т.А. Диалог как метод психологического консультирования (духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. - 1994. - № 5.

18. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

19. Горбачев А.Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: Дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2009.

- 210 с.

20. Черкасов В.А. Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности) // Проблема сущности человека и типа личности: материалы I регион, меж-вуз. науч.-практ. конф., 20 декабря 2000 г., г. Челябинск. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2001. - С. 27-31.

21. Галицких Е.О. Духовное развитие студентов в процессе их образования в педагогическом вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1993. - 25 с.

22. Проблема духовности и личности (состав, типы, назначение) / Г.В. Платонов, А. Д. Ко-сичев // Вестник Московского университета. - Сер. 7. Философия. - 1998. - № 3.

- С. 16-33.

23. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1994. - 348 с.

24. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М.: Наука, 1991. - 132 с.

25. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1999. -366 с.

26. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1996. - 16 с.

27. Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. - М.: Школа-пресс, 1995. -384 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.