Научная статья на тему 'Духовно-нравственные ценности как детерминанты развития человека'

Духовно-нравственные ценности как детерминанты развития человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3146
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / ДУХОВНОСТЬ / ДОБРО И ЗЛО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лаптева О. И.

В статье представлено теоретическое обоснование важности формирования духовно-нравственных ценностей как детерминанты развития современного человека. Даны критерии оценки духовно-нравственной личности, приведены некоторые основания духовно-нравственного воспитания. Представлен тезис о том, что в духовности и ее ценностях воплощен неисчерпаемый потенциал человека, де-лающий его сравнимым с развитым обществом, превращающим его в величину, потенциально равную обществу. Духовно богатая личность не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть закономерности его развития, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и не должное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое, нравственное и безнравственное и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the theoretical basis of the importance of the formation of spiritual and moral values as a determi-nant of the development of a modern human being. The criteria for assessing a spiritual and moral personality are given; some basic principles of spiritual and moral education are given. There is an idea that spirituality and values embody the inexhaustible human potential that that makes him comparable with a developed society and transforms him into a potential valuable equal in society. A spiritually rich person not only learns the world, trying to reveal the laws of their development, but also evaluates the reality and tries to understand the meaning of their own existence, experiencing the world with all its good and bad sides, beautiful and ugly, moral and immoral, and so on.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные ценности как детерминанты развития человека»

УДК 740.174.4

О. И. Лаптева

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В статье представлено теоретическое обоснование важности формирования духовно-нравственных ценностей как детерминанты развития современного человека. Даны критерии оценки духовно-нравственной личности, приведены некоторые основания духовно-нравственного воспитания.

Представлен тезис о том, что в духовности и ее ценностях воплощен неисчерпаемый потенциал человека, делающий его сравнимым с развитым обществом, превращающим его в величину, потенциально равную обществу. Духовно богатая личность не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть закономерности его развития, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и не должное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое, нравственное и безнравственное и т. д.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, нравственные нормы, духовность, добро и зло.

Время на рубеже тысячелетий — это время социальных новаций, смены политических, личностных, научных ориентаций. Это время обостренной оценки духовно-нравственных парадигм. Следует констатировать в нашем обществе наличие кризиса духовно-нравственных ценностей, «когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое, как правило, происходит тогда, когда сталкиваются различные культуры и культурные эпохи, когда, например, новые поколения резко порывают с традиционными устоями»1. Идет устойчивое формирование людей с пониженным уровнем терпимости к насилию, смерти, злу. Это проявляется в понижении порога чувствительности к порочному поведению. Согласно христианскому учению, человек есть тело, душа и дух. Порочное поведение — это прежде всего поведение, направленное на удовлетворение телесных потребностей. Чем больше интерес к телесному, тем дальше уход от духовного.

В настоящее время российское общество нуждается в формировании духовно-нравственных основ человека за счет принятия им духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качеств для последующего переноса в практику собственного поведения. При этом под духовно -нравственными основами понимается совокупность приобретенных базовых компонентов человека в рамках развития его духовно-нравственной сферы, обеспечивающих дальнейшее познание

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2015. № 3. © О. И. Лаптева, 2015

1 Гусейнов А. А. Этика : энцикл. сл. М., 2001.

самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственные ценности не могут существовать как без предмета (объекта), так и без человека (субъекта). Это вполне очевидно, так как интерес к духовности, духовно-нравственным ценностям каждый раз в истории общественного развития порождается новыми социальными отношениями, в которых оказывается человек как личность и в которых протекает его жизнедеятельность. С каждой исторической эпохой в развитии общества органически связан всякий человек, с ней непосредственно связаны его взгляды, мироощущение, дела и поступки. В такой обстановке человек является как объектом, так и субъектом общественных отношений.

Проблемы духовности, духовно-нравственных и других ценностей имеют актуальное значение не только в теории, но и в практике. Бездуховность отбрасывает мудрость поколений, девальвируя такие высокие духовно-нравственные ценности, как честь, совесть, долг, уважение к человеческому достоинству и другие. Это, по словам Л. П. Буевой, порождает опасность антропологического кризиса в обществе и создает отчетливо выраженную угрозу для духовной без-2

опасности нашей страны .

Данное обстоятельство ставит перед всем российским обществом и каждым россиянином задачу — «выработать» четкое представление о человеке как духовно-нравственной личности, о смысле его жизнедеятельности и социальной ответственности. Время определяет поиск духовно-нравственных ценностных оснований в реали-

2 См.: БуеваЛ. П. О ценностях духовной культуры. СПб., 2000. С. 29.

зации целей формирования, развития и воспитания такого человека.

В понимании структуры духовного мира человека можно выделить следующие основные элементы: родовые понятия «дух», «душа» и их производные — «духовное» и «душевное». Так, крупнейший исследователь по социальной философии С. Л. Франк, указывая на неоднородность внутреннего мира человека, пишет в своей работе «Духовные основы общества», что в этом мире проявляются переживания или чувства «периферического», «внешнего» типа, связанные с физическим ощущением удовольствия, горечи, страха и тому подобное. Но в то же время имеются глубинные переживания, более полно выражающие природу человеческого существа. С. Л. Франк при этом определяет переживания первого рода как душевные, вторые — как духовные1.

Рассматривая природу и происхождение духовности, духовно-нравственных ценностей, А. М. Коршунов указывает на дух и душу человека как феномены его внутреннего мира, на духовно-нравственный критерий как оценочное основание человеческой деятельности. Он считает, что духовность — это способность переводить универсум внешнего бытия на внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется тождественность человека себе, его свобода перед постоянно меняющимися ситуациями. Духовность в конечном счете приводит к соединению образа мира с нравственными законами личности. При рассмотрении духовно-нравственных ценностей А. М. Коршунов утверждает, что для человека ценностно то, что служит его интересам, что способствует его физическому и духовному развитию2. Полагаем, что он прав, обратив внимание на то, что не всякая значимость есть ценность. Ценность, по его мнению, представляет собой положительную значимость, функцию тех или иных явлений в системах общественно-исторической деятельности человека. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему.

В основе духовно-нравственных ценностей находится нравственное сознание, которое имеет свою структуру, где выделяются нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практике общения людей, затем, аккумулируясь, превращаются во внутренние их убеждения, чувства и идеалы. Так они формируют поведение лично-

3

сти и определяют оценку ее поступка .

1 См.: Франк С. Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992. С. 46.

2 См.: Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание. М. : Политиздат, 1979. С. 45.

3 См.: Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Гродно, 1992. С. 26.

Формирование ценностного сознания человека на уровне общества и личности представляет собой некоторую совокупность установок и ори-ентаций на общественные ценности: идеалы, нормы, обычаи, традиции и т. д. Сегодня в нашем обществе важнейшей задачей является выработка социально одобряемых мировоззренческих, политических и нравственных убеждений и действий, патриотизма и интернационализма, толерантности. Это и есть система ценностных ориентаций. Характер ценностных ориентаций во многом зависит, в какой мере человек может распорядиться своими способностями, насколько правильно сможет подчинить свой разум, потребности интересам общества и согласовать свои действия со сложившейся реальной ситуацией в стране.

Духовно-нравственные ценности формировались в обществе на протяжении многих веков. Христианская этика базировалась на достижениях более ранних этических систем. Так, известное нравственное правило не делать человеку того, чего не желаешь себе, вошло в канон христианской этики наравне с заповедями Нагорной проповеди Иисуса Христа. Христианская этика в этом смысле обогатила основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Все это предполагало сопротивление без нанесения вреда другому. Но это вовсе не означало отказа от своих убеждений. В этом плане в христианстве ставится вопрос о моральном праве на осуждение: «Не судите, да не судимы будете».

Ядром средневековой этики становятся христианские этические ценности, прежде всего добро и зло. У Аврелия Августина зло трактуется как отсутствие или недостаточность добра. В то же время все сотворенное Богом причастно к идее абсолютного добра. В процессе материального воплощения этой идеи количество добра убывает, и вещь в результате всегда является менее совершенной, чем ее идея. Этика позднего Средневековья (Фома Аквинский) связывает категории добра и зла с моральным выбором, проявлением свободы воли, которая соотносится с разумом и божественной благодатью. Цель человека, по Фоме Аквинскому, — достижение абсолютного блага, а обладание таким благом есть счастье. Наряду с этой высшей целью человек может стремиться и к другим целям.

Дальнейший этап в осмыслении духовно-нравственных ценностей и формировании этики связан с периодом Нового времени (Б. Спиноза, Д. Юм и др.), эпохой Просвещения (Ж. Ж. Руссо и др.), немецкой и русской философией XIX — начала XX в. Представитель философии Нового времени голландский мыслитель Б. Спиноза выдвинул безрелигиозную концепцию этики. Опираясь на этическую проблематику стоиков и эпикурейцев, он постулирует идею о совершенном человеке-мудреце, устраивающем свою жизнь, руководствуясь разумом и интуицией. Спиноза

анализирует категории добра и зла в соотношении с понятиями «удовольствие» и «неудовольствие»1.

Духовно-нравственные ценности заложены во многих концепциях, важнейшими из которых являются этика добродетели, этика долга и этика ценностей. В трудах большинства отечественных и зарубежных ученых «добро» ассоциируется с понятием «нравственность». Ж. Пиаже, например, предложил теорию происхождения и развития в онтогенезе доброго начала в человеке, понимаемого им как мораль. Есть две основные гипотезы морали, по Ж. Пиаже: переход от эгоцентризма к децентрализации и от гетерономии — к автономии. Первая из них предполагает, что индивид может поставить себя на место другого человека и поступает по отношению к нему соответствующим образом, вторая — что индивид переходит от односторонней оценки к множественной, и в этом случае долг перестает быть подавлением себя и становится реальной осознаваемой необходимостью2.

Во многом основываясь на работах Ж. Пиаже, Л. Кольберг пытался экспериментально обосновать свою теорию нравственного развития. Он предлагал детям различного возраста гипотетические моральные дилеммы и выделил три уровня нравственного развития, включающие по две стадии и характеризующие движение к добру.

Уровень I: предконвенциональный. Стадия 1: «Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут». Стадия 2: «Раз ты меня обидел, то и я тебя обижу!»

Уровень II: конвенциональный. Стадия 3: «Я хочу делать то, что приятно другим». Стадия 4: «Я обязан соблюдать закон».

Уровень III: постконвенциональный. Стадия 5: «Я должен исполнять эти законы, так как их установило общество». Стадия 6: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»3.

Э. Фромм попытался снять противоречие между пониманием добра как действия в интересах других и собственными реальными интересами человека. Э. Фромм в работе «Человек для себя» полагает, что «источники норм этического поведения следует искать в самой человеческой природе, что моральные нормы основаны на присущих человеку свойствах и грубое их попрание

4

ведет к душевному и эмоциональному разладу» . Рассматривая с этих позиций человека, такие его свойства, как темперамент, характер, воля, моральные ценности, Э. Фромм приходит к выводу, что «склад характера зрелой и цельной личности,

1 См. об этом: Хубиева З. А. Возрастание роли духовно-нравственных ценностей в современном российском социуме // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы / СевКавГТУ. Москва—Ставрополь, 2005. Вып. XVIII, С. 41.

2 См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Междунар. пед. акад., 1994.

3 La psychelogie morale // Que sais-je? Presses Universi-tairesde Franse, 1989.

4 Фромм Э. Человек для себя : пер. с англ. Минск : Коллегиум, 1992. С. 15.

плодотворный характер — источник и основа "добродетели", а "порок" — это в конечном счете безразличие к своему Я и самовредительство»2. Э. Фромм отстаивает идею о том, что добро естественно присуще человеку и преобладает в нем в том случае, если человек развивается нормально, тогда реализуются его возможности. Зло в человеке возникает, когда отсутствуют надлежащие условия для развития. Резко разграничивая «себялюбие» и «любовь к себе», «удовольствие» и «счастье», Э. Фромм полагает, что человек становится добр и плодотворен, если обращает внимание на существование своих реальных, необходимых для развития своего истинного Я нужд. В этом случае добро проявляется как «установка на плодотворность», «способ отношений» во всех сферах человеческой жизни, включая отношение к другим людям, к себе и к вещам5. Таким образом, добро в человеке есть предпосылка и результат его нормального развития.

Подобная точка зрения получила развитие у А. Маслоу6 и К. Роджерса7. Они в качестве основной модели приняли человека, который по своей природе изначально хорош, имеет заложенные потенциальные возможности для позитивного роста. Разрушительные силы в человеке признаются при этом не врожденными, а возникающими в результате фрустрации или неудовлетворения основных потребностей.

М. Люшер связывает основные нравственные нормы (справедливость, отзывчивость, ответственность, терпимость, искренность, благожелательность) с символикой цветов, отмечая определенное соответствие их десяти библейским заповедям. Существенно, что он рассматривает основные социально-этические нормы как проекцию отношения к себе. Этические нормы как социальные, т. е. нормы по отношению к другим, он выводит с помощью категорического императива из «личных норм», «Я-норм», относящихся к нормальному, неискаженному самовосприятию8.

Становление человека осуществляется путем его самоопределения как этического субъекта. С. Л. Рубинштейн обращает внимание на два типа нравственности, связанных с двумя основными способами существования человека и его отношением к жизни: «нравственность как естественное, природное состояние человека», «как неведение зла» и нравственность на основе рефлексии, сознания, философского осмысления жизни9.

В. Э. Чудновский проводит подробный анализ добра как нравственной устойчивости лично-

5 Там же. С. 86.

6 См.: Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. СПб. : Питер, 2003.

7 См.: Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение / пер. с англ. Т. Рожковой и др. М. : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2002.

8 См.: ЛюшерМ. Четырехцветный человек, или Путь к внутреннему равновесию // Драгунский В. В. Цветовой личностный тест : практ. пособие. Минск : Харвест, 1999. С. 61—126.

9 См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. : Педагогика, 1989. Т. 1. С. 351—352.

сти, которую понимает как «способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убежде-ниям»1.

Вопрос амбивалентности личности, «наделенной способностью к совершению как добрых, так и злых поступков»2 исследует И. Н. Михеева в своей теоретической работе, основанной на эти-ко-психологическом подходе. Автор полагает, что нравственное начало, моральное самосознание в человеке формируются в результате переживаний, в процессе выбора, в конфликте мотивов и в его разрешении в поступке. Именно в борьбе мотивов в процессе онтогенеза выкристаллизовываются ценности, направленные на реализацию добра и зла, как мотивы одновременно осознаваемые, смыслообразующие и побуждающие к действию.

В целом под духовно-нравственной сферой личности понимается область развития личности человека, предусматривающая становление его сознания на основе понимания и приятия своего внутреннего мира — души, духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качеств; развитие нравственных переживаний и чувств; формирование нравственного поведения, обеспечивающее отношение к самому себе, окружающему миру.

Именно на основе развития духовно-нравственных ценностей личности, считает А. Н. Сидорова, происходит постепенное формирование отношения к себе, людям, обществу, окружающему миру, придается ценность своим интеллектуальным, волевым и эмоциональным качествам на

3

основе нравственных норм и правил поведения .

Базовые духовно-нравственные ценности выражают смысл существования человека и его жизнедеятельности. К таким ценностям относятся прежде всего здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, характеризующие степень реализации человека как личности и свободу его выбора, а также честь и достоинство. Выступая важнейшими проявлениями человеческого существования, эти ценности могут быть мерилом степени демократизации, гуманизации общества, взаим-

„4

ной ответственности людей4.

1 Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. Психологические исследования М. : Педагогика, 1981. С. 4.

2 Михеева И. Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. М. : Наука, 1991. С. 5.

3 См.: Сидорова А. Н. Духовно-нравственное воспитание — потенциал развития подрастающего поколения // Молодежь и наука XXI века: по материалам VI Всерос. заочной науч.-практ. конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Красноярск, 7—8 ноября 2005 года) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2005. С. 56.

4 См.: Сидорова А. Н. Духовная культура — залог физического здоровья // Физическая культура и детско-юношеский спорт как средство развития дополнительного образования: опыт, перспективы, сотрудничество : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург : УрГПУ : ОГ ФСО «Юность России», 2006. С. 29.

Высшей ценностью сущности человека является духовность.

В последние годы осуществлено много работ, посвященных проблемам духовности. Так, В. В. Знаков определяет четыре подтипа этого феномена: 1) продукты жизнедеятельности субъекта, возникшие в результате его приобщения к общечеловеческим ценностям духовной культуры, запечатленным в памятниках старины, произведениях науки и искусства, которые становятся достоянием субъекта в ходе его активной деятельности; 2) духовные состояния, когда человек «временно» не замечает внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на переживании духовных ценностей, т. е. познавательных, этических, эстетических аспектов жизни; 3) принцип развития самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности; 4) Божественное откровение, жизнь с Богом и в Боге5.

Известны три направления, в рамках которых осуществляются теоретические исследования феномена духовности. В рамках первого направления под духовностью понимаются душевные проявления человека. Второе направление — это теологическая парадигма, которая выносит источник развития вовне: из самого себя человек может родить только скверну, грех. Третье, культурно-историческое направление, значительно ближе к теологическому взгляду, чем реалистическая парадигма, поскольку, во-первых, источник развития здесь также усматривается вовне (вовне выносятся образы и эталоны); во-вторых, реальным носителем этого источника является по преимуществу другой человек6. Существует, по мнению Братуся, еще одно сходство теологического и культурно-исторического подходов — постулат активного, преодолевающего препятствия и соблазн движения к формирующему началу7.

В русле второго направления исследований духовность понимается как способ отношения к другому человеку. С. Л. Рубинштейн писал, что «лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек»8. Всякое человеческое действие — это поступок по отношению к другому человеку, выражающий отношение к нему. Возникновению этого направления способствовало новое понимание личности как продукта развития культуры социума, философского, психологического, религиозного осмысления Я. Возник интерес к таким феноменам, как отношение одного человека к другому, к людям; тип характера и преобладание в нем авторитарных или

5 См.: Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопр. психологии. 1998. № 3. С. 104—115.

6 См.: Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Там же. 1990. N° 6. С. 9—17.

7 См.: Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Там же. 1997. № 5. С. 3—19.

8 Рубинштейн С. Л. О философской системе Г. Коге-на // Историко-философский ежегодник. М. : Наука, 1994. С. 230—259.

гуманистических компонентов: совесть, вера, благодеяние, добродетельность, порочность, грех, добро и зло.

Третье направление — понимание духовности как стремления человека к образу Божию. Развитие духовности — это путь следования, приближение к этому образу (ровно как если речь идет об аномалиях, отклонениях от этого пути, о способах их коррекции).

Б. С. Братусь в структуре личности выделяет несколько принципиальных уровней и в качестве критерия классификации предлагает параметр — способ отношения к другим людям, к самому себе. Первый уровень — эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением к собственному удобству, выгоде, престижу и т. п. Другой, качественно иной уровень — группоцен-трический. Человек, стоящий на этом уровне, идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Следующий уровень называется просоциальным, или гуманистическим. Для человека, который достигает этого уровня, отношение к другому уже не определяется только принадлежностью к определенной группе. За каждым человеком, пусть даже не входящим в группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей. Только начиная с этого уровня можно говорить о нравственности. Последний уровень — духовный. Это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с ним. Все четыре уровня сочетаются в каждом человеке,

и в отдельные моменты ситуативно побеждает один уровень, а в какие-то — другой1.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяют ступени духовного роста в зависимости от обликов субъективного духа. По их мнению, человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух становятся субъективным (индивидуальным) духом какого-либо человека. Субъективный дух обладает определенными уровнями (ступенями) человеческой реальности. Это личностное (целостное), индивидуальное (единично-уникальное) и универсальное (родовое) бытие человека. Эти ступени являются и ступенями становления духовного мира человека, мерой освоения и принятия им духовного опыта всего человечества, мерой его духовности в целом. Их предпосылкой, основой является душевная жизнь человека, его субъективность. Многообразные душевные способности, механизмы душевной жизни выступают функциональными органами становления и способами реализации духовности человека, в которой и сами эти способности продолжают совершенствоваться и утончаться2.

1 См.: Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии. С. 3—19.

2 См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология чело-

века. Основы психологической антропологии. Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995.

Теоретический анализ философской литературы показывает, что со времен Средневековья укоренилось понимание духовности как стремления человека к добру. Стремление к добру можно понимать как обобщающее все хорошее в человеке, которое включает: духовно-нравственные качества; ценности, которые способствуют движению к «хорошему» (к добру); отношения, которые человек демонстрирует ко всему, что его окружает, в том числе и к тем сферам профессиональной деятельности, которые соотносятся с видами объектов (другие люди, знаки, техника и т. д.).

Как уже было отмечено, духовность, с точки зрения этических психологов, имеет «светлую» и «темную» стороны, отраженные в понятиях этики «добро» и «зло». Соответственно, духовность человека складывается из соотношения количества добра (позитивных нравственных качеств) и зла (негативных нравственных качеств).

Позитивные духовно-нравственные качества личности определяются:

— готовностью подчиняться (смирение, учет мнения других, поручительство за каждого, скромность, достоинство, честь, честность);

— вежливостью (раскаяние, самообладание, доверие, терпеливость, такт, ответственность, способность быть критичным по отношению к себе);

— бескорыстием — истинной способностью на добрые поступки (самовоспитание, человеколюбие, самопожертвование, совесть, великодушие, мысли о жизни и смерти).

Негативные качества личности складываются:

— из стремления к почетному положению любой ценой (постоянная убежденность в своей правоте, честолюбие, лицемерие, несамокритичность, скупость, тщеславие, уступчивость, отсутствие чувства юмора);

— аморальности (коварство, цинизм, обидчивость, ревность, необязательность, способность оскорбить, зависть, беспринципность);

— злонамеренности (хамство, вероломство, демагогия, грубость, несдержанность, наглость)3.

Таким образом, духовно-нравственные ценности сочетают то, что одобряется большинством людей (добродетельное поведение) и порицается человеческим обществом (порочное, злонамеренное поведение).

Длительное время эти ценности были в обиходе созерцательных областей человеческой культуры. В начале XXI в. мир более остро стал чувствовать ответственность не только за сегодняшний день, но и за будущее. А будущее все более связывается с ростом ответственности за наши действия в этом мире. Действия можно дифференцировать на те, что составляют благо (Аристотель), и те, что приносят вред. В общественных и гуманитарных науках это соотносится с созидательной и разрушительной (деструктивной) деятельностью человека. И в этом отноше-

3 См. об этом: Попов Л. М., Кашин А. П., Старшинова Т. А. Добро и зло в психологии человека. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2000.

нии особая роль в системе духовно-нравственных ценностей принадлежит творческому началу, направленному на продуктивное созидание того, что ведет к развитию. Все острее и острее ощущается необходимость своевременного распознавания того, что есть зло, что определяется Э. Фроммом как деструктивное поведение личности. Сейчас требуется войти в общечеловеческую проблему своевременного распознавания деструктивных элементов в поведении, их коррекции и даже изменения на противоположные. На наш взгляд, возникла существенная потребность сконцентрировать усилия многих ученых в этой области. Необходимо средствами науки исследовать различные феномены духовно-нравственных ценностей опытным путем. А в последующем включить это знание в континуум важнейших проблем формирования детерминант развития

человека. Необходимо разработать методологическую основу для выявления ее ключевых моментов экспериментальным путем, а также произвести разнообразные апробации тех технологий работы с людьми, которые ведут к положительному изменению духовно-нравственных ценностей.

В данной работе мы кратко изложили теоретическое видение духовно-нравственных ценностей как детерминанты развития человека и определили личностные возможности, позволяющие перейти человеку от познания явления к желаемому изменению. Далее необходимо разрабатывать методологическую основу для выявления ключевых моментов технологии работы с людьми, которые ведут к положительному изменению показателей человечности, духовности, ответственности, милосердия.

O. I. Lapteva

SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS DETERMINANTS OF HUMANS

The article considers the theoretical basis of the importance of the formation of spiritual and moral values as a determinant of the development of a modern human being. The criteria for assessing a spiritual and moral personality are given; some basic principles of spiritual and moral education are given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

There is an idea that spirituality and values embody the inexhaustible human potential that that makes him comparable with a developed society and transforms him into a potential valuable equal in society. A spiritually rich person not only learns the world, trying to reveal the laws of their development, but also evaluates the reality and tries to understand the meaning of their own existence, experiencing the world with all its good and bad sides, beautiful and ugly, moral and immoral, and so on.

Keywords: spiritual and moral values, moral norms, spirituality, good and bad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.