Научная статья на тему 'Духовно-нравственные ценности в культурно-образовательном пространстве социума'

Духовно-нравственные ценности в культурно-образовательном пространстве социума Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
724
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИУМА / ЛИЧНОСТЬ / СИСТЕМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ДУХОВНОЕ БЫТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молчан Эдуард Михайлович

Исследуются методологические и аксиологические аспекты решения проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в современных образовательных социокультурных комплексах. Методологией исследования выступает социально-философский анализ актуальных проблем развития культурно-образовательной среды, ее духовного содержания и влияния культурных ценностей на общественные институты. С этой целью раскрывается сущность понятия духовно-нравственных ценностей и доказывается важность обращения к культурному достоянию народа. Обосновывается необходимость новой образовательной парадигмы, основанной на духовно-нравственных ценностях и потому способной обеспечить духовную безопасность общества, в котором абсолютной ценностью является человеческая жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Молчан Эдуард Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines methodological and axiological aspects of problem of spiritual and moral values formation in contemporary educational and socio-cultural complexes. The research methodology is a socio-philosophical analysis of current problems of development of spiritual and moral environment, its spiritual content and cultural values’ impact on institutional settings. In view of this the author reveals the essence of the concept of spiritual and moral values and substantiates the significance of appeal to the cultural heritage of people. The author has substantiated the necessity of a new educational paradigm based on spiritual and moral values and thus able to ensure the spiritual security of society where human life is an absolute value.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные ценности в культурно-образовательном пространстве социума»

УДК 130.123 + 37.01

DOI: 10.24151/2409-1073-2019-1-93-100

Духовно-нравственные ценности в культурно-образовательном пространстве социума

Э. М. Молчан

Сергиево-Посадский филиал Высшей школы народных искусств (академии), г. Сергиев Посад, Россия

ed.molchan2015@yandex.ru

Исследуются методологические и аксиологические аспекты решения проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в современных образовательных социокультурных комплексах. Методологией исследования выступает социально-философский анализ актуальных проблем развития культурно-образовательной среды, ее духовного содержания и влияния культурных ценностей на общественные институты. С этой целью раскрывается сущность понятия духовно-нравственных ценностей и доказывается важность обращения к культурному достоянию народа. Обосновывается необходимость новой образовательной парадигмы, основанной на духовно-нравственных ценностях и потому способной обеспечить духовную безопасность общества, в котором абсолютной ценностью является человеческая жизнь.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности; культурно-образовательное пространство социума; личность; система; образование; диалог культур; духовное бытие.

Spiritual and Moral Values in the Cultural and Educational Space of Society

E. M. Molchan

Sergiev Posad branch of Higher School of Folk Arts (Academy), Sergiev Posad, Russia ed.molchan2015@yandex.ru

The author examines methodological and axiological aspects of problem of spiritual and moral values formation in contemporary educational and socio-cultural complexes. The research methodology is a so-cio-philosophical analysis of current problems of development of spiritual and moral environment, its spiritual content and cultural values' impact on institutional settings. In view of this the author reveals the essence of the concept of spiritual and moral values and substantiates the significance of appeal to the cultural heritage of people. The author has substantiated the necessity of a new educational paradigm based on spiritual and moral values and thus able to ensure the spiritual security of society where human life is an absolute value.

Keywords: spiritual and moral values; cultural and educational space of society; personality; system; education; dialogue of cultures; spiritual being.

Глобальные изменения, характеризующие сегодня развитие образовательных систем Российской Федерации, обусловливают поиск новых духовных оснований для их становления.

© Молчан Э. М.

Духовно-нравственные ценности выступают фундаментом социальных систем вследствие активного воздействия на практическую деятельность человека и общества.

Согласно указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], создан проект «Культура». Первый пункт Указа предполагает укрепление «российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации». Без осмысления сущности духовно-нравственных ценностей в культурно-образовательной среде социума невозможно прийти к пониманию их роли в философии образования, к пониманию необходимости формирования новой образовательной парадигмы на основе духовно-нравственных ценностей.

Социальная жизнь общества сегодня требует нового теоретического осмысления категории «духовно-нравственные ценности». Гносеологический аспект проблемы внесения духовно-нравственных ценностей в образовательные системы содержит в себе исходные принципы объяснения генезиса и наполненности системы ценностей. Однако вне этого рассмотрения оказывается большой массив знаний о социальной роли духовно-нравственных ценностей, связанный с расчленением этой категории на отдельные понятия. Задача выяснения места и функций духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе может быть решена средствами философско-педагогического анализа [2].

Осмысление и переоценка духовно-нравственных ценностей способствуют более глубокому пониманию проблем социального бытия, выделению самоорганизующихся образовательных социокультурных комплексов (далее ОСК), которые формируют ценностное основание в культурно-образовательной среде. Самоорганизация субъектов социального взаимодействия, в частности субъектов образовательной деятельности, детерминирует ценностную доминанту современного общества. Для исследования этого явления необходимо обратиться к культурному достоянию народа и рассмотреть ценности культурно-образовательной

среды. М. М. Бахтин, М. Бубер, М. С. Каган, В. Н. Шердаков формирование духовно-нравственных ценностей рассматривают как результат осмысления мира, как способ общения и взаимодействия людей в культурно-образовательной среде [3, с. 56].

Понимание ценности как синонима понятий «смысл» и «значимость» характерно для работ психологов Д. Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейна, Г. Оллпорта, К. Роджерса и др. Так, К. Роджерс рассматривает ценность, прежде всего, как процесс «ценения», основанный на мудрости индивида. Социальные ценности, приобретенные извне, по его мнению, выступают исключительно как негативный фактор в личностном развитии.

Анализ феномена духовно-нравственных ценностей предполагает рассмотрение ОСК как самоорганизующихся систем, обладающих самоподобием, и позволяет:

— проанализировать содержание духовно-нравственных ценностей и специфику их проявления в социальных системах;

— раскрыть социально-философские проблемы взаимодействия субъектов образования в условиях глобализации;

— определить тенденции, закономерности и перспективы развития духовно-нравственной составляющей культурно-образовательной среды.

Самоподобие и самоорганизация ОСК создают условия для моделирования культурно-образовательной деятельности в образовательном пространстве ОСК, здесь духовно-нравственные ценности рассматриваются как вектор развития образовательной среды. На уровне общественного сознания ценности выступают ориентиром в освоении и преобразовании социального пространства и предполагают духовно-нравственное самосовершенствование. Стремление человека как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы к духовному, представление о Боге способствуют раскрытию ценностного потенциала личности. Как фрактальное самоподобие изначально заложено в структуре Вселенной, где человек является фракталом1, так

1 Кулакова М. А. Человек — фрактал Вселенной. Доклад на Всемирном научном конгрессе «Итоги и Перспективы», Санкт-Петербург, 2013 г.

и ценностное основание изначально заложено в сущности личности. В связи с этим можно предположить, что в нравственном сознании происходит моделирование социальных процессов на уровне духовно-нравственных ценностей. Человек, созданный по образу и подобию, способен творить и созидать в социальном бытии. По мнению А. И. Титаренко, систематизация нравственности сознания человеческой сущности совершилась в момент творения, однако социальные системы изменили ценностное основание человека. Сущность личности изначально обладала религиозным мировоззрением [4, с. 46].

Духовно-нравственные ценности как доминанты ценностного основания бытия народов и этнических общностей определяются духовной сущностью человека. Фрактальное самоподобие социальных систем отражено в генетическом потенциале личности, которая, как система, обладающая самоподобием, впитала в себя социально-исторический опыт цивилизации. Человеческая сущность, обладающая духовным самоподобием, являет свое духовное Я как воплощение вечности, довлеющей над пространственно-временным континуумом. Духовность человеческой сущности выходит за пределы социальных систем, устремляясь к божественному.

ОСК призваны раскрывать творческий потенциал личности, ограничивая ее социальными условиями бытия. Личность взаимосвязана с социумом как довлеющая составляющая культурно-исторического наследия. Она, как считает М. С. Каган, может принимать или отрицать ценности цивилизаций [5, с. 13].

Индивид в социальном бытии, где духовно-нравственные ценности выступают средством диалогического взаимодействия, самореализуется в социальных институтах. Происходит самодостраивание его незавершенности до целостности, до подлинности и полноты человеческого бытия как идеала самораскрытия личности. Ценностное основание человеческой сущности запускает процесс поиска ценностей в социальном бытии и реализации своего Я.

Если рассматривать особенности исторических эпох как ступени трансформации ценностей, можно проследить взаимосвязь самоорганизующихся социокультурных детерминант образовательных систем и наметить перспективы развития ОСК в современном обществе. На всех этапах развития ценностей происходит борьба противоположностей, критериями развития выступают добро и зло.

В Древней Греции ценности определяли иерархическую структуру систем образования, это этап формирования полисной системы ценностей, в основе которой — коллектив, полисная солидарность, патриотизм. Период VIII — VI вв. до н. э. — это этап не только становления общности, но и возрастания ценности отдельной личности, ее роли в развитии государства. В зависимости от степени духовного развития общества превалировала либо материальная, либо духовная форма культуры. В соответствии с этим выстраивалась социальная иерархия ценностей.

Ценности для отдельных общностей в эпоху Античности составляло государство. Аристотель рассматривал государство как систему взаимодействия общностей, в основу которой положены ценности культурно-образовательного пространства. Ни одно государство не в состоянии создать универсальную систему такого взаимодействия, если отсутствуют традиционные ценности, ориентированные на образовательные системы. Конфликты между государствами, по мнению Аристотеля, происходят в результате неприятия ценностей культурно-образовательного пространства одних народов другими. Невозможно поменять ценности государства, не разрушив его структуру.

Духовно-нравственные ценности в Византии рассматривались как трансформация бытия человека в культурно-образовательное пространство социума, духовно-нравственные ценности считались ядром византийских и поствизантийских обществ, а также образовательных систем. Аврелий Августин рассматривает систему

духовно-нравственных ценностей, онтологически закрепленных в духовно-образовательном бытии общества, как иерархию, в которой Бог — высшая ценность. «Внутренний опыт» — предпосылка, необходимая для нахождения Бога в душе человека, он порожден интуицией «цельности» его духовно-образовательного бытия. Специалист в области этики и современной философии О. Г. Дробницкий мыслит духовное самосовершенствование как спасение души, противопоставляя его деградации мира [6, с. 42].

Вместе с тем для каждого периода характерна рационализация духовно-нравственных ценностей, т. е. внедрение рациональных ценностей в сугубо интел-л ектуально - духовное культурно - о браз ова-тельное пространство общества. Христианские ценности западноевропейских народов трансформировались в социальные, утратив свою первооснову. Выдающиеся церковные деятели св. Ириней, Тертуллиан, Ориген, Августин Аврелий, папа Григорий Великий, св. Иоанн Дамаскин в ценностном основании социальных систем видели христианские ценности.

Духовно-нравственные ценности являются духовным стержнем государства, самоорганизуют социальные взаимодействия, препятствуют разрушению общностей. Римская империя узаконила безнравственность и насилие, тем самым потеряв ценностное основание государственной политики, что явилось причиной ее краха. Впоследствии христианство воссоздало ценностный потенциал цивилизации, определив вектор развития будущих государств.

В эпохи Возрождения и Просвещения закрепляются такие базовые ценности, как человек, знание, культура. И. Кант раскрывает многообразие духовно-нравственных ценностей и их влияние на культурно-образовательное бытие человека [7, с. 206]. Формируя ценностное основание социальных систем, соединяя воедино исторические этапы развития цивилизации, духовно-нравственные ценности делают человека бессмертным в бытии культуры. И. Кант рассматривал духовно-нравственные ценности

с точки зрения антропокультурологического подхода. Современная антропологическая парадигма позволяет раскрыть сущность человека с позиции ценностных ориентаций и рассмотреть особенности его развития в социальных системах [8].

Существование духовно-нравственных ценностей в сфере их взаимодействия раскрывается, по мнению В. С. Библера, в диалоге культур цивилизаций. Сегодня ценностное основание развития цивилизаций приобретает особое значение. Разрушению государства всегда предшествовала потеря ценностного потенциала общества. Подмена традиционных ценностей мнимыми приводит к несостоятельности диалогического взаимодействия на уровне государств, к непониманию и военным конфликтам, что часто наблюдается в современных международных отношениях. Нежелание вступать в диалог с личностями, сообществами, государствами, принимать их ценности жизнедеятельности обостряет напряжение в мире. Только диалог государств на уровне ценностей может предложить пути решения глобальных задач современного общества, таких как преодоление экологической катастрофы и нивелирование предпосылок третьей мировой войны. Поэтому образовательные системы, в частности ОСК, дают ценностный ориентир личности, государству [9, с. 267].

Образовательные системы в современном обществе самоорганизуются из социальных систем (которые задают им вектор развития), закладывая ориентиры государственной политики и ценностей государства. Ф. Бродель пишет, что каждая цивилизация экспортирует и импортирует культурные ценности, что соизмеримо ускоряет процесс распространения культурных благ, их миграции между общностями [10, с. 38]. Культурные ценности в системе образования отвечают потребностям людей в причастности к духовно-нравственному поведению. Духовно-нравственные ценности являются ядром, объединяющим общественные системы (как устойчивые социальные взаимодействия), и структурируют

их в соответствии с различными направлениями социального взаимодействия. В XXI в. в условиях хаоса индустриализации трансформация ценностей в образовательных системах привела к «растворению» духовно-нравственных ценностей, поскольку на первый план выдвинулись ценности материальные. Такая интеллектуальная среда — высокотехнологичное оружие разрушения ценностного основания системы образования современного общества [11].

Превалирование материальных ценностей в современном обществе развивает склонность к удовлетворению физических потребностей индивида, что приводит к перенасыщению и духовной деградации личности. Резкое повышение влияния материальных ценностей (в теории управления — отрицательный резонанс) приводит к турбулентному состоянию социальных систем, а следовательно, разрушению социального бытия.

Духовное ядро соединяет общественные системы прошлого, настоящего и будущего, трансформация ценностей из поколения в поколение связывает общественные формации и возможна лишь при сохранении ценностных норм социальных институтов, которые выступают как фундамент реализации и утверждения ценностей в обществе, на основе которого осуществляются процессы самоорганизации, укрепления и стабильной деятельности ОСК. Л. Н. Столович связывает все духовные состояния человека с актуализацией ценностей, которые, являясь идеализированными феноменами в человеческом сознании, приобретают иную реальность, наделяются субъективной формой бытия [12, с. 93].

Напряженный поиск рациональных ориентиров в построении новой образовательной парадигмы, удовлетворяющей действительности, привел к необходимости изучения истоков зарождения самосознания в российском обществе, которому присущ некий синтез научного и нравственного начал, идейный сплав гуманизма и просвещения.

Сегодня, в условиях взаимодействия национальных культур, особенно остро встают вопросы, связанные

с формированием глобального гуманизма, апеллирующего к справедливости, к отказу от насилия, к преодолению межнациональной розни. По мнению А. С. Хомякова, «нет человечески истинного без истинно народного» [13, с. 70]. Для общечеловеческих ценностей как вечных скреп наций, общностей и социальных групп характерна предельность, историческая и социальная нелокализуемость, трансцендентность. Они развиваются и совершенствуются в течение всей человеческой истории [14].

Духовно-нравственные ценности — это:

— характеристика духовно-нравственного аспекта личности как субъекта диалогического взаимодействия, свойство бытия человека, его деятельности как во внутреннем (духовно-душевном), так и во внешнем (материальном) мире через сознание, чувства, поведение, общение, отношение, потребности;

— особые качества, характеризующие высший уровень развития личности, приобретенные посредством осмысления и реализации духовных интересов в социальных группах;

— ценностное основание социальных систем современного общества, выступающее важнейшим фактором самоорганизации образовательных социокультурных комплексов.

Макс Шелер выделяет четыре ступени ценностей. На первой, низшей ступени располагаются материальные ценности, которые делимы, относительны и зависимы. Такие ценности дают лишь внешнее удовлетворение, приятного или неприятного характера. На второй ступени находятся ценности, которые связаны с чувствованием, переживанием ценности. Для них характерен фактор противоположностей: прекрасное и безобразное, благородство и низость и др. Производные таких ценностей соотносятся с фактом благополучия или неблагополучия. Третью, более высокую ступень составляют положительные и отрицательные духовные ценности, которые связаны с понятиями добра и зла, справедливости

и несправедливости, это также те ценности, которые принято называть ценностями познания истины. Последняя, наивысшая ступень — абсолютные ценности, вечные, целостные, независимые [15]. Они проявляются во всех сферах социальной жизни, так как им свойственны организационные функции и локализация в трансцендентальном сознании [16].

Анализ проблемы духовно-нравственных ценностей в образовательных системах позволяет сделать вывод о том, что ОСК по своему логическому объему суть самоорганизующиеся, самоинтегрирующиеся элементы социальных систем, обладают фрактальным самоподобием. Они раскрывают субъект-субъектные взаимодействия в социальном бытии, позволяют моделировать процессы самоорганизации личности в ценностной сфере взаимодействия. Человек как творец и созидатель социального бытия разворачивает свой потенциал, охватывая социальное пространство, творит в нем. Фрактальное самоподобие творческих актов позволяет предопределить социальные процессы и проанализировать изменения в нормах, ценностях и культурных традициях. Методологической основой исследования ценностной сферы самоорганизующихся ОСК выступает аксиологическое познание. Реализация социальных идеалов определяет ценностные ориентации современного общества в целом. Самоорганизация образовательных систем осуществляется, когда духовно-нравственные ценности становятся доминантой субъект-субъектных взаимодействий. От меры включения личностей и социальных групп с высоким уровнем духовно-нравственных ценностей во все процессы педагогической системы зависит способность образования обеспечить устойчивое саморазвитие России. Поэтому все более очевидной становится необходимость и возможность социально-философской модели ценностной доминанты образовательной парадигмы как аксиологического основания современных образовательных социокультурных комплексов.

Литература

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Гарант.ру: информационно-правовой портал: [Электронный ресурс] / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Cop. 2019. Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71837200/ (дата обращения: 15.09.2018).

2. Молчан Э. М. Трансформация образовательной деятельности как социокультурный феномен // Методология в науке и образовании: мат-лы Всероссийской конференции университетов и академических институтов Российской академии наук (Москва, 30—31 марта 2017 г.) / МГТУ им. Н. Э. Баумана; ФИЦ ИУ РАН. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. С. 210—212.

3. Савченко Е. А. Образовательная деятельность как социокультурный феномен: теоретико-методологический анализ: монография. Брянск: Изд-во БГУ, 2005. 212 с.

4. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания: опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. 277 с.

5. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. 384 с.

6. Дробнищий О. Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. 1972. № 2. С. 31— 42.

7. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 2. М.: Мысль, 1964. 509 с. (Философское наследие).

8. Савченко Е. А. Антропокультурологическая парадигма: воспитание культурного человека = An-thropoculturological paradigm: upbringing of a cultural person: монография. 2-е изд. М.: МАНПО, МГОУ; Ярославль: Канцлер, 2016. 133 с.: ил.

9. Библер В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).

10. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь Мир, 2008. 545 с.: ил. (Тема).

11. Методологические и аксиологические подходы к решению проблем консолидации общества в эпоху глобализации / В. П. Беркут, В. А. Песоцкий, В. П. Майкова, Э. М. Молчан, Я. В. Бондарева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8 № 1. С. 138—157. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1801.09

12. Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб.; Тарту, 1999. 383 с.: ил., портр.

13. Хомяков А. С. О старом и новом: статьи и очерки. М.: Современник, 1988. 461 с.: портр.

14. Хомяков А. С. Церковь одна: опыт катехизического изложения учения о Церкви. Изд. 2-е, испр. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. 448 с.: ил.

15. Шелер М. О сущности философии и моральной предпосылки философского познания // Антология реалистической феноменологии / Сост. Д. Атлас, В. Куренной. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 134—161.

16. Майкова В. П. Общественное сознание в условиях интеграции / Мытищинский филиал Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. М.: Спутник +, 2018. 185 с.: ил.

17. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ: [Электронный ресурс]. Cop. 2015—2019. URL: http://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (дата обращения: 15.09.2018).

18. The Problem Of Society Consolidation In The Era Of Globalization: Methodological And Axiological Aspects / V. P. Berkut, Y. V. Bondareva, T. A. Kostyukova, V. P. Maikova, E. M. Molchan, V. A. Pesotsky // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. Issue 5: May. P. 223—237.

Поступила после доработки 14.12.2018

Молчан Эдуард Михайлович — кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой технологии и конструирования Сергиево-Посадского филиала Высшей школы народных искусств (академия) (Российская Федерация, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Северный проезд, д. 5), ed.molchan2015@yandex.ru

References

1. "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh za-dachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda, ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. No. 204" (On National Goals and Strategic Objectives of Russian Federation Development for the Period until 2024, Russian Federation Presidential Decree from May 7, 2018 No. 204). Garant.ru, informatsionno-pravovoi portal. OOO "NPP GARANT-SERVIS", cop. 2019. Web. 15 Sep. 2018. <www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/>.

2. Molchan E. M. Transformatsiya obrazovatel'noi deyatel'nosti kak sotsiokul'turnyi fenomen (Educational Activities Transformation as Socio-Cultural Phenomenon), Metodologiya v nauke i obrazovanii, mat-ly Vserossii-skoi konferentsii universitetov i akademicheskikh institutov Rossiiskoi akademii nauk, Moskva, 30—31 marta 2017 g., MGTU im. N. E. Baumana, FITs IU RAN, M., Izd-vo MGTU im. N. E. Baumana, 2017, pp. 210—212.

3. Savchenko E. A. Obrazovatel'naya deyatel'nost' kak sotsiokul'turnyi fenomen: teoretiko-metodologicheskii analiz (Educational Activities as Socio-Cultural Phenomenon: Theoretical and Methodological Analysis), mono-grafiya, Bryansk, Izd-vo BGU, 2005, 212 p.

4. Titarenko A. I. Struktury nravstvennogo sozna-niya: opyt etiko-filosofskogo issledovaniya (Structures of Moral Conscience: First Effort of Ethical and Philosophical Research), M., Mysl', 1974, 277 p.

5. Kagan M. S. Sistemnyi podkhod i gumanitarnoe znanie, izbrannye stat'i (Comprehensive Approach and Humanities Knowledge, Selected Papers), L., Izd-vo Le-ningradskogo universiteta, 1991, 384 p.

6. Drobnitskii O. G. Moral'noe soznanie i ego struktura (Moral Conscience and its Structure), Voprosy filosofii, 1972, No. 2, pp. 31-42.

7. Kant I. Sochineniya, v 6 t. (Works, in 6 Vols.), T. 2, M., Mysl', 1964, 509 p., Filosofskoe nasledie.

8. Savchenko E. A. Antropokul'turologicheskaya paradigma: vospitanie kul'turnogo cheloveka (Anthropo-culturological Paradigm: Upbringing of a Cultural Person), monografiya, 2-e izd., M., MANPO, MGOU, Yaroslavl', Kantsler, 2016, 133 p., il.

9 Bibler V. S. Myshlenie kak tvorchestvo (Vvede-nie v logiku myslennogo dialoga) (Thinking as Creation (Introduction to Logic of Mental Dialog)), M., Politiz-dat, 1975, 399 p., Nad chem rabotayut, o chem sporyat filosofy.

10. Brodel' F. (Braudel F.) Grammatika tsivilizatsii (A History of Civilizations), M., Ves' Mir, 2008, 545 p., il., Tema.

11. Berkut V. P., Pesotskii V. A., Maikova V. P., Molchan E. M., Bondareva Ya. V. Metodologicheskie i aksiologicheskie podkhody k resheniyu problem konso-lidatsii obshchestva v epokhu globalizatsii (Methodological and Axiological Approaches to Solving the Problems of Consolidation of Society in the Era of Globalization), Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogichesko-go universiteta, 2018, T. 8 No. 1, pp. 138—157. https://doi. org/10.15293/2226-3365.1801.09

12. Stolovich L. N. Filosofiya. Estetika. Smekh (Philosophy. Esthetics. Laughter), SPb., Tartu, 1999, 383 p., il., portr.

13. Khomyakov A. S. O starom i novom, stat'i i ocherki (On the Old and the New, Papers and Essays), M., Sovremennik, 1988, 461 p., portr.

14. Khomyakov A. S. Tserkov' odna: opyt katekh-izicheskogo izlozheniya ucheniya o Tserkvi (Church is One: Experience of Catechetical Explanation of Doctrine of Church), Izd. 2-e, ispr., M., Izd-vo PSTGU, 2018, 448 p., il.

15. Sheler M. (Scheler M.) O sushchnosti filosofii i moral'noi predposylki filosofskogo poznaniya (On the Nature of Philosophy and Moral Supposition of Philosophical Cognition), Antologiya realisticheskoi fenome-nologii, Sost. D. Atlas, V. Kurennoi, M., Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy, 2006, pp. 134—161.

16. Maikova V. P. Obshchestvennoe soznanie v us-loviyakh integratsii (Public Conscience under the Conditions of Integration), Mytishchinskii filial Moskovsko-go gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta imeni N. E. Baumana, M., Sputnik +, 2018, 185 p., il.

17. "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, rasporya-zhenie Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. No. 996-r" (On Approval of Strategy of Education Development in Russian Federation for the Period until 2025, RF Government Resolution from May 29, 2015 No. 996-r). Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty RF. N. p., cop. 2015—2019. Web. 15 Sep. 2018. <http://legalacts.ru/doc/rasporjazhe-nie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/>.

18. Berkut V. P., Bondareva Y. V., Kostyukova T. A., Maikova V. P., Molchan E. M., Pesotsky V. A. The Problem of Society Consolidation in the Era of Globalization:

Methodological And Axiological Aspects, Modern Journal of Language Teaching Methods, 2018, Vol. 8 Issue 5 (May), pp. 223—237.

Submitted after updating 14.12.2018

Molchan EduardM., Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Technology and Design, Sergiev Posad branch of Higher School of Folk Arts (Academy) (5, Severnyi proezd, Sergiev Posad, Moscow Oblast, 141300, Russian Federation), ed.molchan2015@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.