УДК 141.31
DOI: 10.18384/2310-7227-2019-2-55-66
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Молчан Э. М.
Сергиево-Посадский институт игрушки
141310, Московская обл., г. Сергиев Посад, Северный проезд, д. 5, Российская Федерация
Аннотация: Целью работы является исследование влияния цифровизации, которая сформировала тенденцию к образованию единого мирового виртуального пространства со своей культурой потребления, на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в социальных системах. Методологией исследования выступают системный, информационный, аксиологический подходы и социально-философский анализ актуальных проблем виртуальной реальности. Проведённый анализ показал, что в постнеклассическую эпоху создаётся множество новых цифровых форм бытия. Они в каком-то смысле являются автономными цифровыми мирами, требующими собственных виртуальных пространств, в то же время стремящимися не утрачивать связи с социальными системами. В результате исследования установлено, что интернет и другие средства цифровизации мирового сообщества создают виртуальную реальность и, принципиально изменяя смысл социокультурных коммуникаций, привносят с собой неизвестную, новую систему мнимых ценностей в современное общество, в результате чего меняются мир ценностей человека, его отношение к окружающему миру. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что автору удалось установить, что увеличивающийся поток информации дает эффект усиления её воздействия на социальные системы, который, с одной стороны, может привести к непредсказуемым глобальным проблемам, а с другой стороны, делает возможным переосмысление ценностей личности. В перспективе это может развернуть личность в сторону переоценки мировых ценностей и сформировать новые требования к ценностному основанию социальных систем. Статья адресована специалистам в области социальной философии, преподавателям философских наук, аспирантам всех направлений.
Ключевые слова: виртуальное интернет-пространство, духовно-нравственные ценности, социализация, цифровизация, социальные системы, социальное бытие, средства массовой информации, диалогическое взаимодействие, личность.
© CC BY Молчан Э. М., 2019.
THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF THE SUBJECTS OF INTERACTION IN GLOBAL AGE
E. Molchan
Sergiyev-Posad Toy Institute
5, Severny proyezd, Sergiyev Posad, 141310, Moscow Region, Russian Federation
Abstract: The article considers the influence of digitalization which formed a tendency to the formation of a single global virtual space with its own consumer culture on the formation of spiritual and moral values of the subjects of interaction in social systems. The research methodology includes systematic, informational, axiological approaches and a socio-philosophical analysis of the current problems of virtual reality. The attention is focused on the fact that many new digital forms are being created. On the one hand, they are a kind of autonomous digital worlds that require their own virtual spaces, and on the other hand they strive not to lose their connection with social systems. The study proves the Internet and other means of digitalization of the world community create a virtual reality and fundamentally change the meaning of socio-cultural communications bringing an unknown, new system of alleged values into modern society and thus changing the world of human values and attitudes. The theoretical and practical value of the study lies in the fact that the author managed to prove that the increasing flow of information enhances its influence on social systems, which may cause unpredictable global problems as well as reconsideration of human values. In perspective this process would turn the personality towards the revaluation of world values and formulate new requirements for the value basis of social systems. The article is intended for experts in social philosophy, lecturers in philosophy and postgraduate students.
Keywords: virtual Internet space, spiritual and moral values, socialization, digitalization, social systems, social being, media, dialogical interaction, personality.
Цифровизация социальных процессов
Глобализационные процессы в современном мире, обусловленные воздействием СМИ и виртуального интернет-пространства, коснулись современного российского общества. Социальные изменения под влиянием цифровизации в российском обществе детерминированы состоянием неопределённости, виртуализации образовательной системы и социума. Деятельность социальных институтов, задающих векторы развития на ближайшие десятилетия, трансфор-
мируется под воздействием глобали-зационных процессов цифровизации. Образовательная система, координирующая условия развития духовно-нравственных ценностей современного общества и являющаяся определяющей в современной социокультурной ситуации, подвергается трансформации под влиянием цифровизации социальной реальности. Вопрос о необходимости проведения теоретико-прикладных и эмпирических исследований в социальной философии и определении роли процессов цифровизации в формировании духовно-нравственных
ценностей в образовательной системе Российской Федерации является актуальным и открытым.
С развитием цифровизации экономических и образовательных процессов социальные отношения личности перешли в виртуализированное диалогическое взаимодействие, которое является более доступным, не требует дополнительных усилий, накладывает отпечаток на социальные отношения, разрушая стереотипы поведения и ценности социальных систем, и всё более предпочитается реальному. Вир-туализированное диалогическое взаимодействие в интернет-пространстве представлено в трёх сферах личности: когнитивной, аффективной и ценност-но-мотив ационной.
Когнитивная сфера современного поколения характеризуется высоким уровнем развития диалогического взаимодействия в виртуальном интернет-пространстве, однако в реальной жизни определяется неспособностью налаживать отношения. Аффективная сфера раскрывает эмоциональную сторону личности, выделяет её самость, а в реальной жизни проявляется как результат неуверенности и замкнутости, уход из социальной жизни в виртуальную реальность. Ценностно-моти-вационная сфера характерна быстрой сменой ценностей, поиском нового, нежеланием заниматься одним и тем же, одной профессией. Изучая виртуальное интернет-пространство и виртуальные сообщества, выделим сущностные характеристики современного пользователя сети: направленность на успех; умение взаимодействовать в сети; подчёркивание значимости собственного «Я»; акцентуация на ближайшую перспективу [10].
Исследование процессов цифро-визации позволяет детально изучить социализацию, формы и способы виртуальных взаимодействий субъектов. Непосредственно встает вопрос о возможности или невозможности формирования духовно-нравственных ценностей в виртуальном интернет-пространстве. Какие ценности современных виртуальных сообществ может формировать современная интернет-сеть? Какова ценность современной интернет-сети? Действительно ли виртуальное пространство интернет-сети формирует ценности? Рассматривая эти вопросы необходимо проанализировать процесс цифро-визации социального пространства и определить роль личности в этой деятельности [13].
Многие исследователи общей теории сетевой коммуникации (Аракелян С. М., Троегубов Ю. Н., Реснянской Л. Л., Кончаковский Р. В., Ростовцева М. В., Стрекалова Н. Б., Шахмартова В. В.) отмечают, что видоизменение статуса и роли духовно-нравственных ценностей к началу XXI в. происходило за счёт бурного и мощного развития информатизации образования, использования современных информационных технологий, а также востребованности современного человека постоянно совершенствоваться в изменяющемся мире не только информации, но и управленческой деятельности [1; 2].
Виртуализация социальных процессов происходит в результате перехода ценностно-содержательной информации в цифровой формат. Возникает эффект фантомности виртуа-лизированных социальных процессов. Они есть, когда присутствуют компью-
терные сети, их функционирование ограничено виртуальным интернет-пространством. Виртуализированные ценности по своей структуре мнимые и находятся в когнитивно-эмоциональной сфере. Ценностями современной интернет-сети выступают информация и материальные блага [12, с. 53]. В современных виртуальных сообществах превалируют мнимые ценности. Для формирования духовно-нравственных ценностей необходимы реальное социальное пространство, диалогические взаимодействия субъектов на уровне поведения. Соприкосновение ценностей субъектов образовательной деятельности происходит в социальных системах, когда они проявляются в поведении личности. Поведенческая сфера личности раскодирует ценностно-содержательную информацию по реализации духовно-нравственных ценностей в социальной реальности. В виртуальном интернет-пространстве ценности осознаются как содержательная информация, которая воздействует на эмоциональное состояние личности, но в социальной реальности всегда необходимо наличие субъектов деятельности и поведения.
Современное виртуальное пространство предлагает множество моделей поведения и деятельности (положительных и отрицательных), но создать условия для реализации поведения субъектов взаимодействия не может. Ценности всегда будут находиться в когнитивно-эмоциональной сфере, а поведенческая сфера деятельности всегда будет закрыта в виртуальном интернет-пространстве. Занимаясь благотворительностью через интернет, личность не в состоянии почувствовать соприкосновение, соуча-
стие во взаимодействии. Социальная реальность взаимодействия субъектов выстраивается на ценностно-диалогической основе, когда субъект деятельности и поведения является активным участником жизнедеятельности.
Определение стратегий и тенденций вертуального интернет-пространства в социальном бытии
Актуальность изучения виртуального интернет-пространства связана с изучением влияния цифровизации на ценностное основание социальных систем и формирование у субъектов интернет-пространства ценностей как сущностных характеристик в реальной и виртуальной жизнедеятельности. П. Виссер и Р. Мирабиле, исследуя влияние виртуального пространства на субъектов социальных сетей, определили их специфику:
• виртуальное интернет-пространство - это субъекты взаимодействия и ресурсы, которыми участники сети обмениваются между собой;
• виртуальное интернет-пространство не имеет границ и ограничений;
• виртуальное интернет-пространство реализует и индивидуальные, и коллективные потребности субъектов взаимодействия;
• виртуальное интернет-пространство представляет собой совокупность статусов, ролей, взаимодействий и ресурсов, что позволяет исследовать социальные отношения на всех уровнях социальной организации общества и рассматривать в качестве ведущей детерминанты поведения индивидов [7].
Определяя влияние цифровизации на интернет-сообщества, необходимо
выделить тенденции формирования жизненных ценностей в социальной и виртуальной средах. Особенностями диалогического взаимодействия пользователей в интернет-пространстве выступают факторы, воздействующие на формирование ценностей: виртуальная диалогизация объектов взаимодействия, размытие идентичности личности, разнообразие виртуальных сред общения, видов деятельности и способов самопрезентации, вседозволенность в виртуальном поведении и нарушения законов нравственности.
Интернет является виртуальным пространством различных культур, формирующим мнимые ценности преобладающих сообществ. Виртуальная культура и субкультуры диалогизи-руют между собой, оказывая воздействие на реальное диалогическое взаимодействие. Субъект взаимодействия осуществляет поиск того сообщества, где он может себя идентифицировать. Происходит влияние виртуального пространства на самоопределение субъекта в условиях многообразия ценностных ориентиров. Виртуальное интернет-пространство создает возможности мгновенного доступа к неограниченному количеству ресурсов, появляются условия для развития и обучения личности, приобретение новых друзей и знакомых, единомышленников.
Однако обратная сторона виртуального пространства - утрата духовно-нравственных ценностей реального мира в сознании и жизни человека, ослабление реальной диалогизации, погружение в виртуальный мир фантомов мифологических объектов. Происходит подмена реальных ценностей «мнимыми», непонимание ценностей
добра, уход в мир зла и демонизацию сознания, в виртуальную игровую деятельность, уничтожение нравственных установок. В итоге остро встает вопрос о подготовке субъекта взаимодействия в интернете.
Для вхождения и использования виртуального интернет-пространства необходимо, чтобы личность в реальном социальном диалогическом взаимодействии сформировала жизненные ценности, освоила и приобрела опыт социального пространства. Это ей позволит адекватно оценить предложенные модели и алгоритмы поведения интернет-пространства. Не стоит забывать, что виртуальное пространство - это иерархия искусственных алгоритмов и моделей. Погружение личности в виртуальное пространство с несформированными жизненными ценностями и установками приведет к перепрограммированию её сознания и зависимости от виртуальности. В данный момент виртуальная интернет-зависимость в современном обществе наблюдается как закономерность [9].
Виртуальное -пространство предоставляет огромные возможности для субъектов взаимодействия через он-лайн-образование, при этом личность получает информацию и управляет построением своей идентичности. Однако практическая сторона, связанная с формированием профессиональных компетенций, требует реализации в социальных системах. Возникает проблема научно-философского осмысления виртуальной реальности с позиции социальной философии.
Выделим главные аспекты изучения феномена виртуального интернет-пространства:
- соотношение понятия виртуального пространства и социальной реальности;
- виртуальное интернет-пространство - это объективная данность, независимая от сознания, или это искусственная, техническая реальность;
- возможно ли исследовать философским терминологическим аппаратом понятие виртуальной реальности, или оно не поддаётся социально-философскому анализу.
Виртуальное интернет-пространство - это пространство узлов и связей, ссылок, которые в совокупности образуют распределенную сеть, целостную совокупность виртуальных объектов, складывающуюся и функционирующую в качестве одного из направлений развития социальных систем, и в этой реальности личности. Оно создает законы, по которым функционирует виртуализируемое общество. Основной недостаток виртуальной реальности - это отсутствие критериальных нравственных законов. Интернет пронизан виртуальными диалогическими взаимодействиями пользователей сети. Сетевой диалог заключается в поиске других для обмена информацией. Виртуальная диалогизация предполагает обмен информацией на когнитивно-эмоциональном уровне, поведенческо-дея-тельностный компонент размыт или отсутствует.
Количество пользователей интернет-среды растет быстрыми темпами, открываются неограниченные возможности для пользователей, происходит замена реальности на виртуальность. Пользователь может представлять себя как реальным субъектом взаимодействия, так и виртуальным, скры-
ваясь за маской виртуального образа. Начиная использовать виртуальный образ в игровой деятельности, пользователь переносит его на социальные сети и в реальный мир. Виртуализация интернет взаимодействий сказывается на социальных отношениях в социуме [5, с. 43].
Статистический анализ данных виртуального
интернет-пространства
Преимущество виртуального общения создает условия образования бизнес-структур в интернете, которые отбирают и вовлекают в свою группу людей творческих, ярких, коммуникабельных, предприимчивых, быстро приспосабливающихся к переменам, тем самым позволяют находчивым личностям беспрепятственно получить статус, власть, деньги.
По данным отчёта We Are Social и Hootsuite «Global Digital 2018» количество пользователей интернета в мире в 2018 г. достигло 4,021 млрд человек. По итогам 2017 г. число пользователей увеличилось на 250 млн человек. Первенство в мире по численности интернет-аудитории занимает Китай - 772 млн, затем Индия - 350 млн, США - 277 млн, Япония - 110 млн, Бразилия - 110 млн, Россия - 90 млн (занимает 6-е место). Количество подростков в возрасте 13-17 лет, использующих Facebook, также увеличилось, но только на 5% с января 2018 г. Общемировые расходы на электронную коммерцию в 2017 г. достигли почти $1,5 трлн, причем только на потребительские товары. Если добавить траты на другие категории, такие как онлайн покупка билетов, туров, цифровой контент и мобильные
V6V
приложения, общая глобальная стоимость электронной торговли будет ближе к $2 трлн1. Ежемесячная аудитория интернета по состоянию на сентябрь 2017 - февраль 2018 гг. достигла 90 млн, человек и составила 73% населения страны старше 12 лет2.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в сентябре 2018 г. провёл опрос «Пользуетесь ли вы интернетом, и если да, то как часто?». Доля интернет-пользователей в России - 81% граждан. В том числе 65% выходят в сеть ежедневно. Среди россиян 18-24 лет этот показатель составляет 97%. Среди наиболее активной аудитории (пользуются интернетом ежедневно) также высокообразованные (78%) и материально обеспеченные (72%), москвичи и петербуржцы (76%)3.
Воздействие цифровизации на социальные системы и на природу личности в ходе виртуального диалогического взаимодействия двойственно. Оно приобретает черты ценности нового типа, помогая человеку проявить свою сущность в новых условиях, приобщает личность к многовековому опыту, знаниям, ценностям через образовательные системы. Положительное влияние цифровизации связано с получением ценной информации, приобретением товаров и услуг, обще-
1 Пользователи интернета в мире // Интернет в России и мире: [сайт]. URL: http://www. bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404 (дата обращения 13.12.2018).
2 Аудитория интернета в России выросла на 4% // РИФ/2018: [сайт]. URL: https://2018.rif. ru/news/auditoriya-interneta-v-rossii-virosla-na-4 (дата обращения 13.12.2018).
3 Количество пользователи интернета в России // Интернет в России и мире: [сайт]. URL: http://www.bizhit.ru/index/uzers_ count/0-151 (дата обращения 13.12.2018).
нием, работой и т. д. Отрицательное влияние проявляется в воздействии негативной информации на личность, манипуляции сознанием, зависимостью от онлайн игр, психическими расстройствами.
Виртуальное интернет-пространство изменяет временные представления человека, приобретённые в социальных системах, создавая мнимый мир иллюзий и ценностей. Проецируя виртуальную реальность на социальные системы, личность теряет ценностно-содержательную доминанту своей данности, утрачивает чувства сострадания и сопереживания, последовательности событий, иерархическую структуру ценностей. Происходит пассивное восприятие текущей жизни, возникают мысли возврата в виртуальный мир, интернет-пространство становится жизненно необходимым, привязывает к себе. Человек становится интернет-зависимым, реальное общение вызывает неудовлетворенность окружающей жизнью. Интернет-зависимость характеризуется навязчивой потребностью в сети, виртуальными знакомствами и бесконечными путешествиями по сети [3]. На психологическом уровне проявляется в симптомах: улучшается самочувствие при наличии работающего и подключённого к интернету гаджета; увеличивается время нахождения в сети; нежелание прерываться, равнодушие к окружающим, дискомфорт при отсутствии средства для коммуникации во всемирной паутине и т. д. [4].
Цифровизация социальных процессов - это уход человеческой личности в виртуальную реальность, в результате чего возникает опасность, связанная с дегуманизацией личности,
зависимостью от гаджетов и компьютерных систем как болезнью человечества цифровой эпохи. Человеческие качества и ценности личности формируются из личностного общения в социальных системах, определяя жизнедеятельность на разных этапах развития в обществе. Происходит обмен мыслями, чувствами, энергиями на аксиологическом уровне развития личности, каждый человек выступает как генератор энергетических субстанций. При правильном построении межличностных отношений происходят взаимообогащение и формирование содержательного ядра ценностей личности [8].
Обмен информацией между пользователями в интернет-пространстве происходит в форме виртуального диалогического взаимодействия. Это новая форма взаимодействия, когда передача информации в интернет-пространстве происходит с помощью виртуального диалога. Виртуализация диалогического взаимодействия через интернет-пространство оказывает существенное влияние на субъекты образовательной деятельности, а в целом и на само общество.
Положительный момент виртуального пространства состоит в использовании интернет-ресурсов для образовательной деятельности как личности, так и общества. Предельное расширение возможностей виртуального диалога и создание виртуальных сообществ позволит ускорить процесс информатизации современного общества [6, с. 13]. Отрицательный момент виртуального пространства - это распространение негативной информации, увеличение количества интернет-зависимых, игровых веб-серверов,
разрушение государственных, национальных, языковых и культурных границ.
Виртуальное пространство охватывает все стороны современного общества. Молодое поколение является потенциальным потребителем виртуальной сети, где присутствуют позитивные и негативные явления культуры, что непосредственно влияет на формирование ценностей общества [11, с. 44] Виртуализация диалогического взаимодействия - необратимый процесс, который влияет на традиционную систему ценностей, и современное общество не сможет запустить обратный процесс отказа от интернет-сетей. Современному обществу необходимо найти способы существования людей как на макросоциальном, так и на индивидуально-личностном уровнях и предложить пути адаптации человека в современном виртуальном интернет-пространстве.
Выводы
Увеличивающийся поток информации даёт эффект усиления её воздействия, или так называемый синергети-ческий, нелинейный эффект, который, с одной стороны, может привести к непредсказуемым глобальным проблемам, с другой стороны, делает возможным развитие духовно-нравственных ценностей личности - множество в своём содержании, но единство в своей форме. Интернет и другие средства интеграции мирового сообщества создают новую виртуальную реальность и, принципиально изменяя смысл социокультурных коммуникаций, привносят с собой неизвестную систему ценностей, в результате чего меняются мир ценностей человека, его отношение к
окружающему миру. Это развернуло личность в сторону переоценки мировых ценностей и сформировало новые требования к культуре потребления.
Преобладание виртуального пространства в диалогическом взаимодействии общества оказывает существенное влияние на процесс передачи информации, изменяя социальную и культурную системы социума. Скорость воздействия на социальное бытие социума виртуального мира огромна, и государство и современное общество не готовы к таким трансформациям. Потоки вредоносной и антисоциальной информации, обрушивающиеся на человека и общество, подрывают процесс социализации личности и формирования духовно-нравственных ценностей общества в российской образовательной системе. Образовательная система, как и социум, испытывает воздействие виртуального интернет-пространства. Воздействуя на сознание и поведение пользователей сети, процессы циф-ровизации осуществляют социально-преобразовательную деятельность, охватывая всё общество.
Изменяя жизненные ценности социума, его мышление и поведение, интернет-пространство формирует но-
вые модели культуры. Виртуальная реальность трансформируется в современные общества, изменяя систему образования, семейные, социальные институты. С развитием виртуального пространства границы его диалогического взаимодействия расширяются, возникает возможность пользоваться благами культуры, получать образование, покупать книги и продукты, общаться, а также привносить антисоциальную информацию, разрушать и вредить.
В цифровой (виртуальной) реальности содержательное ядро ценностей личности заменяется обменом информацией между объектами. Субъект отношений переходит в разряд объекта, который функционирует в виртуальной системе, где она сама выступает субъектом, воздействуя на объект человеческой личности.
Одна из проблем цифровизации социальных и образовательных систем, в том числе и конкретно самой личности, - это зависимость от цифровых технологий, своего рода «электронное рабство», когда самостоятельность, свобода и духовное развитие личности ограничиваются и управляются электронными технологиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аракелян С. М. Самоорганизующаяся информационная среда с децентрализованным управлением для взаимодействия образовательных учреждений // Интернет-порталы: содержание и технологии. М.: Просвещение, 2007. №. 4. С. 440-464.
2. Бакурадзе А. Б., Бондарева Я. В. Аксиологические основания эволюции управления // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2015. № 1. С. 26-38.
3. Герасимова Д. В. Интернет и его влияние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-4. С. 649-651.
4. Гринева О. А. Трансформация человеческого бытия в условиях современного информационного общества: социально-философский анализ: дис. канд. филос. наук. Красноярск, 2017. 154 с.
5. Колодина А. А. Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России: дис. док. филос. наук. М., 2017. 373 с.
6. Кончаковский Р. В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. социол. наук, Екатеринбург, 2010. 22 с.
7. Кучукян А. В. Социоструктурные детерминанты влияния виртуальных сетей на протестую активность современной молодежи: дис. док. филос. наук. Ставрополь, 2017.
8. Петрий П. В. Общественный идеал как фактор модернизации России в условиях глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 2. С. 55-63.
9. Ростовцева М. В., Машанов А. А., Хохрина З. В. Социально-философские проблемы социализации личности в условиях информатизации современного общества // Фундаментальные исследования. 2013. № 5-6. С. 1282-1286.
10. Сергеева Б. М. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи: дис. канд. псих. наук. М., 2017. 212 с.
11. Стрекалова Н. Б. Сетевые коммуникации в современном образовании // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы конф. Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. № 1 (6). С. 116-117.
12. Троегубов Ю. Н. Проблемы противодействия экстремизму в сети интернет // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2014. № 3 (39). С. 143-147
13. Maykova V. P., Falko V. I., Molchan E. M. Transformation of Educational Activity: Social and Philosophic Aspects // International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018). 2018. Р. 8-12.
1. Arakelyan S. M. [Self-organizing information environment with decentralized control for cooperation of educational institutions]. In: Internet-portaly: soderzhanie i tekhnologii [Internet Portals: Contents and Technologies]. M.: Prosveshchenie Publ., 2007, no. 4, pp. 440-464.
2. Bakuradze A. B., Bondareva Ya. V. [Axiological foundations of the evolution of management]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy], 2015, no. 1, pp. 26-38.
3. Gerasimova D. V. [The Internet and its impact]. In: Mezhdunarodnyi zhurnalprikladnykh i fundamentalnykh issledovanii [International Journal of Applied and Fundamental Studies], 2016, no. 11-4, pp. 649-651.
4. Grineva O. A. Transformatsiya chelovecheskogo bytiya v usloviyakh sovremennogo infor-matsionnogo obshchestva: sotsial'no-filosofskii analiz: dis. kand. filos. nauk [Transformation of Human Existence in Modern Information Society: Socio-Philosophical Analysis: PhD Thesis in Philosophy]. Krasnoyarsk, 2017. 154 p.
5. Kolodina A. A. Protsesspreemstvennosti kul 'turnykh tsennostei v sovremennoi tranzitivnoi Rossii: dis. dok. filos. nauk [The Succession of Cultural Values in Modern Transitive Russia: Doctoral Thesis in Philosophy]. Moscow, 2017. 373 p.
6. Konchakovsky R. V. Setevoe internet-soobshchestvo kak sotsiokul'turnyi fenomen: av-toref. dis. ... kand. sotsiol.nauk [Network the Internet Community as a Socio-Cultural Phenomenon: PhD Thesis in Social Sciences]. Yekaterinburg, 2010. 22 p.
7. Kuchukyan A. V. Sotsiostrukturnye determinanty vliyaniya virtualnykh setei na protest-nuyu aktivnost sovremennoi molodezhi: dis. dok. filos. nauk [Socio-structural Determi-
85 с.
REFERENCES
nants of the Influence of Virtual Networks on Protest Activity of Modern Youth: Doctoral Thesis in Philosophy]. Stavropol, 2017. 85 p.
8. Petriy P. V. [Public ideal as a factor of modernization of Russia under the conditions of globalization]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy], 2017, no. 2, pp. 55-63.
9. Rostovtseva M. V., Mashanov A. A., Khokhrina Z. V. [Socio-philosophical problems of personality's socialization under the conditions of informatization of modern society]. In: Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental Studies], 2013, no. 5-6, pp. 1282-1286.
10. Sergeyeva B. M. Sotsialnye seti kak faktor formirovaniya sotsialnykh ustanovok sovre-mennoi molodezhi: dis. kand. psikh. nauk [Social Networks as a Factor of the Formation ofSocial Attitudes ofModern Youth: PhD Thesis in Psychology]. Moscow, 2017. 212 p.
11. Strekalova N. B. [Network communication in modern education]. In: Pedagogicheskii opyt: teoriya, metodika, praktika: materialy konf. [Pedagogical Experience: Theory, Technique, Practice: Conference Materials]. Cheboksary: Interaktiv plyus Publ., 2016, no. 1 (6),pp. 116-117.
12. Troegubov Y. N. [Problems of counteraction to extremism on the Internet]. In: Gumani-tarnyi vektor. Seriya: Istoriya, politologiya [Humanitarian Vector. Series: History, Political Science], 2014, no. 3 (39), pp. 143-147.
13. Maykova V. P., Falko V. I., Molchan E. M. Transformation of Educational Activity: Social and Philosophical Aspects. In: International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018),2018,pp. 8-12.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Молчан Эдуард Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Сергиево-Посадский институт игрушки; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Eduard M. Molchan - PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Humanities and Natural Sciences, Sergiyev-Posad Toy Institute; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА
Молчан Э. М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 2. С. 55 - 66. БОТ: 10.18384/2310-7227-2019-2-55-66
FOR CITATION
Molchan E. M. The Impact of Digitalization on the Formation of Spiritual and Moral Values of the Subjects of Interaction in Global Age.In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no.2, pp. 55 - 66. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-2-55-66