УДК 141.2
DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-43-51
духовно-нравственные ценности как вектор развития социальных систем
Бондарева Я. В.1, Молчан Э. М.2
1Московский государственный областной университет 141014, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Московская обл., Российская Федерация 2Сергиево-Посадский институт игрушки
141310, г. Сергиев Посад, Северный пр., д. 5, Российская Федерация
Аннотация. В статье исследуются ценностное основание социальных систем, генно-историческое развитие феномена духовно-нравственных ценностей, определяются их сущностность и характеристики. Методологией исследования выступают междисциплинарный, историко-философский, аксиологический подходы и социально-философский анализ актуальных проблем социального бытия. Акцентируется внимание на сущности духовно-нравственных ценностей, которые раскрывают ценностное основание социальных систем и являются системообразующим фактором, объединяющим субъектов взаимодействий в освоении социального пространства. Подчёркивается, что духовно-нравственные ценности задают гуманистический вектор развития современного государственного уклада наряду с системностью и структурированностью. Авторы приходят к выводу, что критериальные показатели духовно-нравственных ценностей определяют индивидуально-психологические изменения в структуре личности, нравственном её совершенствовании, формируют устойчивость и целостность социальных систем.
Ключевые слова: субъекты взаимодействия, духовно-нравственные ценности, социализация, общество, социальные системы, социальное бытие, ценностное основание, личность.
sPiRiTUAL AND MoRAL VALUEs As A VEcToR
of the development of sociAL systems
Ya. Bondareva1, Ye. Molchan2
Moscow Region State University
24, Very Voloshinoi st., Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation
25, Sergiyevo-Posad Institute of Toy, Severny driveway, Sergiev Posad, 141310, Russian Federation
Abstract. The authors study the value basis of social systems, the gene-historical development of spiritual and moral values, determine their nature and characteristics. The research methodology includes interdisciplinary, historical-philosophical, axiological approaches and socio-philosophical analysis of the topical issues of social existence. The study is focused on
© CC BY Бондарева Я. В., Молчан Э. М., 2019.
the nature of spiritual and moral values which reveal the value basis of social systems and are a system-forming factor that unites the subjects of interactions in the development of social space. It is emphasized that spiritual and moral values set the humanistic vector of the development of modern state structure, along with consistency and structuredness. The authors come to the conclusion that the indicators of spiritual and moral values determine individual psychological changes in the structure of the personality, its moral improvement, form the stability and integrity of social systems.
Keywords: subjects of interaction, spiritual and moral values, socialization, society, social systems, social being, value basis, personality.
Ценностное основание социальных систем
социальная жизнь современного общества выступает отражением мировых глобализационных процессов, формирует ценностное основание социальных систем, влияет на формирование духовно-нравственных ценностей личности. Социально-философский анализ сущности и структуры духовно-нравственных ценностей раскрывает их роль в духовно-нравственном развитии личности, особенности формирования социальных систем современного общества. Ценностное основание социальных систем выступает важным фактором развития современного общества, а духовно-нравственные ценности - это неизменные феномены, изучением которых на протяжении всего времени существования цивилизации занимались философы.
Для современной философии является актуальной задача объяснения феномена духовно-нравственных ценностей с учётом перспективных тенденций развития цивилизации, проблем, связанных с глобализацией и виртуализацией современного мирового пространства. Перед мировой общественностью стоят проблемы сохранения цивилизации, создания благоприятных условий существования
человечества на планете Земля, обеспечения мира в мире. Решение этих проблем напрямую связано с выбором ценностного основания социальных систем, а более конкретно - с феноменом духовно-нравственных ценностей личности в социальном бытии. Актуальность данного феномена не нова. Ещё в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция по правам человека) прописаны права на свободу слова, жизни, выбора религии, ценностей и др.1.
Развитие современной цивилизации невозможно рассматривать отдельно от ценностного основания социального бытия, в основе которого заложены мировые ценности, а также ценности отдельных государств и наций. Современная Россия с её ценностным потенциалом является регулятором на мировом уровне ценностного основания государств и наций. Привлекая внимание мировой общественности к решению глобальных проблем цивилизации, Российская Федерация являет ценностные основания и критерии развития традиционных мировых ценностей через свой опыт, накоплен-
1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: [сайт]. URL: http://base.garant. ru/2540800/#ixzz5Vu3XJCJ (дата обращения: 04.11.2018).
ный за тысячелетия существование многонационального государства. Ни одна страна мира не имеет такой многонациональной социальной структуры и подобного опыта взаимоотношения. Учитывая значение Российского государства на мировом уровне, возникает необходимость решение сложных задач, стоящих перед современной Россией, связанных с феноменом духовно-нравственных ценностей.
В своем обращении к народу патриарх Кирилл отметил, что православные духовно-нравственные ценности лежат в основе Российского государства, ибо они в значительной степени сформировали национальные черты характера и многие душевные качества русского человека: мужество и самопожертвование, честность и совестливость, сострадание и обострённое чувство справедливости. Трансформируясь в социальных системах, духовно-нравственные ценности православия обрели сущностные характеристики национальных ценностей и идеалов. Православные ценности создали ценностное основание современной России, они стали основой светской культуры, литературы, живописи, музыки, архитектуры1.
Современные социальные институты в Российской Федерации ищут выход из сложившейся духовной ситуации, когда материальные ценности зачастую не оказывают должного преобразования общества, а наносят удар по духовному составляющему человеческой личности. Уход от тради-
1 Патриарх Кирилл: Православные ценности сформировали черты русского народа [Электронный ресурс] // РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria.ru/ religion/20180728/1525518706.html (дата обращения: 01.11.2018).
ционных ценностей в реальной жизни современной России может привести к духовному вакууму и деградации человека как личности, что чревато последствиями демографической ситуации и исчезновением населения страны. Учитывая проблемы современного общества, необходимы новые расстановки смысловых акцентов и современного теоретического прочтения категории духовно-нравственных ценностей. Гносеологический аспект ценностного основания социальных систем заключает в себе исходные принципы объяснения генезиса и наполненности феномена «духовно-нравственных ценностей», но глоба-лизационные процессы в современном обществе, виртуализация социальных систем создают новые предпосылки изучения данного феномена. Задача раскрытия содержания духовно-нравственных ценностей и специфики их проявления в социальных системах должна быть решена средствами социально-философского анализа.
В социальной философии исходят из того, что ценностное основание социальных систем определяется особенностями субъект-субъектных взаимодействий в обществе, а проявление духовно-нравственных ценностей ограничено конкретными историческими условиями. Однако в исторические эпохи в неблагоприятных условиях наблюдались феномены личности с устойчивым ценностным основанием, непоколебимо отстаившей свою ценностную данность в опасные моменты жизнедеятельности. Не историческая среда и социальное окружение той или иной эпохи диктуют нравственный закон жизни для человека, а духовно-нрав-
ственные ценности, сформированные и заложенные в ценностное основание личности. Ценностное основание личности рассматривается наукой как основной критерий социальной активности в освоении социального бытия. Духовно-нравственные ценности личности, усвоенные, осмысленные, пережитые, становятся самостоятельными детерминантами, координирующими поведения в социальном пространстве. Духовно-нравственные ценности как вектор развития современного общества и личности являются системообразующим фактором социальных систем, определяющим ценностные ориентации личности и общества в освоении социального пространства. Духовно-нравственные ценности личности, взаимодействуя с ценностным основанием социальных систем, определяют общественные ориентиры, где личностное становится общественным, а общественное интегрируется с личностным. Во взаимодействии субъектов определяются отношения в социальных системах, подчиняющие индивидуальные ценности личности ценностным основаниям социальных систем, обуславливающие творческое воздействие личности на социальное бытие. В этой идее заключена стратегия духовно-нравственного развития общества через образовательные системы, которые, воздействуя на духовно-нравственное самосовершенствование личности, способствуют формированию духовно-нравственных ценностей и определению ценностного основания государства [7].
Определение стратегий и тенденций духовно-нравственного развития личности в социальном бытие
Определение стратегий и тенденций духовно-нравственного развития личности в социальном бытии через образовательную систему Российской Федерации предполагает выявление системообразующего ценностного основания государственной политики, определяющей успешность процесса по формированию духовно-нравственных ценностей личности и общества. Поиск интегрирующего и объединяющего феномена в интересах личности и государства, где государственная политика определяет ценностное основание социальных систем, а личность выступает субъектом социальных отношений в освоении окружающей действительности. Таким феноменом являются духовно-нравственные ценности, формирование которых будет происходить в образовательной системе Российской Федерации [3].
Проблемы ценностного основания социальных систем и духовно-нравственных ценностей личности во все исторические эпохи возникали, когда нравственные устои общества рушились. Ещё в Античности один из выдающихся мыслителей своего времени Сократ поставил вопрос: «Что есть благо?». Философское учение Сократа на протяжении многих столетий трансформировалось с учётом социальной реальности, но актуальным остаётся и сейчас. Благо является основной идеей сократовского учения, которое можно интерпретировать как ценность положительную. Ценностное основание социальных систем включа-
ет благо как ценность, связующую различные ценности между собой, с социальными и культурными факторами духовно-нравственного развития личности и общества через образовательные системы [6].
Историко-философский анализ духовно-нравственных ценностей
античная и средневековая философия ценностное основание социальных систем рассматривала через реальность истинного социального бытия. Духовно-нравственные ценности у Сократа предстают как добродетели, у Пифагора раскрываются через прекрасное, у Аристотеля - через деятельную добродетель в достижении блаженства, у Эпикура - через дружбу. В У1-У вв. до н. э. Пифагор создаёт школу, в которой основными ценностями провозглашались прекрасное и благопристойное, выгодное и полезное, а также приятное. А Аристипп, один из древнегреческих мудрецов, говорил, что лучше быть нищим, но обладать добродетелями, чем безнравственным, ибо безнравственный человек лишён человеческого образа. Основными ценностями древнегреческие философы провозглашали истину, добро и красоту.
Все представители идеалистического рационализма, от Платона до Гегеля, в философии выделяют аксиологию и онтологию, ценности и бытие. Выделение аксиологии в самостоятельную область философского знания происходит тогда, когда социальное бытие расчленяется на реальность, окружающую человека, и ценность как объект добродетели, полезности и ценностных ориентаций. Основной задачей
аксиологии является изучение ценностей в социальном бытии, влияния их на социальные системы общества, взаимодействия с субъектами деятельности. В аксиологии как философской науке выделяются следующие теории ценностей: натуралистический психологизм источник ценностей видит в биопсихологически интерпретированных потребностях человека; персона-листический онтологизм раскрывает особенности данности социального бытия; трансцендентализм рассматривает высшие ценности идеализированного бытия как такового; культурно-исторический релятивизм определяет относительность и условность самого процесса познания; соци-логизм изучает особенности познания социального бытия.
Представители натуралистиче-скиого психологизма А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи, К. И. Льюиса определяют ценностное основание человека через биопсихологические интерпретированные потребности личности, а ценности рассматривают как эмпирически фиксированный феномен социального бытия. Дж. Дьюи ценности определяет реальной ситуацией, как результат ценностных ориентаций в достижении положительных состояний личности, изменении социального бытия согласно своему внутреннему содержанию [2]. Исследуя социальные системы, в частности образовательную, можно выявить ценностно-образующие факторы, определяющие интересы и потребности личности, а следовательно, и ценности с целью регулирования социальных систем. У А. Майнонга [4] ценности представлены как теоретические качества, присущие субъектам взаимодействия в
социальном бытии. Аксиологический психоанализ стандартизирует ценности на основе неопределённости, понимаемой «полезности» или «инстру-ментальности». Однако понимание ценностей через эмпирически констатируемый феномен означает слияние ценностей с предметной реальностью.
Представители аксиологического трансцендентализма В. Виндельбанд, Г. Риккерт духовно-нравственные ценности соотносят с идеализированным бытием, чистым трансцедентальным сознанием. Идеальные духовно-нравственные ценности не зависят от данности социального бытия, человеческих потребностей и желаний. Однако мир идеальных реалий воздействует на социальное бытие и изменяет его. Здесь аксиологический трансцендентализм уступает место персоналисти-ческому онтологизму, представителем которого был М. Шелер. Он рассматривал в своём учении «третий путь», который приведёт человечество к согласию и гармонии [9]. Ценностное основание социальных систем, ориентированных на духовно-нравственные ценности, объединяет субъектов взаимодействия в социальном бытии и направляет к гармонии и согласию в достижении поставленных целей. Это путь всеобщего согласия людей в освоении и преобразовании социального бытия. Согласно М. Шелеру, этот процесс не возможен без Бога, ибо несовершенство человеческого существа не может оценить истинную ценность реальности. А жизнедеятельность личности определяется ценностной структурой, которая и образует онтологическую основу человека.
В. Дильтею, представителю культурно-исторического релятивизма [1],
характерна идея фрактальности ценностных систем, функционирующих в социальных системах. Ценностное основание социальных систем определяется историческим методом познания действительности. При этом для многих последователей (В. Дильтея, О. Шпенглера, А. Д. Тойнби, П. А. Сорокина) интуитивистский подход выступал как основной при изучении ценностного основания социально-культурных систем общества. По О. Шпенглеру [10], период существования социально-культурных систем (цивилизаций) составляет 10 000 тыс. лет. Каждая цивилизация создаёт ценностное основание в социальных системах, вырабатывает ценности наций, народов.
Представитель социологизма М. Вебер [5] в своей «Понимающей социологии» ценности определял как средство постижения социального бытия субъектами взаимодействия в социальных системах через социальные знания и действия. Изучая социальные системы, Ф. В. Знанецкий, а в дальнейшем Т. Парсон в школе структурно-функционального анализа понятию ценности придают философско-мето-дологическое значение. Выступая средством функционирования социальных систем, ценности определяют вектор развития современного общества, выстраивают взаимодействие субъектов в социальном пространстве. У Томас и Ф. Знанецкий раскрывают природу ценностей, наделяя их природным содержанием, определяют их роль в социальных системах. Ценности - это объект социальной деятельности, который создает и расширяет социальное бытие, культурируя социальные системы. По мнению Ф. Знанецкого,
[8], ценности выстраивают структуру социальных взаимоотношений, являются основанием социальных систем, позволяют выстроить и реализовать модели нравственного поведения человека в социуме.
Выводы
Духовно-нравственные ценности являются аксиологическими качествами и обладают рядом собственно ценностных формальных свойств. Им присущи единство и единственность. Единство, или целостность духовно-нравственных ценностей означает, что все их элементы находятся в органической взаимосвязи, что всякое их «членение» всегда относительно.
Духовно-нравственные ценности -это качество духовно-нравственных сущностей, которое связано с объектами и субъектами, являющееся свойством бытия человека, проявляющееся во всех видах духовно-нравственной деятельности и реализующееся как во внутреннем (духовно-душевном), так и во внешнем (душевно-материальном) его мире посредством ориентации на сознание, чувства, поведение, общение, отношение, потребности. Это особые свойства объектов и субъектов, характеризующие высший уровень развития духовного мира личности, принявшей эти ценности посредством духовной деятельности
в процессе ценностных ориентаций в различных группах, коллективах, обществе. Это определённые нормы и правила, выступающие важнейшим факторов моральных и жизненных регуляторов при принятии жизненных решений и выборе целей личностью.
Приведённое определение духовно-нравственных ценностей ориентировано на некоторые их существенные свойства, которых, конечно, значительно больше у реальных ценностей. Анализ проблемы социокультурных и социологических оснований ценностей позволяет сделать вывод, что «ценность» по своему логическому объёму - категория философская и социокультурная. Она охватывает значительный круг явлений и находится на высоком уровне абстрагирования. Её смысл, разнообразие оттенков выясняются из анализа жизнедеятельности общества современной России. В качестве важной методологической проблемы является вопрос соотношения духовно-нравственного развития личности и духовно-нравственных ценностей в образовательных системах. В этом случае речь идёт не о простой логической операции, что шире по объёму, а что уже, а о выяснении роли духовно-нравственных ценностей в развитии личности, их связи с различными образовательными системами, субъектами социокультурной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. А. В. Михайлова, Н. С. Плотникова. Т. 1. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 762 с.
2. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003. 494 с.
3. Майкова В. П., Молчан Э. М. Духовно-нравственные ценности как цели курса развития современного образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2018. № 2. С. 23-27.
4. Майнонг А. Самоизложение. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. 80 с.
5. Вебер М. Работы по социологии религии и культуры. Вып. 1, 2. М.: Наука, 1991.
6. Молчан Э. М. Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Брянск: РИО БГУ, 2009. 182 с.
7. Молчан Э. М. Трансформация образовательной деятельности как социокультурный феномен // Методология в науке и образовании: материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов Российской академии наук. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. C. 210-212.
8. Фотев Г. Флориан Знанецкий: Гуманистическая социология // Современная американская социология: сб. статей. М.: МГУ, 1994. С. 50.
9. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 59-338.
10. Шпенглер О. Гештальт и действительность // Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. Т. 1. М: Мысль, 1998. С. 563.
REFERENCES
1. Diltei W. Sobraniesochinenii. T. 1 [Collected Works. Vol. 1]. M: House of Intellectual Books, 2000. 762 p.
2. Dewey I. Rekonstruktsiya vfilosofii. Problemy cheloveka [Reconstruction in Philosophy. Human Problems]. Moscow, Respublika Publ., 2003, 494 p.
3. Maikova V.P., Molchan E.M. [Spiritual and moral values as an objective course of the development of modern education]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy], 2018, no. 2, pp. 2327.
4. Meinong A. Samoizlozhenie [Self-presentation]. Moscow, House of Intellectual Books Publ., 2003, 80 p.
5. Weber M. Rabotypo sociologii religii i kultury [Works on Sociology of Religion and Culture]. Iss. 1, 2. Moscow: Nauka, 1991.
6. Molchan E.M. Dialogicheskii aspekt v formirovanii dukhovno-nravstvennykh tsennostei starsheklassnikov [Dialogical aspect in the formation of spiritual and moral values of high school students]. Bryansk, Bryansk State University Publ., 2009. 182 p.
7. Molchan E.M. [The transformation of education as a sociocultural phenomenon] In: Metodologiya v nauke i obrazovanii: materialy Vserossiiskoi konferentsii universitetov i akademicheskikh institutov Rossiiskoi akademii nauk [Methodology in Science and Education: Proceedings of All-Russian Conference of Universities and Academic Institutes of the Russian Academy of Sciences]. Moscow: Moscow State technological University Publ., 2017, pp. 210-212.
8. Fotev G. [Florian Znaniecki: Humanistic Sociology]. In: Sovremennaya amerikanskaya sotsiologiya [Contemporary American Sociology]. Moscow, Moscow State University Publ, 1994.
9. Sheler M. [Formalism in Ethics and Material Ethics of Values]. In: Izbrannyeproizvedeniya [Selected Works], Moscow, Gnozis Publ., 1994, pp. 59-338.
10. Spengler O. [Gestalt and Reality]. In: Shpengler O. ZakatEvropy. T. 1 [The Decline of Europe. Vol. 1]. M: Idea, 1998.
vsoy
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Бондарева Яна Васильевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Молчан Эдуард Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Сергиево-Посадского института игрушки; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Yana V.Bondareva - Doctor of Philosophy, professor at the Department of Philosophy at Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
Eduard M. Molchan - PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Humanities and Natural Sciences, Sergiyevo-Posad Institute of Toy; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА
Бондарева Я. В., Молчан Э. М. Духовно-нравственные ценности как вектор развития социальных систем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 43-51. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-43-51
FOR CITATION
Bondareva Ya., Molchan Ye. Spiritual and Moral Values as a Vector of the Development of Social Systems. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no.1, pp. 43-51. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-43-51