Научная статья на тему 'О духовно-нравственном, нравственном и моральном воспитании'

О духовно-нравственном, нравственном и моральном воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2750
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ / НРАВСТВЕННОЕ / МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ / ИДЕАЛ / SPIRITUAL-MORAL AND MORAL EDUCATION / THE BASE NATIONAL VALUES / NEEDS / IDEAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусакова Виктория Олеговна

В статье анализируется содержание понятий духовно-нравственного, нравственного и морального воспитания, раскрываемое с разной полнотой в нормативных актах, философских трудах, литературных и научно-педагогических источниках; выявляются их особенности; понятие «духовное воспитание» рассматривается как с религиозной точки зрения, так и с позиции его культурообразующего воздействия на становление личности, ориентации на идеал и раскрытие своего предназначения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are analyzes the concepts of spiritual-moral and moral education, revealed with the different completeness in the normative reports, the philosophical works, literary and scientific-pedagogical sources; are detected their features; concept «spiritual education» is considered as a religious point of view, so from the position of his cultural meaning to the formation of personalities, their orientation for ideal and disclosure of their destination.

Текст научной работы на тему «О духовно-нравственном, нравственном и моральном воспитании»

УДК 37.001.4 ББК 74.005.1

Гусакова Виктория Олеговна

кандидат искусствоведения докторант

кафедра педагогика РГПУ имени А.И. Герцена Санкт-Петербург [email protected] Gusakova Victoria Olegovna

Candidate of art doctoral student the Department of pedagogy Russian state pedagogical University named after A. I. Gertsen

Saint-Petersburg [email protected]

O духовно-нравственном, нравственном и моральном воспитании About the Spiritual-moral and moral education

В статье анализируется содержание понятий духовно-нравственного, нравственного и морального воспитания, раскрываемое с разной полнотой в нормативных актах, философских трудах, литературных и научно-педагогических источниках; выявляются их особенности; понятие «духовное воспитание» рассматривается как с религиозной точки зрения, так и с позиции его культурооб-разующего воздействия на становление личности, ориентации на идеал и раскрытие своего предназначения.

In the article are analyzes the concepts of spiritual-moral and moral education, revealed with the different completeness in the normative reports, the philosophical works, literary and scientific-pedagogical sources; are detected their features; concept «spiritual education» is considered as a religious point of view, so from the position of his cultural meaning to the formation of personalities, their orientation for ideal and disclosure of their destination.

Ключевые слова: духовно-нравственное, нравственное, моральное воспитание, базовые национальные ценности, потребности, идеал.

Key words: spiritual-moral and moral education, the base national values, needs, ideal.

В нормативных актах, определяющих стратегию образования XXI в., духовно-нравственные ценности заявлены как основа для воспитания, а духовно-нравственное воспитание рассматривается как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [5, с. 9]. Введе-

ние понятия «духовно-нравственное воспитание» в Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на целевую направленность образования - личность, непрерывно движущуюся навстречу своему предназначению.

В научно-педагогических трудах «духовное воспитание», чаще всего, связывают с религиозным, в частности, с христианским [8]; «нравственное» - с проблематикой общечеловеческих ценностей, главными из которых являются человек и его жизнь; моральное - с узаконенными и социально-оправданными нормами поведения (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.Г. Дробницкий, В.А. Караковский, Л.И. Рувинский, В.А. Сухомлинский Л.Н. Толстой и др.).

Духовным считается человек, принадлежащий к религиозной конфессии или обладающий особыми духовными переживаниями и творческими наитиями (первое не исключает второго). Нравственным является тот, у кого личные убеждения и поведенческие стереотипы не противоречат нормам морали, который обладает свободой мысли и действий; моральным - верно исполняющий правила и нормы своего социума.

Понятия духовно-нравственное, нравственное и моральное воспитание отражают содержательные и ценностно-целевые векторы всего воспитательного процесса и его конечные личностные результаты.

Обратимся к толкованию этих понятий.

Наиболее сложным видится «духовное», проистекающее из слова «дух» -одной из трех (душа и тело), высшей субстанций личности, определяющей рассудочную деятельность человека. В таком случае воспитание духовности будет направлено на формирование способности у человека руководить своими чувствами, потребностями и действиями, и на выработку у него внутренней мотивировки к идеалу (Богу) и потребностью ему следовать (уподобиться).

Духовный компонент воспитания сопряжен с нравственным и моральным, но стоит выше них и определяет степень их полноты.

Содержание понятий «нравственное» и «моральное воспитание» глубоко осмыслялось представителями немецкой философской педагогики, оказавшей воздействие на отечественных педагогов (К.Д. Ушинский, Л.Н. Модзалевский).

Согласно Канту воспитание как совокупность «ухода» в младенчестве, «дисциплинирования» в дошкольном возрасте и «формирование нравственного поведения» (нравственное воспитание или воспитание духа свободы) в школьный период необходимо только человеку, который отличается от животного способностью следовать нравственному закону.

Нравственный закон, по Канту, открывает перед человеком возможность ставить нравственные цели, вырабатывать свои максимы - личные моральные правила, вытекающие из императива - всеобщего нравственного принципа, чтобы в итоге достичь общественного блага.

Разграничивая воспитание на как таковое и религиозное, Кант предостерегал о возможной ошибке сведения последнего к механическому исполнению культа, не затрагивающего внутренние переживания человека. Он указывал, что «Религия, есть закон живущий в нас», «Нравственность есть основа религии», а «соизмерение наших поступков с этим законом» - это совесть [4, с. 40]. Кант отождествляет религиозные убеждения человека с нравственным законом внутри него и определяет последний регулятором его внешнего поведения и поступков.

Младший современник Канта, Фихте определял нравственное воспитание как процесс возвышения человека от спонтанных влечений к свободе осознанных действий и реализации своего предназначения в добре - конечному результату [10]. Ключевым понятием Фихте является «свобода» - двигатель человека к самосовершенствованию и творчеству - совершенствованию жизни, что составляет содержание духовных потребностей. Фихте раскрывает понятие «духовности» в толковании свободы, направляющей человека к добру.

Его ученик Шеллинг сводил воспитание к единому процессу нравственного, эстетического и религиозного развития каждого человека для достижения

всеобщей идеи о человечестве [11]. Эту идею впоследствии известный немецкий педагог Гразер сформулировал как «уподобление Божеству», которое предполагает наличие у человека духовных качеств.

Гегель считал, что задача воспитания - мотивировать человека к самосовершенствованию, самореализации, творческому самостроительству [2]. Каждый человек, по мнению Гегеля, имеет жизненно важное право на воспитание, которое должно взрастить в нем две способности: нравственность и разум. Гегель относил нравственность к воздействию на человека народного духа, истории и культуры, а разумность (духовность) к познавательной деятельности самого человека, а не к промыслу его «божественного наставника» или следствию проповедей и наставлений извне. Гель развивал идею нравственности и разумности человека как результата его самовоспитания, основанного на культивировании чувств добра и красоты.

Бенеке говорил, что духовно-нравственное воспитание ребенка зависит от развития его первоначальных, заложенных природой, душевных основ, и получаемых на протяжении жизни впечатлений [1]. Получаемые впечатления могут иметь нравственный и безнравственный характер. Они формируют внутренний мир человека, определяют его поведение и оставляют в нем «неясный след» -представление. Из совокупности представлений у ребенка формируются наклонности, желания и потребности. Бенеке рекомендовал «абстрактную переработку» этих представлений в соответствии с жизненными целями. Он утверждал, что «нравственная норма» не дается человеку от рождения, а воспитывается примерами «истинного достоинства» и «нравственных стремлений». По мысли Бенеке, что нравственность, как «согласие ума с высшими потребностями нравственного чувства» является высшей целью религиозного образования, которое относится к области воспитания. Он предостерегал от опасности религиозных предрассудков и указывал, что главная задача религиозного образования - воспитать в человеке чувство воздержания от всего обольстительного и заманчивого.

Немецкие ученые отводят воспитанию определяющую роль в формировании личности. Они отдают приоритет нравственному закону, который преобразует внутренний мир человека (душу), формирует его нравственное поведение и способствует обретению свободы - важного условия для реализации своего предназначения - достижение идеала (богоподобия) и принесение общественного блага. Понятие «духовности» в их трудах имеет толкования: свобода для совершения добра, самосовершенствование и творческое самостроительство, уподобление Богу или идеалу.

Важно отметить, что в немецком языке понятия «нравственность» и «мораль» - обозначаются одним словом «moral», тогда как в русском они имеют содержательные отличия.

В словаре В. Даля, духовный элемент воспитания соотносен с понятием «духа» и обозначает «бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [3, т. I, с. 503]; а нравственный элемент противопоставлен «телесному, плотскому» и обозначает «духовный, душевный» [3, т. II, с. 558], а мораль составляет «нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [3, т. II, с. 345].

По Далю нравственный элемент является важным компонентом духовного. «Нравственный... относящийся к одной половине духовного быта, противо-полож. умственному, но составляющий общее с ним духовное начало». К умственному Даль относит «истину и ложь», а к нравственному - «добро и зло» [3, т. II, с. 558].

«Добронравный, благонравный» человек - тот, у кого нрав «согласный с совестью». Совесть толкуется как внутренний регулятор поступков, «чувство, побуждающее к истине и добру» [3, т. IV, с. 256], формирующееся под воздействием умственного и нравственного начала.

советский период, ознаменованный идеологией, сложившейся не без влияния немецкой философии, нравственность и мораль стали отождествляться, а духовность относится к религиозной сфере.

В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой духовность - это «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными», духовный - «относящийся к религии, церкви» [7, с. 185]; нравственность - «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами», нравственный - «относящийся к сознанию, внутренней жизни человека» [7, с. 433]; мораль - «нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность», моральный - «высоконравственный... внутренний, душевный» [7, с. 374].

В данном случае и нравственность, и мораль связываются и с внутренней жизнью человека, и с его поведением в социуме, которое во многом зависит от потребностей.

Используя пирамиду А. Маслоу [6], можно утверждать, что физиологические потребности, потребности в безопасности, в любви, уважении и признании совместимы с нравственными и моральными качествами человека и при разумном их регулировании не противоречат внутренним убеждениям и общественным правилам поведения. Нет ничего безнравственного и аморального в том, что человек нуждается в пище и сне, стабильности и защите, внимании и заботе. Удовлетворяя их человек, согласно внутреннему нравственному закону, может искренне помогать бедным, заботиться о детях и стариках, защищать слабых и т.д. Но будет ли он испытывать потребность в совершении нравственных поступков или ограничится только поводами и стимулами, которые дает ему жизнь?

Высший пятый уровень в пирамиде Маслоу занимают потребности в самоактуализации - раскрытии человеком своих способностей и дарований. Однако самоактуализация человека может ориентироваться на достижение без-

нравственных целей - личное обогащение или подчинение себе других людей. Позже, Маслоу добавил к своей пирамиде еще два уровня познавательных и эстетических потребностей, связанные с духовной жизнью человека и предшествующих самоактуализации.

Формирование духовных потребностей (эстетических, познавательных, религиозных), сопрягаемых с нравственным законом, есть задача духовно-нравственного воспитания, которое можно рассматривать как процесс, направленный на создание педагогических условий для актуализации у учащихся умственного и нравственного начала в распознавании «истины и лжи» и «добра и зла». Критериями для такого распознавания могут стать общечеловеческие ценности и базовые национальные ценности, которые отличаются от первых наличием патриотической составляющей, отмеченной культурным своеобразием каждого народе.

Этому культурному своеобразию - народности уделял пристальное внимание русский педагог К. Ушинский. Он доказал, что каждый народ следует своей «народной системе» воспитания и образования, отвечающей его потребностям, и обосновал важность «народности» именно в педагогике. В отличие от науки, которая «принимает в область свою только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого», «воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу и ум, - и, прежде всего, обращается к характеру человека; характер и есть именно та почва, в которой коренится народность» [9, с. 69-70].

Духовно-нравственное воспитание имеет целью формирование в человеке идеала, который может быть только народным и должен выражать базовые национальные ценности. Ученый справедливо заметил, что «каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вме-

сте с его развитием... он всегда выражает собой степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, - выражает народную совесть» [9, с. 122].

Труды Ушинского актуальны и в современных условиях поликультурного общества. Разработанный им уникальный учебник «Родное слово», в котором акцент поставлены на духовно-нравственное воспитание учащихся средствами родного языка и культуры, был востребован в губерниях Российской империи, населяемых разными народами, включая крымских татар - мусульман по вероисповеданию, республиках СССР и современных школах в качестве дополнительной литературы по выбору педагога и учащихся.

Вывод. В педагогической литературе нет единого мнения о содержании духовно-нравственного, нравственного и морального воспитания. Наибольшая ясность наблюдается в характеристике нравственного и морального воспитания.

Нравственное воспитание направлено на формирование в человеке системы убеждений и взглядов на окружающий мир и человека в нем, мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях любви, добра, мира, согласия, терпимости, сохранения и продолжения жизни и др. Нравственность не ограничивает свободу человека, а, напротив, является его движущей силой в утверждении добра.

Моральное воспитание, как процесс усвоения правил, принятых в социуме в качестве норм жизнедеятельности и утвержденных в правовом регулировании, будет плодотворным только тогда, когда у человека образуется нравственность. Надо отметить, что мораль формируется в соответствии с базовыми национальными ценностями и условиями развития социума. Соотнеся моральный правила со своим мировоззрением - нравственностью и убедившись в их тождественности, человек сможет естественно, без принуждения, совершать моральные поступки и воспринимать мораль как норму его собственной жизни.

Духовное воспитание нередко отождествляется с нравственным или связывается с общекультурным развитием или гуманитарной образованностью, а

иногда относится к сфере религиозного духовного (профессионального) образования, осуществляемого в духовных образовательных заведениях (семинариях, медресе, дацанах, иешивах).

В образовательных заведениях, не связанных с конфессиональной направленностью, духовно-нравственное воспитание осуществляется светскими подходами, что не исключает возможность религиозно-культурологического подхода в зависимости от решения педагогического коллектива (педагогов, учащихся и их законных представителей).

В отличие от нравственного и морального, духовно-нравственное воспитание имеет важную особенность. Одной из его задач является мотивировка человека к совершенствованию, ориентации на идеал (героя, уже получившего нравственную оценку и признание в истории или святого), с жизненным путем которого он может выстроить свою жизненную перспективу и проанализировать события прошлого с учетом их проекции на настоящее и будущее.

Духовно-нравственное воспитание должно быть приоритетным и иметь вектор на самоактуализацию человека во благо Отечества и самореализацию в разных сферах жизни.

Устремляя учащегося к идеалу и раскрытию своего предназначения, формируя в нем эстетические, познавательные, религиозные потребности, духовно-нравственное воспитание придает нравственности национальное своеобразие, способствующее органичному принятию базовых национальных ценностей и добровольному следованию личностью законам морали.

Библиографический список

1. Бенеке, Ф. Э. Руководство к воспитанию и учению. Часть 1-2 [Текст] / Ф.Э. Бенеке / Пер. с нем., под ред. Н. X. Веселя. - СПб.: Тип. и лит. К. Сорванова и К., 18711872. - 484 с.

2. Гегель, Г. Работы разных лет: В 2-х т. [Текст]/ Г. Гегель. / Сост., общ. ред. и вступит. ст. А. Гулыгин. - М., Мысль. Т. 1., 1972. - 668 с.; Т. 2., 1973. - 630 с.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. [Текст] / В.И.Даль. - М.: Русский язык, 2002.

4. Кант, И. О педагогике [Текст] / И. Кант / Перевод и комментарий Б. М. Бим-Бад. -67 с. [Электронный ресурс]. URL. http://www.bim-bad.ru/docs/on_education_by_kant_comments_by_me.pdf. [дата обращения 22.01.2015].

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/ Стандарты второго поколения. - М., 2009. - 24 с.

6. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. -

478 с.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: «Азъ Ltd», 1992. - 960 с.

8. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] / Т.И. Петракова. - М.: ИМПЭТО, 1997. - 96 с.

9. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] // К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т. 2. - М.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук, 1948. - 656 с.

10. Фихте, И. Система учения о нравах согласно принципам наукоучения. Наукоуче-ние 1805. Наукоучение 1813. Наукоучение 1814. [Текст] / И.Г. Фихте / Серия: Профессорская библиотека. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 620 с.

11. Шеллинг, Ф.В. Лекции о методе университетского образования [Текст] / Ф.В. Шеллинг / Пер. с нем., вступ. ст., примеч. Ивана Фокина. - СПб.: Издательский дом «Mipb», 2009. - 352 с.

Bibliography

1. Beneke, F. Manual to the education and the study. Part 1 - 2 [Text] / F. Beneke / Translation and comment. N. X. Veselya. - St. Petersburg: Publishing K. Sorvanova and k., 1871-1872. - 484 p.

2. Hegel, G. Work of the different years [Text] / G/ Hegel / Comp. and author introductory article A. Gulygin. - M., T. 1., 1972. - 668 p.; T. 2., 1973. - 630 p.

3. Dal, V.I. The explanatory dictionary of living Great Russian language. In four volumes [Text] / V.I. Dal. - M.: The Russian language. - 2002.

4. Kant, I. About pedagogy [Text] / I.Kant / Translation and comment B. M. Beam-Bad. -67 p. [Electronic resource]. URL. http://www.bim-bad.ru/docs/on_education_by_kant_comments_by_me.pdf. [the date of rotation of 22.01.2015].

5. Concept of spiritual and moral development and training of the personality of the citizen of Russia // Danelyuk A.I., Kondakov A.M., Tishkov V.A. - M.: Education, 2009. - 24 p.

6. Maslow, A. Motivation and personality [Text] / A. Maslow. - St. Petersburg: Eurasia, 1999. - 478 p.

7. Ozhegov, S.I., Shvedova, N.U. The explanatory dictionary of the Russian language [Text] / S.I. Ozhegov, N.U. Shvedova. - M.: «Az Ltd», 1992. - 960 p.

8. Petrakova, T.I. Spiritual bases of moral education [Text] / T.I. Petrakova. - M.: IMPETO, 1997. - 96 p.

9. Ushinskiy, K.D. On the national character in the public education [Text] // K. D. Ushinskiy. Collected works. T. 2. - M.-L.: Publishing house of the Academy of pedagogical sciences, 1948. - 656 p.

10. Fichte, I. System of the study about moral to the principles of scientific knowledge. Scientific knowledge 1805. Scientific teaching 1813. Scientific teaching 1814. [Text] / I. Fichte /The series: Professor's library. - St. Petersburg: Publishing house of Saint-Petersburg University, 2006. - 620 p.

11. Shelling, F.V. Lectures about the method of university education [Text] / F.V. Shelling / Translation and introductory article I. Fokin. - St. Petersburg: Publishing house «Mir», 2009. -352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.