Научная статья на тему 'О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения'

О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1098
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хальзов Валерий Иванович, Женатова Татьяна Львовна

В статье рассматриваются понятия «духовность», «нравственность», их соотношение, сущность духовно-нравственного воспитания кадет и условия его результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of «spirituality», «mortality», and their correlation, spirit and moral upbringing of cadets and conditions of its formation is regarded in the article.

Текст научной работы на тему «О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Основным условием успешного проведения экспериментальной работы следует считать научно обоснованную деятельность преподавателей.

1. Алемасова М. Л. Формирование профессиональной культуры ПР-специалиста // Формирование деловой и профессиональной культуры руководителей, специалистов, преподавателей, школьников и студентов: Сборник статей участников Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. Л.В. Торопова. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2002. - 212 с. - С. 49-51.

2. Будаева Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе

// Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. - М.: ИОО

МОН РФ, 2004. - 202 с. - С. 54-64.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

4. Коростелева Е.А. К проблеме управления процессом формирования профессиональноценностных ориентаций у будущих учителей. - [Электронный документ] http://www.sgu.ru/faculties/ physical/departments/itphysics/intemational2007/soderg.php. - Проверено 12.06.2008.

5. Шарухин А.П. Психология менеджмента. - СПб.: Речь, 2005. - 352 с.

арина .n.A., Бродянская Л.В. Социологические и культурологические аспекты развития

образования взрослых. 2000.

2 См.: Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.

3 См.: Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.

4 См.: Национальные ценности образования: История и современность. М., 1996.

5 См.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век. М., 1995.

6 См.: Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.

7 См.: Шарухин А.П. Психология менеджмента. СПб., 2005.

8 См.: Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

В.И. Хальзов*, Т.Л. Женатова**

О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения

В статье рассматриваются понятия «духовность», «нравственность», их соотношение, сущность духовнонравственного воспитания кадет и условия его результативности.

The concept of «spirituality», «mortality», and their correlation, spirit and moral upbringing of cadets and conditions of its formation is regarded in the article.

Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, духовно-нравственное воспитание, духовнонравственная личность

Воспитание духовно-нравственной личности в учебном заведении сегодня становится одной из главных задач образования. Не случайно в ст. 14 Федерального закона «Об образовании» сказано, что «содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; ... формирование духовно-нравственной личности ...» .

* Профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.

* Методист Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат педагогических наук.

Список литературы

Ключевыми словами для поиска путей воспитания духовно-нравственной личности являются понятия «духовность» и «нравственность». А.С. Сушанский, О.А. Анашкин, исследовавшие процесс духовно-нравственного воспитания в ввузах дореволюционной России, считают, что уже в те времена имели место два основных подхода к объяснению понятия «духовность»: религиозный и светский.

Первый подход был связан с господствующей религией - православием. Согласно христианским догматам, человек создан Богом по его образу и подобию имеет трехсоставное строение: дух, душу и тело. Этим определяются особенности телесной, душевной и духовной человеческой жизни. Жизнь души связана с эмоциями, переживаниями, чувствами. Через душу человек общается с Богом. А.С. Сушанский, исследовавший учения русских теологов, пишет, что понятие «дух» рассматривается ими «как термин, обозначающий одну из составных частей человеческой природы. Он рассматривается, как бы вместилищем другого Духа - Духа Святого -Третьего Лица Бога, Святой Троицы. В самом понятии «Дух» ощущается энергетическое начало. На это обращали внимание отцы Церкви: «Он есть огонь», «Он есть Дух творящий», «Дух свободы», «который дышит, идеже хощет и сколько хощет». «Духовная жизнь несет на себе печать Высшего Начала» и всегда ведет «к тому Бессмертному источнику, давшему жизнь, как человеку, так и всему, что его окружает... »2 Таким образом, в религиозном представлении духовная жизнь человека связана с его устремлениями к высшему идеалу, высшим ценностям человеческой жизни.

Изучение литературы показало, что в светской научной литературе XIX - начала XX вв. понятие «дух» являлось многозначным. С одной стороны, оно связывалось с представлением о существовании бестелесных небесных существ, близких Высшему началу, высшему разуму, Богу. А с другой - с мыслительной деятельностью человека, с его способностями глубоко отражать мир вещей и идей. Это, в частности, можно найти в Словаре В.И. Даля, в котором слово «дух» имеет несколько трактовок: «бестелесное существо; обитатель не вещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую силу Божества, ум и волю, или же стремление к небесному. // Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость // Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье,

сила, разум, смысл // Дыханье______»3. Для В.И. Даля, человека XIX в., первейшим выступает

религиозное толкование этого слова, а затем светское (ум, воля, сила души и другое).

Если же обратиться к Современному толковому словарю русского языка, то можно увидеть иную картину. Слово «дух» определяется как: «1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый дух. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной материи. Материя первична, а дух вторичен. // В идеалистической философии и религии: бессмертное нематериальное начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, первичное по отношению к материи. Абсолютный дух. 2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива; душа. Он всегда был силен духом. 3. Сущность чего-либо. Дух и буква закона. 4. По мистическим и религиозным представлениям: бесплотное сверхъестественное существо (доброе или злое), принимающее участие в жизни природы и человека. Добрый дух. Лесные духи. 5. Жарг. = душман.»4.

Как видим из сравнения двух словарных статей, в XXI в/ произошло смещение религиозного значения слова на задний план. Вперед вышло употребление понятия в материалистическом, научном значении. Это прежде всего психические способности, интеллект, внутреннее состояние человека, сущность явления.

Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания показало, что светский подход к понятию «дух» связан с развитием европейской культуры, для которой характерно понимание духовного в связи со сферами науки, морали и искусства как самостоятельными ценностями. В рамках данного подхода выделяется также несколько позиций, и прежде всего - философская позиция. Здесь проблема духовности находится на уровне решения основного вопроса философии о первичности материального или идеального начала. В объективно-идеалистическом понимании духовность -самостоятельная субстанция, в которой нравственность - сердцевина духовности, являющаяся либо мировым духом, мировым разумом, либо абсолютной идеей, либо Богом. Эту линию проводили Платон, Гегель, Шеллинг, Л. Шестов, В. Соловьев, Н. Бердяев и другие философы. В частности, у Гегеля: «Разум есть дух, так как достоверность того, что он - вся реальность, возведена в истину; и разум сознает себя самого как свой мир, а мир - как самого себя»5.

В рационалистических философских системах дух отождествлялся с мышлением, сознанием, со способностью отражать материальное - мир вещей и явлений. В иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность духа, рассматриваются его немыслительные аспекты: воля, чувство, интуиция и тому подобное.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Таким образом, понятие «дух» связано с разумом, с сознанием человека, его мышлением, с пониманием смысла жизни, связи с природой, с глобальным пониманием мира, с местом человека в этом мире. А.И. Субетто пишет: «Дух есть идея и не просто идея, а высшая идея, в которой концентрируется смысл человеческой жизни, предназначение человеческого разума»6. Единство идее и образу жизни создает духовная основа, духовность личности, «сердцевиной которой является определенная система ценностей»7. Не случайно в Педагогическом энциклопедическом словаре духовность определяется как понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт. Духовность обнаруживается к обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности человека к совершенству8. Данному определению близко толкование духовности в Современном толковом словаре русского языка: «духовная, интеллектуальная природа, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности). Возрождение духовности общества»9.

Исследование толкования понятия «духовность» современными молодыми людьми показало, что оно воспринимается ими неоднозначно. Опрос 54 выпускников Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса свидетельствует, что для 28 кадетов (53,9%) духовность связана с богатством внутреннего мира человека, с высокими чувствами, с духовными ценностями. Кадеты отмечают: «Духовность - это отображение души человека, его веры в самое сокровенное», «Человек, имеющий духовность живет в гармонии со своей душой», «Духовность - это состояние духа человека, это что-то необъяснимое, которое находится в каждом из нас. И в то же время духовность является внутренней воспитанностью человека, которая позволяет преодолевать ему трудности», «Духовность

- это развитие человека в плане знания традиций, религии, истории своих предков», «Духовность -это внутренний мир человека, ведущий его в жизни; совокупность религиозных, нравственных и моральных представлений о жизни; источник доброты». Для 8 кадетов (15,4%) духовность «определяет нравственные переживания, веру в Бога, патриотизм, верность своему государству, гуманизм по отношению к людям». 6 выпускников кадетского корпуса (11,5%) не смогли определить данное понятие. Лишь 10 человек (19,2%) связали духовность с отношением к Богу. Данные показатели целесообразно считать объективными в представлении о массовом толковании понятия «духовность» современных молодых людей, поскольку в кадетском корпусе есть действующая церковь Воскресения Словущего, а также факультативный курс «Воинство земное и небесное». Тем не менее для большинства будущих курсантов военных вузов духовность связывается с внутренней напряженной работой души, ума, с знанием культурных традиций русского народа.

Таким образом, анализ современных определений рассматриваемого понятия позволяет заключить, что духовность определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д. Духовность тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования. Следовательно, духовность характеризуется определенным состоянием человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Справедливым представляется суждение И.А. Гундорова, который определяет духовность как «деятельность сознания, направленную на поиск смысла жизни и своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию»10.

Если судить о понятии «нравственность», то, согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, она представляет собой внутренние, духовные и душевные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами11. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются.

Понятие «нравственность» связано с другим важным для понимания духовно-нравственной составляющей процесса воспитания курсантов военных вузов понятием - «мораль». В научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Идентично рассматривал понятия «нравственность» и «мораль» В.И. Даль. Ученый толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»12. Он считал: «Нравственный

- противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»13.

Совмещение двух рассматриваемых понятий можно встретить и в Педагогическом энциклопедическом словаре. Его авторы приравнивают понятие нравственности к понятию мораль. «Мораль (латинское тогаП8 - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; от шо8 -традиции, обычаи, нравы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни; предмет изучения этики. В ряде европейских языков наряду с термином «мораль» имеются собственные обозначения, например, в русском языке -нравственность»14.

Однако более глубокий анализ научной литературы позволяет заключить, что понятия «нравственность» и «мораль» не являются тождественными.

В работах исследователей С.Ф. Анисимова, Л.М. Архангельского, А.А. Гусейнова, О.Б. Дробницкого, А.И. Титаренко называются основные функции морали: познавательная, воспитательная, оценочно-нормативная, ориентирующая и другие. Ведущей из них называется регулятивная функция. Мораль, являющаяся предметом изучения этики, регулирует деятельность и поведение человека во всех формах общественной жизни. Соблюдение требований, предписаний, норм содействует выполнению обязанностей и ориентирует его на выбор адекватных морали средств и способов взаимодействия с другими людьми.

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опирается на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.

Изучение литературы показало, что профессиональная мораль военных возникла в глубокой древности. Так, в законах Ману (Индия, 200 г.) написано: «Не полагайся убивать ни оказавшегося на земле, ни сидящего, ни говорящего: «Я твой», ни спящего, ни безоружного, ни тяжело раненного, ни устрашенного»15. Подобные моральные требования отмечает и Е. Анчел, который рассматривает особенности кодекса самурайской этики: верность государю, начальнику; мудрость, знание того, что такое добро и что такое зло, умение различать их; справедливость, готовность защищать добро и противостоять злу; человеколюбие; почтительность; мужество; соблюдение чести и личного достоинства; правдивость; ложь для воина-самурая равносильна бесчестию и трусости16.

В научной литературе отмечается, что, независимо от времени и национальности, требования к профессиональной морали служащего государству человека, в т.ч. военного, были одинаковыми, за исключением коренных переворотов в истории государств, как, например, в России, когда некоторые формулировки («За веру, царя и Отечество», «служение государю» и другие) исчезли и возникли иные, соответствующие современному состоянию государственного устройства.

Если говорить о понятии «нравственность», то его генезис свидетельствует о том, что с годами наполнение этого слова менялось. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Концептуальное различие между понятиями морали и нравственности проводил Гегель в «Философии права». Нравственность представлена мыслителем XIX в. как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности. Если абстрактное право, по Гегелю, - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра, а мораль - это сфера реальной свободы, то нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. Непосредственными проявлениями нравственности, по мнению Гегеля, являются семья, гражданское общество, государство.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Как показал анализ литературы, в советский период также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью понимались нравы как практикуемые формы поведения; мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой; мораль на уровне ее общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм.

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов определяют нравственность как «личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие

17

индивидуальное поведение человека»17.

По мнению А.И. Субетто, «нравственность центрируется вокруг категорий Добра и Любви, она призвана обеспечить не только общежительность людей, их совместное прогрессивное развитие, но и гармоничность их бытия с природой. ... Сама нравственность эволюционирует с категорией Добра. ... В XXI веке Добром является то, что обеспечивает продолжение жизни не только отдельного человека, семьи, народа, общества, но и человечества, и всей Природы»18.

Таким образом, повторим: нравственность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей повседневной деятельности, которая оценивается по способности человека активно и добропорядочно проявлять себя в условиях реальной жизни. Нравственная ценность личности заключается в реализации этических идеалов конкретного общества в конкретный исторический отрезок времени.

Обсуждая проблемы современного состояния нравственности, необходимо подчеркнуть, что на сознание и ценностные ориентации курсантов военного вуза оказывают влияние множество социальных факторов - политических, экономических, нравственных, духовных. Кроме них, следует назвать еще два объективных фактора, влияющих на результативность процесса формирования нравственности обучающихся: уровень интеллектуального развития курсантов и их социальные устремления. И тот, и другой фактор во многом определяют ценностные ориентации и мотивацию обучения курсантов в военном вузе, мотивы их выбора профессии и отношения к ней. Данные исследований Л.Т. Бородавко, Н.Ф. Гейжан, А.Т. Иваницкого, П.А. Софронова, М.М. Тарасова и других авторов свидетельствуют, что важнейшим показателем и результатом воспитательной деятельности в образовательном учреждении является отношение обучаемого к научному знанию, самосовершенствованию и саморазвитию. К сожалению, в последнее десятилетие отмечается тенденция снижения уровня интеллектуального развития курсантов военных вузов, что выражается в их низкой познавательной активности, пассивности в самообразовании и саморазвитии, стремлении в овладении высоким уровнем профессионализма. Исследователи отмечают и такой негативный факт, как расслоение общества, которое, по объективным данным, напрямую связано с результативностью обучения и нравственного воспитания курсантов. Как показывают данные опроса различных групп курсантов, уровень образовательной активности у обучаемых состоятельных родителей в 6 раз выше, чем у малоимущих.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого общественные нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

Таким образом, нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное взаимодействие личности и условий жизнедеятельности в целях формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки привычек нравственного поведения.

Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание личности в условиях ввуза - это организованная и целенаправленная деятельность управленческо-преподавательского состава, влияние социальной среды вуза в интересах формирования у обучаемых высших нравственных ценностей, а также качеств гражданина, патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный

ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая на бессознательном уровне отражает внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Высший идеал и играет роль установки. В конкретных условиях слабо осознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.

Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями различных факторов на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

По мнению А.И. Субетто, «духовность и нравственность образуют единство: нет духовности без нравственности, но и нравственность озаряется духовным светом»19.

Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания кадетов и курсантов, которое находится в стадии становления, а понятие «духовно-нравственная личность курсанта военного вуза» определить как «личность, обладающая духовно-нравственными качествами, которые проявляются в служебной деятельности и повседневной жизни».

Важнейшими элементами категориального аппарата воспитания духовно-нравственной личности курсанта являются понятия «система ценностей» и «ценностное отношение». По определению Новейшего энциклопедического словаря, «ценность - термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности»20. Ценности выступают социально важными регуляторами жизнедеятельности человеческой личности. В своей совокупности они образуют систему.

Как известно, ценности невозможно воспитать, можно сформировать к ним отношение. Отношение - это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в вербальной форме, эмоциональной и действенной. По мнению исследователей, «ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание». но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство». когда само отношение выступает в качестве ценности»21. В связи с этим ценностными отношениями предлагается называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.

Формирование системы духовно-нравственных ценностей имеет свои внешние показатели -личностные качества, которыми выявляет себя духовно-нравственная личность для других. Качества духовно-нравственной личности выступают следствием существующих у личности устойчивых иерархических отношений к ценностям.

С помощью шкалы духовно-нравственных ценностей кадет, курсант структурирует окружающий его мир, раскрывая предметы и явления по критерию их ценности, то есть полезности. Он использует шкалу духовно-нравственных ценностей в учебной и повседневной деятельности, характеризуя товарищей, офицеров, педагогов, их действия, предметы как ценные или бесполезные. В результате происходит конструирование социальной реальности с помощью шкалы духовнонравственных ценностей. И суть духовно-нравственного воспитания состоит в освоении кадетом, курсантом ценностей, норм и традиций общей и воинской культуры.

В качестве главных механизмов освоения, «присвоения» духовно-нравственных ценностей выступают процессы интериоризации: происходит актуализация личностных смыслов, развивается пристрастность индивидуального сознания, его особая субъективность. Когда ценность интериоризирована, она вступает в качестве момента внутреннего существования, приобретает силу мотива деятельности22. В связи с этим интересными представляются данные обследования Академией постдипломного педагогического образования 325 выпускников общеобразовательных военно-учебных заведений г. Санкт-Петербурга, представленные С.Г. Вершловским на межрегиональной конференции «Интеграция кадетского образования в систему общего образования» в апреле 2008 г. Обследование показало, что главными ценностями будущих офицеров военных вузов выступают семья, друзья, материальный достаток. На пятом месте - служебная карьера. Как видим, общечеловеческие ценности (жизнь, здоровье, материальное благополучие) выступают главными ценностями будущего офицера военного вуза.

Содержание воспитания духовно-нравственной личности курсанта военного вуза определяется интересами государства, общества и включает вооружение техническими и гуманитарными знаниями, необходимыми будущему офицеру для успешного функционирования в современном обществе, а также требованиями, предъявляемыми обществом к его профессиональному и нравственному облику;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

воспитанием потребности в нравственном самосовершенствовании, самоорганизацией нравственнозначимой деятельности, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, воинский долг, воинская честь, патриотизм, гордость, доблесть и другие.

1 Федеральный Закон «Об образовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 г.

2 Сушанский А.С., Анашкин О.А. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях России XVIII - начала XX вв. - ЦСПИ и ПИППК при РГУ и ИСПИ РАН, 1998-2003.

3 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1. М., 1935. С. 518.

4 Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2004. С. 179.

5 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. С. 233.

6 Субетто А.И. Доктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования. СПб.; Кострома, 2008. С.15.

7 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? / Серия: Русские накануне XXI века. Вып. 2. СПб., 1994. С. 22.

8 Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 81.

9 Современный толковый словарь русского языка. С. 179.

10 Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М., 2001. С. 63.

11 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1978. С. 384.

12 Даль В.И. Указ. соч. Т. 2. С. 352.

13 Там же. С. 574

14 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруков, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М., 2003. С. 148.

15 Харчев А.Г Этика и мораль // Предмет и система этики. Москва - София. М., 1973. С. 69.

16 См.: Анчел Е. Этос и история. М., 1988.

17 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч. 2. М., 2003. С. 52.

18 Субетто А.И. Указ. соч. С.15

19 Там же.

20 Новейший энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1343.

21 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. М., 2005. С. 504-505

22 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.