Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен'

Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4127
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крестовский Александр Владимирович, Беловолов Валерий Александрович

В статье определены компоненты духовно-нравственного воспитания, этапы данного процесса, ценностные основания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен»

УДК 37.0+371

А. В. Крестовский, В. А. Беловолов

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся одной из актуальных и малоразрешенных на уровне целей, принципов и технологий. Опыт православной педагогики и психологии нам представляется актуальным для современной школы. Принципиальный подход к определению сущ -ности духовно-нравственного воспитания содержится в работах К. Д. Ушин-ского, В. В. Зеньковского, представителей православной и нравственной психологии Б. В. Ничипорова, Б. С. Братуся, В. И. Слободчикова и др. Формула нравственного воспитания, согласно К. Д. Ушинскому, «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе».

В современных условиях особо усиливается поиск путей формирования нравственного мира общества как совокупности его моральных и духовных основ. Суть этой проблемы в условиях ХХ1 в. состоит в разработке и освоении новых технологий, сопоставлении и соединении целей и социального идеала, возрождении веры в могущество человеческого знания на базе философии, психологии, педагогики и права, гармонизации интересов общественности и власти, их общего дела с реальностью бытия.

Под духовно-нравственным воспитанием мы подразумеваем деятельность, направленную на формирование духовного мира человека, обеспечивающую гармонию человека с внутренним миром, природой, социумом, поиск смысла жизни и своего места в ней, определение критериев добра и зла, оценку по ним людей и событий, формирование мотивов поведения в согласии с общечеловеческими принципами нравственности.

Сложность и глубина проблемы духовно-нравственного воспитания состоит, прежде всего, в отсутствии ее новой теоретической разработки и, самое главное, понимания сути категорий «духовность» и «нравственность» для практической педагогики. Таким образом, мы вынуждены обратиться к генезису понятий «духовность» и «нравственность», поскольку определение методологических основ данных категорий до последнего времени мало исследовано в педагогической науке.

Раскрытие сущности понятия «духовность» является делом крайне ответственным и весьма многосложным.

Понятие «духовность» относится к категориям, существовавшим задолго до их философского осмысления, так как способность человека осознавать себя и - сквозь эту призму - окружающий мир явилась объективным условием человеческого становления как единичной личности, так и общества в

целом. В широком смысле слова понятие «духовность» (от лат. 8рт1;ш - буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) тождественное идеальному сознанию как высшей форме психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления [8, с. 125]. Оно предполагает осознание не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, чувств.

Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдельного человека, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т. п.

В. И. Слободчиков отмечает: «С житейской точки зрения различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим “душевный человек”, тем самым указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты» [7, с. 334].

По мнению Ф. М. Достоевского, «духовность состоит в понимании или неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность, в приобщении к мысли, что «высшая идея на земле лишь одна, а именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные “высшие идеи” жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают» [2, с. 48].

Социолог Г. Осипов дает развернутую характеристику духовности: «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения человека в обществе, примат добра над злом... Духовность - это и терпимость, уважение различных точек зрения, мнений, религиозных концепций... Духовность - это гордость за свою Родину, за свой народ, защита интересов своей страны». Автор, как видим, в духовности отдает примат нравственным ценностям, что представляется заслуживающим внимания [5].

Духовность - не наследуемое качество личности, она формируется в процессе выбора жизненной позиции, собственного отношения к миру. Как справедливо отмечает современный философ С. Б. Крымский, «духовность - это способ строительства личности, что связывает ее с выбором человеком своего собственного образа, своей свободы и роли, одним словом, со встречи с самим собой» [3, с. 21 - 25].

Существуют различные подходы к определению нравственности. В энциклопедическом словаре понятие «нравственности» отождествляется с

понятием «морали»: « мораль (лат. шогаНБ - нравственный; mores - нравы) -особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм [6, с. 840].

Под нравственностью понимаются этические нормы, правила поведения в социуме и природе, которыми руководствуется человек и которые служат основой в развитии его духовного мира.

Изучение философской, исторической литературы выявило, что существует множество подходов и трактовок к понятию «нравственность», совместить которые крайне трудно. Эта проблема исследовалась многими философами, учеными других областей знания, однако к числу полностью разрешенных ее отнести нельзя.

Вопросы морали и нравственного поведения широко представлены в философско - педагогических концепциях Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. К примеру, Я. А. Коменский подходил к нравственности, исходя из христианского гуманизма, христианской морали. По его мнению, кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и воспитанника - Священное Писание и размышления великих людей. В его антрополого-педагогической концепции за человеком, «образом и подобием Божиим», всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя» [7, с.157 - 160].

С другой стороны, «мораль» - область человеческого поведения, нравов, обычаев вообще. Соответственно и в литературе мы встречаем два различных понимания природы морали. В одном случае нравственность толкуется как сфера «естественных» стремлений, индивидуальных или массовых привычек, как общественно предписываемое и одобренное поведение общностей и индивидов (Эпикур, Аристотель, Руссо, Монтескье). В другом же случае мораль понимается как особая область человеческого духа - свободная воля и стремление к благу, противостоящая природной зависимости человека и составляющая его внутреннюю автономию (Кант, Дюркгейм, Самнер). Подлинно нравственные побуждения - это не то, что фактически есть в человеке, а то, что он должен ещё обрести, до чего ему предстоит возвыситься в процессе нравственного воспитания.

K важнейшим чертам нравственности Я. А. Коменский относил религиозность, гуманность, культуру поведения, трудолюбие, умеренность, выдержку, самообладание, благожелательность, щедрость, готовность делать людям добро, положив в основу воспитания «метод упражнения в нравственных чувствах и поступках».

В отечественной педагогике проблемой духовно-нравственного воспи-

тания занимались Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. В. В. Розанов, П. Ф. Кап-терев и др. Идеалами нравственности были провозглашены целостность личности, ее внутренний мир, свобода, индивидуальность, творчество.

Л. Н. Толстой духовность и нравственность характеризует как специфически человеческие свойства. Нравственное совершенствование начинается с принятия личностного эталона, с самопознания, поиска смысла жизни. Он говорил о вечной устремленности человека к высшим ценностям, о его способности собственными силами осмысливать вопросы своего существования. Цель педагогики, по Л. Н. Толстому, состоит в решении комплекса проблем, связанных с поиском новых условий творческого и нравственного подхода к образованию и воспитанию человека. Отсюда и главный его тезис об «опыте и свободе» как ключевом подходе для постижения духовной сущности человека.

Занимаясь воспитанием моральных качеств в человеке, педагогика должна исследовать внутренние нравственные мотивации, побуждающие человека идти навстречу добру, формирующие эти качества с юных лет, с тем, чтобы человек, достигнув зрелого возраста, был обучен различению добра и зла и нёс бы в себе те качества души, которые способны противостоять природе зла.

Главный этап воспитательного процесса - деятельность, которая характеризуется устойчивостью духовно-нравственных поступков. Именно поступок, его анализ позволяют понять как характер духовно-нравственного проявления личности, так и сущность педагогического воздействия по её моральному формированию. Говоря о поступке, обычно имеют в виду то или иное действие. Но само по себе действие как внешнее проявление человека не является поступком. Поступком оно становится тогда, когда рассматривается в сочетании с теми внутренними побуждениями личности, которые затрагивают интересы других людей, общества в целом. Следовательно, нравственными должны быть как сами по себе действия, так и порождающие их мотивы и цели.

Самым важным компонентом духовно-нравственного воспитания является ценностное отношение к другому человеку, и, соответственно, к самому себе. Этот этап становления личности характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на достижение результатов, которые принесут благо другим, обществу, человечеству в целом. По сути, только с этого момента можно говорить о духовности, нравственности, именно на этом этапе выполняется «золотое правило» нравственности - поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой.

В межличностных отношениях, составляющих основу человеческой жизни, проявляются такие нравственные черты, как доброта, чуткость, справедливость, благородство, внимательность, гуманность, откровенность, отзывчивость, вежливость и др. С отношением к самому себе связаны такие

нравственные понятия, как самоуважение, скромность, достоинство, сдержанность, неприхотливость и др. Именно такие общечеловеческие ценности вписываются в систему наших национальных ценностей. Ведь только воспитание, соответствующее природе того или иного народа, является жизненным, потому что, как писал гениальный русский педагог К. Д. Ушин-ский, «только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».

Вопрос о духовно-нравственном воспитании - это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в жизни. Процесс духовно-нравственного воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса, кроме того, сложность определяется и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив. Назначение духовно-нравственного воспитания - правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанника.

Выделим основные этапы духовно-нравственного воспитания:

- осознание воспитанниками требуемых нравственных норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения не может быть успешным;

- знания должны перейти в убеждения. Воспитаннику необходимо глубоко осознать именно такой, а не другой тип поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством к жизни.

Воспитание чувств - непременный и очень важный компонент духовно-нравственного воспитания. Без человеческих эмоций нет и не может быть человеческого искания истины.

Проблема воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится целую жизнь. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Воспитательному процессу присущи значительная неоднозначность и неопределенность результатов, в одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

В основу духовно-нравственного воспитания мы должны положить сис-

тему национальных и общечеловеческих ценностей. Ценности возможны, если основы бытия духовны. Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни. Духовность мы рассматриваем как качество сознания и поведения человека, характеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре. Нравственность есть одно из измерений духовности.

В современном понимании ценности воспитания представляют собой «..человеческие мысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения» [1, с. 30]. В соответствии с этим современная воспитательная стратегия должна строиться на формировании и развитии у молодёжи, прежде всего, духовно-нравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности и патриотизма.

Таким образом, задача духовно-нравственного воспитания - помочь школьнику избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Ценностные ориентации можно определить как относительно устойчивые, социально обусловленные, избирательные отношения человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности. В них отражается весь жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии, поэтому правильнее будет рассматривать ценностные ориентации как интериоризированные личностью ценности бытия. Мы согласны с Д. С. Лихачёвым, утверждающим, что чем больше школьник вовлечён в систему целенаправленных воспитательно-обучающих отношений и деятельностей, тем больше у него шансов противостоять антиобщественным влияниям и развивать в себе цельную личность со сформировавшимися ценностями ориентациями [4]. Духовно-нравственное воспитание в значительной степени ограждает личность школьника от неблагоприятного воздействия социального окружения.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29.

2. Достоевский, Ф. М. Дневник писателя за 1876 г. Ноябрь-декабрь / Ф. М. Достоевский // Полн. собр. соч. - Л.: Наука, 1982.

3. Крымский, С. Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации/

С. Б. Крымский // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 21 - 25.

4. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном/ Д. С. Лихачёв. - М.: Руси-ко, 1993. - 163 с.

5. Осипов, Г. В. Россия: новый курс / Г. В. Осипов // Завтра. - 1996. - № 1.

6. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова, М. С. Гилярова и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1981.

7. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов /

В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-пресс, 1995. - 384 с.

8. Философский словарь. - М.:Изд-во полит. лит., 1984. - С. 125.

9. Шульгин, Б. М.Об алтайском кае / Б. М. Шульгин // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. - с. 127 - 130.

10. Кыпчакова, Л. В.К вопросу о культе деревьев у алтайцев / Л. В. Кыпча-кова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. - с. 130 - 136.

11. Шатинова, Н. И. Мир «невидимых» по традиционным представлениям алтайцев / Н. И. Шатинова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. - с. 136 - 145.

12. Ултургашева, О. Г. Подготовка учителя родного языка и литературы как основа сохранения и развития языка, культуры и истории этноса (на примере Республики Хакассии) / О. Г. Ултургашева // Сибирский педагогический журнал. -2006 . - № 2. - с. 183 - 189.

13. Абрамова, М. А. Развитие этнического и исторического сознания педагогов как условие профессиональной подготовки / М. А. Абрамова // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 2. - С. 116-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.