УДК 37.013
doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-3-83-87
ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А. С. МАКАРЕНКО
Терещенко Галина Фёдоровна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e -mail: [email protected]
Статья посвящена 130-й годовщине со дня рождения выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко, являющегося, по мнению ЮНЕСКО, одним из четырех педагогических гениев ХХ в. Автор подчеркивает, что одним из условий решения проблемы духовно-нравственного развития личности является обращение к прогрессивным идеям отечественной педагогики по данному вопросу. Обосновано, что инновационные идеи педагогической системы А. С. Макаренко обладают значительным потенциалом для духовного роста воспитанников, их самосовершенствования и самореализации, и должны активно использоваться в практике современного образования.
Ключевые слова: духовно-нравственный кризис, нравственность, система ценностей, молодежь, формирование личности, прогрессивные идеи, педагогическая концепция А. С. Макаренко
«Все человеческое в человеке должно быть воспитано» А. С. Макаренко
В настоящее время мы все чаще слышим справедливые рассуждения о стремительном угасании духовности в жизни современного общества. Обычно под этим явлением подразумевается кризис морали и нравственности, наступивший в последние два десятилетия, угасание патриотизма. С этим утверждением нельзя не согласиться, хотя в то же время мы хорошо знаем, что подобная беда периодически постигала человечество и раньше. Из истории известно, что через духовно-нравственный кризис проходит каждое общество на всех этапах становления человеческой цивилизации так же, как и каждый индивидуум в течение своей персональной жизни. В этом явлении -источник развития личности и человечества, культуры бытия в целом.
Проблема духовно-нравственного развития личности обострилась в связи с произошедшими в 1990-х гг. динамичными культурными, социально-экономическими, политическими изменениями в стране, став проблемой государственной значимости. Если представители старшего поколения имеют достаточно устойчивую систему ценностей, то молодые люди включаются сегодня в новую складывающуюся реальность без такой базы. Педагоги обращают внимание на такие негативные явления, как нарастающая среди учащейся мо-
лодежи тенденция к приобретательству, эгоизму, замкнутости на себе, нетерпимость к носителям иной культуры [1].
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем целостный педагогический процесс, который соответствует нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни старшеклассников. Целью духовно-нравственного воспитания, по нашему мнению, должно являться формирование цельной личности в единстве ее сознания, нравственной воли, общественного поведения, привычек. Духовно-нравственная воспитанность -это и устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений в условиях здорового коллектива, сильная воля, способность осуществлять регуляцию поведения.
В сложившейся ситуации необходима полномасштабная мобилизация усилий родителей, педагогов, общественности, направленных на установление стабильности в душах детей, формирование духовных ценностей, нравственное совершенствование [2]. Условием первостепенной важности при этом является обращение к прогрессивным идеям отечественной педагогики по данному вопросу. Весьма ценными в данном контексте выступают идеи А. С. Макаренко, 130- летний юбилей которого мы отмечаем в следующем году. По сей день он остается непревзойденным мастером развития духовно-нравственной культуры личности.
Попробуем рассмотреть педагогическую систему А. С. Макаренко в контексте понятий «духовность» и «нравственность». Педагогу-новатору удалось создать такую систему, где воспитание надо понимать в его первоначальном значении как «возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное» [31. Это значит, что деятельность человеческой личности должна быть ориентирована на развитие духовного мира, своего нравственного образа. В данном контексте важно подчеркнуть еще один момент, который нам дает основание думать, что нравственность и духовность находились в основе воспитательной системы А. С. Макаренко: это переплетение личного и общего (общественного) в учреждениях, руководимых педагогом.
Главную задачу своей деятельности Антон Семенович видел в том, чтобы воспитать человека счастливым, непрерывно развивающимся, живущим в гармонии с самим собой, близкими и друзьями, со всем окружающим миром. Великий педагог блестяще решил поставленную задачу, достигнув поистине выдающихся результатов. Свыше трех тысяч воспитанников, вышедших в течение пятнадцати лет из колонии и коммуны, представляли собой культурных, разносторонне развитых, настоящих счастливых людей, которых К. И. Чуковский не смог отличить от оксфордских джентльменов.
И все это благодаря разработанной А. С. Макаренко педагогике беспредельной, огромной любви к детям. Он учил их «с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом [31». А поскольку любовь - процесс двусторонний, то воспитанники в свою очередь искренне уважали своего Учителя, ценили его, были признательны ему, ласково называя его «наш Антон», «батько ридный». При этом вспоминали о его каких-то особенно трогательных прикосновениях к бритым головам «пацанов», об искорках смеха в глазах, о конфетах, которые прятал Антон Семенович под подушку какой-нибудь девочке, если взгляд ее казался ему грустным. «Я очень люблю этот отдел человеческой души», - признавался Антон Семенович.
Педагогическая любовь А. С. Макаренко являла собой побудительную силу духовного роста воспитанников, их самосовершенствования. В каждом из них он находил то индивидуальное, что представляло исключительный интерес, ценность конкретной личности. Он стремился понять каждого, соприкоснуться с его душевными струнами, не был навязчивым, но в трудную минуту оказывал необходимую помощь.
А. С. Макаренко любил своих воспитанников и учил их этому искусству. Особенное внимание он уделял знанию юношей и девушек о том, что «любовь - большое, красивое чувство...». Поэтому у них должны быть воспитаны «некоторое благоговейное ожидание большой любви и уверенность, что она обязательно придет, что нельзя растрачивать себя по мелочам. Сильная любовь, верная на всю жизнь, должна быть идеалом нашей молодежи [31». Наряду с этим Антон Семенович формировал у воспитанников умение узнавать и оберегать любовь во всех ее проявлениях. Он писал: «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. . Половое воспитание не может быть воспитанием физиологическим. Если мужчина и женщина не ощущает себя членом общества, если у них нет чувства ответственности за его жизнь, за его красоту и разум, как они могут полюбить? Откуда у них возьмутся уважение к себе, уверенность в какой-то своей ценности, превышающей ценность самца или самки? Половое воспитание -это, прежде всего, воспитание культуры социальной личности». Как и все дела, утверждал А. С. Макаренко, любовь следует правильно организовывать. «Любовь так же любит организацию, как и всякая работа», - подчеркивал он. Поэтому необходимо научить подрастающее поколение соблюдать «нравственные добродетели»: ответственность, точность, порядочность, честность, терпеливость, нежность, долг.
Пристальное внимание А. С. Макаренко уделял воспитанию идеала целомудрия, поскольку нравственность мужчины и женщины немыслима вне гармоничного отношения обоих к семье и любви. В числе основных условий такого воспитания А. С. Макаренко называл, во-первых, воспитание гражданина, так как «воспитывая гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания», во-вторых, «настойчивые суждения общественного мнения и моральных контроль над соблюдением нравственной нормы», в-третьих, «систематичность морального воспитания». Кроме того, великий педагог четко понимал саму сущность образования, - каким должен быть характер человека, к чему следует стремиться педагогу, чтобы «из мальчика и девочки воспитать гражданина». В этой связи призывом звучат его слова «выпускать из наших школ энергичных и идейных членов общества, способных без колебаний,
всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка, способных в то же время требовать и от других правильного поступка» [3].
Однако рассчитывать на то, что правильное поведение можно сформировать одним разъяснениями - значит «рассчитывать на результат чрезвычайно слабый», отмечает А. С. Макаренко. Гораздо важнее в деле воспитания вырабатывать и закреплять привычки нравственного поведения. Еще до Антона Семеновича на это обратил внимание Ян Амос Коменский, указав, что «добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни». В итоге А. С. Макаренко определил следующим образом генеральную педагогическую линию в проведении данной идеи в жизнь: для воспитания определенных качеств личности необходимы такие объективные условия, при которых проявление этих качеств становится необходимостью. «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости», - замечает А. С. Макаренко. Погружая ребенка в определенные трудности, создавая условия для проявления активности и самостоятельности, педагог тем самым способствует его воспитанию и развитию.
На основе этого А. С. Макаренко сделал важный вывод о формировании привычек нравственного поведения: «Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, то есть такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому, что мы так привыкли» [3]. Здесь квинтэссенция педагогики А. С. Макаренко: с целью формирования высоконравственной личности необходимо воспитать привычки правильного поведения, т. е. того привычного поведения, когда ребенок поступает правильно не только по причине присутствия кого-либо, а даже в том случае, если его «никто не слышит, не видит, и ничего не узнает»; в то же время обязательным условием является «организация сознания» ребенка, чтобы он знал, что можно делать и чего нельзя, что похвально, а что наказуемо.
Разумеется, надо убеждать ребенка в том, что «нельзя красть, нельзя убивать, нельзя оскорблять, нужно уважать старших». Как положительный факт Антон Семенович отмечает присутствие в школах до событий 1917 г. пра-
вославного наследия, в рамках которого перед детьми проходила христианская мораль. «В то же время духовно-нравственные вопросы только в теоретическом изложении, - уточняет он, - останутся нерешенными, поскольку знания без практического приложения не трансформируются в умения» [3].
На понимание другого человека в мировоззрении А. С. Макаренко надо посмотреть как процесс формирования у детей гражданских ценностей. Инновационность его системы, считает Л. И. Гриценко, состоит в том, что она строится не на основе предписаний и запретов, а на позитивных ценностях, которые предполагают активный процесс выбора ребенка. Данная система по-настоящему воспитательная потому, что с одной стороны, раскрывает и развивает человеческий потенциал, а с другой стороны, она динамична, поскольку она способна изменяться в зависимости от уровня ценностного мировоззрения ребенка, которое постоянно совершенствуется. Таким образом, ребенок не просто «воспитательный продукт», а творческая личность, так как ее основоположная установка - развитие всех сущностных сил ребенка для жизнедеятельности в неизвестных и даже непредсказуемых ситуациях [4].
Как отмечает А. А. Фролов, «... социальное воспитание беспризорников, т. е. детей с поведением, отклоняющимся от социальных норм, осуществлялось двумя путями: общение и самообозначение «Я», т. е. самопонимание себя как единосущного обладателя психофизической определенности. Не раз Антон Семёнович говорил, что в человеке надо преодолеть стихийные и эгоистичные стороны человеческой природы потому, что культура в широком смысле (социальное воспитание, социализация, перевоспитание), является процессом бесконечного сопротивления между человеком и его внутренней сущностью [5; 6]». Это значит, что высшая духовность не может осуществляться без душевности, без эмоциональной чуткости, без отзывчивости и способности к эмоциональному отклику. Все это находит свое выражение в таких чувствах, как жалость, сострадание, любовь к ближнему. Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.
«Если уделить внимание таким понятиям, как ответственность, долг, уважение, требование, свобода, которые часто встречаются в
трудах и выступлениях Антона Семёновича, -пишет В. И. Слободчиков, - мы можем в них найти суть духовно-нравственного воспитания в его системе. Основой их является не авторитет воспитателя или воспитательная система, подавляющая личность человека, а, наоборот, любовь и совесть. Данные понятия в мировоззрении Антона Семёновича являются только светскими и общечеловеческими» [7].
Наряду с созданием конкретных условий, способствующих проявлению общественно-значимых устремлений, А. С. Макаренко настоятельно рекомендует четко, прямолинейно, категорично требовать выполнения каждым воспитанником того или другого действия. Однако «нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем», указывает он. И здесь мы подошли к следующей фундаментальной идее великого педагога, блестяще воплощенной им на практике, - идее гуманизма: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Как видно, логика Макаренко проста и убедительна:
- чтобы воспитать разностороннюю личность, обладающую нравственными качествами, необходимо ей предъявлять значительное количество требований;
- поскольку педагог уважает личность ребенка, то требования должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям воспитанника, не ущемлять его человеческое достоинство;
- выполнение их, проявление при этом активности, самостоятельности, упорства, стремления получить положительный результат вызывает со стороны педагога уважение к ребенку;
- педагог требует потому, что уважает ребенка, потому что желает видеть его высоконравственной личностью.
Важным средством духовно-нравственного воспитания ребенка в наследии А. С. Макаренко является труд. Следует отметить, что труд в его представлении есть «философия нового мира» и не просто стержневой фактор развития отдельной личности и общества в целом, а генерирующий механизм возникновения и закрепления прогрессивных форм человеческого сообщества, утверждения идеологии, пронизанной идеей гуманизма. Систематическое участие в педагогически организованном труде позволяет создать необходимые условия, способствующие духовно-нравственной самореализации. Именно в
процессе труда дети вооружаются разнообразными способами своих сущностных сил, что в конечном итоге обеспечивает им возможность реализации внутренних и внешних стимулов. Только в труде воспитанник может «выковать свой характер, свое отношение к миру, к людям».
Труд как содержательная основа целостного учебно-воспитательного процесса формирует самосознание практического работника, привычку к труду, перерастающую в трудолюбие, психологическую готовность к выполнению трудового задания, способность адаптироваться в меняющихся условиях труда, творчество и рационализацию в организации и совершенствовании технологических процессов, чувства долга, ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи. Вследствие этого А. С. Макаренко участие в труде, «трудовую заботу» называет одним из важнейших принципов человеческого счастья. Совершенно точное определение, так как самопроявление и самоутверждение в творческой деятельности, коллективное общение в процессе труда, ощущение эстетической радости и морального удовлетворения не только результатов работы, но и ее осуществления обеспечивают саморазвитие и самосовершенствование, достижение того уровня социального становления, который позволяет быть достойным членом общества.
На основе вышеназванных рассуждений А. С. Макаренко сделал главный вывод о том, что «молодежь всегда красива, если она правильно воспитывается, правильно живет, правильно работает, правильно радуется». Поэтому духовно-нравственное воспитание в педагогике А. С. Макаренко представляет собой активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности.
В завершении статьи мы хотим подчеркнуть, что подход А. С. Макаренко к духовно-нравственному воспитанию может быть успешно использован в современных условиях социального воспитания, поскольку он указывает на те ценности, которые способствуют настоящему развитию личности.
Литература
1. Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Шар-шов И. А., Курин А. Ю. Концепция развития педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5-6 (157-158). С. 7-18.
2. Терещенко Г. Ф. Совершенствование деятельности куратора по духовно-нравственному воспитанию студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10(44). С. 248-251.
3. Макаренко А. С. О воспитании молодежи // Избранные педагогические произведения / под общ. ред. Г. С. Макаренко. М., 1951. С. 115-135.
4. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике (Сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 1998.
5. Фролов А. А. Социальное воспитание и наследие А. С. Макаренко // Педагогика. 2002. № 6. С. 71-77.
6. Фролов А. А., Илалтдинова Е. Ю. Догмы и новые ракурсы изучения наследия А. С. Макаренко // Педагогика. 2009. № 5. С. 80-88.
7. Слободчиков В. И. Педагогика Антона Семеновича Макаренко - социально-педагогическое открытие XX века // Народное образование. 2006. №6. С. 149-154.
References
1. Gushchina T. I., Makarova L. N., Shar-shov I. А., Kurin А. Yu. Kontseptsiya razvitiya pedagogicheskogo instituta Tambovskogo gosudar-stvennogo universiteta imeni G. R. Derzhavina [Concept of development of teacher training college of the Tambov state university named after G.R. Derzhavin] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitamye nauki. 2016. T. 21. № 5-6 (157-158). S. 7-18.
2. Tereshchenko G. F. Sovershenstvovaniye deyatel'nosti kuratora po dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu studentov [Improvement of activities of the curator for spiritual moral education of students] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2012. № 10(44). S. 248-251.
3. Makarenko A. S. O vospitanii molodezhi [About education of youth] // Izbrannye pedagogicheskiye proizvedeniya / pod obshch. red. G. S. Makarenko. M., 1951. S. 115-135.
4. Gritsenko L. I. Lichnostno-sotsial'naya kontseptsiya A. S. Makarenko v sovremennoj pedagogike (Sravnitel'nyj analiz otechestvennogo i zarubezhnogo makarenkovedeniya) [A. S. Makarenko's personal and social concept in modern pedagogics (The comparative analysis of domestic and foreign makarenko knowledge)]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Tyumen', 1998.
5. Frolov A. A. Sotsial'noye vospitaniye i naslediye A. S. Makarenko [A.S. Makarenko's social education and heritage] // Pedagogika. 2002. № 6. S. 71-77.
6. Frolov A. A., Ilaltdinova E. Yu. Dogmy i novye rakursy izucheniya naslediya A. S. Makarenko [Dogmas and new perspectives of studying A. S. Makarenko's heritage] // Pedagogika. 2009. № 5. S. 80-88.
7. Slobodchikov V. I. Pedagogika Antona Semenovicha Makarenko - sotsial'no-pedagogicheskoye otkrytiye XX veka [Anton Semyonovich Makarenko's pedagogics - social and pedagogical opening of the Xx century] // Narodnoye obrazovaniye. 2006. № 6. S. 149-154.
* * *
QUESTIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN A. S. MAKARENKO'S PEDAGOGICAL HERITAGE
Tereshchenko Galina Fyodorovna
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
The author devoted the Article to the 130th anniversary since the birth of the outstanding Soviet teacher Anton Semyonovich Makarenko who is, according to UNESCO, one of four pedagogical geniuses of the XX century. The author emphasized that one of conditions of a solution of the problem of spiritual and moral development of the personality is the appeal to the progressive ideas of domestic pedagogics on the matter, proved that the innovative ideas of A. S. Makarenko's pedagogical system have the considerable potential for the spiritual growth of pupils, their self-improvement and self-realization, and have to be useful for actively in practice of modern education.
Key words: spiritual and moral crisis, morality, system of values, youth, formation of the personality, progressive ideas, A. S. Makarenko's pedagogical concept
Об авторе:
Терещенко Галина Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the author:
Tereshchenko Galina Fyodorovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Pedagogics and Educational Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov