2. Nagovitsyn, R.S. (2014), Formation of physical culture of students in the educational space humanitarian University (mobile education), dissertation, Moscow.
3. Postol, L.O. (2004), Methods of improvement of students of universities in the physical education classes with the use of traditional and non-traditional funds, dissertation, Khabarovsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
УДК 371.47+371.72
АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО И ЕГО ТЕХНОЛОГИИ ПО
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ КОЛОНИИ ИМЕНИ
ГОРЬКОГО
Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
Аннотация
Педагогическая деятельность А.С. Макаренко содержит богатейший материал, раскрывающий технологические стороны организации воспитательного процесса. Им впервые разработан и внедрен в образовательные учреждения ряд педагогических технологий, раскрывающих процесс создания и развития коллектива детского самоуправления. В его деятельности здоровьесберегающие технологии занимают ведущее место, поскольку он придавал огромное значение всему, что укрепляло духовное и физическое здоровье воспитанников. В качестве методологической базы при создании «здоровьеформирующих педагогических технологий» он предпочитал «логику педагогического процесса», которая, по его мнению, наиболее продуктивно обеспечивает условия для выстраивания «перспективных линий развития».
Ключевые слова: А.С. Макаренко, педагогическое наследие, педагогические технологии, здоровьесбережение.
ANTON SEMENOVICH MAKARENKO AND HIS TECHNOLOGIES ON THE HEALTH-SAVING OF PUPILS OF A COLONY OF GORKY
Alexander Semenovich Rosenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg
Annotation
Pedagogical activity of A.S. Makarenko contains the richest material opening the technological parties of the organization of educational process. He for the first time developed and introduced in educational institutions a number of pedagogical technologies, opening the process of creation and development of the collective of children's self-government. In his professional activity, the technologies providing preservation of the health take the leading place as he attached huge significance to everything that strengthened the spiritual and physical health of the pupils. As methodological base at creation "the pedagogical technologies supporting health" he preferred the "logic of pedagogical process" which, in his opinion, most productively provides conditions for forming the "perspective lines of development".
Keywords: A.S. Makarenko, pedagogical heritage, pedagogical technologies, health-saving.
Здоровье - базовый компонент жизни человека, определяющий эффективность его личностной и профессиональной деятельности. Валеология, понятие «здоровье», рассматривает как четырехкомпонентную структуру, объединяющую физические, психические, социальные и нравственные свойства человека в единое целое. По данным ВОЗ, уровень здоровья на 18-20% определяется наследственными факторами, на 17-22% - состоянием окружающей среды, на 10% уровнем развития медицины и на 50% образом жизни человека. В связи с этим, для педагогов одной из основополагающих тем их деятельности является воспитание у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни.
В трудах А. С. Макаренко тему здоровья можно рассматривать как ведущую в его педагогическом творчестве, так как это творчество было нацелено на формирование
социально здорового воспитанника.
Определяющим фактором социального здоровья следует считать нравственное воспитание, которое формирует бережное отношение человека к самому себе, своему телу, своим мыслям, своим поступкам. Посему, формулируя цель: «... воспитать полезного гражданина», Антон Семенович рядом с понятиями «образованный и воспитанный» ставит «.социально востребованный, физически и психически здоровый» [2, с.234]. Этот тезис наиболее ярко представлен в его работе «Книга для родителей», где он пишет: - «.. .какое бы значение мы ни придавали производству и школе, на первом месте должна быть задача - выпустить здоровое поколение» [2, с.149].
В силу многомерности педагогического таланта А.С. Макаренко можно называть учителем, педагогом, социальным педагогом, психологом, воспитателем, писателем. Однако многие грани его педагогического наследия до сих пор остаются недостаточно исследованы: Макаренко - «руководитель-новатор», «организатор-менеджер», «технолог педагогического производства». По его глубокому убеждению, в качестве методологической базы «технологии педагогического производства» должна стоять «логика педагогического процесса». Она должна сочетать в себе систему средств, объединенных определенной целью по отношению друг к другу, направленную на гармонизацию воспитательной деятельности [2, с.134]. Соответственно, «логика педагогического процесса» А.С. Макаренко включает в себя все характеристики социальной и педагогической технологии, которые содержатся в определениях М.А. Галагузовой, М.В. Кларина, Л.В. Мардахаева, Ю.М. Резника. [4, с. 9; 5, с. 15].
Каждая технология может иметь свои способы реализации, свою методику. Соответственно, методика в адекватно спланированных условиях становится инструментом осуществления технологии.
В работах Антон Семеновича «понятие технология» тесно связана с дефиницией «техника педагогическая» [7, с. 151]. Последняя в его интерпретации представляет собой «совокупность педагогических средств и приемов, которые используются для решения педагогических задач» [7, с. 307]. «Техника педагогическая» обеспечивается умениями педагога, формирующимися и проявляющимися в процессе его профессиональной деятельности. «Это совокупность педагогических средств и приемов, которыми владеет педагог и которые позволяют ему реализовать себя в профессиональной деятельности» (культура общения, культура речи, самоуправление, искусство воздействия, внушения, управления вниманием и пр.) [7, с. 307]. Педагогическая техника полностью зависит от личностных качеств и профессиональных навыков педагогов, созданных и отточенных практикой [3, с. 574-577].
Педагогическое наследие А.С. Макаренко содержит богатейший материал, раскрывающий технологические стороны организации воспитательного процесса, связанные и с методикой, и с техникой здоровьесохранения. В частности, «. ответственность за уборку, и за ведро, и за тряпку - есть для меня технологический момент», - говорит он [3, с. 576]. И в этом заложен глубокий смысл, ведь процесс формирования личностных качеств требует от индивида использования определенных технологий.
Макаренко впервые подробно разработаны технологии создания и развития воспитательного коллектива, детского самоуправления, сознательной дисциплины, и т.д. Среди прочих здоровьесберегающие технологии занимают заметное место в его деятельности, поскольку он придавал огромное значение всему, что укрепляло духовное и физическое здоровье воспитанников. Его работы являются в отечественной педагогике первой серьезной попыткой осмысления технологии формирования человеческого характера, немыслимого без хорошей физической подготовки. Они включают в себя множество технических элементов, методов и приемов физического воспитания, актуальных по сегодняшний день.
В основе его здоровьесберегающих технологий лежит мотивация к деятельности, основанная на социальных и личностных потребностях. Он считал, что для создания
мотивации к нормальной здоровой жизни «. необходимо создать условия, удовлетворяющие первоочередные потребности воспитанников: - «. мы должны дать детям крышу, дом, где было бы много солнца, где были бы хорошие уборные, умывальни, души. Дом, в котором было бы много воздуха и где было бы удобно учиться и работать, и жить» [2, с. 146-147]. Необходимы хорошо оборудованные теплые помещения и классы, удовлетворительная пища, чистая постель.» [2, с. 218].
Большое значение в работах педагога-новатора уделяется проблеме безопасности и защищенности ребенка. Педагогические наблюдения Антона Семеновича показывают, что социально незащищенного и живущего в страхе человека очень сложно мотивировать к достижению высоких жизненных ориентиров. Соответственно, в образовательном учреждении должны быть созданы условия «. полной защищенности ребенка от произвола и самодурства.»; «.никто не имеет права и возможности безнаказанно издеваться или куражиться над самым слабым членом коллектива». [2, с. 218, 226].
При разработке технологий роста и развития личности Макаренко опирается на потребность ребенка в удовлетворении чувства радости. Он утверждает, что «завтрашняя радость» является базовым стимулом жизни человеческой. Данный постулат обеспечил рождение знаменитой формулы «перспективных линий», сущность которой проявляется в выстраивании вектора личностного развития: - «от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга» [2, с. 216-217]. Следует упомянуть, что парадигма «перспективных линий», предполагает включение в себя близкие, средние и дальние виды на развитие индивида и коллектива в целом. Такая педагогическая технология способствует формированию и удовлетворению потребностей более высокого уровня: в труде, в признании, в самовыражении, самоактуализации. Учитывая развивающую направленность данной технологии, А.С. Макаренко во вверенном ему образовательном учреждении создает комплекс условий, способствующих формированию целого ряда функциональных структур, ответственных за самоуправление: производственной, культурно-массовой, просветительской, здоровьеохранной и здоровьесберегающей деятельностью. В этих условиях параллельно с проектированием «перспективных линий» разрабатываются технологические приемы, среди которых огромное значение придается формированию жизненно важных здоровых привычек, которые во многом определяют поведение человека, а, соответственно, и уровень его здоровья. В одной из своих работ Антон Семенович говорил: -«Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но, если вы не воспитаете привычки, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали [2, с. 88; 3, с. 49]. Педагог выделяет целый арсенал привычек, которые должны быть присущи здоровому, адекватно социализированному человеку. Главные из них: привычка к режиму, закаливанию, порядку, дисциплине, полезному движению, чистоте, красоте, сдержанности, вежливости, четкости, подтянутости. Это далеко не полный перечень требуемых привычек, но они наглядно свидетельствуют о тесной взаимосвязи с технологиями, ответственными за здоровьесбережение и здоровьесохранение юных колонистов. Макаренко не просто перечисляет в своих работах нужные привычки, он подробно обосновывает их необходимость и показывает, как методику, так и технику формирования каждой из них. Его методика включает в себя огромное разнообразие методов и приемов воспитания. Это и методы формирования сознания, главным инструментом которых является слово, и методы организации практической деятельности, и методы стимулирования.
Особо необходимо упомянуть о значимости организационно-управленческой работы, без которой немыслимо создание условий для формирования здоровых привычек. И он создавал эти условия, как для коллектива, а зачастую, и для каждого воспитанника. Его ученики дежурят у знамени, стоят в ночных караулах, участвуют в туристических походах и маршах, военно-спортивных играх, занимаются гимнастикой, летом ходят босиком, а зимой без зимних шапок. Все эти мероприятия закаляют человека, развивают силу воли, смелость, мужество и сноровку, обеспечивая предпосылки для адаптивного
жизнеобеспечения в быстроменяющихся социальных условиях.
Здоровьесберегающие технологии в воспитательных учреждениях А.С. Макаренко включают в себя множество технических правил и приемов, касающихся как воспитанников, так и воспитателей. «Как и от воспитанников, так и от педагогов и других работников детского учреждения необходимо требовать полного порядка и чистоты в костюмах, прически, чистоты обуви, чистоты рук, остриженных ногтей, наличия носового платка. Это должно быть логически оправдано прямой пользой для организма самого воспитанника...» [2, с. 227].
В единой логике воспитательного процесса здоровьесберегающие технологии способны творить чудеса. В воспоминаниях педагога читаем: «.по истечении четырех лет ... вот они, горьковцы - стройны и собраны, у них хорошие подвижные талии, мускулистые и здоровые тела, не знающие что такое медицина». [3, с. 336-337].
Но, чтобы добиваться подобных результатов, педагог должен прекрасно владеть и методикой, и технологией воспитания. В одной из своих работ Макаренко говорит: «.наши педагогические вузы должны решительно перестроить свои программы. Они должны давать хорошо подготовленных, грамотных педагогов-техников» [2, с. 137]. Со времени этого высказывания прошло много лет, но, тем не менее, оно и сегодня касается нас и указывает на проблемы, над которыми нам еще нужно работать и работать. Тем более, что на современном этапе проблема ухудшения состояния физического и нравственного здоровья россиян ярко обозначилась [9, с. 194].
Анализируя педагогическое наследие А. С. Макаренко можно заключить, что разработанные им воспитательные мероприятия имеют глубоко осмысленную теоретико-методологическую основу, которая опирается на идеально сконструированную практико-ори-ентированную технологическую базу.
В качестве методологической основы его здоровьесберегающих технологий лежит «логика педагогического процесса». Она сочетает в себе систему средств, объединенных определенной целью по отношению друг к другу, направленных на гармонизацию воспитательного процесса.
Неотъемлемым компонентом большинства технологий Макаренко является мотивация человека к деятельности, в том числе, и к здоровьесберегающей. При разработке и внедрении технологий в воспитательный процесс педагог опирается на потребность личности в удовлетворении чувства «радости», которая является хорошим стимулом для формирования активной жизненной позиции. Данный постулат обеспечил рождение знаменитой формулы «перспективных линий», сущность которой проявляется в выстраивании вектора личностного развития: - «от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга».
ЛИТЕРАТУРА
1. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко ; сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хе-лемендик. - М. : Политиздат, 1988. - 255 с.
2. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - Л. : Лениздат, 1981. - 319 с.
3. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко ; сост., вступ. ст., примеч., ком-мент. С. Невская. - М. : Изд-во ИТРК, 2003. - 736 с.
4. Методика и технологии работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова [и др.] ; под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г.К. Селевко.
- М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
6. Словарь иностранных слов. - М. : Изд-во иностранных и национальных словарей, 1955.
- 856 с.
7. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М. : Академия, 2002. -
368 с.
8. Советский энциклопедический словарь. - М. : Сов. Энциклопедия, 1979. - 1632 с.
9. Школа жизни - школа воспитания : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения А.С. Макаренко и 100-летию со дня рождения С. А. Калабалина / под общей ред. И.П. Башкатова ; Коломенский государственный педагогический институт. - Коломна : [б.и.], 2005. - 314 с.
REFERENCES
1. Makarenko, A.S. (1988), About education, Politizdat, Moscow.
2. Makarenko, A.S. (1981), The book for parents, Lenizdat, Leningrad.
3. Makarenko, A.S. (2003), Pedagogical poem, publishing house ITK, Moscow.
4. Ed. Galaguzova, M.A. and Mardakhayev, L.V. (2002), Technique and technologies of work of the social teacher, Academy, Moscow.
5. Selevko, G.K. (1998), Modern educational technologies, National education, Moscow.
6. Dictionary of foreign words (1955), Publishing house of foreign and national dictionaries, Moscow.
7. Cataloguer Mardakhayev, L.V. (2002), The dictionary on social pedagogics, Academy, Moscow.
8. Soviet encyclopedic dictionary (1979), publishing house Soviet Encyclopedia, Moscow.
9. Ed. Bashkatov, I.P. (2005), School of life - school of education, Materials of the All-Russian scientific and practical conference devoted to the 115 anniversaries since the birth of A.S. Makarenko and to the 100 anniversaries since the birth of S.A. Kalabalin, Kolomna state teacher training college, Kolomna.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
УДК 796.332
КАК УСИЛИТЬ КОМАНДНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФУТБОЛЕ
Марк Абрамович Рубин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В российском футболе существуют уже много лет проблемы подготовки молодых высококвалифицированных спортсменов для сборных команд страны и профессиональных клубов. Все это отражается на уровне подготовки игроков, а на поле выливается в проблему игровых взаимодействий. Чтобы их улучшить, предлагается поменять акценты в технико-тактической подготовке молодых футболистов.
Ключевые слова: техника, тактика, технико-тактическая подготовка, эффективность игровых взаимодействий, игровое мышление, вариативность техники, быстрота исполнения.
HOW TO STRENGTHEN TEAM INTERACTIONS IN FOOTBALL
Mark Abramovich Rubin, candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Russian football has got long-term problem of the young top-level sportsmen preparation for the national team and professional clubs. There are not only organizational troubles and the modern infrastructures need, but also troubles of methods elaboration. There is a suggestion to change the main streams in the technic and tactic preparation of the young football players
Keywords: equipment, tactics, technical and tactical preparation, efficiency of game interactions, game thinking, variability of the equipment, speed of execution.
В преддверии чемпионата Мира 2018 года перед тренерами всех сборных, которые попали в финальную часть, стоит один важный вопрос - как усилить командную игру. Особенно это актуально для тех сборных в составе которых нет «звезд», калибра Месси,