УДК 373 (091)
М. В. Головушкина
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. Сегодняшнее состояние нравственности в обществе стимулирует интерес современных педагогов к проблеме духовно-нравственного воспитания. В работе анализируются различные взгляды на природу духовности, нравственности, духовно-нравственного воспитания. Делается попытка выявить влияние русского православия на формирование основ духовнонравственного воспитания.
Ключевые слова: духовность, нравственность, нравственное воспитание, религиозность, образование, образовательные учреждения, нравственное развитие, православие.
Abstract. The current moral state of our society stimulâtes the interest of modem pedagogues to the problem of moral education. The author analyses different views on the problem of morality and moral education. This pedagogical research broadens the notions of moral development.
Key words: Spirituality, morality, moral education, religiosity, education, educational institutions, moral development, Orthodoxy.
Духовность - одно из ключевых понятий общечеловеческой истории. «В духовности сублимирован исторический опыт человечности» [1, с. 1], -пишет академик Российской академии образования (РАО) А. Корольков. Общепризнано, что подлинный кризис нашего общества заключается в угасании нравственности, подмене духовных ценностей. Вследствие этого наблюдаются признаки деградации у значительной части молодежи: агрессия, страх, инфантилизм, эгоизм, национальная и религиозная нетерпимость. Критическое состояние нравственности в обществе стимулировало интерес современной педагогической общественности к опыту русской школы и педагогической мысли.
Анализ исторической, научной и специальной литературы показал, что понятия духовно-нравственного воспитания до второй половины XIX в. не существовало. Лишь во второй половине XIX в. появляется терминология, близкая по смыслу этому понятию. Используются такие термины, как «нравственное воспитание» [2, с. 485], «воспитание духовное» [3, с. 355]. Духовнонравственное понятие дается в частных категориях, как то: литература духовно-нравственного содержания, духовно-нравственное состояние общества, коллектива и т.д. [4, с. 21]. Как показывает анализ научных источников, это обусловлено тем, что понятия «духовность», «духовный элемент» в воспитании в указанное время носили православный, религиозный характер. «Духовность» подразумевалась под термином «нравственность» как само собой разумеющееся, как фундамент православной нравственности. Нравственность в православном понимании не могла быть не духовной. По мнению
Н. Н. Барковой, введение термина «духовность» в формирование понятия нравственности связано с влиянием просвещения и трансформацией христианского нравственного идеала под влиянием просветительских гуманистических идей [5, с. 71-75].
Во второй половине Х1Х в. в педагогической мысли России сформировалось целое направление, ставившее своей задачей теоретическое обоснование, организационную и методическую разработку духовно-нравственного воспитания. Проблемы осмысливались с позиций демократической педагогики (К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.), психологии (И. Сикорский, А. Ла-зурский, А. Нечаев, Н. Румянцев), православной этики (архиепископ Евсевий, протоиереи И. И. Базаров, И. Д. Белов, А. А. Олесницкий и др.). Все исследователи, в том числе и православные педагоги, признавали более широкие цели духовно-нравственного воспитания и необходимость для успешности воспитательного процесса интеграции последних данных всех наук о человеке, его духовной и телесной природе (педагогики, психологии, физиологии, антропологии, христианской этики, философской этики).
Обратимся к определениям духовного воспитания изучаемого периода. «Воспитание духовное имеет целью способствовать развитию интеллектуальных и нравственных сил ребенка и образованию его характера; оно имеет в виду создать личность, наилучше приспособленную к социальной борьбе за существование и к активному воздействию на окружающую среду. Венцом духовного воспитания является образование характера, основанного на координации интеллектуальных и нравственных сил волею» [3, с. 355].
В данном определении поставлены более широкие цели духовнонравственного воспитания - формирование социально-полезного человека. Духовность проявляется не только в содержании, но и в тех средствах, которые способствуют ее поддержанию, сохранению и развитию. Следовательно, главным условием, обеспечивающим духовность, выступают сознательные усилия человека, направленные на духовные составляющие его жизни.
Принципиально важными в сфере воспитания являются понятия духовной и религиозной жизни, точнее, их соотношение. Необходимо отметить различия между понятиями «духовность» и «религиозность». Это поможет нам говорить о правомочности утверждения понятия духовно-нравственного, а не религиозно-нравственного воспитания. Духовность в православном понимании - это состояние единения человека и Бога, или общение человеческой личности с Абсолютной Личностью [4, с. 65]. Она является глубинным стержнем человеческого бытия, ею обусловлен весь ход становления личности, она определяет позицию человека в отношении смысла своей жизни, но редко осознается им во всей ее глубине [5, с. 34]. Религиозность имеет своим центром постоянное поставление себя перед Богом, перед судом вечности, протекает прежде всего в сферах сознания, чувств и волевой саморегуляции. Важнейшее свойство религиозности то, что она обращена к духовной сфере человека, помогает глубже осознавать себя [5, с. 34]. Человек может и не разбираться в теологических тонкостях своего вероисповедания, но быть религиозным по своему душевному настрою. Следует заметить, что почти все зарубежные исследователи подчеркивают значение религиозности как важнейшей составной части менталитета [6, с. 3].
Таким образом, духовность несводима к религиозности, проявляющейся лишь в формальном соблюдении церковных канонов и обрядов. Но существует внутреннее единство этих категорий в органической глубине - вере в Бога.
Православная вера и Русская православная церковь влияли на формирование особого мировоззрения и мировосприятия народа. А. Е. Лихачев вы-
деляет характерные черты русской духовности, которые свойственны людям независимо от их сознательной позиции в отношении религии или Церкви: стремление к красоте и гармонии во всем; разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброта расположения сердца и поступков; жизненная установка на самопожертвование, идеал жизни как служения Богу, Отечеству, ближним [5, с. 35].
По мнению Т. И. Петраковой, в педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность -это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Духовность -это самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям). Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность - сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. Нравственность не рядоположена духовности. Своим пересечением духовность и нравственность, утверждает Петракова, образуют как бы невидимый крест, являющийся основой личности [8, с. 63-64].
Важное значение имеет связь между духовностью и нравственностью. В религиозном понимании эта связь неразделима, так как «в христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии» [4, с. 68]. В светском мировосприятии вполне возможно рассматривать духовность и нравственность как самостоятельные и вполне самодостаточные величины, хотя их взаимодействие подтверждается [9, с. 176].
Доктор педагогических наук Н. Л. Шеховская исследует духовность как высшую степень нравственного воспитания, пронизывающую весь воспитательный процесс [10, с. 10]. Она обосновывает диалектическое единство духовности и нравственности, показывая, что эта идея традиционно развивалась философско-педагогическими мыслителями России второй половины
Х1Х - первой половины XX в.
По ее мнению, в русском философско-педагогическом наследии этого периода четко различимы православная и христианско-гуманистическая традиции. Они близки друг другу, но не идентичны.
Православная традиция следует богословским догматам; вера в Бога, покорность и смирение провозглашаются высшими ценностями и целями; строить жизнь предлагается согласно церковному Преданию, которое понимается как обращение к лику святых, усвоение их духа, а следовательно, их нравственных ориентиров.
Христианско-гуманистическая традиция, исходя из доминантности веры в Бога, кладет христианскую нравственную философию в основание осмысления педагогического идеала личности, провозглашает высшей ценностью свободную, духовно и нравственно целостностную личность, осознающую единство Творца и творения и относящуюся к творчеству как продолжению дела Божьего на Земле. Духовность в христианско-гуманистической традиции выступает как исповедание нравственных стремлений к Истине, утверждения в жизни Добра, Любви, Совести, Чести [10, с. 11].
Совершенно противоположный взгляд на соотношение духовности и нравственности имеют академики РАО - доктор психологических наук С. К. Бондырева и доктор медицинских наук Д. В. Колесов. Они считают, что нравственность не может основываться на духовности, поскольку это понятие не содержит в себе момента самоограничения. «Духовность - это не вещь в себе, а лишь особое восприятие жизни, приоритет в нем сложного над простым, высокого над низким, развитого над неразвитым» [11, с. 67]. Авторы считают, что «духовность сама по себе отнюдь не предполагает человеколюбия» [11, с. 67]. Данная точка зрения представляется спорной. Историкопедагогический анализ идей духовно-нравственного воспитания в России, свидетельствует о том, что русская духовность упоминается преимущественно в положительном смысле.
Основные положения сущности, содержания, структуры духовнонравственного воспитания как процесса раскрываются рядом современных ученых. Так, Т. И. Петракова рассматривает духовно-нравственное воспитание как «процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовнонравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Объектом духовно-нравственного воспитания исследователь называет сердце человека, его цель - научение сердца любви [8, с. 65]. Сформировать у ребенка правильные отношения с миром возможно, если опираться на определенную (в данном случае православную) систему ценностей (Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота). В данном определении не раскрывается понятие духовно-нравственной сферы личности человека, содержание духовно-нравственного воспитания автор рассматривает через содержание образования, что является несколько односторонним и не учитывающим всех условий и факторов, влияющих на данный процесс.
Ряд ученых (И. И. Колеганова, А. С. Сушанский, Л. В. Кокуева и др.) исследуют проблему, исходя из решения частных задач. Рассмотрение духовно-нравственного воспитания в узкоспециальном срезе тоже не может до конца удовлетворить обоснованности сущности и содержания рассматриваемой проблемы.
Проведенное исследование позволяет нам дать следующее определение духовно-нравственному воспитанию. Под духовно-нравственным воспитанием в образовательных учреждениях России во второй половине XIX - начале
XX в. понимался целенаправленный, комплексный процесс формирования у учащихся основ христианско-гуманистического мировоззрения и христианской нравственности, определяющих образ мыслей, поведение человека и его отношение к другим людям, обществу и государству.
В изучаемый период духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях России было одним из основных и неотъемлемых компонентов. Идеями духовности, нравственности были проникнуты все стороны жизнедеятельности не только школ, но и всего общества в целом.
Ведущие русские педагоги и мыслители были едины в том, что духовность не обретается личностью благодаря преподаванию одного-двух специальных, «религиозных» учебных предметов. Духовность только тогда становится имманентной стороной личности, когда ею проникнут весь учебновоспитательный процесс, когда каждый предмет с присущей ему спецификой реализует задачу духовно-нравственного воспитания. Нравственный подход в
процессе преподавания означал, что на всех ступенях образования и при изучении любого предмета в самом мышлении, оценках, переживаниях ученика и учителя должен присутствовать нравственный элемент. Таким образом, получила дальнейшее развитие традиция этико-религиозного наполнения всякого предлагаемого человеку образовательного опыта. В содержание духовнонравственного воспитания входили элементы религиозных, патриотических, эстетических, правовых, профессионально-этических и других аспектов воспитательной деятельности, являясь его составляющими частями.
Основанием для построения системы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях служила общая ориентация на традиционный воспитательный идеал. Вера была поставлена во главу всей воспитательной системы исследуемых учреждений, что задавало конкретные характеристики воспитательному идеалу, основные из которых - внутренняя религиозность, образованность, действительное желание блага Отечеству, милосердие, благотворительность, учтивость, воздержание, мужество и терпение жизненных невзгод, умение обходиться малым, честность, память об умерших и др.
На протяжении столетий в России православная религия являлась фактором, интегрирующим духовную жизнь общества. Страхом, карой, преданностью Богу народ сплачивался в единое целое [12, с. 19]. «Основная задача вероисповедания, - отмечал Андрей Полонский, - определить направление жизни человека, склад нации» [13, с. 28]. Свое главное предназначение -служение «спасению душ человеческих» - Церковь «выполняла во все времена, при любых государственных формациях», как отмечал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II [14, с. 441]. Необходимо учитывать, что для государственной власти религиозное воспитание было важным инструментом проведения в обществе своей политики. Не случайно был установлен приоритет духовно-нравственных задач в педагогике.
То, что духовное и патриотическое неразрывны, представляя единое духовно-патриотическое, было аксиомой для многих философов и педагогов. Так, И. А. Ильин ставил патриотизм в основу нравственного и духовного воспитания молодежи: «Идея родины предполагает живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа» [15, с. 196]. В современных условиях проявление патриотизма «становится нравственным индикатором гражданской зрелости» [16, с. 79].
«В духовном созревании огромное, а иногда и совершенно исключительное значение принадлежит эстетической сфере в нас... - писал В. В. Зень-ковский. - Эстетическое воспитание должно иметь в виду две цели: низшую, служащую задачам «развлечения» и «игры», и высшую, служащую питанию души через приобщение к красоте. Однако эстетическое вдохновение, приобщающая сила прекрасного образа должны быть закреплены «трудом» души, вне этого эстетическое вдохновение может служить расслаблению души и росту безответственности...» [17, с. 338].
И. Кант считал, что нравственное воспитание - это «создание такого настроения, под влиянием которого избирались бы лишь добрые цели» [18, с. 112]. В формировании этого настроения у учащихся большое значение придавалось воспитанию искусством, которое обогащает человека, открывает ему новые грани общения с окружающим миром, рождает в ученике положительные эмоции, созидающие личность.
Важным структурным компонентом духовности выступает воля как способность к произвольному самоуправлению. Воля составляет динамический аспект духовности, обеспечивающий возможность духовного саморазвития в связи с реальными возможностями индивида, потребностями самореализации, осознанием необходимости [19, с. 225]. В современной педагогической литературе увлеклись содержательной стороной духовности, не обращая столь пристального внимания на воспитание воли, хотя в большинстве дореволюционных изданий воля рассматривается как важный компонент духовнонравственного воспитания.
Духовное развитие есть развитие ответственности человека, которая рассматривалась в указанный период в тесной связи с дисциплинированностью. Последняя представляла собой сознательное и своевременное выполнение задач и обязанностей. Считалось, что уровень развития ответственности человека является формой проявления его духовности, ибо, когда нет ответственности, рушатся нравственные заповеди.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях России во второй половине XIX - начале XX в. было подчинено более широким целям, чем в предшествующие столетия. Оно требовало воспитания не только нравственно устойчивой, но и активной, самостоятельной, социально-полезной личности. Содержание духовно-нравственного воспитания определялось поставленными целями и задачами. Преимущественное сосредоточение усилий было направлено на формирование религиознонравственного компонента, патриотической духовности, на развитие эстетической сферы и волевых качеств личности.
Рассматриваемая в рамках различных философских, религиозных и психологических течений проблема духовности остается, однако, недостаточно разработанной. Этот удивительный феномен широчайшего диапазона нуждается в глубоком осмыслении, изучении его природы, уточнении характера. Сущность ее является нам во многих ипостасях, что и делает проблему сложной для понимания и изучения. Исследование духовности выявляет влияние русского православия на понимание ее смысла. Содержание понятия «духовность» определялось тем смыслом, который философско-педагогические мыслители вкладывали в понятие «Бог». Духовность рассматривалась в тесной связи с внутренним миром человека и развитием его способностей, самосовершенствованием; она требует от человека особых усилий, направленных на приобщение к опыту человечества, гуманистическим ценностям. Адекватное понимание сущности духовности с целью ее воспитания и развития является актуальной в любую историческую эпоху.
Список литературы
1. Кор ольков, А. Духовные основания русской школы / А. Корольков. - Бийск : БГПУ им. В. М. Шукшина, 2004. - 124 с.
2. Военная энциклопедия / под ред. К. И. Величко. - СПб. : Изд. тов-ва И. Д. Сытина, 1912. - Т. 16. - 519 с.
3. Энциклопедический словарь русского библиографического института «ГРАНАТ» / под ред. проф. Ю. С. Гамбарова, проф. В. Я. Железнова, проф. М. М. Ковалевского, проф. С. А. Муромцева, проф. К. А. Тимирязева. - М., 1937. - Т. 11. - 738 с.
4. Сушанский, А. С. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - начала ХХ вв. : дис. ... канд. пед. наук / Сушанский А. С. -М. : Военный университет, 2002. - 306 с.
5. Лихачев, А. Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) / Лихачев А. Е. // Педагогика. - 2001. - № 3. - С. 33-36.
6. Пушкарев, Л. Н. Проблемы менталитета и их место в школьном преподавании истории / Л. Н. Пушкарев // Преподавание истории в школе. - 1995. - № 2. -С. 2-6.
7. Баркова, Н. Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX - начало XX века.). - М. : Педагогика, 1998. - С. 70-75.
8. Петракова, Т. И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики / Т. И. Петракова // Педагогика. - 2007. - № 2. - С. 59-68.
9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : АСАЭЕМА, 2000. - 176 с.
10. Шеховская, Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX - первая половина ХХ вв. ) : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шеховская Н. Л. - Белгород, 2006. - 33 с.
11. Бондырева, С. К. Нравственность / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. -М. : Изд-во Моск. психолого-социального. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОД-ЭК», 2006. - 336 с.
12. Кочетов, А. И. Религиозная педагогика / А. И. Кочетов. - Краснодар : Ин-т международ. права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К. В. Российского, 2002. - 336 с.
13. Полонский, А. Вера. Терпение. Любовь (Православие и русская культура) / А. Полонский // Преподавание истории в школе. - 1990. - № 6. - С. 28-47.
14. Православие. Полная энциклопедия. - СПб. : ИГ «Весь», 2007. - 448 с.
15. Пиняева, Т . Н . Патриотизм и гражданство в творчестве И. А. Ильина / Т. Н. Пиняева // Философия отечественного образования: история и современность : сб. ст. III Международ. научно-практ. конф. - Пенза : РИО ПГСХА, 2007. - С. 195-197.
16. Шеховская, Н. Л. К. Д. Ушинский и Н. А. Бердяев: духовность как нравственная основа личности / Н. Л. Шеховская // Педагогика. - 2002. - № 5. -С. 77-82.
17. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский // Пед. соч. - Саранск, 2002. - С. 338.
18. Воробьев, Н. Е. Система нравственного воспитания И. Канта / Н. Е. Воробьев, А. Ю. Шанина // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 109-117.
19. Ильичева, И. М. Введение в психологию духовности : учеб. пособие / И. М. Ильичева. - М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2006. - 349 с.
20. Вахтеров, В. П. О новой педагогике / В. П. Вахтеров // Избранное / сост., вступ. ст. М. В. Богуславского, К. Е. Сумнительного. - М. : Карапуз, 2009. - 224 с.
Головушкина Марина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет
Golovushkina Marina Vladimirovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of English language, Penza State University
E-mail: [email protected]
УДК 373 (091)
Головушкина, М. В.
Формирование основ духовно-нравственного воспитания / М. В. Головушкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 121-127.