Рогова Антонина Викторовна
доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»,
(г. Чита, Россия)
УДК 37
РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
THE ROLE OF ORTHODOXY AND EDUCATION IN CULTURAL AND CIVILIZED DEVELOPMENT OF HUMANITY
В статье на основе анализа разнообразного отечественного философского и историко-педагогического наследия выявляется роль православных ценностей в духовно-нравственном становлении человека. Особо подчеркивается функция образования в этом процессе. Автор обращает внимание на то, что ценностно-смысловое развитие внутреннего мира личности является фундаментом продуктивного освоения культуры и сохранения человеческой цивилизации.
Ключевые слова: Православие, образование, культурно-цивилизационное развитие человечества, духовно-нравственное становление, ценности
Analyzing the various domestic philosophical, historical and pedagogical heritage the article reveals the role of orthodox values in spiritual and moral formation of a person. The function of education is emphasized in this process. The author pays attention to the fact that valuable and semantic development of inner world of the personality is the basis of productive culture development and preservation of human civilization.
Key words: Orthodoxy, education, cultural and civilization development of humanity, spiritual and moral formation, values
У талантливого американского писателя Джерома Д. Сэлинджера есть роман с символическим для нашего времени названием «Над пропастью во ржи». Человечество переживает глубочайший культурно-цивилизационный кризис, не замечая того, что стоит на краю смертельно опасной черты, перешагнув которую, оно может погибнуть. Многочисленные конфликты, идеологические войны, вмешательства в биологическую природу человека свидетельствуют о падении и извращении духовного начала в социуме. Вызовы времени актуализируют поиск точки опоры, благодаря которой возможным становится спасение человечества, возвращение к его духовной сущности.
Противоречивые процессы, происходящие в общественно-политической и социокультурной жизни России, кардинальным образом изменили отношение большинства граждан к месту и роли религии и церкви в решении важных проблем современности. Пожалуй, две из них выдвинулись на первое место: значение православия как основы, позволяющей сохранить культурную целостность нации, и значение религии
в духовном возрождении народа. Актуальность взаимодействия церкви и школы в нравственном воспитании подрастающего поколения очевидна. В устранении возникшей опасности особую роль может сыграть приобщение подрастающего поколения к духовной культуре. В свое время известный педагог-практик и ученый Л.Н. Модзалевский в статье «Историческое значение Христианства» подчеркивал: «...Христианство покорило старый мир возвышенностью своего нравственного учения. Оно было предначертано самой историей как необходимая реакция против неукротимой грубой чувственности и крайнего эгоизма» [7, с.17].
Сейчас активно обсуждается вопрос реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в содержании школьного образования. Противники этого шага доказывают, что религиозным воспитанием должны заниматься родители и церковь, а школа должна остаться вне рамок этого процесса. Однако следует иметь в виду, что институт семьи на данном этапе развития общества находится в глубочайшем кризисе и не способен взять на себя эту миссию. После почти векового гонения церковь также пока не может полностью охватить своим влиянием всех детей и подростков школьного возраста. Благоприятные возможности для духовного развития личности имеются у школы, ей предоставляется благородная возможность обогащения истинно гуманистическим содержанием воспитательного процесса. Настало время «собирать камни», вернуться к своим истокам. Обращение к традиции воспитания создаст предпосылки культурного становления поколения молодых, поскольку основой культуры является преемственность с прошлым. В истории нашего государства был накоплен ценный опыт взаимодействия церкви и образования и он продуктивно может быть использован в современной практике.
Изначально церковь играла главенствующую роль в становлении и развитии образования на Руси. После крещения русских повсюду стали создаваться училища, благодаря которым народ не просто овладевал грамотой, но и, в первую очередь приобщался к мудрости господней. Задача интеллектуального образования понималась как сопутствующая, а главным было духовное развитие учащихся. П.Ф. Каптерев отмечал впоследствии, что «учились для спасения души, чтобы уразуметь слово Божие и через это сделаться чище, совершеннее и тем приблизиться к Богу» [5, с.68].
Церковь внесла на протяжении веков свою огромную лепту в развитие образования и духовного воспитания подрастающих поколений. В законодательных актах Министерства просвещения преподавание религии всегда рассматривалось как главный компонент воспитания - его основа и цель.
В середине XIX века в обществе произошли коренные изменения, был значительно усилен курс на создание светской системы образования. Тем не менее, Духовное ведомство всегда считалось одним из субъектов образования и воспитания обучающихся в разных типах учебных заведений
России. Одновременно следует обратить внимание, что в данный период идут поиски оптимального взаимодействия церкви и школы: обсуждается проблема соотношения светского и религиозного образования, представленности религиозных знаний в содержании образования в разных типах учебных заведений, проблема статуса предмета Закон Божий в учебном плане, методики его преподавания, кадрового обеспечения и др.
Вторая половина XIX в. в системе образования характеризуется как период активных иностранных заимствований. Известный русский педагог В.Я. Стоюнин, возражая распространяющейся тенденции, указывал, что школа не может быть создана по чужой истории и чужому опыту. Эту же позицию занимал и ведущий педагог того времени, основоположник отечественной педагогики, К.Д. Ушинский. В статьях «О нравственном элементе в русском воспитании», «О народности в общественном воспитании», «О необходимости сделать русские школы русскими» и др. он раскрывал русскому обществу, что вне национальной школы, основанной на традиционном религиозном воспитании и образовании невозможно создать процветающее и самобытное государство. Благодаря деятельности выдающихся педагогов Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина в России создается религиозно-нравственная развивающая народная школа. Это была национальная русская школа, базу которой составляли идеи и традиции православия. Была разработана и создана модель национальной церковно-приходской школы, главным теоретиком которой стал С.А. Рачинский. В школе учитывался уклад сельской жизни и быта русского народа. С.И. Миропольский, анализируя историю церковноприходской школы от её возникновения до 90-х годов, отмечал: «Она была вполне просветительным учреждением; но образуя ум и сердце человека, сообщая ему прочные религиозные и нравственные убеждения, воспитывая его волю в добрых навыках, проникнутая духом православной церкви и народности, она приготовляла деятелей для всех поприщ...» [7, с.138].
В 60-е годы XIX в. в России происходит оформление отечественной педагогики в науку. Важно подчеркнуть, что разработка вопросов воспитания и образования в разных педагогических течениях ведется в русле христианского учения о человеке. Так, получает серьезное развитие антропологическое направление в педагогике, в частности в трудах К.Д. Ушинского. Однако, обращая внимание на значение природного фактора, ученые в качестве сущностной характеристики человека рассматривали его духовную основу. Главенство духовного в становлении личности подчеркивалось как в светской, так и религиозной философско-педагогической мысли. По мнению В.В. Зеньковского, «духовным воспитанием венчается и усовершенствуется весь человек», ибо оно «не творит, не дает, но возделывает уже данное Богом» [3, с. 19].
Исследуя факторы становления человека, педагоги второй половины XIX в. обращали внимание на тесную взаимосвязь духовного и нравственного воспитания, духовного и нравственного в человеке. Но вместе
с тем, надо указать, что духовное они определяли как более широкое понятие, как основу, условие для нравственного и других направлений воспитания. К.П. Победоносцев писал, что нравственное воспитание «без веры не имеет основы» [9, с.5]. Содержание нравственного воспитания строилось на христианских ценностях, таких, как любовь, совесть, труд, сострадание, добро свобода и др.
Проблема движения к духовному через нравственное получила оригинальную трактовку в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого, которое можно обозначить как учение о поиске смысла жизни и которое воплотило в себе понимание развития человека как расширение его самостоятельности в решении этических вопросов и ответственности за свои поступки. Нравственное самосовершенствование человека позволяет осуществиться высшим идеям добра, справедливости, любви, единения людей, непротивления и т.п.
Предпосылкой нравственного самосовершенствования, с точки зрения ученых-педагогов второй половины XIX в., выступает самосознание, наличие которого отличает человека от животных, но данную способность в человеке необходимо развивать. Ему нужно научиться вдумываться, вчувствоваться в себя и все содержание образования и воспитания должно побуждать личность к этому. Инструментом самосознания является совесть. Нравственное осознание жизни, своих поступков, своего внутреннего мира, оценка бытия с позиции совести - такой путь к самоосознанию себя как духовного существа виделся талантливому религиозному философу и педагогу В.И. Несмелову. Позднее, анализируя понимание этой проблемы в русской мысли XIX в., Н.А. Бердяев отметит: «Богочеловечество предполагает творческую активность человека. Движение идет и от человека к Богу, а не только от Бога к человеку» [1, с.95]. Таким образом, нравственное воспитание может стать средством духовного становления личности, если оно строится на основе традиционных духовных ценностей, если эти ценности осознаются ею и побуждают человека к нравственной жизни и творению добра и любви вокруг себя.
Значительное внимание в русской педагогике рассматриваемого периода уделялось проблеме влияния содержания образования на нравственное и духовное развитие личности. Еще Н.И. Пирогов в конце 1850-х годов высказался против противопоставления таких понятий как наука, религия, нравственность, попытался их сблизить и найти точки соприкосновения. К.Д. Ушинский, а впоследствии П.Ф. Каптерев и целый ряд других ученых, следуя этой тенденции, пытались выявить духовно развивающий потенциал изучаемых в школе наук и условия, при которых образование ума станет фактором духовного образования человека. По мнению русских педагогов, развитие ума и духовно-нравственное воспитание в общеобразовательном процессе должны составлять единое целое и взаимопитать, взаимоподдерживать друг друга.
В изучаемый период в русской педагогике обсуждается проблема преподавания религии и специфики данного предмета. Обер-прокурор Святейшего Синода, почетный профессор многих российских университетов К.П. Победоносцев, неоднократно выступая в печати, отмечал, что изучение религии дает возможность составить целостное представление о мире, собирает людей, делает их единым целым: «В том состоит великое значение религии для воспитания характера, что она оживляет в нас сознание Бога и присутствия Божия, дает единство всей нашей жизни. Как необходимо, но и как трудно удержать это ощущение единства! Наша цивилизация, чем больше совершенствуется, тем более отлучает людей друг от друга и разбивает жизнь каждого из нас на разные части, мало между собой связанные. Для того, чтобы не растерялся человек в своих впечатлениях, привычках и желаниях, нужно ему иметь в душе своей сокрытый источник силы, который научит и поможет отпугнуть злое и избрать благое.» [9, с.5]. К.П. Победоносцевым уделялось особое внимание вопросу методики преподавания религии в школе. Он подчеркивал, что «учить Закону Божию должно бы значить - учить живой вере». С болью писал высокий представитель Духовного ведомства о том, что обучение религии иногда превращается в механический процесс, а стало быть становится «ложью и обманом, и плоды его, горькие для души, горьки для возрастающих поколений, как бы ни казались блистательны конечные результаты учения в виде похвальных аттестатов» [Там же, с.16].
Религиозное воспитание с точки зрения известного педагога рассматриваемого периода М.И. Демкова, должно входить в жизнь и сознание ребенка с ранних лет и осуществляется непрерывно: в семье, церкви, школе. Задачу преподавания Закона Божия он видел в том, чтобы «возбуждать и развивать в детях искреннее религиозное чувство, созидать у них сердце чисто и создавать почву для развития и совершенствования истинного христианства [2, с.165].
Обоснованные в дореволюционной философско-педагогической мысли положения о единстве религиозных и светских подходов в духовно -нравственном воспитании личности нашли продолжение и углубление в философско-педагогической мысли русского зарубежья. Русские ученые-эмигранты были убеждены, что главной определяющей национальной характеристикой русских является их принадлежность к Православию. Разрыв с Православием, отход от него и повлек за собой разрыв всех связей, обусловливающих единство и силу России. Это выразилось, прежде всего, в распространении материалистических взглядов - «отраве», которая была внесена в умы либерально мыслящих людей и соединилась с идеями социализма. Разрушительность данной тенденции обнаружилась в том, что был уничтожен стержень, объединяющий разные общественные слои, -внутреннее органическое духовное единство, что в итоге привело к утрате духовности.
Выявленные причины социокультурной катастрофы в России, по мнению русских философов-эмигрантов, одновременно могут раскрывать пути преодоления кризиса не только на их Родине, но и общеевропейского кризиса культуры.
И.А. Ильин высказал важную мысль о том, что становление духовности в человеке, прежде всего, связано со становлением внутренней культуры, что духовно-нравственный человек - не носитель типичных качеств-черт своего времени, а человек, прежде всего совершивший огромную работу внутри себя на пути восхождения к высшим духовным ценностям [4].
Философом был выявлен важнейший механизм развития духовности в человеке не только в ее религиозной трактовке, но и в светском толковании: открытие внутреннего, духовного мира человеком сначала в самом себе. Аксиомой в современной теории нравственного воспитания является утверждение, что закрытый к себе, к своему внутреннему миру человек, бездуховен. Духовность человека определяется его со-при-частностью либо Божественному, либо «общечеловеческим» ценностям.
Выявленный механизм становления духовности в человеке, И.А. Ильин обозначил как «отождествление через Веру», характерными чертами которого являются: потребность в рефлексии, способность к эмпатии, обращенность к возвышенным ценностям, готовность к творческому самоизменению, направленность на других - альтруизм. Следовательно, чтобы взрастить в себе духовную культуру, необходимо, по И.А. Ильину, внутренне усвоить, принять призыв Святого духа. Именно этот механизм «отождествления через Веру» обеспечивает единство народов, их само-культуро- и национальную идентификацию, создает общее культурно -цивилизационное пространство на основе общих духовно-нравственных ценностей.
В этой связи в религиозной философско-педагогической мысли русского зарубежья особое внимание уделялось разработке концепции воспитания подрастающего поколения.
В.В. Зеньковский предложил свою трактовку целесообразной организации воспитания. Он считал, что важнейшей предпосылкой действенности системы воспитания будет введение в ее содержание «эсхатологической перспективы», определение цели воспитания как спасения человека. Такая постановка вопроса, с точки зрения В.В. Зеньковского, дает возможность рассматривать воспитание эмпирической личности в качестве «инструментального», но первостепенно важного средства по отношению к духовному ядру личности целостного становления человека.
В соответствии с религиозной догматикой, согласно которой, если грехопадение человека произошло в моральной сфере, то и восстановление личности должно начинаться с совершенствования именно в моральной сфере. В.В. Зеньковский на первое место выдвигает задачи нравственного
воспитания. В этой области он считал главным соединить светские представления о моральной жизни с «мистическим» смыслом морали и ее императивным характером.
В.В. Зеньковский отвергал внешнее соблюдение норм морали, внешнюю дисциплину, считал, что самым важным является внутренняя верность христианской морали, правда жизни, что в большей мере будет говорить о духовном «возрастании» личности.
В отечественной педагогике проблема духовно-нравственного воспитания напрямую увязывалась с вопросом национальной безопасности России. Так, К.П. Яновский, известный педагог второй половины XIX-начала XX вв., предчувствуя события 1917 года, подчеркивал, что только воспитание детей и подростков крепкими духом может «избавить их от грядущих переворотов, которые могли бы, может быть, повести к разложению нашего государственного организма» [10, с.4]. Пророчески звучали и звучат сейчас следующие его слова: «Скоро настанет время, да и теперь уже настает, когда нравственное могущество будет служить источником или основою военного могущества, и когда оно будет иметь несравненно более значения, нежели последнее, не вытекающее из нравственного, т.е. такое военное, в котором личный состав генералов, офицеров и солдат будет уступать нравственному и умственному образованию, в связи с военным, существующему в других государствах» [Там же, с.299].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. - М.: АСТ - Харьков: Фолио, 2005. - 624 с.
2. Демков М.И. Начальная народная школа, ее история, дидактика и методика / М.И. Демков. - М.: Тип. И. Д. Сытина и К°, 1916. - 330 с.
3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете Христианской антропологии / В.В. Зеньковский / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.
4. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование / И.А. Ильин. - В 2-х т. - М.: Русская книга, 2002.
5. Каптерев П.Ф. История русской педагогии / П.Ф. Каптерев. - Изд. 2-е. - Петроград: Земля, 1915. - 746 с.
6. Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого её возникновения на Руси до настоящего времени / С.И. Миропольский. - Вып. I. - СПб.: Синодальная типография, 1894. - 240 с.
7. Модзалевский Л.Н. Историческое значение Христианства (Отрывок из истории воспитания и обучения) / Л.Н. Модзалевский. - СПб.: Изд-е Н.Г. Мартынова, 1892. - 61 с.
8. Несмелов В.И. Наука о человеке / В.И. Несмелов. - Т.2. - Казань: Центральная типография, 1898. - 478 с.
9. Победоносцев К.П. Учение и учитель. Педагогические заметки / К.П. Победоносцев. Кн. 2. - Изд. 2-е. - М.: Синодальная типография, 1905. - 54 с.
10. Яновский К.П. Мысли о воспитании и обучении. - СПб.: Тип. В.В. Комарова, 1900. -299 с.