Научная статья на тему 'Развитие духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности'

Развитие духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1021
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / СПЕЦКУРС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЧИНЫ ЭКСТРЕМИЗМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / SPIRITUAL / MORAL VALUES / EDUCATION / SPIRIT-ORIENTED ENVIRONMENT / SPECIAL COURSE / ACTIVITIES / REASONS FOR EXTREMISM / PEDAGOGIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базалий Раиса Викторовна

Описана обновленная система воспитания кафедры теории и методики профессионального образования Донского государственного технического университета. Акцентированы значимость духовно ориентированной парадигмы образования, возможность служения высшему духовному началу в человеке и актуальность развития духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the renewed system of education of the department of theory and methodology of professional education. The attention is focused on the importance of spirit-oriented paradigm of education, possibility to serve higher spiritual origins in a person and the urgency of development of spiritual values of students in educational activities.

Текст научной работы на тему «Развитие духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности»

- известия вгпу. пе

Р.В. БАЗАЛИЙ (Ростов-на-Дону)

развитие духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности

Описана обновленная система воспитания кафедры теории и методики профессионального образования Донского государственного технического университета. Акцентированы значимость духовно ориентированной парадигмы образования, возможность служения высшему духовному началу в человеке и актуальность развития духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности.

Ключевые слова: духовные, нравственные ценности, воспитание, духовно ориентированная среда, спецкурс, деятельность, причины экстремизма, педагогическое общение.

В связи с общим неблагополучным состоянием общественных структур в нашей стране образовалась своеобразная духовная пустота, появились негативные явления в жизни общества, обострились проблемы в воспитании и образовании молодого поколения. В Законе РФ «Об образовании» среди главных задач образовательных учреждений называется духовно-ценностное развитие личности. Национальная образовательная система не может устраняться от духовно-нравственного и патриотического воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром.

В начале XXI в. противоречия, связанные с происходящими изменениями в ценностных ориентациях, ставят перед нами новую задачу: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, с нравственным измерением своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству. Даже самые полезные знания невоспитанный, безнравственный человек легко может обратить во вред себе и окружающим. Поэтому важнее воспитать настоящего человека, воспитать личность - самостоятельную, думающую, трудящуюся и понимающую, что такое долг и что такое нравственность.

гогические науки -

По оценкам результатов социолого-педагогических исследований (С.В. Кульне-вич), наиболее значимыми для большей части молодежи являются ценности ухода от активной деятельности, жестокости, грубости, насилия, поп-культура, боевики. Отмечается снижение ценностей чтения, знакомства с произведениями искусства. Проектируя систему воспитания кафедры «Теория и методика профессионального образования», мы исходили из полученных результатов опроса старшеклассников и студентов: для большинства (57%) традиционные ценности - Добро, Истина, Красота, терпение, добросовестность -оказались непривлекательными. В сознании современной молодежи, в их системе ценностей вера и мораль вытесняются материальными благами и телесными удовольствиями. Преодолеть сложившуюся ситуацию мы сможем, только пробудив в человеке лучшие качества, заложенные в него Творцом. Это любовь, сострадание, милосердие, стремление к нравственной чистоте, умение видеть в каждом человеке своего ближнего и образ Божий.

Разрабатывая содержание и формы духовно-нравственного воспитания студентов, мы проанализировали работы русских философов, педагогов, раскрывающие динамику становления отечественной практики воспитания, определяющие место духовности в нем, показывающие преемственность в развитии идей, задач, целей, средств духовного развития личности для современного этапа воспитания (H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И. Демков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, С.Л. Франк). Акцентирование внимания ученых на значимость высших духовных ценностей и близость механизмов, обращенных к субъективно-субъектной стороне личности, позволило увидеть возможность служения высшему духовному началу в человеке и актуальность развития духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности.

В настоящее время важной задачей в работе нашей кафедры является привлечение общественного внимания к традиционным нравственным ценностям. В научно-практической деятельности Е.И. Авериной, Е.А. Азаровой, Т.И. Власовой, о.П. Медведевой используется методология духовно-ориентированного подхода, ориентирующая преподавателей на поиск ответов на вопросы воспитания духовности в плоскости диалога религиозных и свет-

О Базалий Р.В., 2016

воспитание в структуре непрерывного образования

ских взглядов [7]. Многовековой опыт истории показывает, что именно христианство актуализировало духовное начало человека, научило в тайне христовой любви проникать в ту глубину, где нерастраченным, хотя и закрытым, сияет образ Божий в человеке.

Духовно-ориентированная парадигма дает возможность актуализировать развитие духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности, определить основным способом существования и источником развития человека его духовность. В теории воспитания духовности школьников и студентов в рамках светского подхода речь идет о воспитании, ориентированном на становление системы экзистенциальных ценностей как основы обретения смысла человеческой жизни с интенцией (осознанным стремлением) к абсолютным ценностям (Добро, Красота, Истина). Данные ценности, по мнению Т.И. Власовой, выполняют трансцендентную роль, выражая бесконечность человеческого существования [5; 7].

Парадигма духовно-ориентированного образования служит основой обновления системы воспитания кафедры. В соответствии с культурологической концепцией развития личности (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бонда-ревская, П.С. Гуревич, П.А. Сапронов) образовательная среда преображает и обновляет духовный облик студента, позволяет соблюдать иерархический принцип устроения человека, развивает его способность к духовному восприятию и переживанию, оцениванию окружающего мира, созданию духовных ценностей в искусстве. Аксиологический, личностно ориентированный и культурологический подходы к проектированию учебно-воспитательного процесса отражают реалии сегодняшнего дня и определяют развитие духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности, создают условия в процессе духовного восхождения для восстановления целостной структуры личности.

Известно, что воспитание - основа развития цивилизованного общества, основной фактор становления личности, ее системы миропонимания и жизнетворчества. На основе анализа результатов выполнения студентами творческих и коллективных заданий было выявлено, что отсутствие духовно-нравственного воспитания превращает человека в неосмысленное существо, живущее инстинктами и беспредельным эгоизмом, ради удовлетворения которого оно не гнушается ничем. Обуча-

емыми отмечены интенсивность нарастания экстремизма и терроризма, которые прикрываются различными религиозными и светскими взглядами, силой навязывают людям чуждый для них выбор.

Результаты обработки проведенных опросов позволяют сделать вывод о том, что многие студенты искренне скорбят о невинных жертвах терроризма в Донбассе, погибших и пострадавших в разных странах, и вместе с тем ясно понимают духовные причины современного терроризма. обнаружено, что питательной средой экстремизма является недостаток у широкого круга людей религиозных знаний и духовной практики, выдержанной в духе многовековых вероисповедных традиций. Проблемные вопросы и проблемные задания, реакция студентов на них показали, что в настоящее время опыт духовной жизни, опыт добрососедства остается недостаточно востребованным в национальных системах образования, воспитания и массовой информации (39%). Эмиссары экстремизма нередко используют такие традиционные ценности, как личная и общественная нравственность, любовь к своему народу. Преступники пытаются обратить себе на пользу естественное стремление людей защитить свою веру и культуру перед лицом воинствующей глобализации (34%). Экстремистская пропаганда становится привлекательной для некоторых из тех людей, которые не могут смириться с нравственной распущенностью, социальной и экономической несправедливостью, царящими в современном обществе (27%).

Проведенный опрос выявил мнение студентов о необходимости усиления духовно-нравственного воспитания современной молодежи не только в системе образования, но и в средствах массовой информации. Воспитание молодежи, основанное на твердых нравственных принципах, помогает студентам приобрести необходимые познания в духовно-нравственной области, обогатиться опытом диалога религий и культур, ограничивать зло и поддерживать добро. Большинство студентов считают, что только патриотизм, основанный на духовно-нравственном воспитании, позволит сохранить народ и страну, станет надежным щитом терроризму.

Была отмечена важность верного понимания молодым поколением цели своей жизни, поскольку она определяет направление и характер всей будущей деятельности студентов. Активные студенты понимают, что от того, кто придет на смену нынешнему поколению

известия вгпу. педагогические науки

во все сферы деятельности, зависит будущее российского государства. Все это актуализирует необходимость развития духовных ценностей у студентов в учебно-воспитательной деятельности, введения новых учебных программ, качественной учебной литературы.

Возросла роль преподавателя в насыщении образовательного пространства духовностью. Продуктивным в обогащении воспитания студента представляется широкое использование учебной программы дисциплины «Философия и история образования», что способствует пробуждению гражданских чувств, исторического самосознания, культурной идентификации. Воспитание в духовно-ориентированном образовательном пространстве развивает студентов, их сознание на основе приверженности к истинно национальным корням духовности и культуры. Обмен смыслами, диалог времен, культур способствуют духовно-нравственному воспитанию юношей и девушек, которые ощущают себя преемниками исторических и культурных традиций, осмысляют свою связь с прошлыми поколениями.

Обучающимся студентам было предложено самостоятельно сформулировать предполагаемые цели их воспитания в системе профессионального образования. Были названы следующие: воспитание должно быть обращено не только к разуму, но и к душе молодого человека, отвечать на вопросы о смысле и ценности жизни, помогать обрести идеалы, формировать духовный мир личности. Мы интерпретируем их как значимые мотивы для создания в учебном заведении духовно-ориентированной среды, способствующей раскрытию творческих потенций личности обучаемого, формирующей общественно значимые ценности и нравственные качества с последующей актуализацией их в профессиональной и общественной деятельности.

По приглашению Донской духовной семинарии ростовской-на-Дону епархии русской православной церкви (направление подготовки (специальность) «Молодёжная работа») для слушателей организованы семинары по спецкурсу «Православная педагогика и духовно-нравственное воспитание молодежи», разработанному в парадигме духовно-ориентированного воспитания, предопределяющего опору на закономерности развития духовности молодого поколения и ментальность народа, в культуре которого они воспитываются.

В современной ситуации возникает необходимость поиска технологий воспитания мо-

лодежи, интеграции духовно-нравственных ценностей в жизнь вуза, согласования достижений научной педагогики с учением и жизнью православной церкви. Помочь в реализации этой задачи призван спецкурс, включающий разделы «"Чувственные символы" духовной культуры (1Х-ХУ11 вв.)», «Духовные и религиозные традиции в русском искусстве ХУ1И-Х1Х вв.», «Преображение христианских сюжетов в русской литературе, музыке, живописи ХХ в.». Содержание спецкурса высвечивает преемственные линии в развитии идей духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Освоение содержания спецкурса помогает:

- углубить знания слушателей о величайшем памятнике культуры - Библии, показать влияние христианских идей, духовно-нравственного смысла христианства на формирование русской художественной литературы, классической музыки и живописи, проследить, как воплотились в них христианские сюжеты и образы; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, художников, музыкантов, на поиски ими духовно-эстетического идеала, смысла жизни;

- показать, как нравственные законы и событийность Священного Писания и Предания побуждают духовно осмыслить всю историю русской культуры, бытие в категориях добра и зла, правды и лжи, истины и заблуждения, греха и святости; как православие - основная культурообразующая религия россии - повлияло на духовно-возвышенный облик русской нации.

Диагностическое обследование показало, что изучение современной молодежью данных тем способно обогатить ценностными смыслами содержание творческой деятельности студентов, расширить их представления о духовно-нравственных и эстетических ценностях, идеалах, взглядах на основе знаний, полученных на занятиях, и ситуаций из собственной жизни. Увеличилось число слушателей, способных дать обобщенную характеристику духовно-нравственным, эстетическим ценностям, отмечен рост познавательного интереса.

Способности и потребности слушателей изучались по методике В.И. Андреева, Е. Владимировой, Л.М. Фридман. Полученные результаты свидетельствуют о том, что традиционные мировоззренческие ориентиры в россии должны быть изучены, поддержаны и как раз прошлое России - во многом ее будущее. Социальная и культурная среда является

воспитание в структуре непрерывного образования

устойчивой, если в течение многих поколений передается основной фонд умений и представлений. Прерывистый характер передачи необходимых знаний, напротив, свидетельствует о нестабильности, неустойчивости данного этнического и социального, культурного образования. Для того чтобы сохранить себя как нечто цельное, России необходимо обратиться к своей традиционной религии и морали, признать христианские ценности базовыми в процессе формирования нового поколения. Возродить православные традиции в условиях, когда практически потеряны три поколения их носителей, очень сложно. Очевидно, что одним из необходимых условий этого возрождения должно быть детальное изучение православных образов и идей, которые сложились в нашем обществе в процессе развития принципов христианского воспитания и образования.

К сожалению, в наше время образование не гарантирует духовно-нравственного воспитания человека, а современная телепропаганда старается всячески измельчить, унизить и опошлить русский язык. Язык точно отражает степень освоения человеком (или неосвоения) культурного наследия своей страны. Современный молодой человек говорит на странной смеси из американских слов, компьютерных терминов, субкультурного сленга и нецензурной брани. общаясь и взаимодействуя с людьми в разнообразных ситуациях, студенты воспринимают и оценивают их. Учитывая данную ситуацию, при подготовке учебного материала дисциплины «Основы педагогической и деловой риторики» преподаватель отбирает актуальные тексты с молодежной проблематикой и диалоговыми ситуациями. Лич-ностно ориентированный и коммуникативный аспекты содержания учебного процесса становятся эффективными, т. к. на семинарских занятиях представлены разнообразные формы и виды общения.

Тест об отношении студентов к дальнейшему совершенствованию в своей профессиональной речеведческой деятельности показал, что, общаясь со своими сверстниками, студенты лучше узнают друг друга, приобретают знания, опыт, нормы, ценности и способы деятельности. Педагогическое и деловое общение является фактором духовно-нравственного развития студентов, именно в общении проявляются особенности их поведения. При помощи методов наблюдения, анализа продуктов деятельности на практических занятиях было выявлено: благодаря общению студенты могут стать воспитанными, культурными, терпимыми, с пониманием относиться к ошибкам и

неудачам других людей. Беседы и дискуссии помогают правильно говорить о своих мыслях, чувствах, студенты учатся открытому общению.

Для современного человека важно умение слушать, проявляя при этом уважение к собеседнику, заинтересованность и сочувствие. «Для человека новой формации обращенность к таким ценностям гуманистического восприятия мира, как справедливость, порядочность, достоинство, благородство, разум, доброта, является естественной потребностью» [6; 8]. Студенты, развивая коммуникативную компетентность, подводят итог сказанному, следят за ходом повествования выступающего на семинаре, дают возможность своему собеседнику самому почувствовать потребность в их совете. Для анализа своих действий в ходе педагогического и делового общения студентам был предложен тест-опрос на определение уровня готовности к общению в коммуникативных ситуациях. Будущие педагоги отметили необходимость совершенствовать владение различными видами ролевого поведения, лингвистические знания как средство сознательного обогащения знаний по родному языку, совершенствовать умение полноценно пользоваться ими, достигая результатов общения в определенной речевой ситуации. Выступая в роли друга, советчика, наставника, студенты в зависимости от коммуникативной ситуации стремятся правильно установить контакт, поддерживать его на всем ее протяжении и успешно завершить - все это повышает коммуникативную культуру будущих педагогов.

Для выявления эффективности применённых технологий было проведено диагностирование студентов и слушателей по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» в начале и после одного года обучения.

Ценность Студенты, % но ПО Слушатели, % но ПО

Свобода 1819 2147

Любовь 1717 2352

Красота 1214 1943

Добро и жизнь для других 912 1437

Идеалы 34 516

Вера 79 823

Истина 33 412

Служение и любовь к Богу 35 419

Стремление к святости 23 314

Сострадание, милосердие 811 1234

Человеколюбие 59 825

Гармония 47 929

Созвучие 34 517

- известия вгпу. пе,

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности использования в учебно-воспитательной деятельности духовно-ориентированного подхода, подтверждающего, что духовность является причиной восприятия прекрасного, возникновения гармонии, развития чувств в момент переживания. Разработанные технологии позволяют наибольшему количеству обучающихся в учебно-воспитательной деятельности развивать духовные ценности, воспринимать вечные ценности национальной культуры, определяющие этическую направленность бытия человека, его духовно-нравственный опыт, культуру.

Современные студенты и слушатели, осознавшие необходимость возвращения к духовным истокам и историческим корням своего народа, ожидают от российских педагогов и руководителей отечественного образования деятельного участия и вдохновенного руководства в деле духовно-исторического возрождения России.

список литературы

1. Базалий Р.В. Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами христианского и светского искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д., 2005.

2. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., 1986.

3. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1987.

4. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д.: РГПУ, 1995.

5. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: дис. ... д-ра пед. наук / Ростов н/Д., 1999.

6. Власова Т.И. Педагогика духовности как наука и актуализированная практика современной школы // Интеграция образования. 1999. № 4.

7. Власова Т.И. Историко-культурный генезис «гражданского идеала» в России как символико-ценностный коммуникативный процесс // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2007. № 1 (4).

8. Власова Т.И., Базалий Р.В., Денисова Я.В. Содержание и технологии духовно ориентированного воспитания / под ред. Т.И. Власовой: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ДГТУ, 2013.

9. Зеньковский В.В. Основы христианской антропологии. М., 1996.

10. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: в 2 т. М.: ТОО «Рарогъ», 1993.

гогические науки -

11. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М., 1987.

12. Федотов Г.П. Полное собрание статей: в 4 т.

Париж: ИМКА-Пресс, 1982.

* * *

1. Bazalij R.V. Duhovno-jesteticheskoe vospita-nie studentov sredstvami hristianskogo i svetskogo iskusstva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Rostov n/D., 2005.

2. Bachinin V.A. Duhovnaja kul'tura lichnosti. M., 1986.

3. Berdjaev N.A. Filosofija tvorchestva, kul'tury i iskusstva. M., 1987.

4. Bondarevskaja E.V. Vospitanie kak vozrozh-denie grazhdanina, cheloveka kul'tury i nravstvennos-ti. Rostov n/D.: RGPU, 1995.

5. Vlasova T.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy i praktika vospitanija duhovnosti sovremen-nyh shkol'nikov: dis. ... d-ra ped. nauk / Rostov n/D., 1999.

6. Vlasova T.I. Pedagogika duhovnosti kak nauka i aktualizirovannaja praktika sovremennoj shkoly // Integracija obrazovanija. 1999. № 4.

7. Vlasova T.I. Istoriko-kul'turnyj genezis «grazhdanskogo ideala» v Rossii kak simvoliko-cennostnyj kommunikativnyj process // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2007. № 1 (4).

8. Vlasova T.I., Bazalij R.V., Denisova Ja.V. Soderzhanie i tehnologii duhovno orientirovannogo vospitanija / pod red. T.I. Vlasovoj: ucheb. posobie. Rostov n/D.: Izd-vo DGTU, 2013.

9. Zen'kovskij V.V. Osnovy hristianskoj antropologii. M., 1996.

10. Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta: v 2 t. M.: TOO «Rarog#», 1993.

11. Lihachev D.S. Russkie letopisi i ih kul'-turno-istoricheskoe znachenie. M., 1987.

12. Fedotov G.P. Polnoe sobranie statej: v 4 t. Parizh: IMKA-Press, 1982.

Development of spiritual values of students in educational activities

The article represents the renewed system of education of the department of theory and methodology of professional education. The attention is focused on the importance of spirit-oriented paradigm of education, possibility to serve higher spiritual origins in a person and the urgency of development of spiritual values of students in educational activities.

Key words: spiritual, moral values, education, spirit-oriented environment, special course, activities, reasons for extremism, pedagogic communication.

(Статья поступила в редакцию 01.07.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.