УДК 378.017 ББК 74.580.053 Л 72
Р.И. Лозовская ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятий «духовное воспитание», «духовность» в рамках профессионального образования учителя музыки. Представлены психологопедагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса духовного воспитания специалиста в области музыкального образования. Среди них выделены внутренние субъективные и внешние объективные условия. Приведены примеры создания объективных условий духовного воспитания в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта.
Ключевые слова: духовное воспитание, духовность, психолого-педагогические условия духовного воспитания, духовные ценности и смыслы музыкально-педагогической деятельности.
R.I. Lozovskaya PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF SPIRITUAL EDUCATION OF THE TEACHER OF MUSIC IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE HIGHER SCHOOL
Abstract. The paper discloses the essence of concepts “spiritual education”, “spirituality” within the limits of professional training the teacher of music. The psychological-pedagogical conditions providing efficiency of process of spiritual education of the expert in the field of music education are presented. Among them are internal subjective and external objective conditions. Examples of creation of objective conditions of spiritual education in the course of professional training the teacher-musician are given.
Keywords: spiritual education, spirituality, psychological and pedagogical conditions of spiritual education, cultural wealth and senses of musical-pedagogical activity.
Современному учителю музыки необходимо не только обладать профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и еще иметь высокий уровень духовности для установления контакта с внутренним миром учащихся и погружения их в содержание музыкальных произведений. Духовное воспитание будущего учителя музыки выступает как целенаправленный и организованный процесс, способствующий реализации в учебной деятельности его духовных запросов и потребностей. Осуществление такого воспитания возможно лишь при создании определенных психолого-педагогических условий, рассмотрению которых посвящена данная статья. Сначала обозначим, что понимается под духовным воспитанием в современной педагогической науке, а затем представим психолого-педагогические условия его организации в системе высшего музыкально-педагогического образования.
Одни ученые понимают духовное воспитание только как религиозное и связывают его с приобщением человека к знаниям священных писаний, к выполнению ритуалов, обрядов, таинств. Другие подразумевают под ним совершенствование всего внутреннего мира человека независимо от наличия у него религиозных убеждений. В исследовании И.А. Соловцовой установлена «территория согласия» между православной и светской педагогикой в понимании духовного воспитания, обусловленная его ценностно-смысловой природой. Автор рассматривает его как феномен, определяющий становление
смысложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию человеческой сущности. В соответствии с этим в рамках профессионального образования духовное воспитание должно быть нацелено на интериоризацию ценностей и смыслов будущей деятельности специалиста.
Результатом духовного воспитания выступает духовность, которая по утверждению мыслителей разных времен имеет положительное энергетическое начало и соотносится с понятиями истины, свободы, добра, любви, красоты, творчества. Однако на уровне личности ученые затрудняются дать однозначную характеристику этому явлению. Одни называют ее качеством или способностью человека, другие понимают как поисковую, практическую деятельность или опыт. В современных психолого-педагогических исследованиях установлено, что духовность - это способ человеческого существования, смысл человеческой жизни, интенция человека к высшим абсолютным ценностям, его способность активно воздействовать на внешние и внутренние условия с помощью смысложизненных нравственных ценностей и идеалов, своего рода «ядро», истинно человеческая сущность, доминанта целостной личности, устремляющая человека к Истине, Добру и Совершенству (В.И. Слободчиков, В.П. Зинченко, Т.И. Власова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова, Н.Л. Шеховская и др.). Как видим, спектр различных характеристик указывает на то, что духовность представляет собой человекосозидающее явление, основанное на постоянном сознательном самосовершенствовании человека в соответствии с его духовными идеалами, ценностями, смыслами.
От рождения человек имеет цельность духовной природы, которая не позволяет ему выходить за пределы человеческого, разумного душевно-духовного начала. Духовность проявляется в ясности мышления, трезвости чувств, чистой совести, твердости характера, в понимании и выполнении человеком своего предназначения. По мере вхождения в социум, увеличения количества социальных ролей человек зачастую отклоняется от вектора своего духовного развития в сторону материальной зависимости, душа притягивается к временному, телесному, цельность его духовной сущности постепенно начинает разрушаться. Необходима серьезная кропотливая работа по ее восстановлению, объединению вокруг духовного ядра всех его желаний, стремлений, интересов, потребностей для воссоздания теперь уже целостности внутреннего мира человека. К этому и призвано духовное воспитание, способствующее укреплению таких духовных качеств человека, как Вера, Совесть, Справедливость, Свобода, Любовь.
Организация духовного воспитания в рамках профессионального образования направлена на пробуждение духовных качеств, способностей к духовному саморазвитию и распространение их на сферу будущей деятельности специалиста. Духовное воспитание будущего учителя музыки понимается нами как специально потенцированный процесс его взаимодействия с культурно-образовательной средой вуза, направленный на совершенствование его внутреннего мира в соответствии с высшими общечеловеческими ценностями и на обретение им смыслов музыкально-педагогической деятельности. Специфика духовности учителя музыки заключается в том, что она выступает как личностное качественное образование, интегрирующее его духовную, педагогическую и музыкальную культуру, и проявляется через наличие у него профессионально-духовных ценностей и потребностей. Основными ценностями являются учащийся, как субъект музыкального образования, и музыка, как источник его духовного обогащения. Ведущей профессиональной потребностью учителя выступает потребность в передаче учащимся опыта ценностного отношения к музыкальному искусству.
Обратимся к определению психолого-педагогических условий организации духовного воспитания учителя музыки. Известно, что условие обозначает обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; предъявляемое требование или правило, установленное в какой-нибудь области жизни, деятельности человека. В современной педагогической науке выделяют внутренние и внешние, субъективные и объективные, личностные и ситуативные условия. Фактически это две основные группы условий, одна из которых
касается личности самого обучаемого или воспитуемого, а другая - влияния различных факторов внешней среды на достижение цели обучения или воспитания. Так, к внутренним условиям относят наличие способностей, индивидуальных и личностных качеств субъекта, которые усиливают результативность педагогического воздействия, а к внешним - влияние личности педагога, содержания и процесса педагогической деятельности на развитие определенных сторон человеческого характера, на получение знаний, умений, навыков.
Внутренние субъективные условия, обеспечивающие эффективность процесса духовного воспитания будущего учителя музыки, были определены в соответствии с пониманием его духовности как личностного качественного образования, интегрирующего духовную, педагогическую и музыкальную культуру. Поэтому в перечне внутренних условий отражено наличие духовных, педагогических и музыкальных способностей, качеств, потребностей. К ним относятся:
1. Способности к духовному саморазвитию: способность к рефлексии, творческое мышление, стремление к самопознанию и самосовершенствованию, сила воли, склонность к поиску смысла жизни и своего жизненного предназначения и т.д.
2. Совокупность духовных качеств и состояний: Веры, Совести, Справедливости, Свободы, Любви. При этом проявления свободы и любви должны находиться в рамках веры и совести субъекта воспитания.
3. Стремление к развитию душевных качеств характера: гуманности, милосердия, доброжелательности, чуткости, внимательности, искренности, коммуникабельности, сострадания, толерантности и др.
4. Профессионально-значимые способности и качества: педагогическая интуиция, музыкальность, креативность, эмпатийность, эмоциональность, уверенность, просоциальность, способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей, понимать личностные особенности другого человека, вступать с ним в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения и т.д.
5. Познавательная активность: стремление к накоплению профессиональных знаний и умений, интерес к получению знаний о духовной сущности человека и ее проявлениях в различных сферах жизнедеятельности, стремление к расширению кругозора и приобретению духовного опыта.
6. Духовные интересы и потребности: в музыкальной деятельности, в развитии эстетического вкуса, в творчестве, в общении с детьми, стремление к восстановлению целостности внутреннего мира, настроенность на позитивное восприятие окружающей действительности.
Наличие перечисленных способностей, качеств, потребностей у будущего специалиста свидетельствует о возможности осуществления духовного воспитания. Но если они не будут востребованы в процессе вузовского образования, то результативность воспитания будет недостаточной. Следует отметить, что это идеальный набор внутренних субъективных условий, в реальности же студенты могут обладать ими в большей или меньшей степени, некоторые из них могут быть недостаточно развитыми. Поэтому возникает необходимость создания внешних психолого-педагогических условий для активизации внутреннего потенциала духовного роста студентов.
Внешние объективные условия организации духовного воспитания учителя музыки составляют совокупность специально созданных обстоятельств, которые были выделены нами на основе того, что в процессе взаимодействия с культурно-образовательной средой вуза должно происходить совершенствование внутреннего мира студента, обретение им ценностей и смыслов музыкально-педагогической деятельности. К таким условиям относятся: наличие у преподавателя высшей школы профессионально-духовного опыта и открытость путей его приобретения, профессионально ориентированное и духовно направленное содержание вузовских дисциплин, сочетание традиционных и
инновационных технологий обучения, способствующих удовлетворению духовных интересов и потребностей студентов в учебной деятельности.
Рассмотрим более подробно каждое из перечисленных условий.
1. Наличие у преподавателя высшей школы профессионально-духовного опыта и открытость путей его приобретения. Преподаватель должен постоянно заниматься профессиональным и духовным самосовершенствованием, делиться с воспитанниками опытом своей духовной жизни, пониманием своих внутренних состояний, своими способами преодоления трудностей в профессиональном и духовном становлении, способами приобретения личных смыслов музыкально-педагогической деятельности. Только на примере собственного пути духовного самосовершенствования педагог может вовлечь студентов в процесс интернализации профессионально-духовных ценностей. Вместе с тем он должен очень внимательно относиться к малейшим изменениям в духовном мире студентов, всячески поддерживать их продвижения в профессиональном и духовном росте. Для этого педагогу необходимо обладать, прежде всего, такими качествами, как толерантность, открытость, искренность, эмпатийность, доброжелательность, внимательность, справедливость и т.д.
2. Профессионально ориентированное и духовно направленное содержание вузовских дисциплин предоставляет студентам возможность выбора способов его освоения с учетом их духовных способностей, качеств, потребностей. Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин должно иметь различные мировоззренческие позиции, информацию о достижениях нескольких научных школ и направлений. Это активизирует развитие способностей обучаемых к духовному саморазвитию, позволяет студентам соотносить свои мировоззренческие установки с общепринятыми в определенной области научного знания.
По отношению к содержанию блока общепрофессиональных дисциплин следует соблюдать условие наполненности его аксиологического компонента духовными идеалами и ценностями музыкально-педагогической деятельности. В этом блоке, кроме дисциплин федерального компонента, необходимо введение в учебный процесс спецкурсов, обобщающих знания, ценности всех изученных дисциплин и направляющих их в русло будущей профессиональной деятельности. Такими интегративными дисциплинами в нашей экспериментальной работе явились авторские спецкурсы «Развитие духовности личности в системе музыкального образования» (Р.И. Лозовская), «Основы формирования культурологической направленности личности учителя музыки» (Г.Б. Луганская). В результате освоения содержания этих спецкурсов у студентов складывается полное представление о культурологической миссии музыкальнопедагогической деятельности, о средствах и способах достижения цели школьного музыкального образования - воспитания музыкальной культуры как части духовной культуры личности учащегося.
В содержание дисциплин предметной подготовки следует включать произведения не только классической и народной музыки, но и духовную религиозную музыку, а также лучшие образцы джазовой, эстрадной, современной популярной музыки. В таком случае каждый обучаемый имеет возможность определиться в выборе того музыкального направления, которое созвучно его духовному миру. При этом следует учитывать, что произведения учебного репертуара должны иметь высокий уровень художественности, т. е. содержать такие духовные ценности, как стремление к идеалам добра, любви, красоты, свободы, справедливости и т.п. Кроме того, блок дисциплин предметной подготовки должен также содержать учебные курсы, наводящие студентов на размышления о духовных основах музыкального искусства. Например, в учебный план Института искусств АГУ введен курс «Музыкальное искусство и религия» (С.И. Хватова), центральными вопросами которого являются: «Духовность и религиозность - одно и то же?», «Какую музыку можно назвать духовной?», «В чем заключается воспитательная сила музыкального искусства и религии?». В завершении этого курса проводится круглый
стол, где студенты выступают с сообщениями о месте и значении музыки в языческой религии первобытного общества, в негритянской религиозной культуре, в буддизме, иудаизме, исламе, христианстве и, наоборот, о духовных религиозных темах в классической и народной музыке, в жанрах бардовской песни, в рок-музыке.
3. Сочетание традиционных и инновационных технологий обучения, способствующих удовлетворению духовных интересов и потребностей студентов в учебной деятельности. Выполнение этого условия предполагает, что традиционные технологии обучения формируют крепкую знаниевую основу, базу профессиональных умений и навыков, а инновационные (личностно-ориентированные, интерактивные технологии и т.д.) помогают обучаемым проявить свое отношение к полученным знаниям, умениям, навыкам, позволяют задействовать их духовный опыт. Из этого условия вытекает ряд более частных условий-принципов, связанных с организацией учебного процесса. По признанию большинства исследователей, для осуществления духовного воспитания необходимо вовлечение обучаемых в смыслотворческую деятельность. Следовательно, в процессе вузовского образования максимально следует актуализировать творческое мышление, сознание, волю, чувства, разум студентов. Опираясь на выделенные С.Н. Бегидовой и С.А. Хазовой условия организации учебного процесса с целью формирования опыта профессионально-творческого мышления, считаем, что в связи с поставленной задачей духовного воспитания специалиста первостепенными условиями-принципами являются: осознанность обучения, совместная деятельность педагога и студентов, приоритет самостоятельности студентов во всех видах учебной деятельности.
Раскроем значимость этих условий-принципов для воспитания духовности будущих учителей музыки.
Осознанность обучения предоставляет студентам возможность соотнести свои духовные ценности и потребности с профессионально-значимыми, дает понимание того, для чего изучается та или иная дисциплина, соответствует ли цель обучения их внутренним желаниям, стремлениям. К сожалению, в последние годы в педагогические вузы приходят абитуриенты, не ориентированные на профессию учителя. Проведенное нами анкетирование показало, что большинство студентов младших курсов Института искусств АГУ настроены на получение только музыкальных знаний, умений и навыков, на развитие своих музыкальных способностей и талантов, и только 20% обучаемых включили в цель своего вузовского образования приобретение элементов педагогической деятельности («научиться нести детям любовь к музыке», «приучить детей к искусству, чтобы они полюбили музыку и понимали ее»). Поэтому в начале обучения следует помочь студентам осознать нужность и значимость профессии учителя музыки. В дальнейшем важно, чтобы студенты понимали роль каждой изучаемой дисциплины в повышении уровня их профессиональной подготовки. Для этого необходимо проводить занятия с применением интерактивных технологий, позволяющих включать в процесс освоения дисциплины духовный опыт студента. В результате происходит повышение познавательной активности, согласование профессиональных знаний и ценностей, заложенных в конкретной дисциплине с духовными интересами и потребностями будущего специалиста.
Совместная деятельность педагога и студентов позволяет установить партнерские субъект-субъектные взаимоотношения, раскрыть способы профессионального и духовного совершенствования, оказать поддержку студентам в их профессионально-духовном становлении. Одна из организационных задач преподавателя - направить внимание студентов на цели и смыслы учебно-профессиональной деятельности. Сверхзадачей совместных действий педагога и студентов является проектирование траектории дальнейшего продвижения в профессиональном и духовном совершенствовании. В совместной деятельности развивается просоциальность, понимаемая как направленность личности на благо других людей и людских сообществ путем свободного волепроявления
и творческого характера деяний. Благодаря этому у студентов постепенно происходит смена психической установки противопоставления «Я - не Я» на установку сочетания «Я + Мы», что предоставляет всем участникам учебного процесса возможность обмениваться духовным опытом. Совместная деятельность предполагает введение в учебный процесс диалогичности общения. В концепции духовного воспитания И.А. Соловцовой диалог рассматривается не как синоним беседы, а как способ постижения собственного духовного мира, мира другого человека и мира культуры. Отметим, что не всякий диалог способствует воспитанию духовности. Чтобы запустить механизм смыслотворческой деятельности, необходим экзистенциальный диалог, который обращен к субъектному опыту студентов и включает смысложизненные вопросы, актуальные для будущих специалистов. В процессе экзистенциального диалога раскрывается внутренний мир обучаемых, происходит обмен не только информацией, но и энергией между всеми участниками общения. В результате учебное заведение перестает быть местом, где педагоги отвечают на вопросы, которые студенты им не задавали, а становится для них центром поиска и осмысления своего жизненного предназначения и роли будущей профессиональной деятельности в выполнении этого предназначения.
Самостоятельное обучение студентов будет более продуктивным при соблюдении двух предыдущих условий: осознанности и совместной деятельности. Только после того, как студенты осознают, зачем и для чего им необходимы те или иные знания, умения и навыки, после того как они увидят примеры решения учебно-профессиональных проблем в совместной деятельности с педагогом, возможно качественное выполнение самостоятельной работы. Это условие также способствует включению духовного опыта обучаемых в учебный процесс, что активизирует формирование их профессиональнодуховных ценностей и потребностей. Организация самостоятельной работы требует индивидуализации обучения, которая, в свою очередь, вызывает необходимость элективности обучения, что в целом дает студентам возможность выбора учебного материала и способов учебной деятельности. Приоритет самостоятельного обучения осуществляется в результате преобладания в образовательном процессе творческих заданий проблемно-поискового характера. Так, например, в содержании интегративного спецкурса «Развитие духовности личности в системе музыкального образования» студентам предлагается следующее задание: выбрать музыкальное произведение,
проанализировать его содержание и отобрать методы, необходимые для создания ситуации духовного общения на школьном уроке. Затем в студенческой группе апробируется применение этих методов и совместно с педагогом анализируется полученный результат. Главная задача действий «учителя» - проникновение «учащихся» в содержание музыки, направленность на то, чтобы духовные идеалы и ценности музыкального произведения стали достоянием их внутреннего мира. Творческий самостоятельный характер деятельности предоставляет студентам свободу выбора как содержания обучения, так и способов его освоения, что благотворно влияет на создание индивидуального стиля будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.
Таким образом, благодаря взаимодействию внутренних и внешних психологопедагогических условий духовного воспитания у студентов происходит порождение собственных целей, ценностей и смыслов сначала учебной, а затем будущей профессиональной деятельности, возникают устойчивые изменения в духовном характере. Сначала у будущего учителя устанавливается взаимосвязь духовных и профессиональнозначимых качеств, а затем посредством разума и воли они становятся для него руководством к действиям при осуществлении музыкально-педагогической деятельности. Будущий учитель музыки приобретает уверенность в значимости своей профессии, веру в свои силы и талантливость учащихся, в успешность музыкально-педагогической деятельности, развивает любовь и уважение к учащимся, к музыке, к своему делу, обретает духовную свободу в своих действиях. Выполнение всех перечисленных условий обеспечивает включенность субъективного Духа каждого студента в учебный процесс, что,
в свою очередь, способствует совмещению вектора профессионального развития будущего специалиста с вектором духовного роста, т.е. стимулирует его профессионально-духовное становление.
Примечания:
1. Бегидова С.Н., Хазова С.А. Основы формирования опыта профессионально-творческого мышления педагога: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. М.Я. Виленского. Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. 168 с.
2. Власова Т.И. Сущность душевно-духовного развития человека в контексте духовноориентированной концепции воспитания // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 1. С. 43-50.
3. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: в 2 т. М.: Рарогъ, 1993.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
5. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография. Волгоград: Перемена, 2006. 248 с.
6. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX - первая половина XX вв.). Белгород: Белгород. обл. типография, 2006. 352 с.
References:
1. Begidova S.N., Khazova S.A. Bases of formation of experience of professional-creative thinking of the teacher: the manual for higher school students / Ed. M.Ya.Vilenskiy. Maikop: AGU Publishing House, 2007. 168 p.
2. Vlasova T.I. The essence spiritual development of the person in a context of the spiritually-focused concept of education//Izvestiya of Southern Federal University. Pedagogical Sciences. 2007. No. 1. P. 43-50.
3. Ilyin I.A. Axioms of religious experience: in 2 vol. М.: Rarog, 1993.
4. Slobodchikov V.I, Isaev E.I. Bases of psychological anthropology. Psychology of the person. Introduction in subjectivity psychology: the manual for higher school. М.: School-Press, 1995. 384 p.
5. Solovtsova I.A. Spiritual education in orthodox and secular pedagogy: methodology, the theory, technologies: the monograph. Volgograd: Peremena, 2006. 248 p.
6. Shekhovskaya N.L. Sspirituality of moral education in Russian philosophical-pedagogical thought (second half of the 19th - first half of the 20th centuries). Belgorod: Belgorod. Region Printing House, 2006. 352 p.